Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.
и основанный им Троицкий монастырь
К оглавлению
ПОВЕСТЬ МАРТИРИЯ ЗЕЛЕНЕЦКОГО
Повесть о житии преподобного отца Мартирия, жившего в области Великого Новгорода в Обоисжской пятине, в пустыни, называемой Зеленой, — что он сам о себе поведал отцу своему духовному и ученикам: как и где жил до прихода своего в ту пустыпь, как нашел ее, как поселился, храмы создал и обитель устроил. Поселился же он в той пустыни при благочестивом царе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси самодержце, и жил многие годы, а умер в той же обители в царство Бориса Годунова.
Духовный мой брат Досифей! Тайну цареву следует хранить, дела же Божии громогласно проповедовать (ср.: Тоeum. XII, 7). Расскажу тебе о себе, о том, как и где жил я до поселения своего в этой пустыни, следующее.
Жил я прежде в Великих Луках, во вновь созданном Сергиевом монастыре, у настоятеля той обители священноинока Боголепа. В той обители пострижение и от мира отречение я совершил и воспринял святой ангельский образ от руки того же священноинока Боголепа. Им же я был поставлен келарем, и поручил он мне службу казначея и пономаря; я и посуду мыл, и во всех службах монастырских послужил в послушании отцу своему и братии в обители той семь лет.
И пришла ко мне мысль об отшельнической жизни, и договорился я с неким поваром бельцем идти в пустынь, куда Бог наставит. Вдруг пришел ко мне в келью некий юродствующий, именем Михаил, и сказал мне: «Мартирий, пойди один». Также пошел он и к тому повару и сказал ему те же слова: «Пойди один». Опять я условился с тем поваром идти в пустынь в день архистратига Михаила. В тот же день в Великих Луках было освящение церкви архистратига Михаила. Когда начали освящать церковь, мы втайне вышли из монастыря и отошли от Великих Лук шестьдесят поприщ. В ту же ночь выпал снег по колено; нашли мы глухое место и хотели там поставить хижинку, но оказалось невозможно, потому что мох засыпало снегом и нечем было конопатить. И возле какого-то ручья, на берегу в земле, в глине, выкопали мы себе землянку и покрыли ее еловыми ветками. Велел я своему товарищу пойти в селение за одним приспособлением, которым делаются разные дыры. А он пошел и не вернулся ко мне, в деревне же той рассказал обо мне одному крестьянину: «Такой-то старец живет в таком-то месте»; и тот крестьянин приходил навещать меня. Я же жил в пустыни и питался ремеслом своим: плел из лыка лапти и с тем крестьянином посылал по селам жителям, а они посылали с тем же крестьянином нужное мне. И я, грешный, принимал с благодарностью от них принесенное и молился за них Богу.
В той пустыни я от бесов много устрашений претерпел. Ибо приходили они и пугали меня, стоя у моей хижины за дверьми и говоря друг другу: «Спит он». А один бес проник в хижину мою и хотел схватить меня, как будто желая меня задушить. Я же беспрестанно творил Иисусову молитву, и он убежал от меня. Другие же бесы, которые стояли у кельи пред дверьми, сказали тому бесу: «Почему ты не нападаешь на него?» А бес им ответил: «Пойдите вы сами к нему и одолейте его!» Я же, сотворив молитву, сказал им так: «О, отпадшие бесы, что сделал вам я, грешный? Вы же привели меня в эту пустынь и хотите насмеяться надо мной. Я же, грешный, надеюсь на Господа Бога моего Иисуса Христа и на Пречистую Богоматерь, и на силы небесные, на Михаила и Гавриила, и на своего святого ангела, хранителя души и тела моего, и на всех святых». После этого лег я спать; пробудившись же от сна, промедлил и не встал с ложа своего. А день наступил праздничный, и тот преждеупомянутый христолюбец принес нужное мне и ушел. Я поднялся, отпел канон, также и часы, потом накрыл стол, поставив на нем все нужное, но ни к чему не прикоснулся, казня себя за леность. И сказал я мысленно сам себе: «О, окаянная моя плоть, за леность свою недостойна ты и воду пить». Потом прослезился и сказал: «Господи превечный, Царь небесный, дух бодр, а плоть немощна, но дай же мне, Господи, сухой хлеб омочить в воде и душу напитать». И не прикоснулся я ни к чему от съестного, кроме сухариков и воды. Вдруг загремел сильный гром, так что и земля затряслась, и ложка моя со стола упала на землю.
Потом я, грешный, написал к отцу своему духовному, чтобы он благословил меня в пустыни той жить. Но он не благословил меня жить в пустыни, а сказал мне: «Пойди, господин, жить в общежительство». Я же, грешный, пошел в город Смоленск помолиться Пречистой Богородице и великим чудотворцам Авраамию и Ефрему. И они, чудотворцы, явились мне и сказали так: «Должен ты жить в пустыни, где Господь благоволит».
НАСТАВЛЕНИЕ ИГУМЕНА МАРТИРИЯ К БРАТИИ
Духовный мой брат Досифей, пишу тебе эту духовную памятцу кратко и втайне от братии, ты же держи ее у себя Бога ради до тех пор, пока Господь благоизволит и не возьмет меня от жизни этой суетной, и не помянет многих моих грехов по милости своей.
Братья мои милые, прошу вас и молю, чтобы вы не надеялись ни на князя, ни на боярина, ни на какого властителя, а имели бы во всем надежду на Живоначальную Троицу и на Пречистую Богородицу — Они вам будут во всем помощники и заступники. Имейте почтение к царю земному и к его царевичам, и к властям. Не просите у них ничего, как и я, грешный, почитал их и не просил у них ничего, а во всем надеялся на Живоначальную Троицу и на Пречистую Богородицу. И чего у Них, у Светов, просил, то Они мне, грешному, даровали. У Них только осмеливался я все просить. Так и вы дерзайте у Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы все просить и, кроме Них, в помощники себе никого не ищите. А за земного царя, государя нашего, Бога молите, и за его царевичей, и за все его войско. Потому что он, государь, о нас, о грешных, радеет и кровь проливает за святые церкви и за все православное христианство.
А помнил я, живя в монастыре Пресвятой Троицы и Пречистой Богородицы, слово Иоанна Предтечи, который так сказал старцу, хотевшему оставить свою пещеру и идти на Синайскую гору: «Эта пещера для тебя лучше Синайской горы, если живешь в ней с верою». Так и вы, братья, живите с верою в монастыре Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы, не уходя.
А если Бог изволит, и государь станет вас одаривать, наделы земли давать или грамоту отводную, то вы у него не берите, потому что защита земли — десница Бога-Светодавца и риза Пречистой Богородицы, и образ ее чудотворный,— та защита хранит от всякого зла. Если будете нелицемерно любить друг друга и ропотом Христа и Пречистую Богоматерь не разгневаете, и станете трудиться с радостью и от своих праведных трудов питаться, я надеюсь, что милость Божья и Пречистой Богородицы будет на вас пребывать, как и на мне, грешном. А если Бог и Пречистая Богородица изволят внушить сердцу государя, и станет он милостыню давать на поминание своих родителей, или на свечи и фимиам, и на пшеницу, и вы то от государя принимайте с любовью, как от десницы Бога-Светодавца, потому что не вы у государя того просили, а Бог и Пречистая Богородица на то его вразумили.
ОБ УКАЗАНИИ МЕСТА ИКОНЫ ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Я же, многогрешный старец Мартирий, не своевольно, а по Божьему благоволению и с помощью Пречистой Богородицы поселился в этой пустыни, на этом святом месте.
Еще когда я жил в Великих Луках в Сергиевом монастыре в одной келье с настоятелем Боголепом, за семь лет до прихода моего в эту пустынь, явилась мне Пречистая Богородица образом своим честным, не наяву, а в сонном видении; случилось это так. Будучи в обители той пономарем, поднялся я на колокольню в полдень и уснул. И увидел во сне огненный столп, как будто бы в этой стороне стоящий. Подошел я к тому огненному столпу и увидел стоящий около него образ Пречистой Богородицы Одигитрии, на золоте, величиной такой, как образ Одигитрии, что стоит в церкви на реке Тихвинке, за клиросом, с левой стороны, принесенный из Старой Руссы. И я будто бы к образу тому приложился, икона же была очень горяча от огненного столпа. И пробудившись от сна, я в страхе был от того видения, а когда прикоснулся рукою к своему лбу, то почувствовал, что он горяч.
ВТОРОЕ ВИДЕНИЕ ТОГО ЖЕ ОБРАЗА
Когда же я пришел в эту пустынь, по прошествии многого времени после того видения, лег я отдохнуть и уснул. И увидел во сне у пустыни море, а на том море образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, такой же, как и прежде мне явившийся, плавает. Я же стоял на берегу и увидел, что недалеко от того образа на море лежит пораженный бес. Посмотрел я направо и увидел стоящего в воздухе архангела, видом же он был такой, каким пишется архангел Гавриил в Благовещении Пресвятой Богородицы, со скипетром. И захотел я осенить себя крестным знамением у образа Пресвятой Богородицы, как и прежде, но испугался воды морской — вдруг потопит меня. И сказал мне архангел, стоящий в воздухе: «Почему ты не осмеливаешься подойти перекреститься к образу Пречистой Богородицы?» Я же, грешный, отвечал ему: «Господин, я боюсь». А он сказал мне: «Чего боишься?» Я ему снова ответил: «Бесовского нападения — как бы он меня не уловил». Архангел же опять сказал мне: «Не бойся, иди смело к пречистому образу». Тотчас же тот образ начал погружаться в море, и оставалась над водой только часть его с изображением ножки Христа-Светодавца. И увидел я Божие милосердие к себе в том, что мне оставлена ножка Христова. И я, грешный, будто бы подумал про себя: «Даже если и придется мне потонуть в воде, но только бы мне взяться за ножку Светодавца». Тогда осмелился я войти в море и взялся за его ножку обеими руками, и начал плакать, проливая слезы и говоря: «Милостивый Светодавец, если и случится мне потонуть, пусть, но — с Тобой». И вдруг словно какою-то бурей перенес меня тот образ через море и поставил на берегу, на другой стороне моря. И скрылся от меня тот образ. И еще я увидел: вот город новый и лавки новые, а покупающих и продающих нет. И тут пробудился я от сна, и был в ужасе великом, и умилялся тому видению.
Были же в первой моей келье на стене два чудотворных образа, Живоначальной Троицы и Пречистой Богородицы, а перед ними стоял горящий светильник с маслом. И я, взяв в руки чудотворный образ Пресвятой Богородицы, начал плакать, проливая слезы и говоря: «Царица Госпожа Богородица, за что мне, грешному, являешь милосердие свое? Ибо я, окаянный, хуже бесов!» И вдруг услышал я, не знаю откуда, голос, не во сне, а наяву, говорящий мне: «Старайся, ибо увидишь и не ту одну Божию благодать». А потом Федор Сырков велел мне церковь с трапезной построить во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.
Рассказал мне, Мартирию, один христианин, по имени Иосиф, из села Буборины — ведь вы и сами слышали от него — вот что: «В летнее время, в полдень, после Петрова дня накануне дня Козьмы и Дамиана, спал я в своей каморке и увидел во сне, будто вышел я на улицу и увидел стоящий в этой пустыни огненный столп от земли до неба, а из столпа того простерта рука, как человеческая, и из руки той исходят искры огненные». Так рассказал Иосиф свой сон, ибо показал ему это видение Бог. Был он однажды очень болен и уже при смерти, и пообещал мне, Мартирию, после себя коробью ржи, чтобы я, старец, поминал его. Бог же исцелил его от болезни, и он выздоровел. Пожалел он ту рожь, обещанную мне, старцу, думая про себя: «За что мне тому старцу давать эту рожь? Помиловал меня Бог — и выздоровел я». Поэтому и показал ему Бог и Пречистая Богородица это видение — для его уверения. Он же, это увидев, пробудившись от сна, тотчас пришел ко мне в пустынь и, прощения прося у меня, сказал: «Бога ради прости меня, честнбй отец. Виноват я перед
Живоначальной Троицей и Пречистой Богородицей, и перед тобой, отец. Внушил мне дьявол в мыслях моих, чтобы не дал я той ржи, обещанной тебе. Ныне же, честнбй отец, прими обещанную рожь свою». Я же сказал ему: «Господин, нет у меня жерновов, чтобы ее смолоть. Но если ты будешь добр ко мне, то, измолов ее, пеки и присылай мне хлебами». Он так и сделал.
После этого видения, перед поставлением меня на игуменство в эту пустынь, спал я в своей келье в чулане. И увидел во сне Пречистую Богородицу, в облике девицы, прекрасной видом,— никогда я не видел среди людей такой прекрасной девицы. Умиление на лице, вид ее благолепен, большие глаза и черные брови, а нос средний и с горбинкой, на голове же у Нее, у Госпожи, большой венец золотой, украшенный множеством разных цветов,— удивительно, невозможно человеку ни умом понять, ни языком сказать — и сияет, как солнце. Сидит Она в келье моей на лавке в большом углу, там, где иконы стоят. А я будто бы вышел из чулана своего и стоял перед Нею, и смотрел на Нее усердно, не сводя очей своих с красоты ее. И Она, Царица и Богородица, тоже на меня смотрела. Я же на Нее смотрел не отрываясь и видел милостивое ее лицо, а очи ее были слезами наполнены — едва на пречистое лицо ее не прольются. И вдруг Она невидима стала мне. Я же пробудился от сна и был в ужасе. Поднялся я, вышел из чулана своего, зажег свечу от масляного светильника и захотел увидеть непорочную Деву — сидит ли Она в келье моей на месте, где видел Ее сидящую. Вышел я на середину кельи своей и не увидел Ее на месте том. Тогда я подошел со свечой к образу Пречистой Одигитрии, который стоит в келье моей, посмотрел на тот образ и понял, что воистину явилась Пресвятая Богородица в том образе, как и на иконе моей келейной образ ее написан.
Вскоре после того видения я ездил в Великий Новгород, и в Великом Новгороде по милости Божьей и Пречистой Богородицы архиепископ произвел меня в игумены этой пустыни, называемой Зеленая.
А молился я о посещении меня Пресвятой Богородицей так: «Пречистая Госпожа, Царица небесная, посещала Ты, Госпожа, великих чудотворцев — Иоанна Предтечу и Сергия и Александра преподобных новых чудотворцев, и всех святых,— но это не удивительно, потому что они от материнской утробы святы и твоего посещения достойны. Весьма же удивительно и чудно на земле и на небесах будет, если Ты меня, грешного и окаянного, своим милосердием посетишь для уверения души моей грешной и для утверждения моего на святом месте этом». И Она, Пресвятая Богородица, моления моего не отвергла и грешного меня своим милосердием посетила, и мне, окаянному, явилась.
О ПРИХОДЕ ИГУМЕНА МАРТИРИЯ ИЗ ВЕЛИКИХ ЛУК НА РЕКУ ТИХВИНКУ В МОНАСТЫРЬ ПРЕЧИСТОЙ БОГОРОДИЦЫ И О ПЕРВОМ ЕГО ПРИХОДЕ В ЗЕЛЕНУЮ ПУСТЫНЬ
Когда же пришел я из Великих Лук на Тихвинку в монастырь Пречистой Богородицы, жил там ученик мой, именем Авраамий, пономарем, пришел он раньше меня из Великих Лук к образу Пречистой Богородицы на Тихвинку. И начал я жить с ним в одной келье на Тихвинке. Поведал я ему об отшельнической жизни и сказал: «Брат Авраамий, хочу некоторое время испытать себя в пустынном жительстве и думаю идти с Тихвинки в Поморье, чтобы люди не знали меня». Авраамий же поведал мне вот что, сказав так: «Не ходи ты, отец, в Поморье, ни куда-нибудь еще, а иди в пустынь на то место, которое я знаю. Однажды вечером, в сумерках шел я с книгою по монастырю из церкви, от чудотворного образа Пречистой Богородицы, в трапезу, и посмотрел на небо в ту сторону, где теперь эта пустынь, и увидел, что на небе над тем пустынным местом засиял крест, светлый, как луч, и весь покрытый звездами. А я место это знаю, и воистину над тем местом крест мне явился. Место же то недоступно, ибо находится среди болот. И ты пойди туда и кроме этого места не ищи другого, живи же там, пока Бог изволит, ибо будет в том месте Божие милосердие». Так мне, Мартирию, ученик мой Авраамий рассказал про это святое место.
Потом я в этой пустыни, называемой Зеленая, поселился. Вскоре же и храм построил во имя Святой Живоначальной Троицы. Начал я из часовни носить местные иконы в новую церковь Святой Живоначальной Троицы. Взял чудотворный образ Святой Троицы и велел старцу Гурию нести его в церковь, сам же я шел за ним с другим чудотворным образом, Пречистой Богородицы Одигитрии. Я стал в церкви расставлять иконы по местам. А Гурий вышел из церкви и посмотрел на небо, и увидел, что на небе засиял крест. Видом же он был, как крест, стоящий на церкви Святой Троицы, ибо не из звезд он был составлен, как тот, который прежде видел ученик мой Авраамий, а только сиянием, и был он такой же, как и на церкви Святой Троицы крест стоит. Видом же он был подобен благословляющему кресту, которым иерей благословляет народ.
Вы же, братья, слушайте и смотрите, какие Пресвятая Троица и Пречистая Богородица чудеса творят от икон своих: бесов отгоняют и больных исцеляют, хромых и слепых здоровыми делают, и многие чудеса творят, известные и неизвестные. И вот, братья, слыша это и видя такое Божие и Пречистой Богородицы милосердие, кто не удивится и не прославит Пресвятую Троицу и Пречистую Богородицу! Молю же вас, братья, чтобы вы твердую веру имели к святому месту этому и любовь между собой нелицемерную, и моих слов не попирали,— как сказал вам и заповедал, так и делайте. Меня же, грешного, в святых своих молитвах поминайте, чтобы и сами помянуты были у Господа Бога и у Пречистой Богородицы. И Бог мира да будет с вами всегда, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
А писал Зеленой пустыни дьяк.
ПОВЕСТЬ МАРТИРИЯ ЗЕЛЕНЕЦКОГО
Автобиографическая Повесть Мартирия Зеленецкого публикуется по единственному сохранившемуся списку второй половины XVII века: РНБ, 0. I. 424, л. 161-176 об.
с. 34 Обонежская пятина — Пятинами до XVIII в. назывались административно-территориальные области в Новгородской земле; их было пять: Бежецкая, Водская, Дерев- ская, Обонежская, Шелонская. В Обонежскую пятину входили земли вокруг Онежского озера. С XVI в. Обонежская пятина делилась на Заонежскую и Нагорную половины.
...в Зеленой пустыни...— Пустынь — необитаемое место. Мартирий основал Троицкий Зеленецкий монастырь в 1565-1570 гг. на расположенном среди обширных болот Зеленом острове, который находится на расстоянии около 70 км на северо-запад от Тихвина и 40 км от Волхова по современной железной дороге на Архангельск.
Иван Васильевич — Иван IV Васильевич Грозный (1530-1584), сын Василия III (1479-1533), великий князь всея Руси с 1533 г., русский царь с 1547 г. Борис Годунов (ок. 1552-1605) — вышел на политическую арену во время опричнины; брат жены царя Федора Иоанновича (1557-1598) и фактический правитель государства при нем; русский царь с 1598 г. Великие Луки — город в Псковской области на реке Ловать, впервые упоминается в летописях под 1166 г.
...в Сергиеве монастыргъ... священоинока Боголгь- па.— Великолуцкий Троицкий Сергиев монастырь находился в одной версте от Великих Лук на берегу реки Ловать. Время основания монастыря неизвестно. В XVI в. обитель пребывала в запустении до того времени, пока настоятелем ее не был назначен Боголеп, при котором в монастыре была построена деревянная Троицкая церковь с приделом Сергия Радонежского. Священнои- нок — монах, имеющий сан священника. Келарь — заведующий монастырской хозяйственной кладовой и съестными припасами. Должность келаря в русских монастырях введена Феодосием Печерским. ...и понамарства...— Пономарь — церковнослужитель низшего ранга; в обязанности его входит звонить в колокола, участвовать в клиросном пении и прислуживать при богослужении (зажигать свечи и т. п.). Белец — человек, живущий в монастыре, но не постриженный еще в монахи.
...в день архистратига Михаила.— Собор архангела Михаила и прочих небесных сил бесплотных празднуется 21 ноября (8 ноября по старому стилю), с. 36 ...шестьдесят поприщъ.— Поприще — путевая мера, расстояние, соответствующее длине греческого стадия (ок. 185 м). Исходя из этого, можно считать, что Мартирий и его спутник отошли от Великих Лук примерно на 11 км. Поприще может также обозначать расстояние, равное длине римско-греческой мили (ок. 1480 м). В таком случае, путники прошли 89 км. Калиги (в переводе: лапти) — обувь типа башмаков, использовалась странниками и иноками, а также при погребении. Интересно, что Мартирий для обозначения плетенных им лаптей употребляет слово "калиги" как принадлежащее к более высокому стилистическому уровню.
Вы же мя ввели в сию пустыню...— Необычное обращение Мартирия к бесам с обвинением в том, что они привели его в пустынь, объясняется, видимо, душевными сомнениями Мартирия в правильности его тайного ухода из монастыря без благословения.
...на Михаила и на Гаврила...— Архангел Михаил является вождем (архистратигом) небесного воинства. Архангел Гавриил выступает как носитель радостных благо- вестий.
Канон — богослужебное песнопение, состоящее из девяти частей-песней, каждая из которых заключает в себе по одному ирмосу и по нескольку тропарей. В данном случае слово "канон" употреблено для обозначения положенного по уставу набора молитв, которые должны читаться монахами в своих кельях. Часы — богослужения 1,3,6 и 9-го часов дня, состоящие из двух частей: в первой читаются псалмы, а во второй — тропари, кондаки и заключительные молитвосло- вия. Мартирий имеет в виду службу 1-го часа, который соответствует 7-9 часам утра по нашему счету. Служба 1-го часа совершается наряду с утренней службой, с. 38 ...во общее житие.— Имеется в виду монастырь с общежительным уставом.
...поидох во град Смоленске помолитися Пречистей Богородици...— Речь идет о Смоленской иконе Богоматери, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Эта икона была установлена Владимиром Мономахом в смоленском Успенском соборе, заложенном в 1101 г. ...и великим чюдотворцем Аврамию и Ефргьму.— Авраамий Смоленский жил в XII- нач. XIII вв., занимался учительной проповеднической деятельностью, в конце жизни был игуменом смоленского Богородицкого монастыря; канонизован в 1549 г. Ефрем — ученик Авраамия Смоленского, составивший его житие, с. 40 Синайская Гора — Синай — горная группа в южной части Синайского полуострова, образуемого заливами Суэцким и Акаба. Согласно Писанию, с вершины Синайской горы Моисею был дан Закон от Бога (Пс. LXVII, 9, 18; Втор. XXXIII, 2; Деян. VII, 38). На Синай с древних времен удалялись египетские христиане, спасаясь от гонений. Пустынный каменистый край был весь усеян скитами отшельников. В 527 году император Юстиниан построил на Синае монастырь св. Екатерины. Мартирий напоминает ученикам древний рассказ, изложенный в
Слове 1 Синайского патерика (см.: Синайский патерик. М., 1967. С. 41-43). Здесь повествуется о старце Иоанне, который покинул свой монастырь, желая поселиться на Синае. На второй день пути его постигла болезнь, и он вынужден был остановиться в небольшой пещере. Во сне ему явился Иоанн Креститель и повелел оставить помыслы о Синайской горе и жить в этой пещере. Старец исполнил повеление и исцелился от болезни. ...грамоту ободную...— Отводная, "ободная" грамота — межевая грамота, в которой указывались границы участка, переходящего от одного владельца к другому. ...ободная земли (в переводе: защита земли) — Здесь автор переходит от юридического значения слова "ободная" к другому его значению, происходящему от слова "обод" — "покров", причем не только в смысле названия одеяния, но прежде всего в смысле покрова-защиты, покрова-милости. Не случайно далее возникает образ ризы Богоматери. Мартирий подчеркивает, что защита земли находится не во власти земного государя, а в руках Божьих.
Фимьян (фимиам, темьян) — сжигаемое при богослужении благовонное вещество, состоящее из ладанного порошка с чистым воском, с. 42 Одигитрия — один из типов иконографии Богородицы.
Название происходит от греческого слова, означающего "путеводительница".
...на Тифингь...— Река Тихвинка в Новгородской области, приток реки Сясь. В конце XIV в. на Тихвинке, на месте чудесного явления в 1383 г. иконы Богоматери, образовался Предтеченский погост. В 1510-1515 гт. был сооружен каменный Успенский собор, в котором хранилась Тихвинская икона Богоматери. В 1560 г. вокруг Успенского собора по повелению Ивана Грозного был заложен монастырь, после чего поселок стал называться Тихвинским посадом. В XVIII в. посад стал именоваться городом Тихвином.
Клирос — место в церкви перед иконостасом, где стоят певцы.
...поставлен ис Старые Русы.— Старая Русса — город в Новгородской области, известен с XI в. Местной реликвией была Старорусская икона Богоматери, принесенная греками из Ольвиополя. Эту икону в XVI в. перенесли в Тихвинский посад, где она находилась до 1888 г., когда была возвращена в Старую Руссу. Возможно, Мартирий упоминает именно эту икону, которую он мог увидеть, придя на Тихвинку, с. 44 Феодор Сырков — богатый купец, известный участием в строительстве новгородских церквей (см.: Полное собрание русских летописей. Т. 3. С. 153,157,159,162,250. Т. 6. С. 303). "Московские гости" (так называли высшее столичное купечество) Сырковы поселились в Новгороде в конце XV века по указу Ивана III, получив в поместье земли, конфискованные у опального новгородского боярства. Двор трех поколений Сырковых находился около Торга рядом с построенной ими церковью Жен- Мироносиц (освящена в 1510 г.). Отец Федора Сыркова, Дмитрий Сырков, организовывал строительство каменного Успенского собора в Тихвине, возводившегося на средства Ивана III. Федор Сырков выполнял многие ответственные поручения московского князя. В 1538 г. он упоминается в документах как "гость", а в 1550-х гг. уже как государственный дьяк Ивана IV в Новгороде; деятельность его была связана с судебными и поместными делами. Федор Сырков участвовал в переговорах, предшествовавших Ливонской войне, и был послом великого князя в Ревеле. После исполнения этой трудной миссии Федор Сырков по обету в 1548-1554 гг. строит под Новгородом монастырь в честь иконы Богородицы Владимирской, получивший название Сырков. Около 70 грамот Ивана Грозного, относящихся к 1554-1556 гг., адресованы Федору Сыркову. В 1560-х гг. он по приказу Ивана Грозного занимался строительством в Тихвине монастыря вокруг Успенского собора и фортификационных укреплений. В январе 1570 г. Федор Сырков был казнен вместе с другими новгородскими жителями, попавшими под опалу Ивана Грозного. Мучительная казнь, которой был подвергнут Федор Сырков и его брат Алексей с семьей, описана очевидцем этого события Альбертом Шлихтингом (см.: Шлихтинг А. Новое известие о России времени Ивана Грозного. Л., 1934. С. 30-31). Деревянная Благовещенская церковь с трапезной, построенная на средства Федора Сыркова в Зеленецком монастыре, не сохранилась. Существующая ныне каменная церковь Благовещения с трапезной возведена в 1680-х гг. ...христианинъ, именем Иосифъ, из села из Бубо- рин...— Житие Мартирия Зеленецкого сообщает, что крестьянин Иосиф из села Буборины провел Мартирия через болота на Зеленый остров. Село Буборины, находившееся на Буборине острове в 4-х верстах к западу от Зеленого острова, позднее стало монастырской собственностью. Сохранилась грамота 1664 г., подтверждающая сведения писцовой книги 1625 г. о том, что Троицкий Зеленецкий монастырь владеет землей в пустоши Буборины и имеет два двора в деревне Буборины, "а живут в них Троицкого монастыря Зеленыя Мартириевы пустыни старцы и слуги, и крестьяне" (СПб. ФИРИ РАН, ф. 172, № 245).
...после Петрова дни канон Козмодамьянова дни...— Петров день — 12 июля (29 июня по старому стилю); день бессеребреников Козьмы и Дамиана — 14 июля (1 июля по старому стилю). Коробья — новгородская мера зерна, с. 48 ...Иоанна Предтечю и Сергия и Александра преподобных новых чюдотворцовъ...— Иоанн Предтеча — сын священника Захарии и Елизаветы, юношеские годы провел в пустынях недалеко от Хеврона (город в Нагорной Иудее), где жил в пещерах, питаясь медом и акридами. Суровая подвижническая жизнь подготовила Иоанна к миссии предшественника Христа. Иоанн Предтеча почитается как покровитель отшельнической жизни. Сергий Радонежский (ум. 1392) — основатель Троице-Сер- гиевой лавры; преобразовал монашество на Руси, возродив общежительный устав (этот устав распространился по многим монастырям, которые были основаны учениками Сергия); канонизован в 1452 г. Имя Александр носят несколько русских святых. Скорее всего, Марти- рий имеет в виду Александра Свирского (ум. 1533), постриженика Валаамского монастыря, основавшего монастырь, который ныне находится в 18 км к северу от города Лодейное Поле, недалеко от реки Свирь; канонизован в 1547 г.
...на Тифину к Пречистпей Богородицы в монастырь...— Тихвинский Успенский монастырь был учрежден по повелению Ивана Грозного в 1560 г. В монастыре хранилась Тихвинская икона Богоматери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и посланная им вместе с Евангелием и книгой Деяний апостолов правителю Антиохии Феофилу, принявшему христианство. После смерти Феофила икона была перенесена в Иерусалим, а в V в.— в Константинополь, где для нее был воздвигнут храм, известный под именем Влахернского. В 1383 г., за семьдесят лет до падения Константинополя, в княжение Дмитрия Донского, Влахернская икона чудесным образом явилась над водами Ладожского озера, а затем остановилась при реке Тихвинке. См. коммент. к стр. 42. с. 50 ...храм создах во имя Святыя и Живоначалныя Троица.— Построенный Мартирием деревянный Троицкий храм не сохранился. Существующий ныне в Зеленецком монастыре каменный пятиглавый Троицкий собор построен в 1684 г. "тщанием и иждивением" новгородского митрополита Корнилия (ум. 1698), бывшего пострижеником Зеленецкого монастыря.
Текстологический комментарий.
с. 34 возлюбити — в ркп. слог -ти написан над строкой
бледными чернилами, с. 36 моим — в ркп. далее зачеркнуто: и со.
страхованиа — в ркп. последняя буква затерта; восстановлено а, возможен юс малый, с. 38 пустыни — в ркп. слог пу- приписан черными чернилами.
с. 40 за — в ркп. далее зачеркнуто: с.
земли — в ркп. черными чернилами последняя буква исправлена на йотированное а.
благоволениемъ — в ркп. перед этим словом зачеркнуто: изволениемъ.
с. 42 оного — в ркп. слог -го надписан сверху над затертым -мъ\ далее зачеркнуто: и ем.
Русы — в ркп. далее зачеркнуто черными чернилами: образа того.
рукою — исправлено; в ркп.: рукокою. Видгьние — восстановлено, в ркп.: видгь. со — восстановлено, в ркп. нет. случится — восстановлено; в ркп.: случит. с. 44 ис столпа — буква с восстановлена, в ркп. пропуск согласной на границе предлога и сущ. : истолпа. рука — в ркп. слог -ка написан над строкой бледными чернилами.
от сна — в ркп. над строкой бледными чернилами, с. 46 Запрети — в ркп. далее зачеркнуто: ми.
дам — в ркп. далее зачеркнуто: нынгь же честный, во — в ркп. далее следует лишняя буква и. дивити же ся — в ркп.: движися; черными чернилами исправлено на дивити же ся.
исполнены — в ркп. буква ы стоит сверху над размытым местом.
абие — в ркп. буква а надписана сверху строки над незачеркнутым юсом малым. Востах же — в ркп. далее зачеркнуто: во. образ — в ркп. буква з надписана сверху черными чернилами.
с. 50 повп>да — в ркп. далее зачеркнуто: ми.
иерей — в ркп. последняя буква (юс малый) исправлена на и черными чернилами.
словеси — в ркп. последняя буква исправлена: п> на и (или наоборот).
помяновени — восстановлена буква я, на месте которой в ркп. буква стерта и черными чернилами исправлена на йотированное а.