Нина Мечковская
К оглавлению
IX. Резюме. Основные тенденции в истории взаимоотношений языка и религии
1. Содержательную (смысловую) основу религий составляют жизненно важные для человека и общества э т и ч е с к и е смыслы. Они мыслятся как з а п о в е д и, которые Бог (Абсолют) о т к р ы л людям. Откровение содержит главные нравственно религиозные и юридические нормы общества, необходимые для его самосохранения.
2. В сфере религиозной коммуникации формируются специальные средства з а щ и т ы Откровения, способные обеспечить, во первых, максимально высокий авторитет заповедей Откровения в глазах социума; во вторых, передачу заповедей подрастающим поколениям, а также, при распространении религии вширь, — новым народам; в третьих, требовались средства, способные обеспечить смысловую сохранность заповедей при их трансляции в пространстве и времени.
3. Основа информационной защиты Откровения состоит в том, что религиозное сознание наделяет Откровение свойством святости (сакральности): священные слова, заповеди, записанное людьми Откровение Бога мыслится как дарованное Богом с в я щ е н н о е з н а н и е — полное, совершенное и главное.
4. Сакрализация Откровения, записанного в Писании, создает феномен н е к о н в е н ц и о н а л ь н о г о (безусловного) восприятия знака в Писании: свят не только Бог, но и его записанное слово, его имя, буква в имени; святы и должны быть неизменны те слова, которыми пророк или ученики славили Бога и говорили ему о своей любви и верности. В глубинах религиозного сознания и подсознания вера в Св. Писание сливалась с архетипическим фидеизмом — с тем ощущением «волшебства» слова, которое жило в древнейшей дописьменной магии и ритуале.
5. Устные и письменные произведения, в которых выражено священное знание (мифы или запись Откровения в Св. Писании), являются с м ы с л о в ы м ц е н т р о м, порождающим новые, производные смыслы (тексты), которыми наполняется информационное пространство культуры. Основные мифы или Писание задают и е р а р х и ю текстов, циркулирующих в культуре, при этом сами они, будучи носителями главных смыслов, составляют вершину иерархии.
6. Эволюция мифолого религиозного содержания и своеобразие религиозного общения являются теми главными факторами, которые определили историю фольклорных жанров и книжно письменных культур, формируемых религиями Писания. Постепенная десакрализация священного знания мифов обусловливала постепенную трансформацию мифов в произведения словесного художественного творчества народа. Литературный процесс, который порождается Писанием и существует в его орбите, представляет собой с а м о р а з в и т и е религиозного общения. Его основные закономерности состоят в следующем.
Во первых, происходит внутренняя структурация религиозного учения: в нем обнаруживается та или иная иерархия смыслов и текстов (жанров); при этом содержательное ядро учения догматизируется, начинает осознаваться как общеобязательное и неизменное, в то время как остальные смыслы и жанры осознаются в их отношении к смысловому центру учения.
Во вторых, складывается религиозный канон — особо почитаемый корпус текстов, содержащих смысловое ядро учения.
В третьих, складываются коммуникативные механизмы, позволяющие распространять учение вширь и вместе с тем сохранять неизменными его основные смыслы (передача учения подрастающим поколениям, популярное изложение, специальное комментирование).
В четвертых, создаются механизмы контроля за тем, как осуществляется религиозная коммуникация (церковная цензура, специальное редактирование; правила, регулирующие циркуляцию конфессиональных текстов в социуме).
7. Религиозная коммуникация и ее заботы явились главным фактором в социальной истории языков. Все древние письменности и подавляющее большинство новых систем письма создавались для культово религиозных целей. В древности и средние века религиозные (не языковые) трудности с переводами Писания обусловили многовековое двуязычие культового и народного языка, распространенное в основных культурно религиозных ареалах мира. Переводы конфессиональных книг становились крупнейшими событиями в социальной истории многих языков. Писание и литургия на народном языке способствовали его авторитету и утверждению в качестве ведущего канала коммуникации в обществе. Переводы Писания часто становились материально языковой базой наддиалектного (общенационального) литературного языка и всесторонне обогащали язык.
8. В культурах религий Писания филология зародилась и развивалась как конфессиональная служба «при священном тексте» — для сохранения и трансляции сакральных смыслов в неизменном виде. В истории филологии неконвенциональная трактовка знака стала предпосылкой особо пристального внимания к языку и тексту, что стимулировало создание достаточно тонких методов и «инструментов» изучения языка — филологической критики текста, лексикографии, систематического и разнообразного толкования, тщательного редактирования. Мифопоэтические представления о языке, вековые традиции неконвенционального отношения к слову и тексту оказали воздействие на раннюю и современную философию языка.
9. В истории отношения людей к форме (языку и тексту) Писания есть ряд закономерностей, в том числе разнонаправленных. Консервативно догматические установки не изначальны. Они возникают после записи Откровения и особенно усиливаются после определения религиозного канона. Для времени пика консерватизма характерны максимальные ограничения и буквализм в переводах; реставрационная направленность в редактировании; господство цитат и догматизм в толкованиях; ограничения в доступности Писания для тех или иных групп верующих.
Однако еще в средние века и особенно с началом перехода к новому времени, по мере секуляризации, возникают и постепенно усиливаются либеральные тенденции в отношении к языку и тексту Писания. Впрочем, уже в «Новом Завете» священность Божьего слова понимается несколько иначе, чем в «Ветхом», — менее буквально, и апостолы призывают к верности духу, а не букве. Священные книги все шире переводятся на новые языки, при этом возможны неофициальные варианты перевода, издаются авторские версии и художественные переложения. Писание доступно всем желающим, у церкви все меньше боязни перед его самостоятельным чтением и толкованием верующими. Умолкли некогда острые дискуссии об атрибуции отдельных книг Писания: сейчас это вопрос не вероисповедный, а историко филологический. Распространяется литургия на народных языках. Все свободнее и шире звучит проповедь.
Сакрализация слова и буквы Писания уходит в прошлое. Человечество прошло многовековую школу филологической выучки «возле Писания» и «над Писанием». Вчитываясь и вглядываясь в каждое слово и каждую букву Писания, человечество научилось с необходимой точностью понимать мысль, облеченную в слово, и выражать в слове новую мысль. Эти уроки понимания вошли в плоть и кровь культуры, как бы растворились в ней, стали ее необходимым и повседневным компонентом, бытом. Словарь, грамматика, практикум по стилистике, разговорник… — что может быть обычнее?
А священные смыслы? Люди все больше уверены, что священны не буквы и слова, а именно с м ы с л ы Откровения Бога, и эти смыслы могут быть выражены и поняты на любом из языков человечества.
Литература
Список условных сокращений
БПБ — Большой путеводитель по Библии / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 479 с.
ИВЛ — История всемирной литературы в 9 томах. Т. 1—8. М.: Наука, 1983—1994 [издание продолжается].
МНМ — Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т. I, 1987. — 672 с.; т. II, 1988. — 720 с.
ППБЭС — Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I—II. М., 1992. — 2464 стлб. [Репринтное издание].
СКК — Словарь книжников и книжности Древней Руси / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л.: Наука. Вып. 1 (XI — первая половина XIV вв.), 1987. — 494 с.; Вып. 2 (вторая половина XIV—XVI вв.). Ч. 1. А К, 1988. — 517 с.; Ч. 2. Л Я, 1989. — 528 с.
Соловьев — Соловьев B.C. Собр. соч. Т.1—10. 2 е изд. СПб., 1911—1914.
ФЭ — Философская энциклопедия. Т. 1—5. М.: Сов. Энциклопедия, 1960—1970.
Звездочкой (*) отмечена учебная и справочная литература, двумя звездочками (**) — классические труды
* Аверинцев С. С. Православие // ФЭ. М. 1967. Т. 4. С. 333—335.
* Аверинцев С.С. Теология // ФЭ. М. 1970. Т. 5. С. 200—202.
* Аверинцев С.С. Язычество // ФЭ. М. 1970. Т. 5, С. 611—612.
* ** Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977. — 320 с*.
* Аверинцев С.С. Древнееврейская литература // ИВЛ. Т. 1, 1983. С. 271—302.
* Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы // ИВЛ. Т. 1, 1983[а]. С. 501—515.
* Аверинцев С.С. Иудаистическая мифология // МНМ. Т. 1, 1987. С. 581—590.
* Аверинцев С.С. Иоанн Богослов // МНМ. Т. 1, 1987[а]. С. 549—551.
* Авеста: Избранные гимны. Из Видевдата / Пер. с авест. И. Стеблин Каменского. М.: Дружба народов, 1993. — 208 с.
* Алексеев А.А. Священное Писание как памятник древнерусской письменности // Русская литература. 1994. № 4. С. 202—213.
* Амусин И.Д. Кумранская община. М.: Наука, 1983. — 328 с.
* Античные теории языка и стиля. М.; Л.: Соцэкгиз, 1936. — 344с.
* Апокрифы древних христиан / Исследования, тексты, комментарии. М.: Мысль, 1989. — 336 с.
* Атхарваведа. Избранное / Пер., коммент. и вступит, ст. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1976. — 407 с.
* Афанасьев А.Н. [составитель] Народные русские сказки. Т. I—III / Под ред. М.К. Азадовского, Н.П. Андреева, Ю.М. Соколова. М.: Гослитиздат, 1936—1940.
* Афанасьева В.К. Литература Шумера и Вавилонии / Поэзия. — 1973. С. 115—126 [см. соответствующую позииию в данном списке].
* Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. — 240 с.
* Барташэв?ч Г.А. Вершаваныя жанры беларускага дз?цячага фальклору. М?нск: Навука ? тзхн?ка, 1976. — 168 с.
* Барташэв?ч Г.А. (складальн?ца). Бабуля так лячыла… Замовы ад хвароб. М?нск: Навука ? тэхн?ка, 1992. — 54 с.
* ** Бартольд В.В. Соч. Т. 6. Работы по истории ислама и арабского халифата. М.: Наука, 1966. — 784 с.
* ** Бартолъд В.В. Ислам / Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М.: Изд во МГУ, [1918] 1992. С. 3—51.
* Боткин Л.М. Итальянские гуманисты: Стиль жизни и стиль мышления. М.: Наука, 1978. — 200 с.
* ** Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 424 с.
* Белла Р.Н. Социология религии / Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. М.: Прогресс, [1968] 1972. С. 265—281. [Фрагменты из указанной статьи напечатаны в работах— Религия. 1994, с. 116—118 (под заглавием «Религия как символическая модель, формирующая человеческий опыт»); Гараджа. 1995, с. 306—308.
* Бердяев НА. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М: Книга, [1949] 1991. — 448 с.
* Бодуэн де Куртенэ И.А. Национальный и территориальный признак в автономии. СПб., 1913. — V, 84 с.
* * БПБ — Большой путеводитель по Библии / Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 479 с*.
* Борхес Х.Л. Письмена Бога. М.: Республика, [1977] 1992. — 512 с.
* Брагинский К.С. Древнеиранская литература // ИВЛ. Т. 1, 1983. С. 252—271.
* * Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986. — 830 с.
* Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464 с.
* Булгаков С.Н. Философия имени. Париж: YMCA—Press, 1953. — 279с.
* Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М.: Терра, [1964] 1991. — 416 с.
* ** Буслаев Ф.И. О литературе: Исследования; Статьи. М.: Худож. лит., 1990. — 512 с.
* * Васильев Л.С. История религий Востока (религиозно культурные традиции и общество). М.: Высш. шк., 1983. — 368 с.
* * Восточнославянский фольклор: Словарь научной и народной терминологии. М?нск: Навука ? тэхн?ка, 1993. — 479 с.
* ** Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. М.: Педагогика Пресс, 1993. — 224 с.
* ** Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы: Реконструкция и историко типологический анализ праязыка и протокультуры. Ч. I — II. Тбилиси: Изд во Тбилисск. ун та. — 1984. — XCVI+1328 с.
* * Гараджа В.И. Религиеведение. М.: Аспект Пресс, 1995. — 350с.
* Гарднер К. К философии третьего тысячелетия: Бахтин и другие // Философские науки. 1994. № 1—3. С. 3—25.
* Гаспаров Б.М. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.: Наука, 1986. С. 91—169.
* Гельб И.Е. Опыт изучения письма (Основы грамматологии). М.: Радуга, 1982. — 367 с.
* Голенищев Кутузов И.Н. Итальянское Возрождение и славянские литературы XV—XVI вв. М.: Изд во АН СССР, 1963. — 416 с.
* Горфункель А.Х. Гуманизм — Реформация — контрреформация // Культура эпохи Возрождения и Реформация. Л.: Наука, 1981. С. 7—19.
* Гринцер П.А. Древнеиндийская литература // ИВЛ. 1983, Т. 1. С. 204—251.
* Грюнебаум фон Г.Э. Основные черты арабо мусульманской культуры: Статьи разных лет. М.: Наука, 1981. — 228 с.
* ** Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества [1830—1835] // В кн.: Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. С. 37—298.
* ** Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. — 398 с.
* Гуревич А.Я. Народная магия и церковный ритуал // Механизмы культуры. М.: Наука, 1990 [а]. С. 3—27.
* Гуревич П.С. Роптания души и мистический опыт (Феноменология религии У. Джеймса) // Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. С. 411—424.
* ** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. I—IV. М.: Русский язык, 1978.
* ** Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, [1902] 1993. — 432 с.
* * Догматическое богословие: Курс лекций / Сост. архимандрит Алипий (Кастальский Бороздин) и архимандрит Исайа (Белов). Свято Троицкая Лавра, 1994. — 288 с.
* Дронов Михаил, протоиерей. Писание и Предание // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 11. С. 9—25.
* Елеонская Е. К изучению заговора и колдовства в России. Вып. 1 / Типография Шамординской Пустыни, 1917. — 64 с.
* Елизаренкова Т.Я., Топоров В.Н. О ведийской загадке типа brahmodya // Паремиологические исследования. Сб. ст. М.: Наука, 1984. С. 14—46.
* Жуковская Л. П. Текстология и язык древнейших славянских памятников. М.: Наука, 1976. — 368 с.
* Зеленин Д.К. Табу слов у народов Восточной Европы и Северной Азии // Сб. Музея антропологии и этнографии. Т. 8. Л., 1929. — 151 с.
* Зеньковский В.В. История русской философии. Л.: Эго, [1950] 1991. Т. II. Ч. 2. — 270 с.
* Зноско Боровский Митрофан, протоиерей. Православие, Римо католичество, Протестантизм и Сектантство: Сравнительное богословие. Изд. Свято Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. — 208 с.
* Иванов Вяч.Вс. Древнеиндийский миф об установлении имен и его параллель в греческой традиции // Индия в древности (Сб. ст.). М.: Наука, 1964. С. 85—94.
* ** Иванов Вяч.Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976. — 304 с.
* Иванов Вяч.Вс. Примечания // Леви Строе К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. С. 340—364.
* Иванов Вяч.Вс. О лингвистических исследованиях П.А. Флоренского // Вопросы языкознания. 1986. № 6. С. 69—87.
* Ислам: Краткий справочник. М.: Наука, 1983. — 160 с.
* Ислам: Энциклопедический словарь. М.: Наука, 1991. — 316 с.
* История древнего мира. М.: Наука, 1989. Кн. 3. Упадок древних обществ. 3 е изд., исправл. и доп. — 407 с.
* История индийских литератур / Под ред. д ра Нагендры / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1964. — 808 с.
* История лингвистических учений: Древний мир. Л.: Наука, 1980. — 259 с.
* Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. М.: Наука, 1991. Т. I — 704 с.; Т. II — 576 с. [Репринтное воспроизведение парижского издания 1959 г.].
* Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М.: Политиздат, 1986. — 270 с.
* ** Ключевский В. О. Курс русской истории. М.: Мысль, 1988. Ч. III. — 416 с.
* Ковтун Л.С. Русская лексикография эпохи средневековья. М.; Л: Изд во АН СССР, 1963. — 446 с.
* Ковтун Л.С. Азбковники XVI—XVII вв. (Старшая разновидность). Л.: Наука, 1989. — 296 с.
* ** Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии VII—XVI века. М.: Искусство, 1980. — 144 с.
* ** Коростовцев М.А. Писцы древнего Египта. М.: Изд во восточной литературы, 1962. — 176 с.
* ** Коростовцев М.А. Введение в египетскую филологию. М.: Изд во восточной литературы, 1963. — 280 с.
* Костюхин Е.А. Типы и формы животного эпоса. М.: Наука, 1987. — 271 с.
* Кочетков, священник Георгий. О русском языке в богослужении // Независимая газета. 14 янв.1993 г.
* ** Крачковский И.Ю. Изучение избранных отрывков Корана в подлиннике // Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. 2 е изд. М.: Наука, 1986. С. 671—694.
* Культура Византии: IV — первая половина VII в. М.: Наука, 1984. — 726 с.
* Лiтвiноуская А. Г. Элементы падлiку у структуры беларускiх лiчьiлак // Веснiк Белдзяржунiверсiтэта. Сер. 4. 1992. № 1. С. 38—50.
* Лихачев Д. С. Некоторые задачи изучения второго южнославянского влияния в России // Исследования по славянскому литературоведению и фольклористике: Доклады советских ученых на IV Международном съезде славистов. М.: Изд во АН СССР, 1960. С. 95—151.
* ** Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X—XVII веков. Л.: Наука, 1973. — 254 с.
* Лосев А.Ф. Философия имени. М.: Изд во Моск. ун та, [1927] 1990. — 269 с.
* ** Лосев А.Ф. История античной эстетики: Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. — 766 с.
* [Лосев А.Ф.] П.А. Флоренский по воспоминаниям Алексея Лосева: Публикация Ю.А. Ростовцева и П.В. Флоренского // Контекст 90. Литературно критические исследования. М.: Наука, 1990. С. 6—24.
* Лосский Н.О. История русской философии. М.: Сов. писатель, 1991. — 480 с.
* Маркиш С.П. Знакомство с Эразмом из Роттердама. М.: Художественная литература, 1971. — 224 с.
* Мартынау В.У. Этнагенес славян: Мова i мiф. Мiнск: Навука i тэхнiка, 1993. — 23 с.
* Маслов С.И. Кирилл Транквиллион Ставровецкий и его литературная деятельность. Киев: Наукова думка, 1984. — 346 с.
* Массэ А. Ислам: Очерк истории. М.: Изд во восточной литературы, 1963. — 230 с.
* Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Наука, 1976. — 408 с.
* Мелетинский Е.М. Один // МНМ, 1988. Т. II. С. 241—243.
* Мелетинский Е.М. Мед поэзии // МНМ, 1988[а]. Т. II. С. 127—128.
* Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом / Репринтное воспроизведение издания 1900 года. М.: Молодая гвардия, 1992. — 280 с.
* Мень А.[В.] К истории русской православной библеистики // Богословские труды. Т. 28, 1987. С. 272—289.
* Мень А.[В.] История религии в 7 томах. М.: Слово, 1991. Т. 2.
* Магизм и Единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей. — 464 с.
* Мень А.[В.] Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. М.: Слово, 1991 [а]. — 192 с.
* Мень А.[В.] История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. По книгам протоиерея Александра Меня: Книга для чтения в старших классах средней школы. М.: Мирос, 1994. — 184 с.
* Мечковская Н.Б. Ранние восточнославянские грамматики. Минск: Университетское, 1984. — 160 с.
* * Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 1994. — 207 с.
* Мечковская Н.Б., Супрун А.Е. Знания о языке в средневековой культуре южных и западных славян // История лингвистических учений: Позднее средневековье. СПб.: Наука, 1991. С. 125—181.
* Маркина З.А., Померанц Г. С. Великие религии мира / М.: РИ ПОЛ, 1995. — 403 с.
* * Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991. — 736 с.
* * МНМ: Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Т. I, 1987. — 672 с.; Т. II, 1988. — 720 с.
* Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме (Опыт сопоставления структур). М.: Наука, 1984. — 304 с.
* Пачынальнiкi. З гiсторыка лiтаратурных матэрыялау XIX ст. / Укладальнiк Г.В. Кiсялеу. Рэд. В.В. Барысенка, А.Л. Мальдзiс. Мiнск: Навука i тэхнiка, 1977. — 544 с.
* Пиотровский M.Б. Коранические сказания. М.: Наука, 1991. — 219 с.
* Померанц Г.С. Кришнамурти и проблема религиозного нигилизма // Идеологические течения современной Индии. М.: Наука, 1965. С. 138—160.
* Померанцева Э.В., Минц С.И. (составители). Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия. М.: Учпедгиз, 1963. — 576с.
* ** Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, [1895] 1976. — 614 с.
* Поэзия и проза древнего Востока (Б ка Всемирной литературы. Сер. первая. Т. I) / Общ. ред. и вступит, ст. И. Брагинского. М.: Худож. лит., 1973. — 736 с.
* ППБЭС — Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. I — П. М., 1992. — 2464 стлб. [Репринтное издание.]
* ** Пропп В.Я. Фольклор и действительность. Избр. ст. М.: Наука, 1976. — 325 с.
* ** Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд во Ленинградского ун та, [1946] 1986. — 366 с.
* Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1991. 2 е изд. — 182с.
* Рабинович B.C. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.: Наука, 1979. — 392 с.
* Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства: Материалы и документы. М.: ОГИЗ, 1933. — 191 с. [В 1990 г. в Москве вышло переиздание книги вместе с работой того же автора «Античные критики христианства» (1935) с предисловием И.С. Свенцицкой].
* Ранович А.Б. Очерк истории древнееврейской религии. Вводн. ст. Н. Никольского. М.: Гос. антирелигиозн. изд во, 1937. — 400 с.
* * Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. Часть I: Для высших учебных заведений / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Наука, 1994. — 300 с.
* ** Реформатский А.А. Введение в языковедение. М.: Просвещение, 1967. — 544 с.
* Ригведа. Избранные гимны / Пер., коммент. и вступит, ст. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1972. — 418 с.
* Рижский М.И. История переводов Библии в России. Новосибирск: Наука, 1978. — 208 с.
* Розанов В.В. Апокалипсическая секта (хлысты и скопцы). СПб., 1914. — 208 с.
* Розанов В.В. Избранное. Уединенное. Опавшие листья. Мимолетное. Апокалипсис нашего времени. Письма к Э. Голлербаху. Мюнхен, 1970. — XLI, 564 с.
* Романов Е.Р. Белорусский сборник. Вып. V. Заговоры, апокрифы и духовные стихи / Собрал Е.Р. Романов. Витебск, 1891. — XVI, 452 с.
* Рубинштейн Р.И. Птах // МНМ. 1988. II. — 345 с. Рубинштейн Р.И. Тот // МНМ. 1988[а]. И. С. 521—522. Сказания о начале славянской письменности / Вступит, ст., пер. и коммент. Б.Н. Флори. M.: Наука, 1981. — 199 с.
* Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976. — 350с.
* * Словарь библейского богословия / Под ред. Ксавье Леон Дюфура. Брюссель, 1990. — 1287 + X с.
* ** Соловьев B.C. Ориген // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб. [б/г]. Т. 43. С. 141—145.
* ** Соловьев B.C. «Талмуд» и новейшая полемическая литература о нем в Австрии и Германии // Соловьев. Т. 6, [1885] 1911. С. 3—32.
* ** Соловьев B.C. Магомет, его жизнь и религиозное учение // Соловьев. Т. 7, [1896] 1911. С. 201—281.
* ** Соловьев B.C. Кабала // Соловьев. Т. 10, 1911. С. 339—343.
* ** Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 696 с.
* Стеблин Каменский И.М. Предисловие // Авеста: Избранные гимны. Из Видевдата / Перевод с авест. И. Стеблин Каменского. М. : Дружба народов, 1993. С. 3—12.
* Субботин Н.И. Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1878. Т. IV; 1881. Т. VI; 1885. T.VII.
* Талмуд. Мишна и Тосефта. Т. I—VI / Критич. пер. Н. Переферковича. Изд. 2 е, испр. и доп. СПб., 1902—1904.
* * Телушкин, раби Йосеф. Еврейский мир: Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии [Рус. пер.]. Иерусалим — Москва, 1992. — 575 с.
* Тихонравов Н.С. Отреченные книги древней России: Соч. Николая Саввича Тихонравова. М., 1898. Т. 1. Древняя русская литература. С. 13—84; 127—255.
* ** Толстой Н.И. История и структура славянских литературных языков. М.: Наука, 1988. — 240 с.
* Толстой Н.И., Толстая С.М. Народная этимология и структура славянского ритуального текста // Славянское языкознание. X Международный съезд славистов. София, сент. 1988 г. Доклады сов. делегации. М.: Наука, 1988. С. 250—264.
* Топоров В.Н. Санскрит и его уроки // Древняя Индия: Язык. Культура. Текст. М.: Наука, 1985. С. 5—29.
* Топоров В.Н. Indo Iranica: К связи грамматического и мифо ритуального // Переднеазиатский сборник. ?У. Древняя и средневековая история и филология стран Переднего и Среднего Востока. М.: Наука, 1986. С. 122—137.
* Топоров В.Н. К исследованию анаграмматических структур (анализы) // Исследования по структуре текста. М.: Наука, 1987. С. 193—238.
* Топоров В.Н. О ритуале: Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988. С. 7—60.
* Топоров В.Н. Река // МНМ, 1988[а]. Т. П. С. 274—276.
* Топоров В.Н. Об одном образце «говорения языками» в русской мистической традиции // Этнолингвистика, 1988 [б]. С. 160—164.
* Топоров В.Н. Об одном латинском заговоре (Tabella defixionis in Plotium): К реконструкции архаичного ритуального «анатомического» прототекста // Этнолингвистика, 1988[в]. С. 26—31.
* Тредиаковский В.К. Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем что принадлежит к сей материи // Соч. Тредьяковского. СПб., [1748] 1849. Т. 3. Изд. Александра Смирдина. С. 1—316.
* Трофимова М.К. Из рукописей Наг Хаммади // Античность и современность, М.: Наука, 1972. С. 369—379.
* Трубачев О.Н. Этимологический словарь славянских языков / Под ред. О.Н. Трубачева. T. I—XX. М.: Наука, 1974—1994 (издание продолжается).
* Трубецкой Н. С. Общеславянский элемент в русской культуре // Вопросы языкознания. [1927] 1990. № 2. С. 123—139; № 3. С. 114—134.
* ** Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева. Т. I—IV. 2 е изд. М.: Прогресс, 1986—1992.
* Флоренский, священник Павел. Имена. Б/м.: Изд во «Купина», 1993. — 320 с.
* Флоровский, протоиерей Георгий. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. — 602 с. [Факсимильное воспроизведение парижского издания 1937 г.].
* Францыск Скарына i яго час: Энцыклапедычны даведнiк. Мiнск: Беларуская Савецкая Энцыклапедыя, 1988. — 608 с.
* Фридрих И. История письма. М.: Наука, 1979. — 463 с.
* ** Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политическая литература, 1980. — 832 с.
* ** Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М.: Политическая литература, 1985. — 512 с.
* Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. — 447 с.
* Холл М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герменевтической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии: Интерпретация Секретных учений, скрытых за ритуалами, аллегориями и мистериями всех времен / Пер. с англ. изд. 1937 г. Новосибирск: Наука, 1992. — 793 с.
* Нивьян Т.В. Лингвистические основы балканской модели мира. М.: Наука, 1990. — 207 с.
* Экономцев, игумен Иоанн. Православие, Византия, Россия. Сб. ст. М.: Христианская литература, 1992. — 233 с.
* Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. 1. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. М.: Институт славяноведения и балканистики АН СССР, 1988. — 204 с.
* ** Ягич И.В. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке // Исследования по русскому языку. СПб., 1885—1895. Т. I. С. 289—1070.
* ** Ягич И.В. История славянской филологии. СПб., 1910. — 961 с.
* ** Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. ст. М.: Прогресс, [1960] 1975. С. 193—230.
Указатель терминов1
Агиография §89
Аджорнаменто §96
азбуковник §122
академическое издание произведения §55
анаграмма §19
анафема §29
анимизм §2.2
антропософия §5.3
апокриф §44
апофатическое богословие §66
арианство §97
атрибуция §56
аутентичный текст §90
Благопожелание §40
Vernaculae (народные языки) §107
видение (фольклорно мифологический жанр) §77
второканонические (дейтероканонические) книги Ветхого Завета §61
Герменевтика §83
глосса §122
глоссарий §122
глоссолалия §37
гомилетика §81
гомилия §81
гуманизм §102
Двуязычие §107
деизм §2.1
дейтероканонические (второканонические) книги Ветхого Завета §61
демиург §41
диэреза §121
догмат §67
духоборы §77
духовные стихи §44
духовные христиане §77
Евхаристия §74
Заговор абракадабра §37
Иероглифика §23
имяславие §76
инициация §34
инкунабулы §102
исихазм §26, 76, 126
иснад §56
исповедание веры (жанр книги) §69
Канон §54
канонический текст §54
каноническое право §86
катафатическое богословие §66
катехизация §69
катехизис §41
квакеры §77
квиетисты §77
кодификация §54
койне §3.2
контаминация §40
континуум языковой §2.1
конфессия §1
космогония §41
критика текста §55
критическое издание произведения §55
Лексикализация §37
лингвистической относительности гипотеза §10
литературный язык §3.2
литургия §74
Маздаизм §49
макаронический стиль §37
мамотрект (чешек., польск. mamotrekt, лат. mammotrectus) §122
маркиониты §90
масора §110
масореты §110
matres lectionis (матрес лекционис) §110
Минея §74
мистерия §15
мистика §5.3
мисты §15
мифопоэтическое сознание §14
модальность §29
молокане §77
(моно)теизм §2.2
Оберег §22
обмирание §77
огнепоклонничество §49
окказионализм §68
ономастика §127
ономастикой §122
ономатология §127
онтогенез §16
орация (рация) §40
отреченные книги см. апокриф
Пантеизм §2.2
паралингвистика §28
Паремийник §74
паремиология §74
паремия §74
патристика §5.3.
пиетизм §77
Письменный закон (иудаист.) §85
полисемия §121
политеизм §2.2
порождающая (генеративная)
грамматика §117
праславянский язык §18
праязык §15
приточник §122
профетические (пророческие)
языки §3.2
Сакральный §3.1
Священное Писание — passim
Священное Предание — passim
секуляризация §4.1
семантика §5.1
семасиология §116
семиотика §5.1
Символ веры §56
символические книги §69
скопцы §77
Slavia Latma §108
Slavia Orthodoxa §95
славословие (доксология) §29
Служебник §74
старославянский язык §94
Сунна (пророка Мухаммада) §65
суннизм §65
суфизм §79
Тарика §79
тафсир §87
теизм §2.2.
текстология §54
теология §5.3.
тeсей теория §125
титло §25
тотемизм §2.2
транслитерация §54
Требник §74
трикстер §34
Устав (род почерка) §25
Устный закон (иудаист.) §85
Фаворский свет §126
фасцинация §14
фетиш §2.2
фетишизм §2.2
филиокве §69
филогенез §16
фикх §87
фюсей теория §125
Хадисы §65
харизма §47
хлысты §77
Церковное право §86
церковнославянский язык §94
Шаманизм §2.2
шариат §87
Эзотерический §76
экзегетика §83
экзорцизм §29
экзотерический §76
эсхатология §29
этимология §16
этимология народная §39
этимология поэтическая §39
этиологические мифы §33
этнос §1
Янсенисты §77
Именной указатель
Абу Ханифа (699—767) §71
Августин Аврелий, святой, епископ Гипонский (354—430) §64, 67, 98, 125
Аверинцев С.С. Предисловие, §2.2, 5.3, 8, 24, 25, 67, 69, 76, 77, 78, 92, 100, 105, 115, 127, 128, Л ра
Аверкий, архиепископ (XX в) §83
Авраам (ветхозаветн.) §78
Авраамий, инок (XVII в) §13
Александр I (1777—1825) §95
Алексеев А.А. §83, Л ра
Алексей Михаилович (Романов) (1629—1676) §32
Альберти (Alberti) Леон Батиста (1404—1472) §120
Альбертус (Albertus) Лаврентиус (XVI в.) §120
Альбрехт, герцог Пруссии (1490—1568) §104
Амусин И.Д. §61, 62, Л ра
Аноним Галл (XII в.) §108
Анучин В.Т. §29
Антонии Великий, преподобный (260—365) §7
Антонович А.К. §27
Апресян Ю.Д. §129, 132
Аракчеев А.А. (1769—1834) §95
Арий (256—336) §13, 88, 97 (см. арианство)
Аристотель (384—322 до н.э.) §66, 103, 108, 125
Арутюнова H.Д. §131
Афанасьев А.Н. (1826—1871) §34, 45, 114, Л ра
Афанасьева В.К. §23, Л ра
Ахмадулина Б.А. §14
Ахматова А.А. (1889—1966) §23
Бабичев H.Т. §56
Байбурин А.К. §15, Л ра
Барсов M. §83
Барташэв?ч Г.А. §36, Л ра
Бартольд В.В. (1869—1930) §49, 50, 51, 55, 71, Л ра
Басилов В.П. §8
Бастид (Bastide) P. §67
Баткин Л.M. §102, Л ра
Бахтин М.М. (1895—1975) §132, Л ра
Белла (Bella) Роберт §5.1, 5.3, 7, Л ра
Бембо (Bembo) Пьетро (1470—1547) §120
Бердяев H.А. (1874—1948) §5.3, 66, 78, 99, 126, 132, Л ра
Берында Памва (ум. 1632) §122
Беме (Bohme) Якоб (1575—1624) §5.3, 77
Благослав (Blahoslav) Ян (1523—1571) §120
Блок А.А. (1880—1921) §76
Богушевич Франтишек (1840—1900) §27
Бодуэн де Куртене И.А. (1845—1929) §1, Л ра
Боровский Я.M. §56
Борхес (Borges) Хорхе Луис (1899—1986) §42, 57, 78, Л ра
Бохорич Адам (ум. 1598) §120
Боэций (ок. 480—524) §108
Брагинский И.С. §49, Л ра
Бродский И.А. §131
Бродский H.Л. §82
Брук С.И. §42, 41, Л ра
Брюкнер (Bruckner) Александр (1856—1939) §16
Брянчанинов, епископ Игнатий (1807—1867) §32
Бубер (Buber) Мартин (1878—1965) §66, 78, 105, 132, Л ра
Будда §4.2, 47, 50, 54, 55, 56, 57, 58
Будный Сымон (1530—1593) §69
Булатович Антоний (Александр) (ум. 1919) §126
Булгаков С.H. (1871—1944) §66, 77, 126, Л ра
Буслаев Ф.И. (1818—1897) §44, Л ра
Вагнер (Wagner) Рихард (1813—1883) §8
Вазари (Vazari) Джордже (1511—1574) §120
Вайян (Vaillant) Андре (1890—1977) §4.2
Валентин (II в.) §62
Балла Лоренцо (Valla Lorenzo) (1405 или 1407—1457) §120
Варсонофий Великий (VI в) §67
Василий Великий, архиепископ Кессарийский (329—379) §44, 64, 120
Василий III. (1479—1533) §101
Васильев Л.С. §57, Л ра
Вергилии (Vergilius) Марон Публий (70—19 до н.э.) §108
Веселовский А.Н. (1838—1906) §41
Введенский А.И. (род. 1861) §67
Витгенштейн (Wittgenstein) Людвиг (1889—1951) §130
Виноградов В.В. (1894/5—1969) §109
Владимир, св. равноапостольный, киевский князь (ум 1015) §23, 31, 33
Вознесенский А.А. §39
Вундт (Wundt) Вильгельм (1832—1920) §7
Выготский Л.С. (1896—1934) §2.3, Л ра
Вяземский П.А. (1792—1878) §18
Газали (Абу Хамид аль Газали) (XI в) §79
Галятовский Иоанникий (ум. 1688) §81
Гамкрелидзе Т.В. §114, Л ра
Гараджа В.И. §4.3, Л ра
Гарднер (Gardner) К. §132, Л ра
Гаспаров Б.M. §81, Л ра
Гегель (Hegel) Георг Вильгельм (1770—1831) §78
Гельб (Gelb) И.Е. §25, 110, Л ра
Геннадий, архиепископ Новгородский (ум. 1506) §94, 104
Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н.э.) §125
Герасимов Дмитрий (ум. после 1530) §100
Герман Ю.П. (1910—1967) §18
Гермоген (IV в. до н.э.) §125
Гесиод (VIII—VII в. до н.э.) §121
Гзель (Gzel) Петр (XVI в.) §120
Гiлевiч Н.С. §43
Глухарев, архимандрит Макарий (1792—1847) §95
Говоров, епископ Феофан (Затворник) (1815—1894) §3.2, 95
Голенищев Кутузов И.Н. (1904—1969) §108, Л ра
Гомер (IX—VIII в до н.э.) §33, 121
Гораций (Horatio) Квинт Флакк (65—8 до н.э.) §108
Горфункель А.Х. §102, Л ра
Григорий Богослов, епископ (Назианзин) (ок. 330 — ок. 390) §41, 58, 64, 67, 120
Григорий Великий, св., папа (ок. 540—604) §64, 67, 81
Григорий Нисский (ок. 335 — после 394) §64
Григорий Палама — см. Палама Григорий
Григорий Синаит, преподобный (ум. после 1340 г.) §126
Грин (Green) Дж. §10, Л ра
Гринцер П.А. §41, 50, 57, Л ра
Грюнебаум (Grunebaum) Густав Эдмунд фон (1909—1972) §65, 67, 68, 76, 86, Л ра
Грязневич П.А. §8
Гумбольдт (Humboldt) Вильгельм фон (1767—1835) §10, 129, Л ра
Гуревич А.Я. §28, 38, Л ра
Гуревич П.С. §5.3, Л ра
Гус (Hus) Ян (1371—1415) §64, 91, 102, 119, 122
Гутенберг (Gutenberg) Иоанн (ок. 1399—1468) §102
Давид, царь иудеев (X в. до н.э.) §73
Даль В.И. (1801—1972) §15, 16, 17, 18, 20, 21, 22,25, 33, 34, 36, 37, 43, 114, Л ра
Данте Алигьери (Dante Alighieri) (1265—1321) §77, 120
Дворецкий И.Х. §25
Джеймс (James) Уильям (1842—1910) §5.3, Л ра
Декарт (Descartes) Рене (1596—1650) §130, 132
Демокрит (460—370) §125
Дорогов А.А. §127
Дроздов, архимандрит Афанасий (XIX в.) §64
Дронов, протоиерей Михаил (XX в.) §64, Л ра
Дунин Марцинкевич Винцент (1808—1884) §27
Дюбуа (Dubois) Жак (Сильвиус) (1478—1555) §120
Евгеньева А.П. (1899—1985) §6, 130
Евсевий, епископ Кесарийский (ок. 263—339) §64
Евфимий, патриарх Тырновский (ок. 1325 — ок. 1420) §26, 100
Егоров Д.Н. §121
Ездра (Эзра, ветхозаветн) §58, 80
Елеонская Е. §38, Л ра
Елизаренкова Т.Я. §20, 41, 44, Л ра
Еремин И.П. §120
Жданов А. §83
Жуковский В.А. (1783—1852) §19
Заратуштра (Заратустра) (между X и 1 й пол. VI в. до н.э.) §29, 49, 52, 56, 58, 65
Зеленин Д.К. (1878—1954) §22, Л ра
Зеньковский, протоиерей Василий (В.) (1881—1962) §127, Л ра
Зизаний Лаврентий (ум. 1634) §69, 120, 122
Зизаний Стефан (ок. 1570 — после 1600) §69
Зноско Боровский, протоиерей Митрофан §64, Л ра
Иван Федоров (ок. 1510—1583) §94, 104
Иван IV (1530—1584) §104
Иванов Вяч. Вс. §14, 15, 16, 19, 41, 114, 127, Л ра
Иероним, святой (342—420) §93, 94, 103, 106, 122
Иисус Христос — passim
Иннокентий I, папа (ум. 417) §88
Иоанн Богослов, св. апостол и евангелист §58, 77, 83
Иоанн Вишенский (ок. 1550 — после 1620) §120
Иоанн Дамаскин, св. (ок. 650 — до 754) §64, 67
Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (между 344 и 354—407) §44, 64, 120
о. Иоанн Кронштадский (Сергиев) (1829—1908) §3.2
Иоанн Лествичник (VI в.) §67
Иоанн Схоластик (565—577) §86
Иоанн экзарх Болгарский (IX — начало X в.) §67
Ириней, святой, епископ Лионский (ум. 202 г.) §67
Иустин, святой (II в.) §81
Каганец Карусь (1868—1918) §27
Кадлубек (Kadlubek) Винцент (XII в.) §108
Калайдович К.Ф. (1792—1832) §25
Калиновский Викентий (Кастусь) (1838—1864) §27
Кальвин (Calvin) Жан (1509—1564) §47, 69
Канизий (Canisius) Петр (ум. 1597) §69
Кантемир А.Д. (1708—1744) §19
Караджич Вук Ст. (1787—1864) §39
Карамзин Н.М. (1766—1826) §120
Карл Великий (742—814) §33, 86
Карсавин Л.П. (1882—1952) §98
Кашич Бартоломей (1575—1650) §120
Киплинг (Kipling) Редьярд (1865—1936) §33
Киприан, митрополит Киевский и Литовский, позже Московский (ум. 1406) §100
Киреевский И.В. (1806—1856) §132
Киреевский П.В. (1808—1856) §44
Кирилл, епископ Туровский (ок., 1130 — ок. 1182) §32
Кирилл (Константин) Философ, святой равноапостольный (827—869) §3.2, 23, 86, 91, 94, 95, 108, 109
Ключевский В.О. (1841—1911) §14, Л ра
Климович Л.И. §51, 52, 68, Л ра
Ковтун Л.С. §122, Л ра
Колет (Colet) Джон (1466—1519) §120
Конрад Н.И. (1891—1970) §4.2, 57, Л ра
Константин Костенечский (ум. ок. 1439) §24, 26, 100, 119, 126
Константин Философ — см. Кирилл (Константин) Философ
Конфуций (551—479 гг. до н.э.) §3.2; 4.2, 47, 54, 57, 58, 106, 121, 124
Коростовцев М.А. (1900—1980) §23, Л ра
Костюхин ЕА. §34, Л ра
Кочетков, священник Георгий §81, 96, Л ра
Кравчук Л.М. §95
Кратил (IV в. до н.э.) §125
Крачковский И.Ю. (1883—1951) §51, 52, Л ра
Кришнамурти Джидду (1895 или 1897—1985) §5.3, 57
Лао цзы (VI—V вв. до н.э.) §57, 58
Ластовский Власт (1883—1938) §27
Лейбниц (Leibniz) Готфрид В. (1646—1716) §130
Лёнрот (Lonnrot) Элиас (1802—1884) §33
Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci) (1452—1519) §120
Лили (Lily) Вильям (1468—1523) §120
Лiтвiноуская А.Г. §40, Л ра
Лихачев Д.С. §24, 55, 100, Л ра
Лойола (Loyola) Игнатий (ок. 1491—1556) §77
Лосев А Ф. (1893—1988) §8, 121, 127, Л ра
Лосский Н.О. (1870—1965) §98, Л ра
Лотман Ю.М. (1922—1994) §82
Лукиан (ок. 120 — ок. 190) §108
Луллий (Lullius) Раймонд (1235—1315) §77, 130
Лурия А.Р. (1902—1977) §2.3, 114, Л ра
Лютер (Luther) Мартин (1483—1546) §58, 64, 69, 91, 93, 104
Маймонид Моисей (1135—1204) §66, 71, 73, 85
Макарий Египетский (301—391) §7
Макарий, иеросвященник Черногорский, первопечатник (2 я пол. XV в. — нач. XVI в.) §102
Макарий, румынский первопечатник (2 я пол. XV в. — нач. XVI в.) §102
Максим Грек (ок. 1475—1556) §101, 120
Мандельштам О.Э. (1891—1938) §126
Маркион (II в.) §90
Маркиш С.П. §103, Л ра
Мартынау В.У. §31, Л ра
Маслов С.И. (1880—1957) §69, 81, Л ра
Массэ (Masse) Анри §52, 55, 65, 75, 79, Л ра
Маяковский В.В. (1893—1930) §68
Медоварцев Максим (XVI в.) §101
Мейе (Meillet) Антуан (1866—1936) §4.2
Меланхтон (Melanchton) Филипп (1497—1560) §69, 104
Мелетинский Е.М. §14, 33, 34, 114, Л ра
Мельников Печерский Андрей (1818—1883) §37
Менар Рене §24, Л ра
Мень, протоиерей Александр В. (1935—1990) §2.1; 2.2, 2.3, 28, 29, 49, 69, 81, Л ра
Месроп Маштоц (361—440) §23
Мефодий, св. равноапостольный (ок. 815—885) §3.2, 23, 86, 91, 94, 95, 108, 109
Мечковская Н.Б. §100, 108, Л ра
Минь Ж. П. (Migne J. P.) (1800—1875) §64
Миклухо Маклай Н.Н. (1846—1888) §2
Милль (Мill) Джон Стюарт (1806—1873) §7
Минц С.И. §34, 36, 38, Л ра
Миркина З.А. §76, Л ра
Мицкевич (Mickiewicz) Адам (1798—1855) §27
Могила Петр (1596/7—1647) §64, 69
Моисей (Моше, ветхозаветн.) §58, 65, 66, 80
Мухаммад (ок. 567—632) §29, 47, 55, 65, 68, 76, 86
Мур (Мооге) Джордж (1873—1958) §130, 131
Мэн цзы (372—289 до н.э.) §58, 71
Нарбут В.И. (1888—1944) §25
Небриха (Nebrija) Антонио де (ок. 1442—1522) §120
Недецкий (Nedecki) Патриций (1522—1587) §108
Никольский Н. §83
Никон, патриарх (1605—1681) §13, 69, 101, 119
Ницше (Nitzsche) Фридрих (1844—1900) §29
Новик Е.С. §29, 33, Л ра
Ной (ветхозаветн.) §82
Ньютон (Newton) Исаак (1643—1727) §47, 57
Овидий (Ovidius) Публий Назон (43 до н.э. — 18 н.э.) §25, 102
Оптат (Optat) Бенеш (ум. 1559) §120
Ориген (185—254), §55, 58, 64, 67, 93, 102, 103
Осман (ум. 856) §55
Островский А.Н. (1823—1886) §21,36
Острожский, князь Константин К. (1526—1608) §94, 104
Павел, св. апостол §47, 77, 81, 88, 91, 96, 128
Павский, протоиерей Герасим П. (1787—1863) §95
Панама Григорий, святой (1296—1359) §76, 77, 100, 126
Панини (V—IV вв. до н.э.) §117
Парацельс (Paracelsus) Теофраст (1493—1541) §77
Пастернак Б.Л. (1890—1960) §128
Переферкович Н.А. (2 я половина XIX — начало XX в.) §63, Л ра
Персии (Persius) Флакк (34—42 н.э.) §108
Петр, св. апостол §77, 88
Петр I Великий (1672—1725) §25, 95, 104
Пиотровский М.Б. §51, 52, 65, 86, Л ра
Пиккио (Pikkio) Рикардо §100
Пифагор (ок. 540 — 500 до н.э.) §56, 57, 121
Плотин (204—270) §100
Платон (427—348 до н.э.) §125
Померанц Г.С. §5.3, 57, 76, Л ра
Померанцева Э.В. §34, 36, 38, Л ра
Прокопович Феофан (1681—1736) §95
Попов А.А. §33
Потебня А.А. (1835—1891) §10, Л ра
Пропп В.Я. (1895—1970) §34, Л ра
Псевдо Дионисий Ареопагит (V или начало VI в.) §76, 128
Птолемеи, царская династия в эллинистическом Египте (305—30 до н.э.) §92
Публий Стаций (I в. н.э.) §14
Пушкин А.С. (1799—1837) §18, 27, 79, 82, 109
Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (ок. 1420—1492) §120
Рабинович B.C. §24, Л ра
Ранович А.Б. (1885—1948) §63, Л ра
Рассел (Russell) Бертран (1872—1970) §130
Реформатский А.А. (1900—1978) §22, Л ра
Рижский М.И. §95, Л ра
Рифтин Б.Л. §8, 24, Л ра
Розанов В.В. (1856—1919) §7, Л ра
Розенцвейг (Rosenzweig) Франц (1886—1929) §105, 132
Розеншток Хюсси Ойген (1888—1973) §131, 132
Романов Е.Р. §37, 38, Л ра
Ростислав, князь Великой Моравии (IX в.) §94
Рубинштейн Р.И. §23, Л ра
Савонарола (Savonarola) Джироламо (1452—1498) §121
Саллюстий (Sallustius) Гай Крисп (86—35 до н.э.) §108
Сенека (Seneca) Луций Анней (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.) §103, 108
Сепир (Sapir) Эдвард (1884—1939) §10, 129, 132
Серафим, митрополит Петербургский (1763—1843) §95
Симеон Богоприемец (новозаветн.) §92
Скорина Франтишек (до 1490 — ок. 1541) §104
Славинецкий Епифаний (ум. 1675) §94
Слобин (Slobin) §10, Л ра
Смотрицкий Мелетий (ок. 1578—1633) §81, 104, 120
Сократ (470—399 до н.э.) §125
Соловьев В. С. (1853—1900) §2.3, 47, 55, 63, 78, 132, Л ра
Соссюр (Saussure) Фердинанд де (1857—1913) предисловие, §5.1, 19, Л ра
Срезневский И.И. (1812—1880) §119
Сталин И.В. (1979—1953) §22
Статориус Стоеньский (Statorius Stojenski) Петр (ум. 1591) §120
Стеблин Каменский И.M §49, Л ра
Стефан, епископ Пермский (ок. 1345—1396) §23, 91
Стефан Лазаревич (1377—1427) §100
Субботин Н.И. (род. 1830) §13, 101, Л ра
Супрун А.Е. §100, 108, Л ра
Тайлер (Tyler, Tiler) Уот (ум. 1381) §91
Телушкин Йосеф §66, 70, 73, 78, 82, 85, 88, Л ра
Теренций (Terentius) Публий (ок. 195—159 до н.э.) §103
Тертуллиан (Tertullianus), пресвитер Карфагенский (160—220) §64, 67
Тиндаль (Tyndall) Уильям (1477—1536) §91
Тихонравов Н.С. (1832—1893) §25, 62, Л ра
Топоров В.Н. §14, 16, 18, 19, 20, 21, 25, 31, 37, 38, 41, 44, 117, Л ра
Толстая С.М. §39, Л ра
Толстой Н.И. §39, 88, 101, 108, Л ра
Тредиаковский В.К. (1703—1768) §26, Л ра
Троицкий C.B. §126
Трофимова М.К. §62, Л ра
Трубачев О.Н. §16, 21, Л ра
Трубецкой Н.С. (1890—1938) §95, 109, Л ра
Трубецкой С.Н. (1862—1905) §121
Тяпинский Василий Е. (ок. 1530 — ок. 1600) §95
Ужевич Иоанн (XVII в.) §120
Уиклиф (Wycliffe, Wiclif) Джон (1320—1384) §64, 91
Ульфила (Wulfila), готский епископ (ок. 311 — ок. 383) §23
Уорф (Whorf) Бенджамин Ли (1897—1941) §10, 129, 132
Успенский Б.А. §127
Фасмер (Vasmer) Макс (1886—1962) §4.2, 16, 21, 114, Л ра
Федотов Г.П. (1886—1951) §108
Феодор, дьякон (XVII в.) §13
Филарет (Дроздов), митрополит Московский (1783—1867) §69
Филомат (Philomates) Вацлав (XVI в.) §120
Филон Александрийский (ок. 25 до н.э. — ок. 50 н.э.) §121
Фиоль (Fiol) Швайпольт (ум. 1525) §102
Фирсов Авраамий (XVII в.) §95
Флоренский, священник Павел Н. (1882—1937) §126, 127, Л ра
Флоровский, протоиерей Георгий В. §3.2, 64, 67, 76, 95, 108
Фотий (Щиревский), архимандрит (1811—1877) §95
Фотий, патриарх Константинопольский (820—891) §86
Фрейденберг О.М. (1890—1955) §20, 41
Фридрих (Friedrich) Иоганнес (1893—1972) §110, Л ра
Фрэзер (Frazer) Джеймс (1854—1941) §22, 23. Л ра
Хайдеггер (Heidegger) Мартин (1889—1976) §10, 131, Л ра
Халладж (аль Халлядж) (X в.) §79
Харт М. §47
Хлебников Велимир (В.В.) (1885—1922) §76
Ходжа Насреддин §79
Ходкевич, князь Григорий А., гетман (ум. 1572) §104
Холл (Hall) Мэнли П. §23, 25, 78
Хомяков А.С. (1804—1860) §132
Храбр, черноризец (IX в.) §23, 119
Христос — passim
Цветаева М.И. (1982—1941) §39, 102
Цвингли (Zwingli) Ульрих (1481—1531) §47, 69
Цивьян Т.В. §39, Л ра
Цицерон (Cicero) Марк Туллий (106—43 до н.э.) §102, 108
Чехов А.П. (1860—1904) §14
Чиприано Р. §4.3
Чуковский К.И. (1882—1969) §13
Шахматов А.А. (1864—1920) §109
Шиллер (Schiller) Иоганн Ф. (1759—1805) §24
Широков О.С. §126
Шичалин Ю. А. §14
Шишков А.С. (1754—1841) §95
Шломо бен Ицхах (1040—1105) §82
Шпет Г.Г. (1879—1940) §108
Штейнер (Steiner) Рудольф (1861—1925) §5.3
Щерба Л.В, (1880—1944) §6
Эдельман Д.И. §49
Эзоп (VI в. до н.э.) §103
Эзра — см. Ездра
Экономцев, игумен Иоанн §126, Л ра
Экхарт (Eckhart) Иоганн (Майстер Экхарт) (ок. 1260—1327) §5.3, 77
Элиаде (Eliade) Мирче (1907—1986) §58, 90
Эразм Роттердамский (1469—1536) §55
Эренберг Ганс (1883—1954) §132
Эрн В.Ф. (1882—1917) §126
Эсхил (ок. 525—456 до н.э.) §19
Юнг (Jung) Карл Густав (1875—1961) §16, 17, 31,78
Ягич И.В. (1838—1923) §25, 26, 100, 101, 116. 119, 122, Л ра
Якобсон Р.О. (1896—1982) §13, 14, 32
Якушкин П.И. §44
Ярошенко В. §22
Указатель слов, оборотов, поговорок, пословиц, произведений
«Авеста» (I тыс. до н.э.) §3.2, 47, 52, 54, 56, 106
«Аггада» («Гаггада») §63
Адам §19, 115
«Адельфотис. Грамматика доброглаголиваго еллинословенскаго языка» (Львов, 1591) §120
Аллаху акбар! (Аллах всемогущий!) §71,75
Аллилуйа! §13
«Аллилуйа» (сборник стихов Вл. Нарбута, 1912) §25
«Алпамыш» («Алып Манаш») §33
альфа и омега §112
ахль аль китаб (люди Писания) §51
Аминем квашни не замесишь §20
Аминь! §37
Аминь дело вершит §20
Аминь человека спасает §20
«Антверпенская полиглотта» (1569—1572) §102
«Апокалипсис» см. «Откровение Иоанна Богослова»
«Апостол» §74, 88
«Апостол» печати Ивана Федорова (Москва, 1564) §102
«Апостол» печати Фр. Скорины (Вильна, 1525) §104
апракос §74
«Атхарваведа» (I тыс. до н.э.) §38
Балий §21
басня §21
«Беларуск? лемантар» Каруся Каганца (СПб., 1906) §27
«Беседа о учении грамоте» (XVI в.) §116
«Беседа трех святителей» (XII в.) §25, 44, 62, 64
Библия — passim
«Бивлия Руска» печати Фр. Скорины (Прага, 1517—1519) §102
«Божественная комедия» Данте (1307—1321) §8, 77
бразды правления §112
«Бывайце здоровы, жывiце багата…» (белорусская песня) §40
Былина старину любит §33
В плоть и кровь §112
в поте лица §112
вавилонское столпотворение §112, 115
Василий Парийский землю парит §39
«Веды» §3.2, 106, 114, 117
ведьма §21
верую §69, 71
«Верую» §69
Верую, потому что абсурдно (Credo, quia absurdum) §67
«Ветус Латина» (лат. Vetus Latina) §93
Ветхий Завет (см. также Танах) §3.2, 56, 63, 66, 74, 80, 81, 82, 83, 88, 90, 93, 95, 104, 106, 111, 115, 121
вещун §21
взявшие меч — мечом погибнут §112
влазины §15
внешние, или посторонне, книги (в иудаизме) см. сеферим хицоним §61
во время оно §112
Во имя Книги Аллаха и Сунны его пророка §65
Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь §38
волк в овечьей шкуре §112
волхв §21
волхвовать §21
волшебник §21
«Вопросы Иоанна Богослова Господу на Фаворской Горе» §44
ворожба §21
ворчать §21
«Восьмикнижие» Панини (V в. до н.э.) §117
врать §21
врач §21
всей душой §112
всем сердцем §112
Всем страстям матерь — мнение §64
всемирный потоп §112
всему свое время §112
всякой твари по паре §112
«Второзаконие» (ветхозаветн.) §80
«Вульгата» §69, 93, 94, 95, 102, 103, 106, 122
«Гаггада» — см. «Аггада»
гадалка §21
«Гекзапла» Оригена §55, 93
«Гемара» (часть «Талмуда») — §85
«Геннадиевская Библия» (рукопись 1499) §94, 104, 120
«Голубиная книга» §44
Гражданская грамота от антихриста §25
«Грамматика словенска» Лаврентия Зизания (Вильна, 1596) §69, 120
заговор §21
«Грамматики славенския правилное синтагма» Мелетия Смотрицкого (Евье, 1619) §120
«Грамматыка словенская» Иоанна Ужевича (1643) §120
«Грецкой язык» (рукописный разговорник XV — XVI в.) §122
«Давид Сасунский» (армянский эпос) §33
«Десятословие» (десять заповедей) §47, 81, 85
«Деяния и послания святых апостолов» (новозаветн.) §62, 74
Добры дзень у хату! §40
допотопные времена §112
дума §114
Евангелие апракос см. апракос
«Евангелие Истины» Валентина (апокриф.) §62
«Евангелие от Евы» (апокриф.) §62
«Евангелие от Египтян» (апокриф.) §62
«Евангелие от Иоанна» (новозаветн.) §64, 67, 74, 77, 116, 131
«Евангелие от Иуды» (апокриф.) §62
«Евангелие от Луки» (новозаветн.) §90
«Евангелие от Марка» (новозаветн.) §62
«Евангелие от Матфея» (новозаветн.) §62, 77, 95, 122
«Евангелие от Филиппа» (апокриф.) §62
«Евангелие от Фомы» (апокриф.) §62
«Евгений Онегин» А. С. Пушкина §83
Елизаветинская (Петровско Елизаветинская) Библия (1751) §94, 95
Ждать манны небесной §112
«Житие Константина» (к. IX в.) §94
Загадка, разгадка да семь верст правды (в ней) §43
«Заговор на возвращение коров» (из «Ригведы») §19
«Заговор против ведьм» (из «Ригведы») §36
«Заговор против страха» (из «Атхарваведы», I тыс. до н.э.) §38
замова §21
запретный плод §112
запрещенные книги §56
Заратуштра §22
зарок §21
зарыть талант в землю §112
зачала §74
Здоровеньки булы! §40
земля обетованная §112
злачное место, корень зла §112
злоба дня §112
знамение времени §112
знатливый человек §21
знахарь §21
«Зогар» («Книга сияния») §78
И от Сына (филиокве) §69
Иегова — см. Яхве
иерейская молитва §74
Изборник Святослава 1073 г. §88
изурочить §21
«Илиада» §25
имам (исламск.) § §71, 74
iмша §12, 74
Index librorum prohibitorum §56, 88
Ipse dixit (Сам сказал) §56, 61, 63, 64, 65, 67, 88, 121
«Источник знания» Иоанна Дамаскина (рубеж IX—X вв.) §67
Каб не прагаварыць §20
как зеницу ока §112
«Како состави святый Кирил Философ азбуку по языку словенску и книги преведе от греческих на словенский язык» §23
«Калевала» (карело финский эпос) §33
«Короткая г?сторыя Беларус?» Власта Ластовского (Вильня, 1910) §27
«Катехизис пространный христианский» (1823) митрополита Филарета (Дроздова) §69
«Катехисiс, то есть наука стародавная хрiстiаньская, от светого писма для простых людей языка руского в пытанiах и отказех събрана» (1562) Сымона Будного §69
«Кириллова книга» (Москва, 1644) §88
«Ключ разумения» Иоанникия Галятовского (Киев, 1659) §81
клятва §16
«Книга глаголемая Донатус меншей, в ней же беседует о осмих частех вещаниа…» Дмитрия Герасимова (рукопись нач. ХУ? в.) §120
книга за семью печатями §112
Книга Ездры (ветхозаветн.) §61
«Книга Екклесиаста, или Проповедника» (ветхозаветн.) §61
Книга Неемии (ветхозаветн.) §61
«Книга о писменах» Константина Костенечского (после 1410 г.) §26, 100, 119, 126
«Книга Песни Песней Соломона» (ветхозаветн.) §61
«Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова» (ветхозаветн.) §61
«Книга Премудрости Соломона» (ветхозаветн.) §61, 74
«Книга Притчей Соломоновых» (ветхозаветн.) §61
«Книга пророка Исайи» (ветхозаветн.) §73
«Книга творения» («Сефер иецира») §25, 78
«Книга Тота» §23
«Книги Паралипоменон» (ветхозаветн.) §61
Cogito, ergo sum (‘Я мыслю, следовательно, я существую’) §131
козел отпущения §112
колдовать §21
колдун §21
Колдун не колдун, а слово знает (А. Островский) §21, 36
колосс на глиняных ногах §112
«Комплютензийская полиглотта» (1514) §102
Коран §3.1, 4.1, 29, 47, 51, 52, 54, 55, 65, 76, 79, 86, 87, 106, 118
«Кормчая книга» (XIII в.) §63, 64, 122
Корова без клички — мясо §20
«Corpus juris canonici» (1582) §86
«Corpus scriptorum ecclesiasticorum» (1867) §64
«Кошка, которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга §33
краеугольный камень §112
край поля (в «Талмуде») §85
Кралицкая Библия 5(1579—1593) §111
«Кратил» Платона §125
«Краткое изложение Десяти заповедей и молитвы Господней» Мартина Лютера (1520) §69
Credo §69, 71
Кредо §69
Credo, quia absurdum (Верую, потому что абсурдно) §67
Кто на Палея работает, у того гроза хлеб спалит §39
кудесник §21
Легок на помине §20
«Лиса повитуха» §46
ложные книги §56
люди Писания (ахль аль китаб) §51
«Малая подорожная книжица» Фр. Скорины (Вильна, 1522) §104
Мать Сыра Земля §2.2
«Махабхарата» §106
мед поэзии §114
«Мерило праведное» §86
месса §12
метать бисер перед свиньями §112
«Мидраш» §82
«Минута» М. Цветаевой §39
миф §17
«Мишна» (часть «Талмуда») §63, 78, 82, 85, 87, 121
«Мишэ Тора» (Письменный закон) §85
«Младшая Эдда» (XIII в.) §114, см. также «Эдда»
Мнение — второе падение §64
молево §17
моленина §17
малины §17
«Молитвенник, или Требник» печати Макария (Цетин, 1494—1495) §102
молитвить птицу §17
молить (кашу, убоинку) §17
Москва — третий Рим, а четвертому не бывать §101, 109
Московская первопечатная Библия (1663) §94
«Мудрая дева» §45
«Мудрые ответы» §45
«Muzyckaja Frauda» Кастуся Калиновского (1862—1863) §27
мулла §74
муэдзин §74
«На горах» А. Мельникова Печерского (1875—1881) §37
На Карпа карпы ловятся §39
На крывую середу не можно полоць, бо покривее стебло у жыти §39
На Маковея мак святят §39
на сон грядущий §112
На Феклу копай свеклу §39
«Нагорная проповедь» (новозаветн.) §29, 81, 105
намаз §74
«Наставник заблудших» Моисея Маймонида (XII в.) §66, 70
«Наука, албо способ зложеня казаня» Иоанникия Галятовского (Киев, 1659) §81
«Начинательная молитва» §37
«Наша Нива» (белорусская газета, Вильна, 1906—1912) §27
не от мира сего §112
не хлебом единым §112
неопалимая купина §47
нет пророка в своем отечестве §112
Новый Завет §3.2, 47, 56, 61, 62, 64, 65, 74, 76, 81, 83, 88, 91, 93, 95, 103, 104, 106, 111, 121
«Номоканон» §86
ныне отпущаеши (лат. nunc dimittis) §92
нядзеля §15
«О божественных именах» Псевдо Дионисия Ареопагита (V или начало VI в.) §128
«О писменах» черноризца Храбра (к. IX в.) §23, 119
» О пользе книг церковных в российском языке» М.В.Ломоносова (1757) §109
обедня §12, 74
«Обмен загадками» §41
оглашение §69
оглашенные §69
оглашенные словеса §69
«Одиссея» Гомера §18, 25
«Октоих» печати Ш. Фиоля (Краков, 1491) §102
onomatothetes (греч. ‘установитель имен’) §19
орация (рация) §40
«Orthographia Bohemica» Яна Гуса (1406) §119
Осанна! §13
«Осмогласник» печати Макария (Цетин, 1494—1495) §102
«Острожская Библия» печати Ивана Федорова (Острог, 1581) §102, 104, 120
«Осьмь честии слова» (XIV в.) §120
От аминя не прибудет §20
От слова станется §20
«Откровение Иоанна Богослова» («Апокалипсис») §62, 74, 77, 83, 88
«Откуда у Кита такая глотка» Р. Киплинга §33
«Откуда у Носорога шкура» Р. Киплинга §33
отреченные книги §56
Отсохни рука (если неправду говорю) §21
отцы церкви §64, 66
«Отче наш» §29, 110
«Отчего у верблюда горб» Р. Киплинга §33
«Очищение (веры)» (сура Корана) §71
«Парижская полиглотта» (1629—1645) §102
«Пастырское попечение (правило)» св. папы Григория Великого (ок. 591) §64, 81
«Patrologiae cursus completas, series Graeca» §64
«Patrologiae cursus completas, series Latina» §64
перебор, переборка §15
Пересопницкое Евангелие (1551—1561) §95
переходины §15
«Песня песней» §83
Петровско Елизаветинская (Елизаветинская) Библия (1751) §94
Письменный закон (см. Мишэ Тора) §85
плоть от плоти §112
по образу и подобию §112
По щучьему веленью, по моему хотенью §32
«Повесть временных лет» (XI в.) §31
«Повесть о Волоте Волотовиче» §44
«Повесть собравшаго сия буквы» (рукопись XVI в.) §119
полынь §77
Помяни по имени, а он тут §20
«Портрет Плисецкой» А. Вознесенского §39
«Послания апостола Павла к коринфянам» (новозаветн.) §62
«Послания святых апостолов» (новозаветн.) §74
посторонние, или внешние книги (в иудаизме) см. сеферим хицоним §61
«Похвала глупости» Эразма Роттердамского §103
«Православное исповедание кафолической и апостольской церкви Восточной» Петра Могилы (Киев, 1640) §64, 69
«Прение литовского протопопа Лаврентия Зизания с игуменом Илиею и справщиком Григорием по поводу исправления составленного Лаврентием катехизиса» (рукопись XVII в.) §69
праздник §15
присяга §16
прорицатель §21
пророк §21
«Псалтирь» (ветхозаветн.) §73, 74, 83, 88, 94, 95, 122
«Псалтирь с последованием» печати Макария (Цетин, 1494—1495) §102
птичий язык §114
Пуруша §41
«Пятикнижие Моисеево» §92, 95, 121 (см. также «Тора»)
Ради бога §112
«Разговоры запросто» Эразма Роттердамского §103
«Разговоры Иисуса с учениками» (апокриф.) §62
рак’ат §74
«Рамаяна» §106
рация (орация) §40
Ребенок без имени — чертенок §20
рекло §22
«Речь жидовьскаго языка» (глоссарий 1282 г.) §122
«Речь тонкословия греческого» (рукописный разговорник XV—XVI в.) §122
«Ригведа» §18, 19
ротa, ротьбa §21
«Русская Правда» §86
С гуся вода, а с тебя худоба! §32
салят §74
Сам сказал — см. ipse dixit
святая святых §112
семь смертных грехов §67
«Семьдесят имен Богу» (апокриф XVI—XVII вв.) §25
«Септуагинта» §56, 57, 58, 61, 66, 74, 90, 92, 93,95, 102, 106
«Сефер иецира» («Книга творения») §25, 78
сеферим хицоним (внешние, или посторонние, книги в иудаизме) §61
Сиди тихо, не поминай лиха! §20
Символ веры §13, 64
символические книги §69
Сим сим, открой дверь! §32
«Сказание како сотвори Бог Адама» (XII в.) §19, 62
«Сказание о Соломоне и Китоврасе» §44
«Сказание отца нашего Агапия, зачем оставляют свои семьи, и дома, и жен, и детей, и взяв крест, следуют за Господом, как велит Евангелие» §62
Скрижаль §47
«Следованная Псалтирь» §74
«Слово о видении апостола Павла» (апокриф.) §77
«Слово о полку Игореве» (XII в.) §55, 108
Служебник §64
«Служебник» печати Макария (Тырговиште, 1508) §102
«Слушай, Израиль!…» §70
смертный грех §112
«Солдатская загадка» §46
соль земли §112
Спасибо! §17
Сравнил бутылку с Иваном великим! §38
«Старшая Эдда» §41, 114, см. также «Эдда»
«Стих о Голубиной книге» §44
стишок лечебный §37
стишок уговорный §37
«Стоглав» (1551) §101
строить на песке §112
суета сует §112
«Сунна» §65
сунниты, «люди Сунны» §65
сурочить §21
«Таинственное богословие» Псевдо Дионисия Ареопагита (V или начало VI в.) §128
«Так говорил Заратустра» Ф. Ницше (1884) §29
«Талмуд» §63, 64, 65, 66, 73, 82, 85, 87, 88, 121
Танах (см. также Ветхий Завет) §3.2, 47, 61, 63, 65, 66, 73, 80, 82, 86, 92, 106
«Творений святых отцев, в русском переводе» §64
«Тексты пирамид» (2700—2400 до н.э.) §23
терновый венец §112
Типун тебе на язык! §20
толк, толковать §114
«Толкование неудобь познаваемом речем» (словарь XIV в.) §122
«Толкования на Иова или XXXV книг о нравственности» св. папы Григория Великого §64
«Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета» (1904—1912; репринт 1987) §83
» Толковая Псалтирь» (так называемая «Толстовская Псалтирь» XI—XII вв.) §122
«Тора» («Пятикнижие Моисеево») §47, 63, 65, 66, 70, 73, 78, 80, 82, 87, 88, 91, 92,
«Тосафот» (XII в.) §82
«Тосефта» §63
треязычная ересь §94
«Триодь» печати Ш.Фиоля (Краков, 1491) §102
тьма кромешная §112
У кошки боли, а у Пети заживи §40
У падь не зачинають робить, як бы падає усе, шо будеш робить §39
«Упанишады» §106
урок §21
Устный закон (см. «Мишна») §85
Феодор Студит землю студит §39
филиокве (filioque, и от Сына) §69
«Хитрая наука» (русская сказка) §114
хлеб насущный §112
«Хождение Богородицы по мукам» §62, 77
«Часослов» §74
«Часослов» печати Ш.Фиоля (Краков, 1491) §102
чернобыль, чернобыльник §77
чинопоследование §74
Чтоб мне провалиться (если неправду говорю) §21
«Шахада» §71
шептун, шептунья §21
шэпты §21
«Эдда» (XIII в.) §114 (см. также «Старшая Эдда»)
Язык есть дом бытия (Мартин Хайдеггер) §131
Як прошла Прэчыста, то стала у рэцэ вода чыста §39
Яхве (Иегова) §66, 80, 85