Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы.

МУДРЫЙ СЕРДЦЕМ

Книга о жизни и чудесах протоиерея Николая Голубцова

К началу


ИЗ БЕСЕД И ПРОПОВЕДЕЙ ОТЦА НИКОЛАЯ (ГОЛУБЦОВА)

* * *

Господь сказал Своим ученикам: «Вы есть соль земли». Но если соль утратит свою силу, она теряет всякую цену и становится никуда не годной. Бойтесь, как бы на Божьем суде вам не оказаться несолеными христианами.

* * *

Истинный христианин должен всего себя отдавать Христу, без страха, не жалея себя. Мы часто видим в жизни, как человек всего себя отдает какому-нибудь делу. Так истинным ученым называют человека, который все свои силы отдает науке, не думая ни о чем другом, истинным мужем, женой называют того, который вкладывает всю душу в семью, часто, может быть, испытывая большие скорби. Вот так и мы должны быть истинными христианами.

* * *

Мы расторгаем обручение Христу нарушением его заповедей. В жизни каждого человека бывают минуты, когда он чувствует, что нарушил свой союз с Господом, что от него сейчас ушло самое дорогое, ушло безвозвратно. Но это чувство ошибочно, никто и ничто не ушло безвозвратно Мы постоянно изменяем Господу, но Господь изменить не может. Он всегда остается верен нам В Таинстве покаяния это обручение восстанавливается. Господь вновь возвращает нам обручальный перстень. Это тот перстень, который отец дает своему блудному сыну. Он уготовляет нам и трапезу в знак полного прощения — дает нам свою плоть и кровь.

* * *

Не думайте, что если вы будете отрекаться от Христа перед людьми, они будут к вам хорошо относиться. Нет, они будут относиться к вам еще с большим недоверием. И наоборот, если человек твердо исповедует христианскую веру, его уважают и ему верят.

* * *

Тому, у кого есть твердая вера, Господь просвещает и ум и подает ему значение веры. Его разум познает тогда то, что недоступно уму неверующего.

* * *

Мы предаем Господа, когда стыдимся исповедовать веру в Него. Бывает, человек переедет на другую квартиру и забывает Господа, не вешает икон, стыдится своей веры перед новыми соседями. Никогда не стыдитесь показать, что ты, твои дети и твоя жена или муж — православные христиане. Никто тебе не угрожает смертной казнью за исповедание веры в Господа, а если ты потерпишь за Него какие-нибудь неприятности, то радуйся этому.

* * *

Подумайте, сколько преподобных, праведных страдали за Господа, а св. мученики показывают Ему свои язвы, которые приняли за Него, и Господь любит эти язвы. Почему? От жестокости? Нет, Он сам показывает им Свои язвы, которые Он принял за род человеческий. Наши страдания за Господа соединяют нас с Ним.

* * *

Для того чтобы дерево приносило хорошие плоды, необходима соответствующая почва. Почва нашего дерева—это наше сердце, из которого выходят различные помышления—добрые или злые. На этой почве должна произрастать прежде всего вера. Мы не можем спастись без веры в Господа. Когда не хватает добрых дел, Господь спасает нас по нашей вере. Господь говорит тебе: «Ты только крепче ухватись за Меня, а уж вытащу тебя путем скорбей, путями одному Мне известными».

* * *

Господь часто исполняет просьбы неверующих. чтобы убедить их в своем существовании. Бывает так, что человек в крайне тяжелую минуту молится: «Господи, если Ты есть, соверши чудо, исцели такого-то человека, и я поверю в Тебя». И если эта молитва от души, а не пустые слова, Господь отвечает на нее исполнением просьбы.

* * *

Когда от нас требуют доказательств бытия Божия, мы можем ответить: мы знаем, что Господь существует, потому что Он, как Отец, исполняет просьбы наши. Ведь вы не исследуете происхождение отца вашего, вам это совсем не нужно. Вы просто любите его, общаетесь с ним. Мы также чувствуем духовное родство с Богом, небесным отцом нашим.

* * *

«Я Господь Бог твой, Бог ревнитель» — ревнитель о чистоте и твердости нашей веры в Него. Проверь себя, любишь ли ты веру, стараешься ли углубить, готов ли защищать ее? Иной человек с детства привык ходить в церковь, класть поклоны, поститься и думает, что у него есть вера. Но, возможно, что это лишь привычка исполнять внешне закон, просто благочестивая привычка. Приходя на исповедь, такой человек кается тольво внешних нарушениях закона Божия, например, что он когда-нибудь нарушил пост, а на состояние своего сердца не обращает внимания. Очень редко кается в глубинных грехах. Проверь себя, есть ли у тебя вера или только благочестивая привычка.

* * *

Истинная вера всегда проявляется в исполнении воли Божественной, Его заповедей.

* * *

Святой апостол Павел говорит: «Вера от слуха, слух же глаголом Божиим». Чтобы поверить, человек должен услышать слово Божие и принять его, затем он должен ухаживать за этим семенем, посеянным на земле его сердца, и только тогда оно принесет плод веры.

* * *

Существуют разные пути совершенствования: труды аскетические, либо подвиг мученичества, либо горячая вера. Вера, пламенная в сердце вера, быстро соединяется с божественной любовью и преобразует всего человека.

* * *

Для веры необходим особый дар сердца—смирение... Смирение — соль, сохраняющая другие добродетели, так как без нее ни вера, ни любовь, ни все другие добродетели не могут сохраниться. Если мы преуспеваем в какой-нибудь добродетели, в нашу душу незаметно для нас самих закрадывается гордость. Человек начинает превозноситься над другими; считая себя достигшим совершенства, он перестает идти вперед и немедленно начинает идти назад. Смиренный же приписывает свое преуспеяние благодати Божией и всецело предается Его воле. Таковы были святые отцы. Они достигли познания Бога кротостью и смирением.

* * *

В наши дни часто не отцы привлекают к вере детей, а, наоборот, дети отцов. Так исполняется слово Господа: «Утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем». Так велика сила младенческой веры. Поэтому часто случается, что человек, давно утративший веру, вновь возвращается к ней под влиянием светлых воспоминаний о том, как горячо он молился в детстве.

* * *

Каждый православный христианин должен знать Символ веры, потому что в нем содержится великая сокровищница веры. Из Символа веры человек узнает, что он является членом Церкви. Что это значит — быть членом Церкви? Это значит соединиться в крещении с Живым Богом. Человек, соединяющийся с Богом в Таинствах крещения и причащения, не умирает не по своим заслугам, а потому что Бог, с которым он соединился, не может умереть.

* * *

Когда Благодать Божия касается сердца человека, у него словно раскрываются глаза, он видит вокруг этот прекрасный мир и мысль его обращается к его Творцу.

* * *

Часто бывает, что человек сам не замечает преумножения в душе его благодати. Господь делает это потому, что мы можем, по своему самомнению, приписать благодатные дары себе, а не Богу. Но невидимая для человека благодать постепенно покрывает его грехи, принимая уплату за неподвижнические труды. И в конце концов часто только перед смертью греховный долг оказывается полностью уплаченным и человек видит свою Душу очищенной.

* * *

Никто не может спастись без благодати. Если бы какой-нибудь человек мог прожить праведно без благодати, то не надо было бы пришествия Господа на землю, не надо было ему и умирать за людей

* * *

Не забывайте, что существуют три царства: царство природы, царство благодати, царство славы Никто не может попасть сразу из царства природы в царство славы, перепрыгнуть через царство благодати. Но благодать подается нам за труды. Без труда никто не может получить благодати. Пример таких трудов дает нам Матерь Божия: Она всю жизнь молилась, постилась, терпела скорби. И только при ее кончине Господь прославил Ее, явился Ей Сам, созвал к Ее одру Апостолов, Ангелов.

* * *

Благодать в том и состоит, что Бог как бы посылает светлый луч в душу человека, и этот человек начинает видеть свои грехи, которых он раньше не видел и считал, что живет правильно.

* * *

Часто мы даже не замечаем своих грехов, хотя уже не помним, что такое спокойная мирная жизнь: обиды, раздражительность, злоба, ненависть, месть кажутся нам совершенно нормальными явлениями. Иной только целый день и думает, как отомстить другому человеку, желает ему несчастий, болезней и даже смерти. В таком сотоянии мы далеки от Благодати Божией.

* * *

Когда Благодать Божия коснется сердца человека и он увидит свои грехи, он проливает о них слезы, а отсюда недалеко и до покаяния.

От власти греха нас освобождает только Благодать Божия. Бывает часто так, что человек, попадая в тюрьму и отсидев свой срок, возвращается и в первый же день попадается на краже, и когда его спрашивают, как это случилось, он сам не знает, говорит, что не мог удержаться, что рука сама потянулась. Такого человека не исправит никакая тюрьма, его может освободить от греха только Благодать Божия.

* * *

Прежде чем решаться на какое-нибудь дурное дело, осени себя крестным знамением и помолись Господу, и у тебя пропадет всякая охота совершать этот грех.

* * *

Отдельные поступки — это только различные Проявления греха одного и того же, надо найти его первоисточник. Если больной приходит к врачу и жалуется на все подряд, врачу бывает трудно определить источник болезни, и часто он делает вывод, что у пациента ничего не болит, а просто расстроена нервная система. Так бывает и с нащей душой. Иной человек испытывает тяжелое внутреннее состояние, оскуднение молитвы, и так далее. А основной источник зла — недостаток любви к Богу. Отсюда и недостаток любви к ближнему, в котором мы должны любить образ и подобие Божие.

* * *

Бывает, человека кто-то обидит, и он не может никак простить этой обиды, ему кажется, его все обижают. Его душа, как радиоприемник, настроена на эту волну, волну обиды, и не может воспринять других волн. У другого она настроена на волну зависти — ему кажется, что все люди живут лучше, чем он. Прислушайтесь, на какую волну настроена ваша душа. Она должна быть настроена на волну любви и прощения.

* * *

Если вы обидели человека, он может простить вас, но не может снять с вас греха. Ближний наш — это образ Божий. Оскорбляя образ ближнего, вы оскорбляете Самого Бога. Личная обида Богу может быть смыта только личным прощением Божиим, которое подается в Таинстве исповеди.

* * *

Недостаточно перечислить на исповеди все грехи, надо потом их исправить. Ведь когда у вас загрязнится одежда, вы не ограничиваетесь лишь разговором об этом, но стараетесь ее очистить. Почему же вы не стараетесь очищать свою душу? Очищение души от греховных пятен требует величайшего продолжительного труда.

* * *

Засела в сердце обида, злоба и ненависть, и тебе кажется, что уже не освободиться от этих чувств. Но то, что трудно для тебя, очень легко для Господа. Господь избавит тебя от этих чувств, если только и ты со своей стороны приложишь усилие и будешь стараться врачевать свои раны, а не расширять их.

* * *

Господь сказал: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может убить и душу, и тело погубить в геенне», то есть ввергнуть вас в вечную смерть. Кто же может причинить нам вечную смерть? Это грех — его надо бояться!

* * *

Многие из нас жалуются, что у них иссякла в сердце любовь даже к самым близким, родным людям. Отсюда бесчувствие, холод, равнодушие, ослабление молитвы. А молитва ослабляется, как указывает Господь, в умножении беззакония, то есть греха. Что же делать? Надо обратиться к Источнику Любви — Богу и исполнять Его Божественный закон.

* * *

Мы должны прощать тем, кто нас ненавидит. Диавол часто сеет ненависть между близкими людьми, между мужем и женой, между родителями и детьми. Человек, который нас ненавидит, всегда стоит перед нашим мысленным взором. Если человек тебя ненавидит, сделай ему добро, постарайся смягчить его сердце.

* * *

Человек, который не может простить тому, кто его обидел, теряет покой и сон, не может молиться, доходит до того, что готов убить обидчика. Это уже душевная смерть, это значит, что ты совсем не справился со своей душой.

* * *

Особенно сильным становится грех, когда он переходит в греховный навык. Обратись к тому,

кто сильнее тебя, — к Богу и принеси покаяние, попроси у него помощи для борьбы с грехом.

* * *

Внешнее несчастье ничто по сравнению с теми, которые находятся внутри нас. Внутри нас живет грех, если у вас внутри все сгнило, то неудивительно, что этот грех отражается и на вашей внешней жизни, омрачая ее.

* * *

Грешник всегда страдает от своего греха, это тот крест, который он сам на себя взвалил. Обычно мы тащим на себе этот свой крест. Чтобы избавить нас от него, Господь посылает нам свой крест — болезни, страдания, смерть близких. Тогда мы переключаемся от своей личности, на которой было сосредоточено все внимание, на других людей и начинаем нести крест Христов.

* * *

Мы не считаем себя великими грешниками, думаем, что мы обыкновенные грешники. А дьявол говорит: «Мне только того и нужно! Обыкновенных грешников у меня больше, чем великих». Наши обыкновенные грехи в действительности отлучают нас от Бога, потому что часто это очень большие грехи. Непочтение к родителям, например, обыкновенный грех, но великий.

* * *

Будем просить у Господа, чтобы он дал нам внутреннее зрение, чтобы мы могли видеть, как велики в действительности наши грехи. Святые тщательно оберегали свою душу от малейшего греха и оплакивали такие грехи, которым мы не придаем никакого значения.

* * *

Чаще вспоминай Господа и сравнивай себя с Ним. Вот тебе идеал твой — совершеннейший человек на все времена!

* * *

Лень — величайший грех. Это состояние, в котором человек решает, что ему больше не надо совершенствоваться, что он и так всего достиг.

* * *

Господь гневается на нас за нераскаянные грехи. Бывает, что человек грешил один год, а гнев Божий над ним тяготеет после этого десятки лет.

* * *

Победа над грехом одерживается различно, в зависимости от силы покаяния: иному человеку достаточно одной исповеди — и он больше не возвращается к греху своему, а другому приходится исповедоваться в одном и том же грехе несколько раз, но с каждым разом Господь невидимо, постепенно очищает его душу. Твердо верь, что нет такого греха, которого нельзя победить при желании и с помощью Божией.

* * *

Это земное тело мы должны в течение жизни сделать ангельским.

* * *

Когда человек видит, что он, сам того не желая, постоянно грешит, что он никак не может исполнить волю Божию, он может впасть в отчаяние. Для того, чтобы этого не произошло, Господь дал нам Таинство покаяния. В этом Таинстве он берет наш грех на себя, а от нас хочет только того, чтобы мы обратились к Нему, раскрыли перед Ним свою душу. Он подает нам не только прощение грехов, но и силу не грешить.

* * *

Наше сердце часто бывает ожесточено и закрыто для покаяния. Ожесточение происходит от Разных причин: от тяжелых условий жизни, от больших скорбей, от тяжелых грехов, от того, что мы не примирились с каким-нибудь человеком Разберись в себе, выясни, отчего у тебя ожесточение. Господь говорит, что он может прийти совер-шенно неожиданно. Чту надо понимать под этим пришествием Господа? Суд над человеком, чаще всего окончательный — смерть. Есть у нас институт им. Склифосовского. Сколько туда привозят каждый день искалеченных людей, и часто которых уже не спасти. Что это за люди? Это те грешники, над которыми Господь внезапно совершил Свой суд. Господь долготерпелив, но чаша Его терпения может преисполниться. Хорошо еще, если Он не покарает тебя смертью, а накажет каким-нибудь другим способом.

* * *

Нужно готовиться к суду Господнему. Когда ты готовишься предстать перед человеческим судом, сколько ты проливаешь слез, как продумываешь каждое слово! А о суде Божием не думаешь, не готовишься к нему.

* * *

Покаяться не так легко. Этого нельзя сделать сразу, как только захочется. Покаяние — дар Божий, который подается только иногда, когда человек всей душой взыщет его. Тогда перед ним раскрывается зрелище его грехов, и он убеждается, что не может сам победить в себе наклонность к греху. Победа над грехом дается только Господом, незаметно для человека, в результате частной исповеди и причащения. Один Господь может не только привести человека к покаянию, но и снять с него грех, как будто и не было его.

* * *

Что же происходит с теми людьми, которые отвергают покаяние? Господь, по своему человеколюбию, не лишает и их благодати покаяния. Он посылает в их жизни цепочку страданий, чтобы они, таким образом сами того не зная, также шли непризнаваемым ими, отвергнутым ими путем покаяния. Терпеливо перенося эти страдания, они приносят Богу покаяние.

* * *

Иной говорит: за что я страдаю? Ты страдаешь потому, что за тебя страдал Господь, с Которым ты соединился в Таинстве Крещения. Господь посылает тебе высокую честь разделить Его страдания и таким образом соединиться с Ним, с Его сердцем, обливающимся кровью, как сердце матери обливается кровью за своих детей. А ты отвергаешь эту честь быть христианином.

* * *

Господь сказал самарянке: «Дай Мне воду». С этим Он обращается к каждому из нас: «Дай мне воду — слезы твоего покаяния, дай Мне напиться от твоей души и за это Я напою тебя Своей кровию, очищающей твои грехи».

* * *

Покаяние начинается в глубине души человека, внутри его совести. Наедине с самим собой обрати внимание на то, чту угнетает твою дущу Это первая, необходимая ступень твоего покаяния.

* * *

Бывает, что Господь не принимает запоздалого покаяния. Человек грешит в надежде когда-нибудь покаяться, получить милосердие Божие, а Господь не сподобляет покаяния и он умирает нераскаявшимся.

* * *

После покаяния человек, бывает, впадает в прежние грехи, и порой еще худшие, тогда Господь снова привлекает его к покаянию, это повторяется снова и снова, потому что милосердие Божие безгранично.

* * *

Надо чаще причащаться Святых Тайн. Человек не знает своего смертного часа. Только что получено известие о смерти одного священника, он был убит из револьвера, неизвестно кем и почему, оставил четырех детей. Думал ли он, что умрет та-кой внезапной смертью, даже не дожив до Пасхи? И мы должны всегда быть готовы к смерти и потому чаще исповедоваться и причащаться.

* * *

Самая необходимая добродетель — терпение. Мы должны терпеливо относиться к тому, что Господь не сразу освобождает нас от наших грехов. Он долго терпит от нас, поэтому и мы должны терпеливо ждать, когда Он даст нам испытать радость чистоты, благодати Святого Духа. В причастии мы иногда ощутительно чувствуем соединение с Господом, иногда испытываем особый душевный мир, а иногда причастие не сопровождается этими благодатными переживаниями. В таком случае благодать действует тайно, чтобы не возгордились.

Мы должны стремиться к преумножению любви. Если тебе не хватает любви — приобщись Святых Тайн, в которых ты соединишься с Источником Любви.

* * *

Тот день, в который вы причащаетесь, надо про-вести совсем особо, не так, как все дни. Когда вы ждете какого-нибудь дорогого гостя, вы отклады. ваете все дела и делаете все, чтобы лучше принять его. А в этот день к вам в гости приходит сам Господь. Этот день для вас больше Пасхи.

* * *

Одним из чувственных путей познания Господа, который дает нам Церковь, — Таинство Причащения. В этом Таинстве мы ощущаем приближение Бога. В чувственных образах хлеба и вина Господь подает нам самого себя, и мы короткое время испытываем радость пребывания с Ним, ощущаем облегчение греховной тяжести. Мы еще здесь, на земле, отчасти испытываем радость того общения с Господом, которое в полной мере испытаем после окончания нашей земной жизни. Эту потребность человека чувственно ощутить Бога Господь удовлетворяет и через окружающую нас природу: весь видимый мир говорит о Нем.

* * *

Мы отвергаем совет Божий о себе, когда пренебрегаем Таинством причащения. Благодаря этому таинству все наши душевные и телесные силы получат правильное развитие, благодать Божия — совет Божий, полученный в Таинстве крещения.

* * *

Если ты совершил тяжелый грех, не спеши причашаться, лучше подожди неделю и поглубже приготовься к причастию.

* * *

С трепетом относитесь к тому дню, когда вам причащаться. Вы должны и радоваться тому, что Господь вас принял, но и страшиться, потому что, если вы причастились неподготовленными, причастие будет для вас судом, а не отрадой. Ты идешь на Страшный суд, вспомни все свои грехи. Нет ли у тебя забытых грехов молодости? Давность греха не имеет значения в глазах Господа. Господи, прости нам то море лжи, которое выросло вокруг нас!

* * *

Когда человек ненавидит кого-нибудь, он становится совершенно мертвым по отношению к этому человеку. Когда человек всем сердцем привязывается к кому-нибудь одному, хотя бы даже к своим детям, он становится мертвым по отношению ко всем остальным людям. Когда человек совершает смертный грех, его мысль всецело поглощена этим грехом, он становится мертвым по отношению ко всему на свете. Так грех влечет за собой смерть наших душевных способностей. Для борьбы с этой смертью Господь подает нам жизнь в Таинстве причащения.

* * *

Смерть не создана Богом, она явилась следствием греха.

Чаще всего грех присутствует в нас в форме ненависти к какому-нибудь человеку, осуждения его, раздражения. Надо просить Господа, чтобы Он смягчил наши сердца.

Господи, открой мне тайну Твоей любви, Твоего Божественного милосердия!

* * *

Когда мы молимся с теплой верой, Господь всегда исполняет наши просьбы. Человек только успеет сказать свою просьбу, а она уже чудесным путем исполняется.

* * *

Только горячая молитва соединяет нас с миром небесных духов.

* * *

Вы говорите: «Мне некогда молиться, у меня много дел. Но именно потому что у тебя много дел, ты и должен молиться, чтобы хорошо исполнить все эти дела. Прежде всего надо испросить помощи Божией — и тогда Ангел поможет тебе сделать все твои дела.

* * *

Просите прощения у Божией Матери и у святых, что мы не верим в их молитвенную помощь, редко и холодно обращаемся к ним. Наша рассеянная, холодная молитва неугодна Богу. Бог не принимает молитву, если человек молится со злобой, недоброжелательством по отношению к ближнему; если он молится, не очистив своей совести покаянием, если он в молитве ропщет, осуждает ближнего.

* * *

Нам кажется, что мы очень хорошо видим и понимаем все поступки других людей — и добродетели, и недостатки, но в действительности нам это не дано. Чужая душа для нас закрыта. Оттого, что мы мало внимания обращаем на свою душу, мы занимаемся осуждением других.

На Страшном суде Господь не спросит нас о грехах такого-то и такого-то человека. Он будет принимать свидетельство только твоего Ангела Хранителя.

* * *

Наше уныние, мрачный взгляд на жизнь происходит от постоянной суеты, в которой мы живем, от усталости. Чтобы этого не было, надо давать отдых своей душе — посещать Церковь. Покаяние надо соединить с памятью о Кресте Господа нашего Иисуса Христа.

* * *

Мы все грешим тем, что мало внимания уделяем своей душевной жизни, редко причащаемся, и тем самым даем нечистым духам возможность действовать на нас. Очень часто действие нечистого духа в нас проявляется в форме ненависти. Враг хитер, он внушает нам ненависть не ко всем людям, а к одному или двум лицам, которых мы не можем переносить. Таким образом мы разоряем молитву, враг предоставляет нам лицо того, кого мы ненавидим, и молитва пресекается.

* * *

Действие врага начинается со смущения. Состояние смущения окутывает нашу душу, как туман или облако. В этом тумане мы не можем ничего видеть ясно. Надо молиться, что к нам вернулось состояние душевного спокойствия. Тогда мы, может быть, увидим, что мы стоим на правильном пути. Нападение врага продолжается во всех ступенях христианского совершенства, ни один человек не избавлен от них.

* * *

Когда человек видит, что он, сам того не желая, постоянно грешит, что он никак не может исполнить волю Божию, он может впасть в отчаяние. Для того, чтобы этого не произошло, Господь дал нам Таинство покаяния. В этом таинстве Он берет наш грех на себя, а от нас хочет только того, чтобы мы обратились к Нему, раскрыли перед Ним свою душу. Он подает нам не только прощение грехов, но и силу не грешить в дальнейшем.

* * *

Не надо вспоминать исповеданных грехов — это мертвая ветка, уже не связанная с твоей душой. Не надо впадать в прежние грехи. Дьявол всегда старается толкнуть нас на прежнюю дорожку, к прежним грехам, указывая на то, что наше покаяние не было достаточно глубоким.

* * *

Пусть сейчас тебя такой-то грех и не беспокоит, он как бы затаился, но он может проявиться потом так, что ты стремглав покатишься вниз. Враг хитер, он не нападает на нас открыто, он старается обмануть, украсть, напасть врасплох.

* * *

Мы грешим тяжким грехом неверия, утрачиваем веру в людей, даже в отца с матерью, в таинства Церкви и, наконец, в Бога. Это тяжелый душевный недуг, который исцеляется молитвой.

* * *

Следует отличать хульные помыслы, вызываемые врагом, от тех, которые исходят от нашего развращенного сердца. На первые не надо обращать внимания, и они исчезнут. На вторые следует обратить величайшее внимание, усиленно бороться с ними.

* * *

Более всего оскорбляет Господа, когда мы служим своему телу, в то время как Он всячески старается избавить нас от власти тела.

* * *

Иной говорит: «Я не могу вырвать из своего сердца ненависть к такому-то человеку, а иногда брату, мужу. Это потому, что ты с самого начала не остерегся и не вырвал этих ростков из своего сердца, пока они были малы. Это — как сорняки на огороде: для того чтобы собрать необходимый урожай, необходимо полоть их раз, и два, и три,

пока они еще малы. Тогда в конце жизни мы сможем собрать в свою житницу хорошую пшеницу.

* * *

Господь в Своем воплощении принял нашу плоть; Он как бы говорит: посмотрите, Я принял такую же плоть, как ваша, но Я не подчинился закону плоти, победил его: преобразовал эту плоть в тело духовное, чтобы дать вам пример. Если будете следовать за Мной, то в Царстве Небесном получите тело духовное.

* * *

Грехи, которые более всего отгоняют благодать: противление истине, плотский грех, немилосердие. Надо оберегаться их — ведь благодать может отступить и никогда не вернуться.

* * *

Отступление благодати проявляется в человеке очень заметно. Бывает, что отец или мать с болью замечают такую внезапную перемену в своем сыне или дочери: где прежняя ласка, любовь, забота? Все сменилось злобой, ожесточением. Такая резкая перемена происходит оттого, что в Душу, утратившую благодать Святого Духа, вселяется диавол.

Но Господь знает нашу немощь, бессилие борьбе с дьяволом, поэтому возвращает нам бл годать в Таинстве покаяния.

* * *

Мы грешим унынием, малодушием, холодной молитвой, ропотом на Господа за скорби. Между тем эти наши маленькие страдания приобщают нас к страданиям Спасителя, приближают к Нему, и бывает так, что в предсмертные минуты человек видит, что рукописание грехов его уничтожено, искуплено его страданиями, и с радостью благодарит Господа.

* * *

Те, кто причащаются с неочищенной совестью, без искреннего покаяния отвергаются Богом. Он говорит: «Отойдите от меня, делающие беззаконие». Они не удастаиваются благодати таинства.

* * *

Если ты приступаешь к Чаше с обидой, злобой на кого-нибудь, ты не получишь благодати таинства. Если женщина живет в незаконном союзе с мужчиной и на исповеди обещает порвать эту связь, а через полгода приходит с тем же грехом и говорит: «Я не могу порвать, это выше моих сил». то священник не допустит ее к причастию. Лица, пребывающие в плотских грехах, не должны причащаться. Господь, видимо, допустит их до причастия, но причастие будет им в осуждение.

* * *

Один старец смотрел, как люди подходили к Чаше, и видел, что рядом с Чашей стояло два Ангела и одним подают Тело и Кровь Христову, а другим — просто хлеб и вино, и эти люди отходили с почерневшими лицами.

* * *

Мы должны стараться прикоснуться хотя бы к краю одежды Господа. Как можем мы прикоснуться к Господу? В Таинстве Святого Причастия чем мы прикасаемся к Господу? Своими душевными ранами, раскрывая их перед Ним; своей верой...

Если человек редко и мало молится, нарушается связь с Богом, он отделяется от Бога. Так дети отвыкают от своих родителей, если долго их не видят, хотя им казалось, что любовь их на расстоянии сохранилась. Надо всячески понуждать себя к молитве.

* * *

Почему так сильно действуют на нашу душу прекрасные церковные песнопения Великого Поста, Святой Пасхи и других праздников? Потому что они составлены великими молитвенникам которые таким образом приобщают нас к молитвенному строю своей души. Исполнявшаяся сегодня Херувимская так сильно действует на нас потому, что она составлена великими молитвенниками — киево-печерскими пустынниками.

* * *

Если Господь не исполняет нашу молитву, это значит, что исполнение ее неполезно для человека. Иной молится, чтобы выиграть ему сто тысяч, но если Господь исполняет его желание, оно может привести к гибели его души.

* * *

Часто бывает, что Господь посылает нам в жизни совсем не то, о чем мы Его просим, не исполняет наших просьб, даже самых благочестивых. В таких случаях нам бывает очень трудно покориться воле Божией. Мы исполняем волю Божию тогда, когда она совпадает со стремлениями нашего сердца. Но чаще всего воля Божия не совпадает с нашей волей. Истинную волю Божию всегда трудно исполнить. Легко ли было Господу исполнить волю Своего Отца?

* * *

В нашей жизни очень много таинственного. Не думайте, что вы можете так легко понять, чту вам

нужно и полезно. Особенно тяжелым грехом являются такие случаи, когда человек сознательно, обдуманно, по страсти нарушает волю Божию.

* * *

Молиться надо с твердой надеждой, но, конечно, нельзя молиться греховной молитвой: «Господи, накажи такого-то человека. Господи, помоги мне его как следует наказать».

* * *

Не смотри на тот хвост грехов, который остался позади тебя. Эти грехи прощены Господом. Он о Них не вспоминает. Заботься только о том, чтобы впредь не грешить. Господь всегда говорил исцеленным людям: «Иди и больше не греши».

* * *

Поблагодарите Господа за Его милосердие к вам. Он попустил нам согрешить, но не дал погибнуть, Он послал нам болезнь, но не допустил, чтобы мы от нее умерли. Просите прощение за потерянное в жизни время. Ни один час нашей жизни не должен быть прожит вне благочестия.

* * *

В день Пятидесятницы надо особо молиться за всех живых и усопших. Когда вы в старости чувствуете приближение смерти, вы просите других помолиться за вас; также и наши усопшие близкие просят наших близких наших молитв. Господь по своему милосердию принимает наши молитвы и добрые дела и может за них освободить усопших даже от ада.

* * *

Господь заповедал Апостолам крестить весь мир во имя Отца и Сына и Святого Духа. Он сам принял крещение от Иоанна. Когда при освящении богоявленской воды вы видите крест, опускаемый в воду, то знайте, что это образ Самого Господа. Поэтому богоявленская вода — это великая святыня, которая может иногда, до известной степени, заменить Святое Причастие. В древности эту воду давали лицам, которые были за грехи временно отлучены от Церкви, чтобы их душа приобщилась святыне и они не впали в отчаянье.

* * *

В крещении нам подается святой Ангел Хранитель, который незримо помогает нам в жизни, а иногда и открыто проявляет себя как личность. Так было со святой мученицей Татианой, которую Ангелы открыто защищали от избивавших ее мучителей.

* * *

Праздник Крещения напоминает нам о том, что когда мы были младенцами, особо избранные для этого люди привели нас к купели крещения и поручились за нас, что мы будем истинными христианами. В Таинстве крещения немощный человек соединяется с Богом всемогущим, отлагается ветхий человек, происходит творение нового человека, разрывается греховный союз с греховным человечеством. Прежде, чем ты вступил в общественную жизнь, прежде, чем ты начал учиться, ты трижды отрекся от сатаны и обещал соединиться с Богом. Это первая клятва, которую человек дает в своей жизни, и потому она сильнее всех последующих.

* * *

Крещение кровью — это тоже самое настоящее крещение. По слову апостола Павла, мы крестимся в смерть Христову, а потому нет ничего удивительного в том, что мы должны пострадать со Христом. Христос пострадал за нас и пролил свою кровь, и потому мы тоже должны старадать за Него и, если нужно, пролить кровь свою. Эти страдания соединяют нас с Ним.

Часто не только тело, но и сердце человека обливается кровью, когда он видит страдания людей, больных, обиженных, угнетенных. Вся наша земля залита кровью наших близких — мужчин, женщин, юношей, девушек...

* * *

Мы часто ропщем, просим Господа освободить нас от креста; но как же Он может освободить нас от креста, когда Сам прошел крестным путем, тем путем прошла и Матерь Божия и все святые? Кто же ты такой, чтобы для тебя делать исключение?

* * *

Господь никогда не говорил, что крест для Него слишком тяжел, никогда не выражал желания избавиться от него. Когда люди оскорбляли Его, Он уходил в пустыню и проводил там целую ночь в молитве. Так и мы, если нам кажется наш крест слишком тяжел, должны поступать. Молитва — единственное наше прибежище в таком случае.

* * *

Господь иногда потрясает все существо человека скорбями, чтобы он осознал, что он — существо совершенно беспомощное, и обратился к Богу. И действительно, тогда у него рождается горячая молитва к Богу.

* * *

Нам кажется особенно невыносимо тяжелым крест, когда нам приходится нести не только свои грехи, но и грехи наших близких, наших детей. В таком случае прибегайте к молитве, ко Господу, ничто другое помочь вам не может.

* * *

Что же будет с теми, которые не хотят нести крест, которые хотят получать от жизни одни удовольствия? Господь не может оставить своих чад, за которых добровольно претерпел смерть. Поэтому тем, кто не хочет добровольно нести крест праведников, он посылает крест грешников, гораздо более тяжелый. Эти люди, отказавшиеся от креста, все равно несут крест скорбей — болезней, обид и т. д.

* * *

Не думайте, что святые были избавлены в своей жизни от скорбей, но они радовались этим скорбям, ибо видели, что скорби приближают их к Царству Небесному. Вера укрепляет нас в терпении скорбей. Матерь Божия, стоя у креста, она не ломала рук, не бросалась на землю, но скорбь раздирала Ее сердце. Такова истинная скорбь, она проявляется вовне.

* * *

Скорби необходимы нам для очищения грехов. Может быть, когда-нибудь вы проявили жестокость, бессердечие по отношению к кому-либо -за это и несете теперь скорбь.

* * *

Иногда Господь требует великой жертвы: иногда людям, живущим в бедности, посылает многочадие. Величайший грех уклоняться от этого креста, губить собственных младенцев. Иногда отнимает единственного сына, многообещающего, талантливого. Зачем же нужно, чтобы люди терпели великие скорби? Господь посылает нам их потому, что этой ценой мы приобретаем величайшее благовечное блаженство. Если вспомнить о вечности — все наши скорби начинают казаться ничтожными. Если мы не молимся, не постимся, не совершаем никаких других христианских подвигов, возрадуемся скорбям и возблагодарим Бога за них — в них наше спасение.

* * *

Когда человек научится терпеть скорби, в сердце его рождается упование на Бога. Он видит, что Господь избавил его от многих других скорбей, и поэтому надеется, что Он избавит его от этой новой скорби. Отсюда у него появляется надежда на спасение своей души, надежда на Царствие Бо-жие. Он думает: «Если Господь помог мне во временной жизни, значит, поможет мне и достигнуть жизни вечной».

* * *

От терпения скорбей в сердце рождается добродетель, которая питает душу невыразимой тайной сладостью. Видя, что эта добродетель является плодом терпения скорбей, человек начинает любить скорби, переносить их, уже не теряя душевного спокойствия. Тогда Господь посылает ему Духа Святого, который очищает его сердце. А мы стараемся уклоняться от скорбей, вместо того чтобы их любить как средство нашего спасения.

* * *

Мы всегда должны помнить, что за этим крестом, за этими скорбями последняя радость воскресения.

* * *

Покаемся, что мы не так несем Крест Христов: когда нас незаслуженно преследуют, обижают, мы ропщем, обижаемся. Но чаще всего мы несем не Христов, а свой собственный крест, наказание за наши грехи. Иногда ты чувствуешь себя не виноватым, но если хорошо подумаешь, то поймешь, за что, ведь и в прошлом могли быть грехи нераскаянные.

Господь часто сравнивает себя с пшеницей. Он стал ради нас пшеницей — принял ради нас нашу человеческую природу. Господь наш, как истинная пшеница, был перемолот, то есть претерпел крест и смерть. Мы в своей жизни тоже бываем перемолоты скорбями, которые нам приходится претерпевать, чтобы стать чистой мукой. Эти скорби роднят нас с Ним, соединяют, хотя сами по себе они могут быть совсем не значительными, но для каждого человека они достаточны для очищения души.

* * *

За Крестом Господа последовало воскресение. Также бывает и в нашей жизни — за скорбью следует радость. И за крестом земной жизни последует радость воскресения, жизни вечной. Надежда на воскресение должна укреплять нас в несении креста. Господь посылает нам радость и в земной жизни, но в ограниченном количестве.

* * *

Внутри каждого из нас есть свой пророк — совесть. Но, когда нам очень хочется поступать по своей воле, мы отодвигаем совесть в сторонку и делаем по-своему.

* * *

Господь одевает нас своими дарами как в броню. Он знает, что человек слаб, а сатана силен.

Поэтому Он дает нам дар молитвы, чтобы мы могли просить у Него помощи в борьбе с искушениями врага. Он дает нам меч — слово Божие, Святое Евангелие, жития святых, чтобы мы укрепились духовно, читая о их подвигах и подражая им. Не бойся подражать в своей жизни святым — ничего от этого с тобой не случится.

* * *

В Таинстве миропомазания тебе даются дары Святого Духа. Первый из этих даров — щит веры в Бога. Вера сильнее разума. Прежде чем ты познал Бога, ты уже в Него поверил. Тот, кто говорит: «Я ни во что не верю, я все знаю», — самый жалкий человек. Мы не можем знать всего того, во что можем верить. Когда вы воспитываете ребенка, вы верите, что он вырастет порядочным человеком, хотя знать этого не можете. И эта вера поддерживает вас и помогает вам воспитывать ребенка.

Когда ученый предпринимает какое-нибудь научное исследование, он не знает еще ничего, но верит, что откроет истину, — и эта вера помогает ему преодолевать все трудности.

* * *

Какова же цель нашей жизни, полной заблуждений, ошибок, падений? Общая цель одна — достижение Царства Небесного. Надежда на Царство Небесное поддерживает каждого христианина Каждый надеется, что он достигнет этой цели когда прекратятся все его труды, заботы, скорби и болезни. Сознавая себя грешным и недостойным он в то же время сознает и то, что он держится за крепкую ризу Христову и потому не оставляет надежды на Царство Небесное.

* * *

Господь установил строгое соответствие между возможностью доброделания и реальным осуществлением его. Он никогда не требует непосильного для нас. Первая добродетель, которая нам необходима, послушание — сначала родителям, потом учителям в школе, потом начальству на работе. Справедливо ли это требование? Да, через этих людей Сам Господь учит нас послушанию. Детям всегда кажется, что правы они, а не родители. Но это не верно; отец и мать лучше знают душу ребенка, чем он сам, лучше видят, что ей полезно.

* * *

Бывает, что человек ищет помощи только у людей, забывая о Боге. Нас справедливо обвиняют в корыстном отношении к Богу. Человеку надо испытать весь ужас одиночества, отчаяния, безнадежности, чтобы он, наконец, обратился к Богу. Всю жизнь может не прибегать к помощи Божией, говоря: «Я могу надеяться только на себя, только на свои силы». Но в последнюю минуту, убедившись, что он сам и его близкие не могут ему ничем помочь, он обращается к Господу, и Господь его принимает. Но Бог может и не принять вас в последнюю минуту, бойтесь этого!

* * *

Матерь Божия перенесла невыразимые страдания во время тридневного погребения своего Сына, но после Его воскресения эта скорбь сменилась величайшей радостью. Так часто бывает в жизни женщины: волна скорби сменяется волной радости. Кажется, скорбь так тяжела, все погибло — и вдруг среди этой невыносимой скорби на душу нисходит тихая светлая отрада.

* * *

Господь в воспитательных целях дает нам испытать отчасти муки геенского огня, но не допускает, чтобы этот огонь разрушил душу.

* * *

Мы часто приходим в отчаяние, что наша жизнь так тяжела. Ты стремишься к покою, а Господь не дает тебе покоя,— значит, покой тебе не показан, значит, Господь хочет всю радость, как золотой слиток, дать тебе сразу, в будущей жизни. Если ты будешь так смотреть на свою жизнь, то тебе пока-

жутся легкими все твои скорби. Те небольшие радости, которые Господь посылает каждому человеку, являются залогом будущей вечной жизни.

* * *

Мы бываем порой несправедливы не только к другим, но и к самим себе, приходим в отчаяние от себя, тогда как в действительности для этого нет настоящих оснований. Но Господь не показывает человеку его преуспеяния; Он поступает как врач, который, хотя и знает, что больной уже вполне здоров, все же заставляет его еще недельку полежать в постели, чтобы он окреп.

* * *

Великий грех — надеяться на милосердие Божие и самим ничего не делать для своего спасения. Тогда на суде Божием правда Божия остановит его милосердие, она скажет: это тот человек, который ничего не делал для Бога, даже насмехался над ним, он не может быть помилован.

* * *

Святой апостол Павел говорит, что отличительное свойство любви состоит в том, что она никогда не прекращается. Это же относится и к милосердию. Человек, имеющий милостивое сердце, всегда, в любых условиях, найдет возможность

благотворить. Не бойся отдать последнее. Таких слов, как: «Я должен позаботиться о себе», «Это мне самому надо» и прочее не должно быть для христианина.

* * *

Если ты не имеешь возможности помогать материально, окажи милостыню горячей молитвой за человека, находящегося в скорби, — такая милостыня будет гораздо ценнее, чем материальная. Если у тебя есть житейский опыт, не пожалей своего времени, окажи милостыню полезным советом — эта милостыня тоже будет намного ценнее материальной. И так во всем: нет такого положения, в котором человек не мог бы оказать милостыню.

* * *

Когда ты поможешь человеку, скажи ему: «Это тебе подает Господь, а не я, ты в долгу не у меня, а у Него. Когда сможешь, отдай этот долг другому нищему» — и ему будет легко принять твою милостыню.

* * *

Мы с вами живем в эпоху милости Божией. Правосудный гнев Божий удовлетворен кровью Его сына. Господь Иисус Христос пришел на землю в смиренном виде, как бы для того, чтобы умолять людей обратиться к Богу. И теперь он привлекает нас к Себе только милостью, примером своей кротости и смирения. Этот пример он дал и Своим ученикам. Он не дал им власти низводить гнев Божий, Он дал им власть привлекать сердца людей к Богу милостью, кротостью.

* * *

Необходимо оказать милосердие человеку, когда бы он ни пришел, хотя бы не вовремя, хотя бы ты был совсем не расположен в этот момент уделить ему внимание. Нет, ты отложи все свои дела и прояви милосердие к этому человеку — и это будет истинное Божественное милосердие.

* * *

Человек находится в бездейственном состоянии только во время сна. Но и тогда душа его бдит и продолжает думать о том, что он делал днем. Если это были добрые дела, душа получает от них отраду во время сна, если же человек делал днем дурные дела, например поссорился с кем-нибудь, то душа и во сне думает, как бы отомстить этому человеку. И когда он утром встает, душа его уже составила план мести, хотя сам человек, может быть, еще этого не сознает. Вот почему Господь повелевает нам мириться со своим братом до наступления темноты.

* * *

Мы часто принимаем добрые решения, даем благие обещания и забываем их, у нас короткая память на добро.

Не делайте зла — его и так в мире много, не умножайте его!

* * *

Господь говорит, что он будет огнем испытывать дела человеческие. Этот огонь есть огонь гнева Божия. Как только человек умирает, всей его жизни дается правильная оценка, и может случиться, что все его дела окажутся негодными. Что же может выдержать огонь Божественного правосудия? Прежде всего любовь—любовь к Богу, близким своим и ко всем людям. Этот огонь любви очищает нечистоту наших грехов. Другие необходимые нам добродетели: кротость, смирение, сострадание...

* * *

Как известно, преподобный Афанасий Печерский, умерев, чудом Божиим через несколько дней ожил. Братьям, которые были поражены его воскресением, он сказал, что Господь признал его неготовым и велел ему вернуться на землю. Он сказал, что надо больше молиться Господу, Матери Божией и святым — их заступление очень сильно перед Господом. После этого он провел еще двенадцать лет в затворе и никому ничего не сказал, что видел в загробном мире,— об этом всегда запрещается рассказывать. Но самый факт его возвращения к жизни является доказательством существования загробного мира. Надо чаще вспоминать об этом мире и готовиться к смерти. Как готовиться? Исполнением заповедей, приобретением добродетелей.

* * *

Учиться добродетели надо в определенном порядке. Если, к примеру, человек украл что-то, а потом хочет покрыть этот грех постом, то ничего у него не выйдет. Надо прежде всего вернуть украденное, а если это невозможно, то раздать ее стоимость нищим, и только после этого приступить к добрым делам. Если он совершил плотский грех и пытается загладить его милостыней, то опять-таки это неправильно. Прежде всего нужно отказаться от этого греха и никогда больше его не повторять. Если к тебе обратится за помощью человек один раз и потом придет еще раз, и третий, и десятый, ты все-таки его не отталкивай. Помоги ему каждый раз, тогда тебя посетит Господь.

* * *

Послушание — самая необходимая для нас добродетель. Кто-нибудь может сказать, что он не знает Святого Писания, не знает, в чем состоит воля Божия. Но Господь предвидел этот ответ и потому написал свои заповеди в наших сердцах, в нашей совести: каждый человек знает, что нельзя красть, быть немилосердным и т. д. Но мы не слушаем голоса совести, нарушаем волю Божию. Своеволие — один из основных и частых грехов человека.

* * *

Все святые всегда ласково обращались со зверями, и звери их любили, почитали в них образ Божий, поклонялись через них своему творцу. Животные видят в святых образ Божий, лица их отличаются от обычных лиц, поэтому лицо святого называется ликом.

* * *

Что отличает эти лики, которые мы видим вокруг нас на святых иконах, на иконостасе, который отделяет алтарь от всего остального храма? Это — облик свидетелей, люди, которые видели Бога, и это отразилось на их лицах! Лицо святого отражает добродетели его души: смирение, кротость, любовь, незлобие.

* * *

У нас же обычно бывает не лицо, а личина, которая не отражает, а скрывает нашу душевную

жизнь. Мы почему-то боимся проявлять свою душевную жизнь, поэтому наши лица утрачивают индивидуальность, становятся неинтересными, пустыми.

* * *

Никто не может скрыть живущих в его душе пороков, они всегда бывают написаны на лице; если ты человек жестокий, сразу можно увидеть по лицу, если ты завистлив, зависть можно прочитать на твоем лице. Единственный способ облагообразить свое лицо — взрастить в своей душе христианские добродетели.

* * *

Подумайте, не совершили ли вы такого греха, как Иуда. Может быть, по вашей вине, по вашей клевете пострадал какой-нибудь человек. Погубить человека можно быстро, для этого достаточно нескольких минут, часов, дней. Иуда пал за какие-нибудь сутки.

* * *

Дождь нашего дерева—слезы покаяния. Наше сердце — холодное, неподвижное, но благодать Божия может в одно мгновение изменить его, сделать теплым, человечным.

Мы должны раздавать милостыню. Оттого, что ты будешь раздавать, ты не станешь беднее. Господь возместит тебе все, что ты отдашь. Это знают все, кто так поступает.

* * *

Приступая к покаянию, мы должны прежде всего очиститься от греха сребролюбия. Мы все склонны к стяжанию имущества — книг, вещей, одежды и т. д. Иной человек стремится к знаниям и всю жизнь их накопляет, делая это со страстью. Эта страсть приобретения пробуждается уже в детстве.

* * *

Стремление к бесконечному приобретению — свойство человеческой души. Но это хорошее свойство — стремление к бесконечному — направлено у нас неверно, только на вещественный мир, а не на духовный.

* * *

Когда душа человека обращается к покаянию, ему начинает казаться совершенно не нужным все это накопление материальных вещей. Когда человек познает духовную нищету, он все готов отдать, лишь бы избавиться от греховного бремени. Эту любовь к нищете имели все подвижники. Многие

из них были богатыми и начали покаяние с того что раздали свое богатство.

* * *

Покаяние начинается с раздачи неправедно накопленного имущества. Если вы когда-нибудь похитили, незаконно приобрели какую-либо вещь, или получили по суду, или приобрели иным неправедным путем, раздайте нищим.

* * *

Милостыня очищает наши грехи, как и молитва. И так как наша молитва слаба, мы все должны помнить о милостыни.

* * *

Если у тебя нет материальной возможности, окажи милостыню духовную, помоги человеку советом, утешь в трудную минуту. Мы все просим у Бога милостей для себя и часто не получаем — оттого, что сами не милостивы к другим людям.

* * *

Жизнь наша протекает между купелью крещения и гробом. Что между этими крайними пределами нашей жизни? Борьба со страстями, исполнение Христовых заповедей, особенно любви к Бory и любви к ближнему. Этим заповедям мы учимся с самого детства. Сохрани на всю жизнь ту любовь к Богу, которую в детстве мать вложила тебе в твое чистое младенческое сердце.

* * *

Мы должны иметь непоколебимую веру в будущую жизнь. Только эта вера может утешить нас во всякой скорби, дать удовлетворение душе. Иной человек всю жизнь ищет и не может найти удовлетворения ни в науке, ни в семейном счастье, ни в чем ином. Но когда услышит о жизни вечной и усвоит это понятие сердцем, а не умом, тогда душа обретает покой и радость.

* * *

Если ты будешь терпеть с кротостью и надеждой на Бога, то он будет посылать тебе благодатное утешение. Без этого жизнь была бы невыносима: все время терпеть и терпеть — это какой-то каторжный труд!

* * *

Когда ты умрешь, тебя очень быстро забудут, а если и не забудут, то ничем не смогут помочь в твоем ответе перед Господом. Готовься к этому изначала.

* * *

Господь трогательно убеждает нас предоставить заботу о наших земных нуждах Ему, а самим заботиться о своей бессмертной душе, ради которой Он создал нас, соединив ее с бренным телом. Мы не заботимся о своей душе, отсюда рождается ненависть, злоба, раздражительность. Бывает так, что человек долго добивается какой-нибудь вещи, а когда получит ее, то ставит ее в угол — оказывается, она ему совсем не нужна. А сколько было из-за нее ненависти, злобы!

* * *

Мы окружены морем неверия. Поэтому особенно должны быть внимательны к своему поведению, чтобы не ввести кого-нибудь в соблазн: иначе неверующие скажут нам: «Какие же вы христиане, если вы ненавидите, ссоритесь, прелюбодействуете, разводитесь!» И они будут правы. Тело и Кровь Христовы требуют от нас маленькой жертвы — отказа от всего, что не нужно нашей душе и только тяготит и мучает ее, — от злобы, ненависти, лености и других грехов.

* * *

Если человек небрежет о добродетели воздержания, это проявляется и отражается на всем его существе — неопрятность одежи, невоздержанность языка, манера ходить. Так велико значение добродетели воздержания.

* * *

Если ты сам защищаешь себя, то Господь как бы отходит в сторонку, а если ты всецело доверяешь Ему, то Он Сам производит Свой суд, и Его суд праведный.

* * *

Какого же .плода ждет от нас Господь? Прежде всего, плода добрых дел. Господь премудро устроил так, что все люди помогают друг другу даже помимо своего желания: не все из нас умеют шить, делать обувь и т. д. Для этого мы обращаемся к другим людям — портным, сапожникам и пр. Так, хотя и за деньги, все люди делают дела любви.

Но одних таких дел мало. Для Господа важно внутреннее состояние нашей души. Если ты делал это внешне доброе дело с неудовольствием, Господь их не примет. Внешне у нас будет много добрых дел, но все это будут листья, а не плоды. Много ли у нас дел, сделанных только по любви к Господу? Все мы — бесплодные смоковницы.

* * *

Человека с чистым сердцем люди всегда заметят, даже если он ведет себя очень скромно, и никто

не пройдет мимо него, не почувствовав, что это действительно человек особенный. Им довольны люди, им доволен Господь.

* * *

Большого терпения требует от нас то окружающее неверие, в котором мы живем. Мы должны верить, что эта эпоха пройдет, что наше отечество вновь вернется к вере. Большое терпение требуется от нас и по отношению к нашим близким неверующим. Неверие — сложная длительная болезнь, долгий и трудный процесс ее преодоления.

* * *

Из-за того, что мы иногда не задумываемся, угодно ли начинаемое дело Господу или нет, получается, что мы иной раз затрачиваем огромные усилия на какое-нибудь дело, трудимся шесть-семь лет над тем, что можно сделать за один год, а успеха не имеем. В подобном случае надо остановиться, подумать, угодно ли это Богу, помолиться и, может быть, лучше оставить это дело.

* * *

Мы слишком заняты мыслями о благополучии, о том, как бы устроить свою жизнь получше, поудобней. Ты можешь достигнуть всех этих земных удобств, к которым устремишься, а в душе у тебя будет чувство неудовлетворенности, тебе будет не хватать чего-то самого главного — небесной пищи. Мы должны стараться питать свою душу небесной пищей — церковными песнопениями, молитвами, Святым Причастием, духовным чтением.

* * *

Истинная вера не колеблется, не рассуждает— ей все ясно, все просто. Это происходит от того, что вера есть свойство сердца. Она отличается от разума, который все исследует, анализирует. Может ли разум постигнуть, например, тайну Святой Троицы или воплощение Сына Божия? Но когда вера идет впереди, разум следует за ней и поддерживает ее и говорит: «Да, это верно, потому что иначе не может быть.

* * *

Господь зовет нас в Церковь, а мы отвечаем: «Мне некогда, у меня дети». Но ты ведь выходишь из дома, чтобы достать для детей пищу — бежишь на рынок и оставляешь детей одних. Почему же ты не хочешь пойти за духовной пищей для себя и для них? Ты говоришь: «У меня больной». Не бойся оставить своего больного: уходя в церковь, поручи его Ангелу-хранителю, и ничего с ним не случится.

* * *

Чаще всего нам мешают пойти в храм житейские хлопоты. Оставь ты их и пойди помолись Господу. Он защитит тебя лучше, чем ты сама сможешь защитить себя своими усилиями. Ты говоришь: «Я молюсь, а Господь не исполняет моих молитв». Не исполняет, потому что ты молишься одна, дома, пойди в Церковь, соедини свою молитву с общей молитвой, и Господь тебя услышит. Дома ты молишься одна, а в Церкви у тебя много помощников.

* * *

В Церковь надо идти тогда, когда нас призывает Господь, а не тогда, когда нам захочется. Он призывает тебя именно в воскресенье, отложи все дела и пойди в этот день, а не в понедельник. Но если не смогла пойти в воскресенье, то сходи в другой день.

* * *

...Наши родственные связи являются связями по плоти, а не по духу. Поэтому часто случается так, что наши родные живут по плоти, а не по духу и бывают нам чужды. Отсюда с их стороны враждебность, доходящая до ненависти со стороны неверующих родственников, детей. Мир всегда ненавидит тех, кто живет духовной жизнью. Эта ненависть — признак того, что мы стоим на верном пути. Эту ненависть с самого начала испытали на себе и апостолы.

* * *

Мы не должны бежать от чуждых нам по духу родственников, а оставаться с ними и стараться привести их к Господу. Но, живя среди своих близких, мы не должны приобщаться к их жизни по законам плоти.

Смешивать духовное с плотским недопустимо. Такое смешение недопустимо, невозможно, подобно тому как в природе невозможно смешать масло и воду.

* * *

Часто мы ропщем на Господа, говорим, что Он оставил нас, и не замечаем помощи, которую Он посылает нам каждый день или через людей, или через перемену обстоятельств нашей жизни. Тяжелые испытания никогда не бывают, по его милосердию, продолжительными.

* * *

Когда мы кого-то любим, нам хочется все время видеть этого человека, как родители ждут не дождутся, когда их ребенок вернется из школы Таково свойство любви: она хочет обнять, прижать к сердцу любимого... Нам хочется не только видеть того, кого мы любим, но и постоянно беседовать с ним. Так и человек, любящий Бога, стремится всегда беседовать с Ним в молитве, и в храме, и на улице. Он всегда чувствует близость Божию, его присутствие...

* * *

Господь начал свою проповедь со слов: «Приближается Царствие Небесное». Царство Небесное приблизилось — это значит, что благодать коснулась людей. Признак приближения Царствия Божия к сердцу человека — сочувствие к Царству Божию, стремление приблизиться к Богу. Чем более человек стремится приблизиться к Богу, тем более он действительно к нему приближается. Человек начинает стремиться, чтобы Царствие Божие пришло сначала в его собственную душу, а затем и ко всем его близким. Потому мы молимся «да приидет Царствие Твое», так как хотим, чтобы Царствие Божие пришло скорее, чтобы мы были свидетелями Его Пришествия.

* * *

Пришествие в душу человеческую Царствия Божия — благодати Святого Духа, проявляется во всех поступках — и в молитве, и в готовности на добрые дела, и в отношении к другим людям. Благодать изменяет, перерождает всего человека. Царство Божие приходит не сразу. Человек постепенно начинает изменяться, постепенно смотреть на жизнь и на все по-новому.

* * *

Господь Иисус Христос еще до своего Вознесения основал на земле Церковь — этот начаток Царствия Божия на земле. Вся история человечества есть история приближения Царствия Божия. Правда, в истории бывают повторения, человечество повторяет одни и те же ошибки — это нужно для того, чтобы люди научились впредь не нарушать волю Божию; но, в общем, в каждую эпоху человечество усваивает какую-то одну сторону истины. Мы недаром называемся наследниками, мы должны знать, усвоить все то, что было достигнуто святыми подвижниками прошлых столетий.

* * *

Господь дал нам Духа Утешителя, который наставляет и утешает нас. Но мы должны и сами трудиться, без наших усилий благодать не будет действовать в нас. Надо твердо верить в живущую в нас благодать святого Духа, в Царство Небесное, верить, что мы войдем в Царство Небесное.

* * *

Иногда бывает достаточно побыть в обществе неверующих людей, которым вы не хотите показать свою веру, чтобы допустить отступление от веры. Но исповедничество требуется от нас только в серьезных случаях. Если находясь среди людей, которые только посмеются над вашей верой, вы умолчите о том, что верующий, то поступите правильно. Но если от вас потребуют, чтобы вы исповедали вашу веру, необходимо это сделать со всею твердостью. Живущая в вас благодать святого Духа научит вас, чту вам говорить в таком случае.

С детства нам дороги вещественные знаки, сопровождающие каждый праздник: красное яйцо на Пасху, елка на Рождество, вербочка в день Входа Господня во Иерусалим. В Троицын день цветы и березовые ветки в храме. Их благоухание символизирует добродетели, подаваемые Святым Духом...

* * *

Праздники нам нужны для того, чтобы отдохнуть душой. Наша жизнь подобна подъему по крутой лестнице. На таких лестницах имеются площадки. Эти дни нужны нам, чтобы мы могли по-

думать о своей жизни, которая слагается не только из настоящего, но и из прошлого... За все, что было радостного, надо благодарить Бога и за скорби тоже благодарить Его.

* * *

Мы хотим сами, по-своему, строить свою жизнь и ропщем, когда Господь разрушает наши планы. Мы воображаем, что мы — хозяева своей жизни. Господь как бы говорит: «Ты жалуешься на разбитые мечты, но то, о чем ты мечтаешь, — все пустое, тебе ненужное. Я отсекаю твои страсти, а ты, по своему ослеплению, этого не понимаешь».

* * *

Господь хочет, чтобы мы исполняли его волю. Он посылает нам различные испытания, скорби, болезни, чтобы мы одумались и обратились к нему. Не потому ли иногда встречаются старики в возрасте восьмидесяти — девяноста лет, которые хотят смерти, но Господь не дает. Это нераскаявшиеся грешники. Они сами тяготятся жизнью и хотели бы умереть, но Господь не посылает смерть, требуя от них покаяния. Так сама жизнь становится для человека наказанием.

* * *

Человек, который сознательно упорно противится воли Божией, в конце концов погибает.

* * *

Множество людей сумело переломить свое миросозерцание и принимает скорби с радостью и благодарением, понимая, что через эти скорби совершается их спасение. Бери пример с этих людей. В жизни ты часто можешь их не заметить, потому что они скрываются под покровом смирения. Ты можешь обидеть такого человека, не зная его внутренней жизни.

* * *

Когда нас будут обижать, свяжем себя решением спасти душу обидчика.

* * *

Среди окружающих нас людей мы не находим образцов для подражания. Но если ты оставишь осуждение, Господь покажет тебе и среди окружающих тебя людей таких праведников, что у тебя вся душа задрожит. Их праведность скрывается под поверхностным слоем греха, а иногда бывает и так, что человек сам не хочет показать тебе свою душу.

* * *

Надежда на Царствие Небесное поддерживает нас в жизни, помогает переносить все скорби. Мы предвкушаем на земле эту радость в общении с Господом, которую человек испытывает, когда он хорошо помолится, хорошо попостится, сделает какое-нибудь доброе дело. В чем залог, ручательство этой надежды? В вере христианской в Господа Иисуса Христа, в том, что Он пришел на землю, чтобы взять на Себя наши грехи. Надо твердо верить в это и не отчаиваться, как бы мы ни были грешны.

* * *

Правильное исповедание веры связано с чистотой жизни. Если человек тяжело согрешит, у него бывает такое чувство, что он совершенно запутался и не знает, как дальше жить. А так как он существо разумное и хочет жить разумно, то он чрезвычайно страдает от этого состояния. Хорошо, если Бог презрит на него и приведет к покаянию. Если же этого не произойдет, человек может совершенно оторваться от Бога, погрязнуть в житейских заботах, забыть о будущей блаженной жизни.

* * *

Не пытайтесь узнавать будущее. Господь открывает нам свою волю на сегодня, на завтра, иногда на чуть больший срок. Исполняй ее и не пытайся знать, что будет через десять — пятнадцать лет, — этого нам знать не дано.

* * *

Благодать Святого Духа мы получаем в Святом Крещении, но забываем о ней, нам кажется, что в нас нет этой освящающей силы, что мы ничем не отличаемся от некрещеных. Это происходит оттого, что мы заглушаем этот дар, не прислушиваемся к голосу совести, так как она часто требует от нас того, чего мы не хотим делать из-за обременительности, тяжести дела. Необходимо слушать свою совесть, тогда благодать Святого Духа будет с вами.

* * *

В Святом Крещении Господь соединяется с нами, и мы уже не можем грешить, если только сами не отгоняем Господа. Но мы поступаем против своей очищенной совести, заблуждаемся. Заблуждаются отдельные люди и целые народы. Мы постоянно оскверняем чистую одежду, которую получили в Таинстве крещения, утрачиваем печать дара Духа Святого, полученного в Таинстве миропомазания. Эти заблуждения очищаются в Таинстве покаяния.

* * *

Надо всегда говорить людям только то, что подсказывает голос нашей совести. Непростительный грех против Духа Святого — говорить и поступать вопреки ясному голосу совести.

* * *

Глубоко заблуждается тот человек, который говорит: «Зачем мне Бог, Церковь и таинства? Я и так слушаюсь своей совести. Для меня достаточно голоса моей совести». Когда Бог сотворил человека, то для того, чтобы он не грешил, дал ему совесть, которая подсказывает, как ему надо поступать. Языческий мир руководствовался в своем поведении совестью, но оказывается, что одной совести недостаточно, чтобы удержать человека от греха. Наша совесть быстро помрачается, и человек впадает в грех. Поэтому если мы будем слушаться своей неочищенной совести, то она может увести нас очень далеко от Бога. Человек и сам того не заметит, ему будет казаться, что он идет правильным путем, а в действительности он будет все более удаляться от Господа.

* * *

Когда вы приступаете к Таинству исповеди, ваша душа должна быть настроена на волну покаяния, только тогда вы сможете воспринять благодать таинства. Господь стоит близ, Он подает тебе Свою благодать, но она может пройти мимо твоей души, если в твоей душе нет восприемника—чувства покаяния, прощения, всех обид, любви к ближнему. Поэтому к таинствам надо приступать неоднократно: приди на исповедь во второй и в третий раз...

* * *

После исповеди, с очищенной совестью напиши свои добрые намерения, с которыми ты пришел на исповедь, и потом постарайся их выполнить.

* * *

О том, как необходимы христианину отсечение своей воли и повиновение воле Божией, мы можем судить на примере поста. Господь Сам постился. Почему Он постился? Разве Ему не хватало святости? Нет, Он постился для того, чтобы исполнить волю Своего Небесного Отца. Постилась и Матерь Божия — маленькая девочка, которой не коснулась никакая нечистота, чтобы приготовиться послужить великой тайне воплощения Сына Божия. Постился Иоанн Креститель, не для очищения грехов, ведь он совсем почти не соприкасался с миром. Он постился потому, что ему предстояло возложить свою руку на голову Владыки. Мы видим, что пост обладает огромной благодатной силой. Это — меч, посекающий страсти. Благодатная сила поста проистекает от повиновения воле Божественной.

* * *

Бывает так, что человек обладает очень хорошими душевными качествами, от матери он унаследовал доброе сердце, от отца — ум, но он не боролся с какой-то одной страстью, и она выросла в его сердце так, что стала сильнее его, и он уже не может с нею бороться. Совесть подсказывает ему, что надо остаться дома, а страсть толкает на улицу, в дурную компанию. Совесть подсказывает, что надо обратиться к матери с ласковым словом, а страсть толкает на грубость. Так неестественная страсть толкает человека в геенну огненную.

* * *

Но бывает и так, что, когда человек не борется со своими страстями, Господь берет это на Себя и Сам отсекает наши страсти. Если ты гордишься своими силами, Он посылает Тебе болезнь, и вот ты лежишь, беспомощный, и пишешь: «Господи, помилуй меня». Но Боже вас упаси идти этим путем противления воле Божией!

* * *

Если мы будем всегда послушны, в нас будет умножаться смирение, уменьшаться гордость, тщеславие. Непослушный человек всегда выдвигает на первый план свое мнение. Послушание приучает нас не придавать большого значения своему мнению. Когда гордый человек уходит с работы из какого-нибудь учреждения, он думает, что учреждение не сможет существовать без него. Но оказывается, учреждение продолжает благополучно существовать, и оказывается, этот человек придавал себе слишком большое значение. Вот от этой высокой оценки себя нас и отучает послушание

* * *

Помощь Божия всегда приходит неожиданно когда человек потеряет всякую веру в себя и всю надежду возложит на Господа. Эти случаи помощи Божией являются вехами на нашем жизненном пути. Когда к тебе подступит отчаяние, вспомни, что Господь помог тебе тогда-то и тогда-то, значит, Он и теперь тебя не оставит.

* * *

Мы сами бываем виноваты, когда прекращается общение нашей души с Богом, потому что мы сами оставляем средства этого общения — молитву, Таинства крещения, причащения, брака.

* * *

Господь создал Еву из ребра Адама и этим показал, что муж и жена — одна плоть. Как нельзя рассечь живую плоть, так нельзя разорвать брачный союз. Если произойдет разрыв, то на месте этого разрыва единой плоти образуется рана. За этим разрывом последует грех — мужчина впадет в грех прелюбодеяния. Брак в Православии нерасторжим.

* * *

Юноши и девушки до начала семейной жизни имеют своим женихом Христа. Но это не изменяется и после вступления в брак. Не думайте, что в браке место Господа заступает муж. Нет, брак — учреждение временное, в будущей жизни он прекращается, поэтому целомудрие нужно хранить и в семйной жизни. Целомудрие в семейной жизни состоит в молитве, посте, в том, чтобы иметь только одного мужа, и в таинстве. В этом таинстве супругам подается особая благодать, которая помогает побеждать плотские страсти и хранить целомудрие в браке.

* * *

Целомудрие есть соединение крепости нашего ума и силы любви с Богом. Целомудренный человек хранит свое целомудрие не только ради телесной чистоты, а потому, что он не хочет допустить, чтобы была нарушена близость к Богу.

* * *

Часто юноши и девушки боятся вступать в брак, потому что боятся потерять целомудрие. Но Господь подает им в Таинстве венчания благодать, которая сохраняет их целомудрие, то есть союз души с Богом.

Подобно тому как в Таинствах крещения и причащения благодать перерождает человека, изменяет его, в Таинстве брака человек получает благодать, которая изменяет его, помогает стать другим, изменить характер, привычки. Соединяются несоединимые характеры.

* * *

Что такое целомудрие? Это такая сила любви к Богу, когда человеку все остальное кажется ненужным, он все вменяет в уметы. Целомудрие необходимо всем нам, хотя и живем мы в миру, семейной жизнью.

* * *

Целомудрие — это цельность души человеческой с молодых лет всецело посвятившей себя Богу.

* * *

Когда целомудрие, эта величайшая добродетель, хранится с юных лет, оно особенно угодно Богу.

* * *

Целомудрие — охрана нашей душевной жизни. Когда вас обуревают плотские помыслы, разрушающие нашу душевную жизнь, не пытайтесь

сами бороться с ними. Лучшее средство против них — молитва Иисусова.

* * *

Если человек вступает в брак, глубоко продумав свое решение избрать путь семейной жизни, то для него брак становится новой ступенью в развитии личности. Любовь между такими супругами с годами только усиливается. Старики любят крепче, чем молодые. Это усиление любви по мере приближения к старости говорит нам о бессмертии души. И эта любовь является здесь, на земле, отблеском небесной любви. Согревая сердце человека, она делает его способным изливать любовь и на других людей, приближает его к Христу.

* * *

Вступая в брак, вы должны стремиться к тому, чтобы привести всю семью в Царство Небесное и поставить ее перед Господом.

* * *

Счастье в семейной жизни бывает только тогда, когда муж и жена соблюдают супружеское целомудрие, когда они прежде всего соединены душой. В противоположном случае — тогда, когда они только служат своему телу, — между ними неизбежны неприятности и недоразумения. Брак — явление временное, он существует только в этой жизни, в вечной жизни люди будут как ангелы. Брак нужен, чтобы люди в совместной жизни научились терпению. Не оставляй мужа, даже если он жестокий человек. Своим терпением ты его обратишь к Богу. Бывает, что Господь внушает женщине мысль позвать священника к своему умирающему мужу, и этот человек, бывший всю жизнь неверующим, в последние минуты обращается к Богу, сердце его смягчается, и он умирает, примирившись с Господом. Так ты можешь спасти душу своего мужа.

* * *

Часто бывает, что женщина чувствует какую-то непреодолимую силу, препятствующую ей уйти от мужа, даже если он жестокий человек. Это сила Благодати Божией, подаваемой в таинстве брака.

* * *

Господь возложил на женщину тяжелый крест — рождение и воспитание ребенка. Ее крест тяжелее креста мужчины, и за это несение более тяжелого креста женщина ближе к Господу. На благочестивой матери держится вся семья. Как происходит распространение Православной веры? От матери получает ребенок первое понятие о Царстве Небесном, о благочестивой жизни. Мать зажигает лампадку, молится, крестится, он все это хорошо замечает, он задумывается, почему мать ни перед кем не встает на колени, даже перед отцом, а только перед иконами.

* * *

Во время молитвы ставь ребенка рядом, учи его молиться. Это — первые уроки благочестия... Чем раньше детей приучают к молитве, тем лучше. Некоторые святые в пять-шесть лет знали наизусть все Евангелие. Почему это происходило? Конечно, это шло от благочестивой матери, которая читала им, а детская память живо воспринимала святые слова.

* * *

Воспитывайте в ребенке чувство вездесущия Божия. Когда благочестивая мать уходит из дома, оставляя ребенка одного, она говорит ему: «Ты не один, тебя видит Господь». Если ребенок будет чувствовать, что Бог видит каждый его поступок, он будет совсем по-другому вести себя.

* * *

Истинная мать должна довести человеческую душу, которая ей вверена Богом, от колыбели до Царствия Небесного. Она никогда не послушает никого, кто будет убеждать ее, что она не может по условиям своей жизни иметь детей. Она сохранит своего ребенка и приведет его в Царствие Небесное.

* * *

Храм не только место освящения, но и место воспитания. Придя в храм, дитя сразу получает много новых впечатлений, сведений. Оно узнает, что, кроме этой жизни, есть другая, вечная жизнь, что святые, изображенные на иконах, не умерли, но живы и всегда готовы помочь ему. Благочестивая мать объяснит все иконы в храме, и ребенок получит необходимые познания о Господе.

* * *

Младенец, который еще ничего не слышал о Боге, уже тянется к Нему всей душой, потому что его влечет к Богу благодать Святого Духа, полученная в крещении.

* * *

Просите прощения, если вы не говорили вашим детям о Боге и они растут атеистами. Не говорите: «Вырастут, сами узнают». Нет, когда они вырастут, они ничего не узнают, кроме зла. Как они могут научиться добру, если они не знают Бога и потому не знают, что такое добро? Когда вы потом начнете говорить им о Боге, им покажется это скушно. Это потому, что вы не воспитали в них религиозного чувства с малых лет. Всякая наука кажется сначала скучной и трудной, а потом, когда вы вошли в курс дела, вам стало интересно,— также и наука о Боге.

* * *

Что же делать, если наши дети растут дурными, не верят в Господа, жестоки со своими родителями? Проклинать их? Нет, надо относиться к ним с таким же милосердием, как в притче о блудном сыне отец отнесся к сыну. Он как бы сказал ему: «Иди, сынок, хлебни горечи отчаяния, горечи разочарования, горечи разврата, ты все равно вернешься ко мне, потому что поймешь, что только у меня найдешь любовь и радость». Так и Господь говорит грешникам: «Грешите, испытайте всю глубину греха,— вы не найдете ничего, кроме горечи. Я знаю, что вы снова придете ко Мне, потому что только у Меня вы найдете сладость утешения». Это горький урок, но он неизбежен, потому что иными средствами подействовать нельзя. И душа такого человека не погибнет, она только помотается по распутьям греха, но снова вернется к своему Творцу.

ЛР№065821 от 15.04.98

Формат 84x108 1/32. печать офсетная.

Объем 4,5 п. л. Тираж 10 000 эк.

Подписано в печать 05.05.01.

Издательство «Ковчег»

Москва, ул. Красина. 7.

 

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова