Следующий документ выделен мною из подборки документов по делу Тер-Оганьяна, которая была подготовлена комитетом в защиту Тер-Оганьяна. В подборке содержатся и газетные статьи, и материалы следственного дела, к которым, очевидно, относится и "Объяснение". Структура документа соответствует следственной практике: сперва идёт текст, написанный следователем со слов свидетеля Нечипоренко, в этом тексте специфический для следователя стиль, есть ошибки - Салимон называн Самсоновым. Затем идёт "Дополнение", написанное, очевидно, собственноручно Ю.Д.Нечипоренко. Нечипоренко присутствовал при инциденте в Манеже, много писал на эту тему, почему, видимо, и был вызван для допроса. Этот документ представляется крайне важным, потому что лишь в нём зафиксировано, что В.Салимон ударил Тер-Оганьяна - факт, который противники Тер-Оганьяна старались затушевать.
Яков Кротов
ОБЪЯСНЕНИЕ
7 декабря 1998 г.
Нечипоренко Юрий Дмитриевич
Я знал А. Тер-Оганьяна как художника. Я понял, что акция продуманная, имеет прежде всего политическое значение, однако знакомая художница, не помню ее имени, она сказала, что осквернение икон не искусство, и не художественная акция. Мое мнение таково, что такими проектами лабораторным способом взращиваются ростки гражданской войны, поскольку известно, любая война начинается с осквернения святыни, а это ведет к расколу в обществе, противостоянию.
Для большинства нормальных художников, искусствоведов, в том числе и для меня, художника Авдея Тер-Оганьяна не существует, как и его искусства, т.е. всякий интерес к нему отсутствует, напротив будит игнорирование. Такого рода акции лишь являются толчком к разжиганию религиозной розни, разделению общества.
Кроме того кто-то мне сказал, что была драка между главным редактором журнала «Золотой век» Владимиром Самсоновым и Авдеем Тер-Оганьяном, т.е. это была реакция Самсонова на осквернение православных икон, Самсонов ударил Тер-Органьяна по лицу.
Считаю, что такие вещи не должны оставаться без внимания и без наказания. Думаю, что это будет иметь продолжение. Может не в такой форме, а другой. Тем более что зрелый художник Тер-Оганьян учил молодых художников, как проводить такие работы, такие акции.
Дополнение: считаю, что Тер-Оганьян дискредитировал себя именно с этого момента и после проведенной им акции он перестал существовать как художник и человек. Ю. Нечипоренко
Я по профессии научный сотрудник и литератор, член Союза Писателей и Ассоциации искусств, имею свыше 50 публикаций по искусству. Постоянно посещаю выставки и акции современных художников. Я давно слежу за направлением в искусстве, связанным с различными действиями художников. То есть художник нащупывает болезненные точки общества. Которые вызывают большой общественный резонанс. Я даю этому оценку, как искусству глумления. Художники этого направления стремятся любой ценой прославиться. Как правило, эти люди не смогли себя реализовать в искусстве более легальным, достойным путем. Насколько я знаю, эти художники не получили в свое время классического образования. В число художников, представляющих такие акции, Тер-Оганьян не входил до недавнего времени, хотя ранее я его знал. На мой взгляд он не был хорошим живописцем, но представлял какие-то художественные акции. В свое время он представил акцию, пригласив в галерею нищих и бомжей, чем удивил публику. Кроме того, он напивался пьяным и валялся посередине выставочного зала - и это как бы была его художественная акция. За ним закрепился образ человека, склонного к каким-то выходкам, но обычно не переходящим.рамки приличия. В художественных кругах «современного искусства» он был хорошо известен. На мой взгляд, все такого плана акции допустимы в виде развлечения и художественного поиска и поиска нового взгляда на вещи - это интересно: искать границы между искусством и жизнью. Однако существует общий закон культуры, и какие-то противозаконные акции, на мой взгляд, должны знать свои границы: есть определенные рамки морали. Которые нельзя нарушать...
...Я обсуждал это событие в кругу искусствоведов, и Марина Бессонова, ведущий специалист в области современного искусства (из Пушкинского музея ), заявила, что считает эту акцию постыдной и чисто политической, не имеющей отношения к искусству. В наших глазах Тер-Оганьян потерял право называться художником - есть же определенная ответственность звания «художник», сейчас же напротив его используют в качестве алиби, оправдывающего нарушение законов - и всякие мерзости выдаются за художественный эксперимент. Одно дело, если это творится в среде своих, в закрытом пространстве галерей, но здесь все происходит на виду. В общественном месте. Художник, на мой взгляд, может и не уметь рисовать - но не иметь вкуса, полностью потерять наитие и чутье, чувство ответственности за свои деяния он не может.
Ю. Нечипоренко.