Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Татьяна Никитина

О краткой редакции жития преподобного Авраамия Ростовского

Опубликовано: 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве». – Ярославль: Александр Рутман, 2001. С. 142–148.

142

Житие преп. Авраамия Ростовского до сих пор мало изучено, несмотря на то, что этот памятник агиографии привлекает внимание ученых уже более ста лет[1].

Начало изучения жития было связано с попытками ученых прошлого века использовать его как исторический источник. При этом ряд существенных фактов жития (упоминание имен и географических названий) сразу был воспринят учеными как анахронизмы. Различное толкование этих фактов породило различные мнения о времени жизни преподобного, и изучение текста в XIX в. свелось к решению главным образом этого вопроса.

Митрополит Макарий выявил в рукописной традиции три редакции жития преп. Авраамия[2], определив краткую редакцию как «первую» и древнейшую. Именование редакций порядковыми номерами, принятое и по сей день, отразило представления исследователя об историческом соотношении их.

В. О. Ключевский аргументировал установленное Макарием соотношение редакций[3] и ввел первое разделение списков краткой редакции по признаку наличия или отсутствия упоминания имен епископов и князей. Ключевский предположил, что в первоначальном тексте имена отсутствовали и были вставлены позднее[4], зная при этом, что имена читаются в большей части рукописей жития и отсутствуют лишь в некоторых списках.

Голубинский считал краткую редакцию не древнейшей, а возникшей в результате сокращения текста второй редакции. Одним из важных пунктов концепции Голубинского было положение о вставке неким редактором в текст имен ростовских епископов и князей с целью фальсифицировать историю обители[5]. Гипотеза Голубинского получила широкую известность. Ее определяющее влияние заметно, например, в работах М.И Соколова и А.П. Кадлубовского.

Таким образом, у историков XIX в. не было единого представления о первоначальном виде жития. При этом большая часть ученых поддерживала мнение о вставке имен, хотя никем из исследователей оно не было достаточно обосновано[6].

В XX в. появились исследования, в которых краткая редакция анализировалась с филологической точки зрения, однако лишь в сравнении с другими житиями, легендами и памятниками фольклора[7].

Время составления жития определялось исследователями различно. Филарет предполагал, что оно составлено «не позже XIV в.»[8], Ключевский – «не раньше XV в.»[9], Голубинский – в конце XV – начале XVI в.[10] Датировка Ключевского стала общепринятой. М.О. Скрипиль уточнил ее до 80-90-х гг. XV в.[11] на основании положения о зависимости жития Авраамия от легенды о путешествии на бесе Иоанна Новгородского[12].

Нами уже было отмечено[13], что суждения исследователей жития были основаны не столько на небольшом количестве известных им списков, сколько на текстах публикаций. Краткая редакция в XIX в. была опубликована трижды – по спискам Румянцевского музея (РГБ, ф. 256, № 434) XVI в.[14], Великих Миней Четиих[15] и Титова (РНБ, Тит. 4042) XVII в.[16] Наиболее известны были две первых из названных публикаций. Опубликованными оказались, таким образом, списки редко встречающихся разновидностей жития, текст которых уже Ключевским был оценен как «испорченный»[17]. Между тем, наиболее распространенный в рукописной традиции вид текста краткой редакции оставался неизданным и фактически неизвестным исследователям. Один из списков такого вида был опубликован лишь в советское время М.Н. Тихомировым[18].

Нами выявлено около 130 списков краткой редакции жития в рукописных собраниях РГБ, РНБ, БАН, РГАДА и ряде собраний Ярославской области, что даже при незавершенности этой работы, позволяет значительно дополнить перечень Барсу-

143

кова[19]. Житие переписывалось в составе четиих и служебных миней, трефологиев, торжественников, прологов и различных сборников. Краткая редакция жития имеет в рукописях следующие заголовки: «Преставление (или - Память, Житие[20], Житие и подвизи[21], Слово на преставление[22], Житие и преставление[23], Сказание вкратце о житии и о преставлении[24]) преподобного отца нашего Аврамия (Авраамия) архимандрита богоявленского, ростовского чюдотворца». Заголовку в большинстве случаев предпосылается дата - «Месяца октовриа в 29 день»[25] или «В той же день». При разнообразии заголовков текст всех разновидностей отличается малой изменчивостью. Заканчивается житие краткой похвалой, иногда имеющей отдельный заголовок, иногда следующей сразу за концовкой основной части.

Краткая редакция жития встречается в рукописях в нескольких вариантах. Первый из них (тип 1) имеет две разновидности, различающиеся наличием (1А) или отсутствием (1Б) упоминания имен ростовских епископов и князей. Для Великих Миней Четиих был создан особый вариант краткой редакции (тип 2), с упоминанием имен и существенными изменениями текста. В печатном Прологе издания 1643 г. читается сокращенный вариант краткой редакции (тип 3), в котором не названы никакие имена, упоминается лишь город Владимир (возможно, в этом отразилось когда-то возникшее представление о Мономаховом времени действия). Проложная редакция, в свою очередь, легла в основу еще более краткого текста, включенного в «Книгу житий святых» Димитрия Ростовского[26] (тип 4). Большинство списков представляет тип 1А, списки остальных типов малочисленны[27].

С особым вниманием нами были рассмотрены древнейшие из сохранившихся списков, имевшие датировки кон. XV – нач. XVI в[28]. При проверке этих датировок выяснилось, что единственный в этой группе список типа 1Б (РНБ, QI-1406) не может быть датирован XV в., поскольку в нем листы с текстом жития преп. Авраамия имеют водяные знаки 1520-х гг.[29] Таким образом, оказывается, что все наиболее ранние из известных списков жития имеют текст типа 1А. Поэтому, нам думается, можно с достаточной уверенностью утверждать, что вариант без имен является вторичным и возник в результате сокращения текста типа 1А.

В приложении к настоящей работе публикуется текст жития преп. Авраамия по наиболее ранним из известных списков. В качестве основного взят список БАН 21. 3. 3 (список О)[30], наиболее полный и имеющий ряд уникальных чтений. Разночтения приведены по двум спискам из собрания Ярославского музея-заповедника – ЯМЗ, 15691 (список А) и ЯМЗ, 15326 (список Б)[31]. Публикация осуществляется по следующим принципам: титла раскрываются, выносные буквы вносятся в строку, не употребляемые сейчас буквы («ять», «фита», «ижица», «юс малый» и др.) заменяются соответствующими буквами современного алфавита, твердый знак на конце слова опускается. Фрагменты текста (более одного слова), имеющие разночтения, выделяются звездочками.

[1] Библиография вопроса содержится в словарной статье Т. В. Буланиной (Буланина Т. В. Житие Авраамия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Вторая половина XIV - XVI в. Ч. 1. С. 237-239). См. также наши работы: Никитина Т.Л. Несколько заметок о редакциях жития преп. Аврамия Ростовского // Чтения по истории Древней и Новой России. Ярославль, 1998. С. 38-41; Никитина Т. Л. О второй редакции жития преподобного Аврамия Ростовского // Макарьевские чтения 1999 г. (в печати); Никитина Т.Л. О третьей редакции жития преподобного Аврамия Ростовского (в печати).

[2] Макарий (Булгаков). История русской церкви. СПб., 1889. Т. 1. С. 261-262.

[3] Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988. (далее – Ключевский). С. 26-39.

[4] Ключевский... С.30, прим.

144

[5] Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1904. Т. 1. Ч. 2. (далее - Голубинский) С. 763.

[6] Очень показательный пример подхода исследователей к этой проблеме видим в труде Кадлубовского, основывающего свои выводы на откровенном произвольном допущении. (Кадлубовский А.П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. (далее – Кадлубовский) С. 23).

[7] Кадлубовский… С. 1-43; Дурново Н.Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе // Древности. Труды славянской комиссии имп. Московского Археологического общества. М., 1907. Т. 4. Вып. 1. С. 59-61; Соколов Б.М. Былины об Идолище поганом // ЖМНП, 1916. Нов. Сер. Ч. 63. Май. С. 20-28; Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII-XVII вв. Л., 1973. С. 154-155.

[8] Филарет. Русские святые. Октябрь. С. 294-295.

[9] Ключевский… С.35.

[10] Голубинский… С. 769.

[11] Скрипиль М.О. Легендарно-политические сказания Древней Руси // Доклады и сообщения Филологического института ЛГУ. Л., 1950. Вып. 2. С. 62.

[12] По нашему мнению, данное положение недостаточно убедительно аргументировано и вопрос нуждается в специальном исследовании.

[13] Никитина Т. Л. О второй редакции…

[14] Памятники старинной русской литературы. СПб., 1860. Вып. 1. С. 221-225. Публикация повторена: Преподобный Авраамий архимандрит, ростовский чудотворец // Ярославские епархиальные ведомости, 1874, ч. неоф. С. 353-357. Отдельный оттиск - Ярославль, 1874. Еще одно повторение публикации по тому же списку вошло в книгу «Древнерусские предания». М., 1982. С. 130-134.

[15] Великие Минеи Четии, собранные митрополитом Макарием. Октябрь, дни 19-31. СПб., 1880. Стб. 2025-2032.

[16] Титов А. А. Житие преп. Авраамия Ростовского (по поводу письма о нем иезуита И. М. Мартынова) // Христианин, 1908, № 8. С. 559-570. Отдельное изд.: Сергиев Посад, 1908.

[17] Ключевский… С.26, прим.

[18] Тихомиров М. Н. Описание Тихомировского собрания рукописей. М., 1968. С. 184-188.

[19] Барсуков Н.В. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 1-3.

[20] ЯМЗ, 15686.

[21] РНБ, FI 869.

[22] РГБ, Унд. 1300.

[23] РНБ, QI 1153.

[24] РНБ, собр. СПбДА, 270/I.

[25] В рукописи РГБ, Костр. 16 читается «в 25 день», БАН, 21. 5. 1 - «в 28 день».

[26] Книга житий святых... на три месяца первых: Септемврий, октоврий и новемврий. Киев,1689. Л. 268-270.

[27] Из известных нам списков краткой редакции не содержат имен: РГБ ф. 304, №№649, 693; ф. 256, №434; РНБ - FI 869; QI 1153; QI 1406; Тит., 4042; БАН - 21. 5. 1; Арханг., Д 143.

[28] Среди них упомянуты в списке Барсукова: ГИМ, Син. 556; Чуд. 325; РГБ, Унд. 574, Унд. 1300. Выявлены нами: БАН, 21. 3. 3; ЯМЗ, 15691; ЯМЗ, 15326; РНБ, QI 1406.

[29] Лихачев, Вод. Зн. № 4053 (1523 г.), Пиккар, №№ 1484 (1519 г.), 1494 (1522 г.), 1495 (1526 г.).

[30] Описание см.: Срезневский В.И., Покровский Ф.И. Описание Рукописного отделения Библиотеки Имп. Академии Наук. I. Рукописи. Т. 2. Творения отцов и учителей церкви. Пгр., 1915. С. 361 (Нов. 982).

[31] Описание см.: Лукьянов В.В. Краткое описание коллекции рукописей Ярославского областного краеведческого музея // Краеведческие записки Ярославского областного краеведческого музея. Вып. 3. Ярославль, 1958. №№ 481 (57), 482 (60).

 

144

БАН, 21. 3. 3.  Торжественник и Златоуст недельный. Кон. XV - нач. XVI в.

Месяца октовриа в 29 день, память[1] преподобного и богоносного отца нашего Аврамия, *Богоявленского архимандрита, ростовского чюдотворца*[2]. Господи, благослови, отче.

Л. 51. Преподобный отець нашь Авраамии бе родителю благочестиву сын. Сеи остави родителя своя и мирьский мятежь, и взем крест Христов *по заповеди святаго Евангелиа, и

 

145

радостно*[3] последова Христу. И от младых ногот[4] Богу себе представи[5], и[6] бысть мних, и чистоте приятелище быв Святаго Духа. Покорив убо плоть духови, и облада страстьми плотьскыми, и жестъкому[7] пребыванию, и нужному житию[8] себе въдав, и трудомь себе истончив. И бысть мнихом началник, и житие ангельское пожив, чюдес[9]  обогатив благодать исцеляти страсти[10] неисцелныа, и течениемь слъзным душю свою омыв.

Видев же преподобный *в граде Ростове*[11] (л. 51об.) прелесть идольскую[12] сущю, *но убо бе вси*[13] прияли[14] святое крещение, но Чюдскыи конець покланяшеся идолу каменну, омрачени бо суть сердца их омрачением бесовьскым. Бе же в идоле бесу злу живущу, *яко не смеаше никтоже близ его путемь тем ходити*[15]. *Мечты бо творяше христианом и страшилища злым омрачением своим*[16].

Преподобный же Авраамии помолися Богу, глаголя: Господи Боже вышнии, призри с высоты святыа Своеа на раба Твоего, и даждь[17] силу и благодать Святаго Духа Твоего[18] разорити[19] злокозненаго[20] сего идола Велеса[21]. И не возможе[22], не дадяше бо *окаанныи близ себе приити*[23] злым влъшеством своим. *И недоумеашеся о сем*[24], и бысть скръбя седяше. И виде старца к себе грядуща, благоговейна образомь суща. Преподобный же срете его, и оба поклонистася между[25] собою, и взяста друг от друга благословение, и седоста. Нача же блаженный Авраамии к старцю глаголати: Откуду, отче, грядеши, и коея страны[26] еси, святче Божий? Глагола ему старець: Аз есми[27], отче, Царяграда родом, и пришлець есмь на вашеи земли странныи. Рци же ми ты, отче, что ради, скорбя, седиши[28] близ многострастнаго сего идола Велеса? Глагола блаженный Авраамии к старцю: (л. 52) Тщуся и молюся Господу Богу разорити многострастнаго сего идола Велеса, и не возможно ми[29], презре бо Господь Бог мой[30] моление мое, *и не услыша Бог молитвы моеа*[31], и се, скорбя, седох. Глаголаше же старець к Авраамию: Аще хощеши, отче, желаемое[32] получити, иди к Царюграду и пытаи в граде дому Иоанна[33] Богослова, и вниди в домь его, и помолися образу его, и не изыдеши[34] тощь, но все желание свое получиши. Ащели же не идеши в дом Иоанна Богословца, не можеши желаемаго получити. Печалуя же блаженный Авраамий о длъготе путней. *Рече же ему старець*[35]: Господь Бог прекратит ти малым путем[36].

Блаженный же Авраамий наплънися Духа Святаго[37], вземь благословение у старца, нача путем тещи *к Царюграду*[38], и *в забытии ума*[39] прейде Ишню[40] реку и въстрете[41] человека възрастна[42] и благоговейна[43], плешива, възлыса, *браду имуща круглу велику*[44], и красна суща зело, *а в руце трость имуща*[45]. *Пад убо блаженный Авраамий*[46], поклонися ему. Глагола ему страшный мужь[47]: Где, старче, грядеши? Глагола ему блаженный все поряду, коеа ради вины *грядет к Царюграду*[48] на възыскание дому Иоанна Богослова. Глагола ему страшный мужь: Иди, старче, возми сию мою трость, и възвратися[49], (л. 52об.) и приступи к идолу Велесу[50], и избоди его тростию сею[51] во имя Иоанна Богослова, *и будет ти в прах окаанныи. И абие невидим бысть.

И позна блаженныи, *яко той бе сам Иоанн Богослов*[52]*[53], страхом и радостию одрьжим, възвратися[54] вспять, и прииде к идолу без бранениа[55], и[56] избоде его тростию во имя Иоанна Богослова, и абие *идол Велес в прах бысть*[57].

*Преподобный же Авраамий вземь благословение у епископа, идеже срете Иоанна Богослова, постави церковь малу во имя Иоанна Богослова, иже суть и до сего дне, а идеже преже идол Велес был, на том месте въдрузи церковь малу же не велику*[58] во имя Святое Богоявление Господа нашего Иисуса Христа, и келии постави, и мнихы призва[59], и[60] общину сътвори. И множество зла подъят от неверных, овогда же разорити хотяще святыню его[61], и овогда[62] съжещи хотяще, но Богу не попустившу им молитвами и тръпением преподобнаго. Не по мнозе же времени всех приведе ко Христу богоразумием, и крестишася от мала[63] и до велика, и начаша ходити на словословие Божие и на всенощное, мужи[64] и жены и отроцы. Преподобный же поучаше их почитанием книжным[65], и поучением духовным насладяше сердца их, яко медвена сота сладчаиши. Мнози же отроци (л. 53) оставляюще[66] родителя своя, и тай прихождааху к нему. Преподобный же без възбранениа[67] вся приходящаа *к нему*[68] постризаше *во иночьскыи чин*[69], яко виноград *при водах садяше*[70] древеса, и напааше их водами, поучением божественых словес. И умножи мнихы, и церковь велию създа, и украси ю, яко невесту Христову, чюдными иконами и[71] святыми книгами, и в ней наипаче множаашеся пение святое.

Князи же ростовьстии[72] начаша веру велику имети к монастырю и к отцю своему Авраамию, и к всем мнихом. И имениа многа дааху на строение монастыреви, и села даваху на потребу мнихом.

Видев же преподобный епископ Феодор множащуся монастырю, всеми потребами изъобилну сущу[73], съвет же сътвори епископ Иларион[74] с князи *великыми, с*[75] князем Воло-

 

146

димером да с князем Борисом, дабы сътворили архимандритию ту обитель, и святивше преподобнаго Авраамиа, и поставиша архимандритом.

И нача[76] больми подвизатися, и труды к трудомь прилагати, и молитве и посту себе вдав, и образ быв всем, смирение велие[77] стяжав, и любов нелицемерную[78], всякому[79] приходящему равно велику[80] и малу.

(л. 53об.) Старыи же ненавестник[81] добру диявол въоружашеся[82] на преподобнаго, и пакости ему творяще во дни и в нощи, но никакоже не устраши преподобнаго мечты своими, огражен бо бе Христовою благодатию и крестным знамениемь.

Бысть некогда святому хотящу по обычаю *литоргиа служити*[83] в святей церкви, и обычныа молитвы певше святому[84] причащению, и хотящу ему умыти руце, и диавол вниде в умывалницю воду[85], хотя преподобному спону сътворити водою. Разумев же преподобный лукаваго духа[86] в сосуде, *и взем*[87] честный крест, и положи на връху съсуда, и около съсуда огради крестным знамением, *а руце умы из иного съсуда, и божественую литоргию служил*[88], *а того съсуда не врежаше*[89] на многы дни. *Бесу же жжену бывшу в сосуде силою крестною невидимаго Бога*[90], а не могыи изыти.

 *Бысть же князем обычай имеюще*[91] на поле *ездити по вся дни*[92], лов деюще[93], и пакы възвращаяся в град, въхождааху[94] в монастырь покланятися церкви, а[95] от святого благословение приимаху. Пакы же по обычаю приидоша князи в келию преподобному[96] благословениа ради. По случаю же в то время преподобный в пеколници мьаше власаници на братию, обычай бо имеяше[97] преподобный (л. 54) по вся дни *тружатися на братию*[98], овогда в поварню дрова секуще, *иногда власяници *мьяше на братию*[99]*[100], иногда воду носяще в поварню и в пеколницю.

Слышав же преподобный о князех, *и пойде в келию свою*[101] благословити их. Еще же *преподобному не дошедшу*[102] келиа своеа, князи же суть в келии, преподобнаго ждуще, и видеша съсуд крестом накрыт, и недоумеваахуся о сем. Един же от них дръзнув въсхытити крест с сосудя, знаменатися им, и абие *изыде из сосуда дым*[103] злосмраден, яко устраши ту всех сущих. И усрет лукавый дух преподобного, в келию идуща[104], и нача на преподобнаго злыи[105] словеса износити, глаголюще[106]: Калугере[107], ты мне сътвори, окаянне, *в убозем твоем съсуде*[108] мучитися силою невидимаго Бога, и жжену быти ми силою крестною, тако же аз тебе спону сътворю, и в мале времени одолею ти[109], и поострю *ков на тя*[110], и *сътворю ти*[111] раны многы[112], и укор всем видящим тя, и мукы злыи наведу на тя, и на пезе ослятице всажден[113] будеши без седалища, и в сандалия женьскаа червленаа обувен будеши, и ина[114] *многа зла*[115] сътворю ти противу моим злом, яже приях от тебе. Преподобному же оградившуся[116] крестным знамением, и абие *лукавый дух*[117] исчезе. (л. 54об.) *И вниде преподобный в келию свою*[118]. Князем же въпрашающим преподобнаго о бывшемь, яко дым изыде *из сосуда злосмраден*[119], оному же ничтоже о том поведавшу, но токмо их благослови[120], и поучив их, и отпусти с миром.

Не по мнозе же времени преобразися *бес в образ воина*[121], и прииде к великому князю Володимерю в Володимерь, и нача на преподобного тяжкаа[122] словеса износити: Господи царю, хощу ти тайну велику[123] поведати, твоему дръжавству достойна. В твоей дръжаве, царю, в граде Ростове, мних некыи Авраам, влъхв[124] сый, образом творяшеся яко свят, прельщаше же люди, смирен ся творя. Сей налезе влагалище велие в земли, медян съсуд, полн злата, достоин твоему господству, имже бо съсудом златым, и поясом златым, и чепем немощно цене предати, сребру же и инем драгым[125] немощно поведати. Темь бо съкровищем[126] монастырь създа, и церковь велию постави, а твоему господьству не поведа[127].

 Князь же великы Володимер разжегся гневомь велиим на преподобнаго, и посла воина люта зело[128] *и сверепа*[129] по преподобнаго, глаголюще тако: Где обрящеши старца, то не глаголи к нему *ни единого*[130] слова, (л.55) но в чем пакы обрящеши его, тако[131] постави его пред[132] мною, по научением[133] злаго того облъгавшаго[134]  воина, иже суть беса.

В то же время преподобному на келейной молитве стоящу после съборнаго пениа, во единой власянице, и не обувен в сандалиа. И прииде в то время злый и сверепый[135] воин, не имый милости о преподобнем, не дадяше ни глаголати к себе преподобному, ни ризами облачитися[136], ни обувениа[137] ногам, тако бо сатана обуя ему сердце. Видя же преподобный вражду вражию, бывшую нань, не убояся, но паче благодаряше Бога о приключившейся[138] нань беде. Възем же его воин, посади[139] его *на свой конь за бедры*[140], и женяше к Володимерю. И обрет на ону[141] страну езера селянина, ездяща[142] на пезе ослятице, в руце имы[143] сандалиа женьскаа червлены суть, и въсади преподобнаго на ослятице[144], и сандалиа въложи[145] на ногу его. И абие постави его пред державою *великого князя Владимера*[146] во единой власянице, безчествуема[147], яже на теле ношааше.

 

147

Повеле же *князь Владимер*[148] и суперника[149] его поставити пред себе. Воин же те[150] же глаголы злыи износя на преподобнаго о обретении влагалища[151] велиа, якоже *прежде рехом*[152]. Преподобный же, въздев руце на небо, (л. 55об.) и запрети духу лукавому, глаголя: Запрещаю ти именемь Господа нашего Иисуса Христа, повеждь ми, кто ты еси, иже таковыми глаголы обольсти мя великому князю Владимеру? Бес же нача трепетати, глаголя: Аз[153] есмь бес Зефеус, искони ненавидя добра роду человечьскому, паче же иноком, боящимся Бога. Се же увеждь[154], калугере, яже ти сказах, то ти и сътворих о прьвомь твоем неистовьстве, еже мя еси мучил во убозем твоем съсуде. *И се рек, абие исчезе*[155].

Князь же великыи Владимер, видев прелесть диавольскую[156], и преподобнаго стояща поругана, страшно[157] очима зрети, и страх обият всех сущих, иже суть с великымь князем Владимером. *Князь же великы Владимер нача*[158] молити старца, прося прощениа, о нем же съгреши к старцю, и с слезами глаголаше: Аз, отче, повинен есмь приходу[159] твоему нужному, и люто оскръбих тя зело. Отдаждь[160] ми, отче, о нем же тя прогневах, се бо, отче, враг омрачи ми сердце и разъяри мя на тя, и вверже мя в сей грех. Старець же глагола: Господь *да простит*[161] тя, самодръжавный царю, сие бо дело стараго врага диаволе[162] суть. Понеже, царю, не дивися сему - искони боряся с человекы, паче же боящимся Бога спону творить[163].

Князь же великы Владимер, видев смирение (л. 56) преподобнаго, еже тихыми словесы и смиренными глаголюща ему[164], акы ничтоже зла въсприим[165], нача ублажати преподобнаго, и честь велию въздаде ему[166] на създание[167] монастырю, и домы, и села многы подаде к монастырю, и устрои его своим монастырем, и учини его *всех вышьша*[168] обителей, иже суть в Ростове, и многы рабы подаде в дом Святому Богоявлению, и грамоты подаде многы[169] жаловалныа, иже суть и до сего дне, и отпусти преподобнаго с великою честию к своему монастырю.

И поживе преподобный в своем *монастыри в велице*[170] смирении *и любви*[171], *и труды к трудом прилагаа*[172], и в *велице старости*[173] ко Господу отъиде, Егоже измлада възлюби.

Како тя похвалю, преподобне, молебными песньми памят[174] ублажающе, празднуем[175]. Похвальныа венца приносим ти, глаголющи: Радуйся, преподобне Авраамие, приим венець от Вседръжителя Бога. Радуйся, святаа главо, иконом[176] учителю и правило. Радуйся, отче, имже избывше тмы[177], и свет познахом. Радуйся, древо честнаго раа[178], имже възрасти нам леторасли инок множества, от них же ныне иноци насыщаются поучении духовных, и приемлють грехов прощение. Радуйся, делателю веры Христовы. Радуйся, (л. 56об.) разрушивы[179] идола, и взорал еси землю сердца неверных людей святым крещением, и насеял еси святыми книгами, поучением, от них же жнут иноци полезныа рукояти покаянию, друзии же уже ядят неоскудную[180] пищу в Царствии Небеснем, еяже трапезы сподобимся и мы, грешнии, кающеся грехов своих, молитвами преподобнаго. Богу нашему слава[181]:



[1] А, Б преставление.

[2] Б Богоявленского чюдотворца.

[3] Нет в А, Б.

[4] Б ногтей.

[5] А, Б престави.

[6] Нет в А.

[7] А, Б жестокому.

[8] Нет в А, Б.

[9] Б и чюдесы.

[10] А и страсти.

[11] Нет в А, Б.

[12] О употреблен малый юс.

[13] А не убо бе еще вси, Б не убо бе еще.

[14] А прияша, Б прияше.

[15] А, Б яко близ его не смеяше путем ходити.

[16] А, Б и мечты творящу, мечеть бо христианом творяше и страшилища злым омрачением.

[17] А, Б дай же ми.

[18] Нет в Б.

[19] А разорити ми.

[20] А, Б многокозненнаго.

[21] Нет в А, Б.

[22] Б добавлено и разорити.

[23] А, Б ни близ себе приити окаянный.

[24] А недоумеяше о сем, Б недоумеяше же ся о сем преподобный.

[25] А, Б межю.

[26] А странны.

[27] А есмь, нет в Б.

[28] А седяше.

[29] А, Б ти.

[30] Нет в А.

[31] Нет в А, Б.

[32] Б желание свое.

[33] А, Б Ивана здесь и далее.

[34] А, Б добавлено из него.

[35] Нет в А, в Б старець же рече ему: не скорби, но.

[36] А, Б временем.

[37] А, Б свята.

[38] Нет в А, Б, вместо этого: забыв долготу пути.

[39] Нет в А, Б.

[40] О употреблен малый юс, Б юшьню.

[41] А, Б срете.

[42] А, Б страшна.

[43] А, Б благоговейна образом.

[44] А, Б брадою круглою великою

[45] А, Б имеюща в руце трость.

[46] А, Б паде под ногама ему блаженный.

[47] А муже.

[48] А, Б грядеши.

[49] А възратися, Б возвратися.

[50] А велику.

[51] Нет в Б.

[52] А Иоана Богослова.

[53] *-** нет в Б.

[54] А, Б възратися.

[55] Б возбранения.

[56] Нет в А, Б.

[57] Нет в Б.

[58] А, Б и абие на том месте, идеже стрете Иоана Богослова, постави блаженныи церковь во имя Иоанна Богослова, иже суть и до сего дне. И взем благословение у епископа, и водрузи церковь малу на том месте, идеже бе преже идол Велес.

[59] А, Б добавлено и печашеся ими.

[60] Нет в Б.

[61] Нет в А, Б.

[62] Нет в А, Б.

[63] А млада.

[64] Нет в А, Б.

[65] Нет в Б.

[66] А, Б оставиша.

[67] А бранения.

[68] Нет в А, Б.

[69] Нет в А, Б.

[70] А, Б садяше при водах.

[71] Нет в А.

[72] А ростовски.

[73] А сущи.

[74] А, Б Ларион.

[75] А, В с великим.

[76] Б нача же.

[77] Нет в Б.

[78] А добавлено стяжав.

[79] А, Б ко всякому.

[80] А, Б к великому.

[81] А, Б ненавистник.

[82] Б въоружившеся.

 

 

148

[83] А литургимисати, Б литоргисати.

[84] А, Б к святому.

[85] Б в воду.

[86] Нет в Б.

[87] А, Б  взем же преподобный.

[88] Нет в А, Б .

[89] А, Б  и не вреждая съсуда.

[90] А  бес же крестною силою жжем в сосуде, Б бес же крестною силою держим (вставка на поле и жжем) в сосуде.

[91] А, Б бысть же обычай князем.

[92] Б по вся дни яздити.

[93] А деючи, Б деяти.

[94] А вхожаху.

[95] А, Б  и.

[96] А, Б  к преподобному.

[97] А, Б  имяше.

[98] А, Б на братью тружатися.

[99] А на братью мьяше.

[100] *-** нет в Б.

[101] А яко идоша в келью свою, Б и пойде в келью.

[102] Б преподобный не доиде.

[103] А, Б бес изыде из сосуда аки дым черн и.

[104] А, Б идущаго.

[105] А злы, Б злыя.

[106] Нет в Б.

[107] А, Б якоже.

[108] Нет в А, Б.

[109] Б тя.

[110] А, Б на тебе ков.

[111] А створити.

[112] Нет в А, Б.

[113] А, Б всажен.

[114] А и.

[115] А, Б зла многа.

[116] БАН употреблен малый юс.

[117] Нет в А, Б бес.

[118] Нет в А, Б.

[119] А, Б злосмраден из сосуда.

[120] Добавлено в А взем же князь благословение от преподобнаго, Б вземше же князи от преподобнаго благословение.

[121] А бесов образ въина.

[122] А тяжки, Б тяжька.

[123] Нет в Б.

[124] А, Б волхов.

[125] А, Б драгим неким.

[126] А скровищем, Б сокровищем.

[127] Б добавлено господи.

[128] Нет в Б.

[129] Нет в А, Б.

[130] А ни едина, нет в Б.

[131] А старца.

[132] Б предо.

[133] Б научению.

[134] А, Б оболгавшаго его.

[135] А свереп.

[136] А облъчися, Б облещися.

[137] А обувания, Б обувение.

[138] Б прилучивъшеися.

[139] А, Б всади.

[140] А с собою на свой конь, Б с собою на конь свой.

[141] Б ину.

[142] А яздяща.

[143] Б имуща.

[144] А, Б ослятицю.

[145] А възложи, Б возложи.

[146] А, Б великим князем Володимером.

[147] Добавлено в А не бе на преподобнем ни единоя власянице, Б не бе на преподобнем ни единаго иже кроме (на теле ношаше).

[148] А князь велики Володимер, Б великий Володимер.

[149] Б супротивника.

[150] Б тыи.

[151] А, Б влаголища.

[152] А, Б преже рекохом..

[153] А аза.

[154] А, Б увеждь.

[155] А, Б се рек, абие невидим бысть..

[156] А дьявольску.

[157] А, Б странно.

[158] А, Б нача князь великий Владимер.

[159] А преходу.

[160] А, Б отдай же.

[161] А простит, Б просветит.

[162] Б диавола.

[163] А сътворит, Б сотворяет.

[164] А, Б к нему.

[165] А, Б восприимша.

[166] Б добавлено и много злата вда ему.

[167] А зоздания, Б создание.

[168] А вышша все, Б выше всех.

[169] А я многи, нет в Б.

[170] Нет в Б.

[171] Нет в А, Б.

[172] А вставлено на поле почерком писца и труды к трудом прилагаа, и в велице смирении.

[173] Нет в основном тексте А, Б в велице смирении.

[174] А, Б память твою.

[175] Б празднующе.

[176] А, Б иноком.

[177] А, Б от тьмы.

[178] А, Б рая.

[179] А разрушивый, Б раздрушивый.

[180] А нескудную.

[181] А, Б дополнено и ныне и присно и во векы веком, аминь.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова