Опубликовано: Макарьевские чтения. Вып. VII. Монастыри России. Можайск, 2000. С. 446–467.
446
Житие преп. Аврамия Ростовского до сих пор мало изучено, несмотря на то, что этот памятник агиографии привлекает внимание ученых уже более ста лет.[1]
Митрополит Макарий первым выявил существование в рукописной традиции трех редакций жития преп. Аврамия и указал их характерные черты.[2] Именование редакций порядковыми номерами, принятое и по сей день, отразило представления исследователя об историческом соотношении их.
Наиболее подробный разбор второй редакции сделал В. О. Ключевский, отметив, что вторая редакция «была следствием пересмотра первой», и высказав предположение о датировке ее временем церковных соборов 1547-1549 гг.[3] При этом Ключевский привел ряд аргументов в обоснование установленного Макарием соотношения редакций, указав, что «вторая редакция является в списках позднее первой и по составу искусственнее».[4] Как признак позднейшего происхождения редакции, Ключевский отмечает и «стремление восполнить пробелы и сгладить несообразности первой редакции».[5] Характеризуя дополнения во второй редакции как механические, легко отделяемые вставки,[6] Ключевский упоминает в одном ряду и биографические сведения начальной части, и известие о бегстве из Ростова епископа Феодора, по-видимому, полагая, что все фрагменты, дополняющие краткую редакцию, появились в тексте второй одновременно. Такое убеждение Ключевского показывает, что ученый судил о тексте лишь на основании опубликованных фрагментов, поскольку ни в одном из двух известных ему списков второй редакции упоминания о бегстве епископа Феодора нет. Ключевский предположил, что вторая редакция была составлена в Аврамиеве монастыре,[7] и, наконец, попытался объяснить происхождение новых биографических черт. По его мнению, эти
447
черты, как и сюжетная основа жития, свидетельствуют о влиянии новгородской агиографии на ростовскую,[8] а упоминание о Чухломе как родине святого появилось потому, что «малознающий составитель второй редакции... смешал основателя ростовского монастыря с Авраамием Чухломским».[9]
Во многом противоположное суждение о второй редакции высказал Е. Е. Голубинский.[10] Его характеристика текста полностью обусловлена его же гипотезой о том, что преподобный Аврамий - вовсе не основатель Аврамиева монастыря, а один из настоятелей, живший в XIV в. Сделав отсюда вывод, что житие полностью легендарно и является довольно грубой фальсификацией,[11] Голубинский по-иному представил и соотношение редакций. По его мнению, первоначальный вид текста представляет вторая редакция, краткая является ее сокращением, а третья - позднейшим распространением. Одним из важных пунктов концепции Голубинского было положение о вставке в текст имен ростовских епископов и князей с целью удревнить время жизни преп. Аврамия. При этом Голубинский верно представлял себе ситуацию: «во всех списках среднего жития есть имена, среди многих списков краткой в некоторых нет».[12] Однако из этого он делает ничем не обоснованный вывод о том, что была сделана вставка имен, причем именно во вторую редакцию, что списки без имен представляют первоначальный вид краткой редакции, сложившийся до вставки имен, а списки с именами создавались уже после нее.[13]
Гипотеза Голубинского, при всей своей необоснованности, имела большое влияние на ученых. Ее определяющее влияние заметно, например, в работах М. И. Соколова[14] и А. П. Кадлубовского.[15]
С начала XIX в. ученым стала известна упоминаемая в житии дата преставления преп. Аврамия - 1010 год. Первым опубликовал ее Амвросий в 1811 г., сославшись на монастырскую рукопись.[16] Макарий, уточняя вопрос о времени жизни преподобного, заметил, что указание даты имеется в списках средней редакции жития.[17] Ключевский, не зная списков, содержащих дату, не касается вопроса о ее связи с текстом второй редакции. Голубинский, которому были известны списки, названные Макарием, по понятной причине также обходит этот вопрос. Наконец, Кадлубовский без оговорок связывает упоминание даты преставления со второй редакцией жития.[18]
448
Исследователи неоднократно отмечали редкость списков второй редакции. Макарию, Ключевскому и Голубинскому было известно по два-три списка из четырех рукописей[19], наиболее полный до сих пор перечень Барсукова насчитывает семь списков,[20] однако при проведенной нами проверке оказалось, что две из указанных им рукописей не содержат жития преп. Аврамия.[21] Таким образом, суждения исследователей о второй редакции жития были основаны на случайно выбранных списках, а главным образом, на тексте фрагментов второй редакции, опубликованных по Румянцевскому списку 1706 г.[22]
Вторая редакция жития имеет предисловие (нач.: «Еже удивитися святых трудом добро...»), основную часть (нач.: «Сей убо преподобный отец наш Аврамий от предел галических, града, нарицаемого Чюхлома, бе родителю благочестиву сын...»), после которой в большинстве списков читается пространная похвала (нач.: «Радуйтеся, праведнии, о Господе...») и молитва (нач.: «О преблаженный отче богоносне Аврамие, не остави нас, чад своих...»).
Отличия текста второй редакции от краткой характеризовались уже не раз. Указывалось и на то, что дополнения в тексте второй редакции «легко отделить, и тогда останется текст первой редакции дословно в прежнем виде».[23] Действительно, дополнения эти имеют вид нескольких крупных блоков. Первый такой блок - характеристика до-ростовского периода жизни преподобного с упоминанием о происхождении его из «предел Галических» и г. Чухломы, о странничестве и посещении Новгорода, о пострижении на Валааме и прославлении там, что заставило святого уйти оттуда «в незнаемыя страны». Во второй редакции определенно говорится о приходе святого в Ростов (из текста краткой редакции неясно, пришлым или автохтонным был в Ростове Аврамий) и поселении его на берегу Ростовского озера в «малой колибице»[24]. Вокруг хижины преподобного еще до сокрушения идола образовался монастырь, и Аврамий «нехотя бысть иноком начальник». Второй блок - известие о том, что Аврамий рассказал о явлении апостола «в то время епископу сущу Феодору», и по его благословению поставил церковь на месте явления. Кроме того, в этой редакции читаются два поучения Аврамия князьям ростовским и князю Владимиру, о которых краткая редакция лишь упоминает. Наконец, в
449
этой редакции описана встреча Аврамия братией по возвращении с княжеского суда.
Новые биографические детали представляют собой житийные стереотипы. Таков, например, мотив странничества, обхождения многих обителей, имеющийся еще в житии Феодосия Печерского, описание иноческих трудов преподобного. Упоминание же в тексте о Новгороде и Валааме, по-видимому, обусловлено упоминанием в первых же строках жития о «пределах Галических». Такое обозначение происхождения преп. Аврамия, как установил В. Г. Пуцко, может быть истолковано неоднозначно,[25] а, значит, конкретизация его, сделанная составителем второй редакции, могла быть и ошибочной.
Нам известны следующие списки второй редакции жития (приведенный перечень может быть дополнен). Звездочкой отмечены списки, упомянутые Барсуковым.
1) РНБ. Q I 1468. Сборник. XVI в. Лл. 155-167. «Житие вкратце преподобного и богоносного отца нашего Аврамиа архимандрита Богоявленьскаго ростовскаго чюдотворца. Благослови, отче». Происходит из Троице-Сергиева монастыря. В списке отсутствует похвала.
2) РНБ. Q I 1003. Сборник. XVI в. Лл.128-153 об. «Преставление преподобного и богоносного отца нашего Аврамия архимандрита Богоявленскаго ростовскаго чюдотворца. Благослови, отче». Сборник приобретен А. П. Богдановым в Архангельской губернии.[26] Имеется похвала и молитва.
3) *РГБ. Ф. 304. № 657. Сборник. Кон. XVI - нач. XVII в. Лл.96-122. «Житие вкратце...» (Далее - список Тр). Имеется похвала и молитва.
4) *РГАДА. Ф. 201. Ед. хр. 20 (Оболенск., 91). Сборник. XVII в. Лл.302-315 об. «Житие вкратце...» (Далее - О). Имеется похвала и молитва.
5) РНБ. Тит. 3347. Сборник. XVII в. Лл. 59-85. «Преставление...» Имеется похвала и молитва.
6) *РНБ. СПбДА. 270/I. Жития святых. Конволют. Лл. 125-156. «Преставление...» XVII в. (Далее - А). Имеется похвала.
7) *РГБ. Унд. 586. Сборник. Нач. XVII в. Лл. 192-221 об. «Преставление...» (Далее - У). Имеется похвала.
450
8) РНБ. Тит. 3510. Сборник. XVII-XVIII вв. Лл.91-102 об. «Преставление...» В списке нет предисловия и похвалы.
9) *РГБ. Ф. 256. № 156. Сборник. 1706 г. Лл. 26-59. «Преставление...» (Далее - Р). Имеется похвала.
10) ГМЗРК. Р-162. Служба и житие Аврамия Ростовского. 2-я четв. XVIII в. Лл. 24-51. «Преставление...» (Далее - М). Происходит из Аврамиева монастыря. Имеется похвала.
Среди перечисленных списков сразу выделяются две группы, различающиеся формулировкой заголовка текста. Первую группу составляют списки, имеющие заголовок «Житие вкратце... иже списано бысть от ученик его» - QI 1468, Тр и О. Два наиболее ранних из трех списков этой группы происходят из Троице-Сергиева монастыря. Примечательно, что именно троицкие списки имеют заголовок, указывающий, как заметил еще Ключевский, на связь текста с Аврамиевым монастырем, тогда как в собственно монастырской традиции вторая редакция сохраняет заголовок краткой - «Преставление...». Рассматривая далее формулу заголовка, отметим, что в нем заявлено не только о составлении текста в Аврамиеве монастыре. Фраза «списано бысть от ученик его», перекликающаяся с фразой «и погребен бысть в своей ему обители от своих ученик», заявляет и о древности текста, определяя время его создания временем жизни поколения этих «ученик», то есть, младших современников святого, между тем, как стиль текста напоминает о временах Пахомия Серба. Не вполне понятно и применение к пространному по сравнению с краткой редакцией тексту определения «вкратце».
Вторая, более обширная группа списков имеет заголовок «Преставление...». Именно к этой группе принадлежит список Аврамиева монастыря (М). Как установлено нами, список М представляет собой копию с монастырского же протографа XVI в.[27] Таким образом, списки этой группы оказываются связаны с монастырской традицией.
Наиболее ранние списки второй группы (QI 1003, У) имеют текст, одинаковый со списками первой группы. В нем, как и в наиболее ранних списках краткой редакции[28], упомянуты два ростовских епископа. Сокрушение идола и основание монастыря происходят при еп. Феодоре, а поставление святого в архимандриты уже при еп. Иларионе. Употребленный здесь оборот «Последи же совет
451
сотвори епископ Иларион» указывает на прошествие некоторого времени между событиями, действительно, «сглаживая несообразность» данного места краткой редакции.
Однако уже в части списков XVII в. (А, Тит. 3347) и во всех более поздних списках (Тит. 3510, Р, М) появляются дополнения. Это, во-первых, пояснение при первом упоминании имени еп. Феодора о том, что он был «первый епископ, присланный с мучеником Борисом от князя Владимира, крестившего всю Российскую землю» ( А, Р, М, без упоминания о первенстве - Тит. 3347). Во-вторых, это известие о бегстве из Ростова еп. Феодора. (Место этой вставки в разных списках различно. В М и Тит. 3347 она помещается между сообщениями о нападениях неверных на преп. Аврамия и об успехе его проповеди. После вставки сообщение об успехе начинает относиться к имени еп. Илариона. В А вставка связана с последним упоминанием имени еп. Феодора. Вставка в Р помещена после сообщения об основании монастыря. В ней соединены известие о бегстве еп. Феодора и упоминание о первенстве, отнесенное здесь к имени еп. Илариона[29]). Наконец, в-третьих, указывается год преставления преп. Аврамия (А, Тит. 3347, Тит. 3510, Р, М).
Таким образом, текст второй редакции не был неизменным, но редактировался и дополнялся. По нашему мнению, наиболее верный вариант отредактированного текста мы видим в М, где вставки логически связаны с предшествующими и последующими известиями. Характер редактуры в М с заменой имени Феодора на Илариона сходен с такими же изменениями, произведенными с краткой редакцией при включении ее в Великие Минеи Четии. В этом «Макариевском» варианте краткой редакции[30] имя еп. Илариона вытесняет имя еп. Феодора, начиная упоминаться с момента постройки великой церкви в монастыре, а не с момента учреждения архимандритии, как было в первоначальном тексте. Появление вставок могло быть обусловлено стремлением приблизить монастырский вариант текста к официальному «Макариевскому». Вставки, скорее всего, были сделаны на полях рукописи, отчего при переписывании могли быть пропущены или внесены в иное место текста. Вопрос о взаимном отношении второй редакции и «Макариевского» варианта краткой важен для уточнения датировки второй редакции и требует особого исследования.
452
Однако уже сейчас можно высказать отдельные соображения относительно времени составления второй редакции. Нами установлено, что именно из этой редакции взяты тексты первоначальных подписей в клеймах наиболее ранней из сохранившихся житийных икон преп. Аврамия. Икона происходит из церкви монастырской Спасской слободы[31], и, предположительно, восходит к житийной иконе XVI в., имевшейся в Аврамиеве монастыре[32]. Появление же такой иконы в Аврамиеве монастыре можно связать только с постройкой каменного собора в 1555/56 гг., все убранство которого, по данным монастырской описи 1629 г., было вложено Иваном Грозным. [33] Таким образом, вторая редакция уже существовала в середине XVI в. Это подтверждает и сообщение третьей редакции, что архимандрит Иоаким (скончался в 1555 г.) работал над дополнениями к уже существовавшему тексту второй редакции.[34]
Весьма важным является вопрос о появлении во второй редакции жития даты преставления святого. Дата 1010 г. читается в списках А, Тит. 3347, Тит. 3510, Р и М XVII-XVIII вв. и на упомянутой житийной иконе середины XVII в., и встречается обычно вместе с рассмотренными выше вставками о ростовских епископах. Исключение составляют текст на иконе и список Тит. 3510, в которых при наличии даты отсутствуют вставки. По подписям к клеймам иконы из-за выборочности цитирования текста судить о наличии или отсутствии вставок невозможно. Однако, по нашим наблюдениям, икона воспроизводит протограф, в котором к основе XVI в. сделаны более поздние дополнения (изображение жезла). Вместе с этими дополнениями, скорее всего, попала в протограф и дата. В списке Тит. 3510 нет вставок, но упоминается дата, и, кроме того, замечено, что Аврамий был «во святом крещении наречен Аверкий»[35], что, по нашему мнению, отражает какую-то традицию представлений о преподобном, приведшую в конце концов к составлению третьей редакции жития, но еще не влияние сложившегося текста этой редакции. Таким образом, по-видимому, появление конкретного представления о дате кончины преподобного можно отнести к первой половине XVII в.
По-видимому, достаточно обособленный от основной части жития текст представляет собой похвала преподобному. Похвальное слово преп. Аврамию известно в двух вариантах, из которых со
453
второй редакцией связан более пространный. Наиболее заметное несоответствие между житием и похвалой представляет характеристика в похвале преп. Аврамия как последователя Леонтия Ростовского. Это показывает, что составитель похвалы либо не был знаком с устойчивой традицией, связывающей деятельность преподобного с эпохой первых епископов и князя Бориса, либо сознательно игнорировал ее. Последнее возможно, поскольку среди древнерусских книжников существовало и мнение о времени жизни преп. Аврамия при Владимире Мономахе.[36]
Таким образом, нами выявлен ряд списков второй редакции жития преп. Аврамия Ростовского, среди них выделены две группы, связанные с Троице-Сергиевым и Аврамиевым монастырями. Установлено, что первоначальный текст был близок по характеру упоминания имен епископов древнейшим из известных списков краткой редакции жития, в нем отсутствовали вставки о первенстве еп. Феодора и бегстве еп. Илариона, а также указание года преставления святого, представляющие собой дополнения, внесенные в текст во второй половине XVI - начале XVII в.
Впервые публикуется полный текст второй редакции по списку РНБ QI 1468, представляющему первоначальный вид текста с характерным для троицких списков заголовком и не имеющему похвального слова. Публикация текста осуществляется в соответствии с правилами издания исторических документов: титла раскрываются, выносные буквы вносятся в строку, не употребляемые сейчас буквы заменяются соответствующими буквами современного алфавита, твердый знак на конце слова опускается. Фрагменты текста, имеющие разночтения, выделяются звездочками.
[1] Основная библиография вопроса см.: Буланина Т. В. Житие Авраамия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Вторая половина XIV-XVI вв. Ч. 1. С. 237-239.
[2] Макарий (Булгаков). История русской церкви. СПб., 1868. Т. 1. С. 269-272.
[3] Ключевский В. О. Древнерусские жития святых, как исторический источник. М., 1992 (далее - Ключевский). С. 26-39.
[4] Ключевский ... С. 31.
[5] Ключевский ... С. 31.
[6] Ключевский ... С. 31.
[7] Ключевский ... С. 26, прим.
454
[8] Ключевский... С. 33.
[9] Ключевский ... С. 32, прим.
[10] Голубинский Е. Е. История русской церкви. М., 1880. Т. 1. Ч. 2. (далее - Голубинский) С. 763-774.
[11] Голубинский... С. 767.
[12] Голубинский... С. 768.
[13] Голубинский... С. 768.
[14] Соколов М. И. О редакциях жития св. Авраамия Ростовского // Труды VIII Археологического съезда в Москве. М., 1890. Т. 3. С. 276. (Соколов М. И.) Пространное житие преподобного Авраамия Ростовского чудотворца. Ярославль, 1890.
[15] Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых // Русский филологический вестник. Варшава, 1897. Т. 38. № 1-2. (далее- Кадлубовский) С. 23.
[16] Амвросий (Орнатский). История Российской иерархии. СПб., 1811. Т. 3. С. 64.
[17] Макарий (Булгаков). История русской церкви. СПб., 1868. С. 332.
[18] Кадлубовский... С.6.
[19] РНБ. СПбДА, 270/I; РГБ. Ф. 304. № 657; РГБ. Унд., 586; РГБ. Ф. 256. № 156.
[20] Барсуков Н. В. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стб. 3.
[21] РГБ. Собр. Барсова, №112 и РГБ. Унд. 581.
[22] Памятники старинной русской литературы. СПб., 1860. Вып. 1. С. 221-225. Публикация повторена: Преподобный Аврамий архимандрит, ростовский чудотворец // Ярославские епархиальные ведомости, 1874, ч. неоф. С. 353-357. Отдельный оттиск - Ярославль, 1874.
[23] Ключевский... С. 31.
[24] Употребление данного слова, производного, по-видимому, от греч. «калива», до сих пор употребляемого на Афоне в значении «обособленная келья, скит», в житии преп. Аврамия едва ли не уникально.
[25] Пуцко В. Г. Крест преподобного Авраамия Ростовского // История и культура Ростовской земли. 1994. Ростов, 1995. С. 102.
[26] Бычков А. Ф. Описание рукописей А. П. Богданова. СПб., С. 89-94.
[27] Никитина Т. Л. О третьей редакции жития преподобного Аврамия Ростовского. В печати.
[28] БАН. 21. 3. 3. Торжественник и Златоуст недельный. Кон. XV - нач. XVI в.; ЯМЗ. 15691. Сборник. XV-XVI вв.; ЯМЗ. 15326. Сборник. XV-XVI вв.
[29] Таким образом, отмеченная Ключевским (см.: Ключевский... С. 35, прим.) «несообразность» является особенностью лишь одного списка.
[30] Великие Минеи Четии, собранные митрополитом Макарием. Октябрь. Дни 19-31. СПб., 1880. Стб.2025-2032.
[31] Икона «Преподобный Аврамий Ростовский с житием» сер. XVII в. в ГМЗРК (см.: Мельник А. Г. Иконография ростовских святых. Каталог выставки. Ростов, 1998. Кат. № 21. С.38-39).
[32] Мельник А. Г. Житийная икона Авраамия Ростовского XVII века // «Минувших дней связующая нить» (V Тихомировские чтения). Ярославль, 1995. С. 17-19.
[33] Титов А. А. Ростовский Богоявленский Аврамиев мужской монастырь Ярославской епархии. Сергиев Посад, 1894. С. 26-27.
455
[34] (Соколов М. И.) Пространное житие преподобного Авраамия Ростовского чудотворца. Ярославль, 1890. Стб. 19; Никитина Т. Л. О третьей редакции жития преп. Аврамия Ростовского. В печати.
[35] РНБ. Тит. 3510. Л. 91.
[36] Высказывание такого мнения в середине XVII в. описывает «Чюдо святаго Аврамия чюдотворца» (см.: (Соколов М. И.) Пространное житие преподобного Авраамия Ростовского чудотворца. Ярославль, 1890. Стб. 22; Никитина Т. Л. О третьей редакции жития преп. Аврамия Ростовского. В печати).
456
*Житие вкратце*[1] преподобнаго и богоноснаго отца нашего Аврамиа, архимандрита Богоявленьского,
ростовскаго чудотворца, *иже списано бысть от ученик его*[2] .
Благослови, отче.
(РНБ. Q 1468. Сборник. XVI в. Лл. 155-167).
Л.155. Еже удивитися святых трудом
добро, а еже равновати[3] спасению, ходатайственному[4].
Похваляти же и писати чюдное их по Бозе житие, и еже от Святаго Духа дарованием
действуемаа в них чудеса, богоугодно и полезно. Понеже и древле Духом Святым
речено бысть пророком: память праведнаго с похвалами. И похваляему праведнику,
възвеселятся людие. Не убо требуют от нас святии некиа похвалы, но и удаляются
от них: възненавидеша бо мир, и *яже суть лестнаа в мире сем*[5].
Но мы себе похвалами святых вразумляеми, преднапутие спасениа творим. Святии
бо ничтоже от мира възлюбиша: и сего ради свет миру явишася. Възлюбиша бо
Господа Бога от всего сердца своего, *и яко бесплотни суще*[6],
естественнаа // (л. 155 об.) презревше, целомудренне и праведне поживша,
страхом Господним уклонишася от всякого зла. И сего ради быша от ангел славни,
и бесом страшни. Яко же рече Господь, прославляющаа Мя прославлю. Понеже всяк
человек звание от своих дел приемлет: или[7] прославится, или постыдится. И всяк любяй Бога, ненавидит зла, и възлюблен
будет Богом. А любяй неправду, ненавидит свою душю, и възненавиден будет
Богом. И сиа вся ведяще святии, деснаа убо възлюбиша, шуая же презреша. От
них же есть и сей великий Аврамие чюдотворец, о нем же нам ныне слово
предлежит.
Съ[8] преподобный отец нашь Аврамие от предел Галичских[9],
града нарицаемаго Чюхлома: бе родителю благочестиву сын[10].
И от них книжному учению наказан бысть, и благочестию научен, и бе въ страсе
божии, от младых ногот, ходя въ всяком смерении простоте, любя чистоту душевную,
въкупе и телесъную. И еще же юн сый възрастом, остави родители своа, и мирский
мятеж, и взем крест свой, последова Христу, отсюду прочее весь Богови себе
представити хотя. Изыде взыскати
Л. 156. в честных, и чюдотворных
обителех жилища святых, помянув рекшаго: Добро опечалити родителя, а не
Господа. Овь бо създа, и спасе, *ови же множицею их же возлюбиша, погубиша*[11] и муце предаша. И тако *обшед и съглядав места довол
457
на, прииде в пресловущий великий
Новград, и тамо съглядав вся спасенаа, и чюдотворнаа места*[12],
многонародна суща, и по Бозе живуща. Обаче въсхоте по пророку рекшему, и глас
он помянув, к великому (оному)[13]: еже
бегати от человек, и спастися[14]. Тако
и съй преподобный удалитися от человек и въдворитися в пустыню прииде к
великому езеру Ладожскому[15], и
тамо обрете обитель, реченую Валам. Вниде, и обита: и виде (место)[16] от града удалено, и не зело народно, въсхоте пребывати ту, // (л. 156 об.) и
приат бысть. Видев же въ[17] братии
благое устроение, начат *молити пастыря*[18] обители тоа, да и сподобит его ангельскому образу. Игумен же, того искусив
духовне, обрете съсуд чист Богови, повеле пострищи его, и дасть ему ангельский
образ, и причте его к прочей братии. Преподобный же порадовася, яко бысть
мних[19], и
чистоте приятелище быв Святаго Духа. Покори убо плотскаа духови, и обладаа
страстьми душевными и телесными, и жестокому пребыванию себе вдав, труды к
трудом прилагаа, и бысть искусен инок[20], и въ
всех тяжких службах, и пребых ту лета доволна, *и трудом многим себе истончив*[21].
*И видев игумен и братиа*[22] преподобнаго Авраамиа трудившася доволно, и искусна о всем, начаша почитати
его[23],
и честь велию въздаати ему, инем же яко и пастыря того нарицати. Преподобный
же сего никакоже въсхоте слышати, ниже чести некиа взыскати, но абие отиде
Л. 157. в незнаемыа страны. И по
благоволению Божию прииде близ града Ростова, и ту обита при езере, малу
колибицу себе поткнув. Видевше же благоразумнии и богобоязнивии человеци,
начаша приходити к нему, инии же и съжителствовати с ним произволяюще.
Преподобнии же приимаше, и учаше когождо их от божественаго писаниа. И
съветоваше комуждо полезнаа, и печашеся ими. Отселе и нехотя, бысть *иноком
началник*[24], и болшим
трудом касашеся, и житие паче ангельское подражаа, и чюдес обогатився
благодатию, яко всем приходящым исцеляти страсти неисцелныя. Преподобный же о
сем паче умиливъся, и течением слезным непрестанно душу омываа. Видев же
блаженный еще в то время прелесть идольскую, в нечестивых душах единаче
растущю, не убо бе и еще прияли вси в Ростове святое крещение. Но Чюдский
конець
458
единаче // (л. 157 об.) поклоняшеся
идолу каменну, омрачени бо суть сердца их деанием бесовьским. Бе же въ идоле
бесу злу живущу, и мечты творящу христианом, и страшилища злым своим
омрачением, яко близ его не смеаше никтоже путем тем ходити. Преподобный же
Аврамие, видев сицеву прелесть в несмысленных человецех, и огорчися духом, и
възревновав по Господи, якоже древле *пророк Илиа*[25],
помолися Богови[26],
глаголя: Господи Боже Вседръжителю, призри с высоты святыа Своеа на раба
Твоего, и даждь ми силу и благодать Твоего Святаго Духа, еже разорити
многокозненаго сего идола, и настави человеки прелщеныа, во еже творити волю
Твою святую. И сиа рек, тщашеся жилище бесовьское разорити, и не можаше, не
дадяше бо близ себе приити окаанный тъи влъшеством своим. И недоумеашеся о
сем. И се по смотрению Божию бысть, не яко презря[27] Господь молитвы святаго,
Л. 158. но да усерднейша покажет его и
прославится в них, вся бо возможна суть от Бога. И бе святый скорбя седяше,
виде некоего старца к себе грядуща, благоговейна образом суща. Преподобный же
срете его, и оба поклонистася межю събою, и взяста друг от друга благословение,
седоста. И по молитве начат блаженны Аврамие к старцю глаголати, откуду, отче,
грядеши, и коеа страны еси, святъче Божий. И глагола ему старець: аз есмь,
отче, Царя града родом, и пришлець странен на вашей земли. Рци же ми ты, отче,
что ради скорбя седиши близ многострастнаго[28] сего
идола окааннаго Велеса. Глагола же блаженный Аврамие къ старцю: тщание мое,
отче, къ Господу Богу, яко да подасть ми помощь, еже разорити многострастнаго
сего идола нечистаго[29] Велеса, и не възмогаю: презре бо Господь Бог моление мое, и се, скорбя седох.
И глагола старець к преподобному Авраамию. Аще хощеши, отче, // (л. 158 об.)
желаемое получити, иди к Царю граду, и тамо взыщи въ граде дому Иоанна
Богослова, и вниди в дом его, и да помолися[30] образу
его, и не изыдеши оттуду тощь, но все желаемое тобою получиши. Ащели же не
идеши в дом Иоанна Богослова, не можеши желаемое получити. И печален бысть
блаженный Авраамие о долготе путнем[31]. И
рече ему старець: Господь Бог прекратит путь твой малым временем. Блаженный же
Авраамие исполнився Духа Свята, и взем благословение от
459
старца, и нача тещи путемь, и яко забы
длъготу пути. И яко прейде Ишню реку, стрете человека страшна, благоговейна образом,
плешива, възлыса, брадою круглою великою, и зело благолепна суща, имеюща в руце
трость. И пад пред ногама его блаженный, поклонися ему. И глагола ему
страшный он муж: камо грядеши, старче. И поведа ему блаженный все поряду, коеа
Л. 159. ради вины, и камо грядет, и что
ради на взыскание дому Иоанна Богослова. Глагола ему страшный тъи муж: иди,
възвратися, старче, вземши трость мою, и приступи къ идолу Велесу, и избоди его
тростию сею въ имя Иоанна Богослова, и будет ти в прах окаанныи. И абие невидим
бысть. Преподобный же[32],
страхом и радостию одръжим, възвратися вспять. И прииде абие къ идолу без
возбранениа, и избоде тростию въ имя святаго Иоанна Богослова, и абие идол
Велес в прах бысть окаанный. Святый же Авраамие чудотворець о сем прослави
Бога, давшаго ему победу на всю силу вражию, и святаго апостола и евангелиста
Иоанна Богослова, иже бысть ему помощник на диавола и на действо его. И поведа
сиа вся в то время епископу сущу Феодору[33]. И по
благословению постави на том месте блаженный, идеже срете святаго апостола и
евангелиста Иоана Богослова, церковь во имя Иоанна Богослова, иже суть и до
сего дне. И паки // (л. 159 об.) вземши благословение у епископа, възгради
церковь малу на том месте, идеже бе прежде идол Велес, в славу Христа Бога
нашего, во имя святаго Его Богоявлениа, и келии поставив, и мнихи призвав,
печашеся ими, и сътвори обитель свою общину[34].
Людие же, окрест сущии, елици зломыслием одръжими, и елици древле неверием
погружени, съи въоружахуся на святаго, паче же сам сатана, иже древле чтим
бяше от них, и действоваше в них, и ныне же от святаго попираем. И много зла
святый подъят от неверных. Овогда убо разорити хотяше святыню его, овогда же и
съжещи хотяше, но Богу не попустившу им, молитвами и тръпением преподобнаго.
Елико бо они злобою въоружахуся на святаго, толико он молитвою подвизашеся о
них[35].
И не по мнозе времени всех къ Христу приведе богоразумием. И крестишася от
мала, и до велика, и начаша
Л. 160. вкупе славити Бога: и к пению
ходити, на славословие Божие во дне и в нощи, и жены их, и отроци. Преподобный
же
460
почитанием книжным, и поучением духовным
наслаждаяше сердца их, паче меда, и сота сладчайши. И толико тщание и
благочестие в них процвете, преподобнаго Авраамиа молитвами и поучением и
духовною любовию, яко и юнныя отроки на ревность подвиже к добродители. Мнози
бо отроци оставльше родителя своа, (и отай)[36] прихождааху къ святому, и быша мниси. Преподобный же без възбранениа вся
приходящиа с верою приимаше и с разсуждением духовным постризаше, яко виноград
благоплодне садяше при водах въздержаниа, и напааше их поучении божественых словес.
И умножи монахи, и наипаче молитвою украси их, и церковь велию създа, и украси
ю, яко невесту Христову, чюдными иконами, и святыми книгами, // (л. 160 об.) и
в ней день дне преспевающе, а наипаче мъножашеся пение святое и славословие
Богови. Князи же ростовьстии начаша веру велику имети, ко отцу своему
Авраамию, и к монастырю его, и къ всем мнихом[37], и
имения многа дааху на строение монастыреви[38], и
села дааху монастырю и всем мнихом[39] на
потребу, и нищим на прекръмление. Видев же преподобный епископ Феодор[40] множащюся братию во обители святаго, и монастырю всеми[41] потребами обилну сущу, и благослови их, и любовию помагаше им, съвет даа о всем
къ спасеным стезям[42].
Последи же совет сътвори епископ Иларион с великим князем Владимером, и с
князем з Борисом, дабы сътворили архимандритию ту обитель. И с съветом абие понудиша
святаго, и святивше, поставиша преподобнаго Авраамиа архимандрита, и тако
запечатлевше любовию, утвердиша
Л. 161. благословением. И начат святый
болшими (подвиги)[43] подвизатися, и труды к трудом прилагати, и сугубей молитве, и посту себе вдав,
и прочим добродетелем, образ быв всем, смирение, и целомудрие стяжав, и любовь
нелицемерну ко всякому приходящему равно, к велику и к малу, к вельможам не
тщеславием, *ни к нищим презорьством*[44], но къ
всем подобающаа исправляше. Яко же рече апостол, никомуже ничим же должни
бывайте. Старый же ненавистник добру диавол всячески многими искусы въоружаяся[45] на преподобнаго, и пакости ему творяше в нощи и во дни, но никакоже устраши
преподобнаго мечты своими, огражден бо бе благодатию Христо
461
вою, и силою честнаго и животворящаго
креста. Бысть некогда, хотящу святому по обычаю литоргисати въ святей Божии
церкви, и обычныа молитвы уже съвръши къ святому // (л. 161 об.) причащению. И
яко хотящу ему умыти руце, диавол вниде въ умывалницу в воду, хотя преподобному
спону сътворити водою. Разумев же преподобный лукаваго духа в сосуде, взем
честный крест, положи верх сосуда, и окрест сосуда огради крестным знамением, и
тако остави сосуд, и не врежаше его на многи дни. Бес же, крестною силою жгом
в сосуде, не могий изыти. Бысть же обычай ту сущим князем на поле ездити по
вся дни, лов деюще, и паки възвращаася въ град, вхождааху в монастырь
поклонятися церкви, и от святаго благословение приимаху. Паки же по обычаю приидоша
князи в келию к преподобному благословения ради. Случижеся в то время не
обрестися преподобному в келии, бяше бо в пеколнице мыяше власяници на братию.
Обычай бо имеаше преподобный по вся дни на братию тружатися, овогда убо в поварню
дрова секий,
Л. 162. овогда же власяницы на братию
мыаше, иногда же воду нося в поварню и в пеколницю. Слышав же преподобный о
князех, яко поидоша в келлию его, и хотяще благословити их. Еще же
преподобному недошедшю своея келиа, князи же суть в келии, ждуще преподобнаго,
и видеша сосуд крестом покрыт, недоумевахуся о сем. Един же от них дръзну
въсхитити крест с сосуда, да знаменается им, и абие изыде бес ис сосуда, черн,
аки дым, и злосмраден, яко устрашити ту всех сущих мрачьным своим привидением.
И усрет лукавый дух преподобнаго, в келлию грядуща, и нача зла словеса износити
на преподобнаго, глаголющи: яко же ты мне сотвори, окаанне, мучитися силою
невидимаго Бога, и палиму быти ми силою крестною во убозем твоем съсуде, тако и
аз тебе спону сътворю начинанию твоему, и одолею ти в мале времени, яко поострю
// (л. 162 об.) на тебе лютейший ков, и сътворю ти раны многы, и укор всем
видящим тя, и муки злы наведу на тя, и на пезе ослятице всажен будеши без
седалища, и в сандалиа женскаа чръвлены обувен будеши. И ина многа зла сътворю
тебе, противу твоему злому неистовству, яже (приях от тебе. Преподобному же)[46] оградившуся крестным знамением, и абие бес изчезе, и не видим бысть. Князем же
въпрашающим преподобнаго о бывшем, яко
462
дым злосмраден изыде ис сосуда.
Преподобному же ничтоже им о том поведавшю. Приаша же князи благословение от
святаго, преподобный же поучениа духовнаа предложив им от божественаго писаниа,
яко да саном княжениа не възвышаются, и рабом и подручным милостиви будут, и не
възносятся на них, яко же Господь рече: блажени милостивии, яко ти помиловани
будут, и паки рече: блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небесное. Инъ
рече: блажен град от благочестивых царь[47] царствуемь,
Л. 163. и корабль от искусных окръмляем[48].
Нечестия же ради град пленится, корабль же, от неискусных окръмляем[49],
погибает. Дондеже душа любит славу человечю, еже есть тщеславие, отвращание же
от Бога, еже к меншим себе презорьство. От сего бо ражается безвестнаа
дръзость. Любовь же истиннаа вся наставляет к свету богоразумия. И апостол
рече, яко любы покрывает множество грехов. Сия же, и ина такова рече им,
отпусти их с миром. Князи же, благодаряше Бога о сих, къ святому *паче веру*[50] простирааху. Не по мнозе же времени преобразися той бес лукавый, иже глагола
къ святому развращенаа, въ образе воина, и прииде к великому князю Владимеру во
град Владимерь. И начат на преподобнаго тяжки и зла словеса износити. Рече:
господи царю, хощу ти тайну поведати велику[51],
твоему дрьжавству достойну. Есть въ твоей дрьжаве, царю, въ граде // (л. 163
об.) Ростове, мних некий, Авраамий зовом, волхв сый, образом творяся, яко свят,
прелщаше люди, смирен ся творя. Съи обрете влагалище велие в земли, съсуд
медян, полн злата, достоин твоему господству, имъже бо съсудом златым, и поясом
златым и чепем немощно цены предати, сребру же и иным *драгим неким вещем*[52] немощно исповедати, и тем съкровищем монастырь созда, и церковь велию постави,
а твоему господьству не поведа. Князь же великий Владимер разжегся гневом
великим на преподобнаго, и посла воина люта зело по блаженнаго Авраамиа, глаголющи
тако: где обрящеши того старца[53], то не
глаголи *к нему*[54] ни единого
слова, но в чем паки обрящеши его, тако и постави его пред мною. Сия же вся
суть по научению злаго того[55] оболгавшаго его воина, иже суть лукаваго беса. И яко приспе воин, посланый от
князя по блаженнаго,
463
Л. 164. святому же[56] в то время на келейной молитве стоящю после съборнаго пениа, въ единой
власяници, и не обувен в сандалиа. Прииде же в то время злый тъй и сверепый
воин, не имый милости ни единоя о преподобнем, и тако вниде ко святому, и
обрете его сице не оболчена, ни обувена, и тако въсхити его, *не дааше ни*[57] глаголати к себе преподобному, ни ризами облещися, ни обувениа ногам, тако бо
сатана обуя ему сердце. Виде же преподобный вражду вражию бывшю на ня, ничтоже
усумнеся, ни убояся, но паче благодаряще Бога о приключившейся на нем беде. И
взем его воин, посади на свой конь с собою. И женяше[58] скоро граду Владимерю, и яко бысть на оной стране езера, обрет селянина, яздяща
на пезе ослятице, и в руце имый сандалия женьскаа и суть червлены. И всади
преподобнаго[59] на
ослятицю, и чръвленаа сандалиа възложи на ногу его. // (л. 164 об.) И абие тако
постави его пред державъным великим князям Владимером, въ единой власянице,
безчествуема, и не бе на преподобнем ничтоже, разве единоа власяници, яже на
теле ношаше, и червлена сандалиа. *Повеле же князь великий Владимир*[60] поставити воина съперника его пред собою. Став же мнимый воин пред великим
князем, начат те же глаголы злы *на преподобнаго износити*[61] о обретении влагалища велия, яко же пред рекохом. Преподобный же святый[62] Аврамие, въздев руце на небо, запрети духу лукавому, глаголя: запрещаю ти
именем Господа нашего Иисуса Христа. Повежь ми, кто ты еси, иже таковыми
глаголы оболсти на мя великому князю Владимеру. Бес же, не могий святаго
запрещениа стерпети, абие въстрепета. И нача, трепеща, глаголати: аз есмь бес
Зефеус, искони ненавидяй добра роду человеческому, паче же иноком[63],
боящимся Бога. Сеже увесть, калогоре[64], яже
ти глаголах
Л. 165. прежде, то и сътворих, о первем
твоем неистовьстве, яже мя еси мучил во убозем твоем съсуде. И се рек, абие
изчезе, и не видим бысть. Князь же великий Владимер, видев прелесть вражию, и
чудо сие, еже сътвори святый, яко не стерпе диавол запрещения от святаго, но
абие изчезе, и без вести бысть, и преподобнаго святаго чюдотворца стояща
поругана, и странна очима зрети. И абие страх обьят всех ту сущих, иже суть с
великим князем Владимером. И нача князь великий Владимер съ
464
слезами молити *старца чудотворца*[65],
прося от него прощениа, о нем же съгреши, и слезам текущим, глаголаше: аз,
отче, повинен есмь твоему *нуждъному приходу*[66], и
люто оскорбих тя зело. Отдай же ми, отче, о нем же тя прогневах. Себо враг
оскорби[67] ми
сердце, и разъяри мя, и въверже мя в сей грех, его же ты, чюдодействовав,
прогнал еси, и без вести сътворил еси его. По истине // (л. 165 об.) бо от сего
разумею, яже от пророка Святым Духом реченное, яко дивен Бог во святых Своих,
Бог израилев. Но мы не вемы, и от неведения неначаанно впадаем в согрешениа.
*Старец же*[68] глаголя: Господь простит тя, самодръжавный царю, сие бо дело древняго врага
диаволе суть. Понеже, царю, не дивися сему, искони бо сатана боряся с человеки,
паче же боящимися Бога, спону сътворити обыче. Князь же великий Владимер,
видев преподобнаго (обычай и)[69] смерение и благое разсуждение, понеже тихими словесы и *смереными вещающа*[70] к нему, яко ничто же зла восприемша, паче умилися о сем. И начат ублажати
преподобнаго Аврамиа, и честь велию въздаати, *к старцю же глаголаше*[71]:
что ти въздам, отче, яко много тебе длъжен есмь. *Старец же*[72] глаголя: Благый царю, мы вся оставихом, и вслед Христа идохом, что убо хотехом
приати, точию же надеждами будущих веселимся. Аще что и произволиши дати, то
Л. 166. церкви Божии. Подобает же ти
со благым предложением, яже к Богу, и разсуждение имети благо, вам бо дано
бысть по Бозе правити мир. Праведен Господь во всех путех своих, сего ради
рече: блажени милостивии, яко ти помиловани будут. Клеветы скоро не приимати, и
на повиннаго суду яро не нападати. Понеже и божественный апостол рече:
хвалится милость суда[73].
Такоже и о иных добродетелех, да не како зде в суетных упражняяся, тамо будущих
погрешим. Князь же великий[74], в
сласть послушаа старца блаженнаго Авраамиа чюдотворца, и велми почте, и многа
имениа вдасть ему на устроение церкве, и на създание монастырю. И домы, и
села, и водныа угодиа многы *подасть монастырю*[75].
И устрои его своим монастырем, и учини его вышша всех обителей, иже суть в
Ростове, и многи рабы подасть в дом святому Богоявлению, и грамоты многи
подасть // (л. 166 об.) жаловалныа, иже суть и до сего дне. И отпусти
преподобнаго Аврамиа с великою честию въ свой ему
465
монастырь. И слышашя братиа отца своего
приход, архимандрита Авраамиа чюдотворца, и иже о нем в повестех, како Бога
прослави, и диавола посрами, и великаго князя възвесели, и како одарован
бысть. И абие с радостию сретоша его, он же благодарив Бога, и братию
благословив, вниде в келлию свою, и паки труды к трудом прилагаа, образ бысть
всем добродетелем. И поживе преподобный архимандрит Аврамие чюдотворець в
своем монастыри в велице смирении, труды и поты, и слезныа капля безпрестанно
истачая, тело убо труды, душю же слезами омываа изрядне, и в глубоких сединах,
в старости добре, ко Господу отиде. Его же измлада възлюби. И погребен бысть
въ своей ему обители от своих ученик[76] месяца
октября в 29 день.
Помолимжеся и мы, да
и нас
Л. 167. сподобит Господь Бог молитвами
святаго чюдотворца Авраамиа вечных благ получити о Христе Иисусе Господи нашем,
Ему же слава и дръжава, съ Безначалным Его Отцем, и с Пресвятым и Благым , и
Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
[1] преставление М, Р, А ,У, QI 1003, Тит.
3347, Тит. 3510.
[2] нет в М, Р, А ,У, QI 1003, Тит.
3347, Тит. 3510.
[3] ревновати - во всех списках.
[5] яже в мире суть лестная М.
[10] Во святом крещении наречен Аверкий Тит. 3510.
[11] Ови же множицею их возлюбиша М, а иже возлюбиша себе, погубиша
Р.
[12] Обшед и соглядав вся спасеная и чюдотворная места Тр.
[14] И удалитися от человек, и водворитися в пустыню Р.
[15] Ладомскому Тр, Ладосьскому У, Ладоскому Р.
466
[22] И видев
игумен и братия М, братия Р.
[24] Монахом печалник М, иноком наставник Тит 3347.
[33] Той бо бе первый епископ, присланный с мучеником Борисом от князя
Владимира, крестившаго всю Российскую землю М, той бе прислан с мучеником Борисом
от князя Владимира, крестившего всю Российскую землю Тит 3347, той бо бе первый
присланный с мучеником Борисом от князя Владимира, крестившаго всю Российскую землю
А.
[34] Епископ Феодор изнеможе терпети злобы... отыде, в него...место
пр(ислан) бе в Ростов (дру)гий епископ Иларион (вставка на поле). И бе первый присланный
с мучеником Борисом от князя Владимира, крестившего всю Российскую землю Р.
[35] Епископ же Феодор невозможе терпети злобы их, и отиде. В его
же место прислан бысть другий епископ Иларион М.
[42] Епископ же Феодор изнеможе от граждан злобы их терпети и отиде,
в него же место прислан бе в Ростов другий епископ Иларион А.
[44] И к нищим непрезорством М.
[52] Неким вещем драгим М.
[60] Князь же великий Владимир повеле М.
[61] Износити на преподобнаго Аврамия М.
[65] Преподобнаго чудотворца Аврамия М.
[68] Преподобный же Аврамий М.
[70] Смирными глаголы глаголюща М.
[71] Глаголющи к преподобному М.
[72] Преподобный же Аврамий М.
[76] В лето 1010 году М, Р, А, Тит.3347, Тит. 3510.
|