Понятие "государственная граница" в ту эпоху не совпадало с современным.Тогдашние границы не охранялись и не определялись столь тщательно, как сейчас. Но они существовали хотя бы потому, что определенная территория составляла объект налогового (даннического) обложения в пользу того или иного государства. Речь идет именно о государственной территории, поскольку существовали различные (сложные) виды зависимости одних государств от других. Трудность в том, что подобные виды зависимости в силу специфики эпохи или наших источников о ней не всегда определенны. Но понятие "государственная граница" существовало всегда с тех пор, как возникло государство.
Особенности были и у кочевых политических объединений, когда на их рубежах с оседлыми обществами могли возникать своеобразные нейтральные территории, появление которых связано со спецификой кочевого хозяйства. См.: Егоров В. А. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. М„ 1985. С. 31.
Название зафиксировано в двух вариантах, которые отражают разные иранские наречия.
Ибн Хордадбех. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Лейден, 1889. С. 123; Ат-Табари. Тарих ар-русуль ва-л-мулук. Сер. 1. С. 895.
Кудрявцев А. А. Великий город на Каспии. Махачкала, 1982.
Мовсес Каланкатваци. История страны алуанк. Ереван, 1984. С. 78.
Ал-Мас'уди. Мурудж аэ-захаб. Париж, 1865. Т. 4. С. 208.
Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2664. Официально он носил, очевидно, титул "марзпан" ("пограничный правитель").
Бал'ами. Тарих-е Табари. Тегеран, 1958. С. 336.
Имя это означает "вепрь страны".
Бал'ами. Указ. соч. С. 336.
Новосельцев А. П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 364—365.
Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2667.
События этих лет по-разному освещены в источниках.
Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2667.
Там же. С. 2890; Ибн ал-Асир. Ал-камиль фи-т-тарих. Каир, 1934. Т. 3. С. 66.
Ал-Куфи. Книга завоеваний. Баку, 1981. С. 11; Ал-Белазури. Китаб футух ал-булдан. Лейден, 1866. С. 204.
Особенно в изложении Бал'ами.
Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1966. С. 156—180.
Мовсес Каланкатваци. История... С. 93—116.
Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 16; Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т- 3. С. 210.
Мовсес Каланкатваци. История... С. 100—101.
Там же. С. 102—103.
Там же. С. 103.
Там же. С. 120.
Там же. С. 123 (набеги из года в год). О нашествии на Армению см. также; Левонд. Патмутюн. СПб., 1887. С. 16.
Мовсес Каланкатваци. История... С. 123—134.
Мовсес Каланкатваци (Там же. С. 123) описывает путь Исраэла от Пероз-Кавада (Партава) до р. Кура, после пересечения которой и начиналась тогда граница Албании.
Там же. С. 124.
Там же. С. 156.
Беляев Е. А. Указ. соч. С. 187—188.
Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977. С. 73—74.
Мовсес Каланкатваци. История... С. 160.
Там же.
Тер-Гевондян А. И. Указ. соч. С. 75—78.
О нем см.: Там же. С. 85—92.
Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда. М., 1963. С- 64.
Там же.
В наше время численность табасаранцев 85 тыс. человек. См.: Брук С. И. Население мира. М., 1986- С. 144-
Основы иранского языкознания: Новоиранские языки. М., 1982. С. 447—554.
Дьяков И. М. Языки древней Передней Азии. М., 1967. С. 88, 165.
Климов Г. А. Введение в кавказское языкознание. М., 1986. С. 81—108.
Там же. С. 81.
Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 123.
Ибн ал-Факих. Китаб ал-булдан. Лейден, 1885. С. 287.
Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.
Ал-Белазури. Указ. соч. С. 196.
Ал-Куфи. Указ. соч. С. 9 (в переводе 3. М. Буниятова — Табаристан).
Там же. С. 56,
Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 126.
Ал-Куфи. Указ. соч. С. 9.
Там же. С. 17.
Там же. С. 56—57.
Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 191 (текст ал-Мас'уди).
Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 291.
Ал-Белазури. Указ. соч. С. 196.
Там же.
Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 132—136; Бейлис В. М. Из истории Дагестана VI—XI вв. (Сарир) //Ист. зап. 1963. Т. 73. С. 249—266.
Ибн Русте. Ал-А'лак ан-нафиса. Лейден, 1892. С. 147; Бартольд В. В. Соч. М., 1963. Т. 8. С. 40.
Товма Арцруни. Патмутюн арцрунеац тан. Ереван, 1985. С. 274. На др.-арм. яз. В. Варданян в новоармянском переводе заменил "аврhаз[к]" на "апхазнер", т. е. абхазы (Там же. С. 275), хотя оснований для этого нет. Абхазы жили далеко от цанар, названных рядом, да к тому же христианство было в раннем средневековье и у аварцев. О христианстве части населения ас-Сарира пишут уже ранние арабские источники. См.: Ибн Русте. Указ. соч. С. 147.
Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 134.
Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1667.
Более 400 кг.
Ал-Куфи. Указ. соч. С. 55.
Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 204.
О них см.: Там же. С. 137—142.
О филан-шахе одни источники говорят как о самостоятельном владетеле, напр. Ибн Хордадбех (Указ. соч. С. 123), ал-Белазури (Указ. соч. С- 157); другие отмечают, что титул "филан-шах" принадлежал "сахиб ас-сарир" (ал-Мас'уди, см.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 203).
У нас нет доказательств, что все эти политические объединений можно рассматривать как государства.
Ал-Куфи. Указ. соч. С. 56.
Минорск-ий В. Ф. Указ. соч. С. 48 (хроника Дербента).
Персидский титул. См.: И6н Хордадбех. Указ. соч. С. 17; Моджмал ат-таварих - Тегеран, 1939. С, 422 и др.
Собственно аланский титул был, очевидно, багатар. В арабских источниках он есть в форме "бгайр" у Ибн Русте (Указ. соч. С. 148). Багатар—иранское слово, перешедшее в славянские (богатырь) и тюркские (бахадур) языки. Багатар — эристав овсов упомянут в грузинской хронике. См.: Картлис цховрэба, Тбилиси, 1955. Т. 1. С. 261.
См.: карты в книге В. А. Кузнецова "Очерки истории алан" (Орджоникидзе, 1984. С. 96, 142).
Данные Иби Русте и ал-Мас'уди (Минорский В. Ф. Указ. соч. С- 204, 221).
Упомянут у ал-Мас'уди (Там же. С. 204). Город называется и в источниках XIII в. Варианты его названия есть в китайских источниках. См.: Bretschneider E. A mediaeval researcher from eastern asiatic sources- L., 1888. Vol. 1. P. 316-317.
Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 161.
В. Ф. Минорский (Указ. соч. С. 145) помещает ее по соседству с Орджоникидзе; В. А. Кузнецов (Указ. соч. С. 161) полагает, что Матас был расноложен в ущелье Большого Зеленчука.
Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 257—259.
Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 205 (данные ал-Мас'удн).
Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1437.
Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 204.
Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 197—202. Прокопий Кесарийский (И, XXIX, 15) называет алан и абасгов христианами.,
Кузнецов В. А. Указ. соч. С. 204.
Коковцов П. К. Еврейско-хазарская переписка в Х в. Л., 1932. С. 117.
Минорский В. Ф. Указ. соч. С, 204 (данные ал-Мас'-уди).
Bar Hebraci. Chronicum Syriacum. P., 1890. P. 180. Вспомним и указание Константина Багрянородного на то, что аланы могут нападать на девять климатов Хазарии, прилегающих к Алании. См.: Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Wash., 1967. Vol. 1. P. 64—65. Указание царя Иосифа на то, что все аланы до пределов афкана (абхазов) платят ему дань (Коковцов П. К Указ. соч. С. 101—102), вряд ли соответствует истине, тем более что это сообщение присутствует только в пространной редакции письма хазарского царя.
См.: Летопись Картли. Тбилиси, 1982. С. 47.
Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 204—205.
Там же.
И6н ал-Факих. Указ. соч. С. 294; Товма Арцруни. Указ. соч. С. 274; Иованнес Драсхинакертци, История Армении. Ереван, 1986. С. 207; и др.
Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 211; Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Черепнин Л. В. Пути развития феодализма. M., 1972. С. 40.
С. Н. Какабадзе, M. Д. Лордкипанидзе и др.
Джуашер Джуаншериани. Жизнь Вахтанга Горгосали. Тбилиси. 1986. С. 47.
Мкртумян Г. Р. Грузинские феодальное княжество Кахети в VIII—XI вв. и его взаимоотношения с Арменией. Ереван, 1983. С. 14 и др.
Там же. С. 39,
Ал-Йакцби. Тарих. Лейден, 1883. Т. 2. С. 598,
Новосельцев А. П. и др. Указ. соч. С. 371—372.
Понятие Касахия есть у Константина Багрянородного (Ор. cit. Vol. 1. Р. 186-187). У него Касахия упомянута после страны Папагия, из чего можно заключить, что название "кашаки" ("касоги") относилось не ко всем адыгам, а только к северо-восточной их группе.
Минорский В. Ф. Указ, соч. С. 206—207.
Там же. С. 206.
Об этом есть данные в письме Иосифа (Коковцов П. К. Указ. соч. С. 101). но сведениям этого царя не всегда можно верить. Гораздо существеннее указание грузинских летописей (Летопись Картли. С. 48) об освобождении абхазов от власти Византии во второй половине VIII в. с помощью хазар, которые не могли быть связаны с Абхазией иначе, чем через земли адыгов. Это дает известные основания полагать, что власть (влияние?) хазар над адыгами в VIII в. была велика.
Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Париж, 1863. Т. 2. С. 47.
Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 208—209.
Во всяком случае, объяснение этнонима как "сродники" (Там же. С. 209) для Х в. невероятно.
Название первого из них труднообъяснимо, второе—вероятно, мадьяры.
Ал-Мас'уди. Мурудж аз-захаб. Т. 2. С. 59—60, Одно из самых сложных известий о Восточной Европе этого автора. Объяснения (Marquart J. Osteuropaische und ostaasiatische Streifzuge. Leipzig. 1903. S. 60-74; Dunlop D. The History of the Jewish Khazars. Princeton, 1954. P. 212) малоубедительны. Вопрос не может быть прояснен из-за отсутствия параллельных источников.
Худуд ал-алам. Л., 1930. Л. 8а.
Constantine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. Р. 64-65.
ПСРЛ. M., 1962. Т. 1. С. 51, 84.
Consianiine Porphyrogenitus. Op. cit. Vol. 1. P. 64—65 (отдельно идет речь о византийских климатах в Крыму).
Ibid. L., 1962. Vol. 2. P. 62. В. Г. Васильевский определял климат как город н район, область (Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1909. Т. .2. С. 171—197), но сами климаты искал на Дунае (Там же. С. 201).
Коковцов П. К. Указ. соч. С. 107.
Название реки здесь отсутствует, но в пространной редакции письма Иосифа названа р. Атиль.
Коковцов П. К. Указ. соч. С. 24 (др.-евр. текст).
Там же. С. 31 (др.-евр. текст).
Этноним неясен. Есть попытки возвести его к названию части мордвы (эрзя), таинственному третьему "виду" русов (Арса) и т. д. См.: Там же. С. 99.
Т. е. марийцы.
Этноним сопоставляют с названием города ("мадинат") Вантит у Ибн Русте (Указ. соч. С. 143). У Гардизи и автора "Худуд ал-алам" также идет речь о городе ("шахр") Вабнит или Вантит славян (Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С, 38 (перс. текст); Худуд ал-алам. Л. 376). Некоторые видят в вннтит славянское племя вятичей (Коковцов П. К. Указ, соч. С, 99; Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 147; Lewicki Т. Znajomosc krajow i ludow Europy u pisarzy arabskich IX i X w.//Slavia Antique. Warszawa; Poznan. 1961. Т. 8. S. 161 и др.). Другие исследователи (А, Я. Гаркави, Й. Маркварт, А. П. Новосельцев) высказались за отождествление этого города с Киевом (Новосельцев А. П. и др. Указ, соч. С. 394). Разумеется, это тоже гипотеза, но она сопоставима с ПВЛ, которая отмечает власть хазар над Киевом.
Очевидно, вариант савир-сувар.
Это, несомненно, та часть славян, которая и согласно ПВЛ платила, дань хазарам.
Об этом см.: Новосельцев А. П. Древнейшие государства на территории СССР: Некоторые итоги и задачи изучения // История СССР. 1985. № 6. С. 97.