Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: метрология Библии.

Арье Ольман

Влияние культурного суперстрата на жизнь евреев Эрец-Исраэль в эпоху Мишны

2007 год

Оп.: http://echo.oranim.ac.il/main.php?p=news&id_news=76&id_personal=20
1. Введение
 
Структура системы мер, принятой в некую эпоху неким народом, показывает нам, как измеряющие мыслили себе измеряемые предметы, а это открывает перед нами возможность понять картину мира изучаемого народа и процессы, происходившие в ней. Поэтому мы задались целью рассмотреть систему мер длины, использовавшуюся евреями Эрец-Исраэль в эпоху Мишны (2 в. до н.э - 3 в. н.э.), и сделать из этого рассмотрения некоторые этнологические выводы. Об этой эпохе повествует много исторических и археологических источников, поэтому наши выводы будет легко проверить. Источником данных послужили все литературные памятники, созданные в эпоху Мишны в Эрец-Исраэль евреями, находившимися в рамках традиционной культуры[1]. Это фундаментальные своды еврейского права - Мишна и Тосефта - и "галахические мидраши", то есть своды законов и правил поведения, выведенные из текста Пятикнижия с использованием особой герменевтики: Мехильта де-раби Ишмаэль, Мехильта де-раби Шимон бар Йохай, Сифра, Сифре и Мидраш Танаим. Все они кодифицированы в начале 3 века н.э. Число упоминаний мер длины (и других мер) в этих источниках огромно, что вызвано особым характером традиционного еврейского права, стремящегося рассмотреть по возможности все сложные случаи и как можно жёстче очертить границы разрешённого и запрещённого. Кроме того, в сферу еврейского права попадает вся - без изъятия - материальная и духовная жизнь еврея, поэтому кодексы еврейских законов дают возможность заглянуть во все сферы деятельности человека.
Несколько слов о методе поиска. В литературе (בנישמ', שיעוריתורה, בניברקתשמ"ז;  רםש', אפיריוןשלשלמה, ירושליםתשל"ו; Штейнзальц А., Введение в Талмуд, Иерусалим 1993) приведены обширные списки мер длины, используемых в трудах по еврейскому праву. В качестве критериев разбивки мы использовали вид измеряемых предметов (живые существа включая человека, растения, вещи, строения и сооружения, участки земли) и число единиц в каждом исследуемом источнике. Если в источниках употреблялись несколько мер, представляющих собой подвиды какой-нибудь одной меры (например, "средний локоть", "строительный локоть", "локоть вещей", "локоть от подмышки" - это виды "локтя", "дневной переход" и "сорокадневный переход" - это виды "перехода"), мы рассматривали их без подразделения в рубрике основной меры. Особо необходимо было относиться к тем случаям, когда мера появляется без единицы измерения и последняя ясна только из контекста. Такие случаи мы также брали в расчёт, но указывали в сводке данных как отдельное слагаемое.
 
Первая цель данного исследования, таким образом - выяснить, каково было распределение мер длины в рассматриваемых источниках и для каких измерений использовалась каждая из них, а вторая - попытаться сделать культурологические выводы из этого, в общем, этнографического поиска.
 
2. Меры длины в Танахе
 
Так как предшественницей мишнаитской культуры была культура библейская, мы начнём с рассмотрения системы мер длины Танаха и укажем, сколько раз упоминается в нём каждая мера.
 

Малые меры (меньше локтя)
Средние меры (порядка локтя)
Большие меры (во много раз больше локтя)
Палец
Ладонь
Пясть
Локоть
Верёвка
Трость
"Киврат" земли
Полёт стрелы
Дневной переход
1
8
7
258+53=311
2
21+2=23
3
1
5

 
Мы видим, что из девяти мер, упоминаемых в Танахе, четыре представляют собой части руки и подавляющее большинство измерений в эту эпоху совершается локтем, так же как и в культурах других народов древности (сравни שטרןמ', "מידותומשקלות", אנציקלופדיהמקראיתד', עמ' 846-852). Это неудивительно: рука и локоть - это наиболее удобные и доступные средства измерений в повседневной жизни. Для малых измерений используются три меры, употребляемые достаточно произвольно, иногда чередующиеся даже в рамках одного повествования (например, в описании скинии в Шмот, гл. 24-27). Для средних измерений пользовались локтем и тростью (для строений). Величина локтя не была единообразной: так, в Йехезкель 40, 5 производятся измерения "мерной тростью в шесть локтей, (каждый локоть соответствует) локтю с ладонью", то есть упоминаются два вида локтя. "Верёвка" упоминается только в одном отрывке (Шмуэль-II 8, 2). Большие длины измеряют дневными переходами и иногда - полётами стрелы или с помощью "киврат" земли ("некоторое расстояние" в русском переводе): Берешит 35, 16; Берешит 48, 7; Млахим-II 5, 19, который, по мнению некоторых учёных, соответствует двухчасовому переходу (טור-סינימ', "כברתארץ", אנציקלופדיהמקראיתד', עמ' 11-12).
Но исследование не будет полным, если мы не зададимся вопросом: какие из мер мультипликабельны, то есть могут употребляться для измерения кратных отрезков, а какие - нет, поскольку немультипликабельная мера не может входить в систему единиц измерения и используется только ad hoc. В Танахе мультипликабельны палец, ладонь, пядь, локоть, трость и дневной переход, то есть три малые меры, две средних и одна большая. Однако нужно указать, что практически все меры в Танахе независимы друг от друга (кроме Йехезкель 40, 5 и 41, 8, где говорится, что "мерная трость составляет шесть локтей"). Поэтому нельзя сказать, что меры длины в Танахе образуют систему.
 
3. Меры длины в эпоху Мишны
3.1 Разделение по предметам измерения
3.1.1. Малые меры
 

 
Живые существа
Растения
Предметы
Сооружения
Участки
Всего
Палец, толщина пальца
1 (0,7%)
 
38+89=127 (90,1%)
13 (9,2%)
 
141 (100,0%)
Пядь
 
2 (50,0%)
2 (50,0%)
 
 
4 (100,0%)
Ладонь
12 (1,4%)
34+2=36 (4,3%)
223+116=339 (40,4)
332+121=453 (53,9%)
 
840 (100,0%)
Ширина "хвата"
 
 
5 (100,0%)
 
 
5 (100,0%)
"Сит" - расстояние между указательным и средним пальцами
 
 
8 (100,0%)
 
 
8 (100,0%)
Толщина золотого динара
 
 
1 (100,0%)
 
 
1 (100,0%)
Толщина большого пальца
 
 
 
3 (100,0%)
 
3 (100,0%)
Ширина ступни
 
 
 
1 (100,0%)
 
1 (100,0%)

 
 
В мишнаитскую эпоху используются восемь малых мер, семь из которых - части тела (шесть - руки и одна - ноги) и только одна - величина часто используемой монеты. Две мультипликабельные меры, они же наиболее часто встречающиеся - палец (толщина пальца) и ладонь. Употребление других мер ограничено: пядь в рассматриваемых текстах служит для измерения посуды и высоты злаков, ширина "хвата" - для кож и бараньего рога ("шофара"), "сит" - для тканей и инструментов, толщина динара - для плит облицовки, толщина большого пальца - для размера отверстий в стене, ширина ступни - для величины грядки.
 
3.1.2. Средние меры
 

 
Живые существа
Растения
Предметы
Сооружения
Участки
Всего
Локоть
2+3=5 (0,7%)
1 (0,1%)
44+13=57 (8,5%)
167+72=239 (35,5%)
315+57=372 (55,2%)
674 (100,0%)
Ширина шаронского ярма
 
 
 
2 (100,0%)
 
2 (100,0%)
Рост человека
 
 
 
8 (88,9%)
1 (11,1%)
9 (100,0%)
Ширина борозды
 
 
 
4 (100,0%)
 
4 (100,0%)

 
Две мультипликабельные меры, они же наиболее часто встречающиеся - локоть и рост человека (в основе обеих лежит тело человека). Две другие меры используются ограниченно, для измерения ширины грядки и борозды.
 
3.1.3. Большие меры
 

 
Живые существа
Растения
Предметы
Сооружения
Участки
Всего
Дневной переход
 
 
 
 
9 (100,0%)
9 (100,0%)
Миля
 
 
 
 
55 (100,0%)
55 (100,0%)
Фарсанг
 
 
 
 
8+15=23 (100,0%)
23 (100,0%)
Рис (седьмая часть мили)
 
 
 
 
6+1=7 (100,0%)
7 (100,0%)

 
Большие меры используются только для измерения участков, все они мультипликабельны. Чаще всего встречается миля. Отметим, что три из четырёх мер этой категории заимствованы из других языков (миля и рис – из греческого языка, фарсанг – из персидского).
 
3.2. Распределение по мерам
 

 
Живые существа
Растения
Предметы
Сооружения
Участки
 
Малые меры
Палец, толщина пальца
1 (5,6%)
 
38+89=127 (23,6%)
13 (1,7%)
 
 
Пядь
 
2 (5,1%)
2 (0,4%)
 
 
 
Ладонь
12 (66,7%)
34+2=36 (92,3)
223+116=339 (62,9%)
332+121=453 (62,7%)
 
 
Ширина "хвата" руки
 
 
5 (0,9%)
 
 
 
Сит
 
 
8 (1,5%)
 
 
 
Толщина золотого динара
 
 
1 (0,2%)
 
 
 
Толщина большого пальца
 
 
 
3 (0,4%)
 
 
Ширина ступни
 
 
 
1 (0,1%)
 
 
Средние меры
Локоть
2+3=5 (27,8)
1 (2,6%)
44+13=57 (10,6%)
167+72=239 (33,1%)
315+57=372 (79,7%)
 
Ширина шаронского ярма
 
 
 
2 (0,3%)
 
 
Рост человека
 
 
 
8 (1,1%)
1 (0,2%)
 
Ширина борозды
 
 
 
4 (0,6%)
 
 
Большие меры
Дневной переход
 
 
 
 
9 (1,9%)
 
Миля
 
 
 
 
55 (11,8%)
 
Фарсанг
 
 
 
 
8+15=23 (4,9%)
 
Рис
 
 
 
 
6+1=7 (4,5%)
 
Всего
18 (100,0%)
39 (100,0%)
539 (100,0%)
723 (100,0%)
467 (100,0%)
 

 
Мы видим, что живые существа измеряются малыми (ладонь, палец) и средними (локоть) мерами; растения - малыми (ладонь, пядь) и средними (локоть) мерами; предметы - только малыми (в основном ладонь, а кроме неё - палец, пядь, хват, "сит", толщина динара) мерами; сооружения - малыми и средними (практически всеми) мерами; участки земли - средними (локоть и иногда рост человека) и большими мерами (всеми). В этих результатах нас может удивлять только неприменение средних мер (порядка локтя) для измерения предметов. Это может быть вызвано стремлением к большей точности измерения, характерной для религиозного законодательства, к которому и принадлежат наши источники (об этом мы упоминали во Введении).
 
3.3. Распределение по источникам
 

 
Мишна
Тосефта
Галахические мидраши
 
Малые меры
Палец, толщина пальца
28+37=65
19+37=56
15
 
Пядь
 
4
 
 
Ладонь
236+109=345
343+121=464
23+9=32
 
Ширина "хвата"
1
3
1
 
Сит
5
3
 
 
Толщина золотого динара
 
1
 
 
Толщина большого пальца
1
1
 
 
Ширина ступни
1
 
 
 
Средние меры
Локоть
247+75=322
261=62=323
21+8=29
 
Ширина шаронского ярма
1
1
 
 
Рост человека
2
6
1
 
Ширина борозды
1
3
 
 
Большие меры
Дневной переход
2
3
4
 
Миля
9
15
31
 
Фарсанг
 
 
8+15=23
 
Рис
2+1=3
2
2
 

 
Видно, что в Мишне и Тосефте используются почти все меры, в то время как в галахических мидрашах - только небольшая выборка (в том числе все большие меры). Причина этого - в характере галахических мидрашей: в законотворческой их части они занимаются в основном общими проблемами, а не установлением точных размеров, а в "литературной" части измеряются большею частью расстояния.
 
4. Заключение
 
В эпоху Танаха и в эпоху Мишны в Эрец-Исраэль использовались многочисленные и разнообразные меры длины. Малыми мерами служили в основном части руки, средними - части тела или различные предметы, большими - установленные расстояния разного рода. В Ветхом Завете нет системы мер, в Мишне же и сопутствующей литературе выстроена система мультипликабельных единиц: миля = 2000 локтям, рост человека = 4 локтям, локоть = 6 ладоням, ладонь = 4 пальцам (בנישמ', שיעוריתורה, בניברקתשמ). Большой промежуток между локтем и милей (или мерами порядка мили) в мишнаитском языке практически не заполнен (кроме малоупотребительного "роста"), в Танахе в нём находится только узкоспециальная единица - трость (для измерения строений), что может быть вызвано отсутствием удобных единиц[2].
В Танахе встречается только одна явно заимствованная (видимо, из аккадского языка) мера - "киврат" земли, а в мишнаитских источниках их уже три - миля (греческая мера), фарасанг (персидская) и рис (греческая), причём и там, и там заимствованные меры относятся исключительно к категории больших, служащих для измерения расстояний на местности. Более того, в эпоху Мишны абсолютное большинство измерений таких расстояний проводилось при помощи заимствованных единиц. И ещё: если в Танахе лишь одна большая мера мультипликабельна, то в эпоху Мишны – все, если в Танахе они бессистемны, то в Мишне появляются зачатки системы ("рис" равен седьмой части мили). Таким образом, и в ту, и в другую эпоху малые и средние измерения проводились только средствами, выработанными в традиционной культуре. Для больших же измерений уже в эпоху Танаха стали привлекать заимствованные меры, а в дни Мишны их господство стало абсолютным. Затем, в эпоху Мишны стали больше и разнообразнее измерять расстояния, кратные большим мерам, то есть расстояния между населёнными пунктами и географическими объектами, а это значит, что потребность в таких измерениях увеличилась. Наконец, меры длины в эпоху Мишны пришли в систему – измерения стали регулярнее, а это означает упорядочение хозяйственной жизни страны.
Связаны ли эти процессы? Видимо, да, и первый процесс зависит от второго. Само по себе появление чужих мер в контексте культуры не влечёт увеличение потребности в измерениях. Но если в культуре действительно возникла некая новая потребность, люди склонны привлекать для её удовлетворения готовые чужие средства, а не изобретать свои (особенно если проблема возникла внезапно и требует немедленного решения или культура находится под сильным чужим влиянием).
Что же вызвало рост потребности измерять расстояния между городами и деревнями? Несомненно, это укрепление коммуникаций, экономических и других связей между разными частями страны, упорядочение её хозяйственной жизни, о чём свидетельствует возросшая системность мер. Но из того, что для этих измерений были привлечены только заимствованные меры, явствует, как сказано выше, что этот рост потребности был относительно внезапным, что означает насильственную перестройку жизненного уклада. Мы могли бы предположить, что народная культура уже не была творческой и не могла создать свою систему мер. Но это очевидно не так, поскольку малые и средние меры практически полностью обновились по сравнению со временами Танаха. Постулировать же прогресс в малых мерах и застой в больших мы не можем.
Итак, проанализировав палестинскую систему мер длины, мы можем заключить, что хозяйственная и культурная жизнь евреев Эрец-Исраэль в период между кодификацией Танаха (около 3 века до н.э.) и кодификацией мишнаитской литературы (3 век н.э.) была упорядочена и перестроена, а связи между частями страны укрепились. Эта перестройка была инициирована извне влиятельными людьми, общинами или странами с греческой и персидской культурой. Этот вывод прекрасно согласуется с историческими данными о подчинении Палестины в этот период сначала – Персии, а затем – эллинистическим странам (Египту и Сирии) и Риму и о сильном влиянии этих культур на хозяйственную и духовную жизнь еврейского населения страны.
 


[1] Мы не рассматривали такие произведения, как "Иудейская война" и "Иудейские древности" Иосифа Флавия, так как их автор писал по-гречески и для людей греческой культуры и поэтому использовал греческий понятийный аппарат вообще и систему мер - в частности.
[2] Ср. русское "вержение камня", которое неоднозначно и не очень удобно.
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова