Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Виктор Попков

СЕНТЯБРЬ 1999 Г. ПОЧЕМУ ВАХХАБИТЫ - ВАХХАБИТЫ

Недавно после достаточно долгого перерыва мне удалось съездить в Чечню. Я побывал в Грозном и в некоторых селах. Признаюсь, ожидал худшего... Поля ухожены, люди живут повседневными заботами. Главное впечатление: предпосылки для эскалации вооруженного конфликта, который, к сожалению, развернулся на чечено-дагестанской границе, не созрели ни в Чечне, ни в Дагестане.

В Чечне для терпимого отношения к ваххабизму как к идеологии и как к действиям так называемых (подчеркиваю - так называемых) ваххабитов появилось одно решающее условие: ваххабиты или связанные с ними люди - едва ли не единственные сегодня в Чечне, кто имеет деньги и свободно ими пользуется. Достаточно посмотреть на них на базаре, в обменном пункте. Они подпитывают молодежь, вовлекая ее в участие для начала в установлении и соблюдении порядка в населенных пунктах, патрулировании улиц и т.д., а затем и во внутриполитическую жизнь определенных структур, созданных по всей Ичкерии. Одновременно молодежь развращают, разрешая большую свободу от традиционных запретов. Например, хоть и не очень явно, но допускается употребление наркотиков, что вольно и невольно содействует развитию напряженности и конфликтов между поколениями и отдельными социальными группами. Молодых как бы выводят из-под контроля старших поколений, умело используя естественное стремление молодежи объединяться, склонность ее даже к определенной жертвенности. И все же я думаю, что в Чечне молодежь в ваххабитские структуры втягивает не столько форма религиозной практики, сколько, повторяю, - презренный металл, деньги, с помощью которых можно решить проблемы своей семьи, даже проблему создания своей семьи.

Религия - важный инструмент воздействия на общество, но употреблять по отношению к этим процессам термин "исламский фундаментализм" было бы некорректно. То, что мы называем ваххабизмом, - это все-таки псевдорелигиозность, игнорирующая наиболее фундаментальные ценности ислама, такие как милосердие, терпимость, как необходимость постоянного контроля в отношении собственных страстей, - то есть идеология, на практике противоречащая этим ценностям. Если говорить о Чечне, то одними экономическими трудностями не объяснишь, как люди, еще недавно, во время чеченской войны, стоически воспринимавшие выпавшие на их долю испытания и лишения, жалевшие, как своих детей, тех российских мальчишек, которых пригнали сюда их усмирять, сегодня спокойно взирают на то, как их сыновья берут не причинивших им никакого зла людей в заложники, унижают их, торгуют ими, убивают их...

Но даже внутричеченский конфликт поколений на фоне и без того раздробленного общества - совсем еще не повод, чтобы чеченцы пошли войной на Дагестан.

Гораздо более уготованная почва для распространения радикальных течений ислама существует в самом Дагестане, где издревле глубоко укоренены разнообразные формы и секты магометанства. Но дело даже не в традиции, а в огромной сегодняшней неудовлетворенности социальными условиями жизни, низким уровнем занятости населения, гипертрофированным ростом благосостояния кругов, связанных с властью всеобщей коррупцией. Все это обострило накопившиеся духовные проблемы постсоветского периода. Недовольство окружающей жизнью, вакуум идеологии, когда разброд умов и неприятие социальной несправедливости неизбежно уравновешивается усилившейся тягой к Богу, поисками смысла существования вне сферы официальной, политики и денег, попыткой отгородиться, противопоставить неправедной жизни верхов ценности ислама. Все это в сочетании с совершенной религиозной непросвещенностью создает почву для проращивания псевдофундаменталистских течений с опасными чертами фанатизма, радикализма и нетерпимости.

Однако и религиозный фанатизм в Дагестане еще не стал значимой причиной политической нестабильности. Ситуация еще не созрела, чтобы взорваться. Вывод напрашивается один: конфликт, не ставший взрывом, инициирован искусственно.

С тревогой слежу за событиями вокруг сел Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района. Авиация - наиболее, конечно, безопасный для российских ВС способ уничтожения противника, хотя, как мы видим, повстанцам иногда удавалось их сбивать. Вообще наши духоподъемные сюжеты из новостных передач, пропаганда наиболее убойных способов поражения людей (пусть даже религиозных фанатиков) или решимость действовать на своей территории только "на уничтожение", единодушие, а точнее - равнодушие не внушают оптимизма по части духовного здоровья общества в целом.

Кто все-таки подтолкнул народы к противостоянию?

Нефть, "труба", выход к Каспию? Возможно. Ну, тогда давайте устелим трупами дорогу до Каспия.

Позволю себе две версии. Первая. Внешние силы, которые просто не рассчитали момент или, возможно, имели свой особый интерес в дестабилизации обстановки именно сегодня.

Вторая. Причина вспышки, к сожалению, связана с Россией. Либо это стремление разобраться с Чечней, да и Дагестаном, то есть через спровоцированный конфликт спустить пар социального недовольства и тем заодно освободить себя от необходимости серьезно решать социально-экономические проблемы этих республик. Зачем что-то вкладывать, когда люди из страха повторения войны надолго отучатся бунтовать. Но не исключаю, что на события влияют предстоящие выборы, возможность в необходимом случае ввести ЧП.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова