Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Виктор Попков

20 ЯНВАРЯ 2001 Г. ТЕЗИСЫ НЕСОСТОЯВШЕГОСЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА СЪЕЗДЕ ПРАВОЗАЩИТНИКОВ

Я считаю, что актуальность проведения настоящего нашего съезда определяется не столько наступлением на права человека и угрозой демократическим основам конституционного строя России, сколько потребностью мощного импульса в развитии правозащитного движения в стране, необходимого для превращения его в более значимую оздоровительную силу в обществе.

Мне представляется это уточнение принципиально важным ибо если говорить о ситуации с правами человека в России в отрыве от самого факта существования динамически развивающихся правозащитных организаций, то, на мой взгляд, здесь никакой принципиально новой угрозы с приходом администрации Путина не появилось по той простой причине, что пока в постсоветский период (как и в советский) права человека и в целом, и в отдельных своих составляющих не были священной коровой ни для одной из администраций. Их соблюдение или несоблюдение всегда определялось коньюктурными интересами власть придержащих. Нужно было сформировать условия для перераспределения так называемой “общенародной собственности” и легализации мафиозно-корумпированных структур, вспомнили о демократических принципах, открыли каналы управляемой “гласности” как разрушителя отработавших свое идеологем, но одновременно провели финансовые махинации обобравшие миллионы вкладчиков… Нужно было из политических соображений вспомнить о праве наций на самоопределение – провели парад суверенизаций. Но когда пришла пора прятать концы в воду по тем аферам, что творились в это переходное время и в Западной группе войск, и с авизовками, -- устроили под личиной защитников целостности России бойню в Чечне…

Сегодняшнее отношение к правам человека власть предержащих развивает ту же самую линию с той только разницей, что теперь под угрозой выпалывания, как нежелательные для этих предержащих самовольно выросшие “сорняки”, оказываются те только зародившиеся структуры гражданского общества, которые могут создать какие-то помехи для развития того коррумпированного капитализма, что утверждает себя в России. Если мы будем пытаться решать только эту последнею специфично свою проблему, то с нами случится тоже самое, что случилось и случается с другими социальными группами, когда они активизируются при угрозе своим интересам, своим правам – нас раздавят при общем молчаливом безразличии к тому, что происходит с нами. Иное дело если уничтожение правозащитного движения широкие социальные слои воспримут как угрозу своим интересам…

Как пример я приведу случай из своей практики. Побывав в Чечне в декабре 1999 г. я увидел какое острое там положение с обеспечением социальных прав и вернувшись постарался организовать туда гуманитарную помощь. В этом помогло мне “Гражданское содействие”, выделившее необходимые средства. В январе и феврале я при содействии местных жителей организовал завоз муки в села Урус-Мартановского района Шалажи и Гехи-чу. При этом распределял я муку с помощью местных активистов, а не администрации, чем вызвал не удовольствие главы администрации Гехи-Чу, который представил меня администрации района как “пособника боевиков”. Поэтому когда я попытался организовать такую помощь в Урус-Мартане беженцам из Комсомольска меня было задержали, но вскоре освободили так как возникла угроза бунта тысяч людей. Сейчас я почти месяц занимался такой работой в горных селах, опять опираясь на помощь местных жителей. Дважды поступали сигналы о якобы готовящихся покушениях, но все прошло благополучно, так как моя безопасность обеспечивалась заинтересованностью местного населения в продолжении моей деятельности, в том числе и правозащитного аспекта этой деятельности, который чем дольше я находился в регионе тем все понятнее становился людям.

Из приведенного примера отнюдь не следует, что все правозащитные организации должны заниматься раздачей гуманитарки, но если они в своей деятельности не только будут отрабатывать гранты собирая правозащитную информацию и ведя консультационную работу, но одновременно будут в какой-то форме содействовать росту социально-экономических структур в обществе, создаваемых и как инструмент защиты тех прав человека, что приоритетны в работе данных организаций, и для помощи в защите прав и интересов людей и социальных групп, находящихся за рамками данных структур, это будет несомненно увеличивать и защищенность данных правозащитных организаций, правозащитного движения в целом.

Другой путь повышения нашей защищенности – это создание того постоянного информационно-аналитического механизма, который бы позволил нам теснее чувствовать локоть друг друга, успешнее преодолевать нашу разобщенность. По минимуму это должен быть открытый для всех сайт, на который каждая организация и правозащитник имели бы возможность вывешивать на своей странице информацию о своей текущей деятельности, о своих проблемах, инициируя при необходимости общерегиональные или общенациональные кампании.

При этом, я думаю, было бы крайне важно проводить периодическую инвентаризацию имеющихся правозащитных проблем и с использованием того же сайта определять мягким голосованием их ранжировку по критерию значимости для организации общенациональных кампаний. На настоящий день я бы выделил четыре такие наиболее не терпящие своего отлагательства проблемы, нерешенность которых либо создает угрозу или лишает права на жизнь сотни тысяч людей, либо является камнем преткновения для решения всех прочих проблем.

Первая проблема – это проблема остановки преступной имитационной “войны” в Чечне. Наше воздействие на ситуацию здесь определяется нашей эффективностью в выработке у властей России политической воли к прочной нормализации ситуации в Чечне с созданием здесь надежных и долговременных гарантий защиты прав человека. Неплохими средствами повышения этой эффективности могут служить действия в направлениях

- содействия увеличения степени прозрачности деятельности всех противостоящих друг другу (или имитирующих свое противопоставление) в Чечне;

- содействие в повышение роли судебных механизмов защиты людей, чьи права нарушаются в Чечне, в том числе международных судебных и правовых инструментов;

- это содействие в становление и развитии социальных и гражданских структур в Чечне, как базовой основы для долговременной защиты прав и интересов населения, это содействие в развитии совместных форм деятельности этих структур с аналогичными структурами в России и в других странах.

Вторая проблема – это проблема защиты прав военнослужащих в армии. На мой взгляд, ключ здесь не столько в профессионализации армии, что сделает ее еще более закрытой для общественного контроля, сколько именно в увеличении прозрачности для контроля, в законодательном введении института родительских комитетов в армейских подразделениях, которые должны существовать по крайней-мере на уровне полков и, во всяком случае, во всех автономно-дислоцированных частях как бы малы они ни были.

Третья проблема – это защита прав лиц, находящихся под стражей или отбывающих срок наказания. Здесь тоже необходимо законодательное установление механизмов общественного контроля и кроме того тех санитарных норм, нарушение которых должно иметь следствием приостановку или прекращение деятельности данного учреждения.

Наконец, четвертая проблема, - это проблема прав человека на поиск и получение объективной качественной информации, как необходимого условия своего полноценного личностного развития и получения возможности для добросовестного использования данной человеку свободы воли, свободы выбора; это проблема защиты человека от недоброкачественной духовно-разлагающей, убивающей и неверно ориентирующей информации. Надо сказать, что в целом ряде правовых актов, в основном международных, эти права человека означены, но в нашей национальной практике они абсолютно игнорируются. И я убежден, что пока мы не продвинемся в решении этой проблемы, мы будем весьма далеки и в решении всех прочих правозащитных проблем. Более того, эти проблемы будут так же неизбежно лавинообразно расти, приближая гибель России, как неизбежно растет ком несовместимых с жизнью проблем у человека, в пищу которого подмешивается яд…

Я предлагаю, чтоб здесь на съезде мы сформировали рабочие аналитические группы по выработке общей для всех нас стратегии в решении этих проблем и готов принять активное участие в работе как группы, формируемой по проблемам Чечни, так и группы, создаваемой по информационным проблемам.

Ко входу в Библиотеку Якова Кротова