Надежда Банчик
Православный человек, свой среди мусульман
(Фрагмент статьи)
Виктор Попков - давний знакомый Виктории - пригласил
нас к себе.
Входим
в обычную московскую "башню", поднимаемся на 13-й этаж. И вдруг встречает нас
мужчина в рясе, с седой окладистой бородой, будто не квартира это, а церковь или
монастырь. Но обилие картин на стенах, милейшая жена Таня и две огромные, но добродушные
собаки убеждают, что все-таки мы - в квартире. В
гостях у Виктора, кроме нас, - чеченцы: директор школы из отдаленного горного
села, в Москве он на несколько дней, приехал на всероссийский семинар учителей;
врач (со странным для чеченки именем Роза Борисовна); молодая девушка, больная
туберкулезом, - Виктор помог ей приехать на лечение; наконец, создатель Миротворческой
миссии на Северном Кавказе - сотрудник МВД России, занимающийся розыском пропавших
и взятых в плен с обеих воюющих сторон. - До ХХ века
человечество было озабочено главным образом завоеванием пространства: открытием
новых земель, покорением территорий, народов... В ХХ веке впервые перед человечеством
встала задача найти формы сосуществования разных цивилизаций и культур; эта задача
в ХХI веке выходит на первый план. Культуры могут и должны дополнять и обогащать
друг друга, - излагает Виктор свои философские взгляды. - Эти задачи я пытаюсь
решить сейчас в Чеченской Республике. После первой
чеченской войны и подписания мирных соглашений Виктор Попков (к тому времени он
был членом правозащитного общества "Мемориал") создал группу КОПОРЧ - Комитет
общественного патронирования обязательств России и Чечни. За
этим мудреным названием - маленькая группа энтузиастов, которые ездят по разоренным
чеченским аулам (особенно - труднодоступным, горным), оказывая людям медицинскую
помощь и организовывая сельчан на работу, какая только возможна в этих условиях.
Так, недавно на средства, выделенные в качестве гуманитарной помощи чеченскому
населению, Виктор и его единомышленники закупили пряжу и раздали чеченкам из далеких
сел, желающим заняться вязанием. Виктор Попков доставил
в чеченские аулы несколько мини-пекарен. Еще один шанс видится ему в организации
сбора и переработки диких плодов и лекарственных растений. Кроме
того, Виктор, считая себя как русский и христианин ответственным за то, что творят
недостойные представители его народа, собирает документальные свидетельства злодеяний
войск в Чечне и предает их гласности. Ездит Виктор
по чеченским аулам в своем облачении православного священника. Как его встречают?
На этот вопрос отвечает директор чеченской школы: -
Когда он появился в рясе в нашем сельском автобусе, конечно, в первую минуту у
нас был шок. Но уже через несколько минут мы поняли: этот человек приехал к нам
с добрыми намерениями - и стены между нами как не бывало! Он жил у нас, мы очень
подружились. |