Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Виктор Попков

МЕМУАР МИХАИЛА РОЩИНА

Я познакомился с Виктором раньше, еще до Марша мира. Но здесь первый раз у меня появилась возможность познакомиться с ним ближе – и как с человеком, и как с миротворцем.

Он участвовал в работе оргкомитета марша мира, который проходил в марте – апреле девяносто пятого года и, в принципе говоря, начался в Москве с обхода стен московского Кремля. А дальше уже на автобусе люди двигались, сначала на автобусе, потом на поезде и уже шли пешком из Назрани в сторону Чечни. Идея была такая: дойти до Грозного и дальше, может быть, и остановить те боевые действия, которые в тот момент шли.

Виктор тоже добрался до Назрани, но дальше его такая кипучая энергия, натура, она требовала более каких-то активных действий, поэтому он уже тогда занялся доставкой гуманитарной помощи в Грозный, в Чечню. И вот как раз я вспоминаю, что когда с основной группой мы приехали в Назрань, в этот момент приехал и Виктор с транспортом. Страсть к тому, чтобы нести какое-то такое особое молитвенное послушание, у него была всегда, и он в тот момент тоже голодал, соблюдал строгий пост такой.

Там было еще несколько человек, мы беседовали в Назрани, он рассказывал о своих дальнейших планах. И после этого, после нашей встречи он поехал дальше в Грозный. Ну, потом у него было много событий, в какой-то момент он даже провел один месяц в Шатое, где был задержан, так сказать, но потом отпущен. Он был задержан Чеченской стороной. А дальше… Мне кажется, что тогда, летом девяносто пятого года, проявились его лучшие качества. То есть, его умение не просто, так сказать, нести мир, а как-то активно, и одновременно принимать определенное участие в политическом процессе.

Летом девяносто пятого года в конце июля было подписано первое военное соглашение между Российской Федерацией и Чеченской республикой. И потом Виктор подписал специальное соглашение с Масхадовым о том, чтобы организовать наблюдательный процесс за тем, как это военное соглашение выполняется. В тот момент я тоже работал, от организации “Омега” был наблюдателем вместе с моим другом и коллегой Алексеем Кудрявцевым, который тоже сейчас здесь. И мы действительно выполняли такую миссию. На мой взгляд, это был очень интересный эксперимент.

То есть, что мы делали… В то время по всей республике были созданы совместные наблюдательные комиссии. Была центральная комиссия, которую возглавляли с чеченской стороны Масхадов, а с российской стороны – генерал Романов. И кроме этого были по районам, в разных районах республики тоже созданы соответствующие комиссии. И мы вот как наблюдатели в двух районах работали, наблюдали, участвовали в заседаниях вот этих комиссий на районном уровне. И, на мой взгляд это был очень интересный процесс, потому что мы наблюдали, как… В каком-то смысле это военное соглашение работало, правда, очень недолго. И вот мы наблюдали, как налаживается мирная жизнь, как развивается общественная активность населения…

В Грозном мне часто приходилось наблюдать, как работал Виктор. То есть, он там вел переговоры с представителями чеченского правительства, с руководителем делегации. Потому что тогда, в тот момент, еще переговорный процесс продолжался. И, действительно, у него было умение как-то убеждать людей. Кроме этого, мне кажется, у него был хороший юридический подход, он всегда видел международно-правовой аспект этой проблемы и старался как-то поставить ее на правовую основу. И, в общем, что-то ему удавалось. На самом деле, для меня вот это до сих пор самое большое впечатление от Виктора, и от встреч с ним и позднее, вот это его умение. Потому что фактически организация “Омега” была очень маленькой. И, тем не менее, значение личности проявляется в таких ситуациях, когда один человек при большом желании может чего-то добиться, выступить посредником, установить какие-то контакты.

Я думаю, что и в Чечне, и в других регионах, где он до этого работал, большое значение имело то, что он, действительно, сам родился на Кавказе, прекрасно знал кавказские обычаи, традиции местных народов, хорошо чувствовал экологию края, и поэтому как-то ему удавалось найти нужные подходы. Поэтому, конечно, в моей памяти он остался таким миротворцем, который старался нести мир, но не всегда получалось, потому что, в общем, у нас еще очень мало опыта работы неправительственных организаций, не все всегда понимают тот позитивный вклад, какой они могут внести.


Михаил Рощин

Голодовка молитвенной солидарности

Холодной осенью 1999 года, в конце октября, когда уже почти месяц шла вторая чеченская война, и из Чечни хлынул поток беженцев, в Москве было тихо и спокойно, на этот раз никто не протестовал против новой войны. Многие вспоминали недавние взрывы в Москве, подавляющее большинство было уверено: в них виноваты чеченцы.

Очень мало кто в тот момент понимал, что происходит новая трагедия целого народа, и кровавым путем вряд ли удастся улучшить взаимопонимание русских и чеченцев.

Я очень тогда переживал, но главное меня беспокоило то, что я ничего не могу сделать. Я позвонил Виктору Попкову, глубоко верующему старообрядцу. Виктор серьезно работал в Чечне еще в первую войну: привозил гуманитарную помощь, обменивал пленных, наблюдал за хрупким перемирием лета 1995 года. Нам обоим было ясно, что на этот раз широких протестов против войны не будет. Пресса шумела: " Дайте нашей армии довести дело до конца! В чем он состоит, почему-то никто не объяснял.

Виктор предложил начать голодовку молитвенной солидарности с чеченским народом. Своим лозунгом мы выбрали слова древнерусского князя Александра Невского: " Не в силе Бог, а в Правде! " Акцию мы начали проводить у Малого Соловецкого Камня, привезенного с Соловков, где в годы сталинских репрессий находился крупный лагерь для политических заключенных. К этому камню как фундаменту крепились веревками наши транспаранты. За камнем / он выше человеческого роста / можно было укрыться от порывов леденящего ветра, на котором словно паруса трепетали наши плакаты.

Наша голодовка была на самом деле строгим постом, так как мы регулярно пили горячую воду в здании правозащитной организации "Мемориал", расположенной по соседству.

Рядом со Соловецким камнем мы cделали небольшое укрытие из полиэтилена, напоминающее палатку. Там на небольшом складном столике положили духовные книги и поставили иконы. Мы молились за всех погибших в эту войну, чеченцев и русских, христиан и мусульман.

Тем, кто к нам приходил, мы старались объяснить причины нашего поступка, и должен сказать, от многих мы получали поддержку. До сих пор помню женщину, которая приехала на поезде из другого города, чтобы встретиться с нами.

Через 9 дней после начала голодовки меня заменил мой друг московский квакер Саша Горбенко. Я просил его принять посильное участие в нашей акции и поголодать, может быть, неделю. Он согласился... и проголодал 43 дня вплоть до дня выборов в Государственную Думу России. Саша влился в нашу акцию просто и естественно. Он считал, что в духовном плане его усилия должны быть востребованы, когда в мире льется кровь, и гибнут беззащитные люди. Результаты нашей работы, конечно, были неясны, но мы думали, что лучше действовать, чем молча смотреть как от нашего имени /имею в виду всех россиян/ совершается преступление за преступлением.

На пятой неделе непрерывной голодовки Виктор Попков стал собираться в Чечню для встречи с чеченским президентом Асланом Масхадовым. Виктор верил, что такая встреча могла бы остановить военные действия.

3 декабря 1999 года он улетел в Слепцовскую в Ингушетии. Там после 42-х дней поста он прекратил голодовку и на следующий день пешком пересек контрольно-пропускной пункт неподалеку от Слепцовской. Чеченцы отнеслись с уважением к благочестивому иноверцу. Виктору удалось побывать в селениях Урус-Мартан и Валерик, но он не смог перейти линию фронта и попасть на территорию, не контролируемую федералами.

Зимой 2000 года Виктор смог еще два раза побывать в Чечне: он привозил деньги, покупал муку и раздавал ее жителям ряда сел. Позднее, уже весной ему удалось наконец встретиться с президентом Чечни Асланом Масхадовым, но дорога к миру оказалась трудней, чем мы думали, а война каждый день взращивает новые семена ненависти.

И все же я верю: только вырвав ненависть из наших сердец, мы сможем пойти навстречу друг другу и понять, что нет ничего дороже мира.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова