Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Виктор Попков

Жизнью одних оплачиваются преступные интересы других

 

 

Обычное противопоставление:“федералы“-“боевики”,“русские”-“чеченцы”...

Нет, ни федералы и боевики, ни русские и чеченцы,а жертвы своего легковерия и с той, и с другой стороны и те кто на этом взаимном легковерии вообщем-то искренних и внутренне старающихся быть честными простых людей делает свою грязную политику, свои нечистые деньги, удловлетворяет свои низменные интересы,

На моем телевизоре кадры,сделанные судя по титрам 20 марта в с.Комсомольское. Идут последнии дни боев за это село,в котором с 6 марта укрепилсь вышедшие из лесов голодные отряды чеченского сопротивления. Голод, проблемы с боеприпасами и бесперспективность дальнейшего сопротивления, наконец-то, вынудили бойцов этих отрядов сдаваться в плен. На кадрах неведомого оператора запечатленные первые моменты сдачи чеченцев в плен, их досмотра, обращения с ними... На этих кадрах я вижу обыкновенных людей, в которых отсутствует взаимная озлобленность. Обращение с пленными строгое, но без злости и без жестокости... И это не показные сцены для заезжего профессионального репортера, это любительские кадры, фиксирующие все как есть. А ведь казалось бы именно здесь на передовой сдающиеся должны были бы испытать наибольший накал ненависти к себе - ведь от их рук погибли многие из товарищей тех кому они сдавались.

Но нет, настоящей угрозой для жизней пленных стали не простые противостоявшие им российские солдаты, а те под чью власть их потом передавали. Лишь единицам из взятых тогда в плен удалось за большие деньги выйти на свободу, а более 100 человек были не просто бессудно расстреляны и там в Комсомольском, и в Урус-Мартане, и в Чернокозово, но зверски замучены.

Да, факты неумолимо свидетельствуют - многие из пленных были замучены здесь же в Косомольском. В том числе именно здесь были изнасилованы и убиты три женщины, что оказались в числе пленных... Но мне с трудом верится, что это сделали те же ребята, что я видел на кадрах, зафиксировавших выход этих женщин к “федералам”. Хотя,кто его знает,может я и не прав, ведь известно как низко может пасть человек, особенно пьяный человек, когда его делают частью обезумевшего животного стада. Впрочем в данном случае важно не то кто стал непосредственным исполнителем тех или других зверств в отношении пленных, в надругательствах над трупами (у очень многих из погибших в Комсомольском были отрезаны уши, носы...), а то что все эти действия не были следствиями спонтанного выхода чувств российских военнослужащих по отношению к противостоявшим им чеченцам. Важно то, что все эти действия были следствиями определенных установок старших командиров, непресекавших, а скорее даже поощрявших такии действия. К такому выводу заставляет прийти не только полная безнаказанность за подобные военные преступления и преступления против человечества, но и их широкая распространенность. Как уже говорилось, подобная “амнистия” по российски осуществлялась в данном случае не только в Косомольском, но и в Урус-Мартане, и в Чернокозово; около 150 плененных в Комсомольском возможно еще и сегодня проходят круги ада в так называемых следственных учреждениях России вне какого-либо контроля и помощи в обеспечении своих прав со стороны общественности и независимых адвокатов. Во всяком случае о судьбе плененных в Комсомольском, чьи тела не были выданы их родным, последним ничего не известно.

Понятно, что плодами такой “амнистии” по российски, чьи результаты, безусловно, хорошо известны всем противостоящим с оружием России, может быть только укрепление их и в непримиримости к России, и в безысходности своего положения. Какой смысл сдаваться на милость победителя если этой милости нет? Значит выход один - сражаться до последней капли своей крови...

* * *

Впрочем бойцам чеченского сопротивления известно не только как ненадежна милость российских карателей и мародеров, но и как фальшива вера некоторых из их собственных командиров, меняющих веру на деньги, забывающих не только о вере, но и о элементарной ответственности за жизни тех ребят, что вручили им свою судьбу, когда вопрос ставится о сохранении их собственных жизней. В том же Комсомольском группа из таких фальшивых “рабов Всевышнего” обобрала своих ребят якобы чтобы подкупить “федералов”, заплатив им за коридор, и ушла, оставив остальных на смерть. Около 1000 бойцов чеченского сопротивления (вместе с замученными пленными) такова цена этого предательства.

Но когда подлость и там, и там, то надеяться остается только на самого себя, на Аллаха, на тех с кем соединил свою судьбу, на тех кто рискует рядом с тобою и вместе с тобою, да еще волей-неволей и на тех без кого тебе в этих условиях не выжить - кто дает тебе боеприпасы, хлеб,- то есть на тех же командиров. Отсюда высокий авторитет именно своих командиров, авторитет, уменьшаёщийся по мере увеличения их отдаленности - территориальной или из-за высоты своего статуса,- вплоть до нуля или отрицательной величины, когда речь идет уже о командирах других направлений и фронтов.

Есть ли в такой ситуации выход для этих простых бойцов чеченского сопротивления, для их не потерявших окончательно совести и веры командиров и в чем он?

Конечно, у человека всегда есть выход, всегда есть возможность не поступаться совестью, действовать не из страха потерять что-то в этой жизни, а из нежелания потерять себя перед Богом, пойдя против Его воли, Его заповедей. Но задурманенные люди зачастую просто не понимают, что жестокость и злоба несовместимы с Богом, что главное в Нем это милосердие и любовь ко всем нам, как бы мы ни были падши, и того же Он ждет от нас. И при такой слепоте, конечно, гораздо легче гибнуть, утверждая смерть и увлекая за собою в погибель земную и вечную других людей, чем утверждать жизнь, предпочитая мученическую смерть, только бы самому перестать быть источником гибели для других людей. Так что этот выход,увы, для большинства невидим, да если б и был видим, то не у многих бы нашлись необходимые для него незаурядные духовные силы.

Другой выход, не требующий таких духовных сил от каждого, может быть открыт Масхадовым или любым командиром сопротивления, который бы не только на словах объявил делом своей жизни защиту законных прав и интересов каждого жителя Чечни (что продекларировал в своей листовке за основную свою цель штаб сил сопротивления ЧРИ), но и бескомпромисно бы проводил эту линию в рамках имеющихся у него по его статусу полномочий. На уровне командира отряда - в рамках этого отряда, на уровне командующего фронтом - в пределах данного фронта, на уровне Президента - в масштабах всех сил сопротивления. Но что значит “проводил бы эту линию”?

А это значит, в первую очередь, полный отказ от пагубного тезиса “цель оправдывает средство”. Значит неукоснительное стремление к наиболее полному обеспечению защиты законных прав и интересов

как мирных жителей Чечни (в том числе путем оберегания их от подставления под удары возмездия “федералов” - целесообразность каждого действия сил сопротивления должна быть понятна жителям Чечни и находить нравственное одобрение у большинства),

как собственных бойцов (в том числе путем привлечения к ответственности или исключения из рядов сопротивления всех тех, кто своими действиями преступно подставляет своих бойцов или снижает их защищенность противопоставлением мирному населению и нормам цивилизованного сообщества),

так и определяемых международными нормами прав комбатантов (военнослужащих, сотрудников МВД...) противостоящей чеченским силам сопротивления стороны, в том числе прав попавших в плен так называемых “контрактников”, ибо только при обеспечении чеченским сопротивлением прав этих лиц для него открывается путь для полноценной международной защиты своих братьев, оказавшихся во власти российской стороны, а в перспективе и путь для международного урегулирования конфликта.

Необходимо четко осозновать, что всякий допускающий насилие и издевательства в отношении пленных россиян, всякий удерживающий заложников, в том числе из числа чеченцев (а их на момент начала войны было более 400!), всякий занимающийся мародерством, совершающий так называемые акты возмездия против гражданских лиц, в том числе подобные тому “возмедию”-расстрелу, которое было совершено против муллы Урус-Мартана, является не просто преступником, но именно предателем тех высоких целей, что ставит себе чеченское сопротивление. Такие люди должны быть судимы или по крайней-мере исключаемы из рядов сопротивления и об этом должно быть широкое оповещение общественности.

Возражение, что “это недопустимо ибо приведет к расколу среди сил сопротивления”, несостоятельно. Оно несостоятельно потому что сопротивление не самоцель, а лишь средство достижения объявленной за цель “защиты чеченского народа от векового произвола преступной политики России в отношении чеченского народа”. Если средство не приближает, а удаляет цель, делает ее несбыточной, то лучше такого средства и не иметь вовсе.

Кроме того думать, что подобная принципиальная и последовательная политика приведет к существенному расколу и ослаблению сопротивления, это значит принимать, что существенная часть сил сопротивления состоит из озлобившихся отдавшихся во власть низменным чувствам людей, не способных и не желающих принимать ничего иного как только диктат силы и денег. Уверен, что это не так, что для подавляющего большинства участников сопротивления такая последовательная принципиальная политика оказалась бы долгожданным спасительным выходом из того нравственного тупика, в котором они сегодня оказались. Уверен, что в меньшинстве оказались бы именно те кто в силу своей слепоты или множества стоящих за ними преступлений не смогли бы или не захотели бы принять этой единственно спасительной сегодня и для сил чеченского сопротивления, и для Чечни в целом политики - политики, восстанавливающей единство чеченского сопротивления с народом Чечни и этим выводящим его из под зависимости от тех кто с помощью больших денег хотел бы превратить чеченское сопротивление в послушное орудие своих целей.

* * *

По сути сегодня Масхадов и полевые командиры стоят перед выбором:

или быть им с народом,

или позволить себе стать над народом, над его страданиями во имя таких столь соблазнительно громко звучащих идеалов как “борьба с неверными”, как утверждение пусть даже ценою жизни своего народа “ценностей и норм Ислама” (что на самом деле противоречит фундаментальным основам Ислама, ниспосланным Муххамеду в Мекке),

позволить себе стать над народом во имя декларируемых идеалов, а на самом деле в качестве послушных орудий тех кто будет оплачивать эту их преступную по отношению к собственному народу политику.

При этом элита чеченского сопротивления не может не понимать, что при такой политике “независимость Чечни” окончательно утрачивается как реальная цель чеченского сопротивления и может продолжать еще звучать только как чисто пропагандисткая приманка для тех зеленых юнцов, что пошли за этой элитой.

Понятно, что Масхадову и полевым командирам сил сопротивления не так то просто решиться на отвечающий интересам чеченского народа выбор. Им мешает сделать его и та отчужденность, что возникла между ними и народом в годы, предшествовавшие нынешним трагическим событиям в Чечне, то золото, которое они положили в свои карманы или которому они позволили лечь в карманы приближенных ими людей за счет разворовывания ресурсов Чечни и таких преступлений как торговля людьми, как бездумное приятие огромных финансовых подачек от каких то закулисных могущественных сил.

Если не всем, то части из них мешает страх перед ответственностью, которая может прийти к ним и в лице судей международного трибунала, и, по своим чеченским законам, в лице мстителей - родных многочисленных жертв их произвола непосредственно в Чечне.

И главное, по-видимому, многим из них мешает надежда на то, что для них лично все может быть образуется с помощью тех же преступных политиков России, которые когда-нибудь исчерпают свои интересы, связанные с “войной” в Чечне. Которые вновь, как и на финише прошлой “войны”, захотят на какое-то время востребовать Чечню не в качестве “пугала” для российского обывателя, а в качестве “дыры” в правовом пространстве России, в которой можно было бы прятать следы своих преступлений. И вот тут-то они со своим опытом еще моли бы очень пригодиться России...

Не скажу, что такой сговор полностью исключен - комментировать его нравственное содержание нет смысла. Однако, хотел бы напомнить тем кто на него рассчитывает, что в реку истории невозможно войти дважды и потому всерьез рассчитывать на повторение того, что произошло в августе 1996 г. и потом, не приходится. Не та сегодня ситуация в России, не те настроения, не те тактические интересы у тех, кто определяет ее политику, чтоб можно было элите чеченского сопротивления надеяться на подобную легализацию своих отношений с политическими структурами России путем сговора.

Повторяю, подлинная правовая легализация отношений элиты чеченского сопротивления с политическими структурами и России, и других стран в принципе еще возможна, но только на нелегком пути неукоснительного соблюдения норм цивилизованного сообщества, на пути приоритета прав человека, на пути восстановления своего единства с чеченским народом, его подлинными интересами, его болью. В противном случае, по мере углубления своего дальнейшего отрыва от народа, своей маргинизации если и не единственным, то наиболее вероятным путем для чеченской элиты сил сопротивления будет путь превращения в лучшем случае в изгоев, в людей, мыкающих судьбу скитальцев на чужбине, боящихся даже обозначить как-то для родных место своего нахождения из страха быть настигнутыми мстителями.

В худшем же случаи, эта “элита” может стать подлинным проклятьем своего народа, источником новых неисчислимых бед для него если в своей слепоте и гордыне ее члены решат искать выход для себя из нынешней ситуации на путях снискания лавр “слуг Аллаха” (на самом деле не Аллаха, а Иблиса), карающего всех кто не с ними, кто противостоит им - чеченцев, русских, американцев.., словом, всех!

Да, именно на этот путь их толкает логика тех событий, что происходят в Чечне, толкают те, кто стоит за этими событиями в России и в других странах, кто подпитывает их деньгами, но это ли нужно тем, кто встал под знамена сопротивленя?

Повторяю, я прекрасно понимаю как трудно сделать свой выбор тем, кто входит в элиту чеченского сопротивления - многих из них я знаю и люблю по тому доброму, что видел в них. Я помню, например, как тот же Басаев был принципиальным противником тактики выжженной земли в Абхазии, противником войны с мирным населением; как тот же Масхадов решительно пресекал там где мог какое-либо насилие в отношение пленных... И мне очень хочется надеяться на то, что входящие в элиту чеченского сопротивления найдут в себе мужество при своем выборе опереться на то доброе, что есть в них; что они поставят выше возможных для себя из-за этого выбора земных испытаний судьбу своего народа и свою личную судьбу в земной памяти людей и в небесной вечности.

Да поможет им Бог!

 

 

 

 

Виктор Попков - координатор Международного Комитета общественного патронирования обязательств России и Чечни.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова