Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Йозеф Ратцингер
(папа Римский Бенедикт
XVI)

ЦЕННОСТИ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

 

Перевод: Вадим Витковский

 

Ратцингер Й. (Бенедикт XVI). Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени/ Пер. с нем. (Серия «Современное богословие»). — М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2007. — 163 с.

18ВМ 5-89647-169-6

Каково будущее человечества в мире, определяемом экономическими и

политическими интересами власти? Как связаны друг с другом политика и мораль? Какие ценности остаются в силе во времена радикальных перемен? Папа Римский, Бенедикт XVI, размышляет об отношениях между верой и разумом, о будущем наших обществ и о звучащем все громче вопросе о «душе» Европы. Критические вопросы, обращенные к эпохе, соединены с фундаментальными ответами.

Оглавление

Глава первая

На чем должны основываться наши действия? —

Политика и мораль 11

I. Изменять или сохранять? Разные видения политики и политическая практика 11

П. Чем держится мир? Дополитические моральные основы либерального государства 30

III. Свобода, право и благо. Моральные принципы в демократических обществах 44

ГУ. Что есть истина? Значение религиозных и нравственных ценностей в плюралистическом обществе 51

Глава вторая

Что такое Европа? Основы и перспективы 71

I. Идентичность Европы.

Ее духовные основы: вчера, сегодня, завтра 71

П. Общая идентичность и общие устремления.

Шансы и опасности для Европы 94

Глава третья

Ответственность за мир. Основные моменты 104

I. Если хочешь мира... Совесть и истина 104

П. В поисках мира. Противоречия и опасности 128

  1. Что нам делать? Ответственность христиан за мир 145

  2. Действовать силой памяти. Благодать примирения 150

Заключение

Вера в триединого Бога и мир во всем мире 154

Перечень источников 160

«Я поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод и чтобы плод ваш пребывал» (Ин 15:16). Здесь проявляется динамизм бытия христианина, апостола: Я поставил вас, чтобы вы шли... Мы должны вдохновляться святым беспокойством — беспокойством, которое требует от нас нести всем дар веры, дар дружбы со Христом. Поистине, любовь и дружба Божьи даны нам для того, чтобы они достигали других. Мы приняли веру, чтобы дарить ее другим, — мы священники, чтобы служить другим. И мы должны приносить плод, который пребудет. Все люди хотят оставить след, который пребудет. Но что же сохраняется? Конечно, не деньги. Не сохраняются ни архитектурные сооружения, ни книги. Рано или поздно все это исчезает. Единственное, что пребывает вечно, это человеческая душа, человек, сотворенный Богом для вечности. Поэтому плод, который пребудет, это то, что мы посеяли в душах человеческих — любовь, познание, деяние, оставляющее след в сердце, слово, открывающее душу для радости о Господе. Так пойдем же и станем просить Господа, чтобы Он помогал нам приносить плод — плод, который

пребудет. Только так можно преобразить землю из юдоли слез в сад Божий.

Из проповеди кардинала Йозефа Ратцингера, декана Коллегии кардиналов, на богослужении в соборе Святого Петра по случаю открытия конклава 18 апреля 2005 года

Предисловие

Европа вновь стала одной из важнейших тем для споров о нашем настоящем и будущем. Борьба за Европейскую конституцию, распространение Европейского союза на восток, вопрос о приеме в сообщество европейских стран Турции, государства, которое исторически ощущало себя, в силу своей иной культурной и религиозной ситуации, противоположностью христианской Европе — все это ставит нас перед основополагающими вопросами: на чем, собственно, основана наша жизнь? На чем стоит и чем держится наше общество? Где обретает оно свою нравственную почву, а затем и мотивацию для морального образа действий, без которых государство не может существовать? Как вписываемся мы сами и наша Европа в ситуацию, сложившуюся в мире — в противостояние Севера и Юга, в противостояние между великими культурами человечества, в противостояние между технически развитой секулярнои цивилизацией и теми главными, последними вопросами, на которые она ответить не в состоянии?

За годы, прошедшие после падения Берлинской стены, после которого эти вопросы приобрели новый смысл, меня много раз приглашали читать лекции и участвовать в дискуссиях на эти темы. В этой книге сделана попытка собрать возникшие в итоге отдельные, различные по тематике, статьи в некую мозаику, которая могла бы служить путеводителем для выбора направления. Многое представляет собой лишь набросок, скорее вопрос, нежели ответ. Но, быть может, именно неокончательный характер этих попыток может помочь

9

в дальнейших размышлениях. Я признателен г-ну д-ру Рудольфу Вальтеру из издательства Негйег за то, что он побудил меня собрать разрозненные материалы, которые затем были обработаны издательством и составили единое целое.

Кардинал Иозеф Ратцингер Рим, 15 января 2005 года

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова