Cемен Резник
КРОВАВЫЙ НАВЕТ В РОССИИ
К началу
ИГОРЬ ШАФАРЕВИЧ
См. также: Berglund, Krista. The vexing case of Igor Shafarevich, a Russian Political Thinker. Basel: Birkhauser, 2012. 547 pgs.
Игорь Ростиславович Шафаревич в детстве был вундеркиндом. Школьником он перечитал
массу литературы по высшей математике, а затем явился в Московский университет
с просьбой его проэкзаменовать. В 17 лет Шафаревич был принят на последний курс
Московского университета и через год его окончил. В 20 лет он уже сам читал лекции
и вел семинары, хотя был младше своих студентов. С годами его математический талант
расцвел во всю мощь. Он внес крупный вклад в сложнейшие области математики, создал
свою научную школу, стал членом-корреспондентом Академии Наук СССР и членом многих
ведущих академий мира: Американской академии наук, Лондонского королевского общества,
Германской академии Леопольдина и ряда других.
Шафаревич не мог мириться с коммунистической системой власти и в 70-е годы
оказался в числе ведущих диссидентов. Репутация ученого с мировым именем защищала
его от "тюрьмы и сумы", но от преподавательской деятельности в университете
его отлучили, не продвигали в академики, хотя по научному весу он этого заслуживал,
пакостили, как могли.
Но среди диссидентов Шафаревич тоже вскоре стал диссидентом. Если большинство
из них, борясь за права человека, ориентировались на западные ценности демократии
и свободного предпринимательства, то для Шафаревича светлое будущее России лежало
в ее самодержавно-православном прошлом. По его мнению, сближение с Западом может
только "разжижить" ее национальную самобытность. России это противопоказано.
Толкает же ее на этот гибельный путь небольшая группа интеллигентов, в которой
доминируют евреи.
По Шафаревичу, "малый народ", как он назвал такую интеллигенцию,
не понимает чаяний "большого" народа, не уважает его традиций и самобытной
культуры, считает его быдлом, пригодным только на то, чтобы служить материалом
для безответственных социальных экспериментов.
Свой главный труд - под названием "Русофобия" - Шафаревич закончил
в 1982 году. Опубликовать его было, конечно, невозможно. Лишь через несколько
лет, когда в воздухе запахло горбачевским либерализмом, Шафаревич решился пустить
его в самиздат. И в 1989 году - свершилось: "Русофобия" появилась на
страницах журнала "Наш современник".
Нет нужды касаться всех аспектов этой работы. На Западе она поставила недавнего
диссидента вне цивилизованного общества. Президент и секретарь Американской академии
наук направили Шафаревичу письмо, в котором просили его выйти из состава Академии,
так как по уставу исключен из нее никто быть не может. Шафаревич стал первым американским
академиком, получившим такой пинок!
Зато для российских фашистов Шафаревич и его "Русофобия" оказались
находкой: в "патриотическом" лагере не было людей со столь высокой репутацией
и произведения, в котором столь броско и плакатно излагалась бы "наука ненависти"
к евреям. Шафаревич был введен в редколлегию "Нашего современника" и
некоторых других "патриотических" изданий, стал раздавать интервью,
часто появляться на телевизионных экранах, словом, в одночасье стал знаменитостью,
словно звезда рок-эн-ролла или спортсмен, выигравший десяток олимпийских медалей.
В контексте этого очерка интерес представляет всего несколько строк из "Русофобии",
которые я здесь приведу полностью:
"Николай II был расстрелян именно как Царь, этим ритуальным актом (курсив
мой - С.Р.) подводилась черта под многовековой эпохой русской истории... Казалось
бы, от такого болезненного, оставляющего след во всей истории действия представители
незначительного этнического меньшинства должны были бы держаться как можно дальше.
А какие имена мы встречаем? Лично руководил расстрелом и стрелял в Царя Яков Юровский,
председателем местного Совета был Белобородов (Вайсбардт), а общее руководство
в Екатеринбурге осуществлял Шая Голощекин. Картина дополняется тем, что на стене
комнаты, где происходил расстрел, было обнаружено написанное (по-немецки) двустишие
из стихотворения Гейне о царе Валтасаре, оскорбившем Иегову и убитом за это".
(И. Р.Шафаревич. Сочинения в трех томах. Т.2., Москва, "Феникс", 1994,
стр. 145).
К этому месту автор делает примечание, которое тоже нельзя обойти: "Довольно
откровенной попыткой затемнить именно этот аспект екатеринбургской трагедии является
недавняя книга двух английских журналистов. Но по другому поводу мы узнаем из
нее, что на стенах дома, где произошел расстрел царской семьи, были обнаружены
надписи на идиш!" (Там же).
На какую книгу ссылается Шафаревич, установить невозможно, так как не названы
ни имена авторов, ни название; а вот откуда пошла сказка о "надписях на идиш",
нам уже ведомо. Придется сказать пару слов о неожиданном превращении Белобородова
в Вайсбарда. Эта остроумная находка принадлежит не самому Шафаревичу, а американскому
профессору-антисемиту российского происхождения П.Пагануцци. В книге "Правда
об убийстве царской семьи". (Св.-Троицкий монастырь, Джорданвилль, H. I.,
1981) биографическую справку о Белобородове он начинает так: "Александр Григорьевич
Белобородов (Вайсбард?), 27 лет". (Пагануцци, стр. 62). В том, что автор
переврал отчество одного из ведущих героев своего повествования (правильно Георгиевич),
беды, конечно, нет; но, снабдив вопросительным знаком еврейский вариант его фамилии,
он проявил недопустимый оппортунизм. У истинных ритуалистов не должно возникать
сомнений. Поэтому Шафаревич смело отшелушил неуместный крючок.
Столь же неколебимо он уверен в том, что в царя стрелял именно Юровский. В
конце концов, на этом в своих записках настаивал и сам убийца. Проблема в том,
что у него было минимум два конкурента: член расстрельной команды Павел Медведев
(Кудрин) приписывал убийство Николая себе, а комиссар Ермаков - себе. Специалисты
считают это вопрос невыясненным. Но академик-ритуалист вычислил с математической
точностью: в царя стрелял еврей Юровский!
Итак, ритуальный акт. Слово произнесено! Брошено возбужденной толпе! При этом
кровавому навету придано третье измерение. Благодаря "жесткому уму"
математического гения на пороге третьего тысячелетия своего существования ритуальный
миф приобрел объемность.
В течение веков навет держался на двух китах.
На заре христианской эры считалось, что евреи, упорствуя в своем неприятии
божественности Иисуса Христа, распинают попадавших в их руки христиан, "ритуально"
повторяя казнь самого Иисуса. Именно таков, как мы помним, "сакральный"
смысл казни Евстратия, первого россиянина, "умученного от жидов".
Эта теория, при большой эмоциональной силе, имела существенный изъян. Распятие
на кресте - процедура сложная, да и после падения Рима она вышла из моды. Напаси-ка
нужного числа распятых! Вот и мертвого Евстратия пришлось тащить в Киев аж из
греческой Корсуни...
С появлением легенды о добывании крови из христианских младенцев дело пошло
веселее: сфера практического применения мифа расширилась. В течение веков добрые
христиане были горазды плодить потомство, но не присматривать за ним должным образом.
Детская смертность была огромной, и не только от повальных болезней, но и от беспризорности.
Отношение к этому большинства родителей было философское: "Бог дал, Бог и
взял". Дети терялись в лесах, тонули, становились добычей сексуальных маньяков,
разбойников, диких зверей, а иногда и расчетливо подвергались истязаниям "под
жидов". К услугам ритуалистов всегда была наглядная агитация.
Однако с распространением науки и просвещения этот миф становилось все труднее
поддерживать. Одна из промашек состояла в том, что в заклании христианских младенцев
традиция усматривала аналогию с ритуальным забоем скота, который у религиозных
евреев производится строго определенным образом. Правила хорошо известны, ничего
секретного в них нет. Специально обученный резник (шойхет) обязан применять только
остро отточенный нож без единой зазубрины. Для верности нож 12 раз (!) пробуется
на ногте. Затем делается быстрый глубокий надрез шейной артерии животного. Этим
достигается наиболее быстрое и полное обескровливание, причем животное испытывает
минимум боли. Древние евреи, разработавшие эту технологию, хорошо знали сравнительную
анатомию. Но ритуалисты анатомии не знали. По их описаниям, ритуальные убийства
совершались колющим предметом; кровь, вытекавшая из многочисленных ран, собиралась
в сосуд, а жертва медленно умирала в страшных мучениях. Именно так воровская шайка
разделала "под евреев" Андрюшу Ющинского. Свою мудрость она почерпнули
из трудов Лютостанского. Чего не знал Лютостанский, а до него Скрипицын, а до
него Пикульский, и все их более ранние предшественники, пронесшие сквозь века
эстафету кровавого навета, так это того, что из колотых ран вытекает очень мало
крови: это крайне неэффективный способ ее "добывания".
Игорь Шафаревич освободил миф от средневековых нелепостей. Если расстрел царя
был ритуальным актом, то любое убийство или только предполагаемое убийство, к
которому причастны или только могли бы быть причастны какие-нибудь евреи, или
масоны, или просто интеллигенты, подпадающие под понятие "малый народ",
- может быть объявлено еврейским ритуальным убийством.
ПОСЛЕ "РУСОФОБИИ"
Как я отмечал, в официальной советской пропаганде - при всей ее антисемитской
направленности - обвинения евреев в ритуальных убийствах не допускались. Ритуальные
мифы невозможно было совместить с коммунистической доктриной интернационализма,
как бы ни выхолащивалось ее содержание. При советском режиме кровавый навет мог
возвращаться в обиход общественного сознания только с черного хода, в виде слухов,
сплетен или самиздатских апокрифов типа "Записки В.И.Даля".
Отбросив этот запрет, публикация "Русофобии" сработала как детонатор.
Ее появление соответствующие круги восприняли однозначно: "Ага! Значит, теперь
уже можно!"
Вскоре появилась газета "Земщина", которую стала издавать вновь созданная
организация "Черная сотня". Газета обильно перепечатывала из дореволюционной
"Земщины" измышления о ритуальных убийствах.
В 1992 году в другой национал-патриотической газете, "Итоги", появилась
статья уже не о прошлом, а о современности. В ней утверждалось, что жертвами еврейских
ритуальных убийств ежегодно становятся полторы тысячи (!) русских детей.
К этому времени уже стала широко известна многократно переиздававшаяся "Записка
В. И.Даля". Она апологетически комментировалась в церковных и светских "патриотических"
изданиях - при гробовом молчании либеральной печати.
18 апреля 1993 года, в первый день православной пасхи, разыгралась трагедия
в знаменитом монастыре в Оптиной Пустыни. На рассвете человек с бородой и в шинели
притаился на монастырской колокольне, а когда туда поднялись два монаха и начали
звонить к заутрене, он подкрался к ним сзади и нанес по несколько смертельных
ударов длинным клинком и финкой. Убегая, убийца столкнулся со священником, который
шел в церковь. Убил и его...
По показаниям очевидцев был составлен фоторобот убийцы, и он был опознан как
Николай Аверин, тридцатидвухлетний житель деревни Волконск. Бывший участник афганской
войны, он получал пенсию по инвалидности - после лечения в психбольнице.
Аверин окончил культпросветучилище, играл на баяне и гитаре. Призванный в армию,
он служил в музыкальном взводе, но когда предложили добровольно отправиться в
Афганистан, записался без колебаний: "чтобы потом в деревне обо мне не сказали,
что два года продудел на трубе".
Из Афганистана Аверин вернулся без единой царапины, но облысевший, с тяжело
травмированной психикой. Фанатично уверовал в Бога: ночи напролет читал Библию,
соблюдал все посты, без молитвы не садился за стол. Но Божьей милости не дождался.
В болезненном мозгу Аверина неразделенная любовь к Богу стала вытесняться ненавистью.
Трижды он вскрывал себе вены, покушаясь на самоубийство; пытался изнасиловать
девочку. Основательно готовясь к смерти, покупал для этого специальные костюмы
и завещал, как именно его хоронить. И, наконец, пошел и убил трех священнослужителей.
Его взяли в доме тетки в Козельске, когда он крепко спал. Аверин не стал запираться,
а сообщил, что совершил преступление "по наущению сатаны".
В традиционный ритуальный миф оптинская трагедия никак не укладывалась. Во-первых,
в деле не было ничего таинственного. Во-вторых, убийца не имел ничего общего с
евреями. В-третьих, сюда нельзя приплести "источение крови". Даже у
таких "знатоков" тайных иудейских ритуалов, как Лютостанский или Скрипицын,
не хватило бы воображения увязать безумную акцию Аверина с ритуальной легендой.
Однако после того, как Шафаревич осовременил ритуальную мифологию, все стало
возможно. Да и нет таких крепостей, которые бы не могли взять большевики. И вот
в "Правде" от 5 мая 1993 года появляется статья Дмитрия Герасимова "Сатанинское
племя. Кто стоит за убийцей иноков?"
"...Чуть больше года назад, - напоминает о своих прошлых заслугах автор,
- описывая в "Советской России" попытки хулиганского захвата сектой
любавичевских хасидов рукописей Шнеерсона, я лишь мельком упомянул о значившихся
в этих рукописях описаниях ритуальных убийств.3 И тут же жестоко поплатился: был
бит в самом прямом смысле слова.
С тех пор мне удалось побеседовать с ученым, доктором филологических наук -
ныне гражданином Израиля - В.Гольдбергом, который, избегая оценок и тем более
политической окраски прочитанного, поведал мне о содержании рукописей и рассказал
ритуальную притчу об убийстве левитами (при поддержке раввинов) иноверцев - гоев
- с последующими жертвоприношениями... Признаком национального и религиозного
могущества, испрошения высокой милости Бога, считалось у левитов принесение в
жертву иноверца в день его святого праздника. Чем лучше в нравственном плане приносимый
в жертву, тем выше благоволение Бога. Поэтому на заклание брали детей и духовных
лиц. При жертвоприношении характерны были ножевые ранения в подмышечную область
и пах.
Но это еще не все, - продолжает автор главного коммунистического официоза.
- По свидетельству многочисленных исследователей (! - С.Р.), эти ритуальные убийства
сохранились... вплоть до сегодняшнего дня. Например, у хасидов.
Здесь даже не важно, чьими руками действуют подобные изуверы - опоенного наркотиками
юнца или сумасшедшего, важно то, что религиозные, оккультные формирования в России
ширятся и растут день ото дня.
По сверхсекретным данным 13-го отдела НКВД, а затем и аналогичного отдела КГБ,
в России ежегодно гибнут по неизвестным причинам со следами ритуальных пыток 45-50
человек; количество же сект и масонских лож не поддается учету...
Сатане сегодня в России живется вольготно, поэтому и говорить о нем надо сейчас
в полный голос".
К этой погромной агитке, которой мог бы позавидовать сам Крушеван, "Правда"
дала редакционное послесловие: "Секты любавичевских хасидов, которые уже
неоднократно справляли свои религиозные праздники в русской святыне - православном
Кремле, как сообщают информационные источники, готовятся широко праздновать очередные
праздники Хануки и Еврейскую Пасху в России. Новый 1994 год будет ознаменован
невиданной волной пропаганды иудаизма и сионизма". ("Правда", 1993,
5 мая).
В отличие от большинства других случаев, либеральная печать России отреагировала
на этот всплеск красно-коричневой ненависти. В "Известиях" появилась
заметка профессора Леонида Гольдина под названием "Сатанинские игры в "Правде"".
Многое уместил автор в две коротенькие колонки. Даже напомнил о том, что ритуальная
агитация в свое время привела к Кишиневскому погрому и что большевистская "Правда",
тогда только родившаяся, "внесла добрую лепту в борьбу с антисемитской истерией".
"Какие же метаморфозы претерпела коммунистическая идеология, интегрировавшая
средневековое мракобесие?" - задал автор риторический вопрос, добавив, что
"это небывалый ранее выплеск бензина на тлеющие угли". ("Известия",
1993, 7 мая).
Логично было бы потребовать от российских властей принятия решительных мер
против партийных ритуалистов, в соответствии с законом о разжигании национальной
розни (Ст. 74 Уголовного кодекса - ныне ст. 168). Однако в заключительной части
заметка Л.Гольдина получила неожиданный поворот. Автор воззвал к ... американскому
правительству!
"Верните домой сотни хасидских парней - пусть даже вопреки их воле, которые
пытаются учиться и учить здесь, в России. Их пейсы и кисточки на бедрах, образ
поведения мало вписываются в раскаленную российскую атмосферу. Не зная языка,
ситуации, вне привычных условий, они ни себе, ни другим ничем не помогут, но,
помимо их воли и вины, провоцируют темные чувства немалой части не отличающихся
терпимостью наших обывателей, евреев в том числе". (Там же)
Да, хасиды выделяются своим внешним видом, и их появление на улицах Москвы
и других российских городов раздражает обывателей, в том числе и евреев. К этому
следовало бы добавить, что некоторую часть евреев они раздражают больше всего.
Их опасения, видимо, и выразил Л.Гольдин. Евреи в России привыкли не высовываться.
"Кого первого танк давит? - Того, кто из окопа высовывается!" Эта житейская
мудрость многим облегчала существование под пятой большевистского фараона, следуют
ей большинство евреев и в постсоветской России.
Но американское правительство не понимает такой логики. На статью в "Правде"
оно отреагировало представлением посольству России в Вашингтоне и М инистерству
иностранных дел в Москве. Статья была расценена как призыв к погрому и покушение
на дух религиозной терпимости.
Соединенные Штаты обратили особое внимание на то, что статья увязывает убийство
православных монахов с усилиями американской общины любавичевских хасидов вернуть
конфискованную библиотеку. Правительство США заявило, что поддерживает это требование
и намерено и впредь добиваться возвращения библиотеки.
Когда-то было распространено убеждение, что причина антисемитизма в пейсах,
"кисточках на бедрах", длинных черных лапсердаках. Но когда евреи надели
цивильное платье, сбрили пейсы и бороды, освоили язык и культуру "коренных"
наций, а затем в большинстве утратили связь и с религией своих предков - словом,
перестали выделяться, антисемитизм не пошел на убыль, а принял и вовсе людоедский
характер, перерос в инструмент политической борьбы против демократии - в фашизм
и нацизм.
Это логично: если евреям приписывают качества вампиров, высасывающих кровь
из младенцев, то чем меньше они выделяются, тем они опаснее! И эта мнимая опасность,
искусно раздуваемая и используемая политическими демагогами, становится мощным
оружием в борьбе за власть. Российские национал-патриоты - по рецепту Розанова,
Флоренского и их сегодняшних последышей - с особым рвением выискивают скрытых
евреев, полу-евреев, четверть-евреев, сотая-евреев, породненных с евреями. С "патриотической"
точки зрения, профессор Л.Гольдин, сообщающий о себе, что тридцать лет состоял
в компартии, не раз публиковал "правильные" статьи в той же "Правде",
ну а потом, конечно, из партии вышел, куда опаснее, чем хасиды в своих черных
шляпах и лапсердаках, ставшие своеобразной декоративной деталью московского ландшафта.
К сожалению, российских демократов все это мало интересует. Если они и реагируют
на некоторые одиозные антисемитские выпады, то лишь постольку, поскольку им самим
это тактически выгодно. Стратегии у них нет.
Если "Известия" хотели всерьез противостоять "выплескам бензина
на тлеющие угли", им следовало не взывать к правительству США с просьбой
убрать хасидов против их собственной воли, а запросить Министерство госбезопастности
(как тогда еще именовалась нынешняя ФСБ) относительно того, действительно ли оно
снабдило Д.Герасимова сведениями относительно 50 детей, ежегодно погибающих "со
следами ритуальных пыток", и если да, пусть даст отчет о том, откуда они
почерпнуты, а если нет, то пусть опубликует опровержение и примет надлежащие меры
к дезинформатору.
Следовало также запросить ОВИР относительно выездных документов на доктора
филологических наук В.Гольдберга. Если таковой действительно выехал на постоянное
жительство в Израиль, то надо было попытаться найти его в этой стране и спросить,
беседовал ли он с Д.Герасимовым и что именно ему говорил. У такой большой газеты,
как "Известия", достаточно возможностей, чтобы провести несложное журналистское
расследование.
Однако, напечатав заметку Л.Гольдина, "Известия" посчитали тему закрытой.
Между тем, ритуальный характер убийства трех монахов продолжает муссироваться.
По версии О.Платонова, "сатанист, совершивший эти ритуальные убийства (предполагают,
что он сделал это не один) заявил: "Идет война между Богом и сатаной, а монахи
- воины Бога, особенно враждебные сатане. Поэтому я их и убил". (Платонов-1,
стр. 442.). Ну а сатанисты всех мастей, по О.Платонову, - продукт иудо-масонской
цивилизации, которая создает и пестует их с единственной целью - угробить христианскую
цивилизацию России.
(Окончание в следующем номере)
3 Речь идет о библиотеке Любавичевского ребе, который в конце 20-х годов был
арестован за религиозную деятельность, приговорен к смертной казни, но затем,
под давлением мировой общественности, выслан за границу. Его имущество было конфисковано,
в том числе библиотека, состоявшая из 12 тысяч томов религиозных текстов. Только
в конце 80-х годов это собрание нашлось в Библиотеке имени Ленина, после чего
община любавичевских хасидов, воссозданная в Соединенных Штатах, стала добиваться
ее возвращения. Книги эти пролежали забытыми и никем не читанными в течение десятилетий,
но автору статьи "известно", что в них имеются "описания ритуальных
убийств"! - С.Р.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЦАРСКОГО ДЕЛА
Хотя большевистские власти сразу же после расправы над узниками Дома особого
назначения широко оповестили о казни Николая ""Кровавого", а позднее
признали и то, что вместе с ним были убиты все члены его семьи, они не афишировали
подробностей злодеяния. И в Советском Союзе в течение десятилетий не замечалось
сколько-нибудь значительного интереса к тому, что же произошло с семьей последнего
царя. Однако с начала 70-х годов, по мере роста разочарования в коммунистической
идеологии, число желавших узнать подробности о екатеринбургской трагедии росло
с каждым годом. Дом особого назначения, в котором размещался партийный архив,
превратился в место паломничества: каждый приезжавший в Свердловск старался в
нем побывать. Власти обеспокоились. В 1977 году, по приказу Первого секретаря
Свердловского обкома партии Б.Н.Ельцина, получившего указание из Москвы, Ипатьевский
дом сравняли с землей. Но интерес к судьбе Николая от этого не уменьшился.
В числе любопытных были два друга - московский кинорежиссер Гелий Рябов и свердловский
геолог Александр Авдонин. Они собирали труднодоступную литературу о гибели царской
семьи, познакомились с сыном командира расстрельной команды Якова Юровского, у
которого хранилось письмо-завещание отца с подробными сведениями о захоронении
тел.
В 1979 году Рябов и Авдонин, руководствуясь указаниями Юровского, отыскали
место захоронения девяти тел (два тела, как явствовало из завещания, были сожжены).
Более десяти лет друзья хранили тайну о своей открытии. Сообщили они о нем уже
в обстановке гласности и перестройки.
Наконец-то за дело смогли взяться профессионалы. Археологи и судебно-медицинские
эксперты, историки и архивисты, математики и биологи, дантисты и генетики, специалисты
из Екатеринбурга, Москвы, Великобритании, Соединенных Штатов ринулись изучать
"екатеринбургские останки".
Тут же началось перетягивание каната между Екатеринбургом и Москвой. Как в
1918 году столица Красного Урала отказывалась уступить царскую семью Москве, так
и в 90-е годы Екатеринбург отказывался уступить ее прах. Трагедия повторялась
в виде фарса.
Соответственно и участники исследований - российские и иностранные - разделились
на два враждующих клана. Сторонники Екатеринбурга уличали в ошибках, методических
просчетах, недостаточной компетенции и неэтичном поведении сторонников Москвы,
а те, соответственно, наоборот.
Но при ближайшем рассмотрении оказывалось, что в обеих группах работали специалисты
мирового класса, и существенных научных разногласий между ними не было. За несколько
лет первоначальные предположения Рябова и Авдонина были полностью подтверждены,
многократно перепроверены, уточнены десятками разных методов: от судебно-медицинских
и молекулярно-генетических до математико-статистических. Сомнительной оставалась
идентификация одного женского скелета, хотя не было сомнений, что он принадлежит
одной из младших дочерей царя: либо 17-летней Анастасии (а в числе двух сожженных
трупов, наряду с царевичем Алексеем была Мария) либо 19-летней Марии (а сожжена
была Анастасия). Во всем остальном разногласий не было: найденные останки действительно
принадлежат Николаю, его жене, их трем дочерям и погибшим вместе с ними доктору
Боткину, фрейлине Демидовой, повару Харитонову, камердинеру Труппу.
Сенсационные открытия, сопровождаемые скандалами, привлекали обостренный интерес
публики. Этим пользовались ритуалисты, наполнявшие красно-коричневые издания своими
"открытиями" и сенсациями. Они не соглашались с выводами ученых, настаивая
на том, что найдены "не те" кости, чем искусственно подогревали интерес
к проблеме. Под сурдинку в сознание обывателя внедрялась "ритуальная"
отрава. Как писала публицистка "Известий" Элла Максимова, "параллельно
с работой в лабораториях и архивах шло нагнетание страстей в прессе и эфире. В
выступлениях ученых и неученых мужей нет новых фактов, находок, состоят они преимущественно
из вопросов, рассчитанных на вселение в граждан подозрений. Что говорить, сам
институт судебного следствия у нас скомпрометирован, а фальсификация истории вошла
в набор типовых принципов власти. Но какая корысть усматривается в деле о царских
останках? Не подпитывают ли гласы общественности совсем иные мотивы? Неутоленное
честолюбие, обида - почему не меня, тоже специалиста, не позвали, обошли? Или
мракобесные слухи о заспиртованных головах Романовых в кремлевских тайниках? Поступили
ведь к [прокурору Генеральной прокуратуры В.Н.] Соловьеву и такие заявления, да
на официальных бланках с печатями" ("Известия", 1994, 6 апреля).
Что же это за официальные бланки? Увы, осведомленная журналистка обрывает себя
на полуслове. Не вытравленная с советских времен привычка к умолчаниям, дабы не
пугать цензуру. (Государственной цензуры давно нет, но живуч внутренний цензор!)
Однако договорить недоговоренное Э.Максимовой не трудно. Очень и очень многие
лица и организации "патриотического" толка воспользовались понятным
общественным интересом к "царскому делу" для дальнейшего нагнетания
ритуальных и иных мифов.
В 1995 году президент Ельцин создал правительственную комиссию во главе с вице-премьером
Ю.Яровым для "окончательной" идентификации останков и их захоронения.
Но работа комиссии была парализована более двух лет - не в последнюю очередь из-за
того, что Священный синод Русской православной церкви требовал от нее официально
"подтвердить или опровергнуть ритуальный характер убийства".
С мертвой точки работа комиссии сдвинулась только в декабре 1997 года, когда
Ельцин поставил во главе ее другого вице-премьера, молодого и считавшегося наиболее
либеральным реформатором Бориса Немцова, поручив ему энергично взяться за дело,
чтобы похороны могли состояться 17 июля, в 80-ю годовщину убийства. Правда, по
некоторым данным, инициатива исходила от самого Немцова, которого проблемой цареубийства
и екатеринбургских останков заинтересовал его советник Виктор Аксючиц, "монархист
умеренных национал-патриотических взглядов", как его характеризует авторитетная
организация по изучению экстремистских движений в России "Панорама".
(А. Верховский, Е.Михайлова, В.Прибыловский. Политическая ксенофобия. Радикальные
группы-Представления политиков-Роль церкви. М., ООО "Панорама", 1999,
стр. 87). В вопросе о "ритуальном характере убийства" либеральный реформатор
Немцов не усмотрел никакой неловкости, заявив, что считает его столь же законным
и уместным, как и любой другой. Так российское правительство дало официальную
санкцию на превращение ритуального каннибализма евреев из средневекового мифа
в предмет серьезной озабоченности государственной власти. Кажется, это произошло
впервые со времен рескрипта Николая I по Велижскому делу.
К счастью, в Генеральной прокуратуре "царское дело" попало в руки
непредвзятого прокурора-криминалиста В.Н.Соловьева. Он пришел к следующему выводу:
"Мотивы такого решения [об убийстве царской семьи] носили политический
характер и никак не были связаны с какими-либо религиозными тайными культами.
Среди большевиков, принимавших такое решение, лица еврейского происхождения находились
в меньшинстве: из 5 членов Президиума Уралсовета 1 еврей, из 6 членов коллегии
Уральской областной Чрезвычайной комиссии 2 еврея. ...Среди них не было ни одного
человека, активно участвовавшего до и после революции в каких-либо религиозных
организациях. Можно с уверенностью сказать, что все участники решения о расстреле
царской семьи, в том числе и в Кремле, как и исполнители приговора, были людьми
нерелигиозными. Принятие решения о расстреле царской семьи не было связано с какими-либо
религиозными или мистическими мотивами. Его определило в основном настроение руководства
и широких масс Урала, а поводом стало обострение военной обстановки и близость
падения Екатеринбурга" ("Московские новости", 1998, # 8, 1-8 марта,
стр. 2).
Убедительно? Далеко не для всех.
"Работа комиссии вызывала раздражение черносотенных, ультранационалистических
кругов. Проведенные исследования ставят под сомнение (только под сомнение?! -
С.Р.) привлекательную для них версию "ритуального убийства" - царя-де
убили евреи согласно своим тайным обрядам. Примечательна резолюция, которую принял
III съезд Союза православных братств: выводы комиссии были названы "подлогом"
- "для того, чтобы скрыть ритуальный характер преступления" ("Московские
новости", 1998, # 8, 1-8 марта).
Правда, после встречи Немцова с патриархом Алексием II "появилась абсолютная
уверенность, что с идентификацией больше проблем нет - под Екатеринбургом найдены
останки царя, его близких" (Элла Максимова. Кого будем хоронить. "Известия",
3 марта 1998).
Окончательное решение должно было быть принято на заседании правительства в
пятницу 27 февраля 1998. А утром того же дня в Свято-Даниловском монастыре состоялось
заседание Священного Синода, который не признал "екатеринбургские останки"
царскими, хотя и согласился с тем, что эти безымянные останки "принадлежат
жертвам богоборческой власти", предложив провести безотлагательное погребение
их в символической могиле". Синод заявил, что "церковь сомневается в
их принадлежности и, дабы не смущать паству, не ввергать в поклонение ложным останкам,
считает нужным поместить кости в склепе ... поверх земли, чтобы были доступны
для будущих исследований". (Максимова, там же; Верховский и др., стр. 88).
Заседание правительства, вместо одного, длилось три с половиной часа. А потом
к представителям прессы вышли растерянный Немцов и уверенный митрополит Ювеналий.
Оба с торжеством сообщили, что решение о том, чтобы произвести погребение останков
17 июля 1998 года, было единодушным.
Более определенно на вопрос о том, что происходило на заседании, ответил журналистам
прокурор-криминалист В.Н.Соловьев:
"Повторю за Виктором Степановичем Черномырдиным - [заседание началось]
с полной неожиданности в виде решения Синода... Наступила не то, что общая растерянность,
но удивление и недоумение: как поступить дальше? Ведь без участия церкви царских
похорон быть не может. За кого она будет молиться?" (Максимова. Там же).
Страсти вокруг перезахоронения "екатеринбургских останков" кипели
до последнего дня. Дошло до того, что некий Артур Елисеев, бывший милиционер,
засел в Петропавловском соборе с взрывчаткой и угрожал взорвать его в знак протеста
против предстоявшего захоронения. Террориста удалось обезоружить и отправить на
психиатрическую экспертизу.
По постановлению Синода, патриарх отказался от участия в похоронах, и то же
было рекомендовано всем епископам. Правда, в качестве компромисса, рядовым священникам
не запретили отпевать "екатеринбургские останки", а некоторым даже рекомендовали,
хотя на крестных ходах и собраниях по случаю 130-й годовщины со дня рождения Николая
II национал-патриоты требовали, чтобы патриарх запретил участвовать в похоронах
кому-либо из духовенства.
Устроенный патриотами афронт настолько смутил президента Ельцина, что он тоже
решил не появляться на похоронах. Это вызвало цепную реакцию отказов со стороны
высших чиновников и депутатов. Но в последний момент Ельцин все-таки приехал,
отозвавшись на страстный призыв всеми почитаемого академика Д.С.Лихачева.
Похороны состоялись, но были крайне двусмысленными. С одной стороны, останкам
вроде бы отдавались царские почести, с другой стороны - не отдавались. Патриарх
Алексий II в церемонии не участвовал, а участвовавшие священники в своих молитвах
не называли имен тех, кого хоронили. "Екатеринбургским останкам" было
отказано лежать в традиционной усыпальнице Романовых в Петербургском Петропавловском
соборе. Их поместили в боковом притворе собора.
Только наивные люди могут думать, что решения Синода и другие маневры церковных
кругов продиктованы стремлением "не смущать паству". Как раз напротив:
их цель - продолжать "смущать" людей, продолжать держать руку на пульсе
все еще горячего "царского дела", не дать затухнуть слухам и пересудам
о ритуальном характере цареубийства.
Не следует упускать из виду и более широкого контекста, в особенности становящейся
все более вероятной канонизации Русской православной церковью Николая II - по
примеру Зарубежной церкви, и, соответственно, поклонения мощам, то есть останкам.
Но кому в нынешней России нужны мощи царя Николая, "убиенного от большевиков"?
Во всяком случае, не руководству церкви, в котором доминируют недавние агенты
влияния и просто агенты КГБ. Такая "святость" последнего русского царя
способна только рассорить церковь с компартией России - стратегическим и часто
тактическим союзником патриотов православно-монархического толка.
Как говорит глава компартии Геннадий Зюганов, "все большее значение в
духовной жизни российского общества приобретает религиозный фактор". Коммунистический
вождь призывает церковь и общество "отразить духовную агрессию заморских
проповедников и тоталитарных сект, мутным потоком обрушившихся на Россию".
Зюганову, как заправскому патриоту, всюду мерещатся внутренние и внешние враги,
объединившиеся в "стремлении лишить Святую Русь ее духовного богатства, оторвать
русский народ от его исконных святынь". Особенно его пугают "соблазны
экуменизма, стремящегося растворить Православие в "плавильном котле"
единой "мировой религии", грозят Русской Церкви тяжелыми внутренними
потрясениями". (цит. по: А.Верховский и др. стр. 85). Как ни странно выглядит
забота о православии со стороны "богоборческой" (в прошлом) компартии,
сегодня опора красных на православно-монархическую и черносотенную идеологию нисколько
не удивляет. Святой Николай II нужен сегодняшним патриотам как "убиенный
от жидов", а не от большевиков! И можно не сомневаться, что если бы прокурор-криминалист
В.Н.Соловьев не отмел столь решительно ритуальную версию убийства царской семьи,
а оставил бы для нее хотя бы крохотную лазейку, Священный синод с готовностью
согласился бы с идентификацией "екатеринбургских останков", патриарх
без колебаний возглавил бы службу в Петропавловском соборе, и "убиенный от
жидов" государь император, возможно, уже был бы канонизирован. К религии
все это отношения не имеет. Это политика. Это манипулирование симпатиями и антипатиями
миллионов людей (а теперь это избиратели!), чье естественное сочувствие к трагической
судьбе царской семьи современные фашисты стремятся трансформировать в свой политический
капитал. Тот же Олег Платонов пишет о "ритуальном убийстве Николая II"
как об установленном факте. (Платонов-1, стр. 346).
Олег Платонов - не одинокий стрелок, донкихотски воюющий с ветряными мельницами
мирового еврейского сатанизма. Свои "изыскания" он публикует в толстенных
томах - по восемьсот и более страниц большого формата, причем около половины каждого
тома занимают перепечатанные тексты "классики" антисемитизма. Тома издаются
в твердых кожаных переплетах, на бумаге самого высокого качества, с цветными иллюстрациями.
Продаются они по демпинговым ценам - ниже стоимости бумаги, на которой напечатаны.
Независимо от тиража они окупиться не могут. За последние годы, в погоне за антисемитскими
материалами, Олег Платонов объездил весь мир. Только в Соединенных Штатах, по
его словам, он побывал семь раз, месяцами колеся по стране, работая в архивах
и библиотеках ведущих исследовательских центров и университетов. Кто-то за это
платит. Несмотря на тяжелый финансовый кризис в России есть спонсоры, готовые
оплачивать распространение кровавого навета.
И вот уже Юрий Власов - в прошлом прославленный спортсмен, а в последние годы
видный политик национал-патриотического толка - несет миру благую весь о "ритуальном
убийстве" самой России евреями, ставящими золотой памятник покровительствующему
им Борису Ельцину. А под пером одного из ведущих идеологов красно-коричневого
альянса Александра Проханова президент США Клинтон "ритуально" бомбит
Ирак и Югославию, то есть страны с профашистскими режимами.
"Слово П[роханова], и художественное, и публицистическое, всегда сочно,
образно, напористо и остро" ("Русские писатели. XX век. Биобиблиографический
словарь. Под редакцией Н.Н.Скатова, Москва, "Просвещение", 1998, стр.
238). С этим трудно не согласиться. Чего нет в художественном и публицистическом
творчестве Проханова, так это здравого смысла, терпимости, и хотя бы малейшего
стремления к правде3.
В годы "застоя" этот "соловей генштаба" воспевал самые
гнусные оргии агонизировавшего советского режима: войны в Афганистане, Эфиопии,
Никарагуа. Оказавшись на стороне проигравших все эти грязные войны, он не складывает
оружия. Он рвется к реваншу. И у него немало союзников, от полоумных генералов
с депутатскими мандатами, которые, потрясая кулаками, грозят отправить на тот
свет всех "жидов", до губернаторов, устраивающих крестовые походы против
"сионистов" и "кавказцев" в масштабах своих губерний; от самых
радикальных коммунистов, требующих импичмента президента Ельцина за покровительство
евреям, "организовавшим геноцид русского народа", до священнослужителей,
отказывающихся признать "екатеринбургские останки" тем, что они есть.
* * *
"Если долго и много занимаешься всемирною историею, то иногда невольно
приходит мысль, что история человечества есть отчасти история обитателей сумасшедшего
дома, отчасти же история разбойничьей шайки", писал более ста лет назад Д.А.Хвольсон
(Хвольсон-1, стр. 225).
Если это горькое обобщение может показаться чрезмерным, то не по отношению
к постсоветской России4.
Национал-патриоты составляют в России не маргинальные группы, как их американские
коллеги. Здесь с фашистами тоже хватает забот. Они могут взорвать правительственное
здание, протащить несколько миль по асфальту привязанного к машине "ниггера",
пустить автоматную очередь в еврейских детей, застрелить почтальона-филиппинца.
От них можно ждать еще много бед, но не перемены государственного строя. На это
у них нет силенок. Хотя одну из своих книг Олег Платонов посвятил скорой гибели
Америки - от сатанинско-еврейского заговора, (О. Платонов. Почему погибнет Америка.
Тайное мировое правительство. Москва, Русский вестник, 1999), нам как-то не страшно.
Мы знаем, что у американской демократии большой запас прочности.
В России политическое влияние фашиствующих группировок многократно превосходит
влияние скомпрометированных неумелыми действиями и погрязших в коррупции "демократов".
К счастью, у российских красно-коричневых нет единого лидера, они разделены на
партии и группы, и усилия объединить их в монолитную организацию пока не приводят
к успеху. Однако они крепки своей верой в конечную победу дела Крушевана, Лютостанского,
Розанова, Платонова, Проханова и других героев этого неожиданно разросшегося повествования.
Сбудутся ли их чаяния? Я надеюсь, что нет. Но уверенности не имею. Сопротивление
либеральной части общества антисемитизму и ксенофобии в современной России совершенно
неадекватно той опасности, какая от них исходит5.
Кровавый навет, которому посвящены эти очерки, - лишь один из многих антисемитских
мифов - наиболее злобный, шокирующий и нелепый. Если даже этот миф столь широко
эксплуатируется нацистскими идеологами в современной России, то что говорить о
других, не столь одиозных? По данным последнего опроса общественного мнения в
России, проведенного Антидиффамационной лигой, антисемитские взгляды и настроения
разделяют 44 процента населения. Это довольно устойчивая цифра, близкая к данным
профессионально проведенных опросов прошлых лет (например, 43 процента, по опросу
1992 года в Москве).
Сколько раз цивилизованный мир обжигался на слишком оптимистической уверенности
в том, что "колесо истории невозможно повернуть вспять". Увы, возможно.
Оседлав кровавый навет и другие антисемитские мифы, русский фашизм уверенно въезжает
в третье тысячелетие.
3 По поводу выхода в свет биобиблиографического Словаря "Русские писатели
XX века" академик Д. С. Лихачев сказал следующее: "Это возмутительно
- это проникновение самых низких воззрений в науку! К тому же я вижу тут хитро
задуманный план, ведь в словаре помещены статьи Павловского, Лаврова и других
хороших литературоведов - рядом с никуда не годными и просто позорными статьями.
Беда в том, что отдельные статьи можно уничтожить, а такое издание - нет, его
уже очень трудно вытолкнуть из справочной литературы. Им будут пользоваться поколения,
и оно способно принести огромный вред". Однако возмущение покойного академика
разделяли лишь немногие российские литераторы. "Когда меня попросили собрать
мнения наших писателей о словаре для антифашистского журнала "Барьер",
впечатление у меня сложилось неожиданно грустное. Кому-то это показалось не стоящим
внимания, кто-то сам писал статьи для словаря, кто-то откровенно не хотел ссориться
с могущественным директором Пушкинского Дома" (Т. Вольтская. Все дело в молодости.
"Персона", 1999, # 10, стр. 23). Таким образом, если не всем, то большинству
в России "все до лампочки". Нет более благоприятной почвы для прорастания
ненависти и фашизма. - С.Р.
4 О том, как глубоко в российские массы проникла ритуальная - и вообще антисемитская
- индокринация, говорят сообщения из Израиля, куда из России и других стран СНГ
в качестве родственников евреев или по фальшивым документам приезжает все больше
неевреев. В Израиле серьезно обеспокоены тем, что среди этой категории иммигрантов
широко распространены антисемитские настроения. Сообщается, что при посещении
Музея диаспоры группа недавно прибывших репатриантов заявила: "всем известно,
что ваша маца делается из нашей христианской крови". - С.Р.
5 Может быть, наиболее ясным подтверждением этому служит "всенародная"
поддержка новой войны в Чечне, которая разразилась уже после того, как эти очерки
были написаны. - С.Р.
|