Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Санта-Мария-Антиква

Cм. Рим. 7-8 века.

Санта-Мария-Антиква (Santa Maria Antiqua) — церковь Девы Марии на южной стороне Римского форума, известная своим ансамблем раннесредневековой стенописи, который не имеет себе равных в Риме по степени полноты и сохранности. О её существовании впервые стало известно в 1701 г., а первые планомерные раскопки были произведены в 1901 г. под руководством Джакомо Бони. С тех пор фрески под действием воздуха пришли в аварийное состояние и требуют постоянного внимания реставраторов. Большую часть времени церковь закрыта для публики.

Санта-Мария-Антиква

Храм, расположенный между церквями Сан-Теодоро и Сорока мучеников, восходит к I веку нашей эры. Первоначально представлял собой квадратный атриум, который через коридор с тремя порталами вёл во внутренний дворик, соединённый переходом с императорским дворцом. Предположительно это был вход в палатинские палаты императора Домициана. Несколько западнее стояло огромное здание, которое долгое время считалось храмом Божественного Августа. Поскольку план Санта-Марии-Антиквы имеет аналогии с библиотеками античности, высказывается предположение, что большое здание, к которому оно относилось, — это университет Адриана.

В середине VI в. сооружение времён Домициана использовалось как своего рода сторожевая будка: здесь ночевала охрана византийских наместников Рима. Ближе к концу века оно было убрано коринфскими колоннами, украшено стенописью, к нему была пристроена полукруглая апсида — отныне это была церковь девы Марии. Под основанием одной из колонн археологи обнаружили клад монет с профилем Юстина II, из чего следует, что перестройка не могла быть осуществлена ранее его царствования (565—578 гг.) В папском инвентаре 635 г. здание упоминается уже как «Санта-Мария-Антиква», то есть «старая дева Мария», — свидетельство существования более нового храма с тем же посвящением.

В середине VII в., с ослаблением византийского господства на западе Италии, папы римские стали подумывать о переносе резиденции из окраинного Латерана на форум, где прежде обитали императорские наместники. Близость церкви девы Марии к новому папскому дворцу заставляет предположить, что одно время именно в ней находилась кафедра римского первосвященника. Работы по росписи храма начались при папе Мартине I (649—655) и достигли наибольшего размаха в краткий понтификат Иоанна VII (705—707).

Левый придел был украшен стенописью на средства сенатора Теодота. На время проведения этих работ указывает тот факт, что портрет Григория III после его смерти в 741 г. был заменён изображением нового папы Захария. Роспись апсиды пришлась на понтификат Павла I (757—767), а фрески античного атриума могут быть отнесены к деятельности Адриана I (772—795). Этот атриум тогда был приспособлен для захоронения знатных горожан, нередко в позднеантичных саркофагах с рельефами на языческие темы. В тот же период, по-видимому, был построен внутренний нартекс.

Во время землетрясения 847 года Санта-Мария-Антиква была погребена под слоем земли, после чего её владения, привилегии и имя были переданы близлежащей церкви Санта-Мария-Нова («новой Девы Марии»), а о существовании её предшественницы попросту забыли. При землетрясении остался незасыпанным только атриум, который оставался в употреблении под именем церкви Антония Великого по крайней мере до разорения Рима норманнами в 1081 г. В XVII в. над церковью была возведена часовня Санта-Мария-Либератрисе, которую пришлось разобрать при проведении археологических исследований в 1901 г.

 

Литература:

Matilda Webb. The Churches and Catacombs of Early Christian Rome. Sussex Academic Press, 2001. Pp. 112—123.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова