ДЕКЛАРАЦИЯ
О СОЗДАНИИ
АПОСТОЛЬСКОЙ
ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
См.: Собрание документов
по истории Апостольской Православной Церкви.
Москва, 13 мая 2000 года, память св. апостола Иакова Зеведеева, святителя
Игнатия Кавказского, святителя Доната Еврийского.
Мы, епископы и священники Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви,
настоящей Декларацией ЗАЯВЛЯЕМ об образовании Апостольской
Православной Церкви.
Мы стремимся осуществить всеобъемлющие и последовательные реформы на
благо Церкви Христовой, проповеди Евангелия и Российского Православия.
К числу этих реформ относятся следующие.
1.
Децентрализация церковной власти, возврат к апостольской традиции
церковного управления.
О необходимости такой реформы в 1932 году писал профессор канонического
права С. Троицкий: «Эпоха союза с государством
поделила Православную Церковь на аналогичные государства, имеющие общие
с ним территориальные границы, крупные организации, и стремление сохранить
во что бы то ни стало непрерывное единство церковного управления. Это своего
рода церковный империализм и является главной причиной современных церковных
нестроений… Нужно изгнать из Церкви, говоря словами Карфагенского Собора
«дымное надмение мира», и отказаться от стремления превратить Православную
Церковь в несколько слабых копий Церкви Римско-Католической ... Уместно
напомнить, что во время первого Вселенского Собора Афтокефальных Церквей
было около ста».
А вот мнение И.С. Аксакова: «Изобретение
Императора Юстиниана и его чиновников, как параллель гражданским префектам.
«Поли-папизм» патриаршей системы хуже римского «моно-папизма». В подлинном
православии власть над епископами и местными Церквами имеют только Соборы,
а не патриархи и митрополиты».
От абсолютной монархии, порой вырождающейся в восточную деспотию с жесточайшей
вертикалью власти, Православная Церковь должна вернуться к соборному устройству.
Высшая исполнительная власть в Церкви (Синод) не должна назначать и увольнять
епископов и переводить их с одной епархии на другую (без их и церковных
согласия). Таковым правом обладают лишь епархиальные собрания (при выработке
соответствующих процедур). Как и епископат, так и духовенство выбирается
и увольняется только приходским собранием по представлению епископа и епархиального
совета. Церковная власть должна иметь три ветви власти: законодательную,
исполнительную и судебную. Мы особо подчеркиваем неизгладимость священного
сана и нежелательность дисциплинарных мер прещения.
Восстановить «Святая Святых» жизни Церкви – Соборность. Поместные Соборы
– высшая власть в Церкви, должны собираться строго регулярно, не менее
одного раза в течении трех лет.
Мы отказываемся от географического, национально-территориального принципа
«канонической территории», по существу представляющего из себя средневеково-крепостнические
пережитки государственного устройства, перенесенного на сферу церковной
жизни. Этот принцип, широко применяемый в Православии, приводит в конечном
счете Церковь к духовной стагнации и, кроме того, к неизбежной зависимости
Церкви от государства. Вот что писал Вл. Соловьев: «Духовная власть не может быть независима от светской,
если Церковь существует в пределах лишь одного государственного образования.
Национальная Церковь – всегда часть государства и всегда будет зависима
от мирской власти».
Подлинное единство Церкви не в организационных структурах, а в духе братской
любви, единении в вере, в исповедании вероучительных истин и принципов
духовной жизни. Хотя Православная Церковь имеет вселенский характер, реально
Православные Церкви существуют в виде самостоятельных Поместных Церквей,
что нимало не умаляет единства Церкви Христовой.
2. Богослужебно-дисциплинарные реформы
Мы считаем возможной принятие в России григорианского календарного стиля
вслед за большинством Православных Церквей, в зависимости от желания верующего
народа.
Упразднить систему церковных наград, порождающую карьеризм и коррупцию.
Допустимо ослаблять жесткую практику постов, не возлагая на верующих
бремена неудобоносимые и предоставляя аскетический подвиг совести каждого.
Богослужение может совершаться по желанию верующих на любом языке, включая
русский.
Каждое богослужение должно неукоснительно сопровождаться проповедью.
Исключить из практики церковной жизни обязательные поборы за богослужение
и требы (таксы за требы).
Упростить православное богослужение, освобождая его от византийской
пышности. По необходимости, допускать сокращения богослужений, оставляя
желающим возможность совершать их по монастырскому чину.
Открыть алтарь для большего участия верующих в богослужении. Вынести
престол на середину храма (по желанию верующих).
Установить жесткий контроль и гласность за всеми финансовыми потоками
церковных организаций всех уровней.
Уповая, на милость Божию, на молитвы сонма новомучеников и исповедников
Российских и почитаемого нами просветителя и священномученика Александра
Меня, мы верим, что наша Церковь, входя в третье тысячелетие, послужит
делу проповеди Воскресения Христова.
Митрополит Стефан (Линицкий)
Архиепископ Кириак (Темерциди)
Епископ Валентин (Астафьев)
Епископ Сергий (Саркисов)
Епископ Виталий (Кужеватов)
Секретарь Собора епископов, Протопресвитер Глеб Якунин
Игумения Ирина (Тюменцева)
Протоиерей Андрей Петренко
Игумен Андрей (Давидян)
Священник Евгений Фаронов
Священник Андрей (Плахтий)
Иеромонах Иоанникий (Шендрик)
|