Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Сергей Ухач

Русская душа советского (немецкого) украинца.

 

            Кто я такой...? Мой папа украинец. И мама украинка, и даже брат.  Дедушки и бабушки, как мне кажется, были тоже. Правда внешне по мне не скажешь, что хохол. Скулы широкие, глаза с прищуром, волосы темные, но борода нормально не растет - все больше кустиками. Видно какой-то татаромонгол проскакал по украинским степям, когда-то.

 

Там на Украине я родился и жил, но еще в составе Советского Союза. Родной язык, как вы сами понимаете, русский, хотя могу изъясняться и на родном украинском. Крещеный, в православной вере. Как в те времена мама все устроила, не знаю, но мой нательный крестик мне еще бабушка показывала. Школу русскую посещал, хотя дети там были разные, как я теперь понимаю. Не обошлось и без пионерских лагерей. Наш хоть и не всесоюзный был, но назывался "Счастливое детство" и название свое оправдывал. В армии я защищал "ридну Афганщину" - отдавал чей-то долг, опять же интернациональный. Потом, когда пришло время, женился. И как оказалось, тем самым расширил свою национальную палитру. Жена русская, а мать ее и бабушка больше по еврейской линии. Там и детки пошли. Как положено по отцу украинцами записали. Их я тоже крестил, воспользовавшись отъездом жены и тещи. Не то чтобы они возражали, но все вместе мы долгие годы не могли в церковь выбраться. А тут я старшенького за ручку, младшенькую в коляску и ... Спасибо бабушки при храме помогли.

            Так мы и жили дружной семьей, народов. Пока не повырастали до такой степени, что стало нам тесно. Как гром среди ясного неба грянул Чернобыль, а там и перестройка. Стали люди из этой семьи-страны отъезжать. Вдруг захотели жить отдельно и подальше. У многих оказались есть другие, покинутые родины, исторические. Не у всех конечно, а только у тех, у кого корни где-то в другом месте. Жена у меня "по-новому" оказалась еврейкой и дети по ихнему ( по матери) тоже. Поэтому мы поехали в Германию. Сюда наверно вели "наши" корни. При этом здесь мы стали называться контингентными беженцами, а проще говоря русскими т.к. изъяснялись естественно на своем родном. Пока не стали изучать новый "родной" немецкий язык. Так во всяком случае неустанно твердил нам наш учитель. Каждый раз он говорил о нашей "новой родине", на которую мы наконец-то приехали. Особенно, как он этому рад(?)

            И стали мы посещать, как положено, синагогу. Я так больше из любопытства. Раньше только в церквях да костелах бывал, а вот в синагоге не приходилось. На входе кипу получил на мою голову. Нельзя с непокрытой головой. В церквях-то наоборот - шапку долой. Интересно было и во время службы, хоть и не понять ничего. Но я там "книжечку" с молитвами нашел. Видно для таких как я, с параллельным русским переводом. Как открыл... так наверно на самой главной странице. Читаю: "Благодарю тебя, Господи, что не создал меня женщиной". Действительно - спасибо. Аминь. Народу же "православного" стало приезжать все больше и мест на всех не хватать.

            Во всяком случае в общаге. На кухне поделили мойки и плиты. Разыграли места на парковке. Стали уже опять распределять гуманитарную помощь (там же на кухне), места в автобусе для поездок то в синагогу на праздник, то на экскурсию. И опять по национальному признаку, выясняя на свой манер принадлежность к "избранному народу". А так как я свое любопытство уже удовлетворил, а устраиваться на "новой родине" собирался самостоятельно, то синагогу больше не посещал, чтоб им место было.

            Однако прожив на этой родине некоторое количество лет, нам снова пришлось продлевать наши паспорта, теперь уже независимой, свободной (от нас) Украины. Ездили в Берлин и опять почувствовали себя как дома в длинных очередях у посольства. С талончиками в руках и улыбкой в любящих глазах при виде сурового вахтера, так мило кричащего исключительно на "ридний мови". Даже ночевали там, чтобы продлить (очарование) паспорта. И стали мы после этого гражданами опять нового государства, но остались пока здесь, в Германии.

Прослышал я как-то, что в Мюнхене самая большая украинская диаспора. Там тебе и университет, и церковь и т.д. и т.п. Позвонил в какой-то их культурный центр узнать поподробнее. Стал рассказывать о себе, о семье, а как услышал от "дивчины", что она мою жену "жидивкой" назвала, то всякая охота ехать к ним отпала. Но церковь мы посещали. Правда русскую. Батюшка аж из самой Москвы, зато здесь, не далеко от нас. Тоже интересно на прихожан приезжих посмотреть. Наши! Так и хочется запеть - сначала "Союз нерушимый...", а уж потом "Господи помилуй..."

            Но стали мы потихоньку приживаться и прорастать (корни всё-таки), на новом месте. Доросли до того, что стало уже возможным узаконить наше "происхождение". Нужно было только собрать необходимые бумаги и подать их куда следует. Помните? Без бумажки ты (и там и тут) ... 

И вот в канун рождества нас пригласили ратхаус, чтобы в торжественной обстановке вручить нам то, о чем мы раньше и мечтать не могли. По такому случаю пришлось бабушку от русского телевидения оторвать. Жена на работе отпуск за свой счет взяла. Дети радовались, что не пошли в школу; я что не пошел на работу. В торжественной обстановке играла пластинка. Теперь у меня в паспорте стоит, что я - немец. Вот это торжество интернационализма. Даже коллеги на работе смеются. А если б меня в Америку занесло, или в Австралию? И там бы со временем аборигеном стал?!

Но как бы нас не называли, как сказал сатирик: "...и даже у лошадей наши морды". Вот и приходится обходить стороной несущуюся по торговому центру "русскую тройку", звенящую вместо бубенцов звонким матом. Не пустые слова произнес в свое время "дорогой Леонид Ильич" (Брежнев), что создана новая общность людей - СОВЕТСКИЙ НАРОД.

Наверно долго еще нужно водить нас по пустыне (пока все больше по Европе бродим), прежде чем превратимся мы в "культурный слой".

ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ

У нас дома, на стене в общей комнате, висит небольшая графическая работа из Лувра. Оригинал! Нет, мы ничего не крали и ее не разыскивает Интерпол, они вообще еще не догадываются, что эта вещь принадлежит им. Просто по "странным" правилам этого музея в нем не могут быть выставлены работы ещё живущих художников. А так как я ещё жив вот и хранится это произведение, по счастливой случайности, пока у нас. Сколько раз просили у меня знающие люди - коллекционеры, продать. Устоял я от искушения.

Скажите, у товарища мания величия. Ничего подобного - даже совсем наоборот, у меня комплекс неполноценности или несостоятельности. Не в том смысле, что у меня нет состояния, хотя и это соответствует действительности, а в том, что так я никем в этой жизни и не стал. А мог бы...

...хотя в школе учился плохо. Последствия бывают заметны до сих пор. Зато выступал в художественной самодеятельности, что давало возможность повысить низкие оценки активным участием в общественной жизни коллектива. Так за хорошее художественное оформление актового зала к выпускному балу мой классный руководитель (физик) на экзамене поставил мне четверку, а по поведению пятерку. Казалось, что вот закончу школу и тогда...

...меня забрали в армию. Старшиной или прапорщиком, не говоря уже о генерале, я становиться не мечтал, поэтому, как говорится... плох тот солдат. Поближе к кухне, подальше от начальства, солдат спит, а служба идет. Сначала считал дни - вот вернусь домой и уж тогда... Но неожиданно послали "отдавать" долг - интернациональный. И надежда зазвучала вопросом - вот если вернусь? Когда же все сроки службы вышли, а отпускать уцелевших не торопились, пришлось мне бежать. По "легенде", чтобы успеть на вступительные экзамены в институт, а по правде, лишь бы вырваться, а сам...

...пошел работать художником-оформителем. И мог бы казалось уже им стать. И зарплата была сдельная, раза в три больше любого инженера, и костюм я себе модный, джинсовый, купил. В общем - правильной дорогой шел товарищ. Но работали вместе со мной двое ребят, окончивших художественное училище. Когда-то мечтали поступить институт, но женились, появились дети, семьи. Вот и взялись они за меня. Столкнули с правильного пути. Мол, вот поступишь в институт, в чем я очень сомневался, но...

...ректором нашего института был художник, фронтовик, который якобы и сказал: "Будем брать". И меня сразу же взяли - после вступительных экзаменов. Не помню уже, когда и куда пропал мой джинсовый костюм, но в последующие пять лет его заменил вечно черный свитер и солдатская шинель, для колхозов. Казалось наконец-то, пренебрег я материальными благами ради духовного становления. Как говорится: "С кем поведешься - от того и наберешься". Вот только надо окончить институт, с его программными рамками и тогда свободно можно...  

        ...творить "нетленку" как и многие другие, я начинал по ночам, после работы, стирки пеленок, укладывания детей и жены спать. Нужно было участвовать в конкурсах, выставках - показывать свой творческий потенциал, чтобы вступить в союз художников. Только вступив, ты становился членом! Там тебе и мастерские, и заказы, и творческие дачи, а главное - импортные художественные материалы. Вступай и на работу ходить не надо - ты в творческом союзе...

...но перестройка перестроила наши колонны. Вместо праздничных демонстраций мы двинули в разные стороны. Кто за отделение, кто за самостийнисть, кто за отъезд на историческую Родину. Осваивать дикий запад. Теперь-то мы покажем всему миру кузькину мать. Я тоже поехал, не совсем правда на родину, но с твердым намерением быть наконец-то художником. Вот только выучу язык, а там...

...оказалось, что в Германии своих художников девать некуда. И это только профессионалов, не говоря уже о творчестве широких общественных масс, рвущихся выплеснуть, выразить на холсте, не только кистью, но и другими конечностями, свои эмоции, переживания и прочие болезненные состояния тела и души. А так как чужая душа потемки, то я в современном искусстве совершенно ничего не понимаю. Спросил как-то, не подумав, на вернисаже, что обозначают "скульптурные группы" из обгоревших бревен. И мне очень доступно объяснили, что не понимаю я ЭТОГО т.к. еще молод, но...

...после сорока можно стать... только старше. Конечно можно постараться и найти себе какое-нибудь применение. Даже получать за это зарплату в немецких ДМ, но "художником" уже не стать, мне во всяком случае. Поэтому нового я практически ничего не "создаю". Зачем? Прожить на это невозможно, а в стол складывать жалко. Там и без того достаточно накопилось. Хотелось бы теперь, чтобы работы находили своих зрителей, поклонников, ценителей и в конце концов покупателей. А этого не происходит. Вот и висит пока у нас дома графическая работа, о которой...

        ...Лувр пока и не догадывается, как о наличии этого произведения, так и его автора. Художник пока неизвестен, широкой публике. Раньше я считал себя человеком веселым - оптимистом. В последнее же время все чаще со стороны слышу о себе, что становлюсь ужасным пессимистом. Со стороны оно, конечно, видней, но я еще пытаюсь возражать и уточняю, что не пессимистом, а реалистом. Жаль вот только, что для того, чтобы стать бессмертным нужно сначала помереть...

...недооценка своих способностей называется комплексом неполноценности, другими словами, скромностью. Скромность, говорят, украшает человека, а человек украшает... интерьер (можно моими картинками например). Переоценка же себя, своих возможностей, вызывает массу недовольств у окружающих и называется самомнением - высоким или болезненным. Балансировать удается немногим. Для этого нужно стать...

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова