Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы.
Израиль Финкельштейн, Нил Ашер Зильберман
К оглавлению
Глава 5
Воспоминания о Золотом Веке?
После столетий борьбы и скитаний библейский Израиль нашел свой постоянный духовный центр в Храме и царском дворце в Иерусалиме. Как рассказывают книги Царств, помазание Давида, сына Иессея, в качестве царя над всеми племенами Израиля завершило процесс, начавшийся с подлинного обещание Бога Аврааму много веков назад. Сильный хаос периода судей теперь уступил времени, в котором обещания Бога могли быть надежно выполнены под руководством праведного царя. Хотя первым выбором на израильский престол был задумчивый, красивый Саул из колена Вениамина, но этим царем был его преемник Давида, который стал центральной фигурой ранней истории израильтян. Существовало почти бесчисленное количество песен и рассказов о легендарном царе Давиде. Они рассказывали о его убийстве могучего Голиафа единым камнем, пущенным из пращи; о его вхождении в царский двор благодаря своему мастерству игры на арфе; о его приключениях как мятежника и флибустьера; о его похотливом стремлении к Вирсавии и о его завоевании Иерусалима, а потом и огромной империи. Его сын Соломон, в свою очередь, запомнился как мудрейший из королей и величайший из строителей. Истории рассказывают о его блестящих решениях, его невообразимых богатствах и его строительстве большого храма в Иерусалиме.
На протяжении веков читатели Библии во всем мире рассматривали эпоху Давида и Соломона как золотой век в истории Израиля. До недавнего времени многие ученые соглашались, что объединённая монархия была первым библейским периодом, который действительно мог бы считаться историческим. В отличие от туманных воспоминаний о странствиях патриархов, или чудесного Исхода из Египта, или кровавых видений книг Иисуса Навина и Судей, история Давида была весьма реалистичной сагой о политическом маневрировании и династических интригах. Хотя многие детали ранних подвигов Давида конечно являются легендарными переработками, ученые долгое время считали, что история его прихода к власти хорошо соотносится с археологической действительностью. Первоначальное, рассеянное заселение израильтянами своих нагорных деревень медленно слилось в более централизованные формы организации. И угроза для израильтян от прибрежных филистимских городов могла бы обеспечить перелом, который ускорил рост израильской монархии. Действительно, археологи ясно определили уровни уничтожения бывших филистимских и ханаанских городов, которые, по их мнению, отмечают пути широких завоеваний Давида. И впечатляющие городские ворота и дворцы, обнаруженные на нескольких важных объектах в Израиле, были рассмотрены как свидетельство строительной деятельности Соломона.
Однако многие из археологических опор, которые когда-то укрепили историческую основу рассказов о Давиде и Соломоне, в последнее время оказались под вопросом. Настоящие масштабы «империи» Давида горячо обсуждаются. Раскопки в Иерусалиме не предоставили свидетельств того, что во времена Давида и Соломона это был большой город. И памятники, приписываемые Соломону, в настоящее время наиболее правдоподобно связывают с другими царями. Таким образом, пересмотр свидетельств имеет огромное значение. Ибо если не было патриархов, не было Исхода, не было завоевания Ханаана - и не было процветающей объединенной монархии под руководством Давида и Соломона - можем ли мы сказать, что древний библейский Израиль, каким он описан в Пятикнижие Моисея, книгах Иисуса Навина, Судей и Царств, когда-либо существовал?
Царская династия в Израиле
Библейский эпос о преобразовании Израиля от периода судей до времен монархии начинается с большого военного кризиса. Как описано в 1 Царств 4-5, огромные полчища филистимлян разгромили в бою израильский племенной союз и унесли священный Ковчег Завета в качестве военного трофея. Под руководством пророка Самуила, жреца святилища в Силоме (расположенного на полпути между Иерусалимом и Сихемом), израильтяне позже отвоевали ковчег, который был возвращен и установлен в древнем Кириаф-Иариме к западу от Иерусалима. Но дни судей были сочтены. Военные угрозы, с которыми теперь сталкивается народ Израиля, требовали постоянного руководства. Старейшины Израиля собрались в доме Самуила в Раме к северу от Иерусалима и попросили его назначить царя Израиля, "как у всех народов". Хотя Самуил предупредил об опасностях царства в одном из самых красноречивых антимонархический мест Библии (1 Царств 8:10-18), Бог приказал ему сделать так, как просят люди. И Бог раскрыл свой выбор Самуилу: первым царем Израиля будет Саул, сын Киса, из племени Вениамина. Саул был красивым молодым человеком и храбрым воином, еще одним, чьи внутренние сомнения и наивные нарушения священных законов о жертвоприношениях, военных трофеях и другие священных запретов (1 Царств 15:10-26) приведут к его окончательному отвержению и, в конечном итоге, к трагическому самоубийству на горе Гильбоа, когда израильтяне были разгромлены филистимлянами.
Даже тогда, когда Саул ещё царствовал как царь Израиля, он не знал, что его преемник уже выбран. Бог приказал Самуилу идти к семье Иессея из Вифлеема, "где я приготовил себе царя между его сыновьями" (1 Царств 16:1). Младшим из этих сыновей был красивый, рыжий пастух по имени Давид, который, наконец, принес спасение Израилю. Сначала произошла удивительная демонстрация военной доблести Давида. Филистимляне собрались вновь, чтобы вести войну против Израиля, и две армии стояли друг против друга в долине Ела в Шефеле. Секретным оружием филистимлян был гигантский воин Голиаф, который насмехался над Богом Израиля и призывал любого израильского воина поучаствовать в единоборстве с ним. Большой страх напал на Саула и его солдат, но молодой Давид, посланный своим отцом для того, чтобы принести еду своим трем старшим братьям, служащим в армии Саула, бесстрашно принял вызов. Крича Голиафу: "Ты идешь против меня с мечом, копьем и щитом, но я иду против тебя в имя Господа" (1 Царств 17:45), - Давид взял небольшой камень из своей пастушьей сумки и бросил его с убийственной точностью прямо в лоб Голиафа, убив того на месте. Филистимляне были разгромлены. Давид, новый герой Израиля, подружился с сыном Саула Ионафаном и женился на дочери царя Мелхоле. Давид был величайшим всенародно признанным героем Израиля - даже большим, чем царь. Восторженные крики его поклонников: "Саул поразил тысячи, а Давид - десятки тысяч!" (1 Царств 18:7), привели к ревности царя Саула. Оставался только вопрос времени, когда Давид оспорит лидерство Саула и будет претендовать на царствование над всем Израилем.
Убегая от убийственной ярости Саула, Давид стал лидером отряда беглецов и рыцарей удачи, а также стекающихся к нему людей, которые были в бедственном положении или по уши в долгах. Давид и его люди бродили в предгорьях Шефелы, Иудейской пустыни, а также в южных окраинах Иудейской пустыни - в областях, расположенных вдали от центра власти царства Саула к северу от Иерусалима. К несчастью, в бою с филистимлянами далеко к северу на горе Гильбоа, сыновья Саула были убиты врагом, а Саул покончил жизнь самоубийством. Давид быстро проследовал в Иудею в древний город Хеврон, где народ Иудеи объявил его царем. Это было началом большой империи Давида и его династии, началом знаменитой единой монархии.
Как только Давид и люди его подавили все оставшиеся очаги сопротивления сторонников Саула, представители всех племен в надлежащем порядке собрались в Хевроне, чтобы объявить Давида царем над всем Израилем. После семи лет правления в Хевроне, Давид двинулся на север для того, чтобы завоевать иевусейскую крепость Иерусалим – на которую до тех пор не претендовало ни одно из израильских племен – чтобы сделать ее своей столицей. Он постановил, чтобы Ковчег Завета принесли из Кирьяф-Иарима.
Тогда Давид получил удивительное, безусловное обещание от Бога:
И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицом Моим, и престол твой устоит во веки. (2 Царств 7:8-16)
После этого Давид начал широкие освободительные войны и экспансии. В серии смелых битв он уничтожил власть филистимлян и победил в Трансиордании аммонитян, моавитян и эдомитян, завершив свои кампании подчинением арамеев далеко на севере. Возвращаясь с триумфом в Иерусалим, Давид теперь господствовал над огромной территорией, гораздо более обширной, чем племенное наследство Израиля. Но Давид не нашел покоя даже в это время величия. Династические конфликты - в том числе восстание его сына Авессалома - привели к большой озабоченности продолжением своей династии. Незадолго до смерти Давида жрец Садок помазал Соломона как следующего царя Израиля.
Соломон, которому Бог дал "мудрость и понимание сверх меры", укрепил династию Давида и создал свою империю, которая теперь простиралась от Евфрата до земли филистимлян и до границы Египта (3 Царств 4:24). Источником его огромного богатства стала сложная система налогообложения и принудительного труда, требовавшегося от каждого из израильских племен, а также торговые экспедиции в южные экзотические страны. В знак признания его славы и мудрости, легендарная царица Савская посетила его в Иерусалиме и привела ему целый караван ослепительных подарков.
Величайшим достижением Соломона была его строительная активность. В Иерусалиме он построил великолепный, богато украшенный храм Яхве, открыв его с большой помпезностью, и построил рядом красивый дворец. Он укрепил Иерусалим, а также важные провинциальные города Хацор, Мегиддо и Гезер, содержал конюшни с сорока тысячами стойл для лошадей своих тысячи четыреста колесниц и двенадцати тысяч всадников.
Он заключил договор с царем Тира Хирамом, который отправлял ливанские кедры для строительства храма в Иерусалиме и стал партнером Соломона в зарубежных торговых предприятиях. Библия описывает славу Соломона: "Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его" (1 Царств 10: 23-24).
Существовали ли Давид и Соломон на самом деле?
Этот вопрос, так прямо поставлен, может показаться намеренно провокационным. Давид и Соломон являются такими знаковыми фигурами как в иудаизме, так и в христианстве, что последние утверждения радикальных библейских критиков о том, что царь Давид "не более историческая фигура, чем король Артур", были встречены во многих религиозных и научных кругах с негодованием и презрением. Библейские историки, такие как Томас Томпсон и Нильс Питер Лемч из университета Копенгагена, а также Филипп Дэвис из университета Шеффилда, получившие от своих противников название "библейские минималисты", утверждают, что Давид и Соломон, единая израильская монархия, да и всё библейское описание истории Израиля являются не более чем подробной, умелой идеологической конструкцией, созданной в Иерусалиме в жреческих кругах в послепленные или даже эллинистические времена.
Однако, с чисто литературной и археологической точки зрения минималисты в чем-то правы. Внимательное прочтение библейского описания дней Соломона четко показывает, что оно является изображением идеализированного прошлого, славного Золотого Века. Описания сказочных богатств Соломона (делающие «серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями», в соответствии с 3 Царств 10:27) и его легендарный гарем (вмещающий семьсот жен и принцесс, а также триста наложниц, в соответствии с 3 Царств 11:3) являются подробностями слишком преувеличенными, чтобы быть правдой. Кроме того, несмотря на все свои упомянутые богатства и могущество, ни Давид, ни Соломон не упоминаются ни в одном известном египетском или месопотамском тексте. Кроме того, археологических свидетельств известных строительных проектов Соломона в Иерусалиме не существует. Раскопки девятнадцатого и начала двадцатого веков вокруг Храмовой горы в Иерусалиме не смогли идентифицировать даже следов легендарного Храма Соломона или дворцового комплекса. И хотя некоторые уровни и сооружения на объектах других районов страны действительно были связаны с эпохой единой монархии, их датировка, как мы увидим, далеко не очевидна.
С другой стороны, были выстроены сильные аргументы в борьбе с некоторыми возражениями минималистов. Многие ученые утверждают, что в Иерусалиме остатки периода Соломона отсутствуют, потому что они были полностью уничтожены массивными сооружениями Ирода на Храмовой горе в период ранней Римской империи. Кроме того, отсутствие внешних упоминаний о Давиде и Соломоне в древних надписях вполне понятно, так как эпоха, в которой они предположительно правили (около 1005 - 930 гг. до н.э.), была периодом, когда великие империи Египта и Месопотамии пребывали в состоянии упадка. Поэтому не удивительно, что нет никаких упоминаний Давида и Соломона в довольно скудных современных египетских и месопотамских текстах.
Однако летом 1993 года, в библейском месте Тель-Дан на севере Израиля, был обнаружен обломочный артефакт, навсегда изменивший характер спора. Это была надпись «Дом Давида», часть черного базальтового памятника, обнаруженная разбитой, и повторно использованная в более позднем слое в качестве строительного камня. Написана на арамейском, языке Арамейского царства Сирии, она рассказывала о подробностях вторжения в Израиль арамейского царя, чье имя не упоминается на фрагментах, которые до сих пор были обнаружены. Но вряд ли есть сомнение в том, что она рассказывает историю о нападении царя Дамаска Азаила на северное царство Израиля около 835 года до н. э. Эта война произошла в ту эпоху, когда Израиль и Иудея были отдельными царствами, и результатом которой было горькое поражение обоих.
Наиболее важной частью надписи является хвастливое описание Азаилом своих врагов:
[Я убил Йехо]рама сына [Ахава], царя Израиля, и [я] убил [Ахаз]ияху сына [Иорама цар]я из Дома Давида. И я оставил [их города в руинах и превратил] их землю в [запустение].
Это неоспоримое доказательство известности династии Давида менее чем через сто лет после правления Соломона, сына Давида. Тот факт, что Иудея (или, возможно, ее столица Иерусалим) упомянута только ссылкой на её правящий дом является убедительным доказательством того, что слава Давида не была литературным изобретением гораздо более позднего периода. Кроме того, французский ученый Андре Лемер недавно предложил, что аналогичную ссылку на дом Давида можно найти на знаменитой надписи Меши, царя Моава, девятого века до н.э., которая была найдена в ХIХ веке к востоку от Мертвого моря. Таким образом, дом Давида был известен во всем регионе, это ясно подтверждает библейское описание того, как личность по имени Давид становится основателем династии царей Иудеи в Иерусалиме.
Поэтому мы не должны больше ставить вопрос о самом существовании Давида и Соломона. Теперь мы должны посмотреть, согласуются ли объемные библейские описание великих военных побед Давида и больших строительных проектов Соломона с археологическими данными.
Новый взгляд на царство Давида
Мы уже видели, что первый этап израильского заселения ханаанского нагорья был постепенным местным явлением, в котором местные группы скотоводов стали селиться в малонаселенной горной местности и формировать самодостаточные деревенские общины. Со временем, с ростом горного населения, в ранее незанятых областях были основаны новые деревни, двигаясь от восточных степных земель и внутренних долин в сторону западных скалистых холмов нагорья. На данном этапе началось выращивание оливок и винограда, особенно в северной горной местности. С растущим разнообразием мест расположения и культур, выращиваемых в различных деревнях по всей нагорной стране, старый режим самодостаточности не мог больше сохраняться. Жители, сосредоточенные на выращивании фруктовых садов и виноградников, обязательно должны обменивать некоторые излишки производства вина и оливкового масла на другие основные товары, такие как зерно. Со специализацией начался рост классов управляющих и торговцев, профессиональных солдат и, в конечном итоге, царей.
Аналогичные модели горного заселения и постепенного социального расслоения были обнаружены археологами, работающими в Иордании на древних землях Аммона и Моава. Довольно похожий процесс социальных преобразований, возможно, произошел во многих горных регионах Ближнего Востока, как только они освободились от власти великих империй бронзового века или царей низинных городов-государств.
В то время, когда в железном веке весь мир опять начал оживать, возникли новые царства, которые настороженно относились к своим соседям и, видимо, отличали себя друг от друга характерными национальными обычаями и поклонением национальному божеству. Тем не менее, процесс их специализации, организации и групповой идентичности был далек от формирования большой империи. Характер обширных завоеваний, приписываемых Давиду, требовал огромной организации, трудовых ресурсов и вооружений. Поэтому интерес ученых начал сосредоточиваться на археологических свидетельствах населения, населенных пунктов, экономических и организационных ресурсах Иудеи, собственного региона Давида, чтобы увидеть, имеет ли библейское описание историческое подтверждение.
Таблица 2. Цари Объединенной монархии
Царь
Ориентировочные даты правления
Библейское свидетельство
Археологические находки
Саул
1025-1005 гг. до н.е.
Первый царь, назначенный пророком Самуилом
В нагорье продолжение системы поселений первого железного века
Давид
1005-970 гг. до н.е.
Завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей; основывает огромную монархию, которая охватывает большинство территорий земли Израиля
Никаких доказательств завоеваний Давида или его империи. В долинах ханаанская культура продолжается непрерывно. В нагорье – продолжение системы поселений первого железного века
Соломон
970-931 гг. до н.е.
Строит Храм и дворец в Иерусалиме. Также активен в Мегиддо, Хацоре и Гезере
Никаких следов монументальной архитектуры или важного города в Иерусалиме. Никаких следов грандиозной строительной активности в Мегиддо, Хацоре и Гезере, на севере продолжается ханаанская материальная культура
Последние археологические исследования в высокогорных районах предложили новые важные доказательства уникального характера Иудеи, которая занимала южную часть нагорья, растянувшись примерно к югу от Иерусалима до северных окраин пустыни Негев. Она образует однородное экологическое целое из пересеченной местности, трудной связи, скудных и очень непредсказуемых осадков. В отличие от северного нагорья с широкими долинами и природными сухопутными путями в соседние регионы, Иудея всегда была сельскохозяйственно отсталой и изолированной от соседних регионов ландшафтными преградами, окружающими его со всех сторон, кроме севера.
На востоке и юге Иудея граничит с засушливыми районами Иудейской пустыни и Негева. А на западе - в направлении плодородного и процветающего предгорья Шефелы и прибрежной равнины - центральный хребет резко снижается. Путешествуя на запад от Хеврона, приходится спускаться более тысячи триста футов вниз по крутым, каменистым склонам на расстояние всего чуть более трех километров. Далее к северу, западней от Иерусалима и Вифлеема, склон более умеренный, но его еще труднее пройти, поскольку он включает в себя множество узких, длинный хребтов, разделенных глубокими оврагами. Сегодня плоское центральное плато, из Иерусалима в Вифлеем и Хеврон, пересечено дорогами и широко обрабатывается. Но для того, чтобы очистить каменистую местность в той мере, которая бы позволила эту деятельность, потребовались тысячелетия настойчивого труда. В бронзовом веке и в начале железного века этот район был скалистым и покрытым плотными кустарниками и лесами с очень небольшим количеством открытых земель, пригодных для сельскохозяйственных угодий. Во времена поселений израильтян там были созданы только горстки постоянных деревень; окружающая среда Иудеи гораздо лучше подходила для скотоводческих групп.
Система поселений Иудеи двенадцатого - одиннадцатого веков до н.э. продолжала развиваться и в десятом веке. Количество деревень и их размер постепенно росли, но характер системы резко не изменился. К северу от Иудеи на западных склонах нагорья развились обширные сады и виноградники, но в Иудее этого не произошло из-за неблагоприятного характера местности. Насколько мы можем видеть на основе археологических исследований Иудея оставалась относительно незаселенной постоянным населением, совершенно изолированной, и очень незначительной вплоть до (и после) предполагаемого времени Давида и Соломона, без каких-либо крупных городских центров и без выраженной иерархии деревень, сел и городов.
В поисках Иерусалима
Изображение Иерусалима во времена Давида, и тем более во времена его сына Соломона, на протяжении веков было предметом мифотворчества и романтики. Паломники, крестоносцы, и провидцы всех видов распространяли сказочные истории о величии Города Давида и Храма Соломона. Поэтому не удивительно, что поиск останков Храма Соломона был одной из первых задач, которыми занималась библейская археология в девятнадцатом веке. Задание было нелегким и очень редко плодотворным в связи с характером места.
Живя в непрерывности и очень надстроенный, Иерусалим лежит в седле к востоку от водораздела Иудейских гор, очень близко к краю Иудейской пустыни. В сердце его исторической части находится Старый Город, окруженный стенами времен Османской империи. Христианский квартал расположен к северо-западу от Старого города, около церкви Святого Гроба Господня. Еврейский квартал расположен на юго-востоке, с видом на Стену Плача и Храмовую гору. Последняя охватывает юго-восточный угол османского города. К югу от Храмовой горы, вне стен османского города, тянется длинный, узкий, относительно низкий хребет города Давида – старый холм Иерусалима бронзового и раннего железного веков. Он отделен от окружающих холмов двумя оврагами. Восточный (Кедронская долина) отделяет его от деревни Силоам. В этом овраге находится источник Гихон, основной источник воды библейского Иерусалима.
Иерусалим раскапывался снова и снова - и в особенно интенсивный период исследования остатков бронзового и железного веков в 1970-х и 1980-х годах под руководством Игаля Шило из Еврейского университета в городе Давида, первоначальном городском центре Иерусалима. Удивительно, как отметил археолог Тель-Авивского университета Давид Уссишкин, полевые работы там и в других частях библейского Иерусалима не представили веских доказательств населенности города в десятом веке. Мало того, что отсутствуют какие-либо признаки монументальной архитектуры, также отсутствуют даже простые черепки глиняной посуды. Типы керамики, которые так характерны для других мест десятого века, очень редки в Иерусалиме. Некоторые ученые утверждают, что позже массовая строительная активность в Иерусалиме уничтожила все признаки раннего города. Однако раскопки в городе Давида показали впечатляющие находки из среднего бронзового века и более поздних веков железного века - только не из десятого века до н.э. Самой оптимистичной оценкой этого негативного доказательства является то, что Иерусалим десятого века был весьма ограниченным в размерах, возможно не больше типичной нагорной деревни.
Эта скромная оценка хорошо сочетается с довольно скудным характером заселения в тот же период остальной Иудеи, в состав которой входили только около двадцати небольших деревень и несколько тысяч жителей, многие из них были кочующими скотоводами. В самом деле, очень маловероятно то, что эта малонаселенная область Иудеи и небольшая деревня Иерусалим могли бы стать центром великой империи, простирающейся от Красного моря на юге до Сирии на севере. Мог ли даже самый харизматический царь содержать такое количество людей и оружия, необходимых для достижения и удержания таких огромных территориальных завоеваний? Не существует абсолютно никаких археологических указаний богатства, трудовых ресурсов и уровня организации, которые нужны были бы для поддержки больших армий, даже на короткое время, в поле. Даже если относительно небольшое число жителей Иудеи было в состоянии организовать быстрые атаки на соседние регионы, каким образом они были в состоянии управлять огромной и еще более честолюбивой империей сына Давида Соломона?
Сколь велики были завоевания Давида?
На протяжении десятилетий археологи верили, что доказательства, обнаружены во многих раскопках за пределами Иерусалима, поддерживают рассказ Библии об огромной Объединенной монархии. Наиболее выдающимися победами Давида, согласно Библии, были победы над филистимскими городами, некоторые из которых были широко раскопаны. Первая книга Царств дает подробные детали о столкновениях между израильтянами и филистимлянами: как армии филистимлян захватили Божий ковчег в битве при Авен-Езере; как Саул и его сын Ионафан погибли во время войн с филистимлянами, и, конечно, как молодой Давид свергнул Голиафа. Хотя некоторые детали этих историй явно легендарны, географические описания весьма точны. Что более важно, постепенное распространение в предгорьях и долине Изреель филистимской отличительной керамики, оформленной в эгейском стиле, являет собой доказательство постепенного расширения филистимского влияния по всей стране. И когда были найдены доказательства уничтожения городов низменностей (около 1000г. до н.э.), они, казалось, подтверждали обширные завоевания Давида.
Одним из лучших примеров этой линии рассуждений является случай с Тель-Касилем, небольшим участком на северной окраине современного Тель-Авива, впервые раскопанным израильским библейским археологом и историком Бенджамином Мацаром в 1948-1950 гг. Мазар обнаружил процветающий город филистимлян, который, однако, не упоминается в библейских рассказах. В нем последний слой, содержащий характерную филистимскую керамику и содержащий другие признаки филистимской культуры, был уничтожен пожаром. И хотя в Библии не было никакого конкретного упоминания завоевания Давидом этой области, Мацар, не колеблясь, заключил, что именно Давид сравнил этот город с землей в своей войне против филистимлян.
И так было по всей стране. Разрушительные деяния рук Давида видели в слоях пепла и разбросанных камнях на участках от земли филистимлян до долины Изреель и дальше. Почти в каждом случае, когда город с прежней филистимской или ханаанской культурой был атакован, уничтожен, или даже перестроен, в качестве причины рассматривались широкие завоевания царя Давида.
Могли ли израильтяне из центрального нагорья установить контроль не только над небольшим селением, таким как Тель-Касиль, но и над такими большими ханаанскими центрами, как Гезер, Мегиддо и Бет-Шеан? Теоретически, да; в истории есть несколько примеров установления контроля сельского населения над большими городами - особенно в тех случаях, когда нагорные военачальники или неформальные вожди использовали для обеспечения дани и признания преданности от крестьян и торговцев городов низменностей как угрозу насилия, так и обещание отцовской защиты. Но в большинстве случаев это были не прямые военные завоевания и создание формализованной, бюрократической империи, а более тонкие средства предводительства, при котором нагорный вождь предлагал равнинным общинам некий вид защиты.
Конюшни, города и ворота царя Соломона?
Центр споров проходил не над доказательствами завоеваний Давида, а над их последствиями. Установил ли Соломон славное правление над всем царством, завоеванным Давидом? Хотя в Иерусалиме никогда не было идентифицировано никаких следов храма и дворца Соломона, для ученых было много других мест для поисков. Библейское повествование описывает восстановление Соломоном северных городов Мегиддо, Хацора и Гезера (3 Царств 9:15). Когда одно из этих мест, Мегиддо, в 1920-х и 1930-х годах было раскопано экспедицией Института востоковедения Чикагского университета, некоторые из его самых впечатляющих остатков железного века были приписаны Соломону.
Расположенный в стратегическом месте, где международная дорога из Египта на юге до Месопотамии и Анатолии на севере спускается с гор в Изреельскую долину, Мегиддо был одним из самых важных городов библейского Израиля. Кроме 3 Царств 9:15 он упоминается также в 3 Царств 4:12, в списке районов государства Соломона. Городской пласт называется слоем IV - последний почти полностью открытый по всей площади древнего кургана, содержит два набора больших общественных зданий, каждый из которых состоит из серии длинных комнат, соединенных друг с другом в ряд. Каждая из отдельных комнат была разделена на три узких прохода, отделенных друг от друга низкими перегородочными стенами из каменных столбов и желобами.
Один из руководителей экспедиции, П.Л.O. Гай, определил эти здания как конюшни времен Соломона. Его интерпретация была основана на библейском описании строительства Соломона в Иерусалиме (3 Царств 7:12), на конкретной ссылке на строительную деятельность Соломона в Мегиддо в 3 Царств 9:15, и на упоминание Соломоновых городов для колесниц и всадников в 3 Царств 9:19. Гай сказал так: "Если мы спросим себя, кто в Мегиддо, вскоре после победы царя Давида над филистимлянами, построил с помощью квалифицированных иностранных мастеров город со многими конюшнями? Я верю, что мы найдем наш ответ в Библии... если читать историю Соломона, будь то в книгах Царств или в книгах Хроник, то поражаешься частотой, с которой возникают колесницы и лошади".
Очевидное доказательство величия Соломоновой империи было в значительной мере подкреплено в 1950-х годах раскопками Игаля Ядина в Хацоре. Ядин и его команда обнаружили большие городские ворота, датируемые железным веком. Они имели своеобразную планировку: там была башня и три камеры по обе стороны ворот, что привело к возникновению термина "шестикамерных" ворот (Рис. 18). Ядин был ошеломлен. Аналогичные ворота – и по расположению, и по размеру - были раскрыты на двадцать лет раньше командой Восточного Института в Мегиддо! Возможно, и не конюшни были верным признаком присутствия Соломона по всей стране.
Итак, Ядин пошел копать Гезер, третий город, упомянутый в 3 Царств 9:15 как восстановленный Соломоном – но не в поле, а в библиотеку. Гезер был раскопан в начале века британским археологом Р.А.С Макалистером. Когда Ядин перелистал доклады Макалистера, он был поражен. В плане здания, которое было определено Макалистером как "замок Маккавеев", датируемый вторым столетием до н.э., Ядин смог легко определить контуры точно такого же типа ворот, которые были найдены в Мегиддо и Хацоре. Ядин больше не колебался. Он заявил, что царский архитектор из Иерусалима нарисовал генеральный план Соломоновых городских ворот, и что этот генеральный план потом был отправлен в провинцию.
Ядин резюмировал это так: "В истории археологии не существует примера, где рассказ настолько помог в идентификации и датировке структур в нескольких наиболее важных местах в Святой Земле как 3 Царств 9:15… Наше решение приписать слой (в Хацоре) Соломону было основано прежде всего на рассказе 3 Царств, стратиграфии и керамике. Но когда в дополнение мы обнаружили в этом пласте шестикамерные двухбашенные ворота, соединенные с казематной стеной, идентичные по плану и размеру с воротами в Мегиддо, мы были уверены, что мы успешно определили город Соломона".
Слишком хорошо, чтобы быть правдой?
Соломоновы открытия Ядина не закончились. В начале 1960-х годов, он отправился в Мегиддо с небольшой группой студентов, чтобы уточнить однородность ворот Соломона, которые в Гезере и Хацоре были связаны с полым казематным укреплением, но только при Мегиддо связаны с монолитной стеной. Ядин был уверен, что в Мегиддо копатели ошибочно отнесли монолитную стену к воротам, и что они пропустили нижележащую казематную стену. Так как ворота были полностью раскопаны командой Чикагского университета, Ядин решил раскопать участок к востоку от ворот, где американская команда обнаружила видимый комплекс конюшен, отнесенных к Соломону.
То, что он нашел, произвело революцию в библейской археологии на целое поколение. Под конюшнями Ядин нашел останки прекрасного дворца размером около шести тысяч квадратных метров, построенного из больших блоков тесаного камня. Дворец был построен на северной окраине холма, и был соединен с рядом комнат, которые были соединены с шестикамерными воротами и которые Ядин интерпретировал как отсутствующую казематную стену. Немного похожий дворец, построенный из красивых отделанных блоков, был обнаружен командой Восточного института на южной стороне холма и он также лежал под городом конюшен. Архитектурный стиль обоих зданий был тесно похож на распространенный и отличительный тип дворцов северной Сирии железного века, известный как bit hilani, состоящий из монументального входа и ряда небольших комнат, окружающих официальную приемную. Поэтому этот стиль был бы уместен для наместника в Мегиддо, возможно, приставника Вааны, сына Ахилуда (3 Царств 4:12). Вскоре ученик Ядина Давид Уссишкин закрепил связь этих зданий с Соломоном, продемонстрировав, что библейское описание дворца, построенного Соломоном в Иерусалиме, идеально подходит для дворцов в Мегиддо.
Вывод казался неизбежным. Ворота и двое дворцов представляли Мегиддо времен Соломона, а конюшни на самом деле принадлежали более позднему городу, построенному царем северного царства Израиль Ахавом в начале девятого века до н.э. Этот последний вывод был важным краеугольным камнем в теории Ядина, так как ассирийская надпись девятого века описывала большое войско из колесниц израильского царя Ахава.
Для Ядина и многих других, археология казалась соответствующей Библии более тесно, чем когда-либо. Библия описывает территориальные экспансии царя Давида - действительно, последние ханаанские и филистимские города по всей стране были уничтожены страшным пожаром. Библия описывает строительную деятельность Соломона в Хацоре, Мегиддо, и Гезере - похожие ворота безусловно показывали, что три города были построены вместе, по единому плану. Библия говорит, что Соломон был союзником царя Тира Хирама, и что он был великим строителем - действительно, великолепные дворцы Мегиддо в своей архитектуре показывают северное влияние, и они были самыми красивыми зданиями, обнаруженными в Израиле в слоях железного века.
В течение нескольких лет ворота Соломона символизировали наиболее впечатляющую археологическую поддержку Библии. Однако основные вопросы исторической логики в конечном итоге подорвали их значение. Нигде больше в регионе - от восточной Турции на севере через западную Сирию к Трансиордании на юге – в десятом веке до н.э. не было никаких признаков таких же развитых царских институтов или монументальных зданий. Как мы видели, родина Давида и Соломона Иудея была явно слаборазвитой, и нет никаких доказательств каких-либо богатств великой империи, вытекающих из нее. И существует еще более тревожная хронологическом проблема: дворцы железного века bit hilani, которые должны были служить прототипами для дворцов Соломона в Мегиддо, впервые появляются в Сирии в начале девятого века до н. э., по крайней мере полвека спустя времени Соломона. Как архитекторы Соломона могли перенять архитектурный стиль, которого еще не существовало? Наконец, есть вопрос о контрасте между Мегиддо и Иерусалимом: возможно ли такое, чтобы царь, который построил в провинциальном городе сказочные дворцы из тесаного камня, правил из маленькой, удалённой и слаборазвитой деревни? Как оказалось, теперь мы уже знаем, что археологические доказательства обширных завоеваний Давида и величия царства Соломона, возникли в результате очень ошибочной датировки.
Вопросы датировки
Идентификация останков из периода Давида и Соломона, - а также из времен правления царей, которые следовали им в следующем столетии - была основана на доказательствах двух классов. Окончание отличительной филистимской керамики (датировано около 1000г. до н. э.) было тесно связано с завоеваниями Давида. А строительство монументальных дворцов и ворот в Мегиддо, Хацоре и Гезере было связано с царствованием Соломона. В последние несколько лет обе поддержки начали рушиться (для более подробной информации см. Приложение 4).
Во-первых, мы больше не можем быть уверены, что стили характерной филистимской керамики не сохранились и в десятом веке - вскоре после смерти Давида - и поэтому она будет бесполезна для датировки (ещё меньше для проверки) его предполагаемых завоеваний. Во-вторых, новый анализ архитектурных стилей и форм керамики в известных уровнях Соломона в Мегиддо, Гезере и Хацоре указывает на то, что они на самом деле датируются началом девятого века до н.э., спустя десятилетия после смерти Соломона!
Третий класс доказательств, более точные лабораторные методы радиоуглеродной датировки, теперь, похоже, подтверждает это. До недавнего времени нельзя было использовать радиоуглеродную датировку для таких сравнительно современных периодов как железный век из-за его широкого предела вероятности, часто протяженностью века или более. Но усовершенствования методов радиоуглеродной датировки значительно снижают предел вероятности. Многие образцы из основных мест, включенных в спорный десятый век, были проверены и, кажется, поддерживают новую хронологию.
Место раскопок в Мегиддо, в частности, предоставило несколько потрясающих противоречий принятым интерпретациям. Пятнадцать образцов древесины были взяты из больших балок крыши, которая рухнула в страшном пожаре и разрушении, приписанному Давиду. Поскольку некоторые из балок могли использоваться в более ранних постройках, то только самые поздние даты из всего набора данных могут смело указать, когда были построены эти сооружения. Действительно большинство образцов хорошо попадают в десятый век – намного позже времени Давида. Дворцы, приписанные Соломону, построены на два слоя выше этого уничтожения, должны быть более поздними.
Эти сроки были подтверждены анализом параллельных слоев в таких известных местах, как Тель-Дор на побережье Средиземного моря и Тель-Адар на берегу Галилейского моря. Спорадическое рассмотрение из ряда других, менее известных мест, таких как Эйн Хагит близ Мегиддо и Тель-Кинерет на северном побережье Галилейского моря, также поддерживает эту датировку. Наконец, ряд образцов из слоя разрушения в Тель-Рехове вблизи Бет-Шеана, который является современником предполагаемого Соломонового города Мегиддо, выдал датировку середины девятого века до н.э. – намного позже его описанного уничтожения фараоном Сусакимом в 926г. до н.э.
По существу, археология неправильно датировала как «Давидовы», так и «Соломоновы» останки на целое столетие. Находки, датированы временем перед Давидом в конце одиннадцатого века, принадлежали середине десятого века, а те, которые датированы временем Соломона, принадлежали началу девятого века до н.э. Новая датировка поместила появление монументальных сооружений, укреплений и других признаков полной государственности именно в момент их первого появления в остальной части Леванта. Она исправила несоответствие в датах между дворцовыми сооружениями bit hilani в Мегиддо и их аналогиями в Сирии. И наконец, она позволяет нам понять, почему находки из десятого века в Иерусалиме и в Иудее так бедны. Причина в том, что в то время Иудея была все еще отдалённым и неразвитым регионом.
Едва ли существуют основания для сомнений в историчности Давида и Соломона. Однако есть много причин поставить под вопрос размеры и величие их государства. Если не было большой империи, если не было памятников, если не было великолепной столицы, каков был характер царства Давида?
Наследие Давида:
от племенного княжества железного века до династического мифа
Материальная культура высокогорья во времена Давида оставалась простой. Земля в подавляющем большинстве была сельской без следов письменных документов, надписей или даже каких-либо признаков широко распространенной письменности, что является необходимым для функционирования настоящей монархии. С демографической точки зрения, область поселений израильтян была почти однородной. Трудно увидеть какие-либо доказательства единой культуры или централизованного государства. Область на севере от Иерусалима была довольно плотно заселенной, в то время как область на юге от Иерусалима - центр будущего царства Иудеи – была по-прежнему очень малонаселенной. Сам Иерусалим был, в лучшем случае, не больше типичной деревни нагорья. Больше мы не можем ничего сказать.
Оценки численности населения для более поздних фаз периода поселений израильтян применяются также и к десятому веку до н.э. Они дают представление о масштабе исторических возможностей. Из общего числа примерно в сорок пять тысяч человек, живущих в горах, больше 90 процентов жили бы в деревнях на севере страны. Остальными были бы: около пяти тысяч человек, разбросанных между Иерусалимом, Хевроном и около двадцати небольшими деревнями Иудеи, и другие группы, которые возможно продолжали заниматься скотоводством. Такие маленькие и изолированные общества, как эти, должны были бы хранить память о таком чрезвычайном лидере, как Давид, так как его потомки продолжали править в Иерусалиме в течение следующих четырех сотен лет. Сначала, в десятом веке, их правление распространялось не на империю, не на роскошные города, не на захватывающую столицу. Археологически мы не можем сказать о Давиде и Соломоне больше ничего за исключением того, что они существовали, и что их легенда выжила.
Но очарование Девтерономического историка седьмого века до н.э. воспоминаниями о Давиде и Соломоне, - да и очевидное продолжающееся почитание иудеями этих персонажей - может быть лучшим, если не единственным, доказательством существования какого-то древнего единого государства израильтян. Тот факт, что Девтерономист использует единую монархию в качестве мощного инструмента политической пропаганды, предполагает, что в его время эпизод о Давиде и Соломоне в качестве правителей на относительно большой территории в центральной горной местности был все еще живым и широко распространенным.
Конечно, в седьмом веке до н.э. условия в Иудее изменились почти до неузнаваемости. Теперь Иерусалим был относительно крупным городом, в котором доминировал Храм Бога Израиля, служивший единой национальной святыней. Институты монархии, профессиональная армия и администрация достигли уровня сложности, который соответствовал и даже превышал сложность царских институтов соседних государств. И снова мы видим пейзажи и костюмы Иудеи седьмого века в качестве общего фона незабываемой библейской истории, на этот раз о мифическом золотом веке. Щедрый визит в Иерусалим торгового партнера Соломона царицы Савской (3 Царств 10:1-10) и торговля редкими товарами из отдаленных рынков, таких как земля Офир на юге (3 Царств 9:28; 10:11), несомненно, отражают участие Иудеи седьмого века в прибыльной арабской торговле. То же самое справедливо и для описания строительства Фадмора в пустыне (3 Царств 9:18) и торговых экспедиций в далекие земли, начинающихся в Ецион-Гавере в Акабском заливе (3 Царств 9:26) - два места, которые были надежно определены и которые не были заселены до поздних монархических времен. И царскую гвардию Давида из Хелефеев и Фелефеев (2 Царств 8:18) - ученые давно пришли к мнению, что она была эгейского происхождения – следует понимать на фоне службы греческих наемников, самой передовой боевой силой того дня, в египетской и, возможно, иудейской армиях седьмого века.
В конце монархических времен в Иудее и Иерусалиме была разработана сложная теология для подтверждения связи между наследником Давида и судьбой всего народа Израиля. Согласно Девтерономической истории благочестивый Давид был первым, кто остановил цикл идолопоклонства (народа Израиля) и божественного возмездия (от Яхве). Благодаря его преданности, верности и праведности Яхве помог ему завершить незаконченную работу Иисуса Навина, а именно: завоевать остальную землю обетованную и установить славную империю над всеми огромными территориями, обещанными Аврааму. Это были теологические надежды, а не точные исторические описания. Они были главным элементом в мощной мечте о национальном возрождении седьмого века, которая стремилась собрать вместе рассеянных, измученных войной людей для того, чтобы доказать им, что они сталкивались с волнующей историей под прямым вмешательством Бога. Славная эпопея об Объединенной монархии - как и истории патриархов, а также саги об Исходе и завоевании – блестящее сочинение, которое сплело вместе древние героические сказания и легенды в последовательное и убедительное пророчество для народа Израиля в седьмом веке до н.э.
В то время, когда библейский эпос впервые был создан, для народа Иудеи взошел на престол новый Давид, намереваясь восстановить славу своих далеких предков. Это был Иосия, описанный как самый преданный из всех царей Иудеи. И Иосия был в состоянии вернуть историю вспять от своих дней, к временам легендарной единой монархии. Очищая Иудею от мерзости идолопоклонства - впервые введенной в Иерусалиме Соломоном со своим гаремом иностранных жен (3 Царств 11:1-8) – Иосия может свести на нет преступления, которые привели к разрушению «империи» Давида. То, что хотел сказать Девтерономический историк, является простым и эффективным: есть еще способ вернуть себе былую славу.
Так Иосия приступил к созданию единой монархии, которая связала бы Иудею с территориями бывшего северного царства посредством царских институтов, вооруженных сил и целеустремленной преданности Иерусалиму, важному городу в библейском повествовании о Давиде. Как монарх, сидящий в Иерусалиме на троне Давида, Иосия был единственным законным наследником империи Давида, то есть территорий Давида. Он хотел "возвратить" территории уничтоженного в то время северного царства; царства, рожденного грехами Соломона. И слова 3 Царств 4:25 о том, что «Иудея и Израиль жили в безопасности от Дана до Вирсавии», подытоживают эти надежды на территориальное расширение и поиск мирного, процветающего времени, похожего на мифическое прошлое, когда царь правил из Иерусалима над объединенными территориями Иудеи и Израиля.
Как мы видели, историческая действительность царства Давида и Соломона была совсем не сказкой. Она было частью больших демографических изменений, которые привели к появлению царств Иудеи и Израиля - в резко отличающейся исторической последовательности, чем описывает Библия. До сих пор мы проверяли библейскую версию образующей истории Израиля, написанной в седьмом веке до н.э., и мы предоставили намеки на археологическую реальность, лежащую в ее основе. Теперь пришло время рассказать новую историю. В последующих главах, мы предоставим основные контуры роста, падения и возрождения совсем другого Израиля.