Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Иосиф Хейфец

О себе:

"Родился в Киеве в 1936 году. Как и большинство друзей, коллег и ровесников, прошел путь от пионера-патриота до полного неприятия коммунистических идеалов и даже пассивного десидентства. Это, естественно, осложнило последующую карьеру, но не помешало, тем не менее, добиться определенных успехов в научном мире. Я закончил Грозненский нефтяной институт. Начал свою производственную деятельность в качестве технолога по проектированию нефте(газо)проводов, нефтебаз, товарно-сырьевых баз нефтеперерабатывающих заводов. Уйдя в науку, я занимался проблемами добычи нефти, испытания пластов в процессе бурения, а последние 20 лет, перед отъездом в Израиль, разработкой уникальных буровых растворов на углеводородной основе, применяемых при вскрытии продуктивных пластов. Для этого, кроме основной специальности, мне пришлось освоить на профессиональном уровне коллоидную химию, химию поверхности и физическую химию , гидравлику, вплотную заниматься проблемами охраны окружающей среды, а в период Чернобыльской аварии осваивать вопросы гидрозащиты загрязнённых районов и др. Минуя аспирантуру защитил диссертацию, руководил лабораторией в киевском Государственном научно-исследовательском институте нефтяной промышленности. К моменту репатриации в Израиль в 1990 году был автором 129 печатных работ (в том числе 3 книги и 29 авторских свидетельств). Репатриировался в Израиль вопреки давлению проживающих в США сына, брата и матери. Не знаю, можно ли это назвать идеологической причиной? Скорее это страстное желание наконец ощутить себя в своей стране, среди своего народа, со всеми его недостатками и проблемами. В галуте мне не дано было испытать, что ощущает украинец на Украине и латыш в Латвии, а пустопорожние лозунги о едином народе в рамках многонационального государства - это применимо, разве что, для оправдания собственной трусости при принятии ответственного решения о репатриации" (http://ikhy.boom.ru/in-01.htm, 2002).

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С РЕЛИГИЕЙ

Для меня, как и для каждого советского человека, навязшие в зубах термины "империализм", "агрессоры", "эксплуататоры" и подобные им, в первую очередь, ассоциируются с США и их партнерами. Термин "Homo Sovenicus" - всегда воспринимался, как оскорбительная кликуха в политической борьбе двух систем. Но сегодня я его оценил сполна. Всю его значимость и емкость. Для того, чтобы оценить, насколько полно этот термин соответствует почти трем поколениям советских людей, недостаточно переехать на постоянное жительство в одну из стран дальнего зарубежья. Нужно попытаться понять разницу в мировоззрении и сознании людей. Повторю, что сегодня я могу только поражаться емкости этого термина. Пытаясь разобраться в нашем отличии от остального мира, я пришел к выводу, что все они вытекают из главного - различного отношения к религии. Подчеркиваю, не от соотношения числа атеистов и верующих, а именно от отношения к тем и другим. Мы воспитаны на лозунге: " Религия - это опиум для народа". Результаты не преминули сказаться. В своей семье я знал только одну глубоко религиозную женщину - это родная сестра моего деда. Сегодня, восстанавливая свою генеалогию я неожиданно обратил внимание, как трепетно отношусь к каждому воспоминанию о ней. Вспоминаю, как она молилась за благополучный исход моих экзаменационных сессий, в то время, как я вспоминал о ней, разве что когда кончалась стипендия и не на что было утолить не проходящее чувство голода. Вопрос о том верить ли в бога или нет для меня не существовал, как и для всего моего окружения. Заповеди, заложенные в основу каждой религии, для всех нас также не более чем слова. "Наш" человек выделяется всегда и везде своей бескомпромиссностью, пренебрежением к постороннему мнению, показушничеством, а подчас, и лицемерием. Я долго думал над этим и при необходимости готов обосновать каждое вышеприведенное слово. Обратите только внимание, с каким рвением сегодня бывшие партийные боссы и носители атеистических принципов ринулись, в одночасье, в лоно церкви. Не лицемерие ли это? Для меня наступило таки в середине 70-х годов время, когда отношение к религии приобрело определенную важность. Но касалось это не веры в бога, а полного моего невежества в отношении тех мировых ценностей, которые были основаны на религиозных сказаниях. Обратите внимание, во всех советских музеях принято под картинами на библейские и мифологические темы давать разъяснения. Дело в том, что рядовому советскому человеку название этих картин совершено ни о чем не говорит. Утоляя собственное любопытство я посещал костелы, храмы, синагоги, беседовал с верующими и священнослужителями. За редким исключением, посетители приходов были пожилые люди. Впервые прихожан среднего возраста я увидел в Прибалтике, а молодежь - в Чехословакии. В течении 3-х дней пребывания в Кошице я заглядывал несколько раз в центральный храм и всегда встречал там молодого студента с чертежными инструментами, стоявшего на коленях в самом конце зала у входной двери. Перед отъездом я дождался его выхода и в течении получаса имел с ним беседу. Мои вопросы ставили его в тупик. Он их не понимал. Он никогда не задавался вопросом, есть Бог или нет. К моему удивлению оказалось, что обычно он редко когда посещает храм. Но именно в эти дни его мать должна была быть прооперированна и для него было естественным дважды в день молиться о благополучном исходе операции. В нормальном мире люди живут с Богом в душе. Это не вера в Бога, в том смысле, как мы это понимаем. Это следование заповедям и вытекающая из этого норма поведения, традиции, отношение к окружающим, признание их права иметь собственную точку зрения, собственные принципы. Отступление от заповедей, - это верный путь к разладу с обществом. Мысль о навязывании собственных или несогласии с чужими убеждениями или принципами, не может даже в голову никому прийти. Если, по нашей традиции, начать убеждать кого-то в чем -то, он вас выслушает , покивает головой в знак признания вашего права на эту позицию и даже не подумает, что вся ваша тирада предназначалась для его перетягивания на эту позицию. Мне очень бы хотелось так выразить свои мысли, чтобы быть правильно понятым. Я так и слышу от невидимого "советского" собеседника встречный вопрос: " Так ты считаешь, что нужно начать изучать Библию и обращаться в веру?". Так и хочется крикнуть: " И да, и нет!" Да. Библию должен знать каждый культурный человек, но это не значит, что нужно ломать себя и становиться набожным. Мы уже не сможем переделать себя, как наркоман не может освободиться от наркотической зависимости. Но мы можем и должны попытаться избавиться от кричащей бескомпромиссности. Это позволит взглянуть на мир иначе, увидеть то, что всегда было от нас скрыто. Надо научиться сомневаться и задавать себе вопросы. Я не датишник ("дат" - на иврите "вера") но и не атеист. Я потрясен глубоким смыслом , заложенным в рассказ Рея Бредбери " Корабль", об одном из возможных аспектов веры. Я с удивлением смотрю на экран своего компьютера и понимаю что по мере того, как он " умнеет", он все равно не имеет перспектив увидеть меня. Даже в том случае, если станет автономной, самообучающейся системой и сможет автономно общаться со своими собратьями. Все чаще меня посещает мысль, что я и есть подобный самообучающийся и воспроизводящий себе подобного компьютер, которому не дано увидеть и осознать своего создателя. А "верить" или "не верить", - это зависит только от терминов "знать" или "не знать". Надеюсь, что мне удалось прояснить собственное отношение к религии в целом, Но к иудаизму, как к религии моего народа, я отношусь с особым вниманием и пониманием. Насколько помню себя, всегда пытался выражать солидарность со своими соплеменниками. 29 сентября считал своим долгом посетить Бабий Яр, даже в годы , когда это было связано с вероятностью обрести массу неприятностей. В Йом Кипур киевские евреи встречались возле синагоги, а на Песах в нашем доме всегда была маца. Это тот традиционный набор, который "демонстрировал" каждый еврей, не стеснявшийся своей национальной принадлежности. Ничего общего с религиозностью в этом не было. В тех же принципах я безуспешно пытался воспитать и собственного сына. Мне всегда казалось, что все мои усилия отскакивали от него, как мяч от стенки. В подростковом возрасте он стал многообещающим спортсменом, а в юношеском - уже был составе сборной команды СССР по плаванию. Все кто знаком с советской спортивной индустрией понимает, что с этого момента он напрочь выпал из под моего влияния. А дальше институт, армия, аспирантура. Но при каждом удобном случае, я пытался напомнить ему об еврейском происхождении. Сообщение о его желании эмигрировать в США для меня оказалось полной неожиданностью. Радовало то, что с возрастом он все больше приобщался к нашим национальным ценностям. Но легко вздохнуть я смог только когда его свадебный обряд состоялся под хупой. Однажды я в течении дня несколько раз безуспешно пытался дозвониться к нему. Обеспокоенный я продолжал звонить на следующий день, и на мой недоуменный вопрос, где он пропадал, получил ответ, что на субботу телефон был отключен. На следующий день в США ушло мое возмущенное письмо. Через некоторое время я получил магнитофонную кассету, которую храню по сей день и с текстом которой хотел бы вас ознакомить (с некоторыми сокращениями).

" ......по поводу твоего письма и твоих аргументов. Есть определённая разница между тобой и мной, между твоим поколением и моим. Если заглянуть назад на два поколения и сравнить с нашим, то многое можно объяснить. Твой дед жил в местечке и не разделял принадлежность к еврейству и иудаизму. Твои родители были первым поколением, вышедшим из местечка и жившим по его законам и традициям. Ты рожден евреем и тебе периодически об этом напоминали при каждом удобном случае. Но был ли ты настоящим евреем при всей демонстративности и даже браваде, ведь еврей - это и иудей. Но когда ты убеждал меня, что еврей должен жениться на еврейке, тебе это было совершенно ясно. Вопрос был разве в том, как это реализовать и как в последующем пробиться в жизни новой еврейской семье. А я всегда мучался вопросом, почему необходимо быть евреем, почему необходимо жениться на еврейке? Все нормальные человеческие принципы в одинаковой степени присущи как евреям, так и не евреям. То есть, прямого смысла, вытекающего из национальной принадлежности, я не видел. Мне объясняли как быть евреем, вместо того, чтоб объяснить - почему. И чем дольше я из американской действительности обозреваю все это, тем больше понимаю, что все человеческие ценности по которым мы жили просто "вбивались кулаком" и поддерживались существовавшим режимом. В массе своей они были правильными. В Америке нет ничего подобного. Понятия добра и зла, правильного и неправильного, уже давно стерлось. И никого не интересует, что правильно и что неправильно. Гомосексуалистом быть - совершенно нормально. Наркоманом, - тоже. Если деньги есть, - вперед: колись, нюхай, ширяйся как угодно. Секс с 12 лет, - нет проблем, только нужно помнить о презервативах и контра септике. То что дети должны общаться с родителями, - тоже не вопрос, потому что с ними не общаются и к тому времени, когда выходят на пенсию, родители должны четко знать, где тот дом для престарелых, где о них будут заботиться до смерти. Так они воспитаны. Тут мораль - деньги. Если у тебя есть деньги, то, не зависимо от того как они получены, ты будешь уважаемым человеком. Если денег нет, то совершенно неважно что ты из себя представляешь, профессор ли ты, врач ли, спасший тысячи людей, никакой цены у тебя нет. Что хорошо и что плохо определяется только взглядами общества. Если бы американец знал, как можно воровать, чтоб не попасться, он бы делал так без зазрения совести. В этом плане нет никакой разницы между евреями и не евреями. Более того, евреи, как самые шумные и активные, всегда бегут впереди паровоза. За права гомосексуалистов воюют евреи; за права черных дерутся евреи; евреи везде, кроме того места, где им положено быть. Разница межу евреями и не евреями в том, что им был дан закон, которого они придерживались в течении всей своей истории. И те евреи, которые считали, что эти законы слишком обременительны для исполнения, или уходили в христианство, оставившее себе лишь мизерную долю из этих законов, или просто ассимилировались в среде проживания. Ассимилировались не сразу, а в третьем или четвертом поколении. Единственная граница, выделяющая нас - евреев, - это иудаизм. На вопрос: " Кто еврей? Только ли тот, у кого мать еврейка?" один раввин, подумав сказал: "Правильным, наверно, будет причислять к евреям того, у кого внук еврей". Нам дана абсолютная мораль, которая существует, хранится и поддерживается независимо от того, в какой период мы живем, и какую мораль проповедует общество. Общество в своих моральных принципах может разбрестись куда угодно, как это было в СССР, как это в сегодняшней Америке. Но при этом должна всегда существовать абсолютная мораль - эталон и его хранитель. Общество говорит, что гомосексуализм нормален. Иудаизм говорит -нет. Общество говорит, что прелюбодействовать нормально. Иудаизм говорит - нет. Если что-то и держало евреев на плаву столько тысячелетий, это не то, что они были умнее чем другие, не то, что они были сильнее, чем другие. (Хотя все эти качества все же были в этом маленьком народе более сильно выражены.) Единственное, что их держало на плаву, - это их законы и мораль. Для каждого человека, рано или поздно, но на каком то этапе наступает момент, когда он обязан выбрать для себя, какому богу молиться. То ли, деньгам, то ли работе, то ли коммунистической идее, то ли иному идолу. Но если все равно необходимо сделать выбор, то такой, чтоб через несколько десятилетий не упрекать себя, что вновь напоролся на очередного идола. Я, в своей жизни, всегда посвящал себя полностью тому, чем занимался. Вылезал из себя ради каких-то долей секунд в плаванье, работал над никому не нужной диссертацией. Сегодня с утра до вечера делаю деньги, чтоб поднять детей и понимаю, что живу в обществе без морали и детям предстоит жить и противостоять этому обществу. И я нашел простой путь. Учиться не на своих ошибках, а на чужих. Начал присматриваться, как поступают в этих условиях умные люди, каковыми все считают евреев. Оказывается они на протяжении тысячелетий изучают 5 маленьких книг. Тех книг, которые при их уме, могут быть вызубрены за год. Зачем же они всю жизнь изучают их? Видимо есть в этом смысл, иначе бы они пришли к абсурду. Значит и мне стоит попробовать почитать и разобраться в них. Жаль конечно, что так поздно начал. И времени не хватает, т.к. хлеб насущный нужно добывать в поте лица. Но начав заниматься, я начал меняться. Мои отношения с Галей гораздо лучше, чем я от себя ожидал. С другими людьми я тоже начал иначе обращаться и иначе к ним относиться. Может быть в этом определенную роль играет возраст, но мне кажется, что я нашел правильный путь и для себя, и для своей семьи......"

Воистину, наши дети умнее нас!

Со своей стороны хочу поделиться с читателем этих строк еще одним наблюдением, сделанным за десятилетний период прожитый в Израиле. Дурак может читать все примерно с одинаковым результатом. Но умный, читая Тору, слишком часто попадает в зависимость от нее. Об этом никогда не следует забывать тем, кто просто ради любопытства желает с ней глубже ознакомиться. Мысленно представляю, что читатель в этом месте саркастически улыбнулся. Не спешите. Я и сам был на вашем месте. Но за последние годы изменил свое отношение к Торе и пишу ее имя только с большой буквы, хоть не читал ее в оригинале и не стал религиозным. Я не знаю, действительно ли она подарена Б-гом Мойсею, или кем-то написана, но в своем первозданном виде (на иврите) она великолепно поддается математической обработке. На одной из лекций рассказывали, что в древние времена самаритяне предложили удалить из текста лишние, на их взгляд, буквы "йуд" и "вав" (в иврите есть слова, которые можно писать как с этими буквами, так и без них ). Но после этого Книга уже не поддавалась математической обработке.( Подробно о гематрии, как о методе каббалистического исследования Торы, можно ознакомиться в Web Site Internet'a ). Лично я с огромным любопытством просматривал труды математиков, посвященные этому удивительному явлению. А в 1999 году получил, от доктора Александра Сапожникова новую книгу, в которой авторами использован совершенно новый метод исследования - векторная гематрия. Сложнейший математический метод, используемый авторами в книге поражает своими возможностями и лишний раз подтверждает неординарность Торы. Я мог бы еще рассказать о многих загадочных и любопытных наблюдениях в этой области, но считаю более этичным желающим самим заглянуть в соответствующие сайты, а любителям математики рекомендую прочитать вышеупомянутую книгу.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова