Протоиерей
Михаил Ходанов
Постперестроечная молодежь в храме
В адрес Церкви, в миру часто ходят слухи, что Она "не имеет исторической перспективы",
что богослужение Ее безнадежно устарело и что в храмы сегодня ходят только больные
ущербные люди и одинокие старые женщины. Некоторые "дружелюбные" журналисты, например,
вообще "пророчествуют" так: "Дни вашей Церкви сочтены".
Что ж, получается хлестко, с элементом "взятия на испуг".
Но: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее", - сказал Господь.
На сегодняшний день в Церкви много народа. Конечно, численность прихожан варьируется
от прихода к приходу, но факт есть факт - людей, по сравнению с 80-ми годами,
в ней существенно прибавилось.
Что касается возрастного параметра, то приходы в целом заметно омолодились.
И это, несомненно, весьма и весьма положительный аспект, вселяющий немалые надежды
на то, что российское юношество, со временем воцерковившись, направит с помощью
Православия свою силу и энергию в нужное для возрождения общества русло.
Однако, с молодежью есть и свои проблемы. С одной стороны, в храм приходят
юноши и девушки, еще не растерявшие в суетной жизни свое целомудрие и чистоту,
желающие быть верными Богу, с искренним расположением к Церкви и Ее предписаниям,
стремящиеся твердо идти по узкому пути спасения. Такая молодежь, хотя ее количественно
и весьма мало, идет ко Христу по зову сердца и представляет собой наше общее церковное
будущее. Для нее характерно послушание священнику, стремление быть полезной на
приходе и прилежание к изучению Закона Божьего. Задача при работе с такими молодыми
людьми заключается в том, чтобы направить их юношеский максимализм не на исправление
внешних причин тех глобальных духовных нестроений в обществе, которые их всегда
поначалу так возмущают и гнетут, а, прежде всего, себя самих. Только начиная с
себя и исправляя свои собственные грехи, человек ощутит со временем смысл и вкус
настоящего христианства.
С другой стороны, есть и другая, более распространенная категория приходящей
в храм молодежи. Это - так называемые люди ищущие, для которых Православие есть
пока лишь один из моментов в поиске истины. Часто они уже прошли через буддизм,
медитации, вволю побаловались оккультизмом, экстрасенсорикой, испытали на себе
влияние политических страстей, диссидентства и. т.д. В результате вся их прежняя
псевдодуховная жизнь, ее наслоения, амбиции и эклектика весьма и весьма мешают
им в деле правильного воцерковления и духовного роста.
Из среды таких людей (если они все же остаются внутри православной конфессии)
часто вырастают либералы, обновленцы, еретики, синкретисты и даже откровенные
богоборцы. Причина здесь довольно проста - вкусив так называемой вольной и безответственной
жизни в миру, подвергнув себя разного рода приятным пристрастным влечениям, ошибочно
понимаемым как проявления личной свободы и независимости, они, как правило, испытывают
стеснение от церковной дисциплины и святоотеческой православной аскезы - и откровенно
тяготятся ею. Для них весьма характерна холодность в молитве, явное стремление
сфокусировать внимание людей на собственной "свободолюбивой" персоне. Им чрезвычайно
характерно гипертрофированное мнение о себе. Они не видят своих грехов и не ощущают
собственной погибели. А мы знаем, что только видящий себя погибающим от грехов
соединяется со Христом и вообще испытывает в Нем нужду как в Спасителе. Иначе,
если бы мир не погибал на корню, приход Господа на землю был бы излишен.
Общаться с ними трудно. Они, как правило, не заинтересованы в своем воцерковлении
(ибо это - трудная борьба со страстями и той же гордыней, которая во всех отношениях
так приятна...). Через христианство они хотят достичь либо чувственных эмоционально-мистических
экзальтаций в минимальный срок, либо получить через рукоположение духовную власть
над людьми, чтобы формировать из них впоследствии своих адептов. В нынешнее время
дело доходит и до упорных попыток формирования некоторыми из них "параллельных
церковных структур" как альтернативы существующей Церкви Христовой.
Направляют свои стопы в храм и представители деловой молодежи - молодые бизнесмены,
активно желающие сегодня встать на ноги, хорошо заработать и устроить обеспеченную
жизнь, как себе, так и своей семье.
О Церкви они узнали сравнительно недавно, на волне перестройки и сопутствовавшей
ей моды на поверхностную религиозность. Церковь для некоторых из них - лишь одна
из многочисленных сфер прикладной человеческой деятельности, правда, новая, достаточно
интересная, со своей духовной спецификой, но не более того. Такие люди ходят время
от времени на службу. Иногда исповедуются и причащаются. Тем не менее, их пребывание
в храме зачастую зависит от степени той или иной практической выгоды, которую
они при этом хотят получить. Редко кто из них воцерковляется по-настоящему, достигая
покаяния и благодатного внутреннего перерождения. В основном, бизнесмены собой
вполне довольны. Иногда они могут даже какое-то время добровольно отдавать и так
называемую "десятину" - то есть какую-то часть (но, как правило, отнюдь не 1/10)
своих доходов на нужды конкретного прихода. Однако, если дела их пошатнутся или
они решат, что батюшка к ним слишком строг то и "десятина", и сам бизнесмен могут
очень быстро исчезнуть из поля зрения.
Проблема этих молодых людей состоит в том, что они не имеют в себе постоянства
- они также пришли ко Христу без сокрушения сердца и ощущения собственной погибели
(равно как и категория "ищущих"). На Него они смотрят откровенно меркантильно,
с житейской выгодой. У них, в принципе, все и так было хорошо, но они захотели,
чтобы Церковь помолилась об их кармане, и все стало еще лучше.
Вот если бы они действительно ощутили по жизни своей, что в буквальном смысле
слова погибают от злых грехов своих (и ужаснулись бы этому), и что только Господь
Иисус Христос может простить их, укрепить на правильном пути и спасти - тогда
все было бы по-другому, и они стали бы, милостью Божией, со временем, настоящими
христианами. Но таких случаев, увы, пока мало.
Иногда деловая молодежь желает делать бизнес прямо внутри Церкви. Они говорят,
к примеру, батюшке или даже архиерею: благословите, отче (владыка), собирать с
приходов записки о здравии стоимостью в 1 доллар и контейнером направлять их ежемесячно
в Иерусалим через местную фирму-посредник прямо на Гроб Господень, чтобы там монахи
читали их перед величайшей христианской Святыней. И люди будут довольны (ну что
там какой-то один доллар ради такого поминовения? да его и самая бедная старушка
наскрести всегда сумеет - да еще и с пребольшой охотой), и фирма, и приход, ну,
и сам бизнесмен (конечно, чисто символически). И. получая закономерный отказ,
инициативный молодой бизнесмен тотчас оскорбляется и уходит в светскую коммерцию.
Есть в стране и узкая прослойка особо богатых молодых и, как правило, криминальных
нуворишей с безмерными амбициями и темными мистическими наклонностями, ошибочно
принимаемыми ими самими за веру. Они изредка приезжают к храму кавалькадой на
роскошных иномарках, ставят самые дорогие свечи святителю Николаю или великомученику
Георгию Победоносцу и с металлом в голосе требуют от священнослужителей помолиться
за успех их дел, не уточняя при этом, каких именно. Бывает, что священник соглашается
- по смирению или же за обещанное пожертвование на храм - откликнуться на их просьбу-требование.
Но если вдруг, паче чаяния, дело их не удается (а это часто случается - разные
дела сейчас творятся вокруг), то претензиям "крутых" нет числа - иногда доходит
даже до прямых угроз и обещаний "разобраться" с "плохим" батюшкой, чья молитва,
по их мнению, "не достигла неба". Что ж, батюшка должен быть здесь мудр - и всегда
уточнять, чего именно хотят от Церкви волевые просители.
Большая проблема для молодежи, ходящей в Церковь, - воздействие на нее внешней,
сугубо не церковной среды. Ведь основное время верующие юноши и девушки живут
в миру, " который во зле лежит", и в той или иной степени искушаются его неистовым
развратом и грязью, особенно - разгулом визуально-сексуального бесчинства в СМИ
и на улицах мегаполисов, а также колоссальным падением нравственности среди своих
неверующих сверстников.
"Крутость", "раскрепощенность", "большие бабки", "чувственные удовольствия",
"колеса" - короче, все идолы внешнего мира, в котором живут молодые христиане,
находясь вне храма, провоцируют их на грех - и удержаться здесь, действительно,
в высшей степени трудно.
Можно добавить к перечню искушений и повсеместно насаждаемый псевдодуховный
плюрализм и синкретизм, который отбивает у молодежи всякое духовное рвение, поскольку
навязчиво пропагандирует относительность истины, комфортность, безответственность
и попустительство извечным человеческим грехам, объявляя их онтологически присущими
нашей природе, а значит, закономерными и естественными...
Воцерковление молодежи на сегодняшний день - сложный и ответственный процесс.
Но от него зависит будущее нашей Церкви.
Взято из мартовского выпуска киевского православного электронного журнал (http://www.kiev-orthodox.com/Newspaper/qv/n_7/page_8_(N_7).htm)
Автор -писал в ЖМП официальную хронику в 1999 г. (http://www.jmp.ru/JMp/99/1-99/6.htm)
|