Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

ЭКОТЕОЛОГИЯ

ГОЛОСА СЕВЕРА И ЮГА

Под редакцией Дэвида Г. Холмана.

К оглавлению

АДЕБИСИ СОВУНМИ

Податель жизни - "Укрепи Твое Творение"

Мир сжимают тиски экологического и экономического кризисов, которые грозят катастрофой для человечества и природы в целом. Эти кризисы проявляются в загрязнении воды, воздуха и почвы ядовитыми химическими и радиоактивными веществами, в эрозии и засолении почв, наступлении пустынь, уничтожении лесов, исчезновении целых видов растений и животных, глобальном потеплении, в том, что человеческая жизнь и духовность постепенно сходят на нет. Последнее означает, что разрушается сама сущность человека: личность отчуждается от культуры, утрачиваются самоуважение, человеческое достоинство, стимул к существованию, развивается чувство безнадежности. Многие из жертв духовного разрушения человечества обречены на алкоголизм, наркоманию, преступления.

Правительства многих стран, Организация Объединённых Наций и ее подразделения, различные экологические организации сознают остроту этой ситуации, и человечество в целом все более понимает, что нужно как можно скорее остановить или, по крайней мере, резко замедлить нынешний темп разрушения окружающей среды. Устраиваются многочисленные конференции и семинары, накоплено огромное количество материалов по проблемам, связанным с различными аспектами того или иного кризиса. Принимаются различные конвенции, заключаются соглашения. И все же положение не только не улучшается, но, кажется, в некоторых аспектах продолжает ухудшаться. Почему? Мне думается, что главная причина в том, что большинство состоятельных транснациональных корпораций, повинных в кризисе, из жадности, эгоизма, из стремления к сверхприбыли с фантастическим упрямством не желают предпринять необходимые радикальные изменения в нашем образе жизни и политической системе. Подчас они прямо отказываются и думать о необходимости таких изменений. Все люди, желающие внести свой вклад в дело обновления и сохранения окружающей среды, должны теперь усилить практические меры, направленные на достижение этой цели, найти новые пути, которые бы помогли изменить наши отношения с тварным миром.

Я бы хотел остановиться на трех аспектах этой проблемы, которые мне хорошо знакомы из моего личного опыта ученого, христианина (хотя и не богослова, но человека, размышлявшего о библейском рассказе о творении) и туземца (в этом контексте, я подразумеваю под "туземцами" людей, которые первоначально населяли ту или иную часть земли, причём жили в гармонии с природой).

ЧТО ГОВОРИТ НАУКА

Наука показывает нам, что земля была создана с таким расчетом, чтобы на ней возможно было поддерживать существование в течение неопределенно долгого времени при условии разумного обращения с ресурсами. Наука подчеркивает, что природные системы чрезвычайно тонко сбалансированы, а разрушения, которые человечество причиняет этим системам, совершенно непропорциональны и числу людей на планете, и возрасту человечества.

Четыре главных фактора делают Землю единственной пригодной для жизни планетой Солнечной системы:

- наличие масс воды в жидком виде; жидкая вода необходима, потому что все жизненные процессы в клетках совершаются в жидкостной коллоидной среде;

- температура атмосферы поддерживается в пределах, которые позволяют существовать воде в виде жидкости. Средняя температура земной атмосферы составляет +150 С. Такая температура достигается за счёт того, что атмосфера Земли содержит двуокись углерода, окись азота и метана: эти газы создают естественный парниковый эффект, поглощая солнечное излучение и тем самым нагревая атмосферу. Другие три планеты земного типа Солнечной системы не имеют условий для жизни: Венера слишком горяча, в её атмосфере слишком много двуокиси углерода, атмосфера Марса на 96,5% состоит из двуокиси углерода, на Меркурии вообще нет атмосферы;

- в составе атмосферы присутствует специфический набор газов, из которых особенно важны дающий жизнь кислород и делающая возможным фотосинтез двуокись углерода;

- Земля обладает внутренним механизмом саморегуляции, называющимся гомеостазом, благодаря которому составные элементы каждой экосистемы находятся в динамическом равновесии.

Хотя 70% земной поверхности покрыты водой, пресная вода, от которой зависит вся жизнь на Земле, составляет лишь 1%. Загрязнение пресной воды, таким образом, приобретает особое значение.

По сравнению со Вселенной планета Земля невероятно мала: во Вселенной насчитываются сотни тысяч миллионов галактик, каждая из которых содержит сотни тысяч миллионов звезд. Наше собственное солнце "всего лишь заурядная, среднего размера жёлтая звезда". 1 Земля лишь одна из девяти планет, вращающихся вокруг Солнца.

Население Земли составляет около шести миллиардов человек. Но если сравнить возраст современного человечества с предполагаемым возрастом самой планеты и жизни на ней, люди будут посрамлены. Предполагаемый возраст Земли составляет 4,7 миллиона лет, остатки древнейших известных нам живых организмов, обнаруженные в скальных породах северо-западной Австралии, насчитывают 3,5 миллиона лет. Человек современного типа появился не позднее ста тысяч лет назад. Таким образом, Земля существовала задолго до того, как появились люди, и её издавна населяли разнообразнейшие растения и животные.

Только за последние двести лет человечество нанесло огромный урон жизни на планете, своей среде обитания. Вот лишь несколько примеров того, какого угрожающего размаха достигли эти разрушения и деградация творения:

- в Латинской Америке уничтожено около двух миллионов гектаров тропических лесов для организации скотоводческих хозяйств; 2

- каждую минуту на земле уничтожают 100 гектаров тропических лесов; Африка потеряла 52% первоначального лесного покрова, Азия - 42%, а Латинская Америка - 37%; 3

- за последние тридцать лет каждый год убивали до ста тысяч африканских слонов, уровень поистине тревожный;

- из-за глобального потепления, вызванного используемыми в промышленности химическими веществами, уровень морей поднимается со скоростью 20 сантиметров в десятилетие; появились такие спорадические и разрушительные климатические феномены (например, ураганы в Европе), которые могут быть вызваны именно глобальным потеплением;

- природные ресурсы уничтожаются в ходе войн; война в Персидском заливе в 1991 году стоила коалиции, возглавлявшейся США, 100 миллиардов долларов; еще трагичнее положение дел в беднейших странах Африки, где куда более скудные ресурсы тратятся на гражданские войны;

- человечество уничтожает не только растения и животных, но и людей, уничтожает физически, психологически и духовно. К примеру, истребление лесов оборачивается изгнанием из привычной среды обитания и последующей гибелью туземных племён, для которых лес был жизнью, поскольку от него зависело все их существование. В Бразилии туземное население, в XVI веке насчитывавшее более шести миллионов человек, ныне сократилось до двухсот тысяч. Несправедливость и бесчеловечность национальных и международных экономических систем ведут к тому, что бедные становятся ещё беднее. Люди, имеющие доходы ниже прожиточного уровня, ищут убежища в преступлении и насилии либо в наркомании и алкоголизме.

ЧТО ГОВОРИТ О ТВОРЕНИИ БИБЛИЯ

Катастрофическое положение, в котором мы очутились, во многом объясняется неправильным представлением о Боге и Его творении или греховным пренебрежением к ним.

- Бог есть Творец и Владыка этого мира (ср. Быт 1,1; Пс 24, 1; Ис 28, 12-13; Иов 38-40);

- Бог подает жизнь всему сущему и поддерживает её (ср. Пс 103, 29-30);

- в творении Бог из хаоса устроил порядок (Быт 1, 1-31; Ис 25, 18; особенно ярко передан последний стих в переводе "Живой Библии": "Иегова сотворил небеса и землю и все поставил на место, и Он создал мир, чтобы в нем жили, а не чтобы мир был пустым хаосом");

- Бог сотворил мир для Своего собственного удовольствия (Откр 4, 11) и для гармонического сосуществования всех Своих созданий, которые Он, по своей любви и благодати предназначил для свободы, счастья и безопасности (Пс 103, 10-23);

- Бог снабдил мир щедрыми и разнообразными ресурсами, которые способны удовлетворить естественные потребности человечества и всех прочих созданий (Пс 103, 10-18, 21, 27-28);

- Бог создал щедрое разнообразие растений и животных (более тридцати миллионов) (Пс 103, 24), что ярко свидетельствует о Его непревзойдённой мудрости (Пс 19, 1-6);

- каждый человек создан по образу Божию (Быт 1, 27), и поэтому все люди одинаково дороги Ему;

- Бог создал людей, чтобы они вместе с Ним заботились о творении (Быт 1, 28; Пс 8, 6);

- всё, что создал Бог, было совершенно и образовывало гармоничное, взаимосвязанное, интегрированное целое (Быт 1; Пс 104, 5);

- Дух Божий есть активный участник не только первоначального акта творения, но и воспроизводства жизни, Он постоянно поддерживает и обновляет землю (Пс 104, 30);

- Бог создал мир из ничего (Быт 1,1).

Таким образом, и наука, и Библия ясно показывают, что Бог создал совершенный мир, мир величественный, ошеломляюще изобильный биологическими видами, и Он позаботился о том, чтобы этот мир имел достаточно ресурсов для удовлетворения потребностей людей и всех прочих созданий.

ЧТО ГОВОРИТ КУЛЬТУРА ТУЗЕМЦЕВ

Туземцы всего мира - островов Тихого океана, Африки, Австралии, Америки - имеют схожие религиозные и философские взгляды на землю, на свою связь с землей и природу. Например:

- земля есть "матерь" - источник пропитания, выживания и, в сущности, источник жизни. Её следует чтить. В некоторых туземных сообществах человек не может владеть землей, потому что сама земля владеет человеком;

- творение есть взаимосвязанная система, в которой человечество является лишь одной из частей. Некоторые туземцы верят, что всякий серьезный проступок нарушает гармонию творения и приводит к экологической катастрофе;

- туземные народы превосходно знают своё природное окружение, не эксплуатируют чрезмерно его разнообразные ресурсы. Некоторые племена используют более сотни различных видов растений в пищу, для лечения, для других целей. Гармоничность их сосуществования с природой, благоразумие в использовании природных ресурсов подтверждаются тем, что эти туземные народы живут в одной и той же местности на протяжении многих поколений, иногда тысячи лет;

- туземные народы охотятся исключительно ради пропитания и удовлетворения насущных нужд, не для спорта или развлечения;

- в их сельском хозяйстве используется практика смешанного высева растений, воспроизводящая модель, характерную для естественных экосистем, в которых сосуществуют разнообразные виды;

- люди берут от природы лишь столько, сколько им нужно;

- у туземных народов очень силен дух общинности и родства, не поощряются индивидуализм, эгоизм и корысть; в сущности, многие туземные народы ни в каком виде не знали принципа частной собственности.

Эти культуры зиждились на гармонии людей и природы, они обладали здоровыми представлениями о том, как относиться к окружающей среде. Наши представления об этих культурах до сих пор основываются на академических исследованиях обычно чуждых изучаемым культурам этнологов, археологов и антропологов, которые рассматривали туземные народы как "примитивные". Такое отношение нужно менять. Мир, и в том числе "цивилизовавшиеся" потомки этих культурных групп, должны узнать, что у туземных народов есть многое, чему следует научиться, чтобы установить такой экономический порядок, при котором творение будет спасено от уничтожения.

Колониальные власти навязали туземным народам собственную культуру, которую они в наивном высокомерном невежестве считали высшей "цивилизацией". Но идеология и образ жизни колонизаторов потерпели крах. Это видно из того, что именно так называемые высшие культуры в основном ответственны за разрушение окружающей среды и за экономический кризис в своих бывших обнищавших колониях.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСОВ

Приведенный краткий анализ показывает, что основной причиной двух рассматриваемых кризисов (тесно связанных между собой) является смена "культуры жизни", характерной для автохтонных народов, чуждых индустриализации, на "культуру смерти", характерную для богатых индустриальных стран, мощно наращивающих промышленность. Точнее, речь идет о порабощении одной культуры другой. "Культура смерти" несовместима с Божиим замыслом о творении. В жизни тех, кто контролирует политическую и экономическую систему промышленно развитых стран, кто является частью этой системы, нет места Духу Святому. В этой идолопоклоннической "культуре смерти":

- поклоняются экономической, политической и военной мощи, ставя её выше человеческой жизни;

- окружающую среду (включая и людей) лишь эксплуатируют для удовлетворения эгоизма и жадности эксплуататоров;

- фактически отрицают то, что Бог есть Господь всей твари;

- богатые эксплуатируют бедняков и бедные народы, эксплуатируют бездушно, корыстно, неправедно, эгоистично. Согласно докладу Всемирного Банка, только за 1987 год из латиноамериканских, африканских и азиатских стран было выкачано 30 миллиардов долларов. В водах Третьего мира вылавливают рыбу, чтобы кормить ею домашних животных на Севере, а не жителей самих стран Третьего мира. Япония ввозит 70% необходимого ей леса, причем 97% леса поступает из Юго-Восточной Азии, и каждый год японские потребители выкидывают 20 миллиардов пар деревянных палочек для еды. Когда мясной рынок оказался перенасыщен овечьим мясом, в Австралии за три года забили 20 миллионов овец, которых охотно разводили, пока был спрос.

У руководителей и богатых, и бедных стран в целом отсутствуют политическая воля, энтузиазм и патриотизм, необходимые для того, чтобы улучшить условия жизни людей в этих странах, а между тем часто они же тратят непропорционально большие деньги на милитаризацию.

Крайне необходимо установление принципиально нового глобального политического и экономического порядка, который определялся бы христианской этикой, христианским отношением к творению и взглядами на природу, характерными для туземных культур. И те, и другие выступают за справедливость по отношению к творению, против хищнического отношения к миру. Угнетенные должны быть на равных правах вовлечены в выработку такого нового порядка, их взглядам следует отдавать предпочтение. Более того, для обновления творения и его развития на долгосрочной основе требуется принципиальное изменение образа жизни, мировоззрения и взаимоотношений богатых и бедняков как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах.

Как можно практически осуществить такие рекомендации? Готовы ли мы внести свой личный вклад в создание такого порядка? Если нет, то мы не должны делать вид, что нас интересует обновление творения. Если же мы искренни, мы должны быть чутки к Духу Святому, быть готовы сделать собственную личность ответом на нашу собственную молитву: "Податель жизни, укрепи Твое творение!"

Примечания

1 Stephen Hawking. A Brief History of Time. London: Bantam, 1990. P. 37.

2 Global Economy Handbook, 1990.

3 "Rainforests", Friends of the Earth press release, July 1987.

4 Business Times, Malaysia, 2 August 1984.


 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова