Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Ирвин Ялом

ЛЕЧЕНИЕ ОТ ЛЮБВИ

и другие психотерапевтические новеллы

Ялом И. Лечение от любви. М.: Класс, 1997. 288 с.

Перевод с английского А.Б.Фенько

СОДЕРЖАНИЕ

А.Б. Фенько. Автопортрет в жанре экзистенциального триллера (заметки переводчика)

Благодарность

Пролог

1. Развенчание любви

2. "Если бы насилие было разрешено..."

3. Толстуха

4. "Не тот ребенок"

5. "Я никогда не думала, что это может случиться со мной..."

6. "Не ходи крадучись"

7. Две улыбки

8. Три нераспечатанных письма

9. Терапевтическая моногамия

10. В поисках сновидца

АВТОПОРТРЕТ В ЖАНРЕ

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО ТРИЛЛЕРА

(заметки переводчика)

 

 

"Во всем у нас привыкли видеть рожу сочинителя".

Н.В.Гоголь

 

Любой перевод предполагает диалог с автором, установление личного контакта, позволяющего переводчику "войти в образ", уловить интонацию, "вжиться" в авторский стиль. В данном случае сделать это было непросто: образ автора постоянно ускользал, двоился, и, боюсь,  так и остался до конца не разгаданным.

Все, что мне было известно об авторе книги до начала работы, ограничивалось краткой биографической справкой: знаменитый американский психотерапевт, автор фундаментальных руководств по групповой и экзистенциальной терапии, профессор Стэнфордского университета. 

Естественно было ожидать от текста некоторой доли академичности. И вдруг...

Лихо закрученный сюжет, который держит в напряжении до последней страницы, колоссальный накал страстей, весьма откровенные авторские признания, граничащие с эксгибиционизмом, "крепкие" словечки, бурные сцены и эффектные концовки, - каждая из десяти новелл изложена как крутой американский боевик, а сам Ирвин Ялом - автор и одновременно главный герой повествования - предстает со страниц книги этаким суперменом, - правда, суперменом, который способен отнестись к себе с некоторой долей иронии. 

В оригинале книга называется "Палач любви" ("Love`s Executioner"). Под "палачом" И.Ялом подразумевает самого себя, название же обещает читателю то ли индийскую мелодраму, то ли психологический триллер, то ли кровавый боевик, - а на деле оказывается пародией на все эти жанры, приправленной научно-популярным гарниром. 

Ялом намеренно создает несколько утрированный образ психотерапевта-супермена и тут же над ним иронизирует, дразня читателя и вовлекая его в сложную игру разоблачений и умолчаний, откровенности и притворства.

Поначалу эта откровенность кажется головокружительно смелой, почти шокирующей и не всегда оправданной. Ну кто, спрашивается, заставляет стэнфордского профессора признаваться в сексуальном влечении к пациентке или в отвращении к своей матери? Но потом начинаешь понимать, что каждое его "признание" тщательно выверено и точно дозировано, и при этом сделано в определенных дидактических целях. 

Ялом, помимо всего прочего, университетский преподаватель, педагог. И эта книга - отчасти пособие для студентов, изучающих психотерапию. А что может быть более убедительным подтверждением теорий и правил, чем ссылка на собственный опыт? Даже если бы с ним не случилось все то, что он описал, это следовало бы выдумать для иллюстрации его теоретических положений. Впрочем, кто поручится, что он именно так и не сделал?

Если автор предстает со страниц книги этаким пародийным суперменом, то сама психотерапия напоминает захватывающее приключение, полное опасностей, тайн и напряженной борьбы. Несмотря на свои постоянно подчеркиваемые экзистенциалистские убеждения, в своем отношении к психотерапевтическому процессу Ялом остается психоаналитиком: как и для Фрейда, психотерапия для него - детективное расследование, разгадывание загадки, упорный поиск истины. Только это уже не истина прошлого - инфантильной сексуальности, Эдипова комплекса и детских травм, - а истина "четырех данностей" человеческого существования: одиночества, неизбежной смерти, экзистенциальной свободы и бессмысленности жизни. И на пути к этой истине психотерапевту-детективу приходится преодолевать многочисленные трудности: сопротивление пациентов, их страх и лень, их примитивные бессознательные аффекты, ну и, разумеется, свои собственные - те, что на языке специалистов именуются контрпереносом, а на языке обычных людей - вожделением, отвращением, скукой, раздражением, - то есть те самые чувства, которые обычные люди время от времени испытывают друг к другу и которые психотерапевт призван в себе изживать. 

Странное дело: автор вроде бы ничего не приукрашивает, наоборот, открыто демонстрирует всю психотерапевтическую "кухню" с ее порой неприглядными деталями. И, тем не менее, описываемая им работа психотерапевта кажется страшно увлекательным занятием: борьба с собственной скукой или неприязнью к нудной и злобной клиентке выглядит захватывающей, как подвиги Геракла или похождения Индианы Джонса. Романтические юноши и девушки после чтения этой книги должны валом повалить в психотерапевты, как в свое время, после фильмов о Чкалове и Челюскине - в летчики и полярники. 

Так рассказать о психотерапии может только тот, кто по-настоящему влюблен в эту профессию. И это, пожалуй, единственное, что можно утверждать наверняка об этом постоянно ускользающем от понимания человеке: он искренне предан своему делу, хотя, признаваясь во всех мыслимых грехах и слабостях (включая даже смешные), он нигде открыто не признается в своей любви к психотерапии.

Отсутствие этого главного признания - не только еще одно доказательство литературного вкуса автора (вся книга, по сути, и есть признание - так зачем его дублировать?), но и какая-то новая грань его образа. Может быть, никакой он не супермен-детектив, не самоуверенный эксгибиционист и не "палач любви", а совсем наоборот - ее молчаливый и преданный рыцарь?

 

Анна Фенько

Irvin D.Yalom

LOVE`S EXECUTIONER

and Other Tales of Psychotherapy

Библиотека психологии и психотерапии

Выпуск 21

Москва

Независимая фирма "Класс"

Ялом И.Д. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы/Пер. с англ. А.Б.Фенько. - М.: Независимая фирма «Класс»

Публикуется с разрешения издательства «Harper Collins Publishers» при посредничестве литературного агентства «Мэтлок».

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова