Михаил Ярошевский
от античности до середины ХХ в.
К оглавлению
§12. НЕОФРЕЙДИЗМ
Карен Хорни: образ Я. К.Хорни (1885-1952) получила образование на медицинском
факультете Берлинского университета. В 1918 году она посту пила на работу в Берлинский
психоаналитический институт, где проработала до 1932 года. Затем она переезжает
в США, куда перебираются и другие известные немецкие ученые в связи с приходом
к власти Гитлера. Хорни занимает пост заместителя ди ректора Чикагского психоаналитического
института, потом переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Психоаналитическом институте,
занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последователи Фрейда,
она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою
ассоциацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа.
В отличие от Юнга и Адлера, которые подчеркивали, что разошлись с Фрейдом по
принципиальным вопросам, Хорни говорила, что она лишь стремится исправить некоторые
недостатки его теории. Однако ее стремление раздвинуть рамки ортодоксального фрейдизма
на самом деле привели и ее к пересмотру отдельных положений теории Фрейда. Хорни
приходит к выводу о доминирующем влиянии общества, социального окружения на развитие
личности человека. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными
инстинктами, что человек может изменяться и развиваться в течение жизни. Эта возможность
опровергает фатальную обреченность на невроз, о которой говорил Фрейд. По мнению
Хорни, есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное
выздоровление даже у невротизированных людей.
Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты
агрессии или либидо, а бессознательное чувство беспокойства, которое Хорни называет
чувством коренной тревоги. Хорни писала, что оно связано с "имеющимся у ребенка
ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире. Таким
образом, в ее теории сохраняется не только идея Фрейда о значении бессознательного,
но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.
Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей,
и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация
или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком. Каким же образом все эти противоречивые
факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот вопрос, Хорни выделяет
прежде всего два вида тревоги: физиологическую и психологическую. Физиологическая
тревога связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности
– в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вовремя не перепеленают, не
покормят, и потому испытывает такую тревогу постоянно в первые недели своего существования.
Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетворяют его
нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворяются,
тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление
от физиологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных
потребностей детей, то преодоление психологической тревоги – более сложный процесс,
так как оно связано с развитием адекватного "образа Я". Введение понятия "образа
Я" – одно из важнейших открытий Хорни. Она считала, что этот образ состоит из
двух частей – знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность
"образа Я" связана с его когнитивной частью, т. е. со знанием человека о себе
самом, которое должно отражать его реальные способности и стремления. В то же
время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько
"образов Я" – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В идеале эти
три "образа Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить
о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если
идеальное Я отличается от реального, человек не может к себе хорошо относиться,
и это мешает нормальному развитию личности, вызывает напряженность, тревогу, неуверенность
в себе, т. е. является основой невротизации. К неврозу ведет и несовпадение реального
Я в глазах других людей. Причем в данном случае не важно, думают ли окружающие
о человеке лучше или хуже, чем он думает о себе сам. Таким об разом, и пренебрежение,
негативное отношение к ребенку, и чрезмерное восхищение им ведут к развитию тревоги,
так как и в том и в другом случае мнение других не совпадает с его реальным "образом
Я".
Для того чтобы избавиться от тревоги, человек прибегает к психологической защите,
о которой пи сал еще Фрейд. Однако Хорни пересматривает и это его положение. Фрейд
считал, что психологическая защита помогает разрешать внутренние конфликты, возникающие
между двумя структурами личности – Ид и Супер-Эго. С точки зрения Хорни, психологическая
защита направлена не на пре одоление конфликта между обществом и человеком, так
как ее задача – привести в соответствие мнение человека о себе и мнение о нем
окружающих, т.е. два "образа Я". Хорни выделяет три основных вида защиты, в основе
которых лежит удовлетворение определенных невротических потребностей. Если в норме
все эти потребности и, соответственно, все эти виды защиты гармонически сочетаются
между собой, то при отклонениях одна из них начинает доминировать, приводя к развитию
у человека того или иного невротического комплекса.
Защиту человек находит либо в стремлении к людям (уступчивый тип), либо в стремлении
против людей (агрессивный тип), либо в стремлении от людей (устраненный тип).
При повышенном развитии стремления к людям человек надеется преодолеть свою
тревогу за счет соглашения с окружающими, в надежде на то, что они в ответ на
его конформную позицию не заметят (или сделают вид, что не замечают) неадекватность
его "образа. Я". Проблема в том, что при этом у субъекта развиваются такие невротические
потребности, как потребность в привязанности и одобрении, потребность в партнере,
который принял бы на себя заботу о нем, потребность быть предметом восхищения
других людей, потребность в престиже. Как любые невротические потребности, они
нереалистичны и ненасыщаемы. Добившись признания или восхищения от других, человек
старается получить все больше и больше похвал и признания, испытывая страх перед
малейшими, часто мнимыми признаками холодности или неодобрения. Такие люди совершенно
не переносят одиночества, испытывая ужас от мысли, что их могут покинуть. Это
постоянное напряжение и служит основой развития невроза.
Развитие защиты в виде ухода, стремления от людей дает возможность игнорировать
мнение окружающих, оставшись наедине со своим "образом Я". Однако и в этом случае
развиваются невротические потребности, в частности, потребность ограничивать свою
жизнь узкими рамками, потребность в самостоятельности и независимости, потребность
быть совершенным и неуязвимым. Не надеясь завязать теплые отношения с окружающими,
такой человек старается быть независимым от других. Из боязни критики он старается
казаться неприступным, хотя в глубине души остается неуверенным и напряженным.
Все это приводит к полному одиночеству, изоляции, которая тяжело переживается
и также может приводить к неврозу.
Попытка преодолеть тревогу, навязав другим людям свой "образ Я", также не приводит
к успеху, так как в этом случае развиваются такие невротические потребности, как
потребность в эксплуатации других, стремление к личным достижениям, к власти.
Знаки внимания, уважения и покорности от окружающих кажутся таким людям все более
недостаточными, в своей тревоге им надо все больше власти и доминирования.
Психотерапия, считала Хорни, помогает человеку понять самого себя и сформировать
более адекватное представление о себе. Подход Хорни к понятию психологической
защиты существенно повлиял на позиции современной психологии. Это признается большинством
исследователей, как и ее роль в развитии социологической школы психоанализа.
Эрих Фромм: "бегство от свободы". Э.Фромм (1900-1980)
окончил Франкфуртский университет. Он был приглашен специализироваться в области
психоанализа сначала в Мюнхенский университет, а позднее – в знаменитый Берлинский
психоаналитический институт. В 1933 году Фромм переезжает в США, где он вначале
становится лектором Чикагского психоаналитического института, в котором работала
и К.Хорни. Спустя некоторое время он перебирается в Нью-Йорк, где занимается частной
практикой, параллельно читая лекции в ряде американских университетов.
Фромм считается наиболее социально-ориентированным из всех психоаналитиков,
так как для него социальное окружение являлось не просто условием, но важнейшим
фактором развития личности. При этом, в отличие от Адлера, который также придавал
большое значение среде, Фромм под средой понимал не только ближайшее окружение
человека, его семью и близких, но и то общественное устройство, при котором он
живет. Фромм подчеркивал, что наибольшее значение для него имели идеи Маркса и
Фрейда, которые он и хотел объединить в своей теории, особенно в ранний период.
Если от Фрейда он взял идею о доминирующей роли бессознательного в личности человека,
то от Маркса – мысль о значении социальной формации для развития психики, а также
идею о развитии отчуждения при капитализме, понимая под этим психологическое отчуждение,
отчуждение людей друг от друга.
Фромм пришел к выводу, что движущими сила ми развития личности являются две
врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма: потребность
в укоренении и потребность в индивидуализации. Если потребность в укоренении заставляет
человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими его членами, стремиться
к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации,
напротив, толкает к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества.
Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов
у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные
тенденции в своей жизни.
Стремление примирить эти потребности является, с точки зрения Фромма, двигателем
не только индивидуального развития, но и общества в целом, которое также пытается
уравновесить эти стремления.
Индивидуализация развивается в ущерб укорененности, о которой человек начинает
тосковать, стремясь убежать от обретенной свободы. Это бегство от свободы, характерное
для общества, где все друг другу чужие, проявляется не только в желании получить
надежную работу, но и в идентификации, скажем, с политическим деятелем, который
обещает надежность, стабильность и укорененность. Таким стремлением убежать от
свободы, которая оказывается слишком трудной для человека, объяснял Фромм и приход
фашизма, свидетелем которого он был в 30-е годы в Германии. Социализм тоже лишает
людей индивидуальности, давая им в обмен стереотипность образа жизни, мышления
и мировоззрения.
Единственным чувством, которое, по мнению Фромма, помогает человеку примирить
эти две противоположные потребности, является любовь в самом широком понимании
этого слова. В стремлении к индивидуализации люди обычно стремятся к свободе от
других, от обязательств и догм, определяющих их жизнь в обществе. Желание свободы
от всех и любой ценой не дает человеку возможности задуматься над тем, зачем ему
нужна эта свобода. Поэтому, обретая ее, он не знает, что с ней делать, и у него
возникает желание променять ее опять на укорененность. В то же время есть и другая
свобода, "свобода для", то есть свобода, необходимая нам для осуществления наших
намерений. Такая свобода требует освобождения не от всех связей, а только от тех,
которые мешают в осуществлении задуманного. Поэтому обретение такой свободы и
индивидуальности не тяготит человека, но, наоборот, принимается им с радостью.
Именно такая свобода, свобода для жизни с близкими людьми, и рождается в любви.
Она дает одновременно удовлетворение и потребности в индивидуализации, и потребности
в укорененности, примиряет их и гармонизирует жизнь человека, его личность и отношения
с миром. Поэтому Фромм говорил о необходимости построить на Земле новое общество
– "гуманистический идеализм", основанный на любви людей друг к другу.
Фромм также говорил о механизмах психологи ческой защиты, с помощью которых
человек стремится избежать внутриличностного конфликта. По Фромму, это садизм,
мазохизм, конформизм и деструктивизм. При садизме и мазохизме происходит "укорененность"
жертвы с палачом, которые зависят друг от друга и нуждаются друг в друге, хотя
разность их позиций и дает им некое ощущение собственной индивидуальности. При
конформизме чувство укорененности берет верх, в то время как при деструктивизме,
наоборот, верх одерживает стремление к индивидуализации, стремление разрушить
то общество, которое не дает человеку возможности укорениться в нем. Таким образом,
хотя эти механизмы и помогают человеку преодолеть внутреннее несоответствие, они,
тем не менее, не решают глобальных проблем.
Фромм приходит к выводу, что есть два способа реализации своей внутренней природы:
способ быть и способ иметь.
Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентированы на внешнюю сторону, на укорененность
в обществе. Для них главное – продемонстрировать свое значение, придать себе вес
в глазах других. При этом неважно, за счет чего они хотят придать себе значительность,
чем они хотят обладать – знаниями, властью, любовью или религией. Главное – показать
всем, что это их собственность. Отсюда их догматизм, нетерпимость, их агрессивность
и неуверенность, так как они бессознательно боятся, что кто-то отберет у них незаслуженную
собственность. Все это приводит к неврозу, делая потребность иметь ненасыщаемой
и приводя ко все большей невротизации и напряженности человека.
Развитие по принципу быть характеризуется внутренней свободой и уверенностью
в себе. Таким людям все равно, что о них думают другие, так как главное для них
– не демонстрировать обладание знанием, религиозностью, властью или любовью, но
быть, чувствовать себя любящим, религиозным, знающим человеком. В этом и реализуется
индивидуальность, понимание своей самоценности. Такие люди не стремятся рвать
связи с окружающими, к свободе от всего. Им нужна только свобода для самоосуществления,
для того чтобы быть самими собой. Они уважают и стремление других быть самим собой,
а потому они терпимы и неагреесивны в отличие от тех, кто живет по принципу иметь.
Эти люди подходят к жизни как к творчеству, выходя в акте творчества за пределы
себя как творения, оставляя пределы пассивности и случайности своего существования
и переходя в область целенаправленности и свободы. Именно в этой человеческой
потребности в трансцендентности, в творчестве, в бытийности и лежат корни любви,
искусства, религии, науки, материального производства.
Работы Фромма заложили основы направления, одно время популярного в западной
психологии и получившего название "фрейдо-марксизм". Одна ко главное значение
его работ в том, что они, оставаясь в русле основных положений психоанализа, отвечали
и на новые, возникшие уже во второй половине XX века вопросы, соединяя идеи Фрейда
и с Адлером, и с гуманистической психологией. По пытки на языке психоанализа отказать
противоречивость позиции человека в его общении с окружающими, роль общества в
развитии личности имели большое значение не только для психологии, но и для смежных
наук – истории, социологии, философии, педагогики.
На фрейдистской почве возникло еще одно течение, сторонники которого попытались
истолковать в понятиях психоанализа своеобразие культур но-исторического облика
различных народов. Согласно одному из главных сторонников этого направления, американскому
психиатру и этнологу Кардинеру, личность человека формируется куль турой. Кроме
естественной среды существует не материальная среда, состоящая из мифов, верований,
легенд, рационализированных влечений. Под ее действием складывается "основная
структура личности", свойственная всем индивидам, принадлежащим к данной культуре.
Эта "основная структура" – продукт специфического для каждой куль туры способа
воспитания в детстве. Психологическое "строение" человека многопланово. Оно содержит
уровень простейших биологических потребностей, над которым надстраивается "основная
структура личности", заданная культурой, и уже на базе этого второго уровня складывается
индивидуальный характер.
Кардинер исходил из фрейдистского понимания механизма развития личности и ее
строения, дополнив его предположением, что влечения, отнесенные Фрейдом к разряду
изначально присущих человеческому роду, свойственны отдельным формам культуры.
Развитие психоанализа не могло идти изолирован но от новых тенденций, возникающих
прежде всего в русле социального бихевиоризма и гуманистической психологии, предметом
исследования которых также являлась структура личности. Влияние открытий, сделанных
в смежных психологических школах, отразилось на концепциях таких исследователей
как Г.С.Салливен, Э.Берн, Э.Эриксон.
Гарри Спок Салливен: межличностные отношения. Американский
психолог и психиатр Г.С.Салливен (1892-1949), защитив докторскую диссертацию в
1917 году, начал свою карьеру как военный медик в первой мировой войне. Специализация
в области практической психиатрии стимулировала его интерес к теоретической психологии.
С 1923 года он является профессором в университетской Мерилендской медицинской
школе, в 30-40-х годах читает лекции по психиатрии и психологии в различных университетах.
В 1948 году он начинает издание двух журналов – "Журнала биологии и патологии"
и "Журнала для изучения интерперсональных процессов".
Свою теорию Салливен назвал "интерперсональной теорией психиатрии". В ее основе
лежат три принципа, заимствованные из биологии: принцип коммунального (общественного)
существования, принцип функциональной активности и принцип организации. При этом
Салливен модифицирует и соединяет в своей концепции два наиболее распространенных
в США психологических направления – психоанализ и бихевиоризм.
Личность человека, по Салливену, является не врожденным качеством, но формируется
в процессе общения младенца с окружающими, т.е. "личность – это модель повторяющихся
межличностных, интерперсональных отношений". В своем развитии ребенок проходит
несколько этапов – от младенчества до юношества, причем на каждом этапе формируется
определенная модель. В детстве эта модель формируется на основе совместных со
сверстниками игр, в предъюношестве – на основе общения с представителями другого
пола и т.д. Хотя ребенок не рождается с определенными социальными чувствами, они
формируются у него в первые дни жизни, их развитие связано со стремлением человека
к разрядке напряжения, создаваемого его потребностями.
Салливен считал, что потребность и создает напряженность, и формирует способы
ее преодоления динамизмы, которые являются не только моделями энергетических трансформаций,
но и своеобразным способом накопления опыта, знаний, необходимых для удовлетворения
потребностей, для адаптации. При этом существуют более и менее важные для жизни
динамизмы, которые удовлетворяют разные по степени важности потребности. Главными,
ведущими для всех людей потребностями Салливен считал потребность в нежности и
потребность в избежании тревоги. Однако возможности их удовлетворения разные,
так как для реализации потребности в ласке существуют определенные динамизмы,
помогающие ребенку получать ее от близких. Источники же тревоги настолько многообразны
и непредсказуемы, что нельзя полностью исключить возможность неприятных, вызывающих
беспокойство событий из жизни чело века. Таким образом, эта потребность в избегании
тревоги становится ведущей для личности и определяет формирование "Я-системы",
лежащей в ее основе.
Говоря о "Я-системе", Салливен выделяет три ее структуры – хорошее Я, плохое
Я и не-Я. Стремление к персонификации себя как хорошего Я и избегание мнений о
себе как о плохом Я являются наиболее важными для личности, так как мнение о себе
как о плохом является источником постоянной тревоги. Для защиты своей положительной
персонификации человек формирует специальный механизм, который Салливен назвал
избирательным вниманием. Этот механизм отсеивает все раздражители, которые могут
принести тревогу, изменить мнение человека о себе. Так как основные причины тревоги
кроются в общении с другими людьми, то избирательное внимание регулирует не только
собственную персонификацию, но и образы других людей.
Исходя из идеи о приоритетном влиянии общения на развитие личности, Салливен,
естественно, уделял большое внимание изучению характера общения, формированию
образов окружающих. Ему принадлежит основополагающее для социальной психологии
изучение роли стереотипов в восприятии людьми друг друга, исследование формирования
контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения.
Хотя Салливен разделял мнение психоаналитиков о бессознательном характере основных
потребностей (в частности, потребностей в нежности и избегании тревоги), однако
он оспаривал мнение об их врожденном характере, как и о врожденности агрессивного
инстинкта. Он считал, что и агрессия, и беспокойство с неизбежностью развиваются
у ребенка уже в первые дни его жизни. Он заражается беспокойством от матери, которая
волнуется, хорошо ли ему, сыт ли он, здоров ли. В дальнейшем появляются уже собственные
причины для беспокойства, стимулирующие развитие избирательного внимания. Неудовлетворение
важных для ребенка потребностей приводит к развитию агрессии, причем в зависимости
от того, какая структура Я-системы более развита – хорошее Я или плохое Я, доминирует
тот или иной способ решения ситуации. Так, при доминировании плохого Я вина чаще
всего перекладывается на других. Эти идеи Салливена легли в основу некоторых тестов.
Теория Салливена явилась одной из первых попыток соединить различные подходы
к пониманию закономерностей развития личности. Успешность этого опыта привела
к стремлению современных психологов заимствовать наиболее значимые взгляды и открытия
из разных психологических школ, расширяя рамки традиционных направлений. Работы
Салливена оказали большое влияние не только на психологию личности, но и на социальную
психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенностей восприятия
при общении людей.
Эрик Эриксон: Эго-психология. А.Фрейд и норвежский психоаналитик
Э. Эриксон являются основателями концепции, которая получила название "эгопсихология".
Согласно этой концепции главной частью структуры личности является не бессознательное
Ид, как у З.Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению
своей цельности и индивидуальности. В теории Э.Эриксона (1902-1994) не только
пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно
изменяется понимание роли среды, культуры, социального окружения ребенка, которые,
с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития.
Отправным пунктом для Эриксона были его изыскания в области культурной антропологии,
социальной этологии и этнопсихологии, которые он осуществил, изучая жизнь индейцев
различных племен, проживающих на севере Калифорнии и в штате Южная Дакота. Результаты
этих исследований стимулировали интерес Эриксона к изучению личностей, групп и
этносов, которые впоследствии стали традиционными объектами внимания психоисториков.
В годы второй мировой войны Эриксон исследовал американских подводников и личность
Адольфа Гитлера, что послужило одним из стимулов к созданию психоистории.
Наиболее существенным моментом "психоисторического" метода Эриксона стало стремление
объединить в "психоисторическом контексте" психологию индивида и общества на основе
синтеза теоретических представлений и результатов полевых наблюдений.
Утверждая доминирующее значение психических факторов в историческом процессе,
Эриксон подчеркивал особую роль личностного начала в жизни. Он полагал, что психическая
жизнь людей почти зеркально отражает исторические события, и что их личностные
кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой.
В силу этого, анализируя развитие личности, можно с большой степенью точности
реконструировать развитие истории.
Утверждая, что личность вообще, а выдающаяся в особенности может выступать
и выступает в роли своеобразного индикатора исторического процесса, Эриксон подчеркивал,
что особая роль в истории, которую играют лидеры, обусловливается способностью
этих людей выводить разрешение различных индивидуальных кризисов за пределы собственной
личности и умением возлагать преодоление их на все свое поколение.
Эриксон считал, что развитие личности продолжается всю жизнь, a не только первые
шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей,
как считал традиционный психоанализ, но и общество в целом. Сам этот процесс Эриксон
называл формированием идентичности, подчеркивая важность сохранения и поддержания
личности, цельности Эго, которое является главным фак тором устойчивости к неврозам.
Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых
ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия
дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые
осознает в себе человек и с которыми он себя идентифицирует.
Первая стадия – до одного года. В это время развитие детерминируется в основном
близкими людьми, родителями, которые формируют у ребенка чувство базового доверия
или недоверия, т.е. открытости к миру или настороженности, закрытости.
Вторая стадия – от одного года до трех лет. В это время у детей развивается
чувство автономности или чувство зависимости от окружающих – вследствие то го,
как взрослые реагируют на первые попытки ребенка добиться самостоятельности.
Третья стадия – от трех до шести лет. В это время у детей развивается либо
чувство инициативы, либо чувство вины – в зависимости от того, насколько благополучно
протекает процесс социализации ребенка, насколько строгие правила поведения ему
предлагаются и насколько жестко взрослые контролируют их соблюдение.
Четвертая стадия – от шести до четырнадцати лет. В это время у ребенка развивается
либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период школа, учителя и
одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того,
насколько успешно ребенок учится, как у него складываются отношения с учителями
и как они оценивают его успехи в учении, и зависит развитие этих качеств.
Пятая стадия – от четырнадцати до двадцати лет. Она связана с формированием
у подростка чувства ролевой инициативы или неопределенности. На этой стадии главным
является общение со сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры,
т. е. выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Поэтому в это время большое
значение имеет адекватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения.
Шестая стадия – от двадцати до тридцати пяти лет – связана с развитием близких,
интимных отношений с окружающими, особенно противоположно го пола. При отсутствии
такой связи у человека развивается чувство изоляции.
Седьмая стадия – от тридцати пяти до шестидесяти-шестидесяти пяти лет – является
одной из важнейших, так как она связана со стремлением человека либо к постоянному
развитию, творчеству, либо к покою и стабильности. В этот период большое значение
имеет работа, тот интерес, который она вызывает у человека, его удовлетворение
своим статусом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых он может
развиваться и сам. Желание стабильности, отверженце и боязнь нового останавливают
процесс саморазвития и являются гибельными для личности, считает Эриксон.
Восьмая, последняя, стадия наступает после шестидесяти-шестидесяти пяти лет.
В этот период человек пересматривает свою жизнь, подводя итоги прожитым годам.
У него формируется чувство удовлетворения, осознание идентичности, целостности
своей жизни, принятие ее в качестве своей. В противном случае человеком овладевает
чувство отчаяния, жизнь кажется состоящей из отдельных, не связанных между собой
эпизодов и прожитой зря. Такое чувство является гибельным для личности и ведет
к ее невротизации.
Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но всегда оно связано с потерей
идентичности, с "отвердением", частичным или полным, каких-то эпизодов жизни или
свойств личности.
Эриксон постоянно подчеркивал важность сохранения цельности, непротиворечивости
структуры личности, пагубность внутренних конфликтов. Психологи до Эриксона не
подвергали сомнению необходимость преодоления чувства неполноценности или вины.
Эриксон, хотя и не считал эти качества положительными, тем не менее, утверждал,
что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимостью гораздо важнее
оставаться в русле уже заданного пути развития, чем менять его на противоположный,
не свойственный им, так как он может нару шить цельность их личности, их идентичность.
Поэтому для ребенка попытки развить инициативу, активность могут оказаться губительными,
в то время как неуверенность в своих силах поможет ему найти адекватный для него
способ жизни. Эти взгляды Эриксона особенно важны для практической психологии,
для коррекции и формирования индивидуального стиля поведения.
Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой
живет человек, так как изменение ориентиров, социальных норм и ценностей также
нарушает идентичность и обесценивает жизнь человека.
§13. ТЕОРИЯ ШТЕРНА
Немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938) получил образование в Берлинском
университете, где он учился у Г.Эббингауза. После получения докторской степени
его приглашают в 1897 году в университет в Бреслау, где он проработал профессором
психологии до 1916 года. Оставаясь профессором этого университета, Штерн основывает
в 1906 году в Берлине Институт прикладной психологии и одновременно начинает издание
"Журнала прикладной психологии", в котором он, вслед за Мюнстербергом, развивает
концепцию психотехники. Однако наибольший интерес у него вызывают исследования
психического развития детей. Поэтому он в 1916 году принимает предложение стать
преемником детского психолога Э.Меймана на посту заведующего психологической лабораторией
в Гамбургском университете и редактора "Журнала по педагогической психологии".
В это время Штерн является также одним из инициаторов организации Гамбургского
психологического института, который был открыт в 1919 году. В 1933 году Штерн
эмигрирует в Голландию, а затем переезжает в США, где ему предложили должность
профессора в Дьюкском университете, которую он и занимал до конца жизни.
Штерн был одним из первых психологов, поста вивших в центр своих исследовательских
интересов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей
ее формирования было главной задачей разработанной им теории персонализма. Это
было особенно важно в начале века, так как исследования детского развития в то
время сводились преимущественно к изучению познавательных процессов. Штерн также
уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако
он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов,
а формирование целостной структуры, персоны ребенка.
Штерн считал, что личность – самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно
действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным
слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – саморазвитие, которое
направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила
название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов – наследственности
и среды – в психическом развитии. Влияние этих двух факторов Штерн анализировал
на примере некоторых основных видов деятельности детей, главным образом игры.
Он впервые выделил содержание и форму игровой деятельности, доказывая, что форма
является неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых
и создана игра. В то же время содержание задается средой, помогая ребенку понять,
в какой конкретно деятельности он может реализовать заложенные в нем качества.
Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но
и для социализации детей.
Развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических
структур. При этом он, как и представители гештальт-психологии, понимал развитие
как переход от смутных, неотчетливых образов к более ясным, структурированным
и отчетливым гештальтам окружающего мира. Этот переход к более четкому и адекватному
отражению окружающего проходит через несколько этапов, характерных для всех основных
психических процессов. Психическое развитие имеет тенденцию не только к саморазвитию,
но и к самосохранению, т.е. к сохранению врожденных особенностей каждого индивида,
прежде всего индивидуального темпа развития.
Штерн стал одним из основателей дифференциальной психологии, психологии индивидуальных
различий. Он доказывал, что существует не только общая для всех детей определенного
возраста нормативность, но и нормативность индивидуальная, характеризующая конкретного
ребенка. В числе важнейших индивидуальных свойств он как раз и называл индивидуальный
темп психического развития, который проявляется и в скорости обучения. Нарушение
этого индивидуального темпа может привести к серьезным отклонениям, в том числе
к неврозам. Штерн также был одним из инициаторов экспериментального исследования
детей, тестирования. В частности, он усовершенствовал способы измерения интеллекта
детей, созданные А.Вине, предложив измерять не умственный возраст, а коэффициент
умственного развития – IQ.
Сохранение индивидуальных особенностей воз можно благодаря тому, что механизмом
психического развития является интроцепция, т.е. соединение человеком своих внутренних
целей с теми, которые задаются окружающими. Потенциальные возможности ребенка
при рождении достаточно неопределенны, он сам еще не осознает себя и свои склонности.
Среда помогает осознать себя, организует его внутренний мир, придавая ему четкую,
оформленную и осознанную структуру. При этом ребенок старается взять из среды
все, что соответствует его потенциальным склонностям, ставя барьер на пути тех
влияний, которые противоречат его внутренним наклонностям. Конфликт между внешним
(давлением среды) и внутренними склонностями ребенка имеет и положительное значение,
ибо именно отрицательные эмоции, которые вызывает это несоответствие у детей,
и служат стимулом для развития самосознания. Фрустрация, задерживая интроцепцию,
заставляет ребенка всмотреться в себя и в окружающее для того, чтобы понять, что
именно нужно ему для хорошего самоощущения и что конкретно в окружающем вызывает
у него отрицательное отношение. Таким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны
с оценкой окружающего, помогают процессу социализации и развитию рефлексии.
Целостность развития проявляется не только в том, что эмоции и мышление тесно
связаны между собой, но и в том, что направление развития всех психических процессов
идет одинаково – от периферии к центру. Поэтому сначала у детей развивается созерцание
(восприятие), потом представление (память), а затем мышление.
Штерн считал, что в развитии речи ребенок (примерно в полтора года) делает
одно значительное открытие – он открывает значение, слова, открывает то, что каждый
предмет имеет свое название. Этот период, о котором впервые заговорил Штерн, стал
потом отправной точкой в исследованиях речи практически для всех ученых, занимавшихся
этой проблемой. Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей, Штерн не
только детально описал их, но и выделил основные тенденции, определяющие это развитие,
главной из которых является переход от пассивной речи к активной и от слова к
предложению.
Большое значение имело исследование Штерном своеобразия аутистического мышления,
его сложности и вторичности по отношению к реалистическому, а также анализ роли
рисования в психическом развитии детей. Главным здесь является обнаружение роли
схемы, помогающей детям перейти от представлений к понятиям. Эта идея Штерна помогла
открытию новой формы мышления – наглядно-схематического, или модельного.
Таким образом, можно без преувеличения сказать, что В.Штерн повлиял практически
на все области детской психологии (от изучения когнитивных процессов до личности,
эмоций, периодизации детского развития), как и на взгляды многих психологов, занимавшихся
проблемами психики ребенка.
§14. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Большое влияние оказал персонализм и на возникшую в середине XX века гуманистическую
психологию.
Гуманистическая психология, появившаяся как на правление, альтернативное психологическим
школам середины века, прежде всего бихевиоризму и психоанализу, сформировала собственную
концепцию личности и ее развития.
Центром этого направления стали США, а лидирующими фигурами – К.Роджерс, Р.Мэй,
А.Маслоу, Г.Олпорт. Американская психология, отмечал Олпорт, имеет мало собственных
оригинальных теорий. Но она сослужила большую службу тем, что способствовала распространению
и уточнению тех научных вкладов, которые были сделаны Павловым, Вине, Фрейдом,
Роршахом и др. Теперь, писал Олпорт, мы можем сослужить аналогичную службу в отношении
Хайдеггера, Ясперса и Бинсвангера.
Влияние экзистенциалистской философии на но вое направление в психологии не
означает, что последнее явилось лишь ее, психологическим дубликатом. В качестве
конкретно-научной дисциплины психология решает собственные теоретические и практические
задачи, в контексте которых и следует рассматривать обстоятельства зарождения
новой психологической школы.
Каждое новое направление в науке определяет свою программу через противопоставление
установкам уже утвердившихся школ. В данном случае гуманистическая психология
усматривала неполноценность других психологических направлений в том, что они
избегали конфронтации с действительностью в том виде, как ее переживает человек,
игнорировали такие конституирующие признаки личности, как ее целостность, единство,
неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется
либо как "система реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), агентов
типа Я, Оно и Сверх-Я (Фрейд), ролевых стереотипов. Кроме того, личность лишается
своей важнейшей характеристики – свободы воли – и выступает только как нечто определяемое
извне: раздражителями, силами "поля", бессознательными стремлениями, ролевыми
предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать)
внутреннее напряжение, достичь уравновешенности со средой; ее сознание и самосознание
либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как маскировка "грохотов бессознательного".
Гуманистическая психология выступила с призывом понять человеческое существование
во всей его непосредственности на уровне, лежащем ниже той пропасти между субъектом
и объектом, которая была создана философией и наукой нового времени. В результате,
утверждают психологи-гуманисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект,
сведенный к "рацио", к способности оперировать абстрактны ми понятиями, по другую
– объект, данный в этих понятиях. Исчез человек во всей полноте его существования,
исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями "бихевиоральных"
наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости
от других объектов мира вещей, животных, механизмов, коррелирует и психологическая
"технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий
в поведении (психотерапия).
Основные положения нового направления – гуманистической школы психологии личности,
которая и является в настоящее время одной из наиболее значительных психологических
школ, сформулировал Гордон Олпорт.
Г.Олпорт (1897-1967) рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную
механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков.
Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками,
на психику здорового человека. Хотя он и начинал свою карьеру как врач-психотерапевт,
но очень быстро отошел от врачебной практики, сосредоточившись на экспериментальных
исследованиях здоровых людей. Олпорт считал необходимым не просто собирать и описывать
наблюдаемые факты, как это практиковалось в бихевиоризме, но систематизировать
и объяснять их. "Собирание "голых фактов" делает психологию всадником без головы",
– писал он и свою задачу видел не только в разработке способов исследования личности,
но в создании новых объяснительных принципов личностного развития.
Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность
является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо
и потому не может развиваться без кон тактов с окружающими людьми, с обществом.
Отсюда неприятие Олпортом положения психоанализа об антагонистических, враждебных
отношениях между личностью и обществом. При этом Олпорт утверждал, что общение
личности и общества является не стремлением к уравновешиванию со средой, но взаимообщением,
взаимодействием. Таким образом, он резко возражал и против общепринятого в то
время постулата, что развитие – это адаптация, приспособление человека к окружающему
миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие
и достигать все новых и новых вершин.
Олпорт одним из первых заговорил об уникальности каждого человека. Каждый человек
неповторим и индивидуален, так как является носителем своеобразного сочетания
качеств, потребностей, которые Олпорт называл trite – черта. Эти потребности,
или черты личности, он разделял на основные и инструментальные. Основные черты
стимулируют поведение и являются врожденными, генотипическими, а инструментальные
оформляют поведение и формируются в процессе жизни, т. е. являются фенотипическими
образованиями. Набор этих черт и составляет ядро личности.
Важным для Олпорта является и положение об автономности этих черт, которая
развивается со временем. У ребенка еще нет этой автономности, так как его черты
еще неустойчивы и полностью не сформированы. Только у взрослого человека, осознающего
себя, свои качества и свою индивидуальность, черты становятся по-настоящему автономными
и не зависят ни от биологических потребностей, ни от давления общества. Эта автономность
черт человека, являясь важнейшей характеристикой его личности, и дает ему возможность,
оставаясь открытым для общества, сохранять свою индивидуальность. Таким образом
Олпорт решает проблему индентификации-отчуждения, которая является одной из важнейших
для всей гуманистической психологии.
Олпорт разработал не только свою теоретическую концепцию личности, но и свои
методы системного исследования психики человека. Для этой цели он создает многофакторные
опросники. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета
(ММPI), который используется в настоящее время (с рядом модификаций) для анализа
со вместимости, профпригодности и т.д. Со временем Олпорт пришел к выводу, что
интервью дает больше информации и является более надежным методом, чем анкета,
потому что позволяет в ходе беседы менять вопросы, наблюдать за состоянием и реакцией
испытуемого. Четкость критериев, наличие объективных ключей для расшифровки, системность
выгодно отличают все разработанные Олпортом методы исследования личности от субъективных
проективных методик психоаналитической школы.
Абрахам Маслоу (1908-1970) окончил Висконсинский университет, получив
степень доктора психологических наук в 1934 году. Его собственная теория, которую
ученый выработал к 50-м годам XX века, появилась на основе детального знакомства
с основными психологическими концепциями, существовавшими в тот период (как и
сама идея о необходимости формирования третьего пути, третьего психологического
направления, альтернативного психоанализу и бихевиоризму).
В 1951 году Маслоу приглашают в Бренденский университет, где он занимает пост
председателя психологического отделения почти до самой смерти. Последние годы
жизни он также был и президентом Американской психологической ассоциации.
Говоря о необходимости формирования нового подхода к пониманию психики, Маслоу
подчерки вал, что он не отвергает старые подходы и старые школы, не является антибихевиористом
или антипсихоаналитиком, но является антидоктринером, т.е. выступает против абсолютизации
их опыта.
Одним из самых больших недостатков психоанализа, с его точки зрения, является
не столько стремление принизить роль сознания, сколько тенденция рассматривать
психическое развитие с точки зрения адаптации организма к окружающей среде, стремления
к равновесию со средой. Как и Олпорт, он считал, что такое равновесие является
смертью для личности. Равновесие, укорененность в среде отрицательно влияют на
стремление к самоактуализации, которое и делает человека личностью.
Не менее активно Маслоу выступал и против сведения всей психической жизни к
поведению, что было свойственно бихевиоризму. Самое ценное в психике – ее самость,
ее стремление к саморазвитию – не может быть описано и понято с позиций поведенческой
психологии, а потому психология поведения должна быть не исключена, но дополнена
психологией сознания, психологией, которая исследовала бы "Яконцепцию" личности.
Маслоу почти не проводил глобальных, крупно масштабных экспериментов, которые
характерны для американской психологии, особенно для бихевиоризма. Его небольшие,
пилотажные исследования не столько нащупывали новые пути, сколько подтверждали
то, к чему он пришел в своих теоретических рассуждениях. Именно так он подошел
к исследованию "самоактуализации" – одного из центральных понятий своей концепции
гуманистической психологии.
В отличие от психоаналитиков, которых интересовало главным образом отклоняющееся
поведение, Маслоу считал, что исследовать человеческую при роду необходимо, "изучая
ее лучших представителей, а не каталогизируя трудности и ошибки средних или невротических
индивидуумов". Только так мы можем понять границы человеческих возможностей, истинную
природу человека, недостаточно полно и четко представленную в других, менее одаренных
людях. Выбранная им для исследования группа состояла из восемнадцати человек,
при этом девять из них бы ли его современниками, а девять – историческими личностями
(А.Линкольн, А.Эйнштейн, В.Джеймс, Б.Спиноза и др.).
Эти исследования привели его к мысли о том, что существует определенная иерархия
потребностей человека, которая выглядит следующим образом:
- физиологические потребности – пища, вода, сон и т.п.;
- потребность в безопасности – стабильность, порядок;
- потребность в любви и принадлежности – семья, дружба;
- потребность в уважении – самоуважение, признание;
- потребность в самоактуализации – развитие способностей.
Одно из слабых мест теории Маслоу заключалось в том, что он утверждал: эти
потребности находятся в раз и навсегда заданной жесткой иерархии и более высокие
потребности (в самоуважении или в самоактуализации) возникают только после того,
как удовлетворяются более элементарные. Не только критики, но и последователи
Маслоу показали, что очень часто потребность в самоактуализации или в самоуважении
являлась доминирующей и определяла поведение человека несмотря на то, что его
физиологические потребности не были удовлетворены, а иногда и препятствовали удовлетворению
этих потребностей. Впоследствии и сам Маслоу отказался от столь жесткой иерархии,
объединив все потребности в два класса: потребности нужды (дефицита) и потребности
развития (самоактуализации).
В то же время большинство представителей гуманистической психологии приняло
термин "самоактуализация", введенный Маслоу, как и его описание "самоактуализирующейся
личности".
Самоактуализация связана с умением понять себя, свою внутреннюю природу и научиться
"сонастраиваться" в соответствии с этой природой, строить свое поведение исходя
из нее. Это не одномоментный акт, а процесс, не имеющий конца, это способ "проживания,
работы и отношения с миром, а не единичное достижение". Маслоу выделял в этом
процессе наиболее значимые моменты, которые изменяют отношение человека к самому
себе и к миру и стимулируют личностный рост. Это может быть мгновенное переживание
– "пик-переживание" или дли тельное – "плато-переживание".
Описывая самоактуализирующуюся личность, Маслоу говорил, что такому человеку
присуще принятие себя и мира, в том числе и других людей. Это, как правило, люди
адекватно и эффективно воспринимающие ситуацию, центрированные на задаче, а не
на себе. В то же время им свойственно и стремление к уединению, к автономии и
независимости от окружающей среды и культуры.
Так в теорию Маслоу входят понятия идентификации и отчуждения, хотя полностью
эти механизмы не были раскрыты. Однако общее направление его рассуждений и экспериментальных
исследований дает нам возможность понять его подход к психическому развитию личности,
его понимание связей между личностью и обществом.
Ученый считал, что именно осознанные стремления и мотивы, а не бессознательные
инстинкты составляют суть человеческой личности. Однако стремление к самоактуализации,
к реализации своих способностей наталкивается на препятствия, на не понимание
окружающих и собственные слабости. Многие люди отступают перед трудностями, что
не проходит бесследно для личности, останавливает ее рост. Невротики – это люди
с неразвитой или неосознанной потребностью в самоактуализации. Общество по самой
своей сути не может не препятствовать стремлению человека к самоактуализации.
Ведь любое общество стремится сделать чело века своим шаблонным представителем,
отчуждает личность от ее сути, делает ее конформной.
В то же время отчуждение, сохраняя "самость", индивидуальность личности, ставит
ее в оппозицию к окружающему и также лишает ее возможности самоактуализироваться.
Поэтому человеку необходимо сохранить равновесие между этими двумя механизмами,
которые, как Сцилла и Харибда, стерегут его и стремятся погубить. Оптимальными,
считал Маслоу, являются идентификация во внешнем плане, в общении с окружающим
миром, и отчуждение во внутреннем плане, в плане развития самосознания. Именно
такой подход дает человеку возможность эффективно общаться с окружающими и в то
же время оставаться самим собой. Эта позиция Маслоу сделала его популярным в среде
интеллектуалов, так как во многом отражала взгляды этой социальной группы на взаимосвязь
между личностью и обществом.
Оценивая теорию Маслоу, необходимо отметить, что он был едва ли не первым психологом,
обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны личности.
Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития
и самосовершенствования любого человека.
Карл Роджерс (1902-1987) окончил Висконсинский университет, отказавшись
от карьеры священника, к которой готовился с юности. Он увлекся психологией, и
работа в качестве практикующего психолога в Центре помощи детям дала ему интересный
материал, который он обобщил в своей первой книге "Клиническая работа с проблемными
детьми" (1939). Книга имела успех, и Роджерса пригласили на должность профессора
в университет Огайо. Так началась его академическая деятельность. В 1945 году
Чикагский университет предоставил ему возможность открыть консультационный центр,
в котором Роджерс разрабатывал основы своей недирективной "терапии, центрированной
на клиенте". В 1957 году он переходит в Висконсинский университет, где ведет курсы
психиатрии и психологии. Он пишет книгу "Свобода учиться", в которой отстаивает
право студентов на самостоятельность в их учебной деятельности. Однако конфликт
с администрацией, считавшей, что профессор предоставляет слишком много свободы
своим студентам, привел к тому, что Роджерс ушел из государственных университетов
и организовал Центр для изучения личности – свободное объединение представителей
терапевтических профессий, в котором и работал до конца жизни.
В своей теории личности Роджерс развернул определенную систему понятий, в которых
люди мо гут создавать и изменять свои представления о себе, о своих близких. В
этой же системе развертывается и терапия, помогающая человеку изменить себя и
свои отношения с другими. Как и для других представителей гуманистической психологии,
идея ценности и уникальности человеческой личности является центральной для Роджерса.
Он считает, что тот опыт, который возникает у человека в процессе жизни, и который
он называл "феноменальным полем", индивидуален и уникален. Этот мир, создаваемый
человеком, может совпадать или не совпадать с реальной действительностью, так
как не все предметы, входящие в окружающее, осознаются субъектом. Степень тождественности
этого по ля реальной действительности Роджерс называл конгруэнтностью. Высокая
степень конгруэнтности означает: то, что человек сообщает другим, то, что происходит
вокруг, и то, что он осознает в происходящем, более или менее совпадают между
собой. Нарушение конгруэнтности приводит к росту напряженности, тревожности и,
в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей
индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как и Маслоу, считал
одной из важнейших потребностей личности. Развивая основы своей терапии, ученый
соединяет в ней идею конгруэнтности с самоактуализацией.
Говоря о структуре Я, Роджерс особое значение придавал самооценке, в которой
выражается сущность человека, его самость.
Роджерс настаивал на том, что самооценка должна быть не только адекватной,
но и гибкой, меняющейся в зависимости от ситуации. Это постоянное изменение, избирательность
по отношению к окружающему и творческий подход к нему при отборе фактов для осознания,
о котором писал Роджерс, доказывает связь его теории не только со взглядами Маслоу,
но и с концепцией "творческого Я" Адлера, повлиявшей на многие теории личности
второй половины XX века. При этом Роджерс не только говорил о влиянии опыта на
самооценку, но и подчерки вал необходимость открытости навстречу опыту. В отличие
от большинства других концепций личности, настаивающих на ценности будущего (Адлер)
или влиянии прошлого (Юнг, Фрейд), Роджерс подчеркивал значение настоящего. Люди
должны научиться жить в настоящем, осознавать и ценить каждый момент своей жизни.
Только тогда жизнь раскроется в своем истинном значении и только тогда можно говорить
о полной реализации, или, как называл это Роджерс, о полном функционировании личности.
У Роджерса, соответственно, был свой особый подход к психокоррекции. Он исходил
из того, что психотерапевт должен не навязывать свое мнение пациенту, а подводить
его к правильному решению, которое последний принимает самостоятельно. В процессе
терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и
побуждениям. Начиная лучше понимать себя, он лучше понимает других. В результате
и происходит то "озарение", которое помогает перестроить свою само оценку, "переструктурировать
гештальт", как говорит Роджерс. Это повышает конгруэнтность и дает возможность
принять себя и окружающих, снижает тревожность и напряжение. Терапия происходит
как встреча терапевта с клиентом или – в групповой терапии – как встреча терапевта
и не скольких клиентов. Созданные Роджерсом "инкаунтер-группы", или группы встречи,
являются од ной из самых распространенных в настоящее время технологий психокоррекции
и обучения.
|