Покаянный
К А Н О Н
Св. Андрея Критского
Cр. богослужение.
Происхождение и значение
Канона св. Андрея Критского
Покаянный или Великий Канон св. Андрея есть замечательное произведение греческого
писателя конца 7-го столетия, св. Андрея, архиепископа Критского. На богослужениях
этот канон читается по частям на повечериях (с понедельника до четверга включительно)
первой недели Великого Поста, и полностью — в среду вечером на 5-й неделе Великого
Поста. (Примечание: На богослужениях “канонами” называются молитвенные последования,
состоящие из 9-ти “песней”). Молящиеся чаще всего слышат каноны на всенощных после
чтения Евангелия. Каждая песнь канона начинается ирмосом и имеет известное количество
тропарей. Ирмосы поются, тропари читаются. Обычно перед тропарями читается стих,
соответствующий данному событию. Ирмосы канонов составлены по образцу девяти гимнов
Священного Писания. Так, например, ирмосы первой песни канона составлены по образцу
песни Мариамны, воспетой по переходе евреев через Чермное (Красное) море “Поем
Господеви, славно бо прославися” (Исх. 15:1-19); ирмосы второй песни — по образцу
молитвы Моисея, написанной в пустыне “Вонми небо и возглаголю,” (Второзаконие
32:1-44). Вторая песнь канона, как покаянная, исполняется только в Великом посту.
Ирмосы третьей песни — по образцу благодарственной молитвы Анны, матери пророка
Самуила “Утвердися сердце мое в Господе,” (1 Цар. 2:1); ирмосы четвертой песни
— по образцу молитвы пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего с небесной
горы “Господи, услышах слух Твой и убояхся,” (Аввак. 3:2-20); ирмосы пятой песни
— по образцу молитвы пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Еммануила:
“От нощи утреннюет (бодрствует) дух мой к Тебе, Боже,” (Исаии 26:9-20); ирмосы
шестой песни — по образцу молитвы пророка Ионы, находившегося три дня во чреве
кита и потом выброшенного на сушу “Возопих в скорби моей к Господу Богу,” (Ион.
2:1-7); ирмосы седьмой и восьмой песни — по образцу гимна трех отроков в печи
вавилонской “Благословен еси Господи, Боже отец наших… Благословите вся дела Господня,
Господа пойте и превозносите Его во веки,” (Дан. 3:26-72); наконец, ирмосы девятой
песни — в подражание гимну пророка Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя:
“Благословен Господь, Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем Своим,”
(Лук. 1:46-55).
Проникнутый глубоким чувством покаяния, канон св. Андрея Критского совершенно
соответствует духу Великого Поста. В каноне приведены многие события из ветхозаветной
и новозаветной истории, от падения праотца Адама до вознесения Господня. Св. Андрей
с необыкновенным умением прилагает каждое из событий священной истории к состоянию
грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию
и нравственному исправлению.
Заслуживая по своему содержанию, высоте мысли, яркости и образности выражений
название великого произведения, канон св. Андрея является великим и по своему
объему. Позже, к тропарям св. Андрея, были прибавлены тропари, обращенные к св.
Марии Египетской. Во время чтения Великого канона на 5-й неделе Поста в храме
читается и житие преподобной Марии Египетской, которая своим великим покаянием
служит ярким примером нравственного обновления грешного человека.
Чтение Великого канона всегда привлекало на богослужения большое количество молящихся.
Канон длинен, не спеша поёт хор, не спеша читаются священниками тропари канона.
Но молящиеся как бы не замечают времени, сосредоточив своё внимание на тех духовных
проблемах, которые затрагивает канон.
Весь канон Андрея Критского есть беседа с собственной душой, призыв подняться
из грязи жизни, проснуться, начать жить чисто и свято: “Душе моя, душе моя, востани,
что спиши!” Господь пришел призвать не праведных, но грешных к покаянию. Но, сила
и искренность покаяния не связаны с глубиной духовного падения. Напротив, сила
покаяния, способность видеть нечистоту на дне души и мужественно извлекать ее
на свет — есть признак высоты духа, и это умение увеличивается с духовным ростом
человека. Многие великие святые оставили нам наиболее сильные покаянные молитвы,
в чем мы убеждаемся, слушая молитвы пред причащением святителей Василия Великого
и Иоанна Златоустого.
Канон св. Андрея приведен здесь в русском переводе для домашнего чтения с целью
помочь русским людям покаянно настроиться в течение Великого поста и обновить
свои души чистосердечной исповедью и благоговейным причащением Святых Таинств.
В е л и к и й К а н о н
(в русском переводе)
Песнь 1-я
Ирмос: Помощник и покровитель явился мне ко спасению; Он — Бог мой, и прославлю
Его; Бог отца моего, — и превознесу Его: ибо Он торжественно прославился (Исх.
15:1-2)
Примечание: Перед каждым тропарем хор протяжно поет: “Помилуй меня, Боже, помилуй
меня!”
I. С чего начну оплакивать деяния моей несчастной жизни? Какое начало положу,
Христе, настоящему сетованию? Но, как милосердный, даруй мне оставление прегрешений.
Приди, несчастная душа со своею плотью, исповедайся Создателю всего, воздержись,
наконец, от прежнего бессловесия и принеси Богу слёзы раскаяния.
Подражав в преступлении первозданному Адаму, я сознаю себя лишенным Бога, лишенным
Божией благодати вечного царства и блаженства, за грехи мои (Быт. 3:6-7).
Горе мне, несчастная душа моя, для чего ты уподобилась первозданной Еве? Ты посмотрела
худо, уязвлена жестоко, прикоснулась к дереву и дерзко вкусила безумной пищи (Быт.
3:6).
Вместо чувственной Евы, восстала во мне Ева мысленная — плотский страстный помысел,
представляющий приятное, но всегда при вкушении напояющий горечью.
Достойно Адам был изгнан из Эдема, как не сохранивший одной Твоей заповеди, Спаситель;
я же что должен буду потерпеть, непрестанно нарушая Твои животворные повеления?
(Быт. 3:23).
II. Превзошел я убийство Каина; сознательно чрез оживление (греховной) плоти,
я сделался убийцею души, вооружась против неё моими злыми делам (Быт. 4:8).
Я не подражал, Иисусе, Авелевой праведности: никогда не принёс Тебе ни даров приятных,
ни дел богоугодных, ни жертвы чистой, ни жизни непорочной (Быт. 4:4).
Как Каин, так же и мы с тобою, несчастная душа, принесли Создателю всего жертву
порочную — дела нечистые и жизнь непотребную; посему мы и осуждены (Быт. 4:3).
Ты Создатель, оживотворив брение, даровал мне плоть и кости, дыхание и жизнь;
но, Творец мой, Искупитель и Судия, прими меня кающегося (Быт. 2:7).
Пред тобою, Спаситель, открываю грехи, сделанные мною, и раны души и тела моего,
которые мне злодейски нанесли внутренние убийственные помыслы (Лук. 10:30).
Хотя я и грешен, Спаситель, но знаю, что Ты — человеколюбив: наказываешь с состраданием
и милуешь с любовью, взираешь на плачущего и, как Отец, спешишь призвать блудного
сына (Лук. 15:20).
III. Повергнутого пред вратами Твоими, Спаситель, хоть в старости не низринь меня
непотребного во ад; но, как человеколюбец, даруй мне прежде конца прощение.
По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам, теперь я весь изранен
ими, покрыт язвами; но Ты Сам, Христе Спаситель, прийди и исцели меня (Лук. 10:30).
Священник, заметив меня, прошел мимо; и Левит, видя меня в беде, обнаженного,
презрел; но Ты, Иисусе, воссиявший от Марии, прийди и смилуйся надо мною (Лук.
10:31-32).
IV. Агнец Божий, взявший грехи всех, возьми с меня тяжкое бремя грехов, и, как
милосердный, даруй мне слёзы умиления (Иоан. 1:29).
Время покаяния настало. К Тебе прихожу, моему Создателю; возьми с меня тяжкое
бремя грехов, и, как милосердный, даруй мне слёзы умиления.
Спаситель не гнушайся меня, не отвергни от Твоего лица, сними с меня тяжкое бремя
грехов, и, как благой, подай мне прощение грехов.
Мои вольные и невольные согрешения, явные и тайные, ведомые и неведомые, — прости
всё, Спаситель, как Бог очисти и спаси меня!
С юности я, Спаситель, нарушил Твои заповеди; всю жизнь провёл в страстях, беспечности
и нерадении, посему взываю к Тебе: хоть при конце спаси меня!
Расточив богатство моё в распутстве я, Спаситель, лишен плодов благочестия; но,
чувствуя голод, взываю: милостивый Отец, поспеши и смилостивься надо мною.
Расточив в грехе душевное богатство, я — чужд святых добродетелей, но, страдая
от голода, взываю: Господи, источник милости, спаси меня!
К Тебе припадаю, Иисусе; согрешил я пред Тобой, смилостивься надо мною, возьми
с меня тяжкое бремя грехов, и, как милосердный, даруй мне слёзы умиления.
Не входи со мною в суд, взвешивая мои дела, исследуя слова и обличая стремления;
но, по щедротам Твоим, презирая мои злодеяния, спаси меня, Всесильный.
Преп. Марии Египетской: Даруй мне, Мария, ниспосланную тебе свыше Божественным
Промыслом, светозарную благодать — избегнуть мрака страстей и усердно воспеть
прекрасные подвиги твоей жизни.
Покорившись Божественным заповедям Христа, ты посвятила себя Ему, оставив необузданные
стремления к удовольствиям, и все добродетели, как одну, исполнила с великим благоговением.
Пресв. Троице: Пресущественная (выше всего сущего) Троица, в единстве поклоняемая!
Возьми с меня тяжкое бремя грехов, и, как милосердная, даруй мне слёзы умиления.
Богородице: Богородица, надежда и защита воспевающих Тебя! Возьми с меня тяжкое
бремя грехов, и, как Владычица чистая, прими меня, кающегося.
Песнь 2-я
Ирмос: Внемли небо; и возвещу и воспою Христа, от Девы пришедшего во плоти.
I.Внемли небо, и буду вещать; земля, услышь голос, кающийся Богу и воспевающий
Его.
Воззри на меня, Боже, Спаситель мой, милостивым Твоим оком, и прими мою пламенную
исповедь.
Согрешил я более всех людей, один я согрешил пред Тобой; но, Спаситель, как Бог,
помилуй Твоё создание (Тим. 1:15).
Буря зол окружает меня, милосердный Господи, но Ты, как Петру, и мне протяни руку
(Матф. 14:31).
И я, как блудница, проливаю слёзы: помилуй меня, милосердный Спаситель, по Твоему
снисхождению (Лук. 7:38)
Я помрачил страстными удовольствиями красоту души, и весь свой ум обратил в прах.
Разодрал я первую мою одежду, которую Создатель соткал мне в начале, и потому
лежу нагим.
Облекся я в разодранную ризу, которую соткал мне змий коварством, и стыжусь (Быт.
3:21).
Посмотрел я на красоту дерева, и прельстился умом; потому лежу нагим и стыжусь.
На хребте моем орали (пахали) все вожди страстей, проводя вдоль по мне своё беззаконие
(Псал. 128:3).
Погубил я первозданную красоту и благообразие моё, и теперь лежу нагим и стыжусь.
II. Грех сшил мне кожаные ризы, сняв с меня прежнюю Богом сотканную одежду.
Облекся я, как листьями смоковницы, одеянием стыда, в знак самовольных моих страстей
(Быт. 3:7).
Оделся я в ризу, постыдно запятнанную и окровавленную нечистотой страстной и сластолюбивой
жизни.
Осквернил я ризу плоти моей и очернил в себе, Спаситель, то, что было создано
по Твоему образу и подобию.
Подвергся я мучению страстями и тлению телесному, и потому враг меня ныне угнетает.
Предпочтя бескорыстию жизнь, привязанную к земным благам, я теперь нахожусь, Спаситель,
под тяжким бременем.
Я украсил кумир плоти разноцветным одеянием гнусных помыслов, и подвергаюсь осуждению.
Усердно заботясь об одном внешнем благолепии, я пренебрег внутренний, по образу
Божию устроенной скинией.
Отобразив в себе безобразие страстей, я исказил красоту ума сластолюбивыми стремлениями.
Зарыл я красоту первобытного образа в грехах, Спаситель, как некогда драхму, Ты
взыщи и найди её(Лук. 15:8).
Согрешил, взываю к Тебе, как блудница, один я согрешил пред Тобою; прими и от
меня, Спаситель, вместо мира слёзы (Лук. 7:37).
III. Я пал от невоздержанности, как Давид, и осквернился; но, Спаситель, омой
и меня слезами (2 Цар. 11:4).
Как мытарь взываю к Тебе: смилуйся надо мною, Спаситель; ибо я согрешил пред Тобой,
как никто из Адамовых чад (Лук. 18:13).
Ни слёз, ни покаяния, ни умиления нет у меня: Ты Сам, Спаситель, как Бог, даруй
их мне. В то время (исхода моего), Господи, не затвори Твоей двери предо мною;
но отвори её для меня, кающегося Тебе (Мат. 25:11).
Человеколюбче, желающий всем спасения! Ты призови меня кающегося и прими, как
благой.
Внемли, Спаситель, стенаниям моей души, прими слёзы моих очей и спаси меня.
Богородице: Пречистая Богородица Дева, единая, всеми воспеваемая, моли усердно,
чтобы нам спастись.
Ирмос: Видите, видите, что я — Бог, в древности пославший манну и источивший воду
из камня Моему народу в пустыне Моею десницею и силою (Исх. 16:17:6).
Видите, видите, что я — Бог; так, душа моя, внемли взывающему Господу, оставь
прежний грех и убойся, как праведного Судии и Бога.
Кому уподобилась ты, многогрешная душа, как не первому Каину и тому Ламеху, жестоко
поразив тело злодеяниями и убив ум безрассудными стремлениями? (Быт. 4-я гл).
Вспоминая всех, живших до закона, ты, душа, не уподобилась Сифу, не подражала
Еносу, ни Еноху чрез переселение к Богу, ни Ною, но оказалась чуждою жизни праведных
(Быт. 5 гл.).
Ты одна, душа моя, отверзла бездны гнева Бога своего и потопила, как землю, всю
плоть, дела и жизнь, и осталась вне спасительного ковчега (Быт. 7-я гл).
IV.“Я убил мужа, — взывал сетуя Ламех, — в язву себе, и юношу — в струп себе;”
ты же, душа моя, не трепещешь, осквернив тело свое и помрачив ум свой (Быт. 4:23).
О как уподобился я древнему убийце — Ламеху, убив душу — как мужа, ум, как юношу,
и подобно убийце Каину — тело моё, как брата, сластолюбивыми стремлениями.
Ты замыслила, душа, построить башню и воздвигнуть твердыню своими вожделениями;
но Творец обуздал замыслы твои и поверг на землю построения твои (Быт. 11:3).
Изранен я, изъязвлен; вот стрелы врага, пронзившие мою душу и тело; вот раны,
язвы и струпья вопиют об ударах моих необузданных страстей.
Господь некогда послал огонь, чтобы испепелить неистовое беззаконие Содомлян;
а ты, душа, воспламенила геенский огонь, в котором будешь гореть (Быт. 19:24).
Разумейте и видьте, что Я — Бог, испытывающий сердца и вникающий в мысли людей,
обличающий дела, испепеляющий грехи и защищающий сироту, смиренного и нищего.
Преп. Марии Египетской: Утопая в бездне зол, ты простерла свои руки, Мария, к
милосердному Богу, и Он, всячески ища твоего обращения, как Петру, человеколюбиво
подал тебе Божественную руку (Мат. 14:31).
Со всем усердием и любовью ты прибегла ко Христу, оставив прежний путь греха,
живя в непроходимых пустынях и в чистоте исполняя Его божественные заповеди.
Пресв. Троице: Безначальная, несозданная Троица, нераздельное Единство! Прими
меня кающегося, спаси согрешившего; я — Твое создание; не пренебреги мной, но
пощади и избавь от осуждения в огонь.
Богородице: Пречистая Владычица, Богородительница, надежда прибегающих к Тебе
и пристанище обуреваемых! Твоими молитвами склони милостивого Творца и Сына на
милость ко мне.
Песнь 3-я
Ирмос: На неподвижном камне Твоих заповедей, Христе, утверди мои помыслы.
I. Господь некогда, послав огонь, испепелил землю Содомлян (Быт. 19:24).
Душа, спасайся на гору, как Лот, и спеши в Сигорь укрыться (Быт. 19:23).
Беги, душа, от пламени; беги от горящего Содома; беги от истребления Божественным
огнем.
Исповедаюсь Тебе, Спаситель; согрешил я, согрешил пред Тобой, но, как милосердный,
отпусти мои грехи и прости меня.
Я один согрешил пред Тобой, согрешил более всех, Христе Спаситель; не пренебреги
мной.
Ты — Пастырь добрый, отыщи меня — агнца, и не презри меня заблудившегося.
Ты — вожделенный Иисусе, Ты — Создатель мой; Тобой, Спаситель, я оправдаюсь.
Пресв. Троице: О Боже, Единая Троица! Спаси нас от обольщения, от искушений и
опасностей.
Богородице: Радуйся Чрево, Бога вместившее; радуйся, престол Господень; радуйся,
Матерь нашей Жизни.
Ирмос: Утверди, Господи, на камне Твоих заповедей моё поколебавшееся сердце, ибо
Ты един — Свят и Господь.
II.В Тебе, Разрушителе смерти, я нашел источник жизни, и прежде кончины взываю
к Тебе от моего сердца: согрешил я, умилостивись, спаси меня.
Я, Спаситель, подражал развращенным современникам Ноя, и наследовал их осуждение
на гибель в потопе (Быт. 6:4-23).
Согрешил я, Господи, согрешил пред Тобой; умилостивись ко мне; ибо нет грешника
между людьми, которого бы я не превзошел грехами.
Подражая Хаму отцеубийце ты, душа, с лицом назад обращенным, не прикрыла срамоты
ближнего (Быт. 9:22-23).
III. Симова благословения ты не наследовала, несчастная душа, и пространного владения,
подобно Иафету, не получила на земле прощения грехов (Быт. 9:26-27).
Удались, душа моя, от земли Харран — от греха; иди в землю, источающую вечно-живое
нетление, которую наследовал Авраам (Быт. 12:4).
Ты слышала, душа моя, как в древности Авраам оставил отеческую землю и сделался
странником; подражай его решимости (Быт. 12:4).
Угостив Ангелов под дубом Мамврийским, патриарх на старости получил обетование,
как добычу (Быт. 18:1).
Зная, бедная душа моя, как Исаак таинственно принесен в новую жертву всесожжения
Господу, подражай его решимости(Быт. 22:2).
Ты слышала, душа моя, что Измаил был изгнан, как чадо рабыни; будь бдительна,
смотри, чтоб за сладострастие и тебе не потерпеть чего-либо подобного (Быт. 21:10).
IV. Ты уподобилась, душа, древней Египтянке Агари, сделавшись рабою своих пожеланий
и родив нового Измаила — дерзость (Быт. 16:16).
Ты знаешь, душа моя, о лестнице с земли до небес, показанной Иакову: почему же
ты не избрала безопасного восхода — благочестия? (Быт. 28:12).
Подражай Божию Священнику и одинокому Царю (Мельхиседеку), — этому образу Христову
между людьми (Быт. 14:18, Евр. 7:1-3).
Не сделайся соляным столбом, душа, обратившись назад (как жена Лота); да устрашит
тебя пример Содомлян; спасайся горе — в Сигор (Быт. 19:26).
Беги, душа моя, от пламени греха, как Лот, беги от Содома и Гоморры, беги от огня
всякого безрассудного пожелания (Быт. 19:16).
Помилуй, Господи, взываю к Тебе, помилуй меня, когда прийдёшь со Своими Ангелами
воздать всем по достоинству их дел.
Не отвергни, Владыка, моления воспевающих Тебя; но смилуйся, человеколюбче, и
даруй прощение просящим с верою.
Преп. Марии Египетской: Окружен я, матерь, бурею и волнением согрешений; но ты
сама ныне спаси меня и приведи к пристанищу божественного покаяния.
Усердное моление и ныне принеси, преподобная, к милосердной Богородице, и своими
молитвами отвори мне вход к Богу.
Пресв. Троице: Троица Простая, (в Боге отсутствует раздвоенность), сложность несозданная,
Сущность безначальная, (не имеющая начала) в троичности лиц воспеваемая! Спаси
нас, верою поклоняющихся державе Твоей.
Богородице: Вне времени от Отца родившегося Сына, Ты, Богородительница, во времени
без мужа родила, и — дивное чудо! — питая молоком пребыла Девою.
Песнь 4-я
Ирмос: Пророк услышал о Твоем пришествии, Господи, и устрашился, что Ты хочешь
родиться от Девы и явиться людям, и сказал: услышал я весть о Тебе и устрашился;
слава силе Твоей, Господи.
I. Не презри Твоих творений, не оставь Твоего создания, праведный Судия; ибо хотя
я и согрешил, как человек, более всякого человека, но Ты, человеколюбче, как Господь
всего, имеешь власть отпускать грехи (Марк. 2:10).
Конец приближается, душа, и ты не радеешь, не готовишься; время сокращается, встань,
Судия уже близко — при дверях; время жизни проходит, как сон, как цвет (на растении);
для чего же мы суетимся напрасно? (Матф. 24:33).
Пробудись, душа моя, поразмысли о делах своих, которые ты сотворила, представь
их пред твои очи и пролей слёзы; поведай Христу без страха о твоих делах и помышлениях
и получи оправдание.
Спаситель, нет в жизни ни греха, ни дела, ни зла, в котором я не был бы виновен
умом, словом и желанием, согрешив и намерением и мыслию и делом так, как никогда
никто другой.
Потому я, несчастный, и осужден, потому и приговорен собственною совестью, которой
нет ничего строже в мире; Судия, Искупитель и Испытатель мой, пощади, избавь и
спаси меня раба Твоего.
Лестница, которую в древности видел великий из патриархов, служит указанием на
восхождение делами и мыслями; посему, душа моя, если хочешь жить в деятельности,
и в разумении и созерцании, обновляйся (Быт. 28:12).
По нужде патриарх терпел дневной зной, переносил и холод ночной, ежедневно получая
прибыток, пася стадо, трудясь и служа, чтобы получить себе две жены (Быт. 31:7-40).
Под двумя женами понимай деятельность и разумение в созерцании: под Лиею, как
многочадною, — деятельность, а под Рахилью, как полученное чрез многие труды,
— разумение; ибо без трудов, душа, ни деятельность, ни созерцание не достигнут
совершенства.
II.Бодрствуй, душа моя, будь мужественна, как великий из патриархов, дабы начать
тебе деятельность с разумением, дабы сделаться умом, видящим Бога, проникнуть
неприступный мрак в созерцании и получить великие сокровища (Быт. 32:28).
Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе,
душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей, как ступени,
а свои шаги (по этим ступеням), как восхождение вверх.
Ты, душа, подражая ненавистному Исаву, отдала притеснителю своему первородство
первоначальной красоты и лишилась отеческого благословения, и, несчастная, пала
дважды — действием и помышлением; посему ныне покайся (Мал. 1:3, Быт. 25:32, 27:37).
Исав назван Эдомом за крайнее женолюбие; он, непрестанно распаляясь невоздержанностью
и оскверняясь сластолюбием, назван Эдомом, что значит: распаление грехолюбивой
души (Быт. 25:30).
Ты, душа моя, услышав об Иове, сидевшем на гноище и оправданном, не подражала
ему в мужестве, не имела твердой воли во всем, что узнала, что видела, что испытала,
но оказалась нетерпеливою (Иов 1:22).
Человек праведный, облеченный царским достоинством, венцом и багряницею, известный
богатством и стадами, вдруг потерял богатство, славу и царство, сделавшись нищим
(Иов 1:22).
Иов, бывший некогда знаменитым на престоле и имевший многих детей, — потом внезапно
попал на гноище, обнаженный и изъязвленный, стал бездетным и бездомным. То гноище
он считал своим чертогом и язвы — драгоценными камнями.
Если он, быв праведным и безупречным более других, не избежал наветов и сетей
обольстителя, то что сделаешь ты, грехолюбивая, окаянная душа, когда что-либо
неожиданное постигнет тебя?
III. Тело моё я осквернил, дух загрязнил, весь я изъязвлен, но Ты, мой Спаситель
Христе, как врач, и то и другое уврачуй покаянием, омой, очисть, яви белее снега.
При распятии Ты, Слово, (Бог-Слово — Сын Божий) Свое тело и кровь принес в жертву
за всех; тело, чтобы воссоздать меня, — кровь, чтобы омыть меня, и дух Ты предал,
Христе, чтобы привести меня к Твоему Отцу.
Посреди земли Ты устроил спасение, милосердный, чтобы мы спаслись; Ты распялся
на древе добровольно; и отверзся заключенный Едем; небесное и преисподнее, творение
и все спасенные народы поклоняются Тебе (Псал. 73:12).
Слово, (Христос кровь и вода, из Твоих рёбер, источившие оставление грехов, да
будут мне омовением и питием, чтобы мне ими очищаться, помазуясь, напояясь, как
бальзамом и питием, Твоими животворными словами (Иоан. 19:34).
Я — вне брачного чертога, лишен и брака и вечери; светильник погас, оставшись
без елея; чертог заперт, пока я спал; вечеря закончена; а я, связанный по рукам
и ногам, извергнут вон (Матф. 25, Лук. 14).
Спаситель наш, Церковь получила чашу в живоносных ребрах Твоих (Ин. 19:34), из
которых истекли для нас двойные потоки — оставления (грехов) и разумения, — в
образ обоих заветов, ветхого и нового.
IV. Время жизни моей кратко и наполнено огорчениями и пороками; но прими меня
в покаянии и призови к познанию истины, дабы не сделаться мне добычею и снедью
противника; Ты Сам, Спаситель, смилуйся надо мною (Быт. 47:9).
Праведный Судия, я ныне высокомерен в словах и дерзок сердцем, напрасно и суетно;
не осуди меня вместе с Фарисеем, но даруй мне смирение Мытаря и к нему причисли
меня, един милосердный.
Знаю, Милосердный, согрешил я, осквернив сосуд плоти моей, но прими меня в покаянии
и призови к познанию (истины), дабы не сделаться мне добычей и пищей противника;
сам Ты, Спаситель, смилуйся надо мною.
Милосердный, я сделал сам себя истуканом, исказив свою душу страстями, но прими
меня в покаянии и призови к познанию истины, дабы не сделаться мне добычею и снедью
противника; Ты Сам, Спаситель, смилуйся надо мною.
Не послушал я Твоего голоса, Законодатель, преступил Твое Писание, но прими меня
в покаянии и призови к познанию истины, дабы не сделаться мне добычею и снедью
противника; Ты Сам, Спаситель, смилуйся надо мною.
Преп. Марии Египетской: Имея, Преподобная, в твоей плоти образ жизни бесплотных,
ты по истине получила от Бога величайшую благодать; посему молим тебя: ты ходатайствуй
за верно почитающих тебя; твоими молитвами избавь нас от великих искушений.
Мария, ты, погрузившись в пучину великих пороков, не погибла в ней, но высшим
помыслом и деятельностью поднялась к совершенной добродетели, изумив этим Ангелов.
Пресв. Троице: Нераздельного по существу, неслиянного в лицах, богословски исповедую
Тебя, Троическое единое Божество, соцарственное и сопрестольное; возглашаю Тебе
великую песнь, троекратно воспеваемую в горних селениях (Ис. 6:3).
Богородице: Ты рождаешь и девствуешь, и в обоих случаях пребываешь по естеству
Девою; Рожденный Тобой обновляет законы природы: чрево девственное рождает; Бог,
когда хочет, побеждается порядок природы, ибо Он творит всё, что хочет.
Песнь 5-я
Ирмос: Молю, Человеколюбче, просвети меня от ночи бодрствующего, направляя меня
Твоими повелениями, и научи меня, Спаситель, исполнять волю Твою.
I. Жизнь свою я постоянно проводил в ночи; ибо мраком и глубокою мглою была для
меня ночь греха; но, Спаситель, яви меня сыном дня (Ефес. 5:8).
Подобно Рувиму, я, несчастный, перед Всевышним Богом совершил преступное и беззаконное
дело, моё осквернив ложе, как тот — отеческое (Быт. 35:22, 49:4).
Исповедаюсь тебе, Христос Царь: согрешил я, согрешил, как некогда братья, продавшие
Иосифа — этот плод чистоты и целомудрия (Быт. 37:28).
Сродниками предана праведная душа, продан в рабство возлюбленный (Иосиф), как
прообраз Господа; а ты, душа, сама себя всю продала своим порокам.
Несчастная и непотребная душа, подражай праведному Иосифу и его целомудренному
образу мыслей, не оскверняйся и не беззаконствуй безрассудными стремлениями.
Владыко Господи, Иосиф был некогда во рве, во образ Твоего погребения и воскресения;
я же что когда-либо Тебе подобное представлю?
II. Ты, душа, слышала в древности о корзине с Моисеем, носимой в волнах реки,
где, как в чертоге, он избежал погибели от злого умысла Фараона (Исх. 2:3).
Ты, несчастная душа, слыша о бабках, некогда умерщвлявших новорожденных младенцев
мужеского пола — этот образ целомудренной деятельности — стань младенцем, сосущим
премудрость, подобно великому Моисею (Исх. 1:10).
Ты, несчастная душа, не умертвила египетского образа мыслей, как великий Моисей
поразил египтянина; скажи, как же ты покаянием от страстей переселишься в пустыню?
(Исх. 2:12).
Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни,
дабы и тебе в купине узреть явление Бога (Исх. 3:2).
Представь себе, душа, Моисеев жезл, поражающий море и сгущающий пучину, в знамение
божественного Креста, которым и ты можешь совершить великое (Исх. 14:21).
Аарон приносил чистый, без примеси, огонь Богу; но Офни и Финеес принесли Богу,
как и ты, душа, чуждую и нечистую жизнь (1 Цар. 2:12).
III. Я стал жестокий нравом, как Фараон; по душе и по телу я, как Иоанний и Иамврий,
и умом стал потерянный; но помоги мне, Владыка (Исх. 7:11).
Загрязнил я, несчастный, свой ум; но молю Тебя, Владыка, омой меня в купели моих
слёз и убели, как снег, одежду моей плоти.
Когда я оглядываюсь на свои дела, Спаситель, то вижу, что я грехами превзошел
всех людей; ибо я грешил сознательно, а не по неведению.
Пощади, Господи, пощади создание Свое; я согрешил, прости меня; ибо Ты один чист
естеством, и никто другой, кроме Тебя, не свободен от нечистоты.
Будучи Богом, Ты, Спаситель, принял ради меня мой образ и совершал чудеса, исцелял
прокаженных, укреплял расслабленных и прикосновением к Твоей одежде остановил
кровотечение у кровоточивой женщины.
Подражай, окаянная душа, кровоточивой женщине, прибеги, ухватись за одежду Христову,
чтобы избавиться от язв и услышишь от Него: вера твоя спасла тебя!
IV. Подражай, душа, согбённой жене, приди, припади к ногам Иисуса, дабы Он исправил
тебя, и ты могла ходить прямо по стезям Господним (Лук. 13:11-13).
Если Ты, Владыка — глубокий колодец щедрот, то источи мне струи из пречистых рёбер
Своих, дабы я, как Самарянка, испив, уже не жаждал; ибо Ты источаешь потоки жизни
(Иоан. 4:1).
Как Силоам, да будут для меня мои слёзы, Владыко Господи, дабы омыть и мне сердечные
зеницы и умственно узреть Тебя, предвечный свет (Иоан. 9:7).
Преп. Марии Египетской: С чистой любовью пожелав поклониться Древу жизни ты, всеблаженная,
сподобилась Желаемого; удостой же и меня получить небесную славу.
Ты перешла Иорданский поток и обрела безболезненный покой, оставив плотское удовольствие,
от которого, Преподобная, избавь и нас своими молитвами.
Пресв. Троице: Тебя прославляем, единого Бога-Творца: свят, свят, свят Ты — Отец,
Сын и Дух, Простая Сущность и Единство, вечно поклоняемое.
Богородице: В Тебе, нетленная безмужняя Матерь-Дева, Бог, сотворивший веки, облекся
в мой состав и соединил с Собою человеческое естество.
Песнь 6-я
Ирмос: От всего сердца моего я воззвал к милосердному Богу, и Он услышал меня
из ада преисподнего и возвел от тления жизнь мою (Иона 2:3-7).
I.Искренне приношу Тебе, Спаситель, слёзы моих очей и воздыхания из глубины сердца,
взывающего: Боже, согрешил я пред Тобой, смилуйся надо мной.
Отдалилась ты, душа, от Господа своего, как Дафан и Авирон; но воззови из ада
преисподнего: Боже пощади! — дабы земля не поглотила тебя (Числ. 16:32)
Разбушевавшись, как телица, ты, душа, уподобилась Ефрему; как серна от сетей,
спасай свою жизнь, окрылив свой ум деятельностью и созерцанием (Осии 10:11, Иерем.
31:18).
Моисеева рука да уверит нас, душа, что Бог может убелить и очистить прокаженную
жизнь; и не предавайся отчаянию, хотя ты и поражена проказою (Исх. 4:6-7).
II. Волны моих грехов, Спаситель, обратившись, внезапно покрыли меня, как некогда
египетских всадников в Чермном море (Исх. 14:26, 15:4).
Неразумны желания твои, душа, как у древнего Израиля, ибо ты сластолюбивое пресыщение
страстей безрассудно предпочла божественной манне (Числ. 21:5).
Колодцы Хананейских помыслов ты, душа, предпочла камню с источником, из которого,
как из чаши, река премудрости изливает струи богословия (Быт. 21:25, Исх. 17:6).
Ты, душа моя, как древний безрассудный народ в пустыне, пище небесной предпочла
свиное мясо, котлы и египетские яства (Исх. 29:3).
Спаситель, Твой раб Моисей, ударив жезлом в камень, образно явил Твои прободенные
ребра, из которых мы все черпаем питие жизни.
Ты, душа, подобно Иисусу Навину, исследуй и обозри землю обетованную, какова она,
и поселись в ней добродетельной жизнью.
III.Восстань и низлагай плотские страсти, как Иисус — Амалика, также побеждая
и этих Гаваонитян — обольстительные помыслы (Исх. 17:8, Нав. 8:21).
Перейди, душа, текущее по своему существу время, как некогда кивот через Иордан,
и сделайся обладательницею земли обетованной — так Бог повелевает (Ис. Нав. 3:17).
Спаситель, как Ты спас воззвавшего Петра, поспеши спасти и меня, избавь, простерши
Свою руку, и изведи из глубины греха (Матф. 14:31.
Тихое пристанище вижу в тебе, Владыка Христе: поспеши же избавить меня от непроходимых
глубин греха и отчаяния.
IV. Я, Спаситель, — драхма с царским изображением, которая в древности потеряна
для Тебя; но, Слово, засветив светильник — Своего Предтечу, взыщи и найди Свой
образ (Лук. 15:8).
Преп. Марии Египетской: Дабы угасить пламень страстей, ты, Мария, пылая душой,
непрестанно проливала потоки слёз, которых благодать дай и мне, твоему рабу.
Возвышеннейшим на земле образом жизни ты, матерь, приобрела небесное бесстрастие:
посему ходатайствуй, чтобы твоими молитвами избавились от страстей воспевающие
тебя.
Пресв. Троице: Я — Троица Простая и Единство нераздельное; Соединенная естеством,
раздельная же в Лицах — вещает Отец, Сын и Божественный Дух.
Богородице: Чрево Твое родило нам Бога, принявшего наш образ; Его, как создателя
всего, моли, Богородица, чтобы нам оправдаться Твоими молитвами.
К о н д а к
Душа моя, душа моя, восстань, что спишь ты? Конец приближается и ты возмутишься;
пробудись же, дабы пощадил тебя Христос Бог, везде сущий и все наполняющий.
Песнь 7-я
Ирмос: Мы согрешили, жили в беззакониях, неправо поступали пред Тобой, не сохранили,
ни исполнили то, что Ты заповедал нам, но, Боже отцов, не оставь нас до конца
(Дан. 9:5).
I. Я согрешил, жил в беззакониях и нарушил заповедь Твою; ибо я рожден во грехах
и к язвам своим приложил еще раны, но сам Ты, Боже отцов, помилуй меня, как милосердный.
Тайны сердца своего я открыл пред Тобой, Судиею моим; воззри, Боже отцов, на смирение
моё, воззри и на скорбь мою, обрати ныне внимание на покаяние моё и Сам помилуй
меня, как милосердный.
Саул некогда, потеряв ослиц отца своего, неожиданно с известием (о них) получил
царство; смотри же, душа, не забывайся, предпочитая свои скотские вожделения царству
Христову (1 Цар. 9:10-1).
Если некогда праотец Давид дважды согрешил, будучи уязвлен стрелою прелюбодеяния
и поразив Урию копьем убийства, то ты, душа моя, еще более страдаешь своевольными
стремлениями (2 Цар. 11:4-15).
Давид некогда присовокупил беззаконие к беззаконию, ибо с убийством соединил прелюбодеяние,
но вскоре принес и покаяние сугубое; ты же, душа, совершив большие грехи, не раскаялась
перед Богом.
Давид некогда, живописуя как бы на картине, начертал песнь, в которой обличает
совершенное им дело, взывая: “помилуй меня, ибо я согрешил пред Тобой единым,
Богом всех; сам очисти меня” (Псал. 50:1).
II. Когда ковчег перевозили на колеснице и телец совратился с дороги, тогда Оза
за одно прикосновение (к Ковчегу) испытал Божий гнев; но ты, душа, избегая его
дерзости, по надлежащему благоговей пред Божественным (2 Цар. 6:6).
Ты слышала, душа, об Авессаломе, как он восстал на самую природу; знаешь гнусные
его деяния, как он обесчестил ложе Давида — отца; но ты сама подражала его страстям
и сластолюбивым стремлениям (2 Цар. 15 и 16:21).
Свободное достоинство свое ты, душа, подчинила своему телу; ибо, нашедши другого
врага Ахитофеля, ты склонилась на его советы; но сам Христос ниспроверг их, дабы
тебе удобнее спастись (2 Цар. 16:20-21).
Некогда великий Соломон, будучи исполнен благодати премудрости, и, сделав злое
перед Богом, отступил от Него; ты сама, душа, ему уподобилась своею достойною
проклятия жизнью (3 Цар. 3:12, 11:4).
Увлекшись своими сластолюбивыми страстями, увы, осквернился любитель премудрости,
возлюбив нечестивых жен и отчуждившись от Бога; сама ты, душа, ему подражала в
уме постыдным сладострастием.
III. Ты, душа, уподобилась одновременно Ровоаму, не послушавшему совета отеческого,
и злейшему рабу Иеровоаму, этому древнему мятежнику; но избегай подражания им
и взывай к Богу: согрешила я, смилуйся надо мною (3 Цар. 12:13).
Ты, душа моя, подражала Ахааву в мерзостях; увы, сделалась жилищем плотских нечистот
и постыдным сосудом страстей; но воздохни из глубины своей и поведай Богу грехи
свои (3 Цар. 16:30).
Илия некогда, когда истреблял гнусных пророков Иезавели во обличение Ахаава, дважды
попалил пятьдесят ее служителей; но ты, душа, избегай подражания им обоим и будь
воздержана (4 Цар. 1:10-15).
Заключилось небо и послан от Бога голод на тебя, душа, как некогда на Ахаава,
не послушавшего слов Илии Фесвитянина, но ты подражай Сарептской вдове, напитав
Пророка (3 Цар. 17:7-9).
Ты, душа, добровольно усвоила преступления Манассии, поставив страсти вместо идолов
и умножив мерзости, но усердно подражай его покаянию и умилению (4 Цар. 21:2).
IV. Припадаю к Тебе, Владыка, и приношу со слезами слова мои: согрешил я, как
не согрешила блудница, и жил в беззакониях, как никто другой на земле; но смилуйся
над созданием Своим и возроди меня.
Затмил я Твой образ и нарушил Твою заповедь; вся красота помрачилась во мне и
светильник погас от страстей; но смилуйся, Спаситель, и подай мне, по слову Давида,
веселье (Псал. 50:14).
Обратись, покайся, открой сокровенное, скажи Богу всеведущему: Ты, единый Спаситель,
знаешь тайны мои, но, по слову Давида, Сам помилуй меня по Твоей милости (Псал.
50:3).
Прошли мои дни, как сон пробудившегося; посему я плачу на своем ложе подобно Езекии,
чтобы продлились годы моей жизни; но какой Исаия поможет тебе, душа, если не Бог
всех? (4 Цар. 20:3, Ис. 38:2).
Преп. Марии Египетской: Воззвавши к пречистой Богоматери, ты обуздала неистовство
страстей, прежде жестоко свирепствовавших, и посрамила врага обольстителя; даруй
же ныне в скорби помощь и мне, твоему рабу.
Кого ты, Преподобная, возлюбила, Кого избрала и ради Которого изнуряла плоть,
Того Христа ныне моли, чтобы Он, по Своей милости, даровал нам, почитающим Его,
мирную жизнь.
Пресв. Троице: Воспевается в песнях Троица Простая, нераздельная и единосущная;
света и свет; три святые и единое святое, Бог — Троица! Воспой же и ты, душа,
прославь жизнь и жизни, Бога всех.
Богородице: Воспоем Тебя, благословляем Тебя, поклоняемся Тебе, Богородительница;
ибо Ты родила Единого из нераздельной Троицы, Христа Бога, и Сама отверзла для
нас, живущих на земле, селения небесные.
Песнь 8-я
Ирмос: Кого прославляют воинства небесные и трепещут Херувимы и Серафимы, Того
воспевайте все существа и творения, благословляйте и превозносите во вся веки.
I. Помилуй меня грешника, Спаситель, возбуди мой ум к обращению, прими кающегося,
смилуйся к взывающему; я согрешил пред Тобой, спаси; я жил в беззакониях, помилуй
меня.
Колесничник Илия, взойдя на колесницу добродетелей, вознесся превыше всего земного,
как бы на небеса; помышляй же, душа моя, об его восходе (4 Цар. 2:11).
Некогда Елисей плащом Илии разделил на две части поток Иордана, но ты, душа моя,
не получила сей благодати за свое невоздержание (4 Цар. 2:14).
Некогда Елисей, приняв плащ Илии, получил от Господа двойную благодать, но ты,
душа моя, не получила сей благодати за свое невоздержание (4 Цар. 2:9).
Соманитянка некогда угостила Праведника с добрым усердием, а ты, душа, не приняла
в свой дом ни странника, ни пришельца; за то с рыданием будешь извержена вон из
брачного чертога (4 Цар. 4:8).
Ты, несчастная душа, непрестанно подражала нечистому нраву Гиезия; отринь же его
сребролюбие, хоть в старости, избеги огня геенского, оставив свои злодеяния (4
Цар. 5:20).
II. Уподобляясь Озии ты, душа, получила вдвойне его проказу: ибо помышляешь недолжное
и делаешь беззаконное; оставь, что есть у тебя, и приступи к покаянию (2 Паралип.
26:19-21).
Ты слышала, душа, о Ниневитянах, в рубище и пепле каявшихся Богу; ты не подражала
им, но оказалась самой упорной из всех, согрешивших до и после закона (Иона 3:5).
Ты слышала, душа, как Иеремия в нечистом рве с рыданиями взывал к городу Сиону
и просил себе слёз; подражай его плачевной жизни и спасешься (Иер. 38:6).
Иона удалился в Фарсис, предвидя обращение Ниневитян, ибо он, как Пророк, знал
милосердие Божие, и вместе ревновал, чтобы пророчество не показалось ложным (Иона
1:3).
Ты слышала, душа, как Даниил во рве заградил уста зверей; ты узнала как отроки,
бывшие с Азариею, верой угасили разожженный пламень печи (Дан. 14:31, 3:24).
Из ветхого завета всех я представил тебе в пример, душа; подражай богоугодным
деяниям праведных, и, напротив, избегай грехов (людей) порочных.
III. Праведный Судия, Спаситель, помилуй и избавь меня от огня и наказания, которому
я должен справедливо подвергнуться на суде; прости меня прежде кончины, дав мне
добродетель и покаяние.
Взываю к Тебе, как разбойник: помяни меня; как Петр, горько плачу, прости меня,
Спаситель; как мытарь, издаю вопль; проливаю слёзы, как блудница; прими моё рыдание,
как некогда от хананейской женщины.
Исцели гниение смиренной моей души, единый врач, Спаситель; приложи мне пластырь,
елей и вино, — плод покаяния, умиление и слёзы.
Подражая жене Хананейской, и я взываю к сыну Давидову: помилуй меня; прикасаюсь
ризе Его, как кровоточивая; как Марфа и Мария, плачу над Лазарем (Иоан. 11:33).
IV. Подобно блуднице, ищущей милости, взываю к Тебе, Спаситель, изливая сосуд
слёз, как миро на главу, приношу моление и прошу о прощении (Матф. 26:7, 14:3,
Лук. 7:38).
Хотя никто не согрешил пред Тобой, как я, но, милосердный Спаситель, прими и меня,
кающегося и взывающего со страхом и любовью: я согрешил пред Тобой единым; помилуй
меня, Милосердный.
Пощади, Спаситель, создание Свое, и, как Пастырь, отыщи потерянного, предохрани
заблудшего, избавь от волка и сделай меня агнцом на пастве Твоих овец (Псал. 118:176).
Когда Ты, Спаситель милосердный, воссядешь, как судия, и явишь страшную Свою славу;
о, какой ужас тогда: печь будет гореть и всё будет трепетать пред величием Твоего
суда! (Мат. 25:31).
Преп. Марии Египетской: Матерь Незаходимого Света, просветив тебя, Мария, освободила
от мрака страстей, посему, приняв благодать Духа, просвети верно прославляющих
тебя.
Увидав в тебе, матерь, поистине новое чудо, божественный Зосима удивился, ибо
увидел Ангела во плоти, и весь преисполнился изумлением, воспевая Христа во веки.
Пресв. Троице: Безначальный Отец, собезначальный Сын, Утешитель благий, Дух правый,
Родитель Бога Слова, Слово безначального Отца, Дух живой и созидающий, Троица
Единая, помилуй меня.
Богородице: Как бы из пурпурового состава, Пречистая, внутри чрева Твоего соткалась
мысленная багряница — плоть Еммануила, посему мы поистине почитаем Тебя, как Богородицу.
Песнь 9-я
Ирмос: Неизъяснимо рождество от бессеменного зачатия; нетленен Плод Матери безмужней,
ибо рождение Бога обновляет естество; посему мы все роды православно величаем
Тебя, как Богоневесту-Матерь.
I. Ум в струпьях, тело в болезнях, дух в недугах, слово изнемогло, жизнь умерщвлена,
у последнего порога: что же сделаешь ты, несчастная душа моя, когда придет Судия
разбирать твои дела?
Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и потом всё заветное писание,
повествующее о праведных и неправедных, ты, душа, подражала последним, а не первым,
греша против Бога.
Закон сделался бессильным, Евангелие — недействительным, всё Писание — бесполезным
для тебя, пророки и всякое слово о праведниках напрaсными; раны твои, душа, умножились
и нет врача, который бы мог исцелить тебя.
Из новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие тебя к умилению;
подражай же праведным, отвращайся примера грешных, и умилостивляй Христа молитвами,
постом, чистотою и говением.
Христос, вочеловечившись, призвал к покаянию разбойников и блудниц; покайся, душа,
дверь Царства уже отверста, и прежде тебя входят в нее кающиеся фарисеи, мытари
и прелюбодеи (Мат. 21:22).
Христос вочеловечился, приобщаясь мне плотью, и всё, свойственное естеству, добровольно
испытал, кроме греха, показывая тебе, душа, пример и образец Своего снисхождения.
Христос спас волхвов, призвал к себе пастырей, удостоил мученичества множество
младенцев, прославил старца и престарелую вдовицу; их делам и жизни не подражала
ты, душа; но горе тебе, когда будешь судима.
Господь, постившись в пустыне сорок дней, взалкал наконец, обнаруживая Свое человеческое
естество: посему не унывай, душа, если враг устремится и на тебя, но молитвами
и постом да отразится он от ног твоих (Матф. 4:2).
II. Христос был искушаем, когда дьявол искушал, показывая камни, чтобы они обратились
в хлеба; возвел Его на гору, чтобы в одно мгновение Он увидел все царства мира;
бойся, душа, обольщения, бодрствуй и молись ежечасно Богу (Мат.4:3-9).
Пустыннолюбивая горлица, глас вопиющего в пустыне, Христов светильник (пророк
Иоанн) взывал, проповедуя покаяние, а Ирод беззаконствовал с Иродиадою; смотри,
душа моя, чтобы не впасть тебе в сети беззаконных, но возлюби покаяние.
Предтеча благодати обитал в пустыне, и все Иудеи и Самаряне стекались слушать
его, и исповедовали грехи свои, крестясь с усердием; но ты, душа, не подражала
им.
Брак честен и ложе непорочно: ибо Христос благословил их на браке в Кане, вкушая
пищу и претворяя воду в вино, явив Свое первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась
(Иоан. 2:2).
Христос укрепил расслабленного, взявшего свой одр, воздвиг от смерти юного сына
вдовицы, исцелил слугу сотника, и, открыв Себя Самарянке, показывая тебе, душа,
духовное служение Богу.
Господь, прикосновением к одежде, исцелил кровоточивую, очистил прокаженных, дал
прозрение слепым, исправил хромых, глухих, немых, и словом уврачевал согбенную,
чтобы ты спаслась, несчастная душа.
III. Врачуя болезни, Христос-Слово благовествовал нищим, исцелял увечных, вкушал
с мытарями, беседовал с грешниками и прикосновением руки возвратил душу дочери
Иаира, уже вышедшею из тела.
Мытарь спасся и блудница сделалась целомудренной, а гордый фарисей подвергся осуждению;
ибо первый взывал: будь милостив мне; другая: — помилуй меня; а последний тщеславно
возглашал: Боже, благодарю Тебя! — и прочие безумные слова (Лук 18:14).
Закхей был мытарь, однако же спасся; Симон Фарисей соблазнялся, а блудница получила
решительное прощение от Имеющего власть отпускать грехи; ей же и ты, душа, спеши
подражать (Лук. 19:2, 7:39, Матф. 8:6).
Бедная душа моя, ты не уподобилась той блуднице, которая, взяв сосуд с миром,
со слезами мазала и отирала волосами ноги Спасителя, уничтожившего список её прежних
прегрешений (Лук. 7:37).
Ты знаешь, душа моя, как были прокляты города, которым Христос благовестил Евангелие;
страшись этого примера, чтобы и тебе не оказаться, как они, ибо Владыка, уподобив
их Содомлянам, осудил даже до ада (Лук. 10:13-15).
Не окажись, душа моя, с отчаяния хуже хананеянки, у которой словом Божиим за её
веру исцелена дочь; взывай Христу, как она, из глубины сердца: сын Давидов, спаси
меня (Матф. 15:22).
IV. Умилосердись, спаси меня, помилуй, сын Давидов, словом исцелявший беснующихся,
и скажи мне, как разбойнику, милостивые слова: истинно говорю тебе, со Мною будешь
в раю, когда Я приду во славе Моей (Лук. 23:43).
Оба разбойника висели на кресте, один поносил Тебя, а другой исповедал Тебя Богом;
но, Многомилостивый, открой и мне дверь славного Твоего царства, как уверовавшему
разбойнику, познавшему в Тебе Бога.
Тварь содрогалась, видя Тебя распинаемым, горы и камни распались от ужаса, земля
колебалась, ад низлагался и свет среди дня помрачался, взирая на Тебя, Иисусе,
плотью пригвожденного ко кресту (Матф. 27:51, Лук. 23:45).
Не требуй от меня плодов, достойных покаяния, ибо моя крепость оскудела во мне;
даруй же мне, единый Спаситель, сердце всегда сокрушенное и нищету духовную, чтобы
их, как благоприятную жертву, я принес Тебе.
Судия мой, ведущий меня! Когда Ты опять придешь с Ангелами, чтобы судить весь
мир, тогда, Иисусе, воззрев на меня милостивым Твоим оком, пощади и помилуй меня,
согрешившего более всякого человека.
Преп. Марии Египетской: Живя возвышенно и победив природу своей необыкновенной
жизнью, Ты удивила всех — и чины ангельские и сонмы людей, посему ты, Мария, как
бы бесплотная, перешла Иордан своими стопами.
Преклони Творца на милость к восхваляющим тебя, преподобная матерь, чтобы нам
избавиться от огорчений и скорбей, отовсюду нападающих на нас, дабы, избавившись
от искушений, мы непрестанно величали прославившего тебя Господа.
Преп. Андрею Критскому: Андрей досточтимый, отец преблаженнейший, пастырь Критский!
Не переставай молиться за воспевающих тебя, дабы избавиться от гнева, скорби,
тления и бесчисленных прегрешений нам всем, верно почитающим память твою.
Пресв. Троице: Прославим Отца, превознесем Сына, с верою почтим поклонением Божественного
Духа, Троицу нераздельную, Единую по сущности, как света и свет, жизнь и жизни,
животворящую и просвещающую вселенной концы.
Богородице: Сохраняй Твой город, пречистая Богородительница, ибо Твоею силою он
верно царствует, Тобой и укреплялся, и Тобой преодолевает всякое искушение, торжествует
над врагами и держит их в подчинении.
Приложение.
Св. Мария Египетская.
Мария двенацати лет ушла из родительского дома в Александрии и, будучи свободной
от родительского надзора, молодой и неопытной, увлеклась порочной жизнью. Некому
было остановить её на пути к погибели, а соблазнителей и соблазнов было не мало.
Через 17 лет такой жизни Мария осознала своё падение, когда, будучи в Иерусалиме
удерживаемая невидимой силой, не могла войти в храм. Поняв, почему она недостойна
войти в храм, она тут же покаялась перед Богом и решила совершенно изменить свой
образ жизни. Из Иерусалима Мария удалилась в суровую и безлюдную иорданскую пустыню
и там 48 лет провела в полном уединении, посте, молитве и слезах. Так она суровыми
подвигами совершенно искоренила из себя всякие греховные пожелания, а сердце очистила
так, что оно стало как бы живым храмом Духа Святого. Старец Зосима, живший в Иорданском
монастыре св. Иоанна Предтечи, промыслом Божиим удостоился встретиться с преподобной
Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен её великой святостью
и даром прозорливости. Однажды он видел её во время молитвы парящую в воздухе,
а в другой раз — переходящую по воде реку Иордан, как по суше. Преподобная просила
старца через год снова явиться в пустыне со Святыми Тайнами. Старец в назначенное
время пришел к ней и причастил преподобную Марию святых Тайн. Придя в пустыню
ещё через год, в надежде увидеть святую, он уже не застал её в живых. Тогда он
похоронил её там же в пустыне, в чем помог ему лев, который своими когтями вырыл
яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.
Так преподобная Мария, из великой грешницы, с Божией помощью стала величайшей
святой и оставила всем людям пример покаяния. Память её отмечается 1-го апреля
и в 5-е воскресение Великого поста.
Св. Андрей,
епископ острова Крита
Святой Андрей был родом из Дамаска. Будучи немым до семилетнего возраста, он получил
дар слова после приобщения Святых Тайн. На 14-м году, желая служить Богу, он удалился
для подвижнической жизни в Иерусалимскую обитель св. Саввы Освященного. Прославившись
здесь своим умом и строгою жизнью, он был взят в Иерусалимскую патриархию на должность
письмоводителя. В 679-м году он путешествовал в качестве местоблюстителя патриаршего
престола в Константинополь на 6-й Вселенский Собор. Вскоре после собора он был
посвящён дьяконом великой Софийской церкви и исполнял обязанность “питателя сирот.”
При императоре Юстиниане II–м св. Андрей был рукоположен в архиепископа Критского.
Скончался св. Андрей в 712 году.
Св. Андрей известен, как проповедник и церковный поэт. Составив многие вдохновенные
молитвы и песнопения, он написал и Великий покаянный канон, читаемый в храме Великим
постом. Написал он также канон на Рождество Христово и другие, трипеснцы (каноны,
состоящие из трех песней) на повечерие недели Ваий и на первые дни Страстной седмицы,
стихиры на Сретение Господне и другие.
Миссионерский Листок 18
Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы,
Copyright © 1996 and Published by
Holy Protection Russian Orthodox Church
2049 Аrgylе Аvе. Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа 90068, USА
Редактор: епископ Александр Милеант
|