Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

ИОАННА ЗЛАТОУСТА

для детей

Первая часть литургии — проскомидия — совершается следующим образом. За амвоном устанавливается престол, на который полагается св. Антиминс, Евангелие, Крест напрестольный и подсвечник с горящей свечой. Слева за солеёй поставляется столик в качестве жертвенника.

В 8 часов 10 минут заходит в храм пресвитер, намеревающийся совершить Божественную литургию, проходит на середину храма, совершает крестные знамения с поклонами, лобзает местную икону и начинает читать входные молитвы. Затем проходит вперед для целования икон Богоматери и Христа Спасителя перед амвоном и заканчивает молитвы входные пред малым престолом. Облобызав Евангелие и крест на престоле, пресвитер проходит в ризницу, где совершает полное облачение.

Благословен Бог наш всегда: ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Царю Небесный... Святой Боже, Cвятой Крепкий, Cвятой Бессмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троица, помилуй нас: Господи, очисти нас от грехов наших, Владыка, прости беззакония наши, Святой, посети и исцели немощи наши ради имени Твоего.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Отче наш, Сущий на небесах, да святится Имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Ибо Твои — Царство и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Не оправдываясь ничем, эту молитву Тебе, как Владыке, мы, грешные, приносим: помилуй нас.

Слава. Господи, помилуй нас, на Тебя надеемся! Сильно не гневайся на нас и не вспоминай беззаконий наших, но и ныне воззри благосердно и избавь нас от врагов наших, ибо Ты — Бог наш, а мы — народ Твой, все мы — создание рук Твоих, и имя Твоё призываем.

И ныне. Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородица! Надеясь на Тебя, да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед, ибо Ты — спасение рода христианского.

Целуя икону Христа: Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ты добровольно благоволил взойти плотью на Крест, дабы избавить создание Твоё от рабства вражьего. Потому благодарно восклицаем Тебе: Ты наполнил радостью всех, Спаситель наш, пришедший спасти мир!

Целуя икону Богородицы: Милосердия источник, милости удостой нас, Богородица, воззри на народ согрешивший и яви, как и прежде, силу Твою. Надеясь на Тебя, восклицаем Тебе «Радуйся!», как некогда Гавриил — бесплотных воинов вождь.

Господи, ниспошли силу Твою с высоты святого жилища Твоего и укрепи меня на предстоящее служение Тебе, дабы мне неосужденно предстать пред великим жертвенником Твоим и бескровное жертвоприношение совершить, ибо сила и слава — Твои вовеки. Аминь.

Войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоём. Господи, путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй путь Твой предо мною. Ибо нет во устах их истины; сердце их — пагуба, гортань их — открытый гроб, они льстят языком своим.

Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их отвергни их, ибо они возмутились против Тебя, Господи.

И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно ликовать будут, и Ты будешь покровительствовать им; и хвалиться будут Тобою любящие имя Твоё.

Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благославением, как щитом, Ты ограждаешь его.

После этого берет из сейфа дискос, чашу, звездицу, копие, лжицу и износит на малый жертвенник. Здесь же полагается элетон, покровцы и воздух.

В это же время 5 мальчиков заходят в пономарку. Трое из них облачаются в стихари. Один берет поднос с одной большой просфорой, второй — кувшин с вином, третий — кадило и ладан. Четвертый и пятый берут ветрозащищенные светильники и колокольчики и, в 8 часов 20 минут, со звоном выходят из пономарки на улицу, обходят храм и притвором входят в храм, проходят вперед к малому жертвеннику. В это время начинается колокольный одинарный звон. Священник принимает просфору и вырезает агнец, после чего принимает вино и вливает в чашу. Затем, каждый из участников литургии подходит с личной просфорой, называет имена своих близких, а священник вынимает частицы, полагая их на дискос. После этого, покрываются сосуды, с соответствующими молитвами, и совершается каждение жертвенника, престола, икон и предстоящих. В это время начинается трезвон, который должен закончиться к возгласу «Благословенно Царство...»

После каждения, священник становится пред престолом, воздевает руки горе и, как обычно, произносит молитвы: Царю Небесный.., Слава в вышних Богу.., Господи, устне мои отверзеши... Затем, подымая напрестольное Евангелие, осеняя им крестообразно антиминс, возглашает священник:

— Благословенно Божие Царство Отца, и Сына, и Святого Духа теперь, всегда и на веки вечные!

Дети отвечают: АМИНЬ.

Священник: Прославим Господа в песнях:

Дети поют:

Там вдали, за облаками,

Правит Бог чудес мирами.

Солнцу Он велит светить,

Серым тучкам — дождик лить,

Всем цветкам в саду — цвести,

А деревьям всем — расти,

Сладким ягодкам — краснеть,

Голосистым птицам — петь.

Как не славить мне Творца

За такие чудеса?!

Священник: Господь — Благодетель наш, воспоем Ему!

Дети поют:

Кто над нашей головою

Солнце яркое зажег,

Небо дал нам голубое?

Всемогущий мудрый Бог.

Кто на всей земле огромной

Видит маленький цветок,

Пчелку в бархате зеленом?

Наш Творец — Великий Бог.

Кто создал такие розы,

Птичкам крылья подарил?

Кто хранит детей и взрослых?

Бог нетленный, полный сил.

Кто дал жизнь животным, людям

На планете голубой?

Кто Свое творенье любит?

Бог бессмертный, Бог живой.

Кто Младенцем в мир родился

В послушанье Богу рос?

В Иордане кто крестился?

Божий Сын — Иисус Христос.

Кто принес всем людям радость,

Кто детишек обнимал,

Кто открыл нам двери рая,

Кто за грешников страдал?

Чьи к кресту прибили руки,

Кто воскрес и мир принес,

Кто спасает, а не губит?

Пастырь наш — Иисус Христос.

Священник: Блаженны любящие Бога и исполняющие Заветы Его.

Дети произносят речитативом:

Толпу увидавши, Спаситель

На ближнюю гору вступил

И так, говоря громогласно,

Народ обступивший учил:

Дети поют:

Блаженны все нищие духом —

Их царство небесное ждет!

Блаженны все льющие слезы, —

Их скорбь утешенье найдет!

Блаженны все кроткие сердцем,

Наследуют землю они!

Блаженны жаждущие правды, —

Насытят их новые дни.

Блаженны, кто милостью полны —

Всевышний помилует их!..

Блаженны все чистые сердцем —

Увидят те Господа лик!

Блаженны и все миротворцы —

Сынами их Бог наречет.

Блаженны страдальцы за правду —

Их Царствие Божие ждет!

Блаженны, когда вас поносят:

Возрадуйтесь в чистых сердцах!

Большая от Господа Бога

Награда вас ждет в небесах!

Священник: Помолимся Господу:

Дети возглашают: Помолимся, и всей душою осознаем, что слышит Бог, что рядом здесь Он, с нами.

Священник: Помолимся о стране нашей!

Дети возглашают: Спаси, Господи, Россию, всю Русь нашу, город, в котором мы живем. Пусть страна наша будет богатой и славной.

Священник: Помолимся о правительстве и всех гражданах страны нашей.

Дети возглашают: Приведи, Господи, весь народ наш к вере и жизни по Твоим святым заповедям. Да будут все добры и любвеобильны.

Священник: Помолимся о Церкви Святой.

Дети возглашают: Спаси, Господи, Церковь Христову от языческого обрядоверия, разделений, соблазнов мирских, от врагов внешних и внутренних. Да царствует в ней любовь.

Священник: Помолимся о предстоятелях Церкви.

Дети возглашают: Прежде всех помяни, (имярек) и охрани их для долгой жизни, верно преподающими слово Твоей Истины.

Священник: Помолимся о всех трудящихся в храме этом.

Дети возглашают: Воздай, Господи, каждому сторицей за труд во святом храме нашем — изобилие плодов земных, здравие телесное, душевное возрастание, успешность в трудах, мир и любовь в семьях, многолетие жизни.

Священник: Помолимся о жертвователях на содержание храма нашего.

Дети возглашают: Помяни, Господи, творящих приношения в храм наш и помнящих о бедных. Прими их жертвы, велики ли они или малы, тайны или явны; воздай им вместо тленного нетленным, вместо земного небесным, вместо временного — вечным.

Священник: Помолимся о родителях наших.

Дети возглашают: Помяни, Господи, моих отца и мать, моих братьев и сестер, родных близких. Дай им, Господи, крепкого здоровья, долгой жизни. Мою любовь к ним сделай еще сильнее. Помоги мне слушаться моих родителей, быть им в помощь и в радость.

Священник: Вспомним о тех, кто особенно сейчас нуждается в помощи.

Дети возглашают: Помяни, Господи, немощных, страдающих от болезней, престарелых, умирающих на ложах своих, плавающих в море, которых застигла буря, пленных, заключенных, бездомных, голодных и спаси их.

Священник: Помолимся о самих себе.

Дети возглашают: Помоги нам, Господи, быть добрыми и ласковыми, прощающими обидчиков и послушными. Помоги нам всему научиться, быть прилежными в учении и усердными на молитве.

Священник: Помолимся об умерших.

Дети возглашают: Помяни, Господи, всех наших родных и близких, перешедших от земной жизни в вечность, к жизни духовной. Прости им все согрешения, совершённые ими и делами, и словами, и мыслями, и посели их в местах блаженства и покоя, в райских обителях, где все радуются, созерцая Твою красоту.

Дети поют: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

ВЕЛИКИЙ ВХОД

Священник совершает крестное знамение перед престолом, целует антиминс, кланяется детям и подходит к малому жертвеннику; кадит его, снимает воздух, возлагает его себе на плечо, берет чашу и дискос, и молча совершает перенесение их на престол, и поставляет на него священные сосуды. В это время звучит органная прелюдия. Приношение воздухом не покрывается, но, по обычаю, кадится. Вторая часть прелюдии исполняется значительно тише, и на ее фоне читают следующую молитву

Дети все речитативом:

Ни один человек в мире недостоин приступать или приближаться к Тебе, Царь Мира, ибо служение Тебе велико и страшно даже ангелам. Однако, по любви Своей к нам, Ты соединился с человеческой природой, сделался Человеком и стал Архиереем нашим, и поручил нам священнодействие сей литургийной и бескровной жертвы. Ты Один, Господи, Боже наш, владычествуешь на небе и на земле. Поэтому просим Тебя, устреми взор Свой на нас, грешных и недостойных рабов Твоих, очисти наши души и сердца от совести лукавой, и силою Святого Твоего Духа сделай нас достойными предстать пред сей святой Твоей Трапезою, и священнодействовать Святое и пречистое Твое Тело и Драгоценную Кровь. Мы приходим к Тебе, преклонив свои головы, и молим Тебя, не отврати лица Твоего от нас и не отвергни нас из служителей Твоих, но удостой, чтобы дары сии принесены были и от нас, смиренных и грешных и недостойных, дабы воссылать Тебе славу со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым и Благим, и

Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Священник: Встанем прямо, будем стоять с благоговейным страхом. От всего сердца принесем жертву Богу!

Дети поют: Да примет Господь нашу жертву, с любовью приносимую,

Священник: Благодать Господа Нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и общение Святого Духа да пребудет со всеми нами.

Дети поют: Да пребудет благодать и с Тобою, благочестивый отче.

Священник: Вознесем сердца наши ко Господу.

Дети поют: Для Тебя, Господи, мы с любовью открыли сердца.

Священник: Возблагодарим Господа.

Дети все вместе произносят речитативом:

Достойно и справедливо Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться везде и повсюду, ибо Ты — Бог Неизреченный, Необъятный, Невидимый, Непостижимый, всегда Сущий, вечно Неизменяемый. Ты привел нас из небытия в бытие, и падшее человечество восстановил вновь, и на небо возвел всех нас, и даровал Царство Твое будущее. И за все сие благодарим Тебя и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святого, за все, что мы знаем и чего не знаем, за явные и сокровенные благодеяния, оказанные нам. Благодарим Тебя и за службу сию, которую Ты благоволил принять от нас, хотя Тебе предстоят тысячи архангелов и миллионы ангелов, херувимы и серафимы, шестокрылатые, многоочитые, превышние, окрыленные, победную песнь поющие, вопиющие, взывающие и глаголющие:

Дети поют: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних! Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних.

Дети произносят речитативом: Со всеми небесными существами и мы. люди, возглашаем и говорим: «Свят и Пресвят Ты и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; Свят и Пресвят, и великолепна слава Твоя; Ты мир Твой так возлюбил, что Сына Своего Единородного отдал, дабы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную.

Ты сошел на землю и совершил все для спасения нашего, в ночь, в которую Ты был предан, скорее, Сам Себя предал ради жизни мира, взяв хлеб во Святые Свои и Пречистые, и Непорочные Руки, благодарив, благословив, освятив, преломив, преподал святым Своим Ученикам и Апостолам, сказав: «Примите, ядите — сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Также и чашу, после вечери, взяв и растворив в ней вино и воду, благословив и освятив, преподал святым Своим Ученикам и Апостолам, сказав: «Пейте из нее все, сие есть Кровь Моя Нового Завета, за вас и за многих проливаемая во оставление грехов.

Сие Творите в Мое воспоминание, ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедуете».

И так, Владыка, воспоминая сию спасительную заповедь и все, ради нас совершившееся: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса вознесение, одесную седение, второе и славное опять пришествие Твое.

Затем, подымая горе хлеб и вино, возглашает Священник:

Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

Дети произносят речитативом:

Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи, и молимся Тебе, Боже наш.

Мы приносим Тебе эту бескровную жертву и просим, и молимся, и умоляем: ниспошли Духа Твоего Святого на нас и на предлежащие дары сии.

Совершая трижды крестное знамение, все собрание произносит: Боже, милостив будь к нам, грешным. (2 раза)

Боже, очисти нас грешных и помилуй нас!

Священник воздевает руки горе и читает вместе со всеми молитву Святому Духу: Господи, ниспославший Пресвятого Твоего Духа в третий час Твоим апостолам, Того, Благий, не отними от нас, но обнови нас, молящихся Тебе, Сердце очисти и дух праведности обнови в нас, Боже.

Господи, ниспославший Пресвятого Твоего Духа в третий час Твоим апостолам, Того, — Благий, не отними от нас, но обнови нас, молящихся Тебе. Не отвергни нас от Лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от нас.

Господи, ниспославший Пресвятого Твоего Духа в третий час Твоим апостолам, Того, Благий, не отними от нас, но обнови нас, молящихся Тебе.

Священник самостоятельно произносит: И сотвори хлеб сей Честным Телом Христа Твоего; А в чаше сей Честную Кровь Христа Твоего, Пресуществив Духом Твоим Святым.

Дети возглашают: Аминь. Аминь. Аминь.

Поклоняемся Пречистым Телу и Крови Господа Нашего Иисуса Христа!

И далее дети продолжают читать речитативом: Веруем, Господи, что это есть самое Пречистое Тело и драгоценная Кровь Христа Твоего и, поклоняясь Тебе, Богу нашему, в Божественных Твоих Тайнах, смиренно молим Тебя: Да будут Дары сии для нас, причащающихся, к плодотворности добрых дел, в бодрость души, во оставление грехов, и для общения со Святым Твоим Духом, к достижению Царства, к дерзновению перед Тобою, не в суд или в осуждение.

Ублажаем и достигших совершенства в вере: праотцев, отцов, патриархов, пророков, апостолов, проповедников, евангелистов, мучеников, исповедников, воздерженников, всякого праведника, скончавшегося в вере, особенно же Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Вечнодеву Марию.

Дети поют: Достойно ублажать Тебя подобает, истинную Богородицу, Вечноблаженную и Непорочную Матерь Бога нашего; честнейшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов. Пребывая Девою, Ты родила Христа, Бога нашего. И мы как Сущую Богородицу Тебя величаем.

Во время пения молитвы Господней, священник:

И сподоби нас, Владыка, со дерзновением иметь смелость призывать Тебя, Небесного Бога Отца, воспевая.

Дети поют: Отче наш, Сущий на небесах, да святится Имя Твое; да придет Царство Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Во время пения молитвы Господней, священник раздробляет Агнец и вливает в чашу теплоту. Для того, чтобы не было задержки, есть смысл Агнец не разрезать копнем, а преломить две части, предназначенные для раздробления, пополам. После сего начинается Святое Причастие. Священник совершает земной поклон перед престолом, поворачивается к детям и просит прощения: Простите мне, чада мои духовные.

Дети отвечают: Бог тебе простит, благочестивый отче, прости и нас.

Священник: Бог простит всех вас и благословит.

Священник совершает второй земной поклон со словами: Вот, прихожу я к Бессмертному Царю и Богу нашему;

Честное и Святое Тело Господа нашего Иисуса Христа преподается мне, рабу Божию пресвитеру (имя), во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Взяв на ладонь частицу Агнца и наклонившись над Ним, произносит вместе с детьми молитву Иоанна Златоустого:

Верую, Господи, и исповедую, что Ты воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедший в мир грешников спасти, из которых я — первый. Еще верую, что сие есть самое Пречистое Тело Твое и сие есть самая Честная Кровь Твоя. Молюсь Тебе: помилуй меня и прости мне грехи мои, вольные и невольные, которые были совершены мною слоевом и делом; сознательно и бессознательно; и удостой меня неосужденно причаститься Пречистых Твоих Тайн, для получения прощения грехов и жизни вечной. Сыне Божий, сделай меня сегодня участником Твоей таинственной Вечери; да не открою я тайны врагам Твоим и не дам Тебе такого лобзания, какое дал Иуда, но, как благоразумный разбойник, исповедую Тебя: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем. Дабы не в наказание или осуждение послужило мне причащение Святых Твоих Тайн, Господи, но для исцеления души и тела. Аминь. Боже, милостив будь ко мне, грешному. Без числа согрешил, прости меня.

Дети поют: Тело Христово приимите, Источника Бессмертного вкусите.

После принятия частицы св. Агнца, священник одевает элетон и берет чашу со словами: И снова прихожу к бессмертному Царю и Богу нашему. Честной и Святой Крови Господа и Бога, и Спасителя нашего Иисуса Христа, причащаюсь, я, недостойный раб Божий пресвитер (имя), во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Причастившись сам, священник начинает причащать детей. Взяв чашу с лжицей, он обращается к народу со словами: Со страхом Божиим, верою и любовью приступите!

И преподает лжицей подходящим ко святой чаше Тело и Кровь Христовы со словами: Причащается Тела и Крови Христовых раб Божий (имя) во оставление грехов и в жизнь вечную.

Причащающийся отвечает: «Аминь» или «Истинно так».

После того, как все причастились, священник вполголоса произносит: Аллилуиа, аллилуйа, аллилуиа.

Дети поют: Мы увидели Свет истинный, восприняли Духа небесного, обрели веру истинную. Нераздельной Троице поклоняемся, ибо Она спасла нас.

Священник в это время ссыпает частицы просфор с дискоса в чашу, покрывает ее, кадит, осеняет крестообразно ею антиминс и со словами вполголоса: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь, осеняет детей святой чашей. Затем священные сосуды переносит и полагает на жертвенник.

В это время дети поют: Да исполнятся уста наши хваления Твоего, Господи, чтобы нам воспевать славу Твою, ибо Ты сподобил нас причаститься Святых Твоих, Божественных, бессмертных и Животворящих Тайн. Соблюди нас во Твоей Святыне весь день поучаться правде Твоей. Аллилуя, аллилуя, аллилуя.

Дети произносят речитативом:

Благодарим Тебя, Владыка Человеколюбивый, Благодетель душ наших, и в настоящий день удостоивший нас небесных Твоих и бессмертных Тайн. Направь путь наш, утверди нас всех в страхе Твоем, сохрани жизнь нашу, утверди стопы наши молитвами и молениями Святой, Славной Владычицы нашей Богородицы и Вечнодевы Марии и всех святых Твоих, от века Тебе благоугодивших.

Дети поют: Буди имя Господне благословенно от ныне и до века.

Священник: Отпуст, напутствие, преподнесение для целования креста и потребление Святых Даров. За сим конец и Богу слава.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова