А.Амман
ПУТЬ ОТЦОВ
К оглавлению
ВТОРОЙ ВЕК
Конец первого века христианства имел для истории Церкви особое значение:
Церковь стала достоянием нового поколения. Один за другим уходят свидетели, знавшие
Христа, видевшие Его чудеса, слышавшие Его Слово. Ап. Петр и ап. Павел мученически
погибли в Риме в 66-67 гг. Ап. Иоанн, последний свидетель - стал почти легендой,
с благоговением внимают ему священники Малой Азии. Один из них - Поликарп, к которому
писал Игнатий.
Около 100 года начинается новый период, тревожный и вместе с тем
определяющий. Умерли апостолы. Церкви сохраняют о них память и ссылаются на их
авторитет. Дело Основателя отныне продолжают те, кто не видел Его лично, кто знал
Его только по устным рассказам, передававшимся из поколения в поколение, и по
евангелиям, где запечатлелось самое существенное из его учения. Иустин называл
евангелия «воспоминаниями апостолов».
Пришла пора деятельного строительства церковной общины, литургической
жизни и развития христианской мысли. Христианство, выбирая между Иерусалимом и
Римом, вступает в обе столицы, прежнюю и нынешнюю, захватывает иудейскую, а затем
и греко-римскую мысль. Соперничают не только Церкви, но и учения; вопрос стоит
жестко: останется ли христианская мысль в границах семитской культуры или отольется
в готовые и четкие формы греческой мысли? Писатели второго века дают нам возможность
следить за этим спором и присутствовать при торжестве Запада.
Ведь христианство могло остаться еврейской сектой, сотрясающей Палестину,
крошечную страну размером с нынешнее герцогство Люксембургское, страну, которую
империя аннексировала даже без особой выгоды для себя. Но Евангелие быстро преодолевает
границы Иудеи, достигает разбросанных по всей империи еврейских, а затем и нееврейских
общин. Игнатий, епископ Антиохийский, из семьи язычников, знаменует собой целую
эпоху в распространении христианства.
Евангелие приходит к народам. Церковь миссионерская - Игнатий, Иустин,
Ириней - мыслит о христианском благовестии уже в категориях эллинизма. Результаты
этой мутации скажутся со всей определенностью лишь в следующем веке. В 156 году
Иустин начинает диалог между Платоном и Евангелием.
Во второй половине века главной фигурой становится Ириней. Христиане
вышли из гетто, куда их хотели запереть язычники. По слову Тертуллиана, они заполнили
тогда форум, бани и рынки Рима и Карфагена. Защищаясь от этой угрозы, империя
начинает гонения, толпа обрушивает на христиан клевету и брань.
Гонения не только не замедлили становление христианских общин, но,
напротив, способствовали их росту. Возник новый тип христианина. Евангельское
зерно пало на почву греко-римской мысли. Не успеет кончиться век, как придут новые
люди из Африки и Египта. Деятельность Иринея остановила напор ереси, укрепила
веру и дала новый импульс богословской мысли.
|