А.Амман
ПУТЬ ОТЦОВ
К оглавлению
ПЯТЫЙ ВЕК
Обращаясь к христианским авторам пятого века, сразу замечаешь пропасть,
отделяющую их от золотого века патристики. Перемена бросается в глаза: великие
люди ушли, и смены им нет. Миновали и величественные времена расцвета богословия.
Внимание Церкви отныне все больше захвачено политическими событиями, положившими
конец владычеству Рима. Иероним и Августин были бессильными свидетелями разграбления
Рима Аларихом в 410 г. Волна германских нашествий захлестнула западную Церковь.
Варвары оставили за собой Рейн и устремились вглубь былой империи, захватывая
и покоряя все новые земли. В 486 г. последние области Галлии отошли франкам. Страница
истории была перевернута: наступили новые времена, новые проблемы.
Император пребывал в Равенне, но роль его была ничтожна. Империя
разваливалась, и на обломках ее возвысился епископат Римский. В Риме, словно царь,
правил папа Лев Первый. Восточной империи пока удавалось защищаться от внешних
врагов, избежав за счет Италии нашествия вестготов Алариха и остготов Теодориха.
Такая политика позволила ей просуществовать до 1453 г. Восточная церковь целиком
подпала под власть базилевса.
На протяжении V века обе части былой империи политически обособились
до враждебности. Нарушенное единство было уже невосстановимо, разве что на словах,
и то ненадолго. Обе половины Церкви пошли каждая своим путем, сообразно непохожим
своим судьбам. Столетием раньше Афанасий приобщал Трирскую церковь сокровищам
восточного благочестия, Иларий ездил на Восток, дабы напитаться греческим богословием,
и много в том преуспел. Увы, времена плодотворного общения миновали невозвратно.
В IV веке латинская культура еще питалась от древа культуры эллинской, римская
аристократия знала греческий язык. Крупный имперский чиновник, ставший епископом
Миланским, Амвросий распространял и внедрял богословскую мысль восточных Отцов,
осваивая ее в подлиннике. Августин уже знал греческий плохо, а Лев Великий не
знал его вовсе. Латинская ветвь окончательно отделилась от древа.
С помощью августинианства латинский Запад обрел богословскую самостоятельность.
Великие споры по основам вероучения отошли в прошлое. Халкидонский собор казался
далеким восточным происшествием, до которого Западу нет никакого дела. Здесь были
собственные проблемы, аскетические и миссионерские. Германское нашествие заставило
здешнюю Церковь обратить сугубое внимание на дело евангельской проповеди: предстояло
обращать завоевателей-варваров.
Богословская мысль на Западе и на Востоке производит довольно убогое
впечатление; ни один из сочинителей V века даже близко не подошел к уровню каппадокийцев.
Новые Отцы - они же и последние - скорее затверживали, нежели творили. Не явилось
ни одного самобытного богослова. Все черпали из накоплений золотого века. Кесарий
Арльский повторяет и приспосабливает Августина, а с Кириллом Александрийским мы
удаляемся из веков святоотеческих и вступаем в византийскую эпоху.
|