А.Амман
ПУТЬ ОТЦОВ
К оглавлению
КРАЕУГОЛЬНЫЕ КАМНИ ЦЕРКВИ
Нa протяжении первых четырех веков Отцы Церкви споспешествовали
победе христианства, были ее активными соучастниками. Религия, пришедшая из Иерусалима,
покорила столицу Римского государства. Чужаки овладели Империей, и Церковь их
сделалась государственной. В ходе этого постепенного преобразования язычество
было искоренено; оно же помогло сохранить наследие античной мысли.
Христианские сочинения служат вехами, свидетельствующими о степени
распространения религии. Апологеты, подобные Иустину и Иринею, отстаивали веру
от посягательств извне и изнутри. Александрийцы и африканцы заботились о первичном
богословском оформлении христианства. Восток поставлял философов, Запад - риторов
и правоведов. В IV веке христианская культура уже цвела пышным цветом. Народились
всевозможные литературные жанры; лишь поэзия представлена слабо, лирический пафос
проявлялся помимо стихотворной формы; исключением можно считать разве Григория
Богослова, но и он скорее лирик, чем поэт, стихотворные его сочинения более или
менее случайны.
В 330 г. не было прямой надобности воздвигать Константинополь ради
единения восточной и западной Церкви. Церковь едина, связи налажены. Киприан переписывался
как с азиатскими, так и с испанскими епископами. Влияние Августина распространилось
на всю Церковь. Веком позже в этом единстве была уже психологическая червоточина.
В Риме, например, получили письмо Нестория и месяц не могли сыскать переводчика.
Золотой век великих вероучителей отдалялся, связи слабели. В проигрыше была и
та и другая сторона.
Всякий, кто основательно вчитывается в сочинения Отцов, поражается
их идейной насыщенности и человеческой содержательности, а также их разнообразию.
Никакой условности, никакого благолепия. В писаниях своих они остаются самими
собой, видны нам во плоти и крови. У всех одна вера, но восприятие ее у каждого
собственное, личностное. В этом оркестре избранных душ каждый владеет своим инструментом,
и с каким мастерством, чувством, индивидуальностью!
Отцы Церкви были прежде всего пастырями. Главное их орудие - речь,
проповедь. Это особенно проявилось в творчестве двух изумительных гениев, Оригена
и Августина. Пастырскую деятельность ставят превыше всего и на Востоке и на Западе,
но понимают ее, пожалуй, не одинаково. Восточные Отцы проникновенны, вдумчивы,
патетичны; на Западе преобладает уклон правоведческий, практический, нравственный;
особо ценится лаконизм изложения. Греческие богословы делают упор на величие человека,
африканские помнят о том, что человек - существо падшее. Одни готовы приравнять
человека к Богу, другие развивают учение о воздаянии.
И все же чересчур обобщать не следует. Иоанн Златоуст, грек из греков,
- по рождению сириец и, как подобает сирийцу, велеречив и наделен богатым воображением.
Каппадокийцы весьма отличны от александрийцев, но именно им ближе всего оказался
Ориген, которому они следовали с восторгом и вместе с тем вдумчивостью. Кирилл
по влечению души отказался от славы на родине. Учение Августина о предопределении
и благодати обрело самых суровых критиков именно в Галлии.
Единство Римской империи облегчало культурные связи, но оно же способствовало
распространению арианской ереси. Запад, до поры непричастный богословским распрям,
в один прекрасный день весь оказался заражен арианством. Церковь восстала на ересь.
Две великие жертвы имперских репрессий - Афанасий и Иларий: муж с Востока стал
ревнителем на Западе, а западный священнослужитель причастился сокровищнице греческой
мысли. В 364 г. Империя была разделена между Константинополем и Римом. Это разделение
защитило Запад от христологических споров и отяготило Церковь. На Востоке никого
не волновало пелагианство, даром что Пелагий пребывал в Палестине. Обе части былой
Империи предались своим заботам. Единство формально существовало, но расселина
ширилась, развитие пошло разными путями.
В христианской Византийской империи интеллектуальные усилия поощрялись.
Однако Отцы Церкви отошли в прошлое, началась новая эпоха, провозвестником которой
был Кирилл Александрийский. Византизм надвинулся на святоотеческое наследие. Народы
Востока надолго оказались вовлеченными в богословские споры. Соборы знаменуют
перемирия; затем раздоры усугубляются. В VI в. произошло сокрушительное столкновение
с монофизитством (Север Антиохийский (ум. в 518 г.), Леонтий Византийский). Споры
решались силой, вопреки всякой индивидуальной аргументации.
Явились два богослова: таинственный Псевдо-Дионисий освоил наследие
греческих отцов и стал его проводником на Западе; он напитал средневековое богословие.
Веком позже Максим Исповедник (ум. в 662 г.), более всего богослов, однако и пастырь,
питомец аристотелевой и платоновской философии, сведенных им воедино под знаком
церковных догматов и духовности, еще более отдалил христианство от святоотеческих
времен.
Монашество обогащало восточную мысль. Полуграмотные штурмовые отряды
Кирилла сменились «учеными» монахами из Сирии и Палестины. Эта среда и породила
вышеупомянутого Максима. В том же веке Иоанн Мосх (ум. в 619 г.) сочинил знаменитый
«Луг духовный», благоухающий свежестью и схожий с «Цветочками» св. Франциска.
Запад, породив Августина, словно бы истощился. Епископ Гиппонский
с еще большей определенностью, нежели Амвросий, свидетельствует о перевороте,
вызванном в V веке предощущением всеобщего краха. Кажется, один лишь епископ Миланский,
целиком поглощенный борьбой с императором, не сознавал опасности, уже нависшей
над всем государством. Запад отошел к варварам. Варварам предалась и Церковь,
после скорбного колебания. Язычники, напротив, вплоть до V века яростно сопротивлялись,
однако им суждено было исчезнуть вместе с Империей, их время миновало. Впрочем,
отголоски языческих нравов дают о себе знать и по сей день.
Достойны внимания два епископа, которых историки то и дело упускают
из виду: Максим Туринский (ум. в 423 г.) и Петр Хризолог (ум. в 440 - 450 гг.).
История сохранила мало сведений об их жизни, но их сочинения говорят сами за себя.
Оба они психологи, столь тонко и уверенно проницающие душевные движения, что поневоле
припоминается Ньюмен. Оба сокрушали предрассудки и языческие нравы, опасные, по
их мнению, не менее, нежели орды гуннов. Эти миссионеры, неотделимые от народа
своего, чувствовали подспудное стремление всякого человека ко всеобщему братству,
размышляли о спасении в космическом плане, неусыпно проповедуя Евангелие.
Вслед за Востоком Запад также пережил подъем монашеского движения,
поначалу довольно анархического. Монастырь Брага в Испании был основан Мартином
(ум. в 580 г.), переводчиком апофегм отцов-пустынников. Устав св. Бенедикта подтолкнул
развитие монастырей и создал предпосылки для духовного подъема. Григорий Великий
(ум. в 604 г.) озарил римский престол сиянием святоотеческих традиций: он, надо
думать, был порожден этим движением.
В Галлии монастыри появились еще в IV веке. Достаточно назвать св.
Мартина. Иоанн Кассиан приобщил лиринцев к восточному монашескому благочестию.
Монах-священнослужитель Викентий Лиринский (ум. около 450 г.) был серьезным богословом.
Прежде всего он сформулировал принцип органического развития вероучения, подхваченный
Ньюменом в его «Догматическом развитии». Другой лиринский монах, Кесарий, епископ
Арльский (ум. в 543 г.) был «одним из наставников галльской Церкви, основателем
ее дисциплины и блюстителем ее культуры на протяжении двух сумеречных веков» (П.
Леже). Он использовал проповеди Отцов, в особенности Августина, для евангелизации
Галлии, нес Благую весть окружавшим его варварам. Церковь не стала сокрушаться
о прошлом и обрела новые просторы для деятельности. Наставники Средних веков продолжили
труды Отцов.
Сознавал ли Запад, насколько он оскудел, утратив греческое достояние?
С той и с другой стороны к делу примешивались страсти, политические соображения,
с той и с другой стороны не обошлось без полемических крайностей; все это отчасти
заслоняло существо раскола и неосознанно усиливало его. Дискуссия началась как
богословская, а раскол все углублялся, затрагивая душу и сердце...
Если верно, что мы исчерпали эру Константинову, то верно и то, что
Церковь останется невзрачной и убогой, пока не овладеет всем своим достоянием,
восточным и западным, пока не сольет свою историю - нет, душу свою - воедино.
Единение христианское требует сочетания всякого со всяким: это - единение всеобщее.
|