ПО ПОВОДУ "ДНЕВНИКОВ"
Б. ПОПЛАВСКОГО
Опубликовано. Воспроизводится по изданию 1993
г.Человек. - 1993. - №3. - С. 172-175. Страницы в прямых скобках,
выделены линейками.
Трагически погибший несколько лет тому назад Б.Поплавский, человек
очень одаренный, оставил после себя дневники, выборки из которых
сейчас изданы. Эта книга очень значительная и над ней стоит задуматься.
Печальная, мучительная книга. Документ современной души, русской
молодой души в эмиграции. Я не сомневаюсь в надрывной искренности
Б. Поплавского. Но «дневник» поражает отсутствием простоты и прямоты.
Нет ни одного прямого, не изломанного движения. Все время играется
роль. Поплавский — эпигон русских течений начала XX века, человек
двоящихся мыслей, как и люди того времени, но поставленный в исключительно
трагическое положение, выброшенный в страшный и чуждый мир. Он неверно
определяет свое отличие от старого «декадентства». «Мы, радостные,
умираем, радуясь, благословляя, улыбаясь» — слова эти противоречат
всему дневнику. Б. Поплавский прибавляет: «...в гибели видя высшую
удачу, высшее спасение». Это главный мотив дневника. Соблазн гибели.
Притяжение и соблазн смерти. Сгореть и исчезнуть. «Наш лозунг— погибание».
Но это и есть упадочничество. Притяжение музыки и защита от музыки.
Музыка — одна из основных тем дневника. «Только //173//
все умирающее поет в духе». «Притяжение музыки есть притяжение
смерти». «Не жажду ли я отдыха небытия?» Ничто не радует. «Сон и
бессознательность — единственное утешение. Отчаяние и безысходность».
Мука мира глубока. Мир соткан из беспричинной тоски греха. Все вокруг
— пышное ничто. Б. Поплавский собрал свою жизнь в «вязанку змей».
Он, как и герой его романа, «вынырнул из романа Достоевского». Его
преследует «холодный призрак господина Никто». Дневник полон мест,
свидетельствующих о глубоком несчастье и страдании автора, о погибшей
жизни, о наступлении желанной гибели. Очень сложна проблема искренности,
как и проблема гибели. Есть очень сложная диалектика искренности
и лжи, в которой все легко переходит в свое противоположное. Есть
искренняя лживость и лживая искренность. Это определяется очень
сложными отношениями сознательного и бессознательного в человеке
и иллюзиями сознания, которым подвержен человек, не «хитростью разума»,
о котором говорит Гегель, а хитростью бессознательного. У А. Жида
проблема искренности — центральная в его творчестве. Из любви к
искренности он часто говорит о себе в «Si le grain ne meurt» [«Если
зерно не умрет» (фр.) ] гадкие и уродливые вещи, часто совсем
ненужные. Но нужно критически относиться к его несомненной искренности.
Человек может позировать необработанной материей, сырьем своей душевной
жизни и может позировать формой, которую он этой материи придал.
Поэтому подозрительна литературная форма «исповеди», «дневника»,
«автобиографии». «Дневник» Поплавского — искренняя книга, несмотря
на отсутствие простоты и прямоты, несмотря на то, что многое он
говорит «нарочно», чтобы поразить, несмотря на выдуманность многого
и взвинченность. Искренность современной
души совсем особенная, она осуществляется в процессах дезинтеграции
личности. Есть две искренности. Одна выражает целостность личности.
Не случайно по-французски integre значит «честный». Искренность,
выражающая целостность личности, есть правдивость. Но есть другая
искренность, искренность, выражающая раздвоение и раздробление личности.
Эта искренность, часто свойственная современной душе, может производить
впечатление лживости, но это искренняя, правдивая лживость. Двоящиеся
мысли могут казаться неискренними и неправдивыми. Но в них может
быть своя, другая искренность и правдивость. «Дневник» Б. Поплавского
принадлежит ко второму типу.
У Б. Поплавского есть ressentiment, обида на жизнь, которую он
хочет прикрыть, но которая прорывается. Когда он называет себя «парижским
Дионисом в рваных штанах», когда он говорит, что в старом, рваном
пиджаке нужно принимать вечность, когда выражает сомнение в своем
писании, то чувствуется обида на неудачу жизни. «Я по-прежнему киплю
под страшным давлением без темы, без аудитории, без жены, без страны,
без друзей. И снова жизнь моя собирается куда-то в дорогу». Он хочет
себя уверить, что у него сознательная, желанная тяжесть жизни и
утешает себя этим. Вместе с тем он чувствует, что оставлен в стороне.
«Кто же я подлинный?» — восклицает он. Это есть вопрос о том, где
же неизменное ядро личности за постоянными изменениями. Самый важный
вопрос для каждого человека. Он чувствует в себе борьбу жалости
и строгости, любви к жизни и любви к смерти. Герой его романа Олег,
т. е. в сущности сам Поплавский, спрашивает: «Выдержал бы ты иную
судьбу, основанную на знаменитости, счастье, деньгах, власти?» Может
быть, удача хуже и тяжелее неудачи. Поплавский причисляет себя к
заживо замуравленным. Он переживает двойную трагедию, трагедию внутреннюю,
не зависимую от времени, и трагедию внешнего положения, связанную
с временем, с несчастной жизнью в эмиграции, в отрыве от питательной
почвы, в нужде и пр. Он не всегда решался сознаться в истинном положении.
И он компенсирует себя ложным возвеличением своей униженности, покинутости,
своего несчастья и неудачи.
Тема «Дневника» Б. Поплавского религиозная. В нем было подлинное
религиозное беспокойство и искание, была драма с Богом. Но он не
столько имел религиозный опыт, сколько делал религиозные опыты,
производил эксперименты. Хотя он иногда говорит о своей силе, о
силе против природы, о своей аскезе, но главная его беда в безволии.
Его опыты //174//
аскезы безвольны. Он прикрывает для самого себя свое безволие максимализмом.
Максимализм может быть уклонением от акта, от выбора и ответственности.
Б. Поплавский находится во власти вне его находящихся сил, во власти
рока. Вся его жизнь стоит под знаком рока, а не свободы. Он любит
говорить о своих экспериментах аскезы, которые сопоставимы с развитием
мускулов при помощи гирь... Но, в сущности, он соблазнен пассивностью,
и путь его есть путь пассивности. «Твоя воля направлена на
то, чтобы достигнуть абсолютной пассивности». «Оч Dieu, ou rien».
Б. Поплавский соблазнен традиционными формами аскетики и мистики,
которые играли огромную роль в христианстве, но ближе к неоплатонизму,
стоицизму и буддизму и имеют неевангельские источники. Современная
душа, мало похожая на душу древних аскетов и мистиков, с трудом
могла все это переварить. Б. Поплавский, который был настоящий страдалец,
в значительной степени есть жертва стремления к святости, к ложно
понятой максималистской святости. Святость для него была прежде
всего необыкновенностью, она должна была увести его от реальности,
с которой он никак не мог привести себя в соответствие. И Б. Поплавский
надрывается в этом стремлении к испытанию святости. И потому он
часто говорит о скуке святости, он испытывает постоянное разочарование.
Он хотел бы достигнуть экстаза. Не достигая экстаза, он бежит от
Бога и потом возвращается к Богу. Он думает о монастыре и отшельничестве
и знает, что никогда не пойдет этим путем. Он говорит о безблагодатной
жизни верующего, о скуке дней святости. Он вне обыденной жизни,
вне земли с ее тяжкими обязанностями и в сущности вне духа, он остается
как бы в промежуточной астральной сфере. Попадая на небеса, он хочет
«домой с небес» (название романа), в привычный круг друзей. Это
у него описано с большим талантом. У него была непреодолимая трудность
приспособления к реальности. Я употребляю сейчас слово «приспособление»
не в дурном смысле. Б. Поплавскому делает честь, что он не был способен
к подобному приспособлению. Я имею в виду активную реакцию на реальность,
без которой невозможна борьба, невозможен по-настоящему акт. Тот,
кто лишен зоркости в отношении к реальности или смешивает ее с астральными
снами, тот не способен к акту.
Б. Поплавского преследует чувство безблагодатности и греха. И его
мучит, что духовные усилия, которые он делает, не помогают. Он пытается
молиться и в молитве найти спасение. Эти усилия моления трогательны.
Думают, что он спит, а он молится. Некоторые, прочитавшие «Дневник»,
передали мне свое впечатление, что это выдумка, что никакого молитвенного
опыта не было. Я хочу верить, что был такой опыт. Впечатление полной
искренности производят слова о «молитве впустую». Поплавский чувствует
между собой и Богом тьму. «Буду молиться,— восклицает он, — может
быть, пройдет злая дрожь отчаяния». И вот впечатление от молитвы:
«темные, долгие, упорные молитвы без толку, однообразная жвачка,
упрек Богу, обида на Него». Вероятно, эти бесконечно печальные слова
могли бы произнести многие люди нашей покинутой Богом эпохи. У Б.
Поплавского своеобразное чувство Бога и Иисуса Христа.
Он ищет Иисуса униженного, слабого, обливающегося слезами. Ему близко
лишь унижение Христа. Его кенотический образ. И совершенно чужд
царственный образ Христа. «Я жажду Бога, лишь когда я очень несчастен
и потому так ценю несчастье». Он заносит в дневник:
«Бог кажется мне неудачником, мучимым своей любовью». Это очень
напоминает Л. Блуа, который определил Бога
как «одинокого и непонятого страдальца». Напоминает и Марселя Жуандо,
самого мистического и метафизического писателя современной Франции,
для которого Бог сам мучится в аду, так как не может вынести адских
мучений человека, своего любимого. Этот мотив я считаю очень глубоким.
Думаю даже, что это единственная возможная теодицея. В другом месте
Поплавский говорит: «Как поучительно иногда упасть ... А то получается:
какая легкая и неинтересная вещь святость». Это напоминает Лютера,
который так напугал католических теологов словами: «Греши, греши,
чтобы низошла на тебя благодать». Но нельзя все-таки нарочно падать,
чтобы святость была более интересной. Поплавский не сомневается
в существовании Бога, но сомнева-//175//
ется в моральном характере Его любви. Он говорит, что Бог боится
и любит его героя Олега. Бог есть счастье
святых и гениальность адских мук грешника. Его мучит, что за уничтожением
пороков так мало у нас останется в жизни. У него есть сила для зла
и слабость для добра. Ошибка Поплавского была в том, что он, по-видимому,
признавая своей особенностью то, что свойственно очень многим людям,
у которых есть борьба духа, которые идут духовным путем. Он увлекается
также оккультизмом, читает ок-культические книги. Он борется за
жизнь среди астральных снов, говорит о великом собрании астральных
друзей. Он пытаемся медитировать и говорит, что раздавлен грубым
и простым мужеством медитации. Его аскеза есть надрыв, она ему не
помогает. Он тщетно хочет быть суровым и холодным. Он сознает, что
грех аскезы изолирует от других жизней. Любовь к скандалу, которая
была не только у его героя, но и у него самого, есть надежда пережить
экстаз, освобождение от всего и всех. Менее всего он умел работать.
Он хотел жизни по благодати, жизни экстатической. И он чувствует
безблагодатную, почти демоническую безрелигиооность. Он одинок и
вместе с тем он в тесноте группы друзей, почитающей себя элитой.
Он остро пережил все несчастья эмиграции, выброшенности и покинутости...
Он очень русский и в нем есть что-то интернациональное. Вечная тема
опрокинута у него в мучительность сегодняшнего дня. Умственные интересы
Поплавского были, по-видимому, очень разнообразны, он не только
поэт и романист, он интересуется философией, богословием, мистикой,
оккультизмом. Я не берусь судить о нем как о художнике. Стихи его
мучительны и унылы. Но это не моя тема. Меня сейчас интересует Поплавский
как духовное явление, как крик души погибающей и спасающейся.
Главный дефект мироощущения и миросозерцания Б. Поплавского я вижу
в его имперсонализме. Очень характерны в этом отношении слова из
отрывка его романа: «Нет души, нет личности, нет я, нет моего, а
только от неба до земли огненный водопад бывания, становления, исчезновения».
С этим связана крайняя изменчивость, которая находится на грани
измены самому себе. Происходит дезинтеграция личности в «огненный
водопад мирового бывания». У Б. Поплавского есть некоторое сходство
с Андреем Белым, от которого всегда можно
было ждать измен, у которого была яркая индивидуальность с проблесками
гениальности, но не было личности. Кризис современно.'! души есть
прежде всего кризис личности. Он давно начался. Наша эпоха более
всего нуждается в борьбе за личность. К «Дневнику» Поплавского приложена
философская статья «О субстанциональности личности». Статья эта
имеет большие формальные недостатки, в ней нет конструкции, это
ненаписанная статья. Но она свидетельствует о философской одаренности
Поплавского, в ней есть тонкие мысли. Он прекрасно понимает, что
в германском идеализме нет личности, а есть лишь Абсолютное, личность
есть лишь функция Абсолютного, целое поглощает части. С этим связано
и отношение Поплавского к музыке, которой он больше всего интересуется
в этой статье. Музыка есть вообще центральная тема Поплавского. Музыка
для него — о целом, о Пане, личность исчезает в стихии музыки. Это
очень спорно. В отношении Поплавского к музыке отразилась его утеря
личности. То же в отношении его к мистике. «Нет ни неба, ни земли,
а есгь великая нищета, полная тишина абсолютной ночи». Поплавский
сравнивает это состояние с nuit mystique у Св. Иоанна Креста, одного
из величайших христианских мистиков. Это неверно. Мистическая ночь
у Св. Иоанна была путем самоосвобождения духа, освобождения от власти
чувственного мира разума, но в ней нет смешения всего со всем, нет
смешения верхней бездны с нижней бездной. Б. Поплавский не выходит
из астрального плана, и план духовный у него всегда смешивается
с астральным.
Великое его несчастье я вижу в том, что он искал не столько истины,
в которой есть отчетливое различение, сколько необыкновенного, в
котором остается смешение и, значит, безличность. Но книга его очень
замечательна и очень поучительна. Это книга не о духовной жизни,
а о психологии духовной жизни.
|