ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ
К оглавлению книги
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ГЛАВА V. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗЛА И СМЫСЛ ИСТОРИИ
ВВЕДЕНИЕ
Болезненный
кризис современного человечества связан с трудностью выхода из психологической
эпохи, эпохи субъективизма, замкнутого индивидуализма, эпохи настроений и переживаний,
не связанных ни с каким объективным и абсолютным центром. Гнет позитивизма и теории
социальной среды, давящий кошмар необходимости, бессмысленное подчинение личности
целям рода, насилие и надругательство над вечными упованиями индивидуальности
во имя фикции блага грядущих поколений, суетная жажда устроения общей жизни перед
лицом смерти и тления каждого человека, всего человечества и всего мира, вера
в возможность окончательного социального устроения человечества и в верховное
могущество науки – все это было ложным, давящим живое человеческое лицо объективизмом,
рабством у природного порядка, ложным универсализмом. Человеческий род механически
подчинил себе человека, поработил его своим целям, заставил служить его своему
благу, навязал ему свое общее и как бы объективное сознание. И не мог осмыслить
человек этой власти над ним естественного, обожествленного человечества, человеческого
общества, человеческого рода, вечно умирающего и вечно рождающего, беспощадно
разбивающего все надежды личности на вечную и совершенную жизнь. Земной
дух человечества, пошедшего по пути змия, загипнотизировал человека заманчивой
идеей прогресса и грядущего в конце прогресса земного рая, и так обольщен
был человек, что не заметил безумия своего служения прогрессу и своего подчинения
счастливцам грядущего рая. Прогресс цветет на кладбище, и вся культура совершенствующегося
человечества отравлена трупным ядом. Все цветы жизни – кладбищенские цветы. В
природном порядке, в жизни человеческого рода все подчинено закону тления; каждое
поколение съедается поколением последующим, унавоживает своими трупами
почву для цветения молодой жизни; каждое человеческое лицо превращается в средство
для новых человеческих лиц, которых ждет та же участь; каждое лицо рождает будущее
и умирает в акте рождения, распадается в плохой бесконечности. Вся человеческая
энергия направлена вовне, на создание несовершенной, дурной множественности, на
поддержание прогресса, закрепляющего закон тления, а не внутрь, не в глубь вечности,
не на победу над смертью и завоевание всеобщей, полной и вечной жизни. И живет
человеческий род, весь отравленный этим трупным ядом своих предшественников, всех
предыдущих поколений, всех человеческих лиц, так же жаждавших полноты жизни и
совершенства; живет человек безумной мечтой победить смерть рождением, а не вечной
жизнью, победить ужас прошлого и настоящего счастьем будущего, для которого не
сохранится ни один живой элемент прошлого. Ни один из боровшихся и страдавших
не войдет в рай будущего, и нет с этим будущим живой, реальной связи ни у одного
человека. Связь человека с будущим человечеством в порядке смертной природы –
фиктивна, иллюзорна; связь эта есть результат гипноза, безумного самообмана. Будущее
не реальнее прошлого: то, что будет через тысячу лет, и то, что было тысячу лет
тому назад, или одинаково призрачно, или одинаково реально. Безумно думать, что
бытие грядет во времени, но что его еще не было и нет. Реальность бытия не зависит
от времени, как хотят уверить поклоняющиеся будущему[1].
Позитивизм упразднил бытие, вытравил ощущение реальностей и окончательно
отдал несчастного человека во власть призрачных феноменальностей. Человек перестал
даже сознавать, существует ли он реально, есть ли он нечто в мире, некоторое бытие
в себе, потерял самоощущение личности. Напряженно хватаясь за утверждение жизни
в природе, угрожающей со всех сторон уничтожением, человек теряет сознание и ощущение
смысла жизни, он ищет просто жизни и умирает. Ложная философия и ложная
религия, выданная за положительную науку, утверждают в человеке сознание ничтожества
его происхождения и божественности его будущего, не его, конечно, не данного конкретного
лица, а человека вообще. Согласно современному сознанию человек не имеет глубоких
корней в бытии; он не божественного происхождения, он – дитя праха; но именно
потому должен сделаться богом, его ждет земное могущество, царство в мире. Духовное
плебейство человеческого происхождения сделали гарантией аристократического будущего
человека: человек – ничто и потому будет всем, человек – червь и потому будет
царем, человек не божествен по своим истокам и потому именно будет божественным.
Странность этой логики не бросается в глаза современному сознанию, гордящемуся
своей рациональностью. Странность эта определяется желанием построить жизнь независимо
от того, есть ли бытие и что есть бытие, безотносительно к существу
человека, к его происхождению и предназначению, его месту в мироздании и смыслу
его жизни. Ложный объективизм оправдывается и обосновывается натуралистическим
миросозерцанием, якобы научным. Но как обосновывается верховенство науки?
Обоснование это не может быть делом самой науки: оно вне ее и до нее; обоснование
это есть особая форма веры. А что если наука изучает лишь болезненное состояние
мира, если в ее ведении лишь природный порядок, который есть результат греха и
мирового недуга, если наука только патология? Наука говорит правду о «природе»,
верно открывает «закономерность» в ней, но она ничего не знает и не может знать
о происхождении самого порядка природы, о сущности бытия и той трагедии, которая
происходит в глубинах бытия, это уже в ведении не патологии, а физиологии – учения
о здоровой сущности мира, в ведении метафизики, мистики и религии. Царство науки
и научности есть ограниченная сфера «патологического» знания; ее законам подведомственна
не безграничность бытия, а лишь состояние этого бытия в данной плоскости. Можно
изучить точно данную комнату, установить закономерность для действующих в ней
сил, но правомерно ли отсюда заключить о том, что происходит во всем остальном
мире и что произойдет, когда силы всего мира проникнут в эту комнату. Так
и наука: ее сфера есть помещение больницы, мира, заболевшего от греха и подпавшего
закону тления, подчинившегося закону необходимости.
Культурный человек конца XIX века возжелал освобождения от натуральной
необходимости, от власти социальной среды, от ложного объективизма. Индивидуум
вновь обратился к себе, к своему субъективному миру, вошел внутрь; обнажился мир
внутреннего человека, придавленный ложным объективизмом природы и общества. В
самом утонченном и культурном слое началась эпоха психологическая, субъективная;
все объективное сделалось пресным, все закономерное – невыносимым. Абсолютный
центр и смысл бытия был потерян еще раньше; этого центра и смысла не было в ложном
объективизме, капитулировавшем перед необходимостью, преклонившимся пред законом
природы вместо закона Божьего, подменившим бытие призрачной феноменальностью.
Но неоромантики, декаденты, символисты, мистики восстали против всякого закона,
против всякого объективизма, против всякого обращения к универсальному целому;
они интересуются исключительно субъективным и индивидуальным; оторванность от
вселенского организма, произвольность и иллюзорность возводят в закон новой, лучшей
жизни. Все более и более теряется различие между «я» и «не-я», между реальностью
и иллюзорностью, между бытием и призраком. Религия эстетизма учит утешаться призрачной
жизнью, сладостью потери ощущения реальностей, переносит центр тяжести жизни избранных
людей не в реальную, а в иллюзорную красоту. Истончившийся и разложившийся натурализм
в искусстве незаметно переходит в декадентство, а затем в символизм, который есть
уже переход к иному миру.
Солипсизм и субъективный идеализм – философия, в такой же мере соответствующая
психологической эпохе, в какой эпохе ложного объективизма соответствовала философия
натурализма и материализма. «Критицизм» совершил пресловутый коперниковский переворот,
возвеличил субъект и упразднил бытие. Он освободил субъект от ложного объективизма
эмпирической действительности и одиноким оставил его перед пустой бездной, которую
каждому предоставил произвольно наполнить необязательным содержанием. Объективизм
морали и объективизм науки, под которые старый Кант подвел критический фундамент,
нисколько не спасают от трагедии пустой свободы, от ужаса субъективного произвола
в самом дорогом и святом. Можно потерять интерес к морали и науке; все эти блага
могут оказаться уже не питательными, не утоляющими жажду духа, не спасающими от
демонов, вселившихся в проклятую материю. У более тонких натур критицизм неизбежно
переходит в солипсизм, субъективный идеализм переходит в иррациональную
мистику. Пустота, которая остается после освобождения от природного и социального
объективизма, после «критического» отвержения всякого бытия, должна быть чем-нибудь
заполнена; ее не может заполнить ни вера в категорический императив, ни вера в
непреложность математики. Человек отдается во власть настроений, причудливых переживаний,
свободных от всякой нормы; после смерти Бога сам творит себе богов, из себя пытается
воссоздать потерянное бытие. Но в эпоху ложного субъективизма так же мало находит
человек самого себя, так же мало утверждает свою личность, спасает свою индивидуальность,
как и в эпоху ложного объективизма. Личность распадается на миги, индивидуальность
теряется во всеобщей иллюзорности бытия, индивидуализм оказывается антииндивидуализмом,
так как отрицает объективную реальность индивидуума и объективную норму личности.
Выход из субъективной, психологической эпохи в подлинно объективную, реалистическую
эпоху ведет не только к вселенскости, но и к спасению личности, обретению индивидуальности.
Мы стоим перед объективизмом, который свяжет нас с подлинным бытием, бытием абсолютным,
а не природной и социальной средой; мы идем к тому реализму, который находит центр
индивидуума, связующую нить жизни и утверждает личность как некое вечное бытие,
а не мгновенные и распавшиеся переживания и настроения. Это вселенское религиозное
миропонимание и мироощущение, к которому современный мир идет разными путями и
с разных концов, прежде всего остро ставит вопрос о смысле мировой истории,
о религиозном соединении судьбы личности и судьбы вселенной. Понять смысл
истории мира значит понять провиденциальный план творения, оправдать Бога в существовании
того зла, с которого началась история, найти место в мироздании для каждого
страдающего и погибающего. История лишь в том случае имеет смысл, если будет конец
истории, если будет в конце воскресение, если встанут мертвецы с кладбища мировой
истории и постигнут всем существом своим, почему они истлели, почему страдали
в жизни и чего заслужили для вечности, если весь хронологический ряд истории вытянется
в одну линию и для всего найдется окончательное место. Вопрос о смысле истории
и есть вопрос о происхождении зла в мире, о предмирном грехопадении и об искуплении.
Все живущее во все времена в разных формах ощущало, что вне времени, в вечности,
предмирно было совершено какое-то страшное преступление, что все и все в этом
преступлении участвовали и за него ответственны. Жаждой искупления наполнена вся
история мира, и лишь как искупление может быть понят смысл истории. Но отвлеченная
философия не в силах осмыслить мировой истории, не в силах осветить источников
зла. Воплощение смысла дано лишь в религиозном откровении, и философия религиозного
откровения должна быть откровенной религиозной философией.
[1] Уже после напечатания моего этюда «О происхождении
зла и смысле истории» я познакомился с интересной книгой В.А.Кожевникова о Н.Ф.Федорове,
замечательном человеке и мыслителе. Я был поражен сходством некоторых моих религиозно-философских
мотивов с религиозно-философскими мотивами Федорова. Таков прежде всего мотив
отношения к предкам, к «отчеству», сознание необходимости работать для предков
и для восстановления их жизни не менее, чем для потомков. |