М.К.
Несостоявшийся союз (письмо Н.А.Бердяева
к П.Н.Савицкому, 1923)
Оп.: Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 2000 год. М., 2000.
C.308-311.
В насыщенной истории русских
«идейных» сборников
- реализованных и нереализованных – обнаруживается еще один проект первого ряда.
Такой оценки проект заслуживал бы только потому лишь, что инициатором его был
Бердяев, входящий в число отцов-основателей целой традиции из «Проблем идеализма»,
«Вех», «Из глубины». Но еще больший вес ему придает то редкое обстоятельство,
что в свой план Бердяев готов был включить уже определившегося в качестве вождя
«евразийства» Петра Савицкого. Все это стало возможным, разумеется, благодаря
весьма еще внешне неустойчивому положению Бердяева, Франка и других «новых эмигрантов»,
высланных из России в конце 1922 года, которое заставляло его искать союзников
всюду вне жестких пределов правого политического антикоммунистического идейного
активизма во главе со Струве – пусть даже и в рядах просоветского евразийства.
Впрочем, в 1923 году евразийское движение все оставалось в рамках «веховской»
идейной традиции
– и потенциальное сближение с ним Бердяева не отражало всей будущей бердяевской
левизны, а описывало status quo. Удивительно высокая степень
компромиссности Бердяева к евразийству – не столько даже к идейно определенному
направлению, сколько к бытовой и публицистической его самопрезентации (поверхностно-показному
православию и «культурному антисемитизму») - говорила о крайнем значении этого
проекта для идейного самоопределения Бердяева и его союзников. Теперь историк
сможет с полным основанием сказать, что, в поисках аудитории и опоры, не только
Карсавин, но и Бердяев в первый год изгнания вполне готов был к солидарности
с евразийством, отвергая в нем лишь «сектантство». И Франк, и возможно Булгаков
поддерживали его в этом. Проект не реализовался. О судьбе его глухо – и, зная
отвращение Струве от евразийцев, без деталей бердяевских переговоров – лишь
упомянул Франк в письме к Струве от 28 августа 1923 года: «я написал (уже давно,
еще зимой) (…) "Размышления о русской революции", в которой изложил все свои
ереси. Статья предназначалась для сборника, в котором должны были участвовать
некоторые высланные (Бердяев, Изгоев и др.) и который не состоялся».
Редкое по значению для
восстановления ландшафта русской мысли начала 1920-х годов письмо Бердяева к
Савицкому публикуется здесь по оригиналу из фонда П.Н.Савицкого: ГА РФ. Ф.5783.
Оп.
1. Д.403. Лл. 11-12.
Berlin. W. 50, Rankestrasse, 31-32, Gartenhaus, links, bei Dehne.
30 апреля <1923>.
Многоуважаемый
Петр Николаевич!
Очень жалею,
что я не успел переговорить с Вами, когда Вы были в Берлине. Дело в том, что
мы с С.Л.Франком замыслили принципиальный сборник о русской революции. Кроме
нас двух в нем должны еще участвовать - С.Н.Булгаков, Н.О.Лосский, А.Изгоев,
Н.Тимашев. Хотим мы еще Вас привлечь к участию в этом сборнике. По идейному
своему замыслу сборник этот будет иметь точки соприкосновения с евразийством
- духовное отношение к катастрофе русской революции, ощущение наступления новой
эпохи. Если Вы не стоите на евразийском сектантстве, то, думается, могли бы
принять участие в сборнике. Идейные же основы сборника можно так сформулировать.
1) Русская
революция не есть внешнее событие, произведенное кучкой разбойников, это есть
внутреннее событие в судьбе русского народа, имеющее свои глубокие духовные
причины.
2) Внешне механическим
путем нельзя преодолеть болезнь большевизма, она должна быть изнутри преодолена
русским народом, духовно прежде чем материально.
3) Внутри России
и русского народа происходят жизненные процессы, от которых и нужно прежде всего
ждать избавления.
4) Все должно
определиться состоянием религиозных верований русского народа.
Статьи могут,
конечно, иметь различные индивидуальные оттенки и Вы можете выразить свой оттенок,
но должна быть и некоторая идейная общность. Все участники сборника, в том числе
и евреи, - православные по своим верованиям. Я уже статью написал. Франк пишет.
Сообщите, согласны ли написать статью, на какую приблизительно тему и когда
могли бы прислать. Кроме того прошу Вас участвовать в "Софии", которую Вы, вероятно,
видели в Праге. О сотрудничестве в "Софии" прошу также Г.В.Флоровского.
Душевно расположенный
Ник. Бердяев.
Очерк и материалы этой
истории см.: М.Колеров. Индустрия идей. Русские общественно-политические и
религиозно-философские сборники 1887-1947. М., 2000.
М.А.Колеров. Братство
св. Софии: «веховцы» и евразийцы (1921-1925) // Вопросы философии. 1994. №10.
|