ПАМЯТИ МАТЕРИ МАРИИ
М.Мария
была одной из самых замечательных и одаренных русских женщин. Она характерна
для своей эпохи и отражала самые характерные ее течения. Она была новой душой.
Она была поэт, революционер и религиозный деятель.
Она принадлежала революционной эпохе,
была социалистом-революционером, но не принадлежала к старому типу революционной
интеллигенции. Но она не приняла революции в большевистской форме. Она прошла
через русский культурный ренессанс начала века, через русскую поэзию эпохи символистов,
была близка с А.Блоком, ей свойственно было беспокойство той эпохи.
Но в душе матери Марии отразились также
религиозные искания и течения эпохи. Она была вольнослушательницей петербургской
духовной академии. В эмиграции она была одной из немногих сочувствовавших русской
религиозной философии. Она активно участвовала в Русском Христианском Студенческом
Движении и отошла от него, когда в нем обнаружились очень правые течения.
М.Мария была натурой очень активной,
всегда увлеченной каким-либо делом, но никогда не удовлетворенной вполне. Потребность
в религиозной деятельности привела ее к монашеству. Социальные мотивы всегда
были сильны в ее религиозности. Она стремилась к созданию нового типа монашества.
Эмигрантская среда была для этого очень неблагоприятной. Она стремилась все
к новым формам деятельности.
Она производила впечатление оптимистки.
В ней был избыток жизни. Но когда вышел сборник ее стихов, то в них обнаружилось
скорее пессимистическое и горькое чувство жизни. Стихи ее очень замечательны
для характеристики ее души, также и драматические поэмы. Ее религиозность не
была спокойной, в ней было что-то трагическое, была борьба с Богом, порожденная
чеовеческими страданиями, сострадание и жалость. Ей не казалось легким разрешение
проблемы теодицеи.
Была еще одна черта у м.Марии, которая
играла огромную роль, и с которой связана ее гибель. У нее была страстная любовь
к России и русскому народу. Последний период ее жизни, период войны, был весь
окрашен в цвет страстного патриотизма, который принимал крайние формы. Исключительная
любовь к России к русской земле и русскому народу делали ее часто несправедливой
к Западу и западным течениям. Ее мироощущение можно назвать революционным славянофильством.
М.Мария во время оккупации была настоящей
резистанткой. Помощь евреям. У меня было впечатление, что она стремилась к жертве
и страданию, она хотела умереть за русский народ. Конец ее был героический.
В германском концентрационном лагере она нашла для себя религиозную деятельность,
которая вероятно ее больше удовлетворяла, чем деятельность в мире свободном.
Текст не опубликован, находится в домашнем архиве, в интернет
помещен Ксенией Кривошеиной на сайте памяти матери Марии: http://www.mmaria.f2s.com/101.htm.
|