Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Николай Бердяев

ПРЕДИСЛОВИЕ [к сборнику "На пороге новой эпохи]

Опубликовано. Воспроизводится по изданию 1996 г. (нумерация страниц в прямых скобках и выделена линиями).

Статьи, объединенные в настоящем сборнике, составляют единое целое. Все они посвящены одной теме: кризису современного мира и той роли, которую в нем играет Россия. Моя мысль проникнута убеждением, что заканчивается целая историческая эпоха, что мировая цивилизация готова погибнуть, мы находимся накануне возникновения нового мира, очертания которого остаются еще неопределенными. Буржуазная цивилизация, созданная веками современной истории, мучительно угасает. Века света затемняются. Идеи, которые совсем недавно казались прочными и способными существовать бесконечно долго, не имеют больше силы. Давняя вера в разум беспомощна перед иррациональными силами истории. Либеральные идеи, которые дороги еще многим и с которыми каждый снова связывает для себя представление о менее тягостной жизни, больше не в ходу. Доверие к незыблемым принципам формальной демократии чувствует себя подорванным, вот-вот исчезнет вера в прогресс, вдохновительница Х1Х века. [157]


Небывалый прогресс науки, который привел к головокружительным открытиям, рассматривался лишь только как счастливый рост могущества человека, а также как опасность утраты этого могущества. Имеют место опыты по разложению атома, изобретение атомической бомбы и возможность еще более смертоносных открытий. Разъединяются не только человеческие души, но и сам космос, куда человек проник более глубоко, чем когда бы то ни было. Вершина цивилизации появилась из варварства, но дикий человек появляется снова. Стремление к тоталитарному режиму, который в наше время приводит в такой ужас человека, в общем лишь отклонение от религиозных инстинктов, жажда тоталитарного положения пред лицом жизни. Однако форма, которую принимает тоталитаризм, ведет к полному уничтожению всякой свободы. Свобода все-таки имеет бесконечно большую ценность, чем формы, которые проходит либерализм или демократия. Эта ценность имеет духовные глубины и вне политики. Нельзя понять, что происходит в мире, если ограничиться только политической точкой зрения. Можно бороться против отрицательных частей вселенной, только если судить о них единственно с точки зрения моральных принципов и отвлеченной законности.

Статьи, собранные в этой книге, никоим образом не являются политическими. Они были написаны с точки зрения философии истории. Они имеют в виду исторические перспективы, которые открывают не завтрашний или послезавтрашний день, но целые века. Конец старого и начало нового мира допускает двоякий процесс развития, где смешива-[158]


ется добро и зло, свет и тьма. В своем новом воплощении мир, вероятно, должен пересечь период мрака, но даже в самой его глубине нам нужно защищать дух и духовные ценности. Ограниченное сопротивление, которое поднялось против будущего для защиты разлагающегося мира, - нелепость и зло. Бесплодно вести борьбу, опираясь на идеи, которые утратили всякую власть

Коммунизм - одна из значительных сил, которая оказалась посреди мучительной агонии умирающего мира и посреди не менее жестокой боли мира нарождающегося. Коммунизм двойствен по природе своей, но бесплодно и вредно сопротивляться ему, опираясь на старые и разлагающиеся идеи. Будет более справедливо даровать миру принципы возрождения. Прежде чем предавать анафеме, самим христианам надлежало бы осознать свою собственную греховность и обнаружить правду, находящуюся в коммунизме, который они представляют как силу враждебную. Это ни в коем случае не значит, что нужно приспосабливаться к этой угрожающей силе. Нужно, напротив, вести духовную борьбу против мрака, в глубине которого угасают лучи света и невозможно верить в зарождение лучшей жизни. Можно сказать, для примера, что международная ситуация в мире, чреватая катастрофами и близкая к концу, является прежде всего не вопросом политики или экономии, но нравственности и духовности. Умиротворение и объединение терзающихся народов придет не в такой атмосфере. Нужно признать, что представители советской России бывают правы в некоторых своих притязаниях и что в принципе они желают мира и союза наро-[159]


дов, но они никак не могут возвыситься над этой ужасающей нравственной и духовной атмосферой. Было бы правомерно надеяться, что после потрясений героической войны в России должны были проявиться большие изменения как внутренние, так и внешние, но до настоящего времени там ничего ке отмечено. Если рост патриотизма был благодеянием, то нужно рассматривать как зло опасность национализма. Марксизм, созданный сто лет назад и во многих аспектах устаревший, продолжает представлять взрывоопасную силу. У него есть своя доля правды. Он прав в своей критике капиталистического мира, но его философская точка зрения лжива и его нравственность неприемлема для христианского сознания. Христиане находятся не на столь высоком нравственном и духовном уровне для того, чтобы позволить себе отрицать и осуждать марксистов. Часто укрываются за духовными ценностями, чтобы защитить ложь. Социальное преобразование мира является неизбежным и лроисходит очень трудно и тревожит положение интеллигентского класса. Он имеет основание защищать свободу, создательницу духовной культуры, но часто доказывает интеллигентский эгоизм, не хочет согласиться на жертвы и становится безразличным к страданиям мира. Такая элита обречена на гибель.

Прежде чем понять и судить о том, что происходит, следует углубиться в исторические судьбы, а не судить о них с абстрактной точки зрения. В исторических судьбах действуют иррациональные принципы, которые сами по себе не являются злом, но могут, однако, порождать его. Невозможна борьба [160]


против этого зла лишь с помощью разумных принципов, так как они утратили всякую силу.

Можно бороться только с помощью веры, которая сверхрациональна.

Париж-Кламар, февраль 1947 г.

НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭПОХИ

Сборник «На пороге новой эпохи» [Аи seuil de la nouvelle epoque / Trad de D. Olivier. NeuchStel—Paris: Delachaux et Niestld. (Collection «Civilisation et christianisme»)] был напечатан по-французски в ноябре 1947 г. Впоследствии он был переведен на шведский (1948), английский (1949), японский (1957) языки *.

В сборник Н.А.Бердяев включил 12 статей, написанных в 1945—1946 гг., причем семь статей ранее уже были опубликованы в русской эмигрантской печати: в газете «Русские новости», журналах «Новая земля» и «Встреча», в сборниках «Третий час» и «Русский сборник». Пять статей на русском языке не публиковались.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 Предисловие к сборнику датировано февралем 1947 г. Его текст на русском язы'ке в РГАЛИ не обнаружен, поэтому публикуем обратный перевод с французского языка.

I. ДУХ И СИЛА

В РГАЛИ имеются первоначальные тезисы статьи (Ед. хр. 266. Л. 1), черновой и беловой автографы (Л. 2—13), машинописная копия статьи (Л. 14—31).

На русском языке статья опубликована не была.

Текст статьи публикуется по беловому автографу.

1 Эпифеномен — философский и психологический термин, обозначающий явление, сопутствующее в качестве побочного продук-

*   КлепининаТ. Ф. Bibliographie des oeuvres de Nicolas Berdiaev. Paris: YMCA-Press, 1978. P. 70, 73, 74.

 

363

та другие, фундаментальные явления, но не оказывающее на них никакого влияния.

2   См.: Мф. 20: 16.

3   Parvenu(франц.) — выскочка.

4   Аривисты — вероятно, речь идет об арийцах — народе индоевропейской языковой общности, к которому принадлежали германские племена.

5   Aposteriori(лат.) — из последующего, в философии — знание, получаемое из опыта.

6   Панлогизм — идеалистическое учение, полагающее мировой основой всего разум (логос) и видящее в мире осуществление разума.

7   Квиетизм — религиозное учение, возникшее в XVII в. в католицизме; его идеалом было пассивное подчинение воле Бога, требовавшее безразличия к собственному спасению; в переносном значении — созерцательность, бездейственность.

8   Макиавеллизм — политика, пренебрегающая нормами морали

9   Речь идет о таких книгах Г. Раушнинга, как «Революция нигилизма» (1938). «Беседы с Гитлером» (1939), «Немецкая консервативная революция» (1942).

10   Монизм — способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете единой основы (субстанции) всего существующего.

11   «BlutisteingambesondererSaft» (нем.) — Кровь — совершенно особенный сок.

12   Ressentiment(франц.) — злопамятство, злоба; одно из важнейших понятий психологии Ф. Ницше, в котором он видел главный источник морали.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова