Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Александр Галушкин

После Бердяева:

Вольная академия духовной культуры

в 1922-1923 гг.

Оп.: Исследования по истории русской мысли. Ежегодник-1997. СПб.: Алетейя, 1997. Нумерация страниц по этому изданию; номер страницы предшествует тексту на ней.


- 237 -

В 1940-х годах в книге «Самопознание» Николай Бердяев вспоминал о первых пореволюционных годах в России: «В стихии большевистской революции и в ее созданиях еще больше, чем в ее разрушениях, я очень скоро почувствовал опасность, которой подвергается духовная культура. (...) Русский культурный ренессанс начала XX века революция низвергла, прервала его традицию. Но все еще оставались люди, связанные с русской духовной культурой. У меня зародилась мысль о необходимости собрать оставшихся деятелей духовной культуры и создать центр, в котором продолжалась бы жизнь русской духовной культуры. (...) Я был инициатором образования Вольной академии духовной культуры, которая просуществовала три года (19 — 22 г.). (...) Значение Вольной академии духовной культуры было в том, что в эти тяжелые годы она была, кажется, единственным местом, в котором мысль протекала свободно и ставились проблемы, стоявшие на высоте качественной культуры.


- 238 -

Мы устраивали курсы лекций, семинары, публичные собрания с прениями». 1

История Вольной академии духовной культуры еще не написана (как, впрочем, и история родственной ей Вольной философской ассоциации в Петрограде). Найденные автором этих строк в фонде НКВД РСФСР 2 документы позволяют определить хотя бы крайние точки в истории ВАДК — даты ее рождения и «смерти». Бердяев лишь кратко (и не без иронии) упоминает о том, что Академия была зарегистрирована в Московском Совете.3

Теперь можно совершенно точно назвать дату официального «рождения» Академии — 26 сентября 1919 г., когда Устав ВАДК был зарегистрирован в Юридическом отделе Московского Совета. Составленный (по-видимому — не без участия Бердяева) Устав так определял цели объединения: «Общество под названием „Вольная академия духовной культуры" имеет целью изучение духовной культуры во всех ее проявлениях и формах в области научного, философского, этического, художественного и религиозного творчества и мысли». Для осуществления этой цели Устав ВАДК предусматривал организацию лекций и собраний, «библиотеки, читальни и других вспомогательных учреждений», издание книг, брошюр и периодических изданий. В деятельности ВАДК, как известно, принимали участие А. Белый, Вяч. Иванов, С. Франк, Б. Вышеславцев, Ф. Степун, выступавшие с лекциями и докладами.

1 Н. А. Бердяев. Самопознание: (Опыт философской автобиографии) / Сост., предисл., подгот. текста, коммент. и указ, имен А. В. Вадимова. М., 1991. С. 236 — 237.

2 ГА РФ. Ф. 393. Оп. 43а. Д. 1822.

3 Н. А. Бердяев. Самопознание. С. 237.


- 239 -

Осенью 1922 года большая часть членов Академии была арестована и депортирована из России. О судьбе ВАДК после своей высылки Бердяев в «Самопознании» лишь кратко упоминает: «Я был ее председателем и с моим отъездом она закрылась».4 Очевидно, организатор Академии не знал, что после его ареста и в преддверие высылки единомышленники не только не предполагали прекратить деятельность Академии, но даже предприняли — в соответствии с новыми советскими законами 5 — попытку повторной регистрации Академии, обратившись 2 сентября 1922 года в Административный отдел НКВД:

«Прилагая при сем в 3 экземплярах устав общества „Вольная академия духовной культуры", список членов его Совета по форме пункта 9 статьи 1 Инструкции, Правление общества лишено возможности представить копию ходатайства о разрешении объединения, ибо таковое было дано по устному ходатайству. Районом деятельности общества была исключительно Москва. Отделений и уполномоченных общество не имело. Местонахождение Правления — квартира и. о. Председа-

4 Н. А. Бердяев. Самопознание. С. 237. Очевидно, вслед за Бердяевым эту версию поддерживает и С. М. Поло-винкин, утверждая, что ВАДК «прекратила свою деятельность вскоре после высылки из России в авг.—сент. 1922 г. группы деятелей науки и культуры» (см.: Русская философия: Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 447).

5 3 августа 1922 г. было опубликовано постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли, и о порядке надзора за ними», в соответствии с которым ни одно общество (кроме профсоюзов) не имело права начать (или продолжать) свою деятельность без регистрации (перерегистрации) в НКВД или его местных органах.


- 240 -

теля: Б. Чернышевский пер., 11, кв. 2, Москва. И. О. Председателя Б. Грифцов». 6

Учредителями (точнее было бы сказать — переучредителями) ВАДК выступили 14 человек, автобиографические данные которых мы приводим ниже:

«Список членов Совета общества «Вольная академия духовной культуры» на 1922 г.:

И. О. Председателя: Грифцов Борис Александрович. Москва, Б. Чернышевский пер., д. 11, кв. 2. Писатель. С 1910 г. лектор университета имени Шанявского. С 1919 г. профессор Государственного Института Слова и Тверского педагогического института. С 1922 г. действ, член Российской академии художественных наук. Беспартийный. Средства к существованию: писательский и преподавательский гонорары.

Секретарь: Попов Павел Сергеевич.7 Москва, Новинский бульвар, 117, кв. 4. Оставленный при Моск. университете для подготовки к профессорскому званию. Преподаватель гимназии Приклонской. Сотрудник Исследовательского философского института при Моск. университете. Беспартийный. Средства к существованию: преподавательский гонорар.

Члены совета:

Бердяев Николай Александрович. Писатель. Беспартийный. В отъезде.»

6 Грифцов Б. А. (1885 — 1950) — литературовед, искусствовед, переводчик, близкий философским кругам 1910 — 1920-х гг. Его рукой заполнены все экземпляры учредительных документов, поданных ВАДК в НКВД.

7 Попов П. С. (1892-1964) - философ, литературовед, близкий друг и адресат писем Михаила Булгакова (см. о нем подробнее в предисловии М. О. Чудаковой к публикации писем М. А. Булгакова: Новый мир. 1987. № 2. С. 143 — 149).


- 241 -

Франк Семен Людвигович. Профессор университета. Беспартийный. В отъезде.

Букшпан Яков Маркович.8 Москва, Пречистенский бульвар, 29, кв. 33. Профессор Института имени Карла Маркса. Беспартийный. Имущ, положение: преподавательский гонорар.

Вышеславцев Борис Петрович. Москва, Обыденский пер., д. 4. кв. 3. С 1914 г. профессор Московского университета. Ныне: д. член Российской академии худож. наук. Беспартийный. Средства к существованию: литературный и преподават. гонорары.

Вайсфелъд Моисей Ильич. 9 Москва, Сретенский пер., 1, кв. 18. До 1919 г. жил в Германии, занимаясь научной деятельностью. С 1919 г. — преподаватель школы II ступени, профессор Тверского педагогического института. Беспартийный. Средства к существованию: преподавательский гонорар.

Григоров Борис Павлович.10 Москва, Садовая-Кудринская, 7, кв. 2. С 1914 г. присяжный поверенный. Служба в Союзе городов. Ныне сотрудник Государств. Румянцевского музея. Беспартийный. Средств к существованию помимо службы не имеет.

8 Букшпан Я. М. (1887-1939?) - экономист, вместе с Н. А. Бердяевым, Ф. А. Степуном и С. Л. Франком один из авторов сборника «Освальд Шпенглер и Закат Европы» (1922).

9 Вайсфельд М. И. (1879-?) - в 1920-е гг. преподаватель психологии в Московском университете.

10 Григоров Б. П. (1883—1945) - экономист, видный деятель антропософского движения в России (см., в частности, о нем в комментариях Д. Мальмстада к публикации: М. Н. Жем-чужникова. Воспоминания о Московском антропософском обществе (1917-23 гг.) // Минувшее: Исторический альманах. Paris, 1988. Вып. 6. С. 16). В оригинале его фамилия Б. А. Грифцовым приведена неточно: «Григорьев».


- 242-

Котляревский Сергей Андреевич.11 Москва, Никольский пер., 13. С 1914 и поныне профессор Московского университета. Беспартийный. Средства к существованию: профессорский гонорар.

Рачинский Григорий Алексеевич.12 Москва, Садовая-Кудринская, 7, кв. 13. Литератор. Ныне профессор и проректор Литературно-художественного института. Беспартийный. Средства к существованию: литературный и профессорский гонорар.

Соловьев Сергей Михайлович.13 Москва, Ваганьковский пер., 6, кв. 12. Писатель. С 1914 г. преподаватель гимназии Поливанова. Ныне сотрудник Ру-мянцевского музея. Беспартийный. Средства к существованию: служба.

Степун Федор Августович. Московской губ. почт, отд. Гульнево, хутор Поповка.и Писатель. С 1914 г. прапорщик. Ныне хуторянин. Беспартийный. Средства к существованию: сельское хозяйство.

Фелъдштейн Михаил Соломонович.15 Москва, Сивцев Вражек, 15, кв. 2. С 1914 г. приват-доцент

11 Котляревский С. А. (1873-1939) — историк, правовед, публицист, один из авторов сборника «Из глубины» (1918).

12 Рачинский Г. А. (1859-1939) - философ, переводчик; в 1906 — 1918 гг. — председатель Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева в Москве, большая часть членов которого принимала участие и в деятельности ВАДК.

13 Соловьев С. М. (1885—1942) — поэт, переводчик. В начале 1920-х гг. перешел в католичество.

14 В своих воспоминаниях «Бывшее и несбывшееся»-(1956) Ф. А. Степун называет хутор «Ивановка».

15 Фельдштейн М. С. (1884—1939) — юрист, историк (см. о нем подробнее в публикации Д. А. Беляева: М. И. Цветаева. Письма М. С. Фельдштейну и Е. А. Фельдштейн // De Visu. 1993. № 9).


- 243 -

Московск. университета. Ныне профессор там же. Беспартийный. Средства к существованию: преподавательский гонорар.

Чулков Георгий Иванович. Москва, Смоленский бульвар, 8. С 1914 г. и поныне писатель. Беспартийный. Живет литературным трудом.

И. О. Председателя Б. Грифцов».

Фамилия Бердяева в этом списке отчеркнута толстым синим карандашом — и явно не рукой Б. А. Грифцова. В соответствии с принятым порядком, НКВД направил поступившие документы на проверку в Народный комиссариат просвещения (17 октября) и ОГПУ (25 октября). Заключения второго нами не разыскано, однако, бумага, присланная из Административно-организационного управления Наркомпроса 11 ноября 1922 г. достаточно красноречива: «В Народный Комиссариат внутренних дел на № 9271/2. Народный Комиссариат по просвещению считает, что существование Об-ва „Вольная академия духовной культуры" в пределах РСФСР является, безусловно нежелательным, вследствие чего решительным образом возражает против утверждения устава упомянутого Общества».

Это заключение было подписано тогдашним заместителем Луначарского В. Н. Максимовским. Судьба Вольной Академии Духовной Культуры была решена. 23 января 1923 г. НКВД секретным циркуляром известил губернские Советы и отделы ГПУ об отказе в регистрации Вольной Академии Духовной Культуры: «Сообщая об этом, НКВД предлагает немедленно в порядке циркуляра № 2513/с ликвидировать деятельность отделений упомянутых обществ, находящихся на территории Вашей губернии и об исполнении донести» (тем же циркуляром НКВД

16 ГА РФ. Ф. 393. Оп. 43а. Ед. хр. 6.


- 244 -

извещал о запрете деятельности Вольного содружества духовных течений,17 Армии Спасения, Христианского союза «Маяк»,18 Русского антропософического общества,19 Всероссийского союза поэтов).20 Почти месяц спустя — 21 февраля — Отдел управления Моссовета докладывал в НКВД о том, что вся деятельность ВАДК ликвидирована: «Общество (...) сдало дела и штамп с печатью».21

17 Религиозное общество, организованное по инициативе секретаря Толстого В. Ф. Булгакова. Членами его, в частности, были: В. О. Анисимова (урожденная Станевич), М. Н. Жемчужникова, К. Н. Васильева (в замужестве Бугаева).

18 Организовано крестьянами Самарской губернии Г. Я., Г. А. и А. Я. Тевс и О. В. Симон.

19 Учредителями этого общества выступили тогда: М. В. Сабашникова (Сабашникова-Волошина), П. Н. Васильев, Д. В. Алексеев, А. В. Сабашников, Б. П. Григоров и А. С. Петровский. О неудавшейся попытке регистрации общества см. в указанных в примечаниях воспоминаниях М. Н. Жемчужниковой.

20 Всероссийский Союз поэтов тогда удалось отстоять, и он просуществовал до декабря 1930 г., когда был закрыт решением НКВД уже раз и навсегда.

21 ГА РФ. Ф. 393. Оп. 43а. Ед. хр. 1729.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова