Яков Кротов. Путешественник по времени.- Вера. Вспомогательные материалы
Оглавление
Православие
Все формы человеческого быта являются относительными и преходящими, не принадлежащими вечности. Относительным и преходящим является и самый исторический стиль Православия. Он принадлежит историческому времени. Только незнание истории может вести к иллюзии, что Православие всегда имело один стиль. Православие в своей исторической судьбе имело уже несколько стилей и может иметь еще несколько. Стиль Православия константиновской эпохи очень отличается от стиля Православия эпохи доконстантиновской. Стиль эпохи первохристианской отличается от эпохи вселенских соборов и великих учителей Церкви. Стиль русского Православия петровской эпохи очень отличается от стиля русского Православия эпохи допетровской. И те, которые верят в вечный стиль Православия, принимают обычно за абсолютный — стиль какой-нибудь отдельной эпохи, чаще всего эпохи непосредственно предшествующей. Жизнь Церкви есть богочеловеческий процесс и человеческая сторона Церкви изменчива, подвержена процессу развития, в ней должно быть вечное творчество. Дух не может быть прикован к конечным и преходящим формам, он динамичен по своей природе и всегда стоят перед ним новые творческие задачи. Абсолютизация относительного, прикрепление бесконечного духа к конечным формам есть процесс духовного окостенения, угашение духа. Христианский динамизм есть единственное верное понимание духовной жизни и верное отношение к задачам жизни.