Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь

Яков Кротов. Путешественник по времени. Вспомогательные материалы: развод.

Джованни Бенси

Независимая газета (рубрика "НГ-религии"), 20 ноября 2013 г.

Уклонисты предпочитают священную роту.

Расторжение брака через ватиканский трибунал позволяет католикам избежать алиментов

В конце января Папа Римский Франциск выступит с речью на церемонии одного из наиболее замкнутых и таинственных ватиканских учреждений – Трибунала священной римской роты. Это трибунал, который занимается разбирательством бракоразводных дел, поступающих со всего мира. После судов первой и второй инстанции в отдельных диоцезах (епархиях) все неурегулированные судебные тяжбы по брачным делам попадают именно на стол трибунала, решение которого окончательно и пересмотру не подлежит. Значит, это своего рода мировой кассационный суд по бракоразводным делам, в которых участвуют католики.

Напомним, что для Католической Церкви развод – это грех, и разведенные люди, особенно если они вступают во второй брак, лишаются приобщения к таинствам. Но католики знают, что и для них фактически возможен развод, так сказать, с черного хода. Этим занимается Трибунал священной римской роты, где слово «рота» означает «колесо». Название происходит от того, что 19 прелатов разных национальностей плюс декан, составляющие этот орган, традиционно заседают за круглым столом во Дворце канцелярии в Ватикане.

Хитрость заключается в том, что Трибунал священной римской роты не расторгает брак, как обычные суды, а устанавливает, что в данном случае брак не был действителен с самого начала, и его аннулирует. Конечно, для того чтобы трибунал признал недействительность брака, надо привести веские аргументы, как правило, сводящиеся к тому, что заключение брака не соответствовало определенным каноническим условиям. Традиционно наиболее ходовое доказательство изначальной недействительности брака сводилось к формулировке matrimonium ratum et non consummatum («брак одобренный, но незавершенный»). Это значит, что состоялось венчание в присутствии священника, но потом оказалось, что супруги не способны к интимным отношениям. Поскольку одна из целей бракосочетания, по каноническому праву, – это remedium concupiscentiae («удовлетворение вожделения»), то если доказать через медицинскую экспертизу физиологическую невозможность одного или обоих супругов достигать этой цели, то брак недействителен с самого начала и супруги считаются свободными.

Другое условие действительности брака – это bonum prolis, то есть рождение и воспитание детей. Если будет доказано не только бесплодие мужа или жены, но и что один из супругов часто и недвусмысленно заявлял при свидетелях, что не желает иметь детей, то брак может быть объявлен недействительным. Так же обстоят дела с третьим условием законности брака – bonum fidei, то есть «сохранение супружеской верности». Достаточно, чтобы до венчания один из помолвленных заявлял при свидетелях, что не намерен сохранять верность супругу, и брак может потерять юридическую силу. Бывают случаи, когда будущие супруги уже предварительно создают «доказательства» своего неприятия целей брака, чтобы оставить себе «безопасный выход» на всякий случай. Например, жених до венчания пишет письмо другу, в котором неоднократно и недвусмысленно заявляет, что не желает ни зачинать детей, ни оставаться верным жене. Это письмо берегут до поры до времени.

Однако обращение к трибуналу – довольно дорогое удовольствие, ранее доступное лишь богатым и знатным. Многие помнят дело Каролины, принцессы Монако, которая добилась от Роты аннулирования брака с Филиппом Жюно по причине, которая не была бы признана гражданским судом. Ватиканский трибунал решил, что «брак объявляется недействительным из-за неспособности мужа справляться по причинам психической природы с основными обязанностями брака». Но что касается денег, процедура, по крайней мере в Италии, была упорядочена в 2010 году, когда Епископская конференция страны постановила, что гонорар для адвоката, защищающего интересы клиентов перед Ротой, может колебаться между минимумом в 1575 и максимумом в 2992 евро. Для неимущих предусмотрена бесплатная защита. Многие католики предпочитают обращаться в ватиканский суд, а не гражданский, и по другой причине. Если Рота аннулирует брак, значит, что его никогда в природе не было, и поэтому он не может быть основой для юридических претензий: например, ее вердикт освобождает стороны от уплаты алиментов.

В практике ватиканского трибунала по брачным делам были и особенно трудные и даже комичные случаи. Например, на стол ватиканских судей попало дело девушки, которая решила стать монахиней. Но прежде чем она дала обет безбрачия, выяснилась ее беременность. Духовник посоветовал ей отказаться от мечты о монастырской жизни и выйти замуж за отца ребенка. Что она и сделала, но потом ее стали терзать угрызения совести, и она обратилась к Священной римской роте. Та аннулировала брак из-за «отсутствия свободного выбора», поскольку давление социальной среды принудило девушку к браку. Недействителен оказался и брак молодого полицейского, сбежавшего с несовершеннолетней девушкой, родители которой вынудили его жениться на их дочери.

26 января с.г. декан Роты монсеньор Пио Вито Пинто в речи на очередной церемонии открытия судебного года так охарактеризовал ее задачи: «Римская Рота призвана вносить свой вклад в то, чтобы институт бракосочетания устоял при опасности пагубной релятивизации канонической дисциплины, задевающей целостность и католическое единство тела Христова». Значит, больше никаких «легких аннулирований», согласно указаниям тогдашнего Папы Бенедикта XVI?

Но вопрос отношения католиков к браку снова волнует Ватикан. Недавно архиепископ Герхард Людвиг Мюллер, префект Конгрегации вероучения, напомнил, что «допуск к таинствам разведенных, вступивших в новый брак, невозможен». Тем не менее он указал на необходимость найти выход из этой ситуации. Как шаг в этом направлении следует рассматривать инициативу, исходящую от Католической Церкви Германии. Фрайбургская епархия, вторая по важности из 27 немецких епархий, опубликовала документ, направленный клирикам и касающийся именно этого вопроса. Цель документа заключается в том, чтобы облегчить ситуацию разведенных верующих, стремящихся сблизиться с Церковью. «В случае неудачи брака мы хотим идти навстречу страждущим лицам, хотим слушать их и сблизиться с ними», – сказал декан (викарий) Фрайбургской епархии Андреас Мёрле, который добавил, что, учитывая высокое число разводов, Церковь больше не может себе позволить отгородить себя от действительности. Чуть позже стало известно, что Ватикан разослал в епархии опросник, цель которого – выяснить отношение священников, епископов и верующих к разводам и нетрадиционным сексуальным отношениям. Католическая Церковь пока не следует за велениями времени, но внимательно прислушивается к злобе дня.

 

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова