Глава
пятая
Королевское чудо
во времена религиозных
войн
и абсолютной монархии
§ 1. Чудотворная
королевская власть накануне кризиса
В начале XVI века королевское чудо на обоих
берегах Ла-Манша переживает пору расцвета; такое положение сохранялось в этом
столетии довольно долго.
431//432
Начнем с Франции. Мы располагаем применительно к
этому периоду цифровыми данными исключительной точности: они содержатся в чудом
сохранившихся книгах записей о раздаче милостыни. Самая старая из них относится
к последним дням царствования Карла VIII, самая недавняя – к царствованию Карла
IX, а именно к 1569 г., когда религиозные войны были уже в самом разгаре.
Сведения о финансовых операциях, которые приведены в этих книгах, отличаются
безупречной полнотой; если при Филиппе Красивом власти выказывали щедрость
далеко не ко всем чудом исцеленным, то в те времена, о которых мы ведем речь
теперь, подаяние получали все без исключения больные, удостоившиеся
королевского прикосновения.
Вот статистика по годам, которую удалось вос-
432//433
становить: Людовик XII с 1 октября
1507 г. по 30 сентября 1508 г. возложил руки всего на 528 человек;
Франциск I в 1528 г. – по меньшей мере на 1326 человек, в 1529 г. – более чем
на 988, в 1530 – по меньшей мере на 1731 человека;
рекорд, как ни странно, поставил Карл IX: в 1569 г., когда гражданская война
уже началась, но королевские войска брали верх, – году сражений при Жарнаке и
Монконтуре, – этот король при посредстве прославленного Жака Амио, ведавшего в
его царствование раздачею милостыню, одарил деньгами 2092 золотушных, на чьи язвы
он возложил свою юную длань.
Сравнение этих цифр с теми, которые, применительно к другой эпохе и другой
стране, мы получили благодаря просмотру счетов Эдуарда I и Эдуарда III,
показательно: как некогда к английским Плантагенетам, к французским Валуа
больные шли тысячами.
Откуда же прибывали больные в таком множестве? На
этот вопрос документы XVI века не дают такого четкого ответа, как таблички
времен Филиппа Красивого; как правило, в них не указаны даже имена людей,
удостоившихся королевского прикосновения, а если порой имена и всплывают, то до
обозначения места, откуда эти люди родом, дело все равно не доходит. Тем не
менее существовала категория чужестранцев, которым по обычаю полагалась особая
милостыня, «дабы смог-
433//434
ли они воротиться в родные края», и которые неоднократно
фигурируют в расходных книгах при Генрихе II – чьи счета, впрочем, так
отрывочны, что не позволяют вывести даже годовую статистику, – а также при
Карле IX; это испанцы.
Об упорстве, с каким они стремились попасть к французскому двору и добиться прикосновения
руки французского короля, мы знаем и из других источников. Таким образом,
политический антагонизм Франции и Испании, остававшийся почти неизменным в
течение всего XVI столетия, нимало не уменьшал веры жителей полуострова, где
свирепствовала золотуха, в чудодейственную мощь государя, враждовавшего с его повелителями.
Вдобавок, несмотря на соперничество властителей, отношения между двумя странами
оставались очень тесными; во Франции жило множество испанцев, в Испании – еще
больше французов, и эти миграции не могли не способствовать распространению по
ту сторону Пиренеев известий о французском королевском чуде. Лишь только
восстанавливался мир, как золотушные, и люди благородного происхождения, и люди
незнатные, перебирались через горы и устремлялись к королю-врачевателю; судя по
некоторым данным, они образовывали настоящие караваны с «капитаном» во главе
каждого.
434//435
По прибытии на место они получали щедрые дары, доходившие,
если дело касалось знатных особ, до 225 или даже 275 ливров; по этой щедрости
можно судить о том, как сильно стремился французский двор распространить за
пределами королевства чудотворную славу династии.
Наряду с испанцами в толпе, окружавшей Генриха II в Корбени после коронации,
попадались и другие чужестранцы, национальность которых в расчетных книгах не
обозначена.
Порой наши короли занимались исцелениями и вне
пределов Франции, в особенности в Италии, куда завоевательские амбиции увлекали
их в эту пору довольно часто. По правде говоря, когда Карл VIII совершал
чудотворный обряд в Неаполе, а Людовик XII повторял этот жест в Павии или
Генуе, оба они действовали в городах, которые считали составной частью своих
владений, однако при необходимости французские короли не боялись
демонстрировать свое искусство и на земле заведомо чужой, например в Папской
области. В декабре 1515 г. Франциск I, гостя в Болонье у Льва X, объявил во всеуслышание, что будет возлагать руки на больных, и в самом деле
исполнил этот обряд в капелле папского дворца, причем сре-
435//436
ди его «пациентов»
находился один польский епископ. Больше того, в самом Риме, в капелле Святой
Петрониллы Карл VIII 20 января 1495 г. возложил руки на без малого 500 человек,
чем вызвал среди итальянцев, по словам его панегириста Андре де ла Виня,
«восхищение чрезвычайное».
По правде говоря, как мы скоро увидим, итальянские вольнодумцы воспринимали
чудотворные церемонии не без некоторого скептицизма, однако простолюдины и даже
врачи оказывались, вероятно, куда более доверчивы.
Более того: когда Франциск I, попавший в плен после битвы при Павии, в конце
июня 1525 г. очутился в Испании, сначала в Барселоне, а потом в Валенсии, к
нему, как писал несколькими днями позже президент де Сельв Парижскому парламенту,
«устремилось такое большое и нескончаемое множество больных золотухой...
великую надежду питающих на исцеление, какого не видывал он и во Франции».
Даже потерпев поражение, августейший целитель продолжал пользоваться среди
испанцев таким же успехом, как во время своей пышной коронации. Поэт Ласкарис
воспел этот эпизод в двух латинских двустишиях, получивших в его время
чрезвычайную известность:
«Вот король одним мановением руки исцеляет золотуху,
– даже в плену не утратил он милости Всевышнего. – По этому знаку, о
святейший из королей, – узнаю я, что гонителей твоих ненавидят Боги».
436//437
По мере того, как Франция становилась
государством более цивилизованным, а французский двор – более роскошным, обряд
исцеления золотушных постепенно приобретал большую регулярность и
торжественность. Людовик XI, как мы помним, возлагал руки на больных один раз в
неделю; начиная с Карла VIII церемония стала происходить гораздо реже, чего,
судя по всему, не одобрял Коммин.
Конечно, пускаясь в дорогу, король соглашался принимать хоть по несколько
больных почти в каждом населенном пункте, – так, например, поступил Франциск I,
когда проезжал через Шампань в январе 1530 г.;
больше того, порой, растрогавшись при виде какого-нибудь несчастного, король возлагал
на него руки «прямо на месте», там, где он его встретил.
Однако как правило золо-
437//438
тушные по мере прибытия ко двору объединялись
(стараниями тех, кто принадлежал к Службе по раздаче милостыни) в группы,
получали вспоможение «на жизнь», позволявшее дотянуть до счастливого дня, и,
двигаясь следом за королем вместе с его свитой, дожидались момента, благоприятного
для совершения чуда, – если, конечно, приближенные короля, желая избавить двор
от этого громоздкого и, по всей вероятности, не слишком приятного для глаза
кортежа, не предпочитали выдать страждущим денег с тем условием, чтобы они
«удалились» и возвратились назад лишь в назначенный день.
Что касается дней, когда король соглашался наконец приступить к чудотворству,
это были, как правило, главные религиозные праздники, число которых, впрочем,
варьировалось:
Сретение, Вербное воскресенье, Пасха или один из дней Страстной недели,
Пятидесятница, праздник Тела Господня, Успение, Рождество Пресвятой Девы Марии,
Рождество Христово; порой, в исключительных случаях, церемония совершалась в
праздник, не связанный с церковным календарем: так, 8 июля 1530 г. Франциск I
праздновал в Рокфоре, подле Мон-де-Марсана, свое «повенчание» с Элеонорой
Австрийской и пожелал предстать перед новой королевой Франции во всем блеске
своего наследственного чудотворного таланта.
Объединение пациентов в группы приводило к тому, что в предписанный момент, уже
после отсева, произведенного королевским врачом,
перед королем представали настоящие толпы, порой
438//439
состоявшие из нескольких сотен
человек. От этого церемония приобретала чрезвычайно внушительный характер.
Перед ее началом король непременно причащался – разумеется, под обоими видами,
в согласии с династической привилегией, которая, наряду со способностью
исцелять, подтверждала сакральный характер французской монархии. Небольшое
полотно начала XVI века позволяет нам понять, какую тесную связь устанавливало
монархическое общественное мнение между этими двумя славными прерогативами:
слева в открытой капелле король, которому епископ только что поднес блюдо с облатками,
держит в руках чашу для причастия; справа во дворе и даже на самом пороге капеллы
его ожидают больные.
Основные составляющие обряда не переменились со
времен Средневековья: сначала легкое прикосновение обнаженной руки к язвам и
опухолям, затем крестное знамение. В XVI веке окончательно устанавливается
формула, которую произносит король над каждым пациентом: «Король руки на тебя
возлагает, Господь от недуга тебя исцеляет»; с некоторыми вариантами она
продержится до самых последних лет существования монархии.
Церемонии обязательно предшествовала
439//440
литургия, впрочем, совсем короткая; мы уже
видели, что, по крайней мере со времен Генриха II, она вся целиком посвящалась
святому Маркулю, сделавшемуся патроном королевского чуда.
Миссал, содержащий эту литургию, украшен прелестной миниатюрой, которая
позволяет нам увидеть, как именно совершалась церемония возложения рук: Генрих
II в сопровождении высшего духовного лица, ведающего раздачею милостыни, и
нескольких придворных движется вдоль коленопреклоненной толпы, переходя от
одного больного к другому. Мы знаем, что именно так все и происходило.
Однако не стоит толковать эту миниатюру слишком буквально; королевский наряд,
изображенный на ней: корона, мантия, расшитая геральдическими лилиями и подбитая
горностаем, – наряд вполне условный; в реальности король далеко не всякий раз
облачался перед возложением рук в те одежды, в каких он короновался. Дело, судя
по всему, происходит в церкви; в самом деле, король часто совершал целительный
обряд в церкви – часто, но, однако же, не всегда. Создатель миниатюры помес-
440//441
тил короля-чудотворца в фантастическую декорацию в ренессансном
вкусе; нам следует вообразить фон одновременно и более реальный, и более
разнообразный: например, готические своды собора Парижской богоматери, под
которыми 8 сентября 1528 г. выстроились на глазах у добропорядочных горожан 205
золотушных,
или – поскольку обряд не всегда совершался в храме или в каком бы то ни было
помещении, – галерею епископского дворца в Амьене, где в 1527 г., в праздник
Успения Божьей Матери, на глазах кардинала Уолси Франциск I возложил руки на
примерно такое же число больных,
или же – в смутные времена – военную обстановку, например, Ландский лагерь близ
Сен-Жан-д'Анжели, где в 1569 г., в праздник Всех Святых, Карл IX расстался
ненадолго с ролью полководца затем, чтобы перевоплотиться в целителя.
В Англии наблюдалась – по крайней мере, в
основных чертах – та же картина. Относительно числа больных, над которыми
совершался обряд возложения рук, сказать что-либо определенное затруднительно:
статистических данных недостаточно; разрозненные упоминания больных,
«вылеченных» королем, встречаются изредка лишь в счетных книгах Генриха VII или
Генриха VIII и касаются, по всей вероятности, лишь случаев исключительных; архивы
Службы раздачи милостыни, в которых, судя по всему, значились суммы, розданные
441//442
чудом
исцеленным больным, не сохранились.
Не может быть сомнений в том, что популярность английских королей как чудотворных
целителей была в XVI веке крайне велика; многие авторы прославляют их чудесную
силу; однако выразить эту популярность в цифрах нам не дано.
Зато мы знаем во всех подробностях, как именно
совершался чудотворный обряд при Марии Тюдор, а возможно, уже при Генрихе VIII и даже при Генрихе VII.
Английская це-
442//443
ремония во многом отличалась от французской; отличия эти достойны
отдельного разговора.
Во-первых, литургия, сопровождающая церемонию от
начала до самого конца, была гораздо более продолжительна. Она включала молитву
Confiteor, произносимую королем, отпущение грехов, произносимое в ответ
капелланом, и чтение двух отрывков из Евангелия: стиха из Евангелия от Марка о
чудесах, творимых апостолами (намек вполне прозрачный), и самого начала
Евангелия от Иоанна, всегда читаемого при благословениях и экзорцизмах.
Разумеется, ни о святом Маркуле, ни о каком бы то ни было другом конкретном
святом в литургии не говорилось ни слова.
В противоположность французским обычаям,
английский государь в течение всей церемонии оставался неподвижен; он сидел, а
священник подводил к нему больных одного за другим. Возможно, государь при этом
выглядел более величественно, однако в зале, где он совершал обряд, создавалась
большая толчея; судя по некоторым гравюрам XVII века, эпохи, когда в ход вновь
вошли те же правила, английское возложение рук выглядело гораздо менее
живописно, чем процессия во Дворе Чудес.
По всей вероятности, такая организация церемонии восходила к весьма древним
временам: уже на миниатюре XIII века мы видим, как Эдуард Исповедник сидя
ожидает, когда к нему подведут женщину, нуждающуюся в исцелении.
Толчею усугубляло то обстоятельство, что каждый больной
подходил к королю дважды. Сначала все поочередно проходи-
443//444
ли перед королем, а он
прикасался обнаженной рукой к язвам и опухолям; затем, по окончании этой
процедуры, они вновь, опять-таки поочередно, проходили мимо короля, а он осенял
раны традиционным крестным знамением; впрочем, знамение это он, в отличие от
своего французского соперника, совершал, держа в руке золотую монету;
перекрестив больного, король вешал эту монету, в которой предварительно была
просверлена дырочка для ленты, ему на шею. Именно в этой части контраст
английской церемонии с французской особенно очевиден. При дворе Валуа золотушным
также давали денег, но совсем немного – как правило, по два турских су на
человека; однако эта милостыня была не только гораздо более скромной, чем
английская: ее вручал без всякой торжественности священник, шедший следом за
королем и старавшийся держаться как можно более незаметно. В Англии, напротив,
вручение королевского дара оказалось в самом центре обряда. Произошло это в
результате любопытной эволюции верований, которую нам теперь следует
рассмотреть.
Во время войны Алой и Белой Розы английские государи,
как мы помним, взяли за правило для увеличения своей популярности оделять
больных весьма богатой милостыней – золотой монетой всегда одного и того же
достоинства, именуемой ангелом. Хотя по крайней мере до царствования
Якова I эти ангелы продолжали использоваться и в качестве звонкой
монеты, с каждым годом их все меньше рассматривали как средство экономического
обмена и все больше – как настоящие медали, предназначенные исключительно для
церемонии возложения рук, и даже переменили в этой связи украшавшую их надпись.
При Марии Тюдор вместо старой привычной формулы «О Христос Искупитель, спаси
нас крестом своим» на монетах стали писать: «Это от Господа, и есть дивно в
очах наших».
Скоро мы убедимся, что, когда Яков I изменил ход обряда, он тотчас поменял
внешний облик ангела и надпись на
444//445
нем. Начиная с XVI века публика перестала
видеть в этой золотой монете, столь тесно связанной с целительным обрядом, то,
чем она была вначале, – обыкновенную, хотя и необычайно щедрую милостыню.
Теперь эту монету стали считать талисманом, наделенным собственными
целительными свойствами.
Если верить венецианцу Файтта, который, прибыв в
Англию в свите кардинала Поула, 4 апреля 1556 г. наблюдал за тем, как Мария
Тюдор возлагает руки на больных, королева взяла с каждого из своих пациентов
обещание «никогда, кроме случаев самых исключительных, не расставаться с этой
монетой (которую она повесила им на шею)».
Говорила королева эти слова или нет, для нас не слишком существенно; важно, что
ей их приписывали, а значит, в эту пору «ангел» уже не считали обычной монетой.
Применительно к царствованию Елизаветы вера в целительные свойства нового
амулета была засвидетельствована капелланом этой королевы, Тукером, автором
первой английской книги о целительной власти королей. Тукер, впрочем, осуждает
это верование, видя в нем всего лишь простонародное суеверие.
Того же мнения придерживались впоследствии все апологеты королевского чуда.
Однако в XVII веке они разделяли его уже весьма неохотно; самые серьезные
авторы, такие как врачи Браун и Уайзмен, возражают только для виду против
народной точки зрения, которая к этому времени укоренилась во всех умах,
приверженных к сверхъестественному.
В Англии имела широкое хождение история, персонажи которой менялись, суть же
оставалась неизменной: некто удостоился прикосновения королевской руки, а
затем, естественно, получил полагающийся по обычаю ангел; до тех пор,
пока этот залог здоровья оставался при нем, больной казался исцеленным; но
стоило ему утратить монету,
445//446
как болезнь тотчас возвратилась.
В этом были убеждены представители всех сословий: голландский врач Димербрук,
умерший в 1674 г., рассказывает, что однажды ему довелось лечить английского
офицера, служившего в армии Соединенных Провинций; офицер этот, дворянин,
некогда, в самой ранней юности, исцеленный чудесным прикосновением королевской
руки, носил на шее ленту с монетой, полученной некогда от государя-целителя, и
отказывался расстаться с нею, свято веруя, что выздоровлением он обязан только
ей одной.
Благотворители дарили бедным прихожанам, некогда страдавшим золотухой, куски
ткани, – чтобы обладатели ангелов могли изготовить себе новые ленты.
Неудивительно, что порой в согласии с общепринятым предрассудком действовало и
правительство: в «Прокламации» от 13 мая 1625 г. упомянуты лица, которые,
«будучи некогда излечены от золотухи, распорядились золотыми монетами
(полученными при возложении рук) недолжным образом и оттого заболели вновь».
Как
446//447
именно эти злоумышленники распорядились королевским подарком, догадаться
нетрудно: они его продали. В самом деле, мы знаем, что эти талисманы служили
предметом купли-продажи.
Больные, которые по той или иной причине не могли отправиться ко двору или,
быть может, страшились дорожных расходов, покупали золотые монеты, надеясь,
очевидно, приобрести таким образом за полцены часть чудесного воздействия,
исходящего от священной королевской руки; понятно, что ревностных сторонников
королевской власти, убежденных, что облегчение может доставить лишь
непосредственный контакт с августейшей рукой, это приводило в негодование.
Седьмые сыновья, которые в Англии, как и во Франции, по примеру монархов,
занимались исцелениями, также, вослед королям, взяли себе за правило вешать на
шею пациентам монеты – впрочем, не золотые, а серебряные, ибо материальное
положение не позволяло им сравняться в щедрости с августейшими конкурентами;
эту привычку они сохранили, по крайней мере в некоторых районах, вплоть до XIX
века.
Позже мы увидим, что в том же XIX веке вера британцев в чудотворный дар королей
дольше всего сохранилась в виде веры в монетку-амулет.
Итак, в середине XVI столетия вера в королевское
чудо была еще настолько сильна, что сумела породить новое суеверие.
447//448
Каким же образом англичане прониклись убеждением,
что ангелы являются переносчиками целительной мощи? По-видимому,
использование при церемонии возложения рук одной и той же золотой монеты,
объяснявшееся вначале амбициями соперничающих династий, а затем вошедшее в
традицию, постепенно внушило англичанам мысль, что предмет, столь необходимый
для совершения обряда, никак не может ограничиваться ролью заурядной милостыни;
сами короли, у которых, по крайней мере начиная с Генриха VIII, вошло в
привычку, осеняя больных крестным знамением, держать в руке монету, невольно
наводили пациентов на эту мысль. Впрочем, наиболее вероятно, что общественное
мнение склонилось к ней так охотно потому, что к этому времени другой обряд,
сделавшийся в конце Средневековья неотъемлемой составляющей монархического
церемониала, уже узаконил мысль о существовании талисманов, освященных королем;
я имею в виду целительные кольца, относительно которых твердо укоренилось
мнение, что соприкосновение с королевскими руками сообщает им особую мощь. В
умах верующих старое чудо возложения рук в конце концов преобразилось под
воздействием молодого чуда Великой Пятницы. Недаром находились люди, которые
считали, что возложение рук оказывается особенно эффективным, если совершается
именно в день «Доброй Пятницы».
Ведь более молодое из двух проявлений сверхъестественной мощи королей пребывало
в начале XVI столетия в расцвете своей популярности и, если можно так сказать,
в расцвете сил.
Мерой успеха для обряда возложения рук служило
число больных, являющихся к королю в надежде на исцеление, а для обряда с
кольцами – рвение, с которым подданные короля разыскивали золотые или
серебряные кольца, которые его величество благословил после поклонения кресту.
Рвение это, насколько можно судить по переписке или мемуарам того времени, было
при Тюдорах чрезвычайно велико. Особенно показателен в этом отношении пример
леди Лайл. Хонор Гренвиль в 1533 г. вышла замуж за виконта Лайла, побочного
сына
448//449
короля Эдуарда IV; в 1533 г. она последовала за мужем в
Кале, губернатором которого он был назначен, и оттуда вела с родными и
друзьями, оставшимися в Англии, очень интенсивную переписку. Письма леди Лайл,
конфискованные в связи с одним политическим процессом, дошли до наших дней.
Читая их, с удивлением обнаруживаешь, какое огромное место занимают в них
cramp-rings. Леди Лайл, по-видимому, страдавшая ревматизмом, собирала их с
настоящей страстью; ее вера в их могущество была так велика, что она даже
считала их способными уменьшить боли при родах; дети, друзья, поверенные – все
изо всех сил старались раздобыть для нее эти кольца; это явно был самый
надежный способ доставить ей удовольствие. Вероятно, столь сильная страсть представляла
собою явление исключительное; леди Лайл, насколько можно судить, отличалась
достаточно эксцентрическим умом, который к концу жизни совсем расстроился.
Однако вера в целительные кольца, хотя, возможно, и чуть менее пылкая, была,
по-видимому, свойственна всем ее современникам. В завещаниях того времени
cramp-rings часто фигурируют в числе самых драгоценных вещей, оставляемых в
наследство близким людям.
449//450
Слава обряда Великой Пятницы распространилась и
за пределами Франции. Целительные кольца ценили в Шотландии; английский
посланник одарял ими тех нотаблей, в чьей благосклонности был заинтересован;
в 1543 г. знатный шотландец лорд Олифонт, взятый в плен англичанами, а затем отпущенный
на свободу при условии, что впредь он будет служить интересам Генриха VIII,
увез на родину множество cramp-rings.
Молва о чудесных кольцах дошла и до континента. Английские короли лично
занимались их пропагандой: Генрих VIII собственноручно вручал знатным
чужестранцам, прибывшим к его двору, освященные им металлические ободки.
Посланники же его раздавали их там, где были аккредитованы: во Франции,
при дворе Карла V,
в Венеции,
а до начала Реформации даже и в самом Риме.
450//451
По правде говоря, гости, прибывавшие ко двору
короля-волшебника, что бы они ни испытывали в глубине души, не могли принимать
чудесные подарки иначе, как свидетельствуя благодарность и восхищение. С другой
стороны, настойчиво требуя от английского правительства талисманы, освященные
королем, дипломаты, которых это правительство посылало к разным европейским
дворам, возможно, желали скорее польстить самолюбию своего чудотворного
повелителя, чем услужить ему, оделяя его дарами людей нужных и полезных.
Cramp-rings, вывезенные тем или иным способом из Англии в другие страны,
превращались там в предмет купли-продажи; так, если в июне 1515 г. генуэзец
Антонио Спинола, тайный агент лондонского двора, задержанный в Париже
кредиторами, отчаявшимися получить причитающиеся им деньги, просил у кардинала
Уолси дюжину таких колец, в которых, по
451//452
его словам, нуждались некие «богатые дворяне»,
то скорее всего этот неисправный должник просто-напросто хотел переплавить
волшебные кольца на серебро.
Торговали кольцами почти повсюду, но далеко не везде цена на них была особенно
велика. Бенвенуто Челлини, желая в своих записках привести пример дешевых
колец, называет «колечко против судорог, из тех, что привозятся из Англии и
стоят приблизительно один карлино (мелкая монета)».
Впрочем, один карлино – это какая-никакая, но все-таки сумма. К тому же из
различных источников, которые, в отличие от свидетельств дипломатов, нередко
грешащих протокольной неискренностью, заслуживают полного доверия, мы знаем,
что даже вне Англии anneli del granchio (кольца против судорогог. – ит.) если и не считались такими драгоценными, как сообщали Генриху VIII его
придворные, все же ценились куда выше, чем можно подумать, исходя из фразы
Бенвенуто Челлини, причем так обстояло дело даже в тех кругах, которые были,
казалось бы, в наименьшей степени подвержены суевериям подобного рода. В Германии
Катари-
452//453
на Шварцбургская, приятельница Лютера, просила своих
корреспондентов доставить ей cramp-rings.
Английский гуманист Томас Лайнекр, врач по профессии, состоял в дружеской
переписке с великим Гийомом Бюде; без сомнения желая доставить удовольствие
своему адресату, он прислал ему несколько целительных колец с прекрасным
сопроводительным письмом по-гречески; быть может, в ответе Бюде, написанным на
том же ученом наречии, и заметна некоторая ирония, но она столь легка и
завуалирована, что оставляет читателя в недоумении относительно истинной
позиции автора.
Во Франции даже при Генрихе IV, если верить врачу Дю Лорану, у многих частных
лиц имелось по нескольку целительных колец, хотя английские короли вот уже
пятьдесят лет как перестали их освящать.
В эпоху Возрождения вера в королевское чудо была в Европе еще очень сильна и
многообразна, причем, точно так же как в Средние века, она оказывалась превыше
соперничества между нациями.
Тем не менее во второй половине XVI века на ней
сказались последствия того великого потрясения, которому подверглись в ту пору
многие политические и религиозные установления западного мира.
453//454
§ 2. Возрождение и Реформация
В 1535 г. Мигель Сервет выпустил в Лионе перевод
«Географии» Птолемея с обширными примечаниями и дополнениями; среди последних
можно прочесть следующее: «Сообщают о королях Франции две вещи достопамятные:
первая, что хранится в реймсской церкви сосуд, постоянно полный мира, каковой с
неба посылается для помазания этих королей при коронации их; вторая же, что
король французский одним прикосновением руки исцеляет от золотухи. Видел я
собственными своими глазами, как сей король возлагал руки на больных, сказанным
недугом страждущих. Возвратилось ли к ним оттого здоровье, не знаю, ибо этого
не видел». Скептицизм, хотя и выраженный достаточно сдержанно, здесь
очевиден... В 1541 г. в том же Лионе выходит из печати второе издание этой
книги; последняя фраза из него выброшена, а на ее место вставлено вот что: «Слышал
я, что многие больные оттого выздоровели».
Иначе говоря, Сервет отрекся от высказанного прежде мнения. Этот маленький
эпизод весьма поучителен. Во-первых, он показывает, каковы были довольно долго
те круги, в которых единственно и могли появиться писатели, достаточно дерзкие,
чтобы усомниться в реальности королевского чуда; эти смельчаки принадлежали к
числу нераскаян-
454//455
ных еретиков, привыкших отвергать и многие
другие верования, которые слыли прежде не подлежащими обсуждению, к числу
людей, обреченных, как сам Сервет или позже Ванини, с которым мы еще столкнемся
по ходу нашего рассказа, погибнуть на костре, разожженном представителями той
или иной ортодоксальной религии этого времени. Впрочем, Сервет отказался от
своего вольнодумного мнения; мы вправе предположить, что раскаяние это не было
добровольным; вероятнее всего, Сервету его навязали. В течение очень
длительного периода в книге, напечатанной во Франции или – добавим тотчас же – в
Англии, было невозможно открыто критиковать суеверие, от поддержания которого
зависел престиж монархии; охотников проявлять эту по меньшей мере бесполезную
отвагу находилось немного.
Подобные резоны, разумеется, не распространялись
на писателей чужестранных. В ту пору – то есть в XVI веке и в первые годы века
XVII-ro, – в Италии существовала группа мыслителей, которых можно назвать
натуралистами, ибо, получив в наследство от своих предшественников
представление о том, что мир полон чудесного, они стремились избавиться от веры
во вмешательство сверхъестественных сил в земную жизнь. Конечно, нарисованная
ими картина мира была весьма далека от нашей; с сегодняшней точки зрения многое
в ней противоречит опыту и разуму; никто не прибегал так охотно к астрологии
или магии, как эти вольнодумцы XVI столетия, однако для них и магия, и
астрология представляли собой неотъемлемые составляющие естественного порядка
вещей, с помощью которых эти мыслители как раз и пытались объяснить множество
таинственных явлений, не объяснимых методами тогдашней науки; главное
заключалось в том, что мыслители эти, идя наперекор доктринам своих
современников, отказывались видеть в непонятных явлениях плоды произвола
сверхъестественных сил.
Кто же, занимаясь в ту эпоху чудесами, мог
оставить в стороне это явное, привычное, почти ежедневное чудо – исцеления,
совершаемые королями? Понятно, что самые прославленные представители той
итальянской школы, о которой мы ведем речь, Помпонацци, Кардано, Джулио Чезаре
Ванини, а также гуманист Кальканьини, постарались высказать хотя бы
455//456
походя свое
отношение к этому важному предмету; никто из них не сомневался в том, что после
возложения рук больные действительно выздоравливали; однако они старались
объяснить эти выздоровления причинами естественными или, по крайней мере,
отвечающими их представлениям о том, что можно назвать естественным. Позже,
когда, в конце нашего исследования, мы в свой черед обратимся к рассмотрению проблемы,
на которую эти мыслители обратили внимание первыми, у нас будет случай оценить
предложенные ими решения. В данный момент для нас важнее всего тот факт, что
мыслители эти отказывались принять традиционную теорию: в их понимании сакральность
королевской особы отнюдь не гарантировала наличия у королей целительной мощи.
Однако идеи этой горстки «вольнодумцев», вдобавок
не являвшихся подданными тех стран, чьи монархи славились целительным даром, не
могли оказать сколько-нибудь существенное влияние на общественное мнение.
Гораздо больше значения имела позиция религиозных реформаторов. Они отнюдь не
отрицали сверхъестественные явления и вовсе не намеревались, по крайней мере до
тех пор, пока их не начали преследовать, нападать на королевскую власть. Нечего
и говорить о Лютере, но ведь даже о Кальвине исследователь имел полное
основание сказать, что в его «Христианском установлении» «тезис о божественном
праве как источнике существования монархии... точно так же прочно основывается
на "словах Священного Писания", как и в сочинениях Боссюэ»!
В политике религиозные реформаторы были по большей части, во всяком случае в
том, что касалось теории, откровенными консерваторами и решительными
противниками любого чисто рационального объяснения окружающего мира; с какой же
стати принялись бы они возражать против веры в чудотворную
456//457
мощь
королей? В самом деле, мы увидим, что долгое время вера эта нисколько их не
смущала.
Пример Франции в этом смысле дает очень мало материала.
Здесь в течение долгих лет из лагеря реформаторов не исходило никаких протестов
против обряда возложения рук; однако, как мы видели, молчание это объяснялось
едва ли не в первую очередь соображениями элементарной безопасности.
Соображения эти распространялись на все, что имело отношение к династическому
чуду: по-видимому, не просто по забывчивости Анри Этьенн еще в 1566 г. в своей
«Апологии Геродота» исключил из перечня святых, которые обязаны своей славой
целителей каламбуру, имя святого Mapкуля. Обратимся же к странам собственно протестантским.
Мы уже знаем,
что в Германии Лютер, впрочем, во многих отношениях находившийся под сильнейшим
влиянием старинных народных верований, простодушно допускал, что лекарство,
поданное рукою государя, становится от этого гораздо более действенным. Катарина
Шварцбургская, поборница новой веры, стремилась раздобыть английские
cramp-rings.
В Англии оба целительных обряда продолжали совершаться и после схизмы; причем
так обстояло дело не только при Генрихе VIII, которого нельзя назвать государем
вполне протестантским, но даже при Эдуарде VI, прилагавшем массу усилий к тому,
чтобы уничтожить любые следы «папистских» суеверий. В царствование этого государя
богослужение, совершавшееся в Великую Пятницу, освободилось от
римско-католических форм; по крайней мере с 1549 г. англичанам было запрещено
«ползти» к кресту;
тем не менее каждый год в пятницу на Страстной неделе юный король-богослов
по-прежнему продолжал освящать целительные кольца; в год своей смерти, стоя
одной ногой в могиле, он, однако, совершил жест, унаследованный от предков, «по
старинному распорядку и старинно-
457//458
му обычаю», как говорят – с некоей извиняющейся
интонацией – счетные книги.
В конечном счете, однако, Реформация нанесла вере
в королевскую целительную мощь весьма чувствительные удары. Вера в эту мощь
вытекала из представлений о сакральном характере королевской власти;
сакральность же этой власти придавала определенная церемония, входившая в число
торжественнейших обрядов старой религии, – помазание на царство. К тем чудесам,
какие общественное мнение приписывало святым, протестанты относились с
отвращением, но так ли уж сильно отличались от этих чудес те, которые
совершались королями? Вдобавок общепризнанными покровителями золотушных слыли в
Англии святой Эдуард, а во Франции святой Маркуль, покровительство же это в
глазах многих людей выглядело весьма сомнительным. Новаторы отнюдь не собирались
исключать из своей картины мира сверхъестественные влияния; однако многие из
них, в отличие от своих предшественников, отказывались признавать за этими
силами право столь часто вмешиваться в повседневную жизнь. Вот какими
458//459
резонами,
если верить донесению папского шпиона, объяснял в 1603 г. Яков I Английский
свое нежелание совершать обряд возложения рук: «он говорит... что не понимает,
как может он исцелять больных, не сотворяя чуда, чудеса же кончились и нынче
больше не сотворяются».
Атмосфера чудесного, в которой существовали западные монархии, шокировала
адептов новой, очищенной веры; нетрудно догадаться о том, какое впечатление
могла произвести на людей, мечтавших о религии скромной и простой, легенда о
Священном сосуде. Приходя к более четкому осознанию своих идей, реформаты, и в
особенности представители наиболее радикального крыла кальвинизма, не могли не
увидеть в королевском чуде один из элементов той системы обрядов и верований,
которую они считали чуждой истинному, первоначальному христианству и отвергали
как святотатственное нововведение идолопоклоннических эпох, как, выражаясь
языком английских нонконформистов, «суеверие», которое следует вырывать с
корнем.
Однако Реформация угрожала старой вере в чудотворную
мощь королей не только и не столько своим сугубо религиозным воздействием.
Ничуть не менее важны были политические последствия религиозной реформы. Ее
ближайшим результатом оказалась смута, начавшаяся в Англии и Франции; она
нанесла серьезный удар по привилегиям королевской власти, и в том числе по
привилегии творить чудеса. Кризис этот, впрочем, проявился в двух королевствах,
чья судьба в XVI и XVII веках складывалась весьма различно, с разной силой. В
Англии он был более глубоким и радикальным. Поэтому мы и начнем с этой страны.
Из двух обрядов, в которых находила выражение
сверхъестественная мощь королей, тот, который возник последним, первым пал под
натиском новых веяний. Освящение колец не пережило XVI века.
Оно находилось под угрозой уже при Эдуарде VI. Однажды
в первый день поста, – возможно, это происходило в 1547 г. – один
проповедник-новатор, Николае Ридли, произнося проповедь перед этим королем,
возвысил голос против некоторых обычаев, казавшихся ему проявлениями
идолопоклонства, как
459//460
то поклонение иконам и использование святой воды при
экзорцизме; осмелился ли он посягнуть в тот раз и на «целительные» кольца?
Точно мы этого не знаем, но судя по всему, он – если и не открыто, то намеком
– дал своим слушателям понять, что осуждает этот обряд. Сторонники более
умеренной реформы церкви, верные идеям Генриха VIII, старались в ту пору
подчинить юного короля своему влиянию; они были весьма заинтересованы в том,
чтобы вести полемику вокруг предметов, непосредственно связанных со славой
монархии. Один из них, епископ Гардинер – человек весьма известный, – написал
Ридли протестующее письмо;
в нем он встал на защиту всего, на что прямо или завуалировано напал пламенный
проповедник, и в особенно на защиту освящения cramp-rings, ибо процедура эта – «дар
Божий», «наследственная прерогатива королей нашего королевства». Спор двух
священников довольно ясно показывает, чем именно этот древний магический обычай
даже в большей степени, чем обряд возложения рук, шокировал противников
римско-католической религии; они чувствовали в нем – и совершенно справедливо –
нечто вроде экзорцизма; окропление колец святой водой, считали они, дает
бесспорные основания причислить эту процедуру к разряду суеверий.
Впоследствии Эдуард VI Гардинера подверг гонениям, а Ридли сделал лондонским
епископом; однако в том, что касается королевского чуда, он, как мы видели, исполнил
исправнейшим образом пожелание первого – «ne negligat donum curationis» (не
пренебрегать целительным даром. – лат.); чувство монархической чести
одержало в данном случае верх над евангельским учением.
При Марии Тюдор церемония Великой Пятницы,
разумеется, продолжала совершаться из года в год: достаточно ли торжественно
она была обставлена, мы не знаем. Однако после восшествия на престол Елизаветы
(1558), когда королевский двор вновь сделался протестантским, церемонию эту
отменили: она исчезла без следа, по-видимому, в самом начале
460//461
царствования.
Некоторое время англичане продолжали собирать cramp-rings, освященные прежними
королями;
затем мало-помалу этим невзрачным металлическим колечкам, внешне ничем не
отличавшимся от самых обыкновенных колец, перестали придавать какое бы то ни
было значение. Ни одно настоящее королевское cramp-ring до нас не дошло,
или, во всяком случае, мы не умеем их отличать: тайна их мощи остается скрытой
от наших неверующих поколений. Елизавета убила старый обряд, и воскреснуть он
уже не смог.
Отчего же эта королева, куда менее ревностная
сторонница протестантизма, чем ее брат Эдуард, сочла своим долгом порвать с
традицией, которая до начала ее царствования оставалась в силе, несмотря на все
протесты Ридли и его партии? Быть может, католическая реакция, свирепствовавшая
при Марии, обострила чувствительность протестантов к любым ре-
461//462
цидивам
римско-католического культа? Можно также предположить, что королева, решившая,
несмотря ни на что, сохранить обряд возложения рук, посчитала необходимым хоть
в чем-то пойти навстречу требованиям противников древних верований и пожертвовала
тем из двух целительных обрядов, который в меньшей степени способствовал
укреплению королевского престижа, ибо не позволял государю проявлять свою
чудотворную силу прямо на глазах у страждущей толпы.
«Исцелять» же золотушных Елизавета не прекращала
никогда.
Она свято хранила верность традиционному церемониалу и ограничилась лишь тем,
что исключила из литургии молитву, где упоминались Дева Мария и святые, а
также, по всей вероятности, приказала перевести латинский текст, на котором шло
богослужение в прошлые века, на английский.
Мы не располагаем источниками, из которых можно узнать точное число больных,
прибегавших к ее помощи; однако, судя по всему, она пользовалась своим чудесным
даром с большим успехом,
встречая, впрочем, сильное сопротивление. Сдержан-
462//463
ный скептицизм некоторых
вольнодумцев, таких, как Реджинальд Скот, который, находясь под
непосредственным влиянием итальянских философов, сделался одним из первых в
Англии противников веры в колдовство, был не очень опасен.
Однако признавать за государыней право творить чудеса отказывались две группы
гораздо более влиятельных людей: католики, которые считали королеву еретичкой,
отлученной от церкви; радикальные протестанты, или, как их в то время начали
называть, пуритане, которые из доктринальных соображений, изложенных выше,
осуждали обряд, прямо относимый ими к числу суеверий. Следовало защитить
древнюю привилегию английский династии от неверующих. Официальные проповедники
отстаивали ее с высоты своих кафедр,
а
463//464
писатели – в своих книгах. В царствование Елизаветы вышло первое сочинение,
посвященное возложению рук, «Трактат о Божьем даре исцеления»; его опубликовал
в 1597 г. «смиренный капеллан ее священного величества» Уильям Тукер.
Посвященное самой королеве, сочинение это, разумеется, представляет собою дифирамб
королевскому чуду; впрочем, написано оно весьма посредственно и вряд ли
обратило кого бы то ни было в веру его автора.
Пять лет спустя один из хирургов королевы, Уильям Клауэс, позавидовав примеру
капеллана, написал в свой черед – на сей раз по-английски, тогда как
служитель церкви сохранил верность латыни – «полезный и снискавший одобрение»
трактат об исцелении золотушных королями и королевами Англии.
Появление защитительных речей такого рода было знамением времени. Старая вера в
чудотворную мощь королей отнюдь не умерла в сердцах англичан; однако
исповедовали ее далеко не все; вот почему она нуждалась в защитниках и
апологетах.
Восшествие на престол Якова I, совершившееся в
1603 г., едва не нанесло этой вере смертельный удар. Любопытно, что этот
монарх, который в своих политических сочинениях предстает перед нами как один
из самых непреклонных защитников абсолютизма и божественного права королей,
отказывался совершать обряд, так явственно обнажавший сверхъестественный
характер королевской власти. Этот мнимый парадокс, впрочем, легко объясним.
Яков был воспитан в Шотландии, в среде сугубо кальвинистской. В 1603 г. он еще
слишком хорошо помнил уроки своих первых учителей; если, однако, несмотря на
это, он с самого начала царствования встал на за-
464//465
щиту епископата, то лишь
оттого, что видел в церковной иерархии самую надежную опору королевской власти;
что же касается его религиозных чувств, то они остались неизменными: отсюда его
нежелание сотворять так называемое чудо, которое его приучили считать плодом
суеверия или обмана. Поначалу он решительно отказался совершать этот обряд,
а если впоследствии уступил требованиям своих английских советников, то не без
отвращения. Папский шпион оставил любопытный рассказ о первом возложении рук, совершенном
Яковом I; произошло оно, по всей вероятности, в октябре 1603 г. Церемонии
предшествовала проповедь кальвинистского пастора. Затем слово взял сам король,
не пренебрегавший, как известно, ни теологическими штудиями, ни практикой
церковного красноречия. Яков I рассказал о трудном выборе, перед кото-
465//466
рым он
стоит: либо совершить поступок, который легко можно счесть плодом суеверия,
либо нарушить древний обычай, установленный некогда для блага королевских подданных;
он поведал, что решился совершить обряд, однако видит в нем не что иное, как
своего рода молитву об исцелении больных, обращенную к Господу, молитву,
которую он просит вместе с ним вознести к небесам всех присутствующих. Засим он
начал возлагать руки на золотушных, «причем, – лукаво добавляет наш информатор,
– произнося эту речь, король несколько раз бросал взоры на шотландских
пасторов, стоявших рядом с ним, словно прежде обсуждал с ними этот вопрос и
теперь ждал от них знаков одобрения».
Мы не знаем,
когда именно строптивый чудотворец произвел чистку старинного церемониала.
Очевидно, однако, что случилось это очень скоро после его восшествия на
престол. Елизавета, подобно ее предшественникам католикам и Генриху VIII,
осеняла больные места своих «пациентов» крестным знамением, чем вызывала
величайшее возмущение некоторых своих подданных-протестантов.
Яков I отказался следовать ее примеру. Он ограничивался тем, что, после того
как больные, уже удостоенные прикосновения его руки, проходили пе-
466//467
ред ним
вторично, он – собственноручно или с помощью своих приближенных – вешал им на
шею золотую монету; жеста же, слишком явно напоминавшего о старой вере, – крестного
знамения, – он при этом не совершал. В то же самое время крест исчез с ангелов, которые он украшал прежде, надпись же на них была преобразована таким образом,
чтобы исключить слово «дивно» (mirabile).
Благодаря этим переменам, а также, по всей вероятности, благодаря привычке и
постепенному забвению уроков, полученных в юности, Яков I в концов концов стал
исполнять обязанности целителя с большой регулярностью и, должно быть, уже без
тех красноречивых оговорок, к которым он счел необходимым прибегнуть в первый
раз. Впрочем, всерьез он этот обряд, кажется, все равно не воспринимал. Когда в
1618 г. турецкий посол, движимый довольно забавным религиозным эклектизмом,
попросил короля прикоснуться
467//468
рукой к его сыну, страдавшему золотухой, король,
по рассказу современника, в просьбе не отказал, но громко рассмеялся.
Именно в первые годы царствования этого короля Шекспир
впервые представил на сцене своего «Макбета». Пьеса эта была написана в угоду
новому монарху: ведь Стюарты считались потомками Банко. Когда в четвертом акте
глазам устрашенного Макбета являются, в пророческом видении, потомки его
жертвы, последним из восьми королей под звуки гобоев на сцену выходит сам Яков,
держа в руке тройной скипетр трех королевств. Поразительно, что в ту же
трагедию поэт, как мы видели, счел необходимым включить похвалу чудотворной
мощи королей:
«A most miraculos work in this good king»
(Чудеснейшее дело этого
доброго короля).
Что это: намек? завуалированный совет? а может
быть, Шекспир просто не был осведомлен о тех сомнениях, которые мучили
последнего из потомков Банко, прежде чем он решил заняться этим «чудеснейшим
делом»? Точно сказать трудно. Как бы там ни было, здесь, как и во многих других
случаях, Шекспир служит верным выразителем народных представлений о жизни.
Большая часть нации по-прежнему не могла себе вообразить короля, не наделенного
«от Бога» целительным даром. Убежденность подданных монархии была так сильна,
что возобладала даже над сомнениями монарха.
469//470
Карл I, подобно отцу, совершал возложения
рук, причем, будучи воспитан в англиканской вере, относился к этому обряду
гораздо более спокойно. Итак, при первых Стюартах позиции сторон определились
окончательно. Вера в королевское чудо составляет часть тех полурелигиозных – полуполитических
доктрин, которые отстаивают сторонники королевской «прерогативы» и существующей
Церкви, иначе говоря, подавляющее большинство жителей страны; верить в
чудотворную мощь королей отказываются лишь небольшие группы ревностных
поборников новой религии, которые видят в нем прискорбный плод старинных
заблуждений и проявление того королевского абсолютизма, к которому они
постепенно проникаются ненавистью.
Во Франции, как мы видели, кальвинисты долгое
время хранили насчет целительной мощи, приписываемой королям, почтительное – или
осторожное – молчание. По правде говоря, подчас само это молчание оказывалось
весьма красноречивым; что, например, может быть более выразительным, чем
позиция такого человека, как Амбруаз Паре, чей трактат о хирургии, в отличие от
всей медицинской литературы того времени, не содержит, даже в главе,
посвященной золотухе, каких бы то ни было упоминаний о чудесном исцелении этой
королевской болезни? Кажется, впрочем, что – во всяком случае, после начала Реформации – из рядов
гугенотов начали раздаваться и протесты более существенные, чем умолчание.
Иезуит отец Луи Ришом, рассуждая в своих «Трех речах в защиту
469//470
католической
религии», вышедших в 1597 г., о «даре исцелять золотушных, коим наделены
христианнейшие короли французские», возвышает голос против «безверия или
бесстыдства неких французских хирургов с дурными руками и нечистой совестью, а
равно и неких комментаторов Плиния, клюнувших на приманки Лютера, ибо
попытались те и другие клеветами умалить и унизить сие чудо».
Мне не удалось разгадать смысл этих намеков, хотя бесспорно, что Ришом
подразумевал совершенно конкретных людей; во всяком случае, очевидно, что он
имел в виду авторов-протестантов. Впрочем, вообще реформаты обсуждали эту тему
не слишком активно; скорее всего, писатели этого лагеря не стремились
обрушивать нападки на одну из самых популярных привилегий королевской власти,
ибо, несмотря на все гонения, все еще не теряли надежды удостоиться благосклонного
или, по крайней мере, терпимого отношения со стороны этой власти. Самой
ожесточенной атаке чудотворную мощь не королей вообще, а одного совершенно
определенного короля подвергли представители другого лагеря.
Когда Генрих
III окончательно порвал с Лигой, его противники сочли, что по причине своего
безбожия он более не достоин владеть чудотворным даром, доставшимся ему в наследство
от предков; среди сторонников Лиги ходили слухи,
470//471
что несколько раз король
тщетно возлагал руки на одного из своих приближенных, заболевшего золотухой, – тот
и не думал выздоравливать. Каноник Мерье, сочинивший после смерти Генриха III
«Трактат о помазании», направленный против Генриха IV, видел в этой
«медицинской» беспомощности короля знак, который Господь подал французскому
народу: если французы согласятся видеть на французском троне короля, не
помазанного должным образом (Генрих IV в ту пору был еще протестантом, а Реймс
находился в руках противника), золотушные могут распроститься с надеждой на
чудесное исцеление.
Беарнец сделался католиком; короновался он,
правда, не в Реймсе миром из Священного сосуда, а в Шартре, но – все-таки! – елеем,
который, по преданию, некогда вручил ангел святому Мартину; в свой черед новый
король принялся совершать возложение рук, и, что бы ни думали на сей счет
адепты Мерье, толпы страждущих устремились ко двору. Первая церемония
состоялась не сразу после коронации и не в Шартре, а в Париже, в Светлое
воскресенье 10 апреля 1594 г., через восемнадцать дней после входа королевских
войск в столицу. Парижане не присутствовали при совершении этого обряда с 1588
г., со времен бегства Генриха III; больных явилось великое множество: если
верить Фавену, от 600 до 700 человек; если верить де Ту, –
471//472
960.
Впоследствии Генрих IV продолжал по случаю четырех главных праздников: Пасхи,
Пятидесятницы, праздника Всех Святых, Рождества, а порой и чаще, жаловать своей
целительною милостию золотушных, которые стекались ко двору сотнями, если не
тысячами.
Короля эта церемония сильно утомляла – подобно всем французским королям, он совершал возложение рук стоя, – однако
он и не думал от нее уклоняться. Желая возродить монархию, разве мог он
пренебрегать этой важнейшей из королевских обязанностей? Чтобы укрепить
авторитет власти, расшатанный долгими годами гражданской войны, административных
мер было недостаточно; следовало укреплять в сердцах подданных уважение к
династии и веру в законность царствующего монарха, а одним из самых надежных
орудий для этого укрепления и одним из самых убедительных доказательств этой
законности служило наследственное чудо. Именно поэтому Генрих IV не ограничился
регулярным совершением чудесного обряда; он и его окружение начали вести
последовательную пропаганду чудотворного королевского дара.
Началось все с книги: в 1609 г. лейб-медик короля
Андре Дю Лоран опубликовал с посвящением своему повелителю
473//474
трактат «Чудесный
дар исцелять золотуху, данный от Бога одним только королям христианнейшим», – пространную
защитительную речь, о содержании которой исчерпывающее представление дает
название одной из глав: «Чудесный дар исцелять золотуху, ниспосланный королям
Франции, имеет природу сверхъестественную и происходит не от Дьявола... Дар сей
есть чистый дар Божий».
Сочинение Дю Лорана, судя по всему, имело большой успех; оно было несколько раз
переиздано и переведено с латыни.
«Не ведаем мы, – писал в 1628 г. Ги Патен в латинском стихотворении,
предваряющем одно из новых изданий сочинения Дю Лорана, – что обличает оно с
большей яркостью, славу ли короля, ученость ли писателя». Однако толстые книги
читают далеко не все; следовало также подумать и о более широкой публике,
предпочитающей рассматривать картинки. Гравер П. Фиран – фламандец,
обосновавшийся на улице Сен-Жак под вывеской «Печатание эстампов», – примерно в
то же самое время, когда появилась книга Де Лорана, выпустил в продажу эстамп,
изображающий во всех подробностях церемонию возложения рук.
Король идет вдоль цепи коленопреклоненных больных; за ним следуют лица,
ведающие раздачею милостыни; королевский медик поддерживает голову каждого
больного в тот момент, когда рука короля прикасается к его ранам; церемония
происходит под открытым
473//474
небом, среди зданий немного громоздкой архитектуры, в
окружении большого числа военных. Под гравюрой напечатана длинная надпись, прославляющая
королей вообще, ибо они суть «ожившие подобия Божества», и христианнейшего
короля с творимыми им чудесами в частности; оканчивается она следующим образом:
«Простите же мне, читатели, мою смелость, опорою служит мне поддержка великого
Короля, а охраною пламенное желание узреть дивные чудеса, кои творит Великий
Господь».
«Поддержка великого Короля»: я полагаю, что эти слова следует понимать
буквально, тем более что из других источников мы знаем: Фиран неоднократно
служил своим резцом монархической пропаганде Главный королевский врач и гравер каждый на свой лад проводили одну и ту же
политику – прославляли чудеса, творимые монархом, и тем самым укрепляли
монархию.
Таким образом, во Франции, как и в Англии, по
окончании борьбы, ведшейся в XVI столетии, старая вера в сверхъестественный дар
королей в очередной раз – по крайней мере внешне – восторжествовала. Вера эта
составляла один из элементов той общей веры в монархию, которая в абсолютистской
Франции при Людовике XIV расцвела пышным цветом, а в Англии, напротив, не
сразу, но постепенно исчезла полностью, уничтоженная в ходе новой политической
и религиозной драмы. Именно об этой вере в монархию надлежит нам теперь сказать
несколько слов: иначе живучесть чудотворной мощи королей может показаться
необъяснимой.