Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Дмитрий Браткин

ТЕОЛОГИЯ ГЕГЕСИППА

Студенческая работа 1997 г.
http://www.plato.spbu.ru/CONFERENCES/1997/5-24.htm

1. Гегесипп (между 100 и 110 — после 189 г.) — раннехристианский автор, близкий к иудео-христианским кругам, возможно, выходец из иудейского народа. Его сочинения — «Преемство» (Diadoche) и «Записки» (Hupomnemata). «Преемство» представляло собой перечисление в той или иной форме последовательности смены епископов различных общин, сделанное с точки зрения передачи правоверного канонического учения от одного к другому, сопровождавшееся Теологическими комментариями. Известно составление Гегесиппом Римского «Преемства», весьма возможно, что его перу принадлежат также «Преемства» Коринфа и Иерусалима.

«Записки» - масштабный труд в пяти книгах, написанный с целью опровержения гностических учений в жанре теологизированной истории. Его автор развивает историческую парадигму полемики против гностицизма, т.е. для него главным действенным оружием в борьбе является не теологическое рассуждение (как для Иринея), а показ исторического развития «ересей» — от одних, более ранних, к другим, более поздним, рассказ об апостолах и родственниках Иисуса — хранителях «канона христианской веры», их жизни, обстоятельствах смерти, воззрениях и т.п. При этом он фиксирует иудео-христианскую устную традицию.

2. Можно выделить две основные идеи Гегесиппа: а) особая роль потомков Давида и родственников Иисуса; б) универсальность принципа «передачи», diadoche.

Труд Гегесиппа дошел до нас в немногочисленных фрагментах. Поэтому реконструкция его теологии представляет собой трудность, особенно когда речь идет о его взглядах на роль родственников Иисуса, Их особая, значимая миссия, которую, по мнению Гегесиппа, они исполняют в христианской Церкви, их высокое привилегированное положение, которое они занимали по праву, особое уважение, которым они окружены, их равноправие с апостолами — таков образ этой группы, складывающийся у Гегесиппа. Тем не менее насколько можно судить по сохранившимся фрагментам, он видел их основное предназначение в том, чтобы они были хранителями и распространителями «неиспорченного» христианского учения.

3. Понятие diadoche вырастает у Гегесиппа в универсальный принцип церковной истории. Словом diadoche он обозначает верное учение, саму Церковь, поколение епископов, процесс передачи канонических воззрений в церкви. Он возводит также ереси гностического толка к иудейским «ересям» I в., выводя из семи иудейских семь гностических. Хотя здесь и не упоминается это слово, вполне возможно, что подразумевается в случае с ересями тоже diadoche, но уже не канонического учения. Наследуется даже стереотип поведения еретиков — убийство праведных христианских старцев, совершаемые исключительно из желания сотворить злое либо своими руками (как в легенде об Иакове), либо путем доноса в соответствующие римские органы на христианина, которого затем римляне распинают (как в отрывках о смерти Симеона). После этого еретиков постигает заслуженное наказание свыше — осада Иерусалима Веспасианом (для убийц Иакова) или гонение на тех, кто донес на Симеона.

4. Учитывая все сказанное, можно предположить, что, согласно воззрениям Гегесиппа, существовала передача верного учения от апостолов и родственников Иисуса к епископам, неверного учения от иудейских ересей к христианским. Учитывая постоянное противопоставление «ересь — ортодоксия», проводимое Гегесиппом, представляется возможным реконструировать некий «истинный иудаизм», который, с одной стороны, является оппозицией иудейским «ересям», а с другой — источником «канона христианской веры». Что мог здесь иметь в виду Гегесипп, сказать трудно, вероятно, это был некий идеальный образ «ветхозаветной религии», имевший мало точек соприкосновения с реальным иудаизмом какого бы то ни было времени. Графически все это можно изобразить в виде следующей схемы:

 

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова