ГЛАВА 4
Эпоха династии Ираклия (610-717)
В лице Ираклия и его ближайших преемников Византия имела на своем
престоле династию, может быть, армянского происхождения. По крайней
мере, армянский историк VII века Себеос, драгоценный источник для
времени Ираклия, пишет, что фамилия Ираклия находилась в родстве
с известным армянским родом Аршакидов. [+1]
Этому может несколько противоречить свидетельство источников о белокурых,
золотистых волосах Ираклия. [+2]
Ираклий правил с 610 по 641 год. От первой жены Евдокии Ираклий
имел сына Константина, который, процарствовав несколько месяцев
после смерти отца, умер в том же 641 году. В истории он известен
как Константин III (один из трех сыновей Константина Великого считался
Константином II). После Константина III правил в течение нескольких
месяцев сын Ираклия от его второй жены Мартины, по имени Ираклон
или Ираклеон (настоящее его имя было, по всей вероятности, Ираклий).
Ираклон был осенью 641 года свергнут, после чего императором был
провозглашен сын Константина III, Констант II, царствовавший с 641
по 668 год. Вероятно, в данном случае греческая форма его имени
Конста (лат. Констант) есть уменьшительное имя от Константина; последнее
имя было официальным, по крайней мере, на византийских монетах;
в западных официальных документах того времени и даже в некоторых
византийских источниках он называется Константином. Народ же, по-видимому,
называл его Константом. После него правил энергичный сын Константин
IV с обычным прозванием Погонат, т. е. Бородатый (668-685). Но,
по всей вероятности, как теперь оказывается, это неверно, и прозвание
"Погонат" надо относить к его отцу. [+3]
Со смертью Константина IV в 685 году кончается лучшая эпоха Ираклейской
династии. Последний представитель этой династии, Юстиниан II, с
прозвищем Ринотмет, т. е. "с отрезанным носом", сын Константина
IV, правил два раза, - с 685 по 695 год и с 705 по 711 год. Время
Юстиниана II, отмеченное многочисленными жестокостями, еще достаточно
не изучено. Надо думать, что жестокая расправа императора с представителями
знати должна быть объясняема не одним его произволом, но тем глухим
недовольством ее представителей, которые не хотели примириться с
сильной волей и самовластьем Юстиниана и стремились свергнуть его
с престола. Даже в источниках довольно ясно выступает тенденциозно
враждебная Юстиниану традиция. В 685 г. он был свергнут и по урезании
носа и языка [+4]
сослан в крымский Херсонес; оттуда ему удалось бежать к хазарскому
кагану, на сестре которого он женился; позднее при помощи болгар
он успел вернуть себе трон. По возвращении в столицу Юстиниан жестоко
стал мстить всем лицам, причастным к его свержению. Наконец, установленная
им тирания вызвала в 711 г. революцию, во время которой были убиты
сам Юстиниан и его семья. В 711 году Ираклейская династия окончилась.
В период между двумя царствованиями Юстиниана II правили два случайных
императора - военный вождь Леонтий (695-698), родом из Исаврии,
и Апсимар, получивший при возведении на престол имя Тиверия (Тиверий
III, с 698 по 705 год). Некоторые ученые склонны приписывать Апсимару-Тиверию
гото-греческое [+5]
происхождение. После жестокого свержения Юстиниана II в 711 году,
на протяжении шести лет, с 711 по 717 год, на византийском престоле
сидели три случайных императора: армянин Вардан, или Филиппик (711-713),
Артемий, переименованный при коронации в Анастасия (Анастасий II,
713-715) и, наконец, Феодосии III (715-717). Время анархии, царившей
в Византии с 695 года, окончилось в 717 году возведением на престол
знаменитого Льва III, с которого начинается уже новая эпоха в истории
Византии.
Внешнеполитические проблемы. Персидские войны и кампании против
авар и славян
В лице Ираклия империя получила талантливого и энергичного государя,
который, особенно после тирании Фоки, казался населению образцовым
правителем. По словам современного Ираклию поэта Георгия Писиды,
описавшего в хороших стихах его персидские походы и аварское нашествие, [+6]
новый император провозгласил, что "власть должна блистать не столько
в страхе, сколько в любви".
"Ираклий был создателем средневековой Византии, - говорил Острогорский,
- государственной концепцией которой была римская идея, язык и
культура которой были греческими, а вера - христианской". [+7]
Достижения Ираклия тем более заслуживают внимания, что к моменту
его пришествия к власти положение империи было крайне опасным.
Персы угрожали с востока, авары со славянами с севера. Внутренние
дела после только что пережитого несчастного правления Фоки находились
в состоянии анархии. У нового императора не было в распоряжении
ни достаточного количества войск, ни денег. Поэтому начало правления
Ираклия было исполнено тяжелых испытаний для империи.
Персы в 611 году предприняли завоевание Сирии и овладели главным
городом византийских восточных провинций, Антиохией. Дамаск вскоре
также перешел в руки персов. Завоевав Сирию, персы двинулись в
Палестину и приступили в апреле 614 года к осаде Иерусалима, продолжавшейся
двадцать дней. Наконец, стенобитные орудия персов разрушили городскую
стену, после чего, по выражению одного источника, "злые враги
вступили в город с большой яростью, точно рассвирепевшие звери
и обозлившиеся драконы". [+8]
Город был разграблен; христианские святыни разрушены. Храм Гроба
Господня, построенный Константином Великим и Еленой, был сожжен
и ограблен. Христиане подверглись беспощадному избиению. Иерусалимские
евреи были на стороне персов и при взятии ими города принимали
деятельное участие в избиении христиан, которых, по некоторым
сведениям, погибло до 60 000. Много драгоценностей было увезено
в Персию. Одна из самых дорогих святынь христианского мира, Святое
Животворящее Древо, или Крест Господень, была также увезена в
Ктесифон. Среди многочисленных пленных, отправленных в Персию,
находился иерусалимский патриарх Захария. [+9]
[+9] /p>
Опустошительное завоевание персами Палестины и разгром Иерусалима
являются поворотным пунктом в истории этого края. По словам академика
Н. П. Кондакова, "это было бедствие, неслыханное после взятия
Иерусалима при Тите и на этот раз непоправимое: для этого города
уже не было потом эры, подобной временам Константина, и великолепные
сооружения в его стенах, подобно так называемой Омаровой мечети,
уже не составят эпохи в истории; отныне город и его здания приходят
в упадок, со ступеньки на ступеньку, и самые крестовые походы,
изобилующие всякого рода результатами и, пожалуй, всякой добычей
для самой Европы, отзовутся только смутой, путаницей и разложением
в жизни самого Иерусалима. Персидское нашествие разом снесло наносную,
искусственную греко-римскую культуру Палестины, разорило земледелие,
обезлюдило города, уничтожило или на время, или навсегда монастыри
и лавры, прекратило торговлю. Этим нашествием освободились от
прежних уз и страха грабительские племена арабов, и они приготовились
к сплочению в будущем и повсеместному наступлению. Отныне период
культурного развития страны кончен; для нее настает та смутная
эпоха, которой всего естественнее было бы дать название Средних
веков, если бы только она не продолжалась вплоть до настоящего
времени". [+10]
Легкость завоевания персами Сирии и Палестины объясняется монофизитским
составом большей части населения этих областей. Монофизиты, как
известно, испытывали сильные притеснения со стороны византийского
правительства преемников Юстиниана и поэтому предпочли владычество
персидских огнепоклонников, в стране которых несториане, например,
пользовались относительной веротерпимостью.
Персидское нашествие не ограничилось Сирией и Палестиной. Часть
персидского войска, пройдя через всю Малую Азию и завоевав Халкидон,
на берегу Мраморного моря у Босфора, расположилась лагерем у Хрисополя
(совр. Скутари), напротив Константинополя. Другая же персидская
армия завоевала Египет. Александрия пала, вероятно, в 618 или
619 году. Как в Сирии и Палестине, монофизитское население Египта
не оказало должной поддержки византийскому правительству и с легким
сердцем перешло под власть персов. Потеря Египта была тяжелым
ударом для Византийской империи, так как Египет был житницей Константинополя.
Прекращение снабжения египетским зерном имело тяжелые последствия
для экономического положения столицы.
Одновременно с жестокими потерями на юге и востоке в войне с
персами Византия подверглась серьезной опасности на севере, а
именно на Балканском полуострове, где аваро-славянские полчища
во главе с аварским каганом, грабя и разрушая, дошли до самого
Константинополя и ворвались в город. На этот раз дело ограничилось
набегом, позволившим аварскому кагану возвратиться на север с
многочисленными пленными и богатой добычей. [+11]
Эти захватчики упоминаются в писаниях современника Ираклия, Исидора,
епископа Севильского, который заметил в своей хронике: "Шел шестнадцатый
(пятый) год правления Ираклия, в начале которого славяне захватили
у римлян Грецию и персы захватили Сирию, Египет и множество провинций". [+12] [*1]
Примерно в это же время (624) Византия потеряла свои последние
владения в Испании, где вестготское завоевание было завершено
королем Свинтилой. Балеарские острова остались в руках Ираклия. [+13]
После некоторых колебаний император решил начать войну с Персией.
Ввиду истощения казны император воспользовался церковными сокровищами
столицы и провинций и повелел отчеканить большое количество золотой
и серебряной монеты. Опасность со стороны аварского кагана на
севере была, как надеялся Ираклий, устранена уплатой ему большой
суммы денег и вручением знатных заложников. После этого, весной
622 года, император переправился в Малую Азию, где в течение нескольких
месяцев производил набор войска и обучал его военному делу. Персидский
поход, имевший, между прочим, целью возвратить Животворящее Древо
и Иерусалим, получал вид крестового похода.
Современные историки полагают, что Ираклий на протяжении с 622
по 628 год совершил три персидских похода, увенчавшихся поразительным
успехом византийского оружия. Современный событиям поэт Георгий
Писида составил Эпиникий (Песнь победы) по этому случаю, названный
"Ираклиада", а в другой поэме "Гексамерон" ("Шестоднев"), о сотворении
мира, он намекал на шестилетнюю войну, в которой Ираклии победил
персов. Они напомнили Ф. И. Успенскому блистательные походы Александра
Македонского. [+14]
Ираклий привлек на свою сторону кавказские народы и вступил в
союз с хазарами. Вообще северные прикавказские области Персии
служили одной из главных арен военных действий.
Во время отсутствия императора, пребывавшего со своими войсками
в далеких походах, столица подверглась серьезной опасности. Аварский
каган, нарушив заключенные с императором условия, двинулся в 626
году с громадными толпами аваров и славян к Константинополю, вступив
одновременно в соглашение с персами, отряд которых дошел до Халкидона.
Аваро-славянские полчища осадили Константинополь, который переживал
опасные моменты. Однако константинопольскому гарнизону удалось
отбить атаку и обратить нападавших в бегство. Узнав о неудаче
аварского кагана, персы удалились из-под Халкидона в Сирию. Поражение
аваров под Константинополем в 626 году явилось одной из главных
причин ослабления дикого аварского государства. [+15]
Между тем Ираклий в конце 627 года нанес решительное поражение
персам близ развалин древней Ниневии (около современного города
Мосула на р. Тигр) и вступил в центральные персидские области.
Богатая добыча досталась в руки императора. Он послал в Константинополь
обширный, триумфальный манифест, описывающий его успехи в войне
против персов и объявляя о конце войны и его блистательной победе. [+16]
"В 629 году слава Ираклия была полной, солнце его гения рассеяло
тьму, которая нависла над империей, и теперь перед глазами всех
славная эра мира и величия, казалось, начиналась. Вечный и ужасный
враг - персы - были навсегда повержены, на Дунае могущество аваров
быстро уменьшалось. Кто, таким образом мог противостоять византийским
армиям? Кто мог угрожать империи? [+17]
В это самое время персидский царь Хосров был свергнут и убит,
а его победитель, вступивший на престол Кавад Широе, начал с Ираклием
мирные переговоры. На основании условий мира персы возвратили
Византии завоеванные области, Сирию, Палестину и Египет, и увезенное
ими Животворящее Древо. Ираклий с великим торжеством вернулся
в столицу; а несколько времени спустя направился в Иерусалим,
где к глубокому утешению христианского мира Животворящий Крест,
возвращенный из Персии, был водворен на прежнее место к великой
радости всех христиан. Современный событиям армянский историк
Себеос дал описание события: "В день вступления в Иерусалим немало
происходило там ликования. Раздавался голос плача и печали, лились
слезы умиленного сердца у царя и знати, всех войск и жителей города.
И никто не мог петь Господних песен от плачевного умиления всей
толпы. Царь водрузил Крест на своем месте и всю церковную утварь
расположил по своим местам и раздал всем церквам и жителям города
подарки и деньги на ладонь " [+18]
Интересно отметить, что победа Ираклия над персами упомянута
в Коране: "Побеждены Румы [*2]
в ближайшей земле, но они после победы над ними победят через
несколько лет". [+19]
Значение персидских кампаний Ираклия
Персидская война Ираклия составляет важную эпоху в истории Византии.
Из двух мировых держав, какими в раннее средневековье были Византия
и Персия, последняя потеряла окончательно прежнее значение и превратилась
в слабое государство, вскоре под натиском арабов прекратившее свое
политическое существование. Победоносная Византия, нанесшая смертельный
удар своему вековому врагу, возвратившая империи все потерянные
восточные провинции и христианскому миру драгоценную святыню Древа
Господня, освободившая столицу от грозных аваро-славянских полчищ,
была, казалось, на высоте славы и могущества. Правитель Индии послал
свои поздравления Ираклию по случаю его победы над персами вместе
с большим количеством драгоценных камней. [+20]
Царь франков Дагоберт послал специальных послов для заключения вечного
мира с империей. [+21]
Наконец, в 630 году персидская царица Боран также послала специального
посланника Ираклию и заключила официальный мир. [+22]
В связи с успехом персидской войны Ираклий в 629 году впервые
официально назвал себя василевсом. Последнее название уже давно
употреблялось на Востоке и особенно в Египте, а с IV века в частях
империи, говорящих на греческом языке. Но оно не было принято,
как официальный титул. До VII века греческим эквивалентом для
латинского названия "император" (imperator) был "автократор" ((гитократсор),
т. е. "самодержец", что этимологически не соответствует значению
слова "император". Единственным иностранным государем, если не
считать далекого абиссинского царя, был персидский царь, которому
римский император соглашался давать титул василевса. Английский
византинист Бьюри пишет: "Пока вне Римской империи существовал
крупный независимый василевс, императоры воздерживались принимать
титул, который пришлось бы разделять с другим монархом. Но как
только этот монарх был низведен до положения зависимого вассала
и не было более конкуренции, император отметил это событие, приняв
официально тот титул, который в течение нескольких столетий прилагался
к нему неофициально " [+23]
Арабы
Возвращенные империи области, Сирия, Палестина и Египет, с преобладающим
в них монофизитским населением снова ставили на очередь наболевший
вопрос об отношении византийского правительства к монофизитам, имевший,
как мы уже отмечали выше, серьезное государственное значение. Не
надо также забывать того, что многолетняя, упорная борьба Ираклия
с персами, несмотря на блестящий окончательный исход, должна была
на время ослабить военную мощь Византии ввиду крупных потерь в войсках
и сильного финансового напряжения. Но столь необходимого отдыха
страна не получила, так как вскоре после окончания персидской войны
появилась совершенно неожиданная, в первый момент недостаточно оцененная
грозная опасность со стороны арабов, открывших своим выступлением
против Византии и Персии новую эру во всемирной истории.
Гиббон так говорит об этом выступлении арабов: "В то время как
император торжествовал в Константинополе или Иерусалиме, незначительный
город на границах Сирии был разграблен сарацинами, которые изрубили
войска, выступившие на его освобождение: обычный и пустяшный случай,
если бы он не был прелюдией могучей революции. Эти разбойники
были апостолы Мухаммеда; их фантастическая храбрость вышла из
пустыни; и в последние восемь лет своего царствования Ираклий
потерял те самые провинции, которые он освободил от персов". [+24]
Мухаммед и ислам
Еще в дохристианские времена арабы, народ семитской расы, населяли
Аравийский полуостров и Сирийскую пустыню, расположенную к северу
от него, до Евфрата. Аравийский полуостров, равный по величине приблизительно
четверти Европы, омывается, как известно, на востоке Персидским
заливом, на юге Индийским океаном, на западе Красным или Черным
морем; на севере он сливается с сирийской пустыней. Наиболее известные
в истории области этого полуострова были: 1) Неджд, занимавший центральное
плоскогорье; 2) Йемен, или Счастливая Аравия, на юго-западе полуострова
и 3) Хиджаз - прибрежная полоса по Красному морю, идущая от севера
полуострова до Йемена. Пустынный полуостров далеко не везде был
удобен для жилья, и арабы, ведя кочевой образ жизни, обитали главным
образом в центральной и северной Аравии. Это были бедуины, считавшие
себя настоящими, наиболее чистыми представителями арабского племени,
истинными носителями благородства и доблести. Кроме кочевых бедуинов
были и оседлые жители немногочисленных городов и поселков, к которым
бедуины относились свысока и даже с некоторым пренебрежением.
Римское государство неминуемо должно было на своей восточной
сирийской границе сталкиваться с арабскими племенами и принимать
меры для большей безопасности последней. В этих видах римские
императоры выстроили ряд пограничных укреплений, другими словами,
сирийский limes, напоминавший, конечно в гораздо меньших размерах,
знаменитый limes romanus на дунайской границе против германцев.
Развалины главнейших римских укрепленных пунктов на сирийской
границе сохранились до наших дней. [+25] [*3]
Уже со II века до н. э. среди сирийских арабов стали образовываться
самостоятельные государства с сильным влиянием арамейской и греческой
культур, называемые иногда арабско-арамейскими эллинистическими
царствами. Из городов особенно выдвинулась и разбогатела, благодаря
выгодному положению на пересечении важных торговых путей, Петра,
величественные развалины которой до сих пор привлекают к себе
внимание историков и археологов.
Наиболее важным из сирийских арабских царств в культурном и политическом
отношении в эпоху Римской империи была Пальмира, где эллинистически
образованная и мужественная царица Зиновия, как ее называют римские
и греческие писатели, во второй половине III века создала большое
государство: она завладела Египтом и большей частью Малой Азии.
Это было, по словам профессора Тураева [+26] [*4]
первым проявлением реакции Востока и первым распадением империи
на западную и восточную. Император Аврелиан вернул империи единство,
и побежденная царица в 273 году должна была идти за триумфальной
колесницей победителя при въезде его в Рим. Восставшая Пальмира
подверглась разрушению; но ее грандиозные развалины, подобно Петре,
до настоящего времени влекут к себе ученых и туристов. Известный
эпиграфический памятник Пальмиры, а именно высеченный на громадном
камне пальмирский тариф II века н. э., дающий драгоценные
сведения о торговле и финансах этого города, перевезен в Петроград
и хранится в Эрмитаже.
В византийское время выделились две арабские династии. Одна -
династия Гассанидов в Сирии, монофизитская по религии, находившаяся
в зависимости от византийских императоров, особенно усилившаяся
в VI веке при Юстиниане, помогавшая империи в ее военных предприятиях
на востоке и прекратившая свое существование, вероятно, в начале
VII века при завоевании персами Сирии и Палестины. Вторая арабская
династия была династия Лахмидов с центром в городе Хире у Евфрата,
находившаяся в вассальных отношениях к персидским Сасанидам, враждебная
поэтому Гассанидам, прекратившаяся также в начале VII века. [*5]
В Хире было распространено христианство в форме несторианства,
и некоторые представители династии Лахмидов также были христианами.
Обе династии обязаны были защищать границу: Гассаниды - византийскую,
Лахмиды - персидскую. Как видно, оба вассальных государства исчезли
в начале VII века, так что, ко времени выступления Мухаммеда,
в пределах Аравийского полуострова и населенной арабами Сирийской
пустыни не было, за одним исключением, ни одной политической организации,
которая заслуживала бы названия государства. Лишь на юго-западе
Аравийского полуострова продолжало существовать с конца второго
века до н. э. царство Сабейско-Химьярское, или Химьяритов (Омиритов). [*6]
Однако около 570 г. Йемен был завоеван персами [+27] [*7]
Древние арабы до Мухаммеда жили в условиях родового быта. Кровное
родство являлось единственной основой их общих интересов, сводившихся
почти исключительно к обязательным для всех членов племени принципам
верности, покровительства, помощи и мести за причиненные врагами
племени обиды. Ничтожного повода было достаточно, чтобы вызвать
длившуюся иногда десятки лет кровопролитную борьбу между племенами.
Воспоминания об этих временах сохранились в древней арабской поэзии
и прозаических преданиях. Враждебность и высокомерие были преобладающим
настроением во взаимных отношениях различных племен арабской древности.
Религиозные представления древних арабов были очень примитивны:
племена имели своих богов [*8]
и священные предметы, например камни, деревья, источники; через
них арабы хотели узнавать будущее; в некоторых частях Аравии было
распространено почитание звезд. Едва ли древние арабы, по мнению
одного знатока арабской древности, в своих религиозных переживаниях
поднимались выше чувства фетишиста перед предметом его поклонения. [+28]
Они верили в невидимые дружественные, но чаще враждебные силы,
- в демонов (джиннов). Представление о высшей невидимой силе,
об Аллахе, отличалось у древних арабов неопределенностью. Молитвы,
как формы почитания, они, по-видимому, совсем не знали; если же
они обращались к божеству, то это обращение было воззванием о
помощи для мести за понесенную обиду или несправедливость. "Остатки
до-исламских стихотворений, - по словам одного ученого, - не заключают
никаких намеков на стремление к божеству даже более возвышенных
душ и дают лишь слабые указания на отношение их к религиозным
преданиям своего народа". [+29]
Кочевая жизнь бедуинов, проводивших свои дни в перевозимых с
места на место палатках, конечно, не способствовала устроению
постоянных, определенных мест для совершения религиозного культа,
хотя бы и очень примитивного. Но, как было замечено уже выше,
помимо бедуинов были оседлые жители городов и поселков. Последние
возникали и развивались преимущественно на торговых путях, особенно
по караванной дороге, шедшей с юга на север, из Йемена в Палестину,
Сирию и к Синайскому полуострову. Из городов на этом пути наиболее
известными и богатыми были, еще задолго до появления Мухаммеда,
Мекка (Макораба у древних писателей) и к северу от нее Йасриб
(будущая Медина). В них останавливались торговые караваны, приходившие
с севера и юга. Между купцами было немало евреев, которые жили
не только в двух поименованных городах, но и в других частях полуострова,
например в северном Хиджазе. Известно, что много евреев было и
в Йемене, в царстве Химьяритов. С севера, из римско-византийских
владений Палестины и Сирии, и с юга, из Абиссинии через Йемен,
проникали на полуостров христиане. Центром смешанного населения
полуострова сделалась Мекка, где с ранних пор уже находилось святилище
первоначально совершенно не арабского характера, Кааба, кубообразное
каменное сооружение около 35 футов в вышину, внутри которого хранился
главный предмет поклонения, черный камень, ниспосланный, по преданию,
с неба. Предание связывало основание мекканского святилища с именем
ветхозаветного Авраама. Мекку, благодаря ее выгодному торговому
положению, посещали торговцы всех арабских племен. Для большего
привлечения их сюда в Каабе были, по словам легенды, поставлены
идолы различных племен, так что представители каждого племени,
придя в это святилище, могли совершать поклонение своему наиболее
почитаемому божеству. Число паломников увеличивалось, чему особенно
способствовал соблюдавшийся во время священного периода "Божий
мир", который более или менее гарантировал неприкосновенность
территории племен, пославших своих представителей в Мекку. Время
религиозных празднеств совпадало с большой мекканской ярмаркой,
на которой арабы и иностранные купцы устраивали свои торговые
дела. Мекка богатела; в ней приблизительно с V века выделилось
богатое и знатное племя курейшитов, которое получило в городе
преобладающее значение. Конечно, материальные интересы склонных
к наживе мекканцев не были забыты, и священные собрания Мекки
бывали ими использованы в своих своекорыстных целях. По словам
одного ученого, "находясь под господством этих знатных родов,
заведовавших выполнением традиционных обрядов, город носил материалистический,
надменно-плутократический характер, в котором глубокое религиозное
чувство не находило никакого удовлетворения". [+30] [*9]
Под влиянием еврейства и христианства, с которыми, особенно в
Мекке, была полная возможность познакомиться, среди арабов встречались
незадолго до Мухаммеда отдельные личности, искренне воодушевленные
религиозными идеями, совершенно непохожими на сухую обрядность
их древних религиозных обычаев. Стремление к монотеизму и аскетическому
образу жизни являлось отличительной чертой этих скромных исповедников,
находивших удовлетворение в своих личных переживаниях и не оказывавших
большого влияния на других. Объединителем арабов и основателем
одной из мировых религий явился Мухаммед. Из скромного проповедника
покаяния он сделался сначала пророком, а затем главой политической
общины.
Мухаммед родился около 570 года. Происходя из племени курейшитов
и принадлежа к одному из беднейших родов его, хашимитам, он рано
осиротел и должен был зарабатывать себе хлеб, сопровождая торговые
караваны богатой вдовы Хадиджи в качестве погонщика верблюдов.
Материальное положение Мухаммеда улучшилось, когда он женился
на Хадидже. Под влиянием знакомства с евреями и христианами он,
обладая уже с детства болезненной натурой, стал все больше и больше
задумываться над религиозным укладом жизни Мекки. Возникавшие
сомнения приводили его в отчаяние и доставляли бесконечные страдания;
с ним делались нервные припадки; во время своих одиноких скитаний
по окрестностям Мекки ему казались видения, и у него крепла уверенность
в том, что Бог посылает его для спасения своего вступившего на
ложный путь народа.
Мухаммеду было уже сорок лет, когда он решился выступить открыто
в роли скромного проповедника нравственности, сначала в своей
семье; затем его стала слушать немногочисленная группа лиц из
низшего слоя, а позднее и некоторые почтенные люди. Курейшиты,
однако, выступили против Мухаммеда и создали ему в Мекке невозможные
условия жизни. В таких обстоятельствах он со своими приверженцами
в 622 году тайно удалился в лежащий к северу город Иасриб, население
которого, имея в своем составе немало евреев, не раз приглашало
к себе проповедника, обещая ему лучшие условия жизни. Иасриб радушно
встретил Мухаммеда и его приверженцев и впоследствии стал называться
Мединой, т. е. городом (пророка).
Год переселения или, как еще чаще говорят, бегства (по-арабски
"хиджра") Мухаммеда из Мекки в Медину сделался мусульманской эрой. [+31]
С 622 года арабы, а за ними и другие мусульманские народы, ведут
свое летоисчисление, но по лунным годам, которые, как известно,
немного короче годов солнечных. Обычно началом первого года хиджры
мусульмане считают пятницу 16 июля 622 года. Эра хиджры была введена
лишь к 16 году (считая от 622 г.).
Надо иметь в виду, что, благодаря неудовлетворительному состоянию
источников, о первоначальном мекканском периоде жизни Мухаммеда
мы почти не имеем достоверных сведений. В это время его учение
имело столь неопределенный, почти хаотический характер, что не
могло еще даже и называться новой религией.
В Медине Мухаммед, сделавшись уже главой многочисленной общины,
положил начало политическому государству на религиозной основе.
Выработав главные основания своей религии, установив религиозные
обряды и упрочив свое политическое положение, он в 630 году завоевал
Мекку, где уничтожил идолов и другие следы политеизма. Культ единого
Бога-Аллаха был поставлен в основу новой религии. Всем врагам
своим Мухаммед даровал род амнистии. Взятие Мекки не сопровождалось
ни убийствами, ни грабежом. С этих пор Мухаммед со своими последователями
мог свободно совершать паломничество в Мекку и установить свои
обряды. В 632 году Мухаммед умер.
Религиозное учение Мухаммеда, который не был последовательным
мыслителем, невозможно изложить в систематическом виде. Его учение
не является творением оригинальным; оно создалось под влиянием
других религий, а именно: христианства, иудейства и отчасти парсизма,
т. е. религии тогдашней персидской державы Сасанидов. Современные
исследователи пришли к выводу, что исходно мусульманская община
была, вопреки предшествующим представлениям, теснее связана с
христианством, чем с иудаизмом. [+32]
С этими религиями Мухаммед мог познакомиться в молодые годы во
время своих путешествий, а затем в Мекке и Йасрибе (Медине). Характерной
чертой его религиозного учения является сознание полной зависимости
человека от Бога, слепое подчинение его воле. Единый Бог неограниченно
господствует над своими созданиями. Поэтому религия Мухаммеда
носит название ислама, что в переводе обозначает "предание себя
Богу, покорность"; последователи же ислама называются мусульманами
(или часто, в неправильном написании, магометанами; правильнее
было бы: мухаммеданами). В основе его религии лежит ясное представление
о едином Боге - Аллахе; таким образом, его учение есть религия
монотеистическая, т. е. признающая единого Бога. Изречение "нет
Божества кроме Бога и Мухаммеда, Его посланника" является одним
из основных положений его учения. Мухаммед признавал пророками
также Моисея и Иисуса Христа, который был предпоследним пророком;
но они, по учению Мухаммеда, были ниже его. В бытность свою в
Медине он говорил, что его религиозное творение представляет собой
восстановление в чистом виде религии Авраама, испорченной христианами
и евреями. Одной из первых задач Мухаммеда было вывести арабов
из состояния их варварства (по-арабски джахилийя) и привить им
некоторые более высокие нравственные принципы: вместо распространенного
среди арабов-язычников жестокого обычая мести он учил миролюбию
и самообладанию; им был положен конец существовавшему среди некоторых
племен обычаю закапывать живыми в землю новорожденных девочек;
были несколько урегулированы брачные отношения в смысле ограничения
полигамии; дозволялось иметь одновременно четыре законных жены;
большая свобода в этом вопросе представлялась лишь Мухаммеду.
В противовес прежним родовым понятиям Мухаммед в своем учении
выдвинул личные права, например право наследования. Были введены
определенные установления относительно молитвы и поста: во время
молитвы надо было обращаться лицом по направлению к Каабе; для
великого поста был избран девятый месяц, называемый рамаданом;
еженедельный праздничный день был назначен в пятницу. Подверглись
запрещению вино, кровь, свинина, мясо животных, погибших не от
заклания или служивших жертвами в языческом культе, азартные игры.
Вера в ангелов и дьявола для мусульманина обязательна. Представления
о рае и аде, воскресении и страшном суде имели материалистический
характер; основные черты этих представлений можно найти в еврейско-христианской
апокрифической литературе.
Мухаммед включил в свое учение также милосердие Бога, раскаяние
грешников и добрые дела. Современные религиозные правила и предписания
развивались постепенно, некоторые - после смерти Мухаммеда. Так,
например, молитва в строго определенное время не была еще установлена
во времена Омеййадов. [+33]
Вероятно, еще в начале мединского периода из многочисленных основных
учений и установлений выделились в виде обязательных требований
ислама следующие пять: 1) исповедание единого Бога-Аллаха и его
посланника Мухаммеда; 2) совершение строго установленной молитвы
в определенное время, с соблюдением определенных обрядов; 3) уплата
известной суммы на военные и благотворительные нужды мусульманской
общины; 4) пост в месяце рамадане; 5) совершение паломничества
в Мекку к Каабе (по-арабски такое паломничество называется хадж).
Все основания и правила мусульманской религии соединены в священной
книге откровений Мухаммеда, называемой Кораном; последний распадается
на 114 глав (по-арабски суры). Предание о словах и деяниях Мухаммеда,
объединенное позднее в различных сборниках, носит название сунны.
История первоначального ислама при Мухаммеде принадлежит, из-за
состояния источников, к одним из наиболее темных и спорных вопросов
в истории. А между тем для истории Византии VII века этот вопрос
имеет громадное значение, так как от его посильного решения зависит
очень многое в объяснении причин необычайно быстрых военных успехов
арабов, повлекших за собой потерю для империи ее восточных и южных
провинций, Сирии, Палестины, Египта и Северной Африки.
В виде примера разноречивости ученых мнений о первоначальном
исламе можно привести мнения трех современных глубоких знатоков
ислама. Один из них (Гольдциер) пишет: "Нет сомнения, что в душе
Мухаммеда уже жила мысль о распространении своей религии за пределы
Аравии и превращении учения, возвещенного вначале лишь ближайшим
родственникам, во владычествующую над миром силу". [+34]
Другой ученый (Гримме) говорит, что, на основании Корана, можно
считать конечной целью Мухаммеда и ислама "полное обладание Аравией". [+35]
Наконец, третий современный нам ученый (Каэтани) пишет, что пророк
даже не думал об обращении всей Аравии, всех арабов. [+36]
При жизни Мухаммеда вся Аравия не была подчинена ему. Можно даже
вообще сказать, что вся Аравия, в течение всего своего существования
никогда не признавала исключительно одного властителя. В действительности
Мухаммед господствовал над областью, обнимавшей, может быть, менее
трети всей поверхности полуострова. Эта часть и находилась под
влиянием новых идей ислама. Остальная часть полуострова продолжала
жить в политических и религиозных условиях, немногим отличающихся
от тех, которые там существовали до появления ислама. Мы уже знаем,
что на юго-западе полуострова, в Йемене, было христианское государство,
продолжавшее свое существование и в эпоху Мухаммеда. Но ведь и
большинство племен в северо-восточной Аравии было христианским,
так как преобладающей религией Месопотамии и арабских областей
вдоль Евфрата было христианство, которое там сильно распространилось
по сравнению с пришедшей в полный упадок официальной персидской
религией. Таким образом, в момент своей смерти, Мухаммед не был
ни политическим властителем всей Аравии, ни ее религиозной главой.
Интересно отметить, что вначале Византия видела в Мухаммеде и
последователях его учения род арианства и ставила ислам наравне
с другими христианскими сектами. Византийская апологетическая
и полемическая литература выступает против ислама так же, как
против монофизитов, монофелитов и представителей других еретических
учений. Живший в VIII веке при мусульманском дворе и принадлежавший
к сарацинской семье знаменитый Иоанн Дамаскин, например, не видел
в исламе новой религии, но лишь аналогичный с другими ересями
пример отпадения от истинной христианской веры. Византийские историки
также весьма мало интересовались выступлением Мухаммеда и вызванным
им политическим движением. [+37]
Из хронистов первым сообщает сведения о жизни Мухаммеда, "правителя
сарацин и лжепророка", писавший в начале IX века Феофан. [+38]
В представлении средневековой Западной Европы мусульманство также
не было особой религией, но лишь одной из христианских сект, родственной
по догматам с арианством. Даже во второй половине Средних веков
Данте в своей "Божественной комедии" относит Мухаммеда к еретикам
и называет его одним из "сеятелей соблазна и раскола" (Seminator
di scandalo е di scisma. Inf. XXVIII, 31-36).
- Примечания
[+1] Себеос.
История императора Иракла. Перевод с армянского К. Пат-канова. СПб.,
1862, с. 129.
[+2] A.
Pernine. L'imperatore Eracleo. Firenze, 1905, p. 44; H.
Gregoire. An Armenian Dynasty on the Byzantine Throne. - Armenian
Quarterly, vol. 1. 1946, pp. 4-21. Он называет весь период с 582
до 713 гг. первой армянской эрой в византийской истории (р. 8).
[+3] Е.
W. В. Brooks. Who was Constantine Pogonatus? - Byzantinische
Zeitschrift, Bd. XVII, 1908. SS. 460-462.
[+4] Не
настолько, чтобы воспрепятствовать ему говорить.
[+5] J.
В. Bury. A History of the Later Roman Empire... London 1889
vol. II, p. 354.
[+6] De
expeditione persica, vv. 90-91.
[+7] G.
Ostrogorski. Geschichte des byzantinischen Staates. Munchen,
1940, S. 96.
[+8] Антиох
Стратиг. Взятие Иерусалима персами в 614 г. Перевод с грузинского
Н. Я. Марра. СПб., 1909; английский перевод - F. С. Со-nebeare
в журнале English Historical Review, vol. XXV, 1910, p. 506. См.
также: P. Peeters. La prise de Jerusalem par les perses.
- MUSJ, vol. IX, 1923.
+9 См.: Н. Vincent, F. M. Abel. Jerusalem. Recherches
de topographie, d'archeologie et d'histoire, vol. II, par. 4,
pp. 926-928.
[+10]
Н. П. Кондаков. Археологическое путешествие по Сирии и
Палестине СПб., 1904, с. 173-174.
[+11]
Возможно, аварское вторжение имело место в 617 году. См. N.
Baynes. The Date of the Avar Surprise. - Byzantinische Zeitschrift,
Bd. XXI, 1912, SS. 110-128.
[+12]
Хронология Исидора неточна, lsidori Hlspalensis Chronica
Majora (PL, t. LXXXIII, col. 1056) - пятый год царствования. Ed.
Th. Mommsen. Monumenta Germaniae Historica. Auctorum Antiquissimorum,
XI, Chronica Minora, II, p. 479 - шестнадцатый год царствования.
[+13]
См.: F. Gorres. Die byzantinischen Besitzungen an den Kusten
des spanich-westgothischen Reiches (564-624). - Byzantinische
Zeitschrift, Bd. XVI, 1907, SS. 530-532; E. Bouchter. Spain
Under the Roman Empire. Oxford, 1914, pp. 59-60; P. Goubert.
Byzance et l'Espagne wisigothique (554-711). -Etudes byzantines,
vol. 11, 1945, pp. 48-49, 76-77.
[+14]
Ф. И. Успенский. История Византийской империи. СПб., 1914,
т. 1, с. 684.
[+15]
A. Pernice. L'imperatore Eraclio. Firenze, 1905, pp. 141-148;
Ю. A. Ky-лаковский. История Византии. СПб., 1996, т. 3,
с. 74-87.
[+16]
Этот манифест сохранился в Пасхальной хронике - pp. 727-734.
[+17]
A. Pernice. Op. cit., p. 179. См. также: V. Minorsky. Roman
and Byzantine Campaigns in Atropatene. - Bulletin of the School
of Oriental Research and African Studies, vol. XI, 2, 1944, pp.
248-251. (Кампании Ираклия 626 и 628 гг.)
[+18]
Себеос. История императора Иракла. Перевод с армянского
К. Патканова. СПб., 1862, гл. 29, с. 111; trad. F. Macler. Paris,
1904, p. 91. В последней фразе оба переводчика переводят "благословения"
вместо "дары". См.: Ю. А. Кулаковский. История Византии,
т. 3, с. 113, прим. 1.
[+19]
Коран. Сура XXX, 1 (2)-2 (3). Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского.
М., 1963, с. 321, 578.
[+20]
Theophanes. Chronographia, ed. С. de Boor, p. 335.
[+21]
Chronicarum quae dicuntur Fredegarii Scholastici, IV, 62. Mon.
Germ. Hist. Scriptores rerum merovingicarum, II, 151. См. там
же: Gesta Dagoberti I regis Francorum, 24; Mon. Germ. Hist., 409.
[+22]
Chronica Minora, I; trans. I. Guidi, Corpus scriptorum Christianorum
Orientalium, Scriptores Syri, ser. HI, IV. Agapius (Mahboub) de
Menbidg, Histoire universelle, ed. A. A. Vasiliev. - Patrologia
Orientalis, VIII, 1912, П, (2), 453 (193). Chronique de Michel
ie Syrien, trans. J. B. Chabot, II, 420. См. также: Т. Noldeke.
Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden. Leiden,
1879, SS. 391-392; Т. Noldeke. Aufsatze zur persischen
Geschichte. Leipzig, 1887, S. 129.
[+23]
J. B. Bury. The Constitution of the Later Roman Empire.
Cambridge, 1910, p. 20; J. B. Bury. Selected Essays, ed.
H. Temperly. Cambridge, 1930, p. 109. Эта точка зрения была оспорена
Э. Штайном. См.: Byzantinische Zeitschrift, Bd. XXIX, 1930, S.
353.
[+24]
The History of the Decline and Fall of the Roman Empire, ed. J.
B. Bury, ch. 46.
[+25]
По поводу сирийского лимеса см.: R. Dussaud. Les arabes
en Syrie avant I'lslam. Paris, 1907, pp. 24-56.
[+26]
Б. А. Тураев. История Древнего Востока. Петроград, 1914,
т. 2, с. 373.
[+27]
Excerpta e Theophanis Historia. Bonn. ed., p. 485. См. также:
Т. Noldeke. Geschichte der Perser und Araber... SS. 249-250;
С. Conti Rossini. Storia d'Etiopia. Bergamo, 1928, p. 199.
[+28]
1. Goldziher. Die Religion des Islams. - Die Kultur der
Gegenwart: Die Religionen des Orients, hrsg. P. Hinneberg. Bd.
III, I, Teil 2, S. 102.
[+29]
Ibidem, S. 102. (Пренебрежительно-высокомерный тон, проглядывающий
во всем этом абзаце, вызван, видимо, отчасти духом эпохи (ср.
выше, пренебрежительный отзыв о Малале), отчасти тем, что А. А.
Васильев ориентировался при написании этих страниц на работы первых
двух десятилетий нынешнего века. За прошедшее время взгляд на
доисламскую аравийскую культуру во многом изменился. У нас нет
оснований считать аравийскую культуру и религию этого времени
примитивной или недоразвитой. См. по этому вопросу подробно: J.
Wellhausen. Reste arabischen Heidentums. Gesammelt und eriautert
von J. Wellhausen. Leipzig, 1927. (Эта работа А. А. Васильевым
использована не была); Т. Fahd. Le pantheon de l 'Arable
centrale a la veille de l'hegire. Paris, 1968. О доис-ламской
аравийской культуре в целом см.: Очерки истории арабской культуры
V-XV вв. М., 1982. - Науч. ред.)
[+30]
1. Goldziher. Die Religion des Islams... S. 103. См. также:
P. H. Lammens. La Mecque a la veille de l'hegire. - MUSJ,
vol. IX, 1924, p. 439; idem. Les sanctuaires preislamiques
dans l'Arabie Occidentale. - MUSJ, vol. XI, 1926, p. 173.
[+31]
Лучше не переводить слово "хиджра" как "бегство", ибо глагол "бежать"
не передается в арабском корнем "хаджара", который означает "прервать
отношения, покинуть племя, эмигрировать". См.: Encyclopedie de
I'lslam, vol. II, pp. 320-321.
[+32]
См.: В. В. Бартольд. Ориентация первых мусульманских мечетей.
- Ежегодник Института истории искусств, т. I, 1922, с. 116; С.
Н. Bekker. Vom Werden und Wesen der Islamischen Welt: Islamstudien,
1. Leipzig, 1924, S. 429.
[+33]
1. Goldziher. Muhammedanische Studien. Halle, 1890, Bd.
II, S. 20.
[+34]
1. Goldziher. Die Religion des Islams. - Die Kultur der
G-egenwart: Die Religionen des Orients, hrsg. P. Hinneberg, Bd.
Ш, I, S. 106.
[+35]
Н. Grimme. Mohammed. I. Das Leben. Munster, 1892, S. 123;
Ch. Diehl, G. Marfais. Le Monde Oriental de 395 a 1018.
Paris, 1936, p. 176.
[+36]
L. Caetani. Studi di storia orientate. Milano, 1914, vol.
Ill, pp. 236, 257.
[+37]
См.: K. Guterbock. Der Islam im Lichte der byzantinischen
Polernik. Berlin, 1912, SS. 6, 7, II, 67-68.
[+38]
Theophanes. Chronographia, ed. С. de Boor, p. 333. См.:
W. Eischner. Die Nachrichten uber den Islam bei den Byzantinern.
- Der Islam, Bd. ХХШ, 1936, SS. 133-162, 197-244.
- Примечания научного редактора
[*1] После
этой фразы в русской версии (с. 184) следует целый абзац, не включенный
А. А. Васильевым в последующие издания. "Павший духом Ираклий задумал
покинуть столицу и переправиться в Африку (Ливию). Но патриарх Сергий
и другие приближенные убедили императора отказаться от этой опасной
и чреватой последствиями для империи мысли, тем более, что и византийские
владения в Северной Африке, после завоевания персами Египта, не
могли считаться безопасными".
[*2] Традиционный
арабский термин для обозначения Рима, Византии.
[*3] За
последние годы историко-археологическое изучение Ближнего Востока,
в том числе - лимеса, значительно продвинулось вперед и в наши
дни ссылка А. А. Васильева на работу Р. Дюссо 1907 года безнадежно
устарела. Отметим здесь прежде всего итоговое исследование Р.
Дюссо, посвященное в принципе той же проблематике, что и работа
1907 года: R. Dussaud. La penetration des arabes en Syrie
avant I'lslam. Paris, 1955, pp. 147-158. Что касается ближневосточного
лимеса, его укреплений и истории, то здесь следует прежде всего
назвать: S. Th. Parker. Romans and Saracens. A History
of the Arabian Frontier. (American Schools of Oriental Research.
Dissertation Series. 6. Published by The American Schools of Oriental
Research, distributed by Eisenbrauns, Winona Lake, In, 45690),
1986. В последней работе указаны современные исследования по частным
проблемам и отдельным археологическим памятникам.
[*4] Литература
о Пальмире огромна. Поэтому здесь представляется возможным ограничиться
двумя указаниями на современные работы: И. Ш. Шифман. Пальмирский
пошлинный тариф. М., 1980; J. Teixidor. Un port remain
du desert. Palmyre. Paris, 1984. (Semitica. Cahiers publics par
I'lnstitut d'etudes semitiques, XXXIV.)
[*5] Характеристика
Гассанидов и, видимо, Лахмидов (о последних, к сожалению, гораздо
меньше информации) как династов не вполне точна, ибо речь идет
о людях с двойственным юридическим положением. Гассаниды были,
с одной стороны, достаточно высокопоставленными чиновниками в
рамках византийской бюрократической системы. С другой стороны,
налицо и очевидная "династическая" преемственность их власти в
связи с их высоким общественным положением в среде аравийских
племен в приграничной с Византией полосой. Научная литература
о них весьма велика. Из русских работ хотелось бы отметить сочинение
Н. В. Пигулевской "Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв"
(М.; Л., 1964). Из иностранных - М. Sartre. Trois etudes
sur I 'Arable romaine et byzantine. Bruxelles, 1982, pp. 121-203,
в особенности pp. 170-188.
[*6] Греческое
название Химьяритов.
[*7] Видимо,
потому что в начале второй главы, рассказывая о Юстине I, А. А.
Васильев достаточно подробно писал о Йемене, он не включил в иностранные
издания довольно большой отрывок, имеющийся в соответствующем
месте русской версии (с. 189). Ввиду того, что этот текст лишь
незначительно повторяет рассказ о Йемене начала второй главы,
здесь воспроизводится этот не переводившийся впоследствии отрывок:
"...царство Сабейско-Химьярское, или Химьяритов (Омиритов), где
с половины IV века стало распространяться христианство, встретившее
позднее сильного противника в распространившемся там иудействе.
В первой половине VI века химьярский (омиритский) царь, покровитель
последователей иудейства, открыл жестокое гонение на южно-арабских
христиан, что вызвало вмешательство христианского абиссинского
(эфиопского) царя; последний одержал полную победу над иудействующим
царем и принялся деятельно восстанавливать в Йемене христианство;
причем о своей победе над иудейством он оповестил александрийского
патриарха и византийского императора Юстина I. Преемник последнего,
Юстиниан Великий, отправлял посольства в Аксум, столицу Абиссинского
царства, и к химьяритам, желая заинтересовать эти далекие страны
в своих военных предприятиях и торговых планах. С этой стороны
попытка Юстиниана не удалась. Но в делах церковных в течение всего
его правления византийское влияние давало себя чувствовать, как
у абиссинцев, так и у химьяритов, те и другие просили у византийского
императора епископов".
[*8] У
А. А. Васильева в русском тексте (с. 190) - идолы.
[*9] Из
новых работ о жизни Мухаммеда и доисламской Мекке здесь хотелось
бы отметить - О. Г. Большаков. История Халифата. I. Ислам
в Аравии. М., 1989. В целом данная книга представляет собой детальный
анализ жизни и деятельности Мухаммеда. Специально о Мекке VI-VII
вв. см. с. 44-59.