В современной историографии сформировались устойчивые представления
об общих географических контурах Киевской Руси IХ-ХII вв. Одна
из исторических карт, представляющих территорию раннесредневековой
Руси, была в сравнительно недавнее время составлена Иоахимом
Херманном (Herrmann J. Welt der Slawen. Geschichte, Gesellschaft,
Kultur. Munchen, 1986). На ней обозначены территории с преобладающим
восточнославянским населением и раннегородскими центрами, а
также территории на границах Руси, заселенные другими народами
- печенегами на юге, финно-угорскими племенами на востоке, балтами
на северо-западе.
Примерно сходная картина нарисована Джеймсом Грэхемом-Кэмпбеллом
(Graham-Camphell J. Dei Wikinger. Weltatlas der alten Kulturen.
(MUnchen, 1994); на его карте отмечены территория Руси IХ-ХI
вв. (по скандинавской терминологии - "эпохи викингов") и области,
вошедшие в состав русских владений в XII в. Дополнительно обозначены
исследованные археологами городские центры.
Известно, что именно речные пути образовывали сеть коммуникаций
на Руси, и прежде всего путь по Неве, Волхову, Ловати и Днепру,
связывающий восточную часть Балтийского моря с Черным морем
- знаменитый путь "из варяг в греки" (рис. 1). Этот путь - своеобразный
становой хребет центральных частей Руси со Старой Ладогой, Новгородским
(Рюриковым) городищем, Гнездовом и Киевом, выступающими в качестве
ключевых раннегородских центров на огромных географических пространствах.
Недавно Эдуард Мюле подробно рассмотрел большую серию восточнославянских
поселений, имеющих, по данным письменных источников, признаки
городских центров. К числу таких признаков отнесены: наличие
властных институтов, общины городского типа, торгово-ремесленной
экономики, функций религиозного центра и т.п. Киев и Новгород
обладают полным набором подобных признаков, другие поселения
- меньшим их количеством. К этим последним принадлежит и Старая
Ладога, которая входит в ряд самых ранних из упомянутых в исторических
источниках городов (впервые упомянута в летописи под 862 г.).
Старая Ладога находится на западном берегу реки Волхов, на
севере Руси на границе между восточнославянскими и финно-угорскими
областями. Археологические материалы и дендрохронологические
данные свидетельствуют, что древнейшие культурные напластования
здесь относятся к середине VIII в. Таким образом. Старая Ладога
принадлежит к древнейшим городским поселениям Руси. В результате
раскопок собран богатый материал, показывающий, что на участках
по обе стороны от реки Ладожки, впадающей здесь в Волхов, к
югу от построенной позднее каменной крепости, с VIII в. обитало
население, занимавшееся торговлей и ремеслом. На картине художника
Заболоцкого, написанной в 1833 г., в романтическом виде
представлены разновременные памятники на западном берегу Волхова
- высокие курганные насыпи с крутыми склонами (сопки), сооруженные
в VIII-X вв., монастырь и церкви ХII-ХIII вв.
Яркий свет на внешние связи Старой Ладоги проливает погребальный
инвентарь из могильника Плакун на восточном берегу Волхова.
Здесь в погребении с трупосожжением найдены осколки фризских
кувшинов, или кувшинов типа Татингер - чернолощеных сосудов,
изготовленных из серо-черной глины и декорированных инкрустациями
из тонкой оловянной фольги в форме ромба, сетки и креста. Аналогичен
этим кувшинам сосуд из кургана 551 могильника Бирка в Центральной
Швеции. Кувшины подобного рода, несомненно, ввозились в Скандинавию
и на Русь из владений Каролингов.
Один из прекрасных образцов кувшинов типа Татингер с роскошным
орнаментальным декором обнаружен в кургане 597 в Бирке. География
и археологический контекст находок подобных сосудов в Центральной
Европе (в частности, приуроченность находок к епископским резиденциям
и монастырям в районах Среднего Рейна, Мозеля и Вестфалии) указывают
на их связь с церковными кругами. К новым находкам кувшинов
типа Татингер, изготовленных предположительно в одной монастырской
мастерской на Рейне (или в нескольких тесно связанных между
собой мастерских), относится сосуд из поселения Карлбург на
Майне. Кувшины типа Татингер, демонстрирующие значительное разнообразие
орнаментов, производились, очевидно, во второй половине Vlll-начале
IX в. Кувшин из Карлбурга найден на территории раннекаролингского
поселения на северном берегу Майна. Раскопки этого поселения
выявили разнообразные следы торгово-ремесленных занятий. Судя
по данным археологии, торговый характер имело и синхронное ему
поселение, открытое в расположенном по соседству Майнце, на
западном берегу Рейна. Оно возникло в VIII в. и посещалось,
среди прочих, фризскими купцами.
Одно из наиболее значительных поселений на берегу Рейна возникло
в Дорестаде после 600 г., когда Меровинги начали завоевание
областей, населенных фризами. Широкомасштабные раскопки, выполненные
нидерландскими археологами, дают возможность детально познакомиться
с раннесредневековым торжищем, через которое товары разного
рода поступали в Англию и Скандинавские страны. Это поселение
располагалось на западном берегу Кромме Рейна, который некогда
составлял часть "римского вала". С 675 по 775 г. здесь
в речных гаванях сооружались деревянные причалы, каждый из которых,
очевидно, был связан с определенным дворовым наделом на территории
поселения.
Другое торговое поселение возникло около 700 г. на западном
побережье Ютландии. Датские археологии обнаружили его остатки
в центре города Рибе, разросшегося на восточном берегу реки
Рибе-О, которая впадает в Северное море в нескольких километрах
к западу от города. Территория расположенной параллельно реке
рыночной площади была разделена на длинные узкие участки, на
которых находились здания, мастерские под открытым небом и даже
специальные места для ремонта судов.
Старая Ладога входит в ту группу раннегородских поселений VIII
столетия, к которым наряду с Дорестадом и Рибе относятся также
Хедебю (Хайтабу), Рерик, Бирка (Хелго) и другие поселения Балтийского
побережья. В рамках международного торгового обмена кувшин типа
Татингер, надо полагать, через Дорестад и Бирку попал в Старую
Ладогу. В обратном направлении, то есть через Ладогу в Прибалтику
и далее на запад вплоть до Ирландии, двигались восточные монеты,
большей частью серебряные дирхемы. Русь, а равно и соседние
западнославянские и скандинавские земли и даже населенные скандинавами
Британские острова относились к хозяйственной зоне, испытывавшей
недостаток в монете и серебре как сырье для изготовления украшений
и утвари. Археологические материалы дают многочисленные примеры
использования куфических монет, чеканенных в Ташкенте и Самарканде,
в качестве украшений.
Арабские монеты достигали в VIII столетии Северной Руси и Старой
Ладоги по днепровскому пути через Южную Русь, а также по Волге
- по так называемому "серебряному пути". Мы располагаем сравнительно
полными данными о распространении монет, чеканенных в странах
Халифата, в кладах на территории Швеции. Из огромных арабских
владений, простиравшихся от Испании и Северной Африки до Центральной
Азии, монетные потоки направлялись через сопредельные с ними
с севера территории, прежде всего через русские земли, в Балтийский
регион. Волга и Днепр были главными каналами движения восточного
серебра. В качестве прямого свидетельства использования волжского
пути следует рассматривать чеканку подражаний арабским монетам
на территории Волжской Булгарии (на Средней Волге). Клад с поселения
Бирка, зарытый около 975 г. и состоящий из серебряных монет
и украшений, может служить одним из примеров кладов этого времени
на территории Швеции, число которых чрезвычайно велико. Вплоть
до последней трети Х в. в этих кладах преобладали монеты арабской
чеканки.
Если нанести на карту крупные клады с дирхемами, младшие монеты
которых чеканены до начала Х в., посредническая роль Руси становится
очевидной - Волга и Днепр с их притоками выходят на первый план
как области с высокой концентрацией кладов. Районы Северной
и Средней Руси четко выделяются на этой карте по своей насыщенности
монетами. Получателями арабского серебра в этот период являются
Аландские острова, остров Готланд и остров Оланд на Балтике
и далее Восточная Швеция и южное и восточное побережье Балтийского
моря. Ситуация меняется в Х в. На первый план в качестве получателей
серебра в этот период все более выдвигаются южноскандинавские
области (Дания, Южная Швеция) и западнославянские территории.
Около 970 г. поступление дирхемов с Востока прекращается
из-за внутриарабских неурядиц и истощения серебряных рудников
в Центральной Азии.
Волга и другие реки Восточной Европы была главным путем распространения
не только арабского серебра, но и бус из горного хрусталя и
сердолика. Эти бусы, в изобилии представленные, в частности,
в Бирке, попадали в Северную Европу и западнославянские области
при посредничестве Руси, на что указывают высокая густота их
находок в русских землях, а также некоторые комплексы раннегородских
поселений, где предположительно производились бусы.
Торгово-экономические связи, о которых идет речь, несомненно,
осуществлялись через контакты и посредничество различных этнических
групп, что нашло отражение в разнообразных археологических материалах
поселений, могильников и кладов. В частности, трудно переоценить
значение археологических свидетельств о скандинавском присутствии
на Руси. Многочисленные погребальные комплексы и находки на
поселениях документируют пребывание скандинавов и скандинавок
в различных частях Руси, но преимущественно на пути "из варяг
в греки" и вдоль Волги. Примерами могут служить некоторые женские
украшения, в том числе равноплечные фибулы и фибулы в виде звериных
голов, найденные в Старой Ладоге. Фибулы в виде звериных голов
типичны для Готланда, в большом количестве встречаются они на
этом острове и далее по периметру Балтийского моря на его побережье
- от Хедебю до Старой Ладоги. Эти находки указывают на то, что
обитательницы Готланда посещали обозначенные здесь места или
постоянно проживали в них до своей смерти. Поминальные камни
с руническими надписями и рисунками, воздвигавшиеся в честь
умерших, позволяют проследить пути выходцев с Готланда лишь
до Центральной Швеции, Оланда и Латвии.
Среди равноплечных фибул различимы несколько типов, один из
них - тип Вальста, названный по находке в Вестманланде (Центральная
Швеция). Фибулы данного типа производились в Бирке, на что указывают
находки здесь форм для их отливки. Эти же фибулы встречаются
на обширных пространствах от Центральной Швеции до юго-западной
Финляндии и Эстонии. Новгородское (Рюриково) городище на озере
Ильмень -крайний восточный пункт их распространения.
Новгородское (Рюриково) городище (расположено в 3 км юго-восточнее
Новгорода) является вторым после Старой Ладоги значительным
археологическим памятником на севере Руси, документирующим широкие
внешние контакты этих территорий в IX в. Скандинавские находки
составляют заметную часть в собранной здесь коллекции, тем не
менее восточнославянское преобладание бесспорно.
То же можно сказать относительно Гнездова - торгово-ремесленного
поселения вблизи современного Смоленска - и Киева. Огромный
некрополь в Гнездове - единственный в своем роде ансамбль погребальных
памятников в раннесредневековой Европе. Исключительный интерес
представляют обнаруженные здесь изделия из благородных металлов,
главным образом украшения, разнообразные по форме и орнаментации.
Женское захоронение из киевского некрополя являет собой яркий
пример смешения археологического инвентаря разного происхождения.
Рядом со скандинавскими скорлупообразными фибулами из позолоченной
бронзы здесь найдены серьги волжско-финского типа, ожерелье
с бусами из стекла, сердолика и горного хрусталя, серебряная
крестообразная подвеска и византийская монета, чеканенная между
928 и 944 гг. Ясно, что подобные археологические комплексы
отражают сложный процесс культурных взаимовлияний, в данном
случае вживание женщины скандинавского происхождения в восточнославянскую
среду, отмеченную печатью византийского воздействия. Сходные
явления культурных взаимовлияний и натурализации можно установить
и по археологическому инвентарю женских захоронений со скандинавскими
скорлупообразными фибулами в финно-угорских областях (юго-восточное
Приладожье), в Прибалтике (на Западной Двине) и на Британских
островах, где пересекались кельтские и англо-саксонские влияния.
Присутствие скандинавов на Руси подтверждается не только находками
вещей скандинавского происхождения, но и специфическими чертами
погребальной обрядности, например, погребениями в ладье (рис.
2). Находки железных заклепок в захоронениях с трупосожжением
позволяют сделать вывод, что в погребальном обряде использовались
ладьи, изготовленные в скандинавской кораблестроительной традиции.
Заклепки от такой ладьи были обнаружены, в частности, в кургане
7 в урочище Плакун. Выше уже отмечались находки кувшинов западноевропейского
происхождения в том же кургане.
В могильнике Плакун, в Гнездове и в могильнике у деревни Большое
Тимерево под Ярославлем обнаружено по несколько погребений в
ладьях. Этот погребальный обряд получил некоторое распространение
и в юго-восточном Приладожье - на территории, где широко представлены
скандинавские женские украшения.
Разнообразные предметы древнерусского происхождения, в свою
очередь, проникали на запад, то есть двигались в обратном направлении.
Так, в скандинавские и западнославянские земли попадали подвески
восточнославянских типов. Они присутствуют, например, в составе
кладов, найденных в Швеции и в Южной Польше, близ Кракова (Завада
Ланекоронска). Подвески-лунницы с зернью и сканью и филигранным
орнаментом (так называемые подвески гнездовского типа) производились
в Киеве и на территориях к западу от него (на Волыни) во второй
половине Х в. Тонкая ювелирная техника, использовавшаяся при
их производстве, заимствована у византийцев и арабов.
Преимущественно через Русь попадали на север византийские монеты,
исключительно редкие в IX в. и более многочисленные в последней
трети Х - первой половине XI в. Одним из следствий знакомства
скандинавов с этими монетами стала чеканка скандинавских подражаний
им на Севере. Имитации монет с парным изображением византийских
императоров Василия II и Константина VII (977-989) и с изображением
Иоанна Цимисхия (969-976) чеканились в Лунде Хардекнутом, сыном
Кнута Великого. Аналогичная чеканка по образцу византийской
золотой монеты с изображением императора Михаила Деспота и архангела
Михаила, а также Христа на троне производилась при короле Свене
Эстридсене (до 1047). Серебряные византийские монеты в значительном
количестве поступали в район озера Меларен и в Южную Швецию
(входившую ранее в состав датских владений), но основная масса
их найдена на острове Готланд. Так же далеко на запад проникали
и монеты Владимира Святославича, чеканенные в конце Х столетия.
Известны их находки на Готланде и в западнославянских областях
между Эльбой и Вислой.
Тесные связи Руси с Балтийскими странами, прежде всего с Готландом,
сохранялись и во второй половине XI и в XII в. Об этом свидетельствует,
например, клад из Бурге (Лумелунд, Готланд), датируемый временем
около 1100 г. В состав этого клада наряду с монетами и
золотыми кольцами входило большое количество денежных слитков
- серебряных гривен киевского, черниговского и новгородского
типа. На многих гривнах процарапаны надписи, в том числе личные
имена (Бинята, Селята, Тихота, Илия) или буквенные сокращения
имен, наконец, кресты.
В археологических материалах Х в. и в особенности XI в. все
более многочисленными становятся предметы христианского культа
и церковного обихода, что выглядит вполне естественным, поскольку
это - эпоха развития миссионерства и принятия христианства на
Севере и Востоке Европы. К предметам, характерным для обихода
восточной греко-православной церкви, относятся глиняные покрытые
цветной глазурью яйца-писанки, изготовлявшиеся в ХI-ХII вв.
преимущественно в Киеве. Одна из таких глиняных писанок найдена
в городе Сигтуна в Центральной Швеции наряду с другими предметами
византийского, то есть восточно-христианского, церковного обихода,
имеющими аналоги в Новсбоггарде (Седерманланд). Находки писанок
известны на юге Восточной Европы - на нижнем Дунае и в Северном
Причерноморье. С территории Руси они распространялись на запад
- в западнославянские области вплоть до Хедебю (Шлезвиг), а
также в Скандинавию до Готланда и Центральной Швеции (рис. 3).
Византийские кресты-энколпионы, два экземпляра которых, датируемые
Х в., найдены в Дании, попали на Север, из византийских областей
либо через территорию Руси, либо через Западную Европу. С византийской
традицией связана и иконография распятия на распространенных в
Северной Европе крестовидных подвесках с изображением распятия,
однако в XI в. эти подвески производились предположительно в Новгороде
и оттуда поступали в Финляндию и Скандинавию.
Итогом многолетних исследований профессора В.Л. Янина и коллектива
Новгородской археологической экспедиции, которую он возглавляет,
стало создание подробной картины развития важнейшего комплекса
средневековых поселений на севере Руси - от укрепленного поселения
Городище у истоков Волхова до города Новгорода на обоих берегах
Волхова. За этот труд, дело своей жизни, профессор В.Л. Янин
сегодня удостоен высокой награды. Новгородское городище сохранило
свидетельства как древней, так и недавней истории. Стоящий здесь
Благовещенский собор начала XII в., как и многие другие церкви,
был разрушен во время второй мировой войны, которая была начата
моей страной. Это предупреждение всем нам.