Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Эли Визель

Ночь. 1966.

Из Еврейской энциклопедии:

http://www.eleven.co.il/article/10912

(Wiesel, Elie; Эли'эзер; родился в 1928 г., Сигет, Румыния), писатель. Пишет в основном по-французски. Получил еврейское религиозное воспитание. В юношеском возрасте Визель испытал на себе ужасы концлагерей в Биркенау, Освенциме и Бухенвальде. После Второй мировой войны Визель несколько лет жил в Париже, где окончил Сорбонну, затем переехал в Нью-Йорк. В 1963 г. принял подданство США, в 1972–76 гг. — профессор иудаистики (см. Наука о еврействе) в Сити-колледже в Нью-Йорке. Значительная часть произведений Визеля, например единственный написанный на идиш роман «Ун ди велт хот гешвигн» («И мир молчал», 1956), а также «Рассвет» (1961), «День» (1961), «Песнь мертвых» (в переводе на русский язык «Ночь», 1966), «Спустя поколение» (1970) и другие, в той или иной форме связаны с темой Катастрофы европейского еврейства, воспринимаемой писателем как страшная и незабываемая мистерия. Его персонажи, их судьбы и проблемы являются исключительно еврейскими, как и среда, в которой происходит действие. Визель всегда воспринимает жизнь сквозь призму Талмуда, Каббалы и хасидизма.

В книге «Безмолвные евреи» (1966) Визель дает впечатляющее свидетельство тяжелого положения советских евреев, далеко выходящее за рамки обычного журналистского репортажа. Книга вызвала отклик, в известной степени полемический, в самиздатской (см. Самиздат) прессе евреев СССР, боровшихся за право алии («Евреи перестают молчать», «Итон», №2, 1970). Действие романа «Нищий в Иерусалиме» (1968) происходит на фоне Шестидневной войны. Книга Визеля «Во славу хасидизма» (1972) является собранием хасидских легенд, преломленных через воспоминания детства писателя.

Значительный отклик (преимущественно в еврейском мире) вызвали книги Визеля по истории хасидизма: «Пламенные души: портреты знаменитых хасидов и легенды о них» (Н.-Й., 1970; переведена на многие языки; русский перевод под названием «Рассыпанные искры», Иер., 1987), «Четыре портрета учителей хасидизма» (Н.-Й., 1976) и другие. Преподавание еврейских дисциплин в Сити-колледже, а позднее в Бостонском университете стимулировало появление научно-публицистических книг Визеля: «Посланники Господа: библейские черты в портретах и легендах» (1974), «Образы Библии» (1980), «Пять библейских портретов» (1980), «Мудрецы и мечтатели: портреты и легенды из Библии и Талмуда» (1991). Лишенные узколобого национализма, обращенные ко всему миру эмоциональные произведения прозы и публицистики Визеля посвящены еврейским темам: «Современные евреи: рассказы, очерки, диалоги» (1978), «Голем: обработка легенды» (1982), сборник эссе «Признаки исхода» (1985), романы «Завет» (1979), «Пятый сын» (1983), «Сумерки» (1987), «Забвение» (1989). В 1994 г. вышла первая книга воспоминаний Визеля «Все реки впадают в море», 1999 г. — вторая книга «А море никогда не наполняется». Семидесятилетию Визеля был посвящен сборник «Эли Визель: рассказы, эссе, отклики» (1998).

Книги Визеля переведены на многие языки мира, почти все его произведения вышли на иврите; в России отдельным изданием напечатана трилогия Визеля «Ночь. Рассвет. День» (М., 1993) и другие книги. Произведения Визеля обнажают важный срез еврейского существования в 20 в. — память о жертвах Катастрофы. В 1980–86 гг. Визель был председателем совета лос-анджелесского Музея Катастрофы (см. Музеи). В 1985 г. его литературная и общественная деятельность была удостоена медали Конгресса США. В 1986 г. Визель был награжден Нобелевской премией мира.

В 2004 г. Визель отказался от высшей почетной награды Румынии после того, как она была вручена деятелям националистического толка, поскольку не посчитал для себя возможным быть в одном ряду с «антисемитами, отрицающими факт Холокоста». На конференции ООН, посвященной проблемам антисемитизма (2004), Визель обвинил некоторые мусульманские страны в том, что они используют действия израильских властей как повод для демонизации еврейского народа в мире.

 
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова