О МИЛОСТИ И О СУДЕ
Оп.: Творения ... Василия Великого ... Спб.: изд-во П.П.Сойкина,
1911. Т. 2. С. 279-282. (Беседа 25).
Мир, забывший Бога, преобладается,
братия, несправедливостию к ближнему и бесчеловечием к малосильным, как и божественный
Апостол говорит: якоже не искусиша имети Бога в разуме… предаде их Бог в неискусен
ум, творити неподобная, исполненных всякия неправды… лукавства, лихоимания, злобы;
исполненных зависти, убийства, рвения, льсти, злонравия; шепотники, клеветники,
богомерзки, досадители, величавы, горды, обретатели злых, родителем непокоривы,
неразумны… нелюбовны… немилостивы (Рим. 1, 28-31). А кого Бог возводит в богочестие,
тех научает и воздержанию от злых дел, и попечению о милости к ближнему, как учил
пророк Исаия, говоря от лица Божия: престаните от лукавств ваших, научитеся
добро творити (Ис. 1, 16-17). И в законе было много как повелений о том, чтобы
не делать вреда ближнему, так и заповедей о том, чтобы быть человеколюбивым и
милостивым. Если кто оставит одно что-либо из этого, то другого недостаточно к
исправности человека. Как благодеяние нуждающемуся, сделанное из неправедных прибытков,
неприятно Богу, так и не похвален воздерживающийся от неправды, если никому не
уделяет из своей собственности.
О тех, которые делают неправду и намереваются приносить
дары Богу, написано: жертвы нечестивых мерзость Господеви (Притч. 15, 8).
А о немилостивых сказано: иже затыкает ушеса своя, еже не послушати нищего:
и той призовет, и не будет послушаяй (Притч. 21, 13). Поэтому притча советует:
чти Господа от праведных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды
(Притч. 3, 9). Ибо, если намереваешься принести Богу что-нибудь из приобретенного
неправдою и хищением, то лучше для тебя и не приобретать такого имущества, и не
приносить из него. Дар чистый возносит молитву, как написано: обеты правоходящих
приятны Ему (Притч. 15, 8). И опять, если, приобретая праведными трудами,
не приносишь Богу приношений, которыми бы питались нищие, то сие вменится тебе
в хищение, по сказанному у пророка Малахии: яко десятины и начатцы с вами суть.
...И будет расхищение в домах ваших (Мал. 3, 8, 10). Поэтому должно вам, срастворив
милость и суд, приобретать с судом и издерживать на милость, по написанному: милость
и суд снабди, и приближайся к Богу своему присно (Ос. 12, 6). Ибо милостыню
и суд любит Бог. Поэтому приближается к Богу, кто имеет попечение о милости и
суде. С этой впредь стороны да испытывает себя человек, и богатый пусть посмотрит
на собственные свои доходы, из которых намеревается приносить дары Богу: не утеснял
ли нищего, не делал ли насилия немощному, не покорыствовался ли чем от подчиненного
ему, вместо справедливости употребив власть? Ибо нам повелено соблюдать справедливость
и равенство и в рассуждении рабов. Не делай насилий по той причине, что властвуешь;
не лихоимствуй, потому что силен; напротив того, поелику есть у тебя преимущества
власти, то покажи права справедливости. Не в том, чего не силен ты сделать, можешь
представить доказательство послушания и страха пред Богом, но в том, в чем имеешь
силу преступить, и не преступаешь. А если, отнимая собственность нищих, подаешь
нищим, то лучше было бы и не похищать и не давать. Для чего оскверняешь свое богатство,
внося в него неправедные прибытки? Для чего приношение свое обращаешь в скверну
неправдою, намереваясь принести то, в рассуждении чего надобно тебе пожалеть другого
нищего? Помилуй того, кому делаешь неправду. С ним поступи человеколюбиво; ему
окажи милость, и исполнишь милость с судом. Бог не будет иметь общения с любостяжательностию:
Господь не сообщник разбойников и хищников. Не потому, что Сам не в силах пропитать
нищих, оставил их нам; но нам же в благодеяние требует от нас правды и человеколюбивого
плодоношения. Не бывает милостыня от неправды, благословения от клятвы, благодеяний
от слез. Извлекающим слезы у обиженных Бог говорит: сия, яже ненавидех, твористе:
покрывасте слезами олтарь Мой, и плачем и воздыханием (Мал. 2, 13).
От трудов своих оказывай милости, не желай поступать несправедливо под тем предлогом,
чтобы из приобретенного неправдою принести в дар Богу милостыню. Подобные дела
показывают тщеславие и служат к приобретению похвал от людей, а не похвалы от
Бога. Посему хорошо говорит Господь: да не видими будете человеки (ср.:
Мф. 6, 1). Если творишь милостыню в той мысли, что видит ее Бог, то остерегайся
творить ее из корыстолюбивых видов, зная, что сим не возвеселишь зрителя - Бога.
Так будем творить милостыню, чтобы обратно получить ее от Бога. А Бог воздает
тем, кого хвалит; и Он не хвалит ни одного любостяжателя. Ты не можешь принести
дар Богу, если оскорбил брата. Сказано: аще принесеши дар твой ко олтарю и
ту помянеши, яко брат твой `имать нечто на тя… шед прежде смирися с братом твоим,
и тогда пришед принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). Помни мытаря Закхея, который
положил сперва возвратить четверицею, если чем обидел, потом уже из остального
имения отделил половину нищим (ср.: Лк. 19, 8). Он рад, что может принять Христа,
и Христос не иначе приемлет щедрость к нищим, как по вознаграждении обиженных
за отнятое у них корыстолюбием. И таким образом Господь приял правду Закхея, и
сказал: днесь спасение дому сему бысть (Лк. 19, 9). И это идет к тем, которые
творят милостыню, но не заботятся о соблюдении справедливости.
А тому, кто остерегается делать неправду, однако
же нерадит о милосердии, скажем, что всяко древо, еже не творит плода… посекаемо
бывает и во огнь вметаемо (Мф. 3, 10), и что такое древо никогда не будет
угодно Небесному Земледельцу, Который говорит: прииде ища плода на смоковнице,
и не обрете и повелевает срубить ее, чтобы и места не занимала даром (Лк.
13, 7). Но осужденным от Бога оказывается и тот, кто бедному не отдает назад заклада;
на такового человека изрекается угроза; сказано: аще возопиет ко Мне не
получивший назад своего заклада, услышу его: милостив бо есмь (Исх. 22,
27). Опасно также и преступно было жать оставшееся после первой жатвы, вторично
обирать виноград и маслины, потому что надлежало оставлять сие бедным (Втор. 24,
19-21). Если же предписывалось это жившим под законом, что скажем о тех, которые
живут о Христе? Господь говорит им: аще не избудет правда ваша паче книжник
и фарисей, не внидете в Царствие Небесное (Мф. 5, 20). Поэтому не только с
полей и из доходов, но и от труда рук своих Апостол советует подавать неимущим;
делая, говорит он, своима рукама благое, да имате пода`яти требующему
(Еф. 4, 28). А Господь желающему следовать за Ним дал совет продать все имение
на благотворение нищим и потом уже следовать за Ним. Но как последователям Своим
и достигшим совершенства повелевает вдруг и совершенно исполнить дело милостыни,
чтобы, совершив служение своим имением, приступили они к служению словом и духом,
так прочим предписывает всегдашние подаяния и всегдашнее общение того, что имеют,
чтобы чрез это, став жалостливыми или общительными и милостивыми, оказались подражателями
Божию человеколюбию. Ибо говорит: дайте, и дастся вам (Лк. 6, 38). Чрез
это же самое обещал им и общение с Самим Собою. Ибо милостивые станут одесную
Господа; им скажет пришедший Царь: приид`ите, благословеннии Отца Моего, наследуйте
уготованное вам Царствие от сложения мира: взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся,
и напоисте Мя; наг бех, и одеясте Мя; странен, и введосте Мене; болен и в темнице,
и приидосте ко Мне (ср.: Мф. 25, 34-36). Поелику же праведники удивятся и
скажут: когда мы делали это для Тебя, Господи? Он речет им: аминь, аминь, глаголю
вам, понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф.
25, 40). Ибо усердие ко святым есть благочестие пред Христом, и усердный служитель
бедному оказывается общиком Христовым, не только если раздает, имея у себя что-либо
великое, но если, и малое приобретя, отдает это, и если только чашею студен`ы
воды напоит ученика во имя Учителя (Мф. 10, 42). Ибо что мир называет скудостию
учеников, то для тебя, богач, есть случай к приобретению истинного богатства.
Чрез них делаешься ты поспешником Христовых воинов и питаешь добровольно, а не
по принуждению. Небесный Царь не вынуждает, не требует податей, но приемлет усердствующих,
чтобы подающие сами получили, оказывающие честь были почтены, допускающие других
к общению временных благ призваны были в общение благ вечных.
Сие во всякое время да будет у нас в памяти и пред
очами душевными, чтобы не пропадало у нас текущее время, чтобы, пропустив настоящее,
не ожидать нам другого времени, и в этом ожидании и отлагательстве не быть застигнутыми
кончиною! Господь же да дарует нам оказаться благоплодными, бодрственными, памятующими
заповеди Его, готовыми и ничем незадержанными к славному сретению Его, о Самом
Христе и Боге нашем, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава, честь, ныне
и всегда, и во веки веков! Аминь.
|