|
Оп.: Творения ... Василия Великого ... Спб.: изд-во П.П.Сойкина,
1911.
Греческие литеры заменены вопросительными знаками.
К оглавлению
Глава 11
О том, что отрицающие Духа суть изменники.
Кому горе, кому скорбь, кому смятение и тьма, кому вечное осуждение?
Не изменникам ли, не отрекшимся ли от веры? Где ж доказательство
отречения? Не в том ли, что отринули собственные свои исповедания?
Что ж они исповедывали? или когда это исповедывали? Исповедывали,
что веруют в Отца и Сына и Святого Духа. Исповедывали, когда,
отрекшись диавола и аггелов его, произнесли оное спасительное
слово. Посему какое же приличное наименование найдено для них
чадами света? Не изменниками ли именуются они, как нарушившие
завет своего спасения? Как назову отрекшегося от Бога? как назову
отрекшегося от Христа? Как иначе, как не изменником? Какое же
угодно дать наименование отрекшемуся от Духа? Не то же ли самое,
какое даем человеку, который изменил своему завету с Богом? Посему,
когда исповедание веры в Духа предуготовляет нам ублажение за
благочестие, а отречение от Духа подвергает осуждению за безбожие,
то не страшно ли отречься от Него ныне, не огня, не меча, не креста,
не бичей, не колеса, не орудия пытки убоявшись, но обольстившись
одними лжеумствованиями и доводами духоборцев?
Уверяю всякого человека, который исповедует Христа и отрицает
Бога, что ему не воспользует Христос как и тому, кто призывает
Бога, но отвергает Сына, потому что суетна вера его. Уверяю и
того, кто отметает Духа, что вера в Отца и Сына обратится для
него в тщету, и что он не может иметь сей веры, если не соприсутствует
Дух. Ибо не верующий в Духа не верует в Сына, а не уверовавши
в Сына не верует в Отца. Не может бо рещи Господа Иисуса, точию
Духом Святым (1 Кор. 12, 3). И: Бош никтоже виде нuгдеже: но Единородный
Сын, сый в лоне Отчи, Той нам исповеда (Ин. 1, 18). Не верующий
в Духа не имеет части и в истинном поклонении. Ибо не иначе можно
покланяться Сыну, как только во Святом Духе, и не иначе можно
призывать Отца, как только в духе сыноположения.
Глава 12
Ответ утверждающим, что достаточно крещения только в Господа.
Никого да не вводит в обман у Апостола то, что, упоминая о
крещении, нередко умалчивает он об имени Отца и Святого Духа,
и никто не должен заключать из сего, что не надобно соблюдать
призывания имен. Сказано: елицы во Христа крестистеся; во Христа
облекостеся (Гал. 3, 27). И еще: елицы во Христа крестистеся,
в смерть Его крестистеся (Рим. 6, 3). Это потому, что наименование
Христа есть исповедание всего, оно указывает и на помазующего
Бога, и на помазанного Сына, и на помазание - Духа, как учат
нас Петр в Деяниях: Иисуса, Иже от Назарета, Егоже помаза Бог
Духом Святым (Деян. 10, 38), и Исаия: Дух Господень на Мне,
Егоже ради помаза Мя (Ис. 61, 1), и Псалмопевец: сего ради помаза
Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (Пс.
44, 8).
Притом видим, что Апостол, говоря о крещении, упоминал иногда
и об одном Духе. Ибо говорит: вcu во едино тело единем Духом
крестихомся (1 Кор. 12, 13). А с сим согласно и следующее: вы
же имате креститися Духом Святым (Деян. 1, 5), и: Той вы крестит
Духом Святым (Лк. 3, 16). Но на сем основании никто не назовет
совершенным крещения, в котором призвано только имя Духа. Ибо
надобно, чтобы предание, сообщенное в животворящей благодати,
всегда пребывало ненарушимо. Избавивший жизнь нашу от тления
дал нам силу обновления, которая, хотя имеет причину неизъяснимую
и заключающуюся в таинстве, однако же приносит душам великое
спасение, посему прибавить или убавить что-нибудь значит явным
образом отпасть от вечной жизни.
А поэтому, если отлучение Духа от Отца и Сына в крещении опасно
крещающему, и не полезно приемлющему крещение, то как же мы
ненаказанно можем отторгать Духа от Отца и Сына? Вера и крещение
- суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные.
Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается
верою, а та и другое исполняются одними и теми же Именами. Как
веруем в Отца и Сына и Святого Духа, так и крестимся во имя
Отца и Сына и Святого Духа. И как предшествует исповедание,
вводящее во спасение, так последует крещение, запечатлевающее
собою наше согласие на исповедание.
Глава 13
Изложение причины, по которой Павел с Отцем и Сыном ставит
и Ангелов.
Говорят: "но к Отцу и Сыну сопричисляется нечто и иное, между
тем оно, конечно, не спрославляется с Ними. Так Апостол включил
ангелов в свидетельство, какое дает Тимофею, говоря: засвидетельствую
тебе пред Богом и Иисусом Христом, и избранными Его Ангелы (1
Тим. 5, 21). Но ангелов не отделяем от прочей твари, и не согласны
причислить их к Отцу и Сыну".
А я, хотя рассуждение cиe не стоит никакого ответа (так с первого
взгляда заметна в нем несообразность!), однако ж скажу, что
иной и подобного себе раба может представить во свидетели пред
таким судиею, который кроток и снисходителен и по особенной
благосклонности к подсудимым доказывает непререкаемость правдивости
своего суда. Но из раба стать свободным, наименоваться сыном
Божиим и от смерти перейти в жизнь, не чрез иного кого можно,
а только чрез Того, Кто по естеству Свой Богу и свободен от
рабского состояния. Ибо как сделает своим Богу, кто чужд ему?
Как освободить, кто сам подлежит игу рабства?
Поэтому не одинаково упоминаются и дух и Ангелы, но Дух именуется,
как Господь жизни, Ангелы присовокупляются, как помощники подобных
им рабов, и как верные свидетели истины. Ибо у святых - в обыкновении
давать заповеди Божии при свидетелях, как сей же самый Павел
говорит Тимофею: яже приял ecu от мене многими свидетели, сия
предаждь верным человеком (2 Тим. 2, 2). Теперь свидетельствуется
Ангелами, ибо знает, что и Ангелы будут с Судиею, когда придет
Он во славе Отчей судить вселенную в правде. Ибо сказано: иже
аще исповесть Мя пред человеки, и Сын человеческий исповесть
его пред Ангелы Божиими: а отвергийся Мене пред человеки, отвержен
будет пред Ангелы Божиими (Лк. 12, 8, 9). И Павел в другом месте
говорит: во откровении Господа Иисуса с небесе со Ангелы (2
Сол. 1, 7). По сей причине еще здесь свидетельствует пред Ангелами,
чтобы приготовить годные доказательства для будущего судилища.
И не один Павел, но и все вообще, кому вверено было служение
слова, никогда не перестают свидетельствовать, и призывают во
свидетели даже небо и землю, потому что и теперь пред ними совершается
всякое дело, и при будущем испытании жизни они вместе будут
с судимыми. Ибо сказано: призовет небо свыше, и землю, разсудити
люди Своя (Пс. 49, 4). Посему Моисей, намереваясь предложить
людям словеса Божии, говорит: засвидетельствую вам днесь небом
и землею (Втор. 4, 26). И опять, произнося песнь, говорит: вонми
небо, и возглаголю, и да слышит земля глаголы уст моих (Втор.
32, 1). И Исаия: слыши небо, и внушu земле (Ис. 1, 2). А Иеремия
описывает какое-то исступление неба, в которое приходит оно,
слыша непреподобные дела народа: ужасеся небо о сем, и вострепета
по премногу зело, два бо зла сотвориша людие Мои (Иер. 2, 12,
13). Посему и Апостол, зная, что ангелы приставлены к людям
как бы детоводителями и воспитателями, призывал их во свидетели,
Иисус же Навин и камень поставил свидетелем слов своих; а Иаковом
даже и холм прозван свидетель (Быт. 31, 47). Иисус сказал: будет
камень днесь в свидение в последния дни, егда солжете Господу
Богу вашему (Нав. 24, 27). Может быть, он верил, что силою Божиею
и камни издадут глас в обличение преступников, а если нет, то
по крайней мере совесть каждого будет уязвляться действием напоминания.
Так те, кому поверено домостроительство душ, предуготовляют
каких бы то ни было свидетелей, чтоб представить их в последствии.
Но Дух не по требованию времени а по общению естества, сопоставляется
с Богом, не нами на cиe привлекаемый, но приобщаемый Господом.
Глава 14
Возражение, что и в Моисея иные крестились, и веровали в него,
и ответ на cиe возражение, а вместе и о прообразованиях.
Но говорят: "если и крестимся в Духа, то и в таком случае несправедливо
ставить Его наравне с Богом. Ибо иные и в Моисея крестишася
во облаце и в мори (1 Кор. 10, 2). А подобным образом известно,
что и вера бывала в людей. Ибо вероваша людие Богу, и Моисею
угоднику Его (Исх. 14, 31). Для чего же, говорят, вследствие
веры и крещения столько возвышаешь и возвеличиваешь Святого
Духа над тварью, когда то же самое засвидетельствовано и о людях"?
Что скажем на cиe? То, что вера в Духа, а подобно и крещение,
таковы же, как в Отца и в Сына. А если была вера и крещение
в Моисея и в облако, то как в тень и прообразование. Но потому,
что божественное предызображается вещами малыми и человеческими,
конечно, не есть что-либо малое и самое естество божественного,
которое нередко прознаменовалось сеннописанием прообразований.
Ибо прообразование есть выражение ожидаемого в уподоблении,
которым назнаменательно предуказуется будущее. Так Адам - прообразование
будущего Адама, и камень преобразовательно есть Христос, а вода
из камня - прообразование живоносной силы Слова. Ибо сказано:
аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет (Ин. 7. 37). И манна
- прообразование животворящего хлеба, сошедшего с небес, а змий,
поставленныйя на знамени (Числ. 21, 9) - спасительного страдания,
довершенного крестом; почему и взирающие на него спасались.
Так, конечно, и повествуемое об изведении Израиля служит указанием
на спасаемых крещением. Ибо первородные у Израильтян, как и
тела крещаемых, спаслись по благодати, данной запечатлевшимся
кровью, потому что кровь овчая есть образ крови Христовой, а
первородные - образ первозданного. И поскольку он необходимо
в нас, передаваемый от одного к другому до конца, по непрерывному
преемству, то посему о Адаме вси умираем(1 Кор. 15, 22), и царствовала
смерть до исполнения Закона и до пришествия Христова. Соблюдены
же Богом первородные, и их не коснулся Погубляющий - в показание,
что и мы, оживотворенные во Христе, не умираем уже в Адаме.
А море и облако, в настоящем приводили к вере изумительностью
события, относительно же к будущему, как прообразования, прознаменовали
будущую благодать. Кто премудр, и уразумеет сия (Ос. 14, 10),
каким образом море прообразовательно служит крещением, отлучая
от Фараона, как и сия купель отлучает от мучительства диавольского?
Море умертвило в себе врага, и здесь умирает вражда наша на
Бога. Народ вышел из моря, не потерпев вреда, и мы восходим
от воды как бы из мертвых ожившие, будучи спасены благодарю
Призвавшего нас. А облако есть сень дара, подаваемого Духом,
и чрез умерщвление членов угашающего пламень страстей.
Итак что же? Неужели потому, что прообразовательно крестились
в Моисея, и благодать крещения маловажна? В таком случае и иное
что-нибудь в наших таинствах не будет велико, если досточестное
в каждом будем унижать по его прообразованиям. В таком случае
не будет чем-то великим и чрезвычайным и любовь Божия к людям,
по которой Бог за грехи наши отдал Единородного Сына, потому
что и Авраам не пощадил собственного сына своего. И страдание
Господне не славно, потому что вместо Исаака прообразованием
приношения послужил овен. И сошествие во ад не страшно, потому
что Иона тремя днями и столькими же ночами предысполнил прообразование
смерти.
То же делает и тот, кто в крещении сравнивает действительность
с тенью, кто наравне с прообразованиями ставит знаменуемое ими,
кто Моисеем и морем думает вдруг подорвать все евангельское
домостроительство. Ибо какое отпущение прегрешений, какое обновление
жизни в море? Какое духовное дарование чрез Моисея? Какое там
умерщвление греха? Они не умерли со Христом, а потому и не восстали
с Ним. Они не облеклись в образ небесного, не носили в теле
мертвости Иисусовой, не совлеклись ветхого человека, не облеклись
в человека нового, обновляемого в познании, по образу Создавшего
его. Для чего же сравниваешь два крещенья, в которых одно наименование
общее, а на деле столько же разности, сколько может быть между
сновидением и действительностью, между тенью или изображениями
и тем, что самостоятельно существует?
Но и вера в Моисея не то доказывает, чтобы вера в Духа была
маловажна, а, напротив того, по рассуждению сих людей, она умаляет
более исповедание Бога всяческих. Ибо сказано: вероваша людие
Богу, и Моисею угоднику Его. Итак, Моисей поставлен вместе с
Богом, а не с Духом, и был прообразованием не Духа, но Христа,
ибо в законном служении предызображал тогда собою Ходатая Бога
и человеков. Не прообразованием Духа служил Моисей, ходатайствующий
о народе пред Богом, потому что Закон дан, будучи вчинен Ангелы,
рукою Ходатая, по предложению народа, который говорил: глаголи
ты к нам, и да не глаголет к нам Бог (Исх. 20, 19). Посему вера
в Моисея возводится к Господу, Ходатаю Бога и человеков, сказавшему:
аще бысте веровали Моисеови, веровали бысте Мне (Ин. 5, 46).
Неужели же маловажна вера в Господа, потому что прознаменована
Моисеем? Так и благодать Духа в крещении не маловажна по тому,
что иной крестился в Моисея.
Притом могу сказать, что Писанию обычно называть Моисеем и
Закон, как в следующих словах: имут Моисея и пророки (Лк. 16,
29). Посему Апостол, разумея подзаконное крещение, сказал: крестишася
в Моисея.
Итак почему же похваление упования нашего и преизобильный дар
Бога и Спасителя нашего, который обновляет пакибытием юность
нашу, яко орлю, стараются представить чем-то презренным сии
люди, которые действительности приписывают то, что принадлежит
тени и прообразованиям?
Конечно, младенческому разуму и какому-нибудь отроку, который
действительно имеет еще нужду в молоке, свойственно не знать
того великого таинства нашего спасения, что, сообразно с предуготовительным
способом учения, и мы, в упражнении благочестием возводимые
до совершенства, начинаем сперва с начатков знания, удобопонятных
для нас и соразмерных с нашими силами, потому что Домостроитель
нашего спасения, подобно глазу человека, выросшего во тьме,
вводит нас в великий свет истины после постепенного к нему приобучения,
потому что щадит нашу немощь. В глубине богатства Своей премудрости
и не исследованных судах разумения предначертал Он для нас это
легкое и к нам применимое руководство, приучая сперва видеть
тени предметов и в воде смотреть на солнце, чтоб, приступив
вдруг к зрению чистого света, мы не омрачились. На таком же
основании измышлены Закон, имый сень грядущих (Евр. 10, 1),
и предображения у пророков - эти гадания истины, для обучения
очей сердечных, чтобы удобнее для нас сделался переход от них
к премудрости в тайне сокровенной.
Довольно сего о прообразованиях, да и невозможно долее останавливаться
на сем предмете. Иначе о постороннем было бы сказано больше,
нежели о главном.
Глава 15
Ответ на новое возражение, что крестимся и в воду, а вместе
и о крещении.
Что же сверх сего говорят еще? Ибо они обильны на решения.
"Мы крестимся и в воду, но конечно, воды не предпочитаем всей
в совокупности твари, или не воздаем и ей такой же чести, как
Отцу и Сыну".
Их рассуждения похожи на рассуждения людей рассерженных, которые,
по причине помрачения рассудка страстью, не щадят ничего для
отмщения оскорбившему. Но мы не обленимся дать ответ и на это,
или научим незнающих, или не уступим злонамеренным. Начнем же
несколько выше.
Домостроительство Бога и Спасителя нашего о человеке есть воззвание
из состояния падения, и возвращение в общение с Богом из состояния
отчуждения, произведенного преслушанием. Для того пришествие
Христово во плоти, предначертания евангельских правил жизни,
для того страдания, крест, погребение, воскресение, чтобы человек,
спасаемый чрез подражание Христу, воспринял древнее оное сыноположение.
Посему для совершенства жизни необходимо подражание Христу,
то есть, не только показанным в жизни Христовой примерам негневливости,
смиренномудрия и долготерпения, но и смерти Христовой, как говорит
подражатель Христов Павел: сообразуяся смерти Его, аще како
достигну в воскресение мертвых (Флп. 3, 10, 11).
Как же бываем мы в подобии смерти Его? - Спогребшись Ему крещением
(Рим. 6, 4, 5). В чем же образ погребения? И почему полезно
такое подражание? Во-первых, нужно, чтобы порядок прежней жизни
был пресечен. А cиe, по слову Господню, невозможно для того,
кто не родится свыше (Ин. 3, 8). Ибо пакибытие, как показывает
и самое имя, есть начало новой жизни. Посему, до начатия новой
жизни, надобно положить конец жизни предшествовавшей. Как у
тех, которые бегут на поприще туда и обратно, два противоположные
движения разделяются некоторою остановкою и отдыхом, так и при
перемене жизни оказалось необходимым, чтобы смерть служила средою
между той и другою жизнью, оканчивая собою жизнь предыдущую,
и полагая начало жизни последующей. Как же совершаем сошествие
во ад? Подражая в крещении Христову погребению, потому что тела
крещаемых в воде как бы погребаются. Посему крещение символически
означает отложение дел плотских, по слову Апостола, который
говорит: обрезани бысте обрезанием нepукomвopeнным, в совлечении
тела плоти, во обрезании Христове, спогребшеся Ему крещением
(Кол. 2, 11). Оно есть как бы очищение души от скверны, произведенной
в ней плотским мудрованием, по написанному: омыеши мя, и паче
снега убелюся (Пс. 50, 9). Посему не омываемся по-иудейски при
каждом осквернении, но знаем одно спасительное крещение, потому
что одна есть смерть за мир, и одно воскресение из мертвых,
образом которых служит крещение. Посему-то Домостроитель жизни
нашей Господь положил с нами завет крещения, имеющий в себе
образ смерти и жизни, и изображением смерти служит вода, а залог
жизни подается Духом.
А таким образом делается из сего ясным и то, чего мы искали,
то есть, почему вместе с Духом и вода. Поскольку в крещении
предположены две цели: истребить тело греховное, чтобы оно не
приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод во
святыне, то вода изображает собою смерть, принимая тело как
бы во гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души
наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь. Сие-то
значит родиться свыше водою и Духом, потому что умерщвление
наше производится водою, а жизнь творится в нас Духом. Посему
великое таинство крещения совершается тремя погружениями, и
равночисленными им призываниями, чтобы и образ смерти отпечатлелся
в нас, и просветились души крещаемых чрез предание им боговедения.
Поэтому, если есть какая благодать в воде, то она не из естества
воды, но от присутствия Духа. Ибо крещение есть не плотския
отложение скверны, но совести благия вопрошение у Бога (1 Петр.
3, 21). Посему Господь, уготовляя нас к жизни по воскресении,
излагает уставы всей евангельской жизни, узаконивая нрав негневливый,
терпеливый, не оскверняемый сластолюбием, не сребролюбивый,
чтобы мы по произволению исполняли предварительно, что принадлежит
будущему веку по его природе. Почему, если кто, определяя Евангелие,
скажет, что оно есть предображение жизни по воскресении, то
он, по моему мнению, не погрешит в верности понятия. Возвратимся
же к своей цели.
Духом Святым - восстановление наше в рай, вступление в небесное
царство, возвращение в сыноположение, дерзновение именовать
Отцем своим Бога, соделываться общниками благодати Христовой,
именоваться чадами света, приобщиться вечной славы, одним словом,
приобрести всю полноту благословения и в сем, и в будущем веке,
когда в себе, как в зеркале, отражаем благодать тех благ, какие
предназначены нам по oбетoвaниям, и которыми чрез веру наслаждаемся,
как уже настоящими. Ибо, если таков залог, то каково совершенное?
и если таков начаток, то какова полнота целого?
Но разность между благодатью Духа и крещением в воде видна
еще и из того, что Иоанн крестил водою в покаяние, а Господь
наш Иисус Христос крестит духом Святым. Ибо Иоанн говорит: Аз
вы крещаю водою в покаяние: Грядый же по мне, креплий мене есть.
Емуже несмь достоин сапоги понести: Той вы крестит Духом Святым
и огнем (Мф. 3, 11), под огненным крещением разумея испытание
на суде, по сказанному у Апостола: коегождо дело, яковоже есть,
огнь искусить, и еще: день бо явит: зане огнем открывается (1
Кор. 3, 13). А иные в подвигах за благочестие действительно,
а не подражательно, прияв смерть за Христа, не имели уже нужды
для своего спасения в символы - воде, крестившись собственною
кровью. И cиe говорю, не крещение водою отметая, но низлагая
помышления вземлющихся на Духа, соединяющих несоединимое, сравнивающих
несравнимое.
Глава 16
О том, что во всяком понятии Дух Святый не отлучен
от Отца и Сына, и в созидании мира мысленного, и в домостроительстве
касательно человеков, и на ожидаемом суде.
Возвратимся к сказанному в начале, а именно, что
Дух Святый во всем совершенно неотлучен и неотделим от Отца
и Сына. Павел, в том месте послания к Коринфянам, где рассуждает
о даровании языков, говорит: аще вcu пророчествуете, внидет
же некий неверен или невежда, обличается всеми, истязуется от
всех; тайная сердца его явлена бывают: и тако пад ниц, поклонится
Богови, возвещая, яко воистину Бог с вами есть (1 Кор. 14, 24,
25). Итак, если по пророчеству, которое производится вследствие
разделения дарований Духа, познается, что в пророках Сам Бог,
то пусть размыслят эти люди, какое место дать Святому Духу,
и что справедливее, поставить ли Его наряду с Богом, или низвести
в ряд тварей? И сказанное Петром Сапфире: что согласистеся искусити
Духа Святого? не человеком солгали есте, но Богу (Деян. 5, 3,
4), показывает, что один и тот же грех - и против Духа Святого
и против Бога. А таким же образом можешь дознать, что Дух и
во всяком действовании соединен и неразделен с Отцем и Сыном.
Вместе с Богом, Который производит разделение действ, и с Господом,
Который производит разделение служений, сопребывает и Святый
Дух, Который полновластно домостроительствует в раздаянии дарований
по достоинству каждого. Ибо сказано: разделения дарований суть,
а тойжде Дух: и разделения служений суть, а тойжде Господь:
и разделения действ суть, а тойжде Бог, действуяй вся во всех.
Вся же сия, продолжает Апостол, действует един и тойжде Дух,
разделяя властию коемуждо якоже хощет (1 Кор. 12, 4-6, 11).
Впрочем из того, что Апостол упомянул здесь, во-первых,
о Духе, во-вторых, о Сыне, и в-третьих, о Боге и Отце, вовсе
не должно заключать, что у него извращен порядок. Апостол за
начало принял отношение к нам: потому что мы, приемлющие дар,
прежде всего обращаем мысль к Раздающему, потом представляем
себе Посылающего, а потом возводим помышление к Источнику и
Вине благ. Общение же Духа с Отцем и Сыном можешь познать и
из того, что первоначально создано. Ибо чистые, духовные и премирные
Силы святы и именуются святыми, как приобретшие святыню по благодати,
данной Святым Духом. Посему, хотя умолчано о том, как сотворены
небесные Силы, потому что посредством одного чувственного открыл
нам Создателя описавший миротворение, однако же ты, имея способность
от видимого заключать о невидимом, прославь Творца, Которым
(?? ?) создана быша всяческая, аще видимая, аще невидимая, аще
начала, аще власти, аще силы, аще престоли, аще господствия
(Кол. 1, 16), и какие еще есть разумные, не именуемые природы.
В творении же их представляй первоначальную причину сотворенного
- Отца, и причину зиждительную - Сына, и причину совершительную
- Духа, так что служебные духи имеют бытие по воде Отца, приводятся
же в бытие действом Сына, и совершаются в бытии присутствием
Духа. Совершение же Ангелов - святыня и пребывание в святыне.
И никто да не подумает, будто бы утверждаю, что
три начальственные Ипостаси, и что действование Сына несовершенно.
Ибо одно Начало существ, созидающее чрез Сына и совершающее
в Духе. И у Отца, действующего вся во всех, не несовершенно
действование, и у Сына не недостаточно созидание, если не совершено
Духом. Ибо так ни Отец, созидающий единым хотением, не имел
бы нужды в Сыне, однако же хочет чрез Сына, ни Сын, действующий
подобно Отцу, не имел бы нужды в содействии, однако же и Он
хочет совершать чрез Духа. Словом бо Господним небеса утвердишася,
и Духом уст Его вся сила их (Пс. 32, 6). Слово же - не знаменательное
видоизменение в воздухе, производимое словесными орудиями, и
Дух - не пар уст, исторгаемый дыхательными членами, но Слово,
Которое в начале у Бога и Бог (Ин. 1. 1), и Дух уст Божиих -
Дух истины, Иже от Отца исходит (Ин. 15, 25).
Посему представляй Трех, - повелевающего Господа,
созидающее Слово и утверждающего Духа. Поскольку же утверждение
показывает неослабность, неизменность и неколебимую водруженность
в добре, что иное означаться будет утверждением, как не совершение
в святыне? Но святыня возможна не без Духа. Ибо небесные Силы
не по природе святы, иначе они не имели бы никакой разности
с Святым Духом. Напротив того, они по мере превосходства одной
пред другой имеют от Духа известную меру святыни. Как в понятие
прижигания входить понятие огня, однако же иное есть прижигаемое
вещество, и иное есть огонь, так и в небесных силах сущность
их составляет воздушный, если можно так сказать, дух или невещественный
огонь, по написанному: творяй Ателы Своя духи, и слуги Своя
огнь палящ (Евр. 1, 7), почему они ограничены местом и бывают
видимы, являясь святым в образе собственных своих тел, но святыня,
будучи вне сущности, дает им совершенство чрез общение Духа.
Сохраняют же достоинство свое пребыванием в добре, как имеющие
свободу в избрании, и никогда не теряющие непрестанного стремления
к истинно благому.
Посему, если отнимем мысленно Духа, расстроятся
ангельские лики, истребятся архангельские начальства, все придет
в смешение, жизнь их сделается незаконосообразною, бесчинною,
неопределенною. Ибо как Ангелы, не прияв силы от Духа, скажу
т: слава в вышних Богу (Лк. 2, 14)? Никтоже бо может рещи Господа
Иисуса, точию Духом Святым, и никтоже Духом Божиим глаголяй,
речет анафема Иисуса (1 Кор. 12, 3). Последнее могли бы сказать
лукавые и сопротивные духи, отпадением которых доказывается
то положение, что невидимые силы свободны, равно наклонны и
к добродетели и к пороку, а потому имеют нужду в помощи Духа.
Полагаю, что и Гавриил не иначе предсказывает будущее, как по
предуведению Духа, потому что пророчество есть одно из дарований,
разделяемых духом, а получивший повеление возвестить мужу желаний
тайны ведения (Дан. 10, 11) кем, как не Духом Святым умудренный,
мог научить сокровенному? Потому что откровение тайн собственно
принадлежит Духу, по написанному: нам открыл есть Бог Духом
(1 Кор. 2, 10). Престолы же и Господствия, Начала и Власти,
как могли бы проводить блаженную жизнь, если бы не выну видели
лице Отца небеснаго (Мф. 18, 10)? А видеть невозможно без Духа.
Как ночью, если вынесешь свет из дому, глаза твои делаются слепы,
силы остаются в бездействии, достоинство вещей не познается,
но золото и серебро равно попираются по неведению, так и для
умных чинов не возможно, чтобы жизнь их пребывала сообразною
с законом без Духа, равно как невозможны благоустройство в войске
без тысяченачальника и согласие в лике поющих без ликоначальника,
приводящего их в стройность. Как сказали бы Серафимы: свят,
свят, свят (Ис. 6, 3), если бы не были научены Духом, коликократное
возглашение сего славословия благочестно? Посему, если хвалят
Бога все Ангелы Его, и хвалят Его все Силы Его, то по действию
Духа. Если предстоят Ему тысячи тысяч Ангелов и тьмы тем служащих,
то силою Духа совершают они непорочно дело своего служения.
Поэтому вся эта пренебесная и неизреченная стройность, как в
служении Богу, так и во взаимном между собою согласии премирных
Сил, не может быть сохранена иначе, как под управлением Духа.
Так в созидании Дух Святый присущ тварям не постепенно усовершаемым,
но с минуты сотворения уже совершенным, и сообщает им от Себя
благодать к совершению и восполнению каждого существа (??? ??????????).
Кто же будет спорить против того, что домостроительства
о человеке, какие по благости Божией совершены великим Богом
и Спасителем нашим Иисусом Христом, окончательно исполнены Духом
Святым? Пожелаешь ли рассмотреть ветхозаветное, благословения
патриархов, помощь данную в законоположении, прообразования,
пророчества, доблестные подвиги в бранях, чудеса совершенные
праведниками, а потом и все домостроительство пришествия Господня
во плоти, все cиe чрез Духа. Во-первых, Дух соприсущ самой плоти
Господней, ставь ея помазанием, и неразлучно сопребывая с нею,
по написанному: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа,
Той есть Сын Мой возлюбленный (Ин. 1, 33), и: Иисуса, Иже от
Назарета, Его помаза Бог Духом Святым (Деян. 10, 38). Потом
всякое действие совершалось в присутствии Духа. Дух со присущ
был и искушаемому от диавола. Ибо сказано: возведет бысть Иисус
Духом в пустыню, искуситися (Мф. 4, 1). Дух неотлучно соприсущ
был совершающему чудеса. Ибо говорит: Аз о Дусе Божии изгоню
бесы (Мф. 12, 28). Дух не оставил и воскресшего из мертвых.
Ибо, обновляя человека, и опять возвращая ему ту благодать,
которую вдохнул в него Бог, и которую человек погубил, Господь
дунул в лице ученикам, и что говорит при сем? Приимите Дух Свят.
Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся
(Ин. 20, 22, 23). А управление Церкви не явно ли и не непререкаемо
ли производится Духом? Ибо сказано: Той даде Церкви перепе Апостолов,
второе пророков, mpemиe учителей, потом же силы, тоже дарования
исцелений, заступления, правления, роди языков (1 Кор. 12, 28).
Ибо сей чин установлен с разделением даров Духа.
А внимательный исследователь может найти, что
и во время ожидаемого явления Господня с небес Дух Святый будет
не бездействен, как думают иные, но явится вместе и в день откровения
Господня, в который станет судить вселенную по правде Блаженный
и единый Сильный. Кому так мало известны те блага, какие Бог
уготовал достойным, чтобы не знать, что и венец праведных есть
благодать Духа, которая обильнее и полнее будет сообщаема, когда
духовная слава разделится каждому по мере доблестных дел его?
Ибо во светлостях святых у Отца обители многи (Ин. 14, 2), то
есть, многие различия достоинств. Как звезда от звезды разнствует
во славе, такожде и воскресение мертвых (1 Кор. 15, 41, 42).
Посему запечатленные Духом Святым в день избавления и сохранившие
чистым и целым приятый ими начаток Духа, они только услышат:
добре, рабе благий и верный, о мале Ми был ecu верен, над многими
тя поставлю (Мф. 25, 21). А подобно, и огорчившие Духа Святого
лукавством начинаний своих или ничего не приобретшие к данному,
будут лишены того, что получили, и благодать отдастся другим.
Или, как говорит один из Евангелистов, они будут растесаны совершенно
(Лк. 12, 46), под растесанием разумея конечное отчуждение от
Духа. Ибо не тело делится на части, чтобы одна часть была предана
наказанию, а другая освобождена, потому что походит на басню
и не достойно праведного Судии предположение, что подвергается
наказанию одной половиной, кто согрешил весь. Также и не душа
рассекается пополам, потому что она вся и всецело приняла греховное
мудрование и содействовала телу во зле. Напротив того, растесание
это, как сказал я, есть отчуждение навсегда души от Духа. Ибо
ныне Дух, хотя не имеет общения с недостойными, однако же, по-видимому,
сопребывает некоторым образом с теми, которые запечатлены однажды,
ожидая их спасенья по обращении. А тогда совершенно отсечется
от души, поругавшей Его благодать. Посему несть во аде исповедующийся,
и в смерти поминаяй. Бога (Пс. 6, 6), потому что там не сопребывает
уже помощь Духа. Как же можно представить, чтобы суд совершился
без Святого Духа, между тем как Слово показывает, что Он есть
и награда праведных, когда вместо залога дано будет совершенное,
и что первое осуждение грешников будет состоять в том, что отнимется
у них все, что почитают себя имеющими?
Но самым важнейшим доказательством, что Дух соединен
со Отцем и Сыном, служит сказанное, что Он такое же имеет отношение
к Богу, какое и к каждому имеет дух, находящийся в нем. Ибо
сказано: кто бо весть от человек, яже в человеце, точию дух
человека живущий в нем? такожде и Божия никтоже весть, точию
Дух Божий (1 Кор. 2, 11). И сего довольно.
Глава 17
Ответ утверждающим, что Дух Святый не сочисляется
со Отцем и Сыном, но только подчисляется Им, и вместе краткое
изложено веры о благочестном сочислении.
Не легко и понять, что разумеют они под сим подчислением
(???????????), и какое значение дают сему слову. Ибо всякому
известно, что оно введено к ним из мирской мудрости. Но посмотрим,
имеет ли оно какое-нибудь отношение к нашему предмету.
Искусные в суесловии говорят, что одни имена суть
общие, и значением своим простираются на многие предметы, а
другие более собственные, и они имеют одни других более частнейшую
силу. Например, сущность есть имя общее, прилагаемое ко всему,
равно и к одушевленному и к неодушевленному, а животное есть
имя более собственное, и хотя прилагается к меньшему числу предметов,
нежели первое, однако же к большему, нежели имена под ним заключающиеся,
ибо им объемлется природа как разумных, так и неразумных животных.
Опять имени животное собственнее имя человек, а сего собственнее
имя муж, и имени муж еще собственнее именование каждого порознь:
Петр, или Павел, или Иоанн.
Итак cиe ли разумеют под словом "подчисление"
- разделение общего именования на именования теснейшие? Но не
поверю, чтобы дошли они до такого тупоумия, и стали утверждать,
что Бог всяческих, подобно какому-нибудь общему понятию, представляемому
только в уме и не имеющему бытия ни в какой самостоятельности,
делится на подлежащие, а потом подразделение cиe стали называть
подчислением. Сего не скажут и страждущие черножелчием. Ибо
cиe не только нечестиво, но ведет еще к понятию, которое противно
собственному их намерению, потому что подразделяемые - одной
сущности с тем, от чего отделяются.
Но самая очевидность нелепости, по-видимому, затрудняет
нас в слове, и не находим выражений к посрамлению их неразумия,
почему, кажется, самым безумием своим приобретают они некоторую
для себя выгоду. Ибо как телам мягким и удобоподвижным невозможно
нанести крепкого удара по тому самому, что они не имеют упорства,
так и явно безумствующим невозможно сделать сильного обличения.
Посему остается прейти молчанием мерзость их нечестия, но и
безмолвия не дозволяют любовь к братьям и нестерпимое поведение
противников.
Ибо что говорят они? Посмотрите, какие выражения
изобретены их высокомерием! "Мы утверждаем, что равночестным
прилично сочисление, отличающимся же низшим достоинством прилично
подчисление". Что же под сим разумеете? Я не понимаю вашей странной
мудрости. То ли, что золото с золотом сочисляется, а свинец
недостоин сочисления с золотом, но по дешевизне вещества подчисляется
золоту? И неужели числу приписываете вы такую силу, что оно
возвышает достоинство вещей малоценных и унижает досточестность
вещей многоценных? Поэтому и золото опять будут подчислять драгоценным
камням, и из сих последних менее блестящие и мелкие подчислять
более доброцветным и крупным. Но чего не скажут люди, у которых
не достает досуга ни на что иное, как только говорить или слышать
что-либо новое? Да славятся впредь вместе с Стоиками и Эпикурейцами
подающие голос в пользу нечестия! Ибо какое возможно подчисление
вещей малоценных вещам многоценным? Почему медный овол будет
подчисляться золотому статиру? Потому, говорят, что, имея их,
не говорим: у нас две монеты, но: одна и одна. Которая же из
сих монет которой подчисляется? Ибо название каждой произносится
подобно. Посему, если каждую монету будешь счислять отдельно,
то одинаковым образом счисления введешь равноценность. А если
сопряжешь их в счислении, то опять, счисляя обе одну с другою,
соединишь достоинством. А если подчисление будет принадлежать
тому, что счисляется во-вторых, то от счисляющего зависит начать
счисление с медной монеты. Но отлагая до времени обличение невежества,
обратим речь к главному предмету.
Утверждаете ли, что и Сын подчисляется Отцу, и
Дух Сыну, или одному Духу приписываете подчисление? Ибо, если
и Сына подчисляете, то возобновляете то же учение нечестия и
окажетесь в одном этом речении повторяющими неподобосущие, низшую
степень достоинства, рождение в последствии, одним словом, все
вдруг хулы на Единородного, которые опровергать потребовалось
бы более времени, нежели сколько можно уделить, сообразно с
настоящим намерением, притом cиe нечестивое учение, по мере
сил, обличено уже нами в другое время и в других местах. А если
полагают, что подчисление приличествует одному Духу, то пусть
знают, что одинаковым образом произносится Дух с Господом и
Сын со Отцем. Ибо одинаково преподано имя Отца и Сына и Святого
Духа (Мф. 28, 19). Посему, по словосочинению, преподанному в
крещении, как Сын относится к Отцу, так Дух к Сыну. А если Дух
ставится наряду с Сыном, а Сын ставится наряду с Отцем, то очевидно,
что и Дух ставится наряду с Отцем. Поэтому уместно ли утверждать
об именах, поставленных в одной и той же связи, что одно из
них счисляется, а другое подчисляется?
Вообще же, какая вещь чрез счисление утрачивала
когда-нибудь свою природу? Напротив того, исчисленные вещи не
остаются ли такими же, какими были от начала, и число не прилагается
ли нами к вещам как знак, показывающий множество подлежащих?
Из тел одни счисляем, другие меряем, иные же взвешиваем, и которые
составляют нечто непрерывное, те берем на меру, а которые раздельны,
те подвергаем числу, впрочем и они, если мелки, также бывают
измеряемы, о телах же тяжелых заключаем по наклонению весов.
Но если мы изобрели для себя знаки к познанию количества, то
сим не изменили еще природы означаемых вещей. Посему, как весомых
веществ одного другому не подвешиваем, хотя бы то было золото
или олово, и измеряемых не подмериваем, так и счисляемых, конечно,
не будем подчислять. А если ничто прочее не допускает подчисления,
то почему же утверждают, что Духу прилично быть подчисляемым?
Но страждущие недугом язычества полагают, что если одно другому
уступает или по степени достоинства или по подчинению сущности,
то уступающему в сем принадлежит - быть подчисляемым.
Глава 18
О том, как в исповедании трех ипостасей соблюдаем благочестивый
догмат единоначалия, и вместе обличение утверждающих, что Дух
подчисляется.
Господь, предавая нам об Отце и Сыне и Святом
Духе, не счетом переименовал Их, ибо не сказал: в первое,
второе и третие, или - в одно, два и три, но в святых Именах
даровал нам познание веры, приводящее ко спасению. Посему,
спасающее нас есть вера, а число придумано как знак, показывающий
количество подлежащих. Между тем люди, из всего извлекающие
для себя вред, и способность считать употребляют против веры,
и хотя знают, что все прочее не изменяется от прибавки числа,
однако же в рассуждении Божия естества боятся числа, чтобы
ради него не преступить меры в чествовании, подобающем Утешителю.
Но недоступное, о премудрые, тем наипаче да
будет выше числа! Так и древнее благоговение Евреев особенными
знаками начертывало неизглаголанное Божие имя, и тем показывало
превосходство его над всеми именами. А если должно и счислять,
то по крайней мере не надобно и в этом повреждать истины.
Или молчанием почти неизреченное, или благочестно счисляй
святое. Един Бог и Отец, и един Единородный Сын, и един Дух
Святый. О каждой из Ипостасей возвещаем отдельно, но когда
нужно будет счислять, тогда не попустим, чтобы невежественное
счисление довело нас до понятия многобожия.
Мы счисляем не чрез сложение, от одного делая
наращение до множества, и говоря: одно, два, три, или: первое,
второе, третье. Аз Бог первый, и Аз по сих (Ис. 44, 6). О
втором же Боге никогда не слыхали мы даже доселе. Поклоняясь
Богу от Бога, и различие Ипостасей исповедуем, и остаемся
при единоначалии, не рассекая богословия на раздробленное
множество, потому что в Боге Отце и в Боге Единородном созерцаем
один как бы образ, отпечатлевшийся в неизменности Божества.
Ибо Сын во Отце, и Отец в Сыне, потому что и Сын таков же,
каков Отец, и Отец таков же, каков Сын, и в этом Они - едино.
Почему по отличительному свойству Лиц - един и един, а по
общности естества Оба - едино.
А почему, хотя един и един, однако же не два
Бога? Потому что царем именуется и образ царев, и не два царя,
ибо ни держава не рассекается, ни слава не разделяется. Как
одно державствующее над нами начало и одна власть, так и наше
славословие одно, а не многие, потому что чествование образа
переходит к первообразу. Но что здесь подражательно есть образ,
cиe там естественно есть Сын. И как в искусственных произведениях
подобие - в образе, так в Божием несложном естестве единение
- в общении Божества.
Но един и Святый Дух, и о Нем возвещается отдельно,
чрез единого Сына сочетавается Он с единым Отцем и Собою восполняет
препетую и блаженную Троицу. Единение Его со Отцем и Сыном
достаточно выражается тем, что Он не поставляется в один ряд
со множеством тварей, но произносится отдельно. Ибо Он - не
единый из многих, но единый. Как един Отец, и един Сын, так
един и Святый Дух. Посему Он столько же далек от тварной природы,
сколько единичное не подобно составному и имеющему в себе
множество. Со Отцем же и Сыном постольку соединен, поскольку
единица имеет свойство с единицею.
Но не из сего только заимствуются доказательства
общения Его по естеству, а также и из тех мест, где говорится,
что Он от Бога, не как и все от Бога, но как исходящий от
Бога, исходящий не чрез рождение, подобно Сыну, но как Дух
уст Божиих. Без сомнения же, и уста - не член, и Дух - не
рассеивающееся дыхание, а напротив того, и уста разумеются
боголепно, и Дух есть сущность живая, владычица святыни, из
чего хотя открывается Его единение с Богом, но образ исхождения
остается неизъяснимым.
Он называется и Духом Христовым, как соединенный
со Христом по естеству. Посему кто Духа Христова не имать,
сей несть Егов (Рим. 8, 9). Поэтому Он один достойно прославляет
Господа. Ибо Господь сказал: Он Мя прославит (Ин. 16, 14),
не как тварь, но как Дух истины, ясно показывающий в Себе
истину, и как Дух премудрости, в величии Своем открывающий
Христа, Божию силу и Божию премудрость. А как Утешитель, Он
показывает в Себе благость пославшего Его Утешителя, и в достоинстве
Своем являет величие Того, от Кого исшел. Посему есть слава
какая-то естественная, как слава солнца - свет, и есть слава
какая-то внешняя, рассудительно воздаваемая достойным, по
свободному произволению. Но и сия опять двояка. Ибо сказано:
сын славит отца, и раб господина своего (Мал. 1, 6). Итак,
одна из них, рабская, воздается тварью, а другая, скажу так,
домашняя (????????), совершается Духом. Ибо Господь, как о
Себе сказал: Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже
дал ecu Мне, да сотворю (Ин. 17, 4), так и об Утешителе говорит:
Он Мя прославит, яко от Моего приимет, и возвестит вам (Ин.
16, 14). И как прославляется Сын Отцем, Который говорит: и
прославих, и паки прославлю (Ин. 12, 28), так прославляется
Дух, по причине общения с Отцем и Сыном, и по свидетельству
Единородного, Который говорит: всяк грех и хула отпустится
вам человеком: а яже на Духа хула, не отпустится (Мф. 12,
31).
Но как скоро при содействии просвещающей силы
устремляем взор на красоту Образа Бога невидимого и чрез нее
возводимся к превосходящему всякую красоту созерцанию Первообраза,
неотлучно соприсутствует при сем Дух ведения, Который любозрителям
истины в Себе Самом подает тайнозрительную силу к созерцанию
Образа, и не вне Себя показывает Его, но в Себе Самом вводит
в познание. Ибо как никтоже знает Отца, токмо Сын (Мф. 11,
27), так никтоже может рещи Господа Иисуса, точию в Духе Святом
[1] (1 Кор. 12, 3). Ибо не сказано: Духом (??? ?????????),
но: в Духе (?? ????????). И: Дух есть Бог: и иже кланяется
Ему , в Духе и истине достоит кланятися (Ин. 4, 24), как написано:
во свете Твоем, то есть, в просвещении Духа, узрим свет (Пс.
35, 10), - свет истинный, иже просвещает всякаго человека
грядущаго в мир (Ин. 1, 9). Посему Дух в Себе показывает славу
Единородного, и в Себе сообщает истинным поклонникам ведение
Бога. Поэтому путь боговедения - от единого Духа, чрез Единородного
Сына, к единому Отцу. И обратно, естественная благость, и
естественная святыня и царское достоинство от Отца, чрез Единородного,
простираются на Духа.
Таким образом и Ипостаси исповедуются, и благочестивый
догмат единоначалия не падает. А те, которые допускают подчисление,
говоря: первое, второе и третье, да будут признаны вводящими
в нескверное христианское богословие многобожие эллинского
заблуждения. Ибо это ухищренное введение подчисления ни к
чему иному не ведет, а только к тому, чтобы исповедывать Бога
первого, второго и третьего. Но для нас достаточно порядка
предложенного Господом, кто перемешивает оный, тот погрешит
не менее, чем и сии нечестивцы.
Итак достаточно сказано о том, что естественное
общение нимало не нарушается подчислением, как погрешительно
думают сии люди. Но сделаем снисхождение человеку упорному
и суемудренному и уступим, что второе после чего-нибудь называется
так в смысле подчисления сему чему-нибудь. И посмотрим, что
выходит из сего положения. Сказано: первый человек, от земли
перстен: вторый человек, Господь с небесе (1 Кор. 15, 47).
И в другом месте сказано: не прежде духовное, но душевное,
потом же духовное (1 Кор. 15, 46). Поэтому, если второе подчисляется
первому, а подчисляемое малоценнее того, чему подчисляется,
то, по вашим словам, духовный человек малоценнее душевного,
и небесный - перстного.
-
-
Глава 19
Ответ утверждающим, что Духа прославлять не должно.
"Пусть так, - говорят они, - но из сего не следует,
что и слава непременно принадлежит Духу, почему и мы должны превозносить
Его славословиями". Итак откуда возьмем доказательства, что достоинство
Духа превыше всякого ума, когда общение с Ним Отца и Сына почитают
они неудостоверительным свидетельством сего достоинства? По крайней
мере, обратив внимание на знаменование имен, на величие действований
Духа и также на благодеяния, какие оказывает Он нам, лучше же
сказать, всей твари, можем, в некоторой мере, составить себе понятие
о величии Его естества и о неизреченном Его могущество.
Он называется Духом, как: Дух есть Бог (Ин. 4, 24),
и: Дух лица нашего, помазанный Господь (Плач. 4, 20). Называется
Святым, как свят Отец и свят Сын. Ибо в тварь привносится святыня
совне, а в Духе святость восполняет естество, почему Он есть не
освящаемый, но освящающий. Называется благим, как благ Отец и
благ Рожденный от Благого. Называется правым, как прав Господь
Бог (Пс. 91, 16), потому что Он - источная истина и источная правда,
по неизменяемости Своей сущности не имеет отступлений и уклонений
в ту и другую сторону. Называется Утешителем, как и Единородный,
Который Сам говорит: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам
(Ин. 14, 16). Так у Духа имена общие с Отцем и Сыном, и Он имеет
сии наименования по естественному с Ними единению. А иначе почему
же мог бы иметь? Еще называется владычним и Духом истины, и Духом
премудрости. Дух Божий сотворивый мя (Иов. 33, 4). И о Веселеиле
сказано, что наполнил его Бог духом Божиим премудрости, и смышления,
и ведения (Исх. 31, 3). Таковы имена, так они высоки и велики,
однако же не выражают никакого преизбытка славы!
А каковы действования? Неизреченны по величию, неисчислимы
по множеству. Ибо как представим мыслью то, что за пределами веков?
Каковы были действования Духа прежде мысленной твари? Сколь многочисленны
благодеяния Его к твари? Какое могущество на времена грядущая?
Ибо Дух был, был прежде веков, был купно со Отцем и Сыном. Поэтому,
если и представишь что за пределами веков, то найдешь, что оно
после Духа. А если представишь в уме творение, то Силы небесные
утвердились Духом, под утверждением же, очевидно, должен ты разуметь
неудобоизменность в навыке к благому. Ибо от Духа даровано Силам
и общение с Богом, и неуклонность ко греху, и пребывание в блаженстве.
Пришествие Христово! и Дух предшествует. Явление во плоти! и Дух
неотлучен. Действия сил, дарования исцелений - от Духа Святого.
Бесы были изгоняемы Духом Божиим, диавол приведен в бездействие
- в соприсутствии Духа, искупление грехов - по благодати Духа.
Ибо омыстеся и освятистеся именем Господа нашего Иисуса Христа,
и Духом Святым (1 Кор. 6, 11). Присвоение нас Богу - чрез Духа.
Ибо посла Бог Духа Сына Своего в сердца наша, вопиюща: Авва Отче
(Гал. 4, 6). Воскресение из мертвых - действием Духа. Ибо послеши
Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли (Пс. 103, 30).
Если кто под творением захочет разуметь оживотворение разрушившегося,
то ужели не велико действование Духа, Который устраивает нам жизнь
из воскресения и восстанавливает души наши для духовной жизни?
И если творением будет названо здешнее преобразование в лучшее
тех, которые пали вследствие греха (ибо и так употребляется слово
cиe по обыкновению Писания, например, когда говорит Павел: аще
кто во Христе, нова тварь (2 Кор. 5, 17), то и здешнее обновление
и здешний переход от жизни земной и страстной к жительству небесному,
совершаемый в нас чрез Духа, приводят душу нашу в крайнее удивление.
Чего же побоимся после этого? Неужели того, чтобы
избытком чествования не превысить достоинства? Или, напротив того,
чтобы понятия о Духе не унизить, хотя, по-видимому, скажем о Нем
самое великое, что только произносится человеческою мыслью и человеческим
языком? Cиe говорит Дух Святый, потому что cиe говорит Господь:
сниди, и или с ними, ничтоже разсуждая: зане Аз послах их (Деян.
10, 20). Неужели это - слова униженного и презренного? Отделите
Ми Варнаву и Савла на дело, на неже призвах их (Деян. 13, 2).
Ужели говорит так раб? И Исаия сказал: Господь посла мя, и Дух
Его (Ис. 48, 16). И: сниде Дух Господа, и настави их (Ис. 63,
14). А слово: наставление, принимай опять не в низком значении.
Ибо Писание свидетельствует, что это есть Божие дело. Сказано:
наставил ecu, яко овцы, люди Твоя (Пс. 76, 21), и: наставляяй,
яко овча, Иосифа (Пс. 79, 1), и: настави я на упование, и не убояшася
(Пс. 77, 53). Посему, когда услышишь: егда приидет Утешитель,
Той воспомянет вам, и наставит на всяку истину (Ин. 16, 13; 14,
26), тогда слово наставление разумей, как научен, и не подкапывай
понятия.
Но говоришь: "и ходатайствует о нас (Рим. 8, 26).
Посему сколько проситель ниже благодетеля, столько и Дух по достоинству
далек от Бога". Но разве не слыхал ты об Единородном, что Он есть
одесную Бога, и ходатайствует о нас (Рим. 8, 34)? За то, что Дух
в тебе (если только совершенно в тебе), и за то, что нас ослепленных
учит и наставляет избранию полезного, ты не искажай благочестивого
и святого о Нем верования. Ибо крайняя мера непризнательности
- человеколюбие благодетеля обращать в предлог к неблагодарности.
Посему не оскорбляйте Духа Святаго (Еф. 4, 30).
Слышите, что говорит начаток мучеников - Стефан, укоряя народ
непокорный и не подчиняющийся. Вы присно Духу Святому противитеся
(Деян. 7, 41), говорит он. И еще Исаия: разгневаша Духа Святаго,
и обратися им на вражду (Ис. 63, 10). И в другом месте: дом Иаковль
разгнева Дух Господень (Мих. 2, 7). Не выражает ли это полновластного
могущества? Предоставляю суду читающих, какие понятия о Духе должны
иметь слышащие cиe. Как об орудии ли, как о чем ли подчиненном,
равночестном твари и нам сослужебном? Или благочестивым весьма
тяжело и единым словом поползнуться на такую хулу? Рабом ты называешь
Духа? Но сказано: раб не весть, что творит господь его (Ин. 15,
15), а Дух так же весть Божия, как и дух человека - яже в человеце
(1 Кор. 2, 11, 12).
Глава 20
В ответ утверждающим, что Дух - ни в рабском, ни
в господском чине, но в чине свободных.
Говорят, что "Дух - не раб и не Господь, но свободен".
Удивительно бесчувствие, жалко бесстрашие - утверждающих это!
Что более оплакивать в них? невежество ли? или хульничество? Богословские
догматы унижают они человеческими примерами и здешний обычай,
по которому иное различие достоинств, стараются применить к Божию
неизреченному естеству, не размышляя, что у людей никто не раб
по естеству.
Ибо люди или насильственно приведены под иго рабства,
как в пленениях, или поработились по бедности, как Египтяне Фараону,
или, по какому-то мудрому и таинственному домостроительству, худшие
из детей, словом отцев осуждены рабствовать благоразумнейшим и
лучшим, и это иной правдивый исследователь событий назовет даже
не осуждением, а благодеянием. Ибо тому, кто по недостатку благоразумия
от природы не имеет в себе начальственного, полезнее стать достоянием
другого, чтобы им управлял рассудок владетеля, как колесницею,
которой дан возница, и кораблем, на котором при кормиле сидит
кормчий. Поэтому Иаков по благословению отца - господин Исаву,
чтобы неразумный, не имея собственного своего попечителя - ума,
против воли воспользовался благодеяниями благоразумного. И Ханаан
отрок раб будет братиям (Быт. 9, 25), потому что неспособен сам
собою научиться добродетели, имея у себя отцом несмысленного Хама.
Вот по каким причинам бывают здесь рабы, а свободны те, которые
избегли бедности, или войны, или не имеют нужды в попечительство
других. Поэтому, хотя один называется властелином, а другой рабом,
однако же все мы сослужители и по взаимной равночестности одного
с другим, и как достояние Сотворившего нас.
А там, что возможешь освободить от рабства? Ибо
вдруг и создано, и предустроено к тому, чтоб быть рабским. Небесные
не начальствуют друг над другом, потому что нет у них страсти
к преобладанию, но все покорны Богу, Ему, как Владыке, воздают
должный страх, и как Создателю - подобающую славу. Ибо сын славит
отца, и раб господина своего. И Бог непременно требует одного
из двух. Ибо говорит: аще Отец есмь Аз, то где слава Моя? и аще
Господь есмь Аз, то где есть страх Мой (Мал. 1, 6)? И весьма жалка
была бы жизнь, если бы не состояла под надзором Владыки. Те отступнические
силы, которые, вознесши выю против Бога Вседержителя, отказываются
от рабства, поступают так не по иному устройству природы, а по
непокорности своей Сотворшему. Поэтому кого называешь ты свободным?
Того ли, кто не имеет над собою царя? того ли, кто сам не имеет
силы начальствовать над другим, и не терпит, чтоб над ним начальствовали?
Но между существами нет подобной природы, и думать так о Духе
- явное нечестие. Почему, если Он создан, то, без сомнения, рабствует
наряду со всеми тварями. Ибо сказано: всяческая работна Тебе (Пс.
118, 91). А если Он выше твари, то соучастник в царской власти.
|
Ответ утверждающим, что Святого Духа не должно ставить наряду с Отцем и
Сыном.
Говорят: "не надобно с Отцем и Сыном ставить наряду Святого Духа, потому что
Он и по естеству Им чужд, и по достоинству Их ниже". - Справедливо можно
отвечать им апостольским словом: повиноватися подобает Богови паче, нежели
человеком (Деян. 5, 29). Ибо, если Господь, предавая заповедь о спасительном
крещении, ясно повелел ученикам крестить вся языки во имя Отца и Сына и Святаго
Духа (Мф. 28, 19), не гнушаясь общения с Духом, они же говорят, что не надобно
ставить Духа наряду с Отцем и Сыном, то не явно ли противятся они Божию
повелению?
Если утверждают, что таковое сочетание у Господа не означает какого-либо
общения и единения, то пусть скажут, как приличнее разуметь оное, и какой
найдется у них другой, более свойственный, образ единения? Впрочем, если
Господь, заповедуя о крещении, не соединял с Собою и с Отцем Духа, то да не
обвиняют и нас в сем соединении, потому что мы не придумываем и не говорим
ничего иного с Господом. А если там Дух соединен с Отцем и Сыном, и никто не
дойдет до такого бесстыдства, чтобы утверждать что-нибудь иное, то и в этом
случае да не обвиняют нас, что следуем написанному.
Но на нас обращено уготование брани, на нас устремлена всякая мысль, и языки
хулителей мечут здесь стрелы с большим напряжением, нежели христоубийцы метали
камни на Стефана. Да не скроется же то, что нападения их имеют в нас только
видимый предлог, в действительности же устремлены в высоту. Посему, хотя на нас
видимо готовят боевые снаряды и засады, против нас призывают друг друга на
помощь, чтобы всякому показать свою опытность или силу, однако же целью их
нападений служить вера, и у всех противников и врагов здравого учения одно общее
намерение - поколебать твердыню веры во Христа, ниспровергнув и истребив
апостольское предание. По сей-то причине, как наружно честные должники, громко
требуют доказательств из Писаний и отвергают не подтвержденное Писанием
свидетельство отцов, как не имеющее никакой силы.
Но мы не отступимся от истины, не предадим ее из робости. Ибо если Господь
сочетание Святого Духа с Отцем предал, как необходимый и спасительный догмат,
они же рассуждают иначе, отделяют, отторгают Духа и низводят Его в природу
служебную, то не правда ли, что они хулу свою ставят выше Владычней заповеди?
Поэтому, оставив все споры, рассмотрим сообща с ними, что есть у нас под руками.
Почему мы христиане? - Всякий скажет: по вере. А каким образом спасаемся?
Таким, что возрождаемся, именно же, благодарю подаваемою в крещении. Ибо чем
иначе спастись? - Неужели, познав cиe спасение, утвержденное Отцем и Сыном, и
Святым Духом, отступимся от принятого нами образа учения? Великого сокрушения
было бы достойно, если бы теперь оказались мы более далекими от своего спасения,
нежели когда уверовали, если бы теперь отреклись от того, что тогда приняли.
Равна потеря - умереть ли не сподобившись крещения, или принять такое крещение,
в котором недостает чего-либо одного из преданного. А кто не сохраняет навсегда
того исповедания, какое произнесли мы при первом нашем введении, когда,
освободившись от идолов, приступили к живому Богу, и кто не содержит его в
продолжение всей своей жизни, как безопасного хранилища, тот сам себя делает
чуждым обетований Божиих, поступая вопреки собственному своему рукописанию,
какое дал в исповедании веры. Ибо, если крещение для меня - начало жизни, и этот
день, день паки бытия, первый из дней, то очевидно, что всего драгоценнее и то
слово, которое произнес я в благодати сыноположения. Итак неужели, обольстившись
убеждениями таких людей, изменю тому преданию, которое вводит меня в свет,
даровало мне познание о Боге, и чрез которое стал чадом Божиим я, бывший дотоле
врагом Божиим по причине греха? Напротив того, и себе желаю отойти ко Господу с
сим исповеданием, и им советую соблюсти неповрежденную веру до дня Христова,
сохранить Духа неотлучным от Отца и Сына, учение о крещении соблюдая и в
исповедании веры и в исполнении славы.
Ответ утверждающим, что Святого Духа не должно ставить наряду с Отцем и
Сыном.
Говорят: "не надобно с Отцем и Сыном ставить наряду Святого Духа, потому что
Он и по естеству Им чужд, и по достоинству Их ниже". - Справедливо можно
отвечать им апостольским словом: повиноватися подобает Богови паче, нежели
человеком (Деян. 5, 29). Ибо, если Господь, предавая заповедь о спасительном
крещении, ясно повелел ученикам крестить вся языки во имя Отца и Сына и Святаго
Духа (Мф. 28, 19), не гнушаясь общения с Духом, они же говорят, что не надобно
ставить Духа наряду с Отцем и Сыном, то не явно ли противятся они Божию
повелению?
Если утверждают, что таковое сочетание у Господа не означает какого-либо
общения и единения, то пусть скажут, как приличнее разуметь оное, и какой
найдется у них другой, более свойственный, образ единения? Впрочем, если
Господь, заповедуя о крещении, не соединял с Собою и с Отцем Духа, то да не
обвиняют и нас в сем соединении, потому что мы не придумываем и не говорим
ничего иного с Господом. А если там Дух соединен с Отцем и Сыном, и никто не
дойдет до такого бесстыдства, чтобы утверждать что-нибудь иное, то и в этом
случае да не обвиняют нас, что следуем написанному.
Но на нас обращено уготование брани, на нас устремлена всякая мысль, и языки
хулителей мечут здесь стрелы с большим напряжением, нежели христоубийцы метали
камни на Стефана. Да не скроется же то, что нападения их имеют в нас только
видимый предлог, в действительности же устремлены в высоту. Посему, хотя на нас
видимо готовят боевые снаряды и засады, против нас призывают друг друга на
помощь, чтобы всякому показать свою опытность или силу, однако же целью их
нападений служить вера, и у всех противников и врагов здравого учения одно общее
намерение - поколебать твердыню веры во Христа, ниспровергнув и истребив
апостольское предание. По сей-то причине, как наружно честные должники, громко
требуют доказательств из Писаний и отвергают не подтвержденное Писанием
свидетельство отцов, как не имеющее никакой силы.
Но мы не отступимся от истины, не предадим ее из робости. Ибо если Господь
сочетание Святого Духа с Отцем предал, как необходимый и спасительный догмат,
они же рассуждают иначе, отделяют, отторгают Духа и низводят Его в природу
служебную, то не правда ли, что они хулу свою ставят выше Владычней заповеди?
Поэтому, оставив все споры, рассмотрим сообща с ними, что есть у нас под руками.
Почему мы христиане? - Всякий скажет: по вере. А каким образом спасаемся?
Таким, что возрождаемся, именно же, благодарю подаваемою в крещении. Ибо чем
иначе спастись? - Неужели, познав cиe спасение, утвержденное Отцем и Сыном, и
Святым Духом, отступимся от принятого нами образа учения? Великого сокрушения
было бы достойно, если бы теперь оказались мы более далекими от своего спасения,
нежели когда уверовали, если бы теперь отреклись от того, что тогда приняли.
Равна потеря - умереть ли не сподобившись крещения, или принять такое крещение,
в котором недостает чего-либо одного из преданного. А кто не сохраняет навсегда
того исповедания, какое произнесли мы при первом нашем введении, когда,
освободившись от идолов, приступили к живому Богу, и кто не содержит его в
продолжение всей своей жизни, как безопасного хранилища, тот сам себя делает
чуждым обетований Божиих, поступая вопреки собственному своему рукописанию,
какое дал в исповедании веры. Ибо, если крещение для меня - начало жизни, и этот
день, день паки бытия, первый из дней, то очевидно, что всего драгоценнее и то
слово, которое произнес я в благодати сыноположения. Итак неужели, обольстившись
убеждениями таких людей, изменю тому преданию, которое вводит меня в свет,
даровало мне познание о Боге, и чрез которое стал чадом Божиим я, бывший дотоле
врагом Божиим по причине греха? Напротив того, и себе желаю отойти ко Господу с
сим исповеданием, и им советую соблюсти неповрежденную веру до дня Христова,
сохранить Духа неотлучным от Отца и Сына, учение о крещении соблюдая и в
исповедании веры и в исполнении славы.
|
|