Ко входуБиблиотека Якова КротоваПомощь
 

Священник Яков Кротов

ПОСОБИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ
ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

По дням см. общий указатель дней богослужебного подвижного цикла. См. катехизис Кротова. Программа "Радио Свобода" с Ковальджи, 2012.

Cвящ. Александр Шмеман в своей книге "Великий Пост" указывал, что православным людям следует усердно изучать такое богослужебное сокровище Церкви, как Триодь Постную, содержащую песнопения Святой Четыредесятницы. Песнопения Великого Поста, запечатленные Триодью Постной, отражают древнюю традицию посвящать каждый день Святой Четыредесятницы не только посту и молитве, но и размышлениям о тех или иных событиях евангельской и церковной истории, а также чтению Священного Писания (Бытие, ... прочитывались целиком). При этом каждые шесть дней недели связываются обычно с евангельским чтением или памятью святого, приходящимися на последующее воскресение. Исключение составляют две недели, посвященные поклонению Кресту - до и после Крестопоклонного воскресенья.

В 1960-1970-е годы священник Александр Мень возродил эту традицию, составив на основании святоотеческих указаний и молитвенного опыта Церкви пособие для своих прихожан: "Как проводить Великий Пост". В этом пособии предлагалось обращать размышления на неделе к чтениям и событиям прошедшего воскресения, а также прочитывать весь Новый Завет.

Вопрос о том, следует ли посвящать ту или иную неделю тому событию, которое празднуется в предшествующее или в последующее воскресенье, носит достаточно механический характер. Органично же размышлять о той связи, которая существует между темой воскресенья прошлого и темой воскресенья будущего, например - о связи Страшного суда и прощения, прощения - и торжества православия, торжества православия - и учения Паламы, и так далее.

Отец Александр Мень так писал о том, как следует проводить размышления: "Главное - не пропустить ни одного дня Поста. Рекомендуется выбирать удобное место, удобное положение тела, но при невозможности этого отступать не следует. Размышлять можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром - одним словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не "наседало" [...]. Перед началом размышления нужно перекреститься (если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие. Понудить себя отрешиться от забот [...]. Усилием воли поставить себя перед лицом Божиим, осознать, что, где бы мы ни были, мы всегда с Ним и перед Ним. После этого обращаем глаза к иконе или кресту (если не дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста). Нужно, чтобы все тело пришло в состояние покоя, дыхание бы не было учащенным, движений не нужно (кроме крестного знамения). После этого мысленно произносим фразу из молитвы или Евангелия [...] и стараемся как можно дольше удержать ее в сознании, обдумывая ее, погружаясь в глубину, ощущая ее многогранную связь со своей жизнью [...]. И так каждый день весь Пост, по пять минут утром и вечером. В крайнем случае время можно менять, но лучше избрать одно и то же. Не нужно огорчаться и удивляться, ловя себя на рассеянности [...]: полезно считать себя учеником новоначальным".

В нижеследующем пособии на каждый из сорока дней Поста предлагается для молитвенного размышления одно из песнопений этого дня.

Указано, что нужно прочитать из трех частей, на которые разделяется Ветхий Завет (т.е. из Закона, Пророков и Премудрости) - в соответствии с указаниями постной триоди (издания Московской Патриархии: Москва, М., 1975). Следует отметить, что в триоди не положены чтения Ветхого Завета в субботние и воскресные дни, что в ней чтения из Пророков положены впереди чтений из Закона, и вообще порядок этих чтений является результатом не механической разбивки на равные части, а определенного внутренним смыслом текста разумения.

Кроме того, ниже предлагаются указания ежедневных чтений из Евангелия, Деяний и Посланий Апостольских, Откровения, - они разбиты на части с тем расчетом, чтобы за сорок дней книги Нового Завета были пройдены целиком. Разумеется, это не исключает желательности и необходимости следить за теми чтениями из Евангелия, которые положены на богослужениях Великого Поста. Где возможно, приводятся советы отца Александра Меня о том, как проводить ту или иную неделю поста (цитаты, помеченные "о.А.") с тем отличием против его текста, что, как было сказано, принимается порядок, по которому "седмица" предшествует "неделе" (воскресенью), а не следует за ней.

Разумеется, все эти указания выполнить очень трудно. Но они и не обязательны. Может быть, кто-то лишь раз заглянет в это расписание, а кто-то попробует лишь прочесть Евангелие в соответствии с ним. Можно положить себе в один год прочесть только книгу Бытия, а в другой - только Исайю. Единственный совет: не пытаться "наверстывать", если уж после пропуска взялись -- читайте именно те отрывки Библии, которые выпали на этот день по этому ли пособию или по расписанию богослужебных чтений.

С подсчетом дней Великого Поста налицо несомненная путаница. Например, д-р Александр Роман утверждает, что православные лучше католиков, поскольку не включают в подсчет дней поста субботы и воскресенья (http://www.unicorne.org/orthodoxy/jan2003/startingdate.htm). Нетрудно убедиться, однако, что при этом сороковым днем поста окажется среда Пасхальной недели! Д-р Роман имеет в виду, конечно, что "сорок дней" - это тридцать шесть дней, и упрекает католиков, что те стремятся к чрезмерной, буквалистической точности и потому прибавляют к Великому Посту еще четыре дня, начиная его в Пепельную среду. Вместе с тем, о. Александр Шмеман идет другим путем и вычитает из дней Великого Поста воскресенья. Тогда Преполовение поста (середина) приходится на вторник третьей недели, а сороковым днем оказывается Страстной Четверг. Что уже похоже на истину, хотя и не очень приятную для православных антисемитов, потому что "Пасха" при этом оказывается - Страстная Пятница, Пасха в "иудейском" смысле слова, Пасха, как ее праздновали древнейшие христиане. Тем не менее, я в своем пособии к Великому Посту, воскресенья в счет включил - тогда сороковым днем оказывается пятница шестой недели, и православные богослужебные тексты считают сороковым днем именно пятницу шестой недели, накануне Лазаревой субботы: "Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче".

Свящ. Яков Кротов,

последний раз текст редактировался 16.2.2004

*

См. пособие целиком.

*

 Приготовление к Великому Посту

Неделя о Закхее.

 

Неделя о мытаре и фарисее.

Фарисеева убежим высокоглаголания,
И мытареве научимся высоте глагол смиренных,
Покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя.
 

Неделя о блудном сыне.

Отеческия славы Твоея удалихся безумно,
В злых расточив еже ми предал еси богатство.
Тем же Ти блуднаго глас приношу:
Согреших пред Тобою, Отче щедрый,
Приими мя кающаяся,
И сотвори мя яко единаго от наемник Твоих.

Неделя о Страшном Суде ("мясопустная").

Егда приидеши, Боже, на землю со славою,
И трепещут всяческая.
Река же огненная пред судищем влечет,
Книги разгибаются, и тайная являются.
Тогда избави мя от огня неугасимаго,
И сподоби мя одесную тебе стати, Судие праведнейший.

"Сырный понедельник"

Начинается приготовление к Прощеному воскресенье.
Мирным постоянием, чистою любовию
Священнейшее время святаго поста восприимем, вернии,
Просяще оставления, их же кийждо согреши,
Яко да тамошнюю улучим радость.

"Сырный вторник"

Сице нам поститися подобает:
Не во вражде и брани, не в зависти и рвении,
Не во тщеславии и лести сокровенней,
Но якоже Христос: в смиренномудрии.

"Сырная среда"

Настоящий пост созывает нас на покаяние,
Притецем убо с любовию,
И уразумеим, что есть дар воздержания.

"Сырный четверг"

Поприще отверзеся богоданнаго воздержания,
Светло усрящем требующии милости,
Жаждет бо Благоутробный нашего спасения,
И еже дати прощение простирается,
Ищущым его усердно и любовию работающым.

"Сырная пятница"

Яко же утро приникши,
Ныне пощения благодать предлагает покаяния время нам,
Долгов тьму разрешающее.

"Сырная суббота"

Очистим себе, братие, от всякия скверны плоти и духа,
Свещы душ наших просветим нищелюбием,
Не снедающе друг друга оклеветанием:
Приспе бо время, егда жених приидет
Всем воздати по делом их.
Совнидем Христу с мудрыми девами,
Глас оный разбойника к Нему взывающе:
Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем.

В эту субботу, по синаксарному чтению, совершается память всех просиявших в посте.
 

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

Увы мне, страстная моя душе,
Како не познала еси прелести,
Како не ощутила еси льщения и зависти вражия,
Но помрачилася еси умом
И преступила еси заповедь Создателя Твоего.

Великий Пост

1 день. Понедельник первой недели

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова