Москва, 1997.
Приложение
1
Проект
программы
"Христианского Братства Борьбы"[1]
В основу всех человеческих отношений
должны быть положены: Христова любовь и Христова свобода.
Идеал полной и всецелой правды людских отношений не должен
полагаться только в будущее, как это делается рабочими партиями,
а осуществляться теперь же, немедленно, всеми верующими во Христа.
Вся правда должна теперь же быть реализована среди верующих, но
верующими будут не все.
Христиане совершенно не принимают того количественного представления
о прогрессе, которое господствует в современном мировоззрении,
по которому благополучие и обеспеченность, являющиеся сейчас достоянием
некоторых, по достижении цели станут достоянием всех, и тогда
настанет Царство всеобщего благоденствия.
Христиане имеют свое представление о прогрессе, кореннным образом
отличающееся от мирского. Этот прогресс — качественный, идущий
вглубь, а не вширь. Количественное развитие его является чем-то
производным и обуславливается развитием качественным.
Реализация полной правды в жизни верующих есть необходимый
момент этого христианского прогресса. Она послужит началом того
окончательного разделения, той последней и неизбежной борьбы добра
со злом, о которых говорится в Апокалипсисе.
Всеобщего благополучия, по глубочайшей вере христианской, на
этой земле никогда не будет. Всеобщего благополучия никакой
социализм дать не может, ибо никакой социализм не властен над
законами природы, из которых наиболее неустранимый и беспощадный
— закон смерти.
Христианство идет по пути преображения слепых и мертвых законов
природы в благодатный строй Царствия Божия, и по вере христианской
"последний враг истребится — смерть" (I Кор.15,26). В пределах
истории последняя цель христиан — это явление "жены, облеченной
в солнце" (Откр.12,1). Церковь откроется верующим как Невеста
Христова, готовящаяся к браку с Господином своим.
После этого — начало уже вечного царствования Христова на новой
земле и под новыми небесами (2Петр.3,13). Это и есть окончательная,
за пределы истории выходящая цель христианского прогресса.
Христианский прогресс есть прогресс богочеловеческий.
Действует и Бог и человек. Человек свободно совершает работу
Господню, а Господь подает ему нужную силу и указывает, что
нужно делать и как. Поэтому христианский прогресс есть дело и
человека. Его усилиями, его свободной сыновней работой человечество
приближается к своей запредельной цели.
Пришло время сознательно послужить этому приближению. Ибо "время
близко" — мы вступаем в окончательный, апокалиптический период
всемирной истории. Это говорил уже Достоевский. Об этом недавно
во всеуслышание сказал Вл.Соловьев, неясным предчувствием и тревогой
об этом полны все движения нашего времени и вся современная литература,
отражающая их.
На теперешнем поколении лежит колоссальная задача — найти конкретные
пути осуществления полной правды в жизни верующих и тем самым
при содействии Духа Святого положить начало концу господства зла
и смерти.
Одним из безусловно необходимых путей к этому является создание
христианской общественности, выработка и нахождение форм христианского
общественного служения. Последнее предполагает наличность определенной
и конкретной практической программы.
ПРОГРАММА
Часть
общая
У всякой практической программы должен быть непременно конечный
и окончательный идеал. Только он может дать цельность, последовательность
и единство разнородной в своих частях программе, и только он может
объединить действия различных лиц, поставляя и указывая им единую
цель.
Для Братства таким идеалом всех человеческх отношений
(в частности, политических, общественных и экономических) является
Церковь. В ней одной возможна полная реализация свободы Христовой,
то есть свободы от всего внешнего и реализация полной Христовой
любви. А действительное осуществление свободы любви есть полная
правда человеческой жизни.
В Церкви Христовой должна быть воплощена вся полнота истины.
Поэтому всякое человеческое учение, всякое человеческое действие
или переживание, в котором содержится крупица истины, в Церкви
должны быть превзойдены. В осуществленном виде, в живой
наличной деятельности Церкви всегда должно быть больше, чем даже
то, что справедливо намечается в самых крайних запросах и требованиях
(а не в осуществленном виде) у различных направлений, партий и
отделных людей.
Поэтому, в частности, вся та правда, которая находится в представлении
анархистов о государственном строе, или в представлении социалистов
об экономическом — должна быть реализована в Церкви.
Всякая власть одного человека над другим, покоящаяся на
чем-либо внешнем (на богатстве, происхождении, традиции, внешнем
авторитете и т.д.), с христианской точки зрения, является безусловно
недолжной и недопустимой, и потому в церковной жизни подлежит
полному упразднению. В христианских общинах должен быть осуществлен
полный идеал безвластия. Отношения между членами общин
должны определяться исключительно внутренними, глубочайшими, Богом
заложенными, индивидуальными свойствами и теми дарами Духа Святого,
который будет излит от Бога на верующих.
Этим самым внутри общин должны уничтожаться и все темные следствия
государственной жизни. Должны уничтожаться суды и тюрьмы и какое-либо
участие в войне. Продолжая жить в государстве, верующие будут
исполнять лишь те требованя, которые не противоречат их вере,
и потому они должны навсегда и безусловно отказываться от несения
воинской повинности.
Управление всеми делами общины должно основываться на принципе
выборности. В выборах реализуется основная черта общинной
жизни — общение. Священнослужители всех степеней, выбранные в
свободном согласии всех членов общины, будут находить необходимую
основу для своего пастырского служения.
Богослужение в христианских общинах должно определяться непосредственным
вдохновением и свободным религиозным творчеством.
Оно должно приблизиться к жизни так, чтобы жизнь верующих со
всеми запросами, со всеми глубочайшими и задушевными стремлениями
литургически в нем отражалась, находила бы в нем высшее освящение
и оправдание. Богослужение должно проникнуться жизнью для того,
чтобы вся жизнь стала молитвою.
Подлинное общение в молитвах должно повести к тому, что в церковных
общинах должны ощутительно проявиться дары Духа Святого, дар чудес,
дар пророчеств и живые новые откровения.
В этой атмосфере художественные силы верующих развернутся на
полной свободе во всю свою ширь, и жизнь верующих облечется в
новую, еще не виданную миром красоту.
Находя свое высшее выражение в общении молитв, единство и единение
верующих должно осуществляться и в полном общении имуществ. Всякая
частная собственность у верующих должна быть превзойдена. Внутренне
от нее освободившись, верующие должны жить в полном общении, владея
всем сообща.
Для полного общения необходимо:
Чтобы земля, перестав быть чьей-нибудь, стала Господней и по
возможности пользование ею было предоставлено всякому, кто пожелает
вложить в нее личный труд, или поработать на ней совместно с семьей
или со своими товарищами.
Чтобы все прочие орудия и средства производства в виде фабрик
и различных промышленных, ремесленных и торговых заведений находились
в распоряжении всей общины.
Чтобы уничтожена была в среде верующих навсегда и совсем эксплуатация
одними труда и рабочей силы других. Должно быть общение и в труде.
Труд должен стать общим во исполнение слов Апостола: "не трудящийся,
да не ест", справедливым, то есть сообразоваться с природными
задатками и наличными силами всех, на кого он будет возлагаться,
и религиозным , то есть для верующих труд должен быть не
эмпирическим общественным занятием, а работой Господней, производимой
с молитвой и религиозным одушевлением.
Чтобы все результаты совместного труда и общего труда, все продукты
производства стали общими, то есть рапределялись любовно и справедливо
"смотря по нужде каждого" (Деян.11,45). "Чтобы была равномерность"
(2Кор.8,13—14) .
ЧАСТЬ
СПЕЦИАЛЬНАЯ
Программа
церковная
Установление выборного начала при замещении всех должностных
лиц в Церкви. Выборными должны быть епископы, священники, диаконы
и весь причт.
Выборы должны производится всеми верующими. Всеобщность выборов
требуется
свободой, ибо только при всеобщности выборов будут устранены
все внешние влияния, вследствие которых отвественные должности
руководителей в Церкви занимаются совершенно неподходящии людьми—
любовью, которая открывает, что самый последний прихожанин такой
же член Церкви, и такой же сын Божий, как и все остальные.
Епископы могут избирться только из священников. Священники же,
диаконы и другие лица причта выбираются из всех верующих. Причем
монахи всех степеней не имеют никаких преимуществ перед другими
верующими. Они избираются на совершенно равных правах со всеми.
Выборное начало должно вступать в действие постепенно, за смертью
или выбытием по другим причинам вященника или диакона его место
занимается не назначенным, а выборным кандидатом. Что касается
епископов, то все они должны быть теперь же удалены на покой,
во исполнение слов Правил Апостольских: " Аще который епископ,
мирских начальников употребив, через них получает епископскую
в Церкви власть, да будет извержен и отлучен и отлучены будут
все сообщающиеся с ним" (Правило 3О). На освобождающиеся
кафедры должны быть избраны общими усилиями епархиального духовенства
и мирян — новые епископы из священников или монахов, проявивших
себя истинными служителями Церкви Христовой (может быть переизбран
и прежний епископ, если он занимал должность с честью).
В соответствии с введением выборного начала, должно быть совершенно
реформировано дело духовного образования. Все существующие
школы, от высших до низших, должны быть уничтожены или же превращены
в светские — никакого специального отношения к подготовке пастырей
не имеющие.
Для избранных священников и диаконов должны быть открыты годичные
курсы, для специальной подготовки к пастырскому служению.
Необходимо немедленное уничтожение духовной цензуры и представление
полной свободы всякому желающему устно или письменно проповедовать
и распространять свои религиозные взгляды.
Материальная сторона обеспечения духовенства всецело переходит
в руки прихода. С государством должны быть прерваны все связи,
которые налагают какие-либо внешние обязательства и мешают внутренней
свободе действия. Таким образом будет проведено полное отделение
Церкви от Государства. Это отделение выражается:
В отказе от какого бы то ни было покровительства государственной
власти. Церковь должна потребовать, чтобы были отменены все карательные
законы за так называемые религиозные преступления.
В отказе от принятия Церковью присяги у отбыващих воинскую повинность,
поступающих на высшую судебную и государственную службу, а также
отказ от принятия присяги в суде. Для верующих присяга излшня,
ибо они и без того не могут лгать, а для неверующих она — кощунство.
В отделении школы от Церкви. Свое религиозное воспитание подрастающие
поколения должны получать в храме, и воспитание это должно быть
свободным, не связанным ни с каким принуждением.
Все монастырские имущества должны перейти в руки всей Церкви.
При монастырях должно быть оставлено самое необходимое. Содержаться
все монахи должны своим личным трудом. Эти имущества идут:
на построение новых храмов во всех местах, где это необходимо—
на обеспечение приходской общинной жизни—
оставшийся излишек — на народное образование и на дела общественной
благотворительности. Кроме того, все дальнейшие пожертвования
в монастыри должны передаваться всей Церкви.
Для проведения этих реформ в жизнь должен быть созван Всероссийский
Церковный Собор, как из представителей духовенства, так и из представителей
мирян с правом решающего голоса.Все заседания Собора должны быть
открытыми для всех желающих.
Подробный отчет каждого заседания должен печататься в специальных
бесплатных изданиях, которые могут получать все желающие на местах.
Серия заседаний по одному вопросу должна быть отделена от другой
серии по другому вопросу некоторым промежутком времени для того,
чтобы поднятые в прошлом заседании вопросы и постановления по
ним могли быть обсуждены печатью.
Во все продолжение совещаний каждым желающим может быть подано
заявление или мнение по поводу обсуждаемых вопросов, для рассмотрения
которых избираются из состава Собора особые комиссии.
Созванию Собора должны предшествовать разнообразные подготовительные
работы:
организация на местах епархиальных съездов при участии мирян
с правом решающего голоса;
обсуждение всех вопросов, подлежащих рассмотрению Собора в печати
и т.д.
Программа
политическая
Стоя по отношению к верующим на точке зрения безусловного идеала,
долженствующего быть воплощенным теперь же немедленно, Братство
по отношению к неверующим или иначе верующим будет предъявлять
требования в виде программы-минимума.
Эта программа, в узком смысле практическая, определяется взаимотношением
безусловных христианских норм с изменчивыми условиями данного
момента и данного места, а потому и программа будет подвижной
и будет принимать новые формы, в зависимости от достигнутых результатов.
Ее содержание будет определяться реальными нуждами и потребностями
живущего теперь поколения, и потому Братство будет всегда
стоять по отношению к находящимся вне Церкви на почве так называемой
реальной политики. В данный момент эта программа такова:
В виду отсутствия в настоящее время правительства, гарантирующего
выполнение назревших и неотложных нужд всей страны, — Братство
считает необходимым немедленный созыв Учредительного Собрания,
обладающего полнотой суверенной власти.
Выборы в Учредительное Собрание должны производиться на основах
всеобщего (без различия вероисповедания, национальности и пола)
равного избирательного права с прямой и тайной подачей голосов.
Пропорциональное представительство для обеспечения прав меньшинства.
В Учредительном Собрании Братство считает нужным отстаивать
Демократическую республику. Со своей точки зрения Братство
мотивирует это религиозной необходимостью в корне уничтожить
в народе языческое отношение к власти, к царю как помазаннику
Божию. Такое отношение Братство считает одним из основных
грехов русского народа и одной из главных причин паралича Церкви.
В соответствии с основной реформой государственного строя необходимы:
амнистия всех без исключения пострадавших за политические и религиозные
убеждения (аграрные волнения, беспорядки в войсках и т.д.);
немедленная отмена всех ограничительных узаконений и снятие военного
положения со всех мест, где оно еще сохранилось;
учреждение независимого, гласного суда, равного для всех с несменяемыми
судьями, немедленная отмена смертной казни.
неприкосновенность личности, жилищ, почтовой корреспонденции,
свобода совести, слова, печати, собраний, союзов, стачек, право
петиций.
реформы местного и городского самоуправления на основах всеобщего
избирательного права.
признание за отдельными нациями права на самоопределение.
ж) введение всеобщего бесплатного и обязательного народного образования.
Программа
экономическая
Проповедуя и осуществляя среди верующих полное уничтожение частной
собственности и переход к общему и любовному владению землей,
орудиями и продуктами производства, Братство по отношению
к неверующим предъявляет программу-минимум:
реформа всей налоговой системы в направлении развития прямых
налогов за счет косвенных; установление прогрессивного подоходного
и поимущественного обложения;
переход всех земель государственных, удельных, кабинетских, церковных
и частновладельческих в собственность всего народа и в распоряжение
демократически организованных сельских общин, территориальных
союзов общин, на началах уравнительного пользования;
введение 8-часового рабочего дня и широкое развитие фабричного
законодательства; установление минимума заработной платы, государственное
страхование на началах самоуправления страхуемых; законодательная
охрана труда во всех отраслях производства; гигиеническая обстановка
труда; выборность фабричных инспекторов; профессиональная организация
рабочих и участие профессиональных союзов в установлении внутреннего
распорядка на фабриках и заводах.
Приложение 2.
ВОЗЗВАНИЕ
К ЦЕРКВИ[2]
Ныне, когда порвана всякая связь
Царя с народом, когда самодержец, принявший вместе с помазание
от Церкви обязанность служить народу, окончательно сию обязанность
нарушил, когда не услышан им голос народа, требовавший ближайшего
участия в правлении как единственного спасения России от неминуемй
гибели, когда все обещания правительства оказываются обманом,
так что все, что делается им, тот час же отнимается, когда власть
самодержавная поддерживается лишь диким и грубым военным насилием
и попранием всех законов, Божеских и человеческих, когда предстоит
такая кровавая смута, о коей и помыслить страшно.
Ныне мы, собравшиеся в Петербурге в открытом собрании, объединенные)
священники и миряне, признаем самодержавное правительство отступившим
от духа Христова, духа любви и свободы и, следовательно, навсегда
лишившимся благославления Церкви Православной.
Мы взываем к Истинной, Святой, Соборной, Апостольской Церкви,
да возвысит она свой голос в голосе своих верховных святителей,
пастырей, учителей и всех христиан православных, да произнесет
безболезненно перед лицом всей России свой суд над самодержавием
как над врагом Церкви и народа. Да благословит всех русских людей
на великий и святой подвиг освобождения, на мученическое пролитие
не чужой, а своей крови за великое дело свободы народной.
Молимся Тебе, Господи, освободи землю русскую от ига рабства
духовного и телесного. Веруем, что никто, кроме Тебя, Бога любви,
не сможет сделать нас свободными по слову Твоему: "Если Сын освободит
вас, то истинно свободны будете"[3] И послову Твоего ученика: "Вы куплены дорогой ценой, не делайтесь
рабами человеков"[4].
Власть только от Бога, насилие от дьявола, рабство от дьявола.
Дабы Церковь действительно могла встать на сей подвиг освобождения
вместе со всем русским народом, мы считаем должным и нужным следующее:
Прекратить в храмах возношение молитв за Царя и Царствующий дом.
Возносить молитву за освобождение народа.
Как лицам духовным, так и мирянам проповедовать против той кровавой
смуты, которая поддерживается самодержавным правительством.
Разрешить войско от присяги Царю.
Посылать к властям и начальствам представителей Церкви вместе
с мирянами для предотвращения насилий и кровопролитий.
Объявить Синод лишенным канонических прав. Немедленно созвать
собор, который явился бы истинным полномочным представителем Церкви
перед народом.
Это решение настоящего собрания распространяется по всем Духовным
Академиям, Семинариям и приходам. По всем другим городам устроить
точно такие же собрания, дабы они присединились к сему решению.
Не бойся, малое стадо!
Со Христом к свободе!
Аминь!