Сергий Голубцов
СПЛОЧЕННЫЕ ВЕРОЙ, НАДЕЖДОЙ, ЛЮБОВЬЮ И РОДОМ
К оглавлению
Номер страницы перед текстом на этой странице
Игумен Андроник (Трубачев), Протод. Сергий Голубцов
* 16/29.04.1906-16.06.1982
В центре Лавры между Успенским, Свято-Духовским и Трапезным храмами находится огороженный участок, где внимание посетителей привлекают несколько гранитных памятников. Среди них, рядом с архиепископом Никоном Рождественским, покоится прах насельника Лавры, которого еще, вероятно, помнят ее прихожане и богомольцы, как монаха, с трудом, с палочкой ковылявшего по дорожке из Троицкого собора к себе в келию, что находилась между Успенскими и Святыми воротами Лавры...
Это был Высокопреосвященный Сергий (в миру — Павел Александрович), бывший архиепископ Новгородский и Старорусский, пребывавший на покое в Троице-Сергиевой Лавре.
Один из младших сыновей профессора А. Голубцова, он родился 16 /29 апреля 1906 года в Сергиевом Посаде на Красюковке.2
Детские и отроческие годы мальчика, в пять лет оставшегося без отца, протекали под благотворным влиянием матери, Ольги Сергеевны, — глубоко верующей христианки, преданной воле Божией. Она хорошо играла на фортепиано и рисовала карандашом3, а главное, прекрасно знала Священное Писание и многое из него помнила наизусть. Поставив себе еще в девическое годы задачу самоотверженного служения Богу и ближним, она старалась исполнять ее в своей личной жизни и привить свои познания и эти христианские качества своим детям. Но и Ольга Сергеевна, как уже было упомянуто, рано ушла из жизни.
После кончины матери от черной оспы в мае 1920 года на Тамбовщине, куда она уехала с малыми детьми от голода, воспитание детей легло на их
1 В основу положен очерк о. Андроника [ЖМП, 1982, № 10]. Примечания, дополнения, иллюстрации и редакция — протод. Сергия Голубцова.
2 Крещен в восьмой день по рождении в Христорождественской церкви Сер-гиева Посада протоиереем Михаилом Багрецовым с причтом (диаконом Павлом Милославиным и псаломщиком П.Парийским).
3 Павлик был, пожалуй, единственным ребенком Ольги Сергеевны, чей художественный талант он унаследовал.
112
старшую сестру Наталью4, которая вверила их духовному руководству ие-росхимонаха Алексия. Она, как и мать, часто ездила в Зосимову пустынь и брала с собой младших братьев и сестер, приучая их к откровению на исповеди и продолжительным монастырским службам. Благодатная среда, царившая и в окружавших Сергиев Посад монастырях и скитах - Черниговском, Гефсиманском, Вифанском и Параклите — способствовала укреплению церковного самосознания оставшихся сиротами детей.5
Об иеросхимонахе Алексии, который оказал на него в юности большое влияние, Владыка Сергий отзывался как о "выдающемся благодатном старце": "Отец Алексий был замечательным духовником: строгим, но в то же время и ласковым, духовным отцом в полном смысле этого слова... От него всегда выходил я с некоторым чувством благоговения, страха и внутренней радости. Отец Алексий был очень внимателен ко всем подробностям, интересовался всеми кажущимися "мелочами". Происходило это, по-видимому, от его большой внутренней собранности и понимания, что всякая мелочь может таить в себе большее, чем мы думаем ". Иеросхимо-=нах Алексий советовал свроему духовному сыну "учиться реставрации поглубже, не разбрасываться, чтобы потом быть серьезным специалистом". Сестре Павла, Наталье, отец Алексий предсказывал, что ее брат будет епископом и прибавлял: " Только бы он не возгордился". (О предсказании этом сестра рассказала Владыке Сергию лишь в 70-е годы, когда он пребывал на покое.)
В 20-е годы Павел был также духовно близок с лаврским духовником, игуменом Ипполитом (Яковлевым), и иеромонахом Досифеем, который в Зосимовой пустыни исповедовал народ. Простота и смирение отца Досифея были необы-
4 Собственно, самой старшей сестрой была Мария (1888 г.р.), а Наталия на восемь лет была моложе, но Мария с 1906 года жила в Москве, где училась на высших Женских Курсах, а затем работала. В меру своих сил она тоже заботилась о детях; к о. Алексию она стала ездить только по смерти матери.
5 Заботу о Павлике проявлял и его крестный — преподаватель Вифанской духовной семинарии Николай Никанорович Раввинов, по-видимому, часто навещавший семью Голубцовых (чем, кажется, со временем стали тяготиться, как следует из одной обмолвки в семейных письмах); крестной же была родная сестра его матери, жена священника моек. Успенской церкни на Вражке (что и переулке, напротив нынешнего Телеграфа) Любовь Сергссина ПороЙкоиа.
113
чайны. Укоряя себя в лености, отец Досифей говорил:" что, брат Павел, хорошо говорить лежа: помилуй мя, Боже".6
По окончании в 1923 году средней школы в Сергиевом Посаде7 Павел решил развивать свои художественные способности, унаследованные от матери, и в 1923—1924 годах начал учиться живописи в Сергиевом Посаде у художников М.В. Боскина и Столицы. В те же годы Павел познакомился с жившим в Посаде священником Павлом Флоренским,8 который в 1918—1920 годах был Ученым секретарем Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры. В домовой церкви Убежища (приюта) престарелых сестер милосердия Красного Креста, где служил отец Павел, Голубцов иногда читал шестопсалмие. Богослужения, совершавшиеся отцом Павлом в том храме, запомнились ему на всю жизнь глубоким благоговением и одухотворенностью. Отец Павел оказал большое влияние на Голубцова. Однажды, придя домой к отцу Павлу, юноша сказал: "Я хочу творить/' "В ответ мне, — вспоминал Владыка Сергий, — отец Павел сказал: "Павлик! Надо знать, что творить/' Вскоре после беседы он отправился со мною к своему знакомому художнику В.А. Фаворскому (1886-1964), который через художников П.Я. Павлинова (1881—1966) и Л.А. Бруни (1894-1948) помог мне заняться домашним обучением рисованию и живописи". В середине 20-х годов Голубцов познакомился с.другими членами Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры - Ю.А. Олсуфьевым, П.Н. Каптеревым, М.В. Шиком, священником Сергием Мансуровым. Общение с ними способствовало формированию мировоззрения юноши.
В те годы в Сергиевом Посаде жило много монахов из лаврской братии, которых Павел хорошо знал. Он был близко знаком с наместником Лавры архимандритом Кронидом (Любимовым), который благословил его еще в 1923 году на монашеский путь. В последнюю их встречу, вспоминал Владыка Сергий, смиренный наместник пал в ноги смущенному юноше и сказал: "Прощай, брат Павел! Прости меня". Так протянулась одна из ниточек преемств в истории Лавры. В те годы Павел особенно близко воспринял духовный облик Преподобного Сергия, своего будущего Небесного покровителя. Его духовное водительство и молитвенную помощь П.А. Голубцов ощущал с тех пор в течение всей жизни.
6 Насколько помнится, о. Досифей говорил кому-то, скорей всего, Павлу Александровичу, кто хотел писать его портрет: "Нарисуй свинью, и подпиши: "О. Досифей" (СТ.).
7 В его "Трудовом списке" упомянуто Выпускн[ое] свидетельство], выд/анное/ М.О.Н.О. за № 2112 г. Сергиев, I Серг. шк. II-и ст/упени/, исход. М> 644 "
8 Не исключено, что они и раньше были шлкомы. Ведь о. Павел даже панихиду но его отцу служил у них дома, когда Паалику, правда, было всего пять лет.
114
В апреле 1924 года Павел по просьбе своей больной сестры Марии переехал к ней в Москву,9 и с 1 июня ею был устроен на работу в Государственный Исторический музей (ГИМ), где он стал работать бесплатно практикантом по зарисовке экспонатов Отдела крестьянского быта и "временным библиотечно-техническим служащим" с окладом в 55 рублей в месяц (с 1 марта 1926 г. — "штатным техническим служащим", с 10 февраля 1928 года — "библиотечным техническим сотрудником"). С 1 декабря 1929 г. он был переведен в научные сотрудники 2-го разряда по Реставра-ционно-муляжному отделу ГИМа с зарплатой 80 рублей и с рабочим временем в 5,5 часов. Здесь он трудился до декабря 1929 года, но в 1927 проходил военную допризывную подготовку, по-видимому, с отрывом от работы, т.к. с 10 февраля 1928 года вновь зачислен на прежнюю должность.
Но большее время в 1925-1929 гг., как художник, он проводил на Берсеневской набережной, где П.А. Голубцов трудился в Отделе древнерусской живописи Государственных центральных реставрационных мастерских под руководством известного искусствоведа академика И.Э. Грабаря, где его учителями в реставрации были такие мастера, как Г.О. Чириков и И.И. Суслов, и где он получил высокую квалификацию реставратора, как об этом свидетельствует приводимый далее документ 1949 года.
Осенью 1928 года после сдачи ограниченного объема вступительных экзаменов он поступил в Московский государственный университет и до марта 1930 года10 обучался на II и III курсах на этнологического факультета по отделению теории и истории изобразительных искусств.
В связи с поступлением в Университет он на своей работе, помимо очередного отпуска в июне-июле 1928 г., брал отпуск без содержания с 15 июля по 15 августа, а с 15 октября — на целый год (до 15 окт. 1929 г.) и затем перешел на работу на пол-оклада. В феврале 1930 года, когда Павел учился на III курсе, кто-то из его сокурсников донес "куда следует" об его негодующем отношении к сносу церковных памятников. В результате 26 марта он был арестован, уволен из Университета11 и брошен в Бутырскую тюрьму, где провел несколько месяцев.
9 Павел поселился у нее же, на Остоженке (д. 9, кв. 7), где одно время квартировали и его старшие братья Иван и Николай. Бывшая их соседка Мария Григ. Яковлева вспоминает, что "домоуправ Никол. Адам. Остапкович поселил Павла Александровича и ее отца, Григория Семеновича, как одиноких, в одной комнате... и в 30-х годах Голубцовы (Николай с женой)... занимали половину 17-метр. комнаты..."
В это время (1923-24 гг.) Мария Голубцова уже безнадежно болела туберкулезом легких, лечась в санаториях Крыма и Подмосковья; скончалась 14 января 1925 г. и погребена рядом с отцом на Кокуевском кладбище.
10 Зачетная книжка выдана П. Голубцову 3 окт. 1928 г., и первые пять зачетов, отмеченные в ней, относятся к ноябрю-декабрю 1928 г. и к январю 1929 г. Помечено, правда, что они "вне семестра". Это:
"Новейшая история запада XIX и XX вв." (лектор — проф. Н. Лукин).
"Основы Советского права" (Гурвич).
"История развития общественных формаций" (Преображенский).
"Этнология" (В Никольский) и "Нем. яз." (М. Богоявленская). Всего отмечено 18 зачетов. Последние зачеты - 18-20 мая 1929 года: С. В. Бахрушину по "Русской истории до XVII в. " и В.Ф. Асмусу по "Историческому материализму".
11 Увольнение из ГИМа было оформлено "с 27 марта 1930 года согласно статье 47 КЗОТ приказом № 169 и № 10 от 10 июня 1930 года".
115 - фото
116
Там он в июне-июле 1930 г. умудрился написать карандашом по памяти на небольших дощечках несколько иконочек.12 Вскоре был административно выслан на 3 года в Северный край по ст. 58-10. (См. следст. дело, с. 140).
24-х летний юноша очутился на юге Архангельской области на полусвободном поселении, где-то в районе станции Коноша Северной ж.д. (где отходит ветка на Котлас и далее), а затем несколько севернее — на ст. Няндома. Возможно, что первое время, в Коноше, он жил в лагере, т.к. по документам значится, что он был на каких-то хозяйственных работах. Немало тяжелых моментов было там в его жизни, воспоминания о которых ушли навек вместе с покойным. Было много искушений и переживаний. Ему приходилось противостоять ухаживаниям за ним со стороны женского пола. Но он ощущал поддержку со стороны своей покойной матери и Преподобного Сергия, усердным и глубоким почитателем которого он стал еще в юности. Однажды, насколько помню рассказ Владыки, когда ему было особенно тяжело, в день Преп. Сергия, часов в восемь утра
его вызвал к себе начальник и спрашивает: "Что, Голубцов, тебе надо, почему ты всю ночь не давал мне спать?" Павел ответил, что ему тут тяжело и он хотел бы отсюда куда-нибудь уехать. Начальник ответил: "Пиши заявление. Меня переводят и я тебя возьму с собой" [вероятно, в Няндому].
12 Одна из них — Владимирская икона Богоматери на слегка отшлифованной соуишком фанерке (13 х 19 см.) от ящичка дли тюремной передачи. Другие, по словам П.В Флоренского, предстаалили в миниатюре Деисисный ярус иконостаса
117
Талант художника и личное обаяние спасали его. Начальники заказывали ему свои портреты. В Няндоме (после какого-то периода пребывания "на хозяйственных работах", вероятно, в конюшне) он устроился художником-оформителем в клубе железнодорожников "с окладом жалования девяносто рублей в месяц", как свидетельствует сохранившаяся справка от 5.XI.1931 г. Сохранилась и приводимая здесь фотокопия одной из его декораций с ее автором.
Вероятно, летом или осенью 1933 года он отбыл срок и вернулся, но не в Москву (где, м.б., ему нельзя было прописаться), а в Подмосковье — в Мытищи, где поселился на Владимирской ул., д. 29, как об этом свидетельствует "Трудовое соглашение", заключенное с ГИМом 5 января 1934 года. Ему было поручено (за 600 руб.) скопировать портрет XVII-ro века "Боярин Потемкин — русский посол в Англии" для музея "Боярский быт XVII века". Заказ был выполнен "вполне удовлетворительно", о чем свидетельствует акт от 8-го мая того же года. Возможно, это была первая крупная договорная работа по возвращении из ссылки. С 22 июня 1935 г. он встал на профучет в Горкоме художников-оформителей в качестве художника, работающего по разовым трудовым договорам с госучреждениями, в основном, с Историческим Музеем, как показывают документы.
В общем, в 1925—1940-х годах Павел Александрович занимался реставрацией живописи в ГИМе и оформлением выставок в музеях13.
13 За исключением, конечно, 1927/28 и 1930-1933 годов.
Среди реставрационных работ П.А. Голубцова в 20 — 40-е годы необходимо отметить следующие:
1) участие в бригаде художника-реставратора Д.Ф. Богословского по реставрации роспис-ных плафонов XVIII века в зданиях Государственного музея Л.Н. Толстого на Кропоткинской ул. (ныне вновь — Пречистенка) и в доме на Большой Спасской ул. в 1927—1929 годы;
2) изучение и зарисовка новгородских фресок в храмах Спаса-на-Нередице, Спаса на Ковалеве поле, Успения на Волотовом поле, Рождества Христова, пророка Илии (1927, 1930, 1943 гг.). Позднее эти фрески были варварски разрушены фашистскими захватчиками, и поэтому каждое воспроизведение их приобретало особую ценность. Копии фресок, выполненные П.А. Голубцовым, ныне хранятся в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной Академии;
3) укрепление фресок в храме Спаса на Ковалеве поле под руководством художника-реставратора ГИМа А.И. Попова в 1937 году;
4) переноска снятых ранее фресок бывшего Сретенского монастыря XVII в. под руководством А.И. Попова в 1940 году;
5) пробное раскрытие фресок Пафнутиево-Боровского монастыря в связи с научно-исслсдоиательской раГнгюй и 1940 году;
6) снятие научной копии с мор грета XVII в. боярина Мороюна (Музей быта);
7) реепшрации копии С пнреунм 1693 года Сшггсйшсш Патриархи Адриини, выполненной в I75H году
118
В те же годы П.А. Голубцов написал несколько научных работ.14
Видимо, к этим годам относится опасное и секретное поручение, полученное, им, вероятно, от Ю.Олсуфьева, — сохранить Честную Главу Преп. Сергия, которую в 1919 году Павел Флоренский с Ю.Олсуфьевым и архим. Кронидом тайно отделили от мощей во избежание грозившего им увоза, или уничтожения большевиками.
В мощах же она была временно заменена черепом одного из захороненных поблизости князей Трубецких. Павел Александрович хранил ее футляре-коробке среди книг. После войны15 и открытия Лавры П. Голубцов привез эту святыню в монастырь, и она была вложена в раку Преподобного.
Ограничивая себя во всем, он смог накопить денег и купить в 1937— 1938 гг. в Посаде по Б. Кокуевской (д. 34, снесен) полдома (комнату с кухней) для бедствовавшей тогда своей сестры Анны с двумя малышами,16 поскольку они были изгнаны из родного дома на Красюковке в начале 30-х годов, как попавшие в категорию "лишенцев" (ее муж, священник о. Алексий Габрияник, был репрессирован, начиная с ареста в 1928 г.).
Только в 1940 году, очевидно, в сентябре, Павел Голубцов был приглашен на постоянную работу в ГИМ и здесь проработал до августа 1941 г. В этот период он сделал два (или три) научных сообщения по поводу Паф-нутие-Боровского монастыря и портрета патриарха Адриана, о которых речь шла раньше.
Война нарушила его творческие планы. 20 августа 1941 года Краснопресненским РВК Павел Голубцов был призван в армию и до 1945 года в звании от солдата до сержанта нес службу в 6-м запасном автомобиль-
14 1) "Строительная и художественная деятельность в Пафнутиево-Боровском монастыре в XVII веке (по данным монастырского архива)";
2) "К вопросу о монументальной живописи в Пафнутиево-Боровском монастыре в связи с его архитектурой" (прочитано на ученом заседании ГИМа;
3) "К вопросу истории портретов Патриарха Адриана" (прочитано в Отделе бытовой иллюстрации ГИМа).
15 Во время войны она хранилась у Екатерины Павл. Егоровой- Васильчиковой, приемной дочери Олсуфьева [См. очерк П.В.Флоренского в "Н и Р", 1998, 6, с. 30-33).
16 Здесь он и сам жил в 1947—1950 гг. до принятия монашества, а затем - на первом этаже Патриарших покоев -( если не ошибаемся - корпус № 4, комн. 9).
[Личные документы архиепископа, ч. II, л. 25 об. - Архив авторы |.
119
ном учебном полку17. Там он также работал в качестве батальонного, а за-1 тем полкового художника; был награжден медалью "За Победу над Герма-' нией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.". '¦¦
После демобилизации в октябре 1945 года Павел поступил на II курс Православного Богословского института в Москве, впоследствии реорганизованного в Московскую Духовную Семинарию. После окончания ее в 1947 году Павел Александрович поступил в Духовную Академию. Перейти на церковное служение благословил его старец — схиархимандрит Иларион (в миру — Иоаким Удодов, 1863 — 15 марта 1951). Отец Иларион, с которым Голубцов познакомился в конце 20-х — начале 30-х годов, оказал решающее влияние на духовное развитие и становление будущего архипастыря18.
17 Подготовку на вождение "бронеавтомобилей" на основе "ГАЗ-АА и ЗИС-5", т. е. "полуторки" и "трехтонки" — обычных грузовых машин того времени — он проходил в г. Богородске (Ногинске) Горьковской области до середины декабря 1941 года, а по окончании войны в июле 1945 г. он в своей части № 89468 в г. Горьком прошел "повышение квалификации" с правом водить "студебеккеры", которыми нас снабжали американцы в конце войны.
18 Иоаким ушел на Старый Афон, когда ему было около 20-ти лет. По специальности он был кузнецом и, как он сам рассказывал, его звали в разные монастыри. Иоаким не мог решить, в какой из них поступить. Однажды во сне Иоаким увидел Богоматерь, которая шла в ограде монастыря со святым великомучеником Пантелеймоном. Богоматерь, обращаясь к святому, сказала: "Возьми его к себе". То было явным знамением благословения Царицы Небесной на поступление Иоа-кима в Пантелеймонов русский монастырь, где он принял постриг в монашество с именем в честь преподобного Илариона Великого. Старец рассказывал, что молодым он испытал на себе все виды монашеских послушаний, но чаще всего он исполнял послушание кузнеца. Обладая большой физической силой, он так сильно ударял молотом, что, слыша его удар, говорили: "Ну, это Иларион ударил". Однажды, работая на лесах, он упал и сильно разбился. На Афоне был обычай постригать в схиму опасно больных. Отца Илариона, как находившегося в почти безнадежном состоянии, постригли в схиму, оставив ему прежнее имя (тайная схима). Однако он оправился и продолжал работать. В 1905 году, после 20 лет пребывания на Афоне, отца Илариона послали в Россию вместе с его старцем схиигуменом Кириллом для сбора средств на монастырь, но им пришлось остаться на Родине. После кончины схиигумена Кирилла отец Иларион имел старцем архимандрита Захарию, которого навещал в Москве.
С 1936 года до самой кончины схиархимандрит Иларион был настоятелем храма в честь Владимирской иконы Божией Матери в селе Виноградове (близ станции Долгопрудная Савеловской железной дороги).
В этом храме отец Иларион своими руками создал придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, устроил деревянные хоры для певчих в двух приделах, обновил артезианский колодец. Самые высокие места: купол, крест — когда производился ремонт — все просматривалось, контролировалось, а часто и выполнялось самим 80-летним старцем.
Схиархимандрит Иларион был чрезвычайно искусным жестянщиком и всем все делал бесплатно. Он отличался исключительным смирением, был молчалив, вежлив, часто при разговоре ласково улыбался.
Когда его спрашивали, что он читал, отвечал: "Евангелие и Псалтирь", — и давал отпеты ни вопросы несiда словами из этих Священных книг |ЖМП 1982, № 10|.
120
У схиархимандрита Илариона был несомненный дар прозрения. Когда Павел спросил его в 1940 году о возможности для него принятия сана священника, отец Иларион неожиданно ответил: "Кто епископства желает, доброго дела желает, но епископ должен быть мучеником", И действительно, через 15 лет Павел Голубцов принял епископский сан.
Любовь к глубокой внутренней молитве, смирение и постоянный тяжелый телесный труд — вот основные черты, унаследованные Владыкой Сергием от схиархимандрита Илариона.
В последние годы своей жизни схиархимандрит Иларион благословил Павла Голубцова на принятие схиархим. Иларион монашества и сана. Будучи на III курсе Академии, 6 марта 1950 года Павел вступил в братство Троице-Сергиевой Лавры.
"Я знаю Вас уже 27 лет, — говорил 11 марта 1950 года наместник Лавры архимандрит Иоанн (Разумов, впоследствии — митрополит Псковский и Порховский) Павлу Голубцову, благословляя носить подрясник, — и всегда Вы были с той настроенностью, которую имеете и сейчас. Послужите Господу, и Он Вас не оставит и здесь, и на том свете сподобитесь от Него милости". 2 апреля того же года послушник Павел был пострижен архимандритом Иоанном в монашество с наречением имени в честь Преп. Сергия Радонежского. 7 апреля того же года Свят. Патриарх Алексий I рукоположил монаха Сергия во иеродиакона, а 28 мая во иеромонаха.
В 1950—1953 годах иеромонах Сергий был ответственным представителем от Московской Патриархии по реставрации Троицкого собора Лавры, в соответствии с вышеприведенным "Отзывом о П.А. Голубцове" академика И.Э. Грабаря19, что в лице Голубцова "объединяются знающий археолог, и наделенный большой интуицией искусствовед, и практик-реставратор".
Иеромонах Сергий убедительно доказал государственной комиссии необходимость полной росписи стен Троицкого собора в стиле сохранившихся фрагментов фресок XVII века.
С 1951 года иеромонах Сергий нес и весьма тяжелое послушание духовника богомольцев Лавры и ежедневно проводил исповедь перед ранними литургиями. Кроме того, дважды на буднях и в воскресе-нье он служил молебны у мощей Преподобного архим. Иоанн (Разумов) Сергия на него было возложено также послушание экскурсовода иностранных гостей.
19 Игорь Эммануилович Грабарь (1871 - 1960), родом карпаторосс, живописец и искусствовед, один из основоположников музееведения, реставрационного дела и охраны памятников, ак. АН СССР (1943), Сталин, прем.(1941), нар. худ. СССР (1956). Его брат Владимир (1865 - 1956), ученый-юрист, был соседом по дому Ивана Александровича Голубцоиа на Зубовском бульваре.
121
Помимо реставрационных работ в Троицком соборе, иеромонах Сергий с группой семинаристов и конце 40-х - начале 50-х годов пропел уже большую работу по ресгамриции иконостаса и росписи трапезного Успен-
122
ского20 храма в Новодевичьем монастыре (1946), возглавлял группу по реставрации "Царских чертогов" Московской Духовной Академии (1946— 1947), за что получил благодарность от академиков И.Э. Грабаря и А.В. Щусева, возглавлял бригаду художников по реставрации живописи главного купола Богоявленского патриаршего собора в Москве (1947),21 вел ответственную работу в качестве помощника главного художника по реставрации настенной живописи Богоявленского патриаршего собора (1954),22 руководил написанием икон для иконостаса кафедрального собора в Ростове-на-Дону (1954)23, был членом Художественной комиссии при Строительном комитете по восстановлению храма Московской Духовной Академии (с 13 января 1955 года).
В 1951 году иеромонах Сергий успешно24 окончил Духовную Академию со степенью кандидата богословия за сочинение "Способы воплощения богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева".25 Советом Академии иеромонах Сергий был оставлен в ней преподавателем церковной археологии и древнееврейского языка. За два учебных года (1951— 1953) иеромонах Сергий написал курс лекций по церковной археологии с привлечением новых данных из области русской живописи и архитектуры, а также составил краткий курс лекций по древнееврейскому языку. Кроме того, в Семинарии иеромонах Сергий вел преподавание Священной истории Ветхого и Нового Заветов.
Еще будучи студентом, Павел Голубцов предложил администрации Академии создать живописный кружок и организовать Церковно-археоло-гический кабинет. Эти идеи получили поддержку со стороны Священноначалия. Первую небольшую витрину Голубцов поставил в классной аудито-
20 В одной из бумаг упоминается Покровский храм, что является, вероятно, ошибкой.
21 Работы велись летом 1947 г. согласно смете, составленной еще в марте в сумме 298580 рублей, и трудовому соглашению, подписанному 3-го июня протопресвитером о. Н. Колчицким и бригадиром художников П. Голубцовым. Работы должны были быть окончены к 1-му сентября — началу учебного года.
22 По окончания этих работ настоятель собора протопресвитер Николай Колчицкий (1891—1961 г.), как рассказывал впоследствии Владыка, предлагал ему в награду взять любую митру, но архим. Сергий отказался.
23 Столь отдаленные работы были вызваны, очевидно, рекомендацией его брата о. Серафима, который служил тогда в Ростове-на-Дону и был там секретарем епархиального управления.
24 Из 22-х оценок в дипломе — все "пятерки", кроме "четверок" по Догматическому богословию, Общей церковной истории и по языкам: греч., лат. и английскому.
25 Сокращенный вариант одной из глав под названием "Икона Живоначальной Троицы" напечатан в "ЖМП", за 1972 год, № 7, с. 69-76. В переработанном виде сочинение под названием "Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева" напечатано полностью в "Богословских трудах", сб. 22, М., 1981, с. 3-67.
123
рии и поместил в нее несколько древних церковных предметов, ему лично принадлежавших. В 1953 году иеромонах Сергий возглавил ЦАК и кружок.
18 июля 1953 года, когда Св. Патриарх Алексий торжественно отмечал 40-летие своего епископского служения, иеромонах Сергий был награжден наперсным крестом26. Это была, конечно, заслуженная награда за понесенные труды и скорби, как явствует из затерявшегося среди его дел и документов листка, в котором он попытался подытожить пройденный иц церковный путь: "В 1953 г. исполняется в марте мое трехлетнее пребывание в монастыре, где три рода испытал трудностей:
1) Учение, совмещенное с послушанием по реставрации собора — очень ответственное, трудное и мучительное по переживаниям;
2) Различные искушения и унижения от всех и во всем;
3) Служение людям через духовничество.
Итак, открывается третья часть моей жизни, самая ответственная пред Богом и людьми: "Открывается путь" — по изречению преп. Серафима. Господи, дай мне исполнить волю Твою в преданном служении Святой Твоей Церкви, которую Ты стяжал (далее низ листка отрезан, но можно догадаться, что там было)... Честною Твоею Кровию".
Сбоку приписано:
"Помни слова старца архим. Илариона: "Терпи казак — атаманом будешь" и "Большому кораблю — большое плавание".
А пока, — пока он, действительно, после юбилейных торжеств или после Казанской (в июле 1953 г.) отправился в "дальнее плавание" -в путешествие — в далекую Сибирь, чтобы навестить свою присногонимую родную сестру Наталию — монахиню Сергию, которой он многим был обязан и которой еще в июне 1940 года он послал свою карточку с надписью: "Дорогой незабвенной сестрице Наташе от глубоко любящего ее брата Павлика. Ты всегда была и остаешься для меня самой дорогой из сестер. Всегда я буду ценить твою материнскую любовь и заботливость в годы моей сиротской юности. 24. VII.40 г., снимался 6. V.40 ".
Теперь же она жила на "свободном поселении" в с. Большой Улуй, недалеко от Ачинска, где она купила в качестве домика чью-то баню, которую, как смогла, отремонтировала, как могла, и приспособила к жилью.
Отправился он к ней, со своим братом Алексеем на три, примерно, недели. Благополучно возвратились обратно.
26 На другой стороне листка читаем:
"Интересные мысли, возникшие у меня при служении молебна при гробе преп. Сергия на другой день после разговора со Святейшим Патриархом (30. XII. 52 г.).
Совершившиеся и могущие совершиться памятные даты в моей жизни, которые делят мою жизнь на три равных периода.
Первый период: с 29 апр. 1906 г. - 26 марта 1930 г.
— продолжительность 23 года — период учения.
Второй период: с 26 марта 1930 г. по возможн. февраль-март 1953 г.
— 23 года — период испытаний всевозможного рода.
Третий период: с февраля-марта 1953 г. - 1976 г. - продолж. 23 года
— период общественного служения Св. Церкви.
(Это он связывает с тем, что под Новый 1946-й год он, будто бы во сне, слышал слова: "Жить 70 лет, прожито 40, остается 30".)
124
3 марта 1954 года Совет МДА присудил иеромонаху Сергию звание доцента. 8 июля 1954 года возведен в сан архимандрита27.
17 октября 1955 года Священный Синод в соответствии с пожеланием Святейшего Патриарха, видимо, в знак уважения к нему и памяти его отца, профессора А.П. Голубцова, учеником которого был Патриарх Алексий I, определил архимандриту Сергию быть епископом Старорусским. 30 октября 1955 года архимандрит Сергий за Божественной литургией в Покровском академическом храме был рукоположен во епископа Старорусского, викария Ленинградской епархии. В хиротонии, которую возглавил Святейший Патриарх, участвовали Блаженнейший Митрополит Пражский и всея Чехословакии Елевферий, митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, епископ Волынский и Ровенский Палладий, епископ (бывший Прешовский) Алексий (Дехтярев).
Участники хиротонии: слева направо — еп. Палладий, митр. Елевферий, Св. Патриарх, митр. Варфоломей, еп. Алексий
29 октября 1955 года в речи при наречении во епископа архимандрит Сергий говорил: "В последние годы в моей душе особенно настойчиво возникала потребность в уединенной монашеской жизни, но вот, вместо дорогих, родных мне с детства стен Лавры, драгоценной, бесконечно чти-
27 Интересно отметить, что иеромонах Сергий Голубцов, глубокий почитатель Преп. Сергия, считал себя недостойным носить звание игумена, которое носил Основатель монастыря, как, впрочем, ранее и само имя Сергия. Действительно, его из иеромонахов возвели сразу в архимандриты. В отношения имени: П.А. Голубцов хотел получить имя Порфирия, которое ему предрек еще до рснолюции гробовой иеромонах Порфирий. Но Св. Патриарх Алексий ионслсл нажать его н честь преп. Сергия, независимо от его желания.
125
мой мною раки Преподобного Сергия, с которой соединена вся моя жизнь в родном городе, мне снова предстоит идти в мир. Уже одно это обстоятельство составляет для меня, как инока, трудный путь, тем более в таком великом сане... Я усердно молюсь великому угоднику Божию Преподобному Сергию, чтобы он благословил меня на сие новое послушание и никогда не отлучался от меня, недостойного инока обители своей"28.
Только приехал еп. Сергий в Старую Руссу, как Патриарх Алексий повелел ему в своем письме от 17 ноября возглавить Новгородскую епархию "впредь до замещения вдовствующей кафедры митрополита Ленинградского и Новгородского" [после смерти митр. Григория Чукова].
Начало епископского служения Владыки Сергия было связано с исполнением давнего желания новгородцев29: в 1956 году, 19 сентября в 22 часа, в новгородском Никольском соборе были установлены честные мощи святителя Никиты, епископа Новгородского, переданные из новгородского Софийского собора в присутствии епископа Сергия, местного духовенства, зав. музеем Т.В.Константиновой и Уполномоченного по Делам Р.П.Ц по Новгородской области Ф.В. Зайцева и по согласованию с Секретарем Новгородского Обкома КПСС т. Трифоновым.
При их приеме и освидетельствовании было зафиксировано:
Св. мощи находятся в деревянном довольно ветхом саркофаге, обложенном басмой, не везде сохранившейся. С левой стороны деревянные резные
украшения, равно как и басма — отсутствуют. Размер саркофага: длина 218 см., ширина 76 см., высота 60 см. Сверху саркофаг остеклен и покрыт тонкой деревянной доской с изображением Святителя, плохо сохранившимся и заклеенным предварительным бумажным креплением. Доска продольно расколота на две неравные половины.
Внутри саркофага имеется деревянный гроб в виде ящика, обитый изветшавшим темно-бордовым бархатом, в котором покоится тело Святителя Никиты. Оно обнажено и, в целом, в удовлетворительной сохранности, за исключением всех
28 "ЖМП", 1955, № 12, с. 23-25.
29 "Известно ли Вам, что вопрос о переносе св. мощей Святителя Никиты в Никольский собор разрешен в положительном смысле? — писал Святейший Патриарх Алексий I епископу Сергию 12 июня 1956 г. — Таким образом, Вам следует осуществить это давнишнее желание новгородцев в ближайшеее время, договорившись с Уполномоченным и администрацией музея, причем следует это совершить без шума, скромно, так, чтобы в одно прекрасное утро богомольцы увидели мощи в Никольском соборе уже перенесенными, опрятанными и поставленными на надлежащем месте. Как это сделать, — Нам на месте, конечно, виднее. Я только укалываю на возможность их получить ui Софийского собора..." |Личмос дело ирхисп. Сергия, ч. II, л. 45J.
126
конечностей: левая прижатая к груды рука сохранилась полностью, кисть руки полуразрушена, пальцы почти отсутствуют. Правая рука выпрямлена сбоку вдоль корпуса, до локтя хорошо сохранилась, далее идет оголенная локтевая кость, не полностью сохранившаяся, кисть руки отсутствует. Обе ноги имеют оголенные берцовые кости. Стопы обеих ног отсутствуют. На остальных частях тела разрушений не обнаружено. Кожный покров с иссохшей плотью сохранился хорошо.
При внесении св. мощей в Никольский собор они были сфотографированы, каковой снимок прилагается."10
22 ноября 1956 года по докладу митрополита Ленинградского и Новгородского Елевферия "О выделении Новгородской епархии в самостоятельную епархию и назначении самостоятельного епископа Новгородского" епископ Старорусский Сергий был назначен управляющим Новгородской епархией (указ Священного Синода от 23 ноября 1956 года).
Получив право самостоятельного управления Новгородской епархией, епископ Сергий организовал в Новгороде епархиальное управление, а при нем — мастерские по пошиву облачений, ряс и других церковных одежд и принадлежностей, реставрации икон, столярную мастерскую и бригаду рабочих по ремонту храмов епархии.
В 1959 году были проведены большие реставрационно-живописные работы в новгородском Никольском соборе, в результате которых была выявлена художественная стенная темперная живопись XVIII в. Для проведения художественных и реставрационных работ в епархии привлекались музейные специалисты и художники. Учету, охране и реставрации подлежали древние иконы в различных приходах.
Помимо больших реставрационных работ, епархиальная деятельность Владыки Сергия характеризовалась прекрасно поставленным богослужением. По установленному правилу, дни памяти новгородских святых отмечались всенощными бдениями с пением величаний. Соборная память всех новгородских святых отмечалась дважды в год: в Неделю 3-ю по Пятидесятнице и 4 (17) октября, согласно древней местной традиции. "Праздничные службы в некоторой степени напоминали давние новгородские традиции уставностью и торжественностью своих богослужений и особенно украшались хором старейших новгородских певчих, весьма цер-ковно исполнявших традиционные новгородские напевы священных песнопений" (из епархиального отчета за 1957 год). Всего за годы управления Новгородской епархией архиепископ Сергий совершил около 1850 служе-
30 Копия Акта завершается подписью архиеп. Сергия и настоятеля Никольского собора прот. А. Ильина [Там же, л.46].
С этими мощами связано несколько интересных моментов, как рассказывал П.В.Флоренский. Одна женщина после передачи мощей Церкви вернула палец Святителя, который во время оккупации отторгнул один немецкий солдат-протестант, но офицер-католик повелел передать его этой верующей женщине для сохранения. Второй момент. Владыка Сергий как-то решил промыть главу Святителя розовой водой и вдруг заметил шрам на виске и что-то красное. Вскоре его осенила мысль: да ведь это кровь от нанесенного кем-то удара в главу Святителя.
Владыка Сергий сделал маску с главы и затем — поясные скульптурные отливки, но они не вышли достаточно благообразными.
127
ний всенощных бдений и Божественных литургий, не считая выходов на полиелеи, акафисты и молебны. Однако будничные службы были более по душе Владыке как монаху. Тогда он, облаченный в простую иноческую одежду, принимал участие в службе как псаломщик, читая или исполняя церковные песнопения на клиросе. На эти службы он приходил как обычный прихожанин, пешком, обычно без сопровождающих, часто останавливаемый на пути знакомыми и незнакомыми людьми, желавшими получить его благословение или совет по какому-либо делу или просто поприветствовать Владыку. Искренность и сердечность Владыки неизменно влекли к нему людей.
Обстановка его епархиального управления была по-монашески скудной и простой. Келейников у него никогда не было, кроме последних месяцев жизни в Лавре. Старик со старушкой, у которых он приобрел маленький домик для епархиального управления в Новгороде, остались жить там же и были единственными помощниками его в хозяйственных делах. Двери его дома так же, как и его сердце, были для всех открыты. Владыка вел переписку со многими людьми. Чтобы всем дать ответ, он был вынужден часто засиживаться за столом ночами31.
Положение его в епархии было далеко не таким сладким, как могло казаться неосведомленным; и не только из-за взаимоотношений с областным Уполномоченным по делам Церкви в эпоху ожесточенного хрущевского гонения на Церковь, когда он вынужден был отдать Никольский собор (кажется, под планетарий). Большие огорчения причиняли ему подведомственные настоятели храмов и благочинные. И архиерейство было для него тяжелым крестом. Хулиганствующие подростки, воспитанные в духе воинствующего атеизма, случалось швыряли в него камнями, когда он, бывало, пешком шел на службу в свой "кафедральный собор" - как он сам рассказывал. Так что его покойная мать, Ольга Сергеевна, явилась во сне настоятелю соборного храма в Старой Руссе, где служил еп. Сергий, ибо и этот настоятель под влиянием, очевидно, каких-то вздорных слухов стал очень неуважительно к нему относиться. "Явилась она во всем белом, - передавал (на поминках по брату Серафиму) Владыка Сергий слона того настоятеля, - и говорит: "Я пришла шщшцать моего сына, епископа O/vmjT И после этого, добавил Владыка, тот настоятель перед Причистисм кланялся мне и ноги."
128
С 5 по 30 мая 1958 года епископ Сергий принимал участие в юбилейных торжествах по случаю 40-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви. Он сопровождал тогда армянскую делегацию, которую возглавлял Верховный Патриарх-Католикос всех армян Вазген I.
В связи с 1100-летием Новгорода 23 августа 1959 года епископ Сергий был утвержден в звании епископа Новгородского и Старорусского.
14 июля 1960 года епископ Сергий был награжден орденом в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина", переданным от Архиепископа Синайского через митрополита Илию Карама,32 посетившего Новгород. 25 февраля 1963 года Преосвященный Сергий был удостоен сана архиепископа, 12 мая того же года — права ношения креста на клобуке в ознаменование 50-летия служения Святейшего Патриарха Алексия в епископском сане и в память их "совместного церковного служения". 14 октября 1964 года на праздновании 150-летия Московской Духовной Академии архиепископу Сергию было присвоено звание почетного члена МДА.
Неоднократно по приглашению Святейшего Патриарха приезжал в Лавру на Сергиевы дни для сослужения в одном из храмов.
Управляя Новгородской епархией, Владыка Сергий не оставлял иконо-писания. В 1959 году он написал надгробное изображение святителя Ники-
32 О его значении для России см.: С. Фомин "Россия перед вторым пришествием".
129 - фото
130
ты, епископа Новгородского. При этом Владыка Сергий использовал подлинные черты лица святителя, которые выявил по его святым останкам. 28 сентября 1962 года единственная церковная община Новгорода была переведена из Никольского собора, переданного музею, в церковь во имя апостола Филиппа на Ильинской улице. До 1965 года архиепископ Сергий написал иконостас для верхнего придела этого храма. В 1965 году Владыка Сергий начал большую работу по устройству иконостаса в Благовещенском приделе Георгиевской церкви в г. Старая Русса. Сам он написал для иконостаса четыре иконы.
Служебная перегрузка, нервная обстановка, множество хозяйственных дел, большие и малые недомогания привели к резкому переутомлению Владыки. В начале 1967 года у него произошел инсульт и открылся правосторонний паралич. Вынужденный соблюдать постельный режим в течение четырех месяцев, Владыка продолжал руководить епархиальными делами, а в мае снова начал совершать богослужения.
25 (7 !) октября 1967 года Святейший Патриарх Алексий33 издал указ о переводе архиепископа Сергия в Казань. Но последний, в связи с болезненным состоянием, испросил благословения у Святейшего Патриарха Алексия на предоставление ему трехмесячного отпуска, который провел в Успенском мужском монастыре в Одессе. Лечащий врач признал его не-
33 Под давлением или сонету митр. Никодима — см. Приложение, с. 244 и 253.
трудоспособным, и в январе 1968 года архиепископ Сергий был уволен за штат, с определением его на местожительство в Троице-Сергиеву Лавру.34
По рекомендации врачей он осенью в 1969 - 1970 гг. один или два раза ездил на Черное море — в район Гагры, где не терял времени зря, как показывает один из сохранившихся снимков.
Пока позволяло здоровье, Владыка Сергий продолжал служить в Лавре и проповедовать. В 1969-1974 годах он совершил здесь 36 рукоположений: 23 — в сан иеродиакона и 13 — в сан иеромонаха (общее количество рукоположений за все годы: в сан диакона - 44, в сан иерея - 34, количество ставленников - 65). Обладая музыкальным слухом, Владыка с детства любил церковные песнопения, особенно монастырского напева. Он в течение многих лет, пока были силы, пел в братском лаврском хоре под руководством архимандрита Матфея (Мормыля).
34 4 февраля он прибыл с юга в Лавру и был временно помещен в гостиницу № 2, как он писал Святейшему через десять дней, прося Его ходатайства перед Председателем Совета по делам религий при Совмине СССР В.А.Куроедовым о прописке в Загорске. С год, примерно, он жил затем внизу бывших митрополичьих покоев за Троицким собором, где было довольно темно, т.к. окна выходили на север; потом — на первом этаже Предтеченского корпуса; окно выходило на запад в палисадник перед корпусом, куда иногда выходил отдохнуть Владыка. Но помещение было для него довольно тесное и малоудобное. Через несколько лет ему дали более просторное - между Успенскими и Св. воротами, где у него были две комнаты - одна, где хранились книги и краски, полутемная - с окном в сторону крепостной стены; другая, площадью 15-16 кв. м., чуть посветлее, поскольку имела еще одно окно п сторону проезда Снятых ворот. Пенсию в 120 руб. ему низпачили только и конце ииреля, из расчета, ничином с 20 окт. 1967 г.
132
Его очень высокий тенор заметно выделялся в хоре. Владыка Сергий ценил в песнопениях простоту и молитвенность и был против увлечения сложными для понимания композициями.
Находясь на покое в Троице-Сергиевой Лавре, Владыка Сергий с 1970 года в качестве монастырского послушания занимался ико-нописанием. Он писал почти исключительно иконы Преподобного Сергия по заказу Свя-щенноархимандрита Лавры Святейшего Патриарха Пимена и его наместника для подарочного фонда. Вот почему в Лавре ныне, кроме переданных в ризницу после кончины Владыки Сергия его келейных икон, нет образов его письма. Иконы письма Владыки Сергия исполнены в строгом иконописном стиле (за исключением нескольких живописных, написанных маслом на холсте). Молящиеся ценят эти иконы за их "духовную добротность". Они знают и чувствуют, что иконы эти написаны с молитвой, что дух писавшего иконы стремился соединиться с первообразами. Всего за 1970—1981 годы Владыка Сергий написал, по его собственному подсчету, свыше 500 икон.35
Помимо иконописания в 1972—1975 гг. Владыка Сергий много времени и сил уделил составлению большого труда (в 3-х частях)36, посвященного воссозданию образа горячо любимой им матери, на основании ее различных дневниковых записей и переписки.
35 Нина Ильинична Голубцова вспоминает слышанный ею от Владыки его рассказ (хотя подробности забыты) о том, что как-то ему приснилось, что он вошел в Троицкий собор, подошел к раке с мощами преп. Сергия и увидел, что Преподобный приподнялся в раке и говорит ему: "Смотри и запоминай!". Этот сон был в связи с тем, что его, Владыку Сергия как иконописца, все время мучил вопрос, а как в действительности выглядел Преподобный? Она помнит, что на Владыку произвел впечатление весьма высокий лоб Преподобного. ,
36 I ч. Дневники и записи 1879-1887 гг., объемом около 100 стр. машинописи f в 1,5 интервала. 1974 г.
II ч. Продолжение. Дневниковые записи 1884—86 гг. 95 стр. (в 2 интервала).
III ч. Из переписки с дочерью Марией 1907-1920 гг. 80 стр. (в 2 интервала).
Все части хорошо иллюстрированы фотографиями, сделаны старательно и талантливо. В них он раскрыл богатый духовный мир Ольги Сергеевны, которая "будучи еще 18-летней девицей положила в основу своей внутренней жизни полнейшее самоотвержение ради Бога и ближних, ...которое она испытала в отдаче себя в замужество; то была сокровенная тайна ее души, сопровождавшаяся трудной борьбой... в дальнейшем семейная жизнь ее привела к познанию тяжести взятого ею креста, о чем она вынуждена была воскликнуть: "терпение, терпение, терпение, смирение, смирение, смирение!" - писал Владыка Сергий (см. ч. Ill, с. IV).
Много там интересного можно найти и о других членах семьи, но, к сожалению, они не комментированы, и некоторые события будут непонятны для посторонних.
133
Работал Владыка Сергий по 10-14 часов, а иногда и по 16 часов в сутки. До тяжелой болезни, случившейся от сильного neper утомления и длившейся с августа по ноябрь 1980 года, распорядок дня у Владыки Сергия был приблизительно следующий: вставал он в 2-3 часа ночи; до братского молебна с полунощницей, начинающихся в Лавре в 5.30 утра, Владыка совершал все свое монашеское правило. После полунощницы он поминал и молился за ранней литургией, а* если было много работы, шел сразу в келью. Почти никогда в праздники Владыка Сергий не пропускал ранних литургий и всенощных бдений, за которыми он читал братские синодики.
После литургии Владыка работал до братской трапезы, которую, пока были силы, всегда старался посещать. В ней Владыка видел не только трапезу телесную, но и духовную: общение монашеской семьи -братии между собой и с отцом наместником, с наставлениями из жития святого или от святоотеческих слов. Владыка Сергий очень ценил то благочиние и благоговение за братской трапезой, которое установилось в Троице-Сергиевой Лавре.
После трапезы Владыка Сергий отдыхал около 1-2 часов, а затем вновь принимался за работу и чтение святых отцов, из которых ему особенно близки были преподобные авва Дорофей, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник, Иоанн Кассиан Римлянин и Симеон Новый Богослов. На будничные вечерние богослужения Владыка Сергий обычно не ходил; подобно своему старцу схиархимандриту Илариону, он любил иногда совершать монашеское правило так что за прошедший день оно кончалось к 12 часам ночи, и тут же снова начинал его - за следующий день. д
После болезни летом и осенью 1980 года такой распорядок дня как с сокрушением говорил Владыка, "нарушился", и он вынужден был меньше посещать богослужения. Во время болезни он записывал себе для самоконтроля: "Вставать не раньше 4.15 утра. Ложиться не позже 10. Спать не меньше 6 часов". Но даже в первую седмицу Великого поста 1982 года не
134
было утра, в которое бы Владыка Сергий не пошел на братский молебен в Троицкий собор или на утреню в трапезный Сергиевский храм.
После подготовки к печати работы "Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева" ("Богословские труды", сб. 22. М., 1981) Владыка Сергий начал обдумывать новый труд по иконоведе-нию. Сохранились тезисы, наброски и черновики ряда статей: "Духовный реализм в византийском искусстве"; "О древнерусской иконе XII—XIII вв."; "Во Христе новая тварь"; "Тезисы по древнерусской иконописи"; "Столпники в изображении росписи 1378 г. Феофана Грека в церкви Спаса Преображения в Новгороде". Кроме того, сохранился ряд заметок ("Свои мысли") об исторических путях иконописи, в которых, в частности, выявляется ценность живописных икон XVIII века и икон афонского письма. Все эти статьи перекликаются с незаконченным трудом Владыки Сергия, которым он ранее занимался — в 1953-1962 годах, — "Живописное и иконописное направления в церковной живописи и их онтологическая оценка (материалы для магистерской работы)".
Кроме иконописания и работ по иконоведению, Владыка Сергий, пребывая на покое, занимался духовничеством, которое было его призванием. С детства он привык и умел руководствоваться наставлениями духовников-старцев, старался впитывать их благодатный опыт и знание жизни и людей. Поэтому духовное окормление Владыки Сергия всегда очень ценилось теми, кто приходил к нему за помощью. Поэтому 15 ноября 1971 года, указом, Святейший Патриарх Пимен поручил архиепископу Сергию "осуществлять общее руководство братскими духовниками Троице-Cepi йеной Лннры".
135
Владыка, прежде всего, поставил перед духовниками Лавры вопрос о соразмерности общей и частной исповеди. Он писал тогда: "У меня составилось невольное впечатление, что краткая такая общая исповедь ничего не дает при простом, по книжке или наизусть, перечислении грехов. Она не пробуждает душу, не углубляет в ней чувство глубокого раскаяния, формально проводится. То, что допустимо в монашеской исповеди, не достигает впечатления в общей исповеди мирян". Владыка Сергий составил три образца общей исповеди для разнообразия и углубленного ее проведения, а также с целью ускорения, в соразмерности с Божественной литургией, совершающейся в другом храме. Особое значение он придавал частной исповеди, "как таинству, в котором душа теснейшим образом связуется, сродняется с духовным отцом, в котором хочет видеть и любовь к ней, и авторитет духовный'. В наложении епитимий Владыка был чрезвычайно осторожен, опасаясь, чтобы епитимия не привела к отчаянию или унынию. Он предпочитал давать епитимию на короткий срок и, если кающемуся данная епитимия была по силам и приносила пользу, продлевал ее. Владыка Сергий сообразовал епитимий не только с духовным возрастом и физическими силами исповедуемого, но и с его образом жизни: близостью или удаленностью от храма, семейной обстановкой, условиями работы, возможностью молиться в одиночестве или только на людях.
Глубокая сердечность, простота, искренность, правдивость, нелицеприятие и бережное отношение к душе другого приводили на исповедь и беседы к Владыке Сергию самых различных людей: у него можно было встретить и архиерея, и монастырского дворника, и старушку, которая помнила Сергиев Посад начала века, и молодых людей, решавших вопрос о выборе жизненного пути. Кроме дара духовного окормлении, у Владыки был дар молитвы за других. Он умел принять скорбь и радость ближнего в свое сердце и вознести их к Богу.
Очень многим бедным он помогал материально, раздавая всю свою пенсию в 120 рублей, а от большей, когда она была увеличена для архиереев, он почему-то отказался,.
Конечно, у него были какие-то человеческие недостатки; иногда, но очень редко, проявлялись горячность или вспыльчивость, унаследованные от предков по отцовской линии.
В Великий пост 1982 года Владыка Сергий заболел воспалением легких, которое отяготилось приступами астматического удушья. В ночь внезапной кончины наместника Лавры священноархимандрита Иеронима (30 марта 1982) у Владыки прои юшло нарушение мозгового кровообращения. Состояние его было почти Гхмшшсжнмм. В тот же день Владыку Сергия соборовали и причастили. Ьритии Лимры приходила к нему прощаться. Он нсех улш-
136
вал, называл по имени и давал каждому духовные наставления и советы. Однако к Пасхе при усердном уходе со стороны племянниц Мани (врач-терапевт) и Иры, и келейников-монахов Силуана и Андроника Владыка выздоровел, и на пасхальную службу его привезли в коляске в Троицкий собор. После этого он стал поправляться и даже начал ходить самостоятельно. На престольный праздник обители, в день Живоначальной Троицы, Владыка Сергий причастился Святых Тайн.
Скончался он совершенно неожиданно 16 июня 1982 года, около 3 часов дня, от четвертого инсульта, когда у него в келий никого не было37.
Отпевание Владыки Сергия 18 июня в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры по монашескому чину возглавил его духовный сын митрополит Минский и Белорусский Филарет и собрат архиепископ Волоколамский Питирим. В надгробном слове митрополит Филарет отметил, что Лавра и Академия знали Владыку Сергия как ревностного архипастыря, ученого, преподавателя и опытного духовного руководителя, который с необычайным смирением нес свой иноческий крест.
37 Смерть Владыки оставила сиротами многочисленных его духовных чад и почитателей, многие приезжали в Посад к нему из Ст. Руссы и m Новгорода. Он был последним из детей проф. А.П. Голубцова, похоронив в мае 1981 года с вое со младшего брага о. Ссрафими.
137 *
По благословению Священноархимандрита Лавры Святейшего Патриарха Пимена, архиепископ Сергий, много сделавший для Лавры как духовник, иконописец и художник-реставратор, бывший преподаватель в Академии и певец лаврского хора, погребен в Троице-Сергиевой Лавре, перед алтарем церкви в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Он завершил свой жизненный путь там, где начинал его — под покровом Преподобного Сергия, потому что был его истинным учеником.
У памятника архиеп. Сергию 16.6.1984 г.
Стоят - Дрожжина, Сергий Голубцов с Ниной Ильиничной, Галина Дворянкина, Сергей Зосимович Трубачев, Ал-dpa Милославина, Юрий Журавлев, Нина (из Новгорода), Ариадна Ал-др. Шостьина; на коленях - Мария (Судакова, из Новгорода), Ира Журавлева, Таня Тарасова, и м. Надежда (Наталья Михайловна, склонилась до земли).
138
Приложения
1. Следственное дело N 9974038 Голубцова Павла Александровича
Арестован 26 марта 1930 г., и у него отобраны39 вещи: портфель, кошелек, перочинный нож, два ключа, точилка для карандаша и три книжки; деньги: всего 8 р. 20 коп.
В протоколе допроса, произведенного и записанного 26 марта помощником уполномоченного (М. Бак? — судя по росписи), Павел показал, в частности, что он "студент литфака 3 курса I МГУ, служит в Историческом музее, холост, в Москве живут 4 братьев, все служат, младший брат, Серафим... в ссылке в Онеге, ... беспартийный», является «религиозным и глубоко верующим человеком ", в Москве с 1924 года, с 1927 [?] учится в МГУ.
В показаниях по существу дела записано: "... Связь с [гор.] Сергиево я поддерживаю до сих пор, там у меня живет сестра-монашка и другая сестра, замужняя за священником. Брат мой, Голубцов Серафим, был послушником Данилова монастыря, вместе с епископом Парфением в ноябре 1929 г. выслан в Онегу, с братом я переписываюсь, оказываю ему материальную помощь.
Муж сестры Габрияник, священник, выслан в 1928 г. в Ср. Азию, в ссылке находится до сих пор, с зятем я переписываюсь, нередко посылаю ему деньги. Из моих знакомых высланы отец Сергий Мечёв в 1929 г.
В Москве знаю хорошо графа Олсуфьева, который работает в каких-то мастерских.
Вскоре после пожара через день или два в Университете я случайно встретился на ходу с преподавателем университета Федоровым-Давыдовым, ко-торый сказал студентке Литфака I МГУ Бубновой Ольге Николаевне о том, что закрыли Симонов монастырь, я будучи возмущен закрытием монастыря, с озлоблением сказал ему «что у вас сгорел Циковский дом», больше на эту тему разговоров не вел.
Записано с моих слов верно, мне цитировано. Подпись: Голубцов.
Допросила п/уп. М. Бак [л.л. 8-9]
Фотография из следственного дела.
В Анкете из 15 пунктов, заполненной лично П.А. Голубцовым 28 марта, ничего примечательного нет. Место жительства указано по Остоженке 9. кв. 7. [л. 1.].
38 На обложке личного дела № 99740/3099 стоит штемпель «Дело Центра», также, как на деле Ивана Ал-др, что обозначает, якобы, хранение дел в Центр. Архиве (ФСБ), архивный номер: Р-35068 (Первоначальный архивный Nb 558552).
39 судя по квитанциям (№ 20264 и 20265) и при ссылке на ордер на арест (Ns 136? — чья-то карандашная пометка). Ордер отсутствует в ого деле.
139
А 8 апреля 1930 г. та же М.А.Бак, рассмотрев следственный материал по делу1 № 99740/3099, заполнила стандартный бланк Постановления (о привлечении в качестве обвиняемого) П.А. Голубцова, «установив, что ... студент I МГУ, будучи противником соввласти и религиозным фанатиком в разговоре по поводу закрытия Симонова монастыря заявил.., что мы у них за это сожгли дом ЦИКа»40. Голубцов тесно связан с антисоветским реакционным элементом, поддерживал тесную связь и оказывал материальную помощь ссыльному монаху и священнику. В Университете среди студентов занимается ведением антисоветской агитации».
Из вышеизложенного устанавливается, что... гр. Голубцов П.А., являясь против' ником Соввласти................
достаточно изоблича...е/пся в ведении злостной антисоветской агитации и связан с контрреволюционным элементом — имеющимися в деле материалами, а потому, на основании 128 ст. Уг.-Процесс. Кодекса ПОСТАНОВИЛ: назван...ного Голубцова П.А. привлечь в качестве обвиняем...ого по 58/10 статьям Уголовного Кодекса.
«Согласен»: Нач........(подпись отсутствует)
«Утверждаю»: Нач........(подпись отсутствует)
Настоящее постановление мне объявлено — Голубцов (подпись обвиняемого).
В тот же день Павел Александрович простым карандашом на полстраничке написал протест против этого лживого по своим мотивам постановления следующего содержания:
"В ОГПУ, Секретный Отдел 5 отделение Уполномоченной т. Бак
от заключенного Голубцова Павла Александровича, находящегося в Бутырской тюрьме, камера 78 корр. 17.
Заявление
Сего 8 апреля Вами объявлено мне постановление о привлечении меня к ответственности по ст. 58/п. 10 Уг. код., причем ... указано, что я будто-бы ...сказал..* «а мы у вас сожгли дом ЦИКа».
Настоящим категорически возражаю против указанной фразы, равно против указываемого ... обвинения в агитации против советской власти.
Указанной фразы не произносил, а сказал то, что мною изложено в первом моем показании, не имея в виду этой фразой выразить какое-либо антисоветское отношение, а желая дать понять Федорову-Давыдову, что мне, как знатоку, специально изучающему вопросы искусства, одинаково больно срыв Симонова храма, как ему — частичная гибель от пожара любого правительственного здания.
Бутырская тюрьма 8.IV. 30 г. Голубцов П.А." [л. 7] г
В деле, данном для ознакомления, приложены только копии из заключения, сделанного « » мая 1930 г. помощником] Уполн. СООГПУ М. Бак, что она нашла, что:
Голубцов, будучи студентом Университета, занимался ведением антисоветской агитации в группе студентов и преподавателей по поводу закрытия Симонова монастыря, заявил: «...вы у нас Симонов монастырь закрыли, а мы у вас сожгли дом ЦЕКа»41...
Голубцов связан с контрреволюционным элементом, помогает высланным церковникам.
Допрошенный ГОЛУБЦОВ показал, что действительно будучи озлобленным по поводу закрытия церкви, сказал, что мы у них ...[сожгли дом ?] ЦЕКа.
40 Донос, или сфальсифицирован, или сфабрикован за подписью другой женщины. Это имя, как, видимо, и прочие, были навязаны следователем - пом. уполномоченного М. Бак ил основе ранее бывших донесений на П.А. Голубцоиа (В частности, 19.02.1930 г. от некоей Марии Андреевны ... из крестьян, 1896 г., жии[шей | в Доме съезда).
41 Так напечатано. - С.Г.
140
Показал, что его брат, бывший монах, выслан, зять — священник также, ...которым он оказывает материальную помощь.
Связан с бывшим гр-ном /вместо графом] Олсуфьевым. Принимая во внимание, что гр. ГОЛУБЦОВ достаточно изобличен в преступлении, предусмотренном ст. 58/104К
Постановил:
Дело передать на рассмотрение Особ. Совещания при Коллегии ОГПУ
П/уполном. 5 отд. СООГПУ (М. Бак) [л. 17].
В выписке из протокола Особого Совещания при КОЛЛЕГИИ ОГПУ от 8 мая 1930 г. напечатано:
"Постановили (в дополнении] 3):
Голубцова Павла Александровича выслать через ПП ОГПУ в Сев.
край сроком на ТРИ года, считая срок с 28/Ш-ЗО г.
Дело сдать в архив". -
Больше документов в деле нет, кроме документа от 15.03/13.06. 1989 г. о реабилитации на основании Указа, упомянутого в конце Следств. дела И. А.. Голубцова.
2. Отзыв свящ. Н. Никольского о сочинении студента IV-го курса иеромонаха Сергия (ГОЛУБЦОВА)
на тему: "СПОСОБЫ ВОПЛОЩЕНИЯ БОГОСЛОВСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ АНДРЕЯ РУБЛЕВА".
Вначале рецензент излагает вкратце содержание сочинения, в конце же пишет следующее:
"Исследование автора имеет не один историко-теоретический интерес, но для нашего времени не потеряло практическое значение: в творчестве Рублева мы находим лучшее выражение идеи "образа", "в видимом невидимого", причем в художественных формах. Вот чем объясняется большой интерес к творчеству Рублева не только у нас на Руси, но и за пределами се. Достаточно указать, что но французском
141
парижском издании 1947 г. об ангелах, из всей русской иконописи только "Троица" Рублева нашла место (фоторепродукция № 13).
Сочинение автора, как первая научная работа, имеет недостатки и достоинства. Сначала о первых.
Первый недостаток методологического порядка — отсутствие историко-критического обзора литературы о творчестве Рублева. Этот обзор автор мог сделать, т.к. литература о Рублеве сравнительно небольшая и при том исключительно искусствоведческого характера, а не иконографическая. Своим обзором автор выгодно выделил бы свое исследование, как именно иконографическое, т.к. именно иконографических работ о Рублеве нет, за исключением работы Алпатова на французском языке, ("Троица" в искусстве Византии и в иконе Рублева") .
Второй недостаток сочинения автора. В первой главе он намеревался дать биографию Андрея Рублева и работы этой не выполнил. Правда, материалы о жизни и деятельности Рублева незначительны, однако автор располагал житием преп. Сергия Епифания, житием преп. Никона, сказанием о иконописцах, кроме того, побочными материалами, как, напр., постановлениями Стоглава, летописями, и на основании их вполне можно было бы воспроизвести образ Рублева с указанием основных этапов его художественного роста и развития. В представленной же биографии Рублева автор ограничился одними рассуждениями. Повторяем, материал для (представления) научной биографии Рублева у автора был вполне достаточный.
Третий недостаток работы - автор не дал обоснования принадлежности Рублеву ряда образов — икон, о композиции которых он говорит во второй главе (апп. Павел, Петр, Спаситель и др.), ограничившись глухой ссылкой: "ученые единогласно признают". Какие это ученые? Какие их доводы?
Четвертый недостаток — автор не указал иконографическую преемственность с предшествующими работами такого порядка на Руси и, в частности, с работами Феофана Грека (XV в.), который дал удивительные фресковые композиции ангелов и которые, несомненно, преемственно были восприняты Рублевым в его "Троице".
Пятый недостаток — автор не дал внешнего описания иконы Троицы и ея истории до наших дней.
Шестой-и основной недостаток работы — слишком смелое и иконографически неоправдываемое изъяснение композиции образа Троицы, как присутствие за столом у Авраама у дуба Мамврийского трех Божественных ипостасей, причем вторая Ипостась — Сын Божий — помещен на левой стороне Бога Отца.
Такому изъяснению противоречит, во-первых, библейский текст, во-вторых, святоотеческое понимание и самое главное, учитывая характер работы автора, иконографические данные. На них мы преимущественно и остановимся.
Прежде всего, ни в византийской, ни в русской дорублевской и послерубдевскоЙ иконографии Третья Ипостась - Св. Дух не изображался в образе Ангела.
Во-вторых, Вторая Ипостась - Сын Божий нигде и никогда не писался ниже по чину Св. Духа, чем символизируется "левая" сторона.
Как же тогда понимать "Троицу" Рублева?
Это - символ Троицы и на этом надо остановиться. Допустима лишь догадка следующего порядка, исходя из иконографических данных. Учитывая, что средний центральный Ангел облечен иконописцем в темно-красный иматий, имеет "клавий" — особую подвязку на правой руке, что является непременной принадлежностью в иконографии Господа Спасителя, можно заключить, что Рублев в образе среднею ангела дал образ Второй Ипостаси, что не противоречит ни библейско-догматическим данным (кн. БЫТИЯ, гл. XIX-XX), ни святооческому пониманию.
Таким образом, автор в идеологическом толковании "Троицы" Рублева сделал передержку: приписал Рублеву то, о чем он не думал и, даже скажем, не мог думать, т.к. иконографически, несомненно, он был человек сильный.
Однако, наряду с укачанными недостатками работа автора имеет несомненные достоинства.
142
^ с большой любовью работал над избранной темой; творчество (Д иконографически хорошо, личность Рублева тепло воспринята юта и уважение к иконописцу выражается хотя бы в том, что автор 1|Шует "преподобным", хотя церковно он канонизирован не был. невского творчества с иконографической и идеологической сторо-
трактовки композиции Троицы, отмечены не только верно, но, |^ углубленно. Досадно лишь то, что* в третьей главе при характе-^рчества на Руси конца XIV в. автор увлекся взглядами светских ^кусствоведов о Рублеве — Щербакова, Свирина, Олсуфьева. В ре-|(Сь скучные и чрезвычайно туманные умозрения, рграфии "Троицы" (стр. 60—63) развернута автором основательно.
плюс работы автора — снабжение ея прекрасными фоторепро-ht оживляют работу и придают ей большую убедительность. г I дцидата богословия автор за свою хорошую работу вполне заслу-V . ,1
4+ Доцент свящ. Н. Никольский42.
143
Указ Святейшего Патриарха о выделении Новгородской епархии в самостоятельную
УКАЗ
СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА
МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
ПРЕОСВЯЩЕННОМУ ЕПИСКОПУ СТАРОРУССКОМУ СЕРГИЮ
3. Распоряжение Святейшего временном управлении Новгородской епархией.
ы
ПРЕОСВЯЩЕННОМУ СЕРГИЮ, ЕПИСКОПУ СТАРОРУССКОМУ.
до замещения вдовствующей кафедры Митро-,^нградского и Новгородского, Вашему Преосвя-^ручается управление Новгородской епархией. ,сы от приходов Новгородской епархии на цент-,|Ые расходы Патриархии и епархиальных учреж-:Шнграде должны направляться в Ленинградское ioe Управление через канцелярию Вашего Пре-ца в Старой Руссе.
держание Вашего архиерейского дома определя-(Сячно сумма в размере 5.000.руб. Оклад содержа-(в Преосвященства определяется также в сумме 5000 руб. месяц.
Первый рецензент, по кафедре "Цсркоиная Археология". |