Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Ветви славянского дерева


"Славинии" раннего Средневековья: как складывались государства у славян

Оп.: Родина №9, 2001 г.

Имя "славяне" появляется в исторических источниках в VI столетии. Его носители включились тогда в процесс Великого переселения народов - грандиозного миграционного движения IV-VIII веков, перекроившего карту европейского континента. Именно славяне стали главными действующими лицами последнего этапа Великого расселения в VI-VIII веках. Их миграции в этот период, называемый Расселением славян, стали определяющими для дальнейших судеб славянства.

До VI века славяне, по-видимому, занимали территорию от Средней Вислы до Среднего Днепра (включая Верхнее Поднестровье) [1]. В течение же VI-VIII столетий они заселили весь Балканский полуостров, лесную зону Восточной Европы до Финского залива на севере, Немана и среднего течения Западной Двины на западе, верховьев Волги, Оки и Дона на востоке, Нижнее и Среднее Подунавье, междуречье Одера и Эльбы, южное побережье Балтийского моря от Ютландского полуострова до междуречья Одера и Вислы. Выделяются три крупных направления Расселения: Балканский полуостров, Восточно-Европейская равнина, территория между средним течением Дуная и Балтийским морем. Соответственно этим направлениям славяне разделились на три ветви - южные, восточные и западные [2].

А было ли племя?

После Расселения у славян сложилось множество территориальных образований, причем структура их была, как правило, двухступенчатой: несколько небольших общностей объединялись в более крупное целое. В исторической литературе славянские догосударственные общности традиционно обозначаются как племена, а их объединения - как союзы племен. Соответственно утвердился такой термин, как племенная знать, обозначающий общественную верхушку этих общностей. При рассмотрении процессов образования славянских государств предполагается, что переход к государственности происходил непосредственно от племенной структуры.

Но дело в том, что в источниках понятие "племя" по отношению к догосударственным славянским общностям VII-X веков не употребляется. Они обозначались терминами, образованными от этнонимов: например, Вятичи - территория, населенная общностью вятичей, Дерева - территория, населенная общностью древлян. "Племя" в приложении к славянам раннего Средневековья - чисто условный научный термин. В науке племенами принято именовать общности, члены которых объединены кровнородственными связями. Но являлись ли таковыми славянские раннесредневековые догосударственные образования? Источники донесли около сотни их названий. О времени и обстоятельствах их формирования документы молчат. Тем не менее прояснить кое-что в этой проблеме можно.

У германцев раннего Средневековья, которые включились в Великое переселение народов раньше славян, в ходе миграций старая этнополитическая структура, известная из древнеримских источников I-II вв. н. э., практически полностью разрушилась. Общности V-VII веков, времени образования германских государств на территории завоеванной Западной Римской империи, не соответствовали германским племенам начала н. э. В отношении славян вопрос осложняется отсутствием данных об их этнополитической структуре до VI века. Но наблюдения за славянскими раннесредневековыми этнонимами позволяют думать, что у них в ходе миграций произошел аналогичный процесс.

Большую часть славянских этнонимов догосударственной эпохи составляют названия, образованные от местности обитания. Как правило, они были связаны с ландшафтом местности (например, поляне, то есть обитатели поля, открытого пространства; древляне - от "дерева", то есть обитатели лесов), или гидронимом - наименованием реки или озера (например, мораване, гаволяне, то есть живущие на реках Мораве и Гаволе, моричане, то есть живущие у озера Морицкого). Причем в большинстве случаев местность обитания, по которой получали имя славянские общности, находится на территории, занятой славянами в процессе Расселения. Это значит, что этноним являлся новым и появился только при заселении. Между тем для "племен" в собственном смысле этого термина свойственна устойчивость этнонима - одного из главных индикаторов этнической самоидентификации. Тот факт, что в ходе Расселения у славян происходило массовое появление новых этнонимов, дает основания утверждать, что скрывавшиеся под ними общности - новообразования, сложившиеся в результате миграций из осколков прежних племен или путем смешивания группировок разной племенной принадлежности [3].

Племенной была структура славянского общества до VI века, до начала Расселения, в "праславянский" период. Некоторые из названий праславянских племен уцелели в эпоху миграций. В разных частях славянского мира раннего Средневековья фиксируются три этнонима - хорваты, сербы и дулебы. Хорваты известны в Восточном Прикарпатье, на северо-западе Балканского полуострова, в Чехии. Сербы - в междуречье Эльбы и Заале, а также на Балканах. Дулебы - на Западном Буге, в Чехии, Паннонии. Почти все названия славянских общностей имели суффиксы "ан"/"ян" (поляне, древляне, мораване и т. д.) или "ич" (дреговичи, вятичи, лютичи и т. п.). Перечисленные же этнонимы - бессуффиксные. Очевидно, это и есть названия "старых" племен, распавшихся в VI-VII веках. Осколки таких племен, расселившиеся в различных регионах, сохранили в своих наименованиях память о прежнем племенном устройстве. Новая же структура имела только территориально-политический характер.

Неплеменной характер славянской догосударственной этнополитической структуры раннего Средневековья позволяет прояснить проблему так называемой "племенной знати". Существование у славян такой социальной группы является общепризнанным фактом. Действительно, сомнения здесь вроде бы неуместны, поскольку такого рода категория, в которую включают племенных вождей, племенных старейшин и языческих жрецов, явление общеисторическое. И источники не дают оснований усомниться в существовании в славянских догосударственных общностях предводителей-князей и жрецов. Но когда дело доходит до "племенных старейшин", категории, без которой, собственно говоря, невозможно вести речь о видной роли племенной знати, возникают сложности.

Выясняется, что неоспоримых данных о наличии у славян племенных старейшин нет не только для времени существования славянских догосударственных общностей после Расселения (VIII век и позднее), но даже для VI-VII веков - эпохи Расселения! Зато уже с VI-VII веков фиксируется служилая знать (княжеские дружины), позднее, в период образования государств, игравшая ведущую роль в обществе. Примечательны, в частности, результаты анализа значения термина "жупан". Обычно считалось, что в догосударственный период он обозначал у южных и части западных славян племенного старейшину. Однако рассмотрение ранних упоминаний о жупанах показало, что так именовались совсем иные категории: в одних случаях - главы небольших этнополитических общностей, не носившие княжеского титула, в других - княжеские дружинники.

Молчание источников о племенных старейшинах объясняется тем, что существовали они в праславянских племенах, то есть в период до Расселения. Уже в ходе Расселения, в результате слома старой племенной структуры, племенные старейшины утратили свои позиции, уступив место новой, служилой знати, не связанной с родовыми и племенными институтами, формировавшейся по принципу личной верности предводителю-князю. Именно эта знать заняла ведущие позиции в образовавшихся после Расселения территориально-политических общностях и сыграла затем главную роль в образовании славянских государств [4].
От "Славинии" к государству
.
Выходит, что славянские догосударственные общности раннего Средневековья фактически неверно называть племенами или союзами племен. Можно условно применять к ним термин, употреблявшийся в византийских источниках, - славинии (от этнонима словене - славяне). Формирование славянских государств происходило на основе именно этой территориально-политической структуры, а не напрямую из племенной, как обычно подразумевается в исторических исследованиях.

Образование государств проходило двумя основными путями. В первом случае государственная структура формировалась в рамках одной крупной догосударственной общности (условно говоря, союза славиний). Такой путь характерен для Сербии (IX-XI веков), Хорватии (IX-XI веков), Карантании (нынешняя Словения, VIII век) и ободритов (на территории позднейшего Мекленбурга, X-XI веков). Данный тип присущ регионам, где славяне испытывали постоянное сильное внешнее давление. У ободритов, в Карантании и Хорватии такое давление осуществлялось со стороны Франкской империи, а затем Германского королевства. В Сербии и Хорватии - со стороны Византийской империи. В тех же Карантании, Хорватии, Сербии - со стороны Аварского каганата. Сложившиеся в таких условиях государства либо быстро теряли независимость (ободриты, Карантания), либо вынуждены были время от времени вступать в вассальные отношения с сильными соседями (Хорватия, сербские княжества).

Более результативным оказался другой путь государствообразования, при котором под власть правящей элиты одной крупной догосударственной общности (союза славиний), игравшей роль ядра формирующейся государственной территории, переходили другие крупные или мелкие "Славинии". Так шло складывание государств в Великой Моравии IX века, на Руси и в Польше X-XI веков. В Моравии основу составила общность мораван, а к ней присоединялись висляне, полабские сербы, "славинии" Чехии, Силезии, Паннонии. На Руси в роли ядра выступили поляне с центром в Киеве. А под власть киевских князей переходили северяне, древляне, дреговичи, кривичи, словене ильменские, уличи, волыняне, лендзяне, радимичи, хорваты (прикарпатские), вятичи. В Польше в основе была общность полян гнезненских, к которой присоединялись висляне, мазовшане, поморяне, славинии Силезии. Этот тип формирования государств у славян имел место там, где отсутствовало сильное внешнее давление. В результате него сложились три сильных государства, два из которых - Русь и Польша, сохранили свою независимость.

Особым образом формировались такие государства, как Болгария и Чехия. В первом случае государство образовалось (в конце VII-IX веках) в результате союза местных славян с иноэтничной общностью (тюркские болгары) и вплоть до славянизации последних в IX-X веках носило биэтничный характер. В Чехии государство создавалось в X-XI веках путем подчинения знатью одной из небольших славиний соседних небольших этнополитических общностей. Причем этот процесс происходил на территории, ранее уже входившей в состав крупного славянского государства - Великой Моравии - в конце IX века.

Таким образом, Великое расселение славян стало катализатором кардинальных перемен в славянском обществе. В результате него сложились три существующие ныне ветви славянства; произошел слом родоплеменной структуры и сложилась новая, территориально-политическая структура общества, на основе которой затем формировались славянские государства.

Примечания

1. Седов В. В. Славяне в древности. М. 1994.
2. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М. 1982.
Седов В. В. Славяне в раннем средневековье. М. 1995.
3. Буданова В. П., Горский А. А., Ермолова И. Е. Великое переселение народов: этнополитические и социальные аспекты. М. 1999.
4. Горский А. А. О "племенной знати" и "племенах" у славян//Florilegium. K 60-летию Б. Н. Флори. М. 2000.

Родина, 2001, 9, 22-23.
 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова