Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая историяПомощь
 

Преподобного отца нашего аввы Дорофея

душеполезные поучения и послания

с присовокуплением вопросов и ответов на оные

Варсануфия великого и Иоанна Пророка


К оглавлению

Алфавитный указатель

на вопросы преподобного Аввы Дорофея

и ответы св. старцев Варсануфия и Иоанна

А.

Арсений. Св. Арсений всегда говорил себе: "Арсений, зачем ты вышел из мира?"

Б.

Безмолвие. В чем состоит безмолвие?

Безмолвие дает человеку повод к высокоумию, прежде нежели он приобретет самого себя, т. е. будет непорочен.

Истинное безмолвие тогда только имеет место, когда человек понес уже крест.

В безмолвии должно иметь смирение.

Если прежде времени оставим все попечения, то вместо покоя впадем в сильное смущение от врага.

Бесчестие. Для приобретения смирения недостаточно одного самоуничижения, но нужно перенести и внешние поношения и досады от людей.

Не переносить бесчестия есть дело неверия и обольщения демонского.

Кто желает смирения и не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения.

Беседы. Не должно расслаблять себя беседами, ибо они не допускают нас преуспевать о Боге.

Хорошо говорить Бога ради и хорошо молчать Бога ради.

Кто говорит Бога ради и кто молчит Бога ради?

Кто хочет говорить по Богу, тому даст Бог сказать слово на пользу.

Боязнь тщеславия не должна удерживать нас сказать брату что-либо полезное.

Ближний брат

Житие Досифея. – Гневаться и оскорблять брата значит оскорблять Христа.

Поучение 4. Должно остерегаться, чтобы не нанести вреда ближнему.

Поучение 4. Как поступать, когда видим, что ближний наш согрешает, и что делать для исправления его?

Поучение 4. Должно с благоговением встречать друг друга и отсекать волю перед братом.

Поучение 4. Если будем предпочитать брата своего и уступать ему, то сие принесет нам великую пользу.

Поучение 6. Чем более кто соединяется с ближним, любовию о Христе, тем более соединяется он и с Богом и наоборот.

Поучение 9, 17. Как вредно иметь подозрение на ближнего и верить своим догадкам и предположениям.

Поучение 9. Замечательный пример, подтверждающий сие.

Поучение 16. Посещая братию, должно научаться от них полезному и не обращать внимания на их недостатки.

Поучение 18. По словам Аввы Пимена, благотворение ближнему есть одна из трех главных добродетелей.

Поучение 19. Кто не презрит всего, тот не может успокоить ближнего.

Поучение 19. Великий подвиг есть радоваться с предпочтенным тебе.

Поучение 19. Когда и как должно исправлять ближнего.

Бог

Поучение 1. От преступления заповеди Божией (Адамом) произошло неведение Бога.

Поучение 1. Для чего даны заповеди о почитании Бога?

Поучение 1. Бог послал Сына Своего для искупления человека, для исцеления его грехов и избавления от власти врага.

Поучение 6. Бог не всех людей одинаково судит, и почему?

Поучение 6. Кто соединяется с ближним любовию о Христе, тот соединяется и с Богом.

Поучение 12. Все, что творит Бог, есть благо.

Поучение 13. Все, что ни делает с нами Бог, Он делает для нашей пользы, любя и милуя нас.

Поучение 13. Мы должны благодарить Бога за все случающееся с нами, и все принимать без смущений.

Поучение 13. Бог не презирает ни малейшей скорби нашей.

Поучение 13. Бог устроивает все, касающееся до нас, даже и самое маловажное.

Поучение 13. Бог все делает по праведному суду.

Болезнь (больной)

Поучение 14. В чем состоит разумное служение больным?

Поучение 14. Служащий больным освобождается от страстей и от браней.

Поучение 18. Для чего должно служить больным и какая от сего польза.

Поучение 22. Как должно терпеть случающиеся в болезни преткновения?

Поучение 22. Наставление больному.

Поучение 4.Брань. При исполнении добродетелей бывает брань духовная и какая в ней последовательность?

В.

Василий

Поучение 1. Как высоко св. Василий Великий ценил послушание.

Поучение 8, 21. Как св. Василий Великий определяет раздражительность?

Поучение 12. Он иначе судит о грехе благоговейного, и иначе о грехе грешника.

Поучение 21. Что по изъяснению св. Василия Великого значит: мы, наше и что у нас.

Поучение 14. Он различает три состояния людей, делающих доброе.

Поучение 11.Видение. Замечательное видение одного прозорливого Старца об усердных и ленивых к Божественной службе (как Ангел на первых полагал знамение миром).

Поучение 12.Воздаяние. Невозможно человеку не пожать того, что он посеял.

Воздержание

Житие Досифея. Количество употребляемой нами пищи зависит от привычки.

Поучение 15. Что значит – применять пищу по телесной потребности.

Поучение 15. Пищу должно принимать с воздержанием и самоукорением.

Поучение 15. При воздержании от пищи должно воздерживаться и от всякого другого греха.

Поучение 16. Вкушая пищу, должно быть внимательным к себе, и как сие исполнять в различных случаях?

Воля

Послание о книге и поучение 1.

Какую пользу приносит отсечение своей воли.

Послание о книге. Достигший отсечения своей воли, достиг места покоя.

Поучение 1. Ничто не приносит человеку столько пользы, как отсечение своей воли.

Поучение 1. Каким образом можем мы в короткое время отсечь многие свои хотения, и какая от сего польза.

Поучение 1. Что приобретает человек чрез отсечение своей воли?

Поучение 1. Кто не имеет своей воли, для того все, что с ним ни случается, бывает согласно с его волею.

Поучение 3. В нашей воле состоит повиноваться своей совести или пренебрегать ею и попирать ее.

Поучение 4. Должно отсекать волю свою пред братом.

Поучение 5. Почему необходимо отсекать свою волю.

Поучение 5. Человек тогда только видит непорочный путь Божий, когда отсекает свою волю.

Поучение 5. Чему подвергается человек, который следует своей воле и разуму (оправданию)?

Поучение 14. От нашего произволения зависит исполнять добродетели или нет.

Поучение 19. Лучше предпринять дело с советом ближнего, хотя бы конец его был неудачен, нежели исполнить оное с успехом, но по своей воле.

Воля Божия

Поучение 14. Все, что с нами ни случается, бывает или по благоволению Божию, или попустительно.

Поучение 17. Прежде нежели скажем или сделаем что-нибудь, мы должны испытать, согласно ли это с волею Божиею?

Поучение 14.Вера. Основание душевного дома добродетелей есть вера.

Поучение 12.Вечность. Что человек делает здесь для добродетели или страсти, то приносит с собою и в вечность.

Г.

ГНЕВ (раздражительность).

Поучение 2. Смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет.

Поучение 4. Когда услышим от брата неприятное слово, должно удерживать себя от гнева.

Поучение 8. Кто преодолел раздражительность, тот преодолел демонов.

Поучение 8, 21. Как Св. Василий Великий определяет раздражительность?

Поучение 8. Чем можно угасить раздражительность?

Поучение 8. Гнев, если закоснеет, то обращается в злопамятность.

Поучение 12. Гнев происходит от различных причин и в особенности от сластолюбия.

Поучение 17. Если кто-либо, делая выговор другому, увлекается гневом, то он исполняет лишь свою собственную страсть.

Поучение 18. Чтобы не впадать в раздражительность и злопамятность, не должно иметь пристрастия к вещам.

Поучение 19. Кто не презрит всего (земного), тот не может избавиться от гнева и скорби.

Поучение 19. Кто гневается на ближнего своего, тот почитает себя высшим его.

Поучение 22. Любовь есть узла раздражительности.

ГОРДОСТЬ (возношение).

Поучение 1. Возношение низвергло нас в преступление.

Поучение 1. Возношение рождает пренебрежение, преслушание и погибель.

Поучение 1. Высокомудрие умерщвляет, а смиренномудрие оживляет.

Поучение 2. Два вида гордости и в чем они состоят?

Поучение 2. Примечательный пример гордости.

Поучение 2. В чем состоит гордость мирская и в чем монашеская?

Поучение 10. Преуспевшие в добродетели, но имеющие гордость и уничижающие ближних, не входят в св. град (горний Иерусалим).

Поучение 17. Бесчестия и укоризны суть лекарства, врачующие гордость души.

ГРИГОРИЙ (Богослов).

Поучение 20. Толкование изречения Св. Григория: "воздадим Образу сотворенное по образу" и проч.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ

Поучение 21. Душа, по словам Св. Григория, состоит из трех частей: вождельвательной, раздражительной и разумной.

ГРЕХ

Поучение 1. (После падения Адама) человек был порабощен греху так, что и нехотевшие грешить согрешили.

Поучение 1. Крещение истребляет всякий грех.

Поучение 1. Различие между грехами и страстями.

Поучение 1. Грехи суть действия страстей.

Поучение 7. Грех расслабляет душу и приводит ее в изнеможение.

Поучение 9, 13. Всякий грех происходит от славолюбия, сребролюбия, или сластолюбия.

Поучение 10. Всякое дело (грех), которого душа не хочет, бывает маловременно.

Поучение 11. Кто закосневает во грехе, в душе того образуется злой навык, который и мучит ее.

Поучение 12. Св. Василий Великий иначе судит о грехе благоговейного и иначе о грехе живущего беспорядочно.

Поучение 10, 20. Всякий грех, исполняемый на деле, порабощает нас врагу и низводит к аду.

Д.

ДЕРЗОСТЬ

Поучение 4. Дерзость отгоняет от души страх Божий и она есть совершенная гибель.

Поучение 4. Изречение Аввы Агафеона о дерзости.

Поучение 4. Дерзость бывает многообразна.

Поучение 4. Различные виды дерзости.

Поучение 4. Должно удерживать себя от гнева и дерзости, когда услышим от брата неприятное слово.

ДИАВОЛ

Поучение 2. Почему диавол называется врагом и сопротивником?

Поучение 9. Ложь происходит от диавола.

Поучение 13. Когда диавол видит, что Бог умилосердился над душею и готов ее помиловать, тогда он сильнее борет ее и отягощает страстями.

ДОБРОДЕТЕЛЬ

Похвала добродетели рождает соревнование.

Матерь всех добродетелей есть единодушие.

Поучение 2. Никакая добродетель не может быть совершена без смиренномудрия.

Поучение 4. При исполнении добродетели бывает брань диавольская, и какая последовательность оной?

Поучение 7. Человеку трудно устоять в добродетели без самоукорения.

Поучение 8. Добродетели нельзя научиться из одних слов, но надобно исполнять ее на деле.

Поучение 10. Добродетель – царский путь.

Поучение 10. Всякий должен замечать за собою, каков он на пути добродетели.

Поучение 11. Добродетели нам естественны и заключаются в нас.

Поучение 12. Каждая страсть имеет противоположную добродетель.

Поучение 12. Душа, уклонившись от добродетели, водворяет в себе страсти.

Поучение 13. Почему иной не преуспевает в добродетели?

Поучение 14. Изречение Аввы Иоанна Колова: "должно человеку каждый день, хотя немного, приобретать от каждой добродетели".

Поучение 14. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели.

Поучение 14. Всякая добродетель без смирения не есть добродетель.

Поучение 14. От чего происходит, что иной, совершая добродетель, не получает пользы?

Поучение 14. Кто и как разумно совершает добродетели?

Поучение 14. Исполнять добродетель зависит от нашего произволения.

Поучение 14. Как можно постепенно преуспеть в добродетели?

Поучение 18. Для совершения добродетели нужны и наше старание, и помощь Божия.

Поучение 18. Почему сказал Авва Пимен, что бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему суть три главные добродетели?

Поучение 19. Всякому доброму делу или предшествует или последует искушение.

ДОБРОЕ

Поучение 6. Что препятствует человеку преуспевать в добром?

Поучение 12. Если мы сделаем что-либо доброе, то должны покрывать это смиренномудрием.

Поучение 12. Делая доброе, должно остерегаться тщеславия.

Поучение 14. Не всякий, делающий что-либо благое, благоугождает оным Богу и почему?

ДОРОФЕЙ

Похвала преп. Авве Дорофею.

Какую пользу принесло св. Дорофею отсечение своей воли.

Поучение 4. Примеры смиренномудрия и терпения Аввы Дорофея.

Досифей. Сведения о блаженном Авве Досифее.

ДУША

Поучение 6. Кто вредит душе (ближнего), тот помогает диаволу, а кто приносит ей пользу, тот помогает св. Ангелам.

Поучение 7. Грех расслабляет душу и приводит ее в изнеможение.

Поучение 10, 11. Как рождается в душе зло.

Поучение 11. Ничто не препятствует здравию, душевному кроме бесчиния души.

Поучение 11. Кто закосневает во грехе, в душе того образуется злой навык, который и мучит ее.

Поучение 12. Размышление о состоянии души по исходе из тела.

Поучение 12. И по исходе из тела душа помнит все, что она сделала, добродетельное и страстное.

Поучение 12. Как должно очищать душу от страстей и насаждать в ней добродетели.

Поучение 12. Душа не может пребывать в одном и том же состоянии, но всегда преуспевает или в лучшем или в худшем.

Поучение 13. Сравнение исхода Израильтян из Египта с освобождением души из плена страстей и греха.

Поучение 13. Душа чрез скорби входит в святый покой.

Поучение 13. Нерадение и покой расслабляют душу.

Поучение 13. Искушения соединяют душу с Богом.

Поучение 14. Как созидается душевный дом добродетелей?

Поучение 21. Когда, по словам Евагрия, душа действует по естеству?

Послания. При бесчувствии души полезно чтение Божественных Писаний, воспоминание о смерти, о суде и о своих делах.

ДЕЛА

Поучение 18. Чрез суждение других дела наши бывают совершеннее.

Е.

ЕВАГРИЙ

Поучение 2. Как поступил Евагрий, когда подвергся брани от хульных помыслов.

Поучение 12. Что сказал Евагрий о человеке, который не очистился еще от страстей и желаем скорее умереть.

Поучение 21. Когда, по словам Евагрия, душа действует по естеству?

Ж.

ЖЕРТВА

Поучение 21. Ветхозаветные жертвы были прообразованием душ, желающих спастись и принести себя в жертву Богу.

Поучение 21. Что в Ветхом Завете называлось жертвою и что всесожжением?

З.

ЗАПОВЕДИ

Поучение 1. Что постигло человека за преступление заповеди Божией?

Поучение 1. Различие между ветхозаветными заповедями и благодатными.

Поучение 1. Исполнением заповедей мы очищаемся не только от грехов, но и от самых страстей.

Поучение 1. Причина, по которой доходит человек до преступления заповедей Божиих.

Поучение 1. Чрез очищение себя, исполнением заповедей Божиих, человек приходит в свое естественное состояние.

Поучение 1. Заповеди даны всем Христианам, и за несоблюдение оных мы не избегнем наказания.

Поучение 2. Совершенное смирение рождается в душе от исполнения заповедей.

Поучение 14. Страх Божий побуждает душу к соблюдению заповедей, а соблюдением оных человек созидает себе дом душевный.

Поучение 17. Все заповеди стараемся мы исполнять ради любви и чистоты сердечной.

Поучение 21. Соблюдением заповедей Святые приближаются к Богу.

Поучение 22. Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения.

ЗЛО

Поучение 1. Когда и от чего начало возрастать зло?

Поучение 4. Что значит: удержи язык твой от зла (Пс. 33, 12)?

Поучение 10, 11. Зло не есть что-либо самобытное, и как оно рождается в душе?

Поучение 10, 11. Зло есть недуг души и получает бытие от нашего нерадения.

Поучение 11. Чем истребляется и уничтожается зло?

Поучение 19. Даже и в шутку не должно делать зла.

ЗЛОБА

Поучение 8. Изречение Аввы Марка: злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце; убиваемая же молитвою и надеждою, сокрушает его.

ЗЛОПАМЯТНОСТЬ

Поучение 8. Не должно пренебрегать злыми мыслями, чтобы не впасть в злопамятность.

Поучение 8. Иное есть злопамятность, иное гнев, и иное раздражительность.

Поучение 8. Пример, показывающий различие между сими состояниями.

Поучение 8. Гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, и как от оной освободиться?

Поучение 8. Изъяснение текста: аще воздах воздающим ми злая (Пс. 7, 5) и проч.

Поучение 8. Можно воздать злом за зло не только делом, но и словом и видом.

Поучение 8. Различные виды злопамятности.

Поучение 8. Как должно подвизаться против злопамятности?

Поучение 8. Молящиеся за врага незлопамятен.

ЗЛОСЛОВИЕ

Поучение 6. От пренебрежения малого и по-видимому ничтожного мы впадаем в осуждение и злословие ближних.

Поучение 6. Ничто столько не прогневляет Бога как злословие, осуждение и укорение нами ближнего.

Поучение 6. Различие между злословием, осуждением и уничижением ближнего, и определение каждого из сих действий.

ЗОСИМА

Поучение 2. Беседы Аввы Зосимы с софистом о приобретении смирения.

Поучение 8. Изречение Аввы Зосимы о смирении (что им сокрушаются все коварства диавола).

И.

ИМУЩЕСТВО

Поучение 18. Монастырскими вещами должно распоряжаться, не как своими, но как Божиими.

ИСКУШЕНИЕ

Поучение 7. По мере преуспеяния нашего, мы приобретаем силу переносить искушения.

Поучение 7. Ничто так не привлекает к нам милость Божию, как перенесение искушений.

Поучение 13. Как должно переносить искушение и скорби?

Поучение 13. Искушения приносят большую пользу тому, кто переносит их без смущения.

Поучение 13. Примеры терпения в искушениях.

Поучение 13. Кто не подвергается искушениям и не испытывает скорби от страстей, тот никогда не станет и подвизаться о своем очищении.

Поучение 13. Искушения соединяют душу с Богом.

Поучение 19. Всякому доброму делу предшествует, или последует искушение.

Поучение 22. Во время искушения должно иметь долготерпение и молиться.

Поучение 22. Вину искушения должно приписывать себе.

Поучение 22. Для чего мы бываем искушаемы.

Поучение 22. Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения.

Поучение 22. Св. Антоний сказал: в Царство Небесное никто не войдет без искушений.

ИСПЫТАНИЕ

Поучение 10. Мы должны испытывать себя не только каждый день, но и всякий год, каждый месяц и всякую неделю.

Поучение 11. Каждый вечер и утро и даже по прошествии шести часов должно испытывать себя, и как это делать?

Поучение 16. Возвращаясь в келлию, после посещения братий, должно испытывать себя.

Поучение 17. Прежде нежели скажем или сделаем что-либо, должно испытать, согласно ли это с волею Божиею.

И.

ИОАНН

Поучение 12. Слова св. Иоанна Златоустого о последнем суде.

Поучение 14. Авва Иоанн Колов сказал: человек должен каждый день приобретать понемногу от всякой добродетели.

К.

КЕЛЛИЯ

Поучение 16. Что значит изречение Отцев: "пребывать в келлии есть половина и посещать Старцев также половина?"

Поучение 16. Какая польза для внимательных от пребывания в келлии и посещения братии?

Поучение 16. Возвращаясь в келлию после посещения братии, должно испытать себя.

КЛЕВЕТА

Поучение 18. Как должен поступать тот, кто подвергается клевете.

Поучение 1.Крещение истребляет всякий грех.

КРОТОСТЬ

Поучение 7. Пророк Давид, как пример терпения и кротости.

Поучение 17. Кто избегает огорчающих его, тот убегает кротости.

Поучение 22. Кто ненавидит огорчающих его, тот ненавидит кротость.

Л.

ЛОЖЬ

Поучение 9. Ложь чужда Богу.

Поучение 9. Ложь от диавола.

Поучение 9. Три различных вида лжи.

Поучение 9. В чем состоит ложь мыслию?

Поучение 9. В чем состоит ложь словом?

Поучение 9. Ложь происходит от славолюбия, сластолюбия и сребролюбия.

Поучение 9. Когда по-видимому нужно солгать, то как должно поступить?

Поучение 9. Кто лжет самою жизнию своею.

ЛЕНОСТЬ (нерадение)

Поучение 11. Должно беречься и малой лености, ибо она подвергает нас великим опасностям.

Поучение 13. Нерадение и покой расслабляют душу.

ЛЮБОВЬ

Поучение 4. Различие между исполнением воли Божией из любви и по страху.

Поучение 4. Св. Антоний говорит: "я уже не боюсь Бога, но люблю Его".

Поучение 6. Как св. Аммон любовию своею исправил брата.

Поучение 14. Как приобрести любовь к ближнему.

Поучение 19. Не должно словами просить себе любви от ближнего.

Поучение 19. Ничто так тесно не соединяет людей между собою, как единомыслие.

Поучение 19. Любовь по Богу сильнее естественной любви.

Поучение 22ю Если принимаем подозрения на ближнего и верим своему сердцу, то истребляем чрез это в себе любовь к ближнему.

Поучение 22. Любовь есть узда раздражительности.

Поучение 22. Недостатки ближнего надобно покрывать любовию, и как привлекать его к себе.

М.

Поучение 5.Макарий. Видение св. Макария, служащее примером, как полезно объяснение своих помыслов.

Поучение 12.Малодушие. Некоторые при случающихся скорбях желают смерти; но это неразумно.

Поучение 8.Марк. Авва Марк сказал, что злоба, питаемая помышлениями, раздражает сердце, убиваемая же молитвою и надеждою, сокрушает его.

МИЛОСТЫНЯ

Поучение 14. Преимущество милостыни пред другими добродетелями.

Поучение 14. Различные цели подающих милостыню.

Поучение 14. С какою целию должно подавать милостыню и какая милостыня называется разумною?

Поучение 14. Различные виды милостыни телесной и душевной.

Поучение 14. Каждый может, по силе своей, оказывать милость ближнему.

Поучение 4.Мир. Когда человек приобретает мир?

Поучение 1.Мир. Как мир распинается человеку и человек миру?

Поучение 14.Моисей. Слова Аввы Моисея, как пример самоукорения.

МОЛИТВА

Поучение 2. Какая польза от непрестанной молитвы.

Поучение 8. Молитва за врага – средство против злопамятности.

Поучение 17. Как должно молиться во время смущения от гнева.

Поучение 18. Почему сказал Авва Пимен, что молитва есть одна из главных добродетелей?

Поучение 22. Должно молить Бога, чтобы Он даровал нам внимание и разум к познанию воли Его.

Поучение 22. Во время искушения должно молиться.

Поучение 14.Молчание. Кто разумно хранит молчание?

МОНАШЕСТВО

Поучение 1. Почему некоторые избрали себе монашеский образ жизни?

Поучение 1. Подвизаясь в монашестве, Отцы не только исполнили заповеди, но и дары принесли Богу, и в чем оные заключаются?

Поучение 1. Что означает каждая из одежд монашеских?

МОНАХ

Поучение 2. Монахам несвойственно гневаться и прогневлять других.

Поучение 2. Монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в чем-либо.

Поучение 5. Причина падения монаха есть уверенность в самом себе.

Поучение 10. Монах должен напоминать себе слова св. Арсения: "Арсений, зачем ты вышел из мира?"

Поучение 13. Преуспеяние монаха обнаруживается чрез искушения.

Н.

НАВЫК

Поучение 3. От пренебрежения совести в малом человек приходит в худой навык.

Поучение 9. Можно приобрести навык и к доброму, и к злому.

Поучение 11. Пример того, как страсть может обратиться человеку в навык.

Поучение 11. Сколько пагубно хотя одну страсть обратить себе в навык.

Поучение 12. Должно подвизаться не только против злых навыков, но и против причин их.

НАДЕЖДА

Поучение 22. Надежда на Бога есть путь безопаснейший и самый твердый.

Поучение 22. Надежда на Бога успокаивает нас.

НАМЕРЕНИЕ (цель)

Поучение 15. Во всяком деле важно намерение, с которым оно совершается.

Поучение 16. Все должно делать с благою целию.

Поучение 16. Какую цель должны мы иметь в виду, когда посещаем друг друга.

НАСТАВЛЕНИЕ (наставник)

Поучение 5. Необходимо иметь наставника на пути добродетели, и почему?

Поучение 5. Враг ненавидит не только наставление, но и самый голос, произносящий оное.

Поучение 18. От чего происходит, что мы, зная полезное для нас, не исполняем оного.

НАСТОЯТЕЛЬ

Поучение 17. Как настоятель должен пещись о вверенных ему братиях?

Поучение 11.Нистерой. Авва Нистерой сказал: "кто увлекается страстию, тот будет рабом страсти".

О.

Поучение 4.Обличение. Как поступать, когда видим, что ближний наш согрешает, и что делать для исправления его?

ОБРАЗ БОЖИЙ

Поучение 12. Что значит: сотворим человека по образу нашему и по подобию (Быт. 2, 26)

Поучение 20. Толкование изречения св. Григория: воздадим Образу сотворенное по образу и проч.

Поучение 6.Общежитие есть одно тело и все, составляющие оное, суть члены друг друга.

Поучение 1.Оправдание (самооправдание). В какие бедствия вводит человека самооправдание.

ОСУЖДЕНИЕ

Поучение 6. От пренебрежения малого и по-видимому ничтожного мы впадаем в осуждение ближних.

Поучение 6. Ничто столько не прогневляет Бога как злословие и осуждение ближнего.

Поучение 6. Различие между злословием, осуждением и уничижением ближнего и определение каждого из сих действий.

Поучение 6. Сколь тяжек грех осуждения.

Поучение 6. За что был осужден Фарисей, упоминаемый из Евангелия.

Поучение 6. Сказание об одном Старце, осудившем ближнего.

Поучение 6. Почему мы не должны осуждать ближнего и за явные его поступки?

Поучение 6. Чем один брат удерживал себя от осуждения ближнего?

П.

ПИМЕН

Поучение 5. Авва Пимен говорил: "воля наша есть медная стена между нами и Богом".

Поучение 7. Говорил также: "укоряющий себя никогда не смущается" (и почему?).

Поучение 7. Изречение Аввы Пимена о самоукорении.

Поучение 18. Авва Пимен сказал: "преуспеяние монаха обнаруживается чрез искушения".

Поучение 18. Почему Авва Пимен сказал, что бояться Бога, молиться Богу и делать добро ближнему суть три главные добродетели?

ПИСАНИЕ

Поучение 11. Толкование слов: дщи Вавилоня окаянная (Пс. 136, 8, 9).

Поучение 13. Толкование слов: "внегда прозябоша грешницы, яко трава" и проч. (Пс. 91, 8).

Поучение 14, 22. Что значат слова св. Писания: воля Божия благая, угодная и совершенная (Рим. 12, 2).

Поучение 14. Толкование слов: просите и дастся вам и проч. (Мат. 7. 7).

Поучение 20. Толкование слов: пленил плен (Пс. 7, 19. Ефес. 4, 8).

Поучение 22. При бесчувствии души полезно чтение Божественных Писаний.

Поучение 14.Плотская страсть ничем так не угашается, как состраданием к ближним.

ПОДВИГИ

Поучение 10. Кто в начале понуждает себя к подвигам, тот преуспевает мало-помалу и получает помощь от Бога.

Поучение 10. Что значит изречение одного из св. Отцев: "дай кровь и приими дух"?

Поучение 10. Желающий научиться деланию духовному должен день и ночь подвизаться о сем.

Поучение 20, 21. Как подвизались святые мужи, принося себя в жертву?

Поучение 22. Находящиеся в подвиге иногда падают, иногда сами низлагают противников.

ПОДОЗРЕНИЕ

Поучение 9. Вредно иметь подозрения на ближних и верить своим догадкам и предположениям.

Поучение 9. Замечательный пример, подтверждающий сие.

Поучение 17. Не должно принимать подозрений, внушаемых врагом.

Поучение 22. Если принимаем подозрения на ближнего, то истребляем чрез это в себе любовь к ближнему.

ПОКОЙ

Поучение 7. Для снискания покоя нет другого пути, кроме самоукорения.

Поучение 7, 22. Если кто по истине достоин покоя, тому по устроению Божию сотворится милость.

Поучение 13. Покой расслабляет душу.

ПОМЫСЛЫ

Какую преп. Досифей имел свободу в исповедании своих помыслов?

Поучение 5. Должно открывать свои помыслы и поступки и все делать с советом, и какая от сего польза.

Поучение 5. Пример пользы, происходящей от откровения своих помыслов и вреда от утаения оных.

Поучение 5. Слова св. Аввы Дорофея о самом себе, как пример откровения помыслов.

Поучение 5. Если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать о своих помыслах, то что ему в таком случае делать?

Поучение 5. При благом направлении сердца нашего по воле Божией, Бог просветит и малое дитя, чтобы сказать нам волю Божию.

Поучение 5. Если исполняем что-либо доброе, то должны объяснять Отцам, как исполняем оное, чтобы не погрешить.

Поучение 9, 17. Возникающие в нас лукавые помыслы должно обращать в добрые.

Поучение 12. Четыре помысла, удаляющие человека от Бога.

Поучение 18. Как должно бороться с страстным помыслом?

Поучение 18. Страстные помыслы должно исповедывать, и какая от сего польза.

ПОПУЩЕНИЕ

Поучение 12. Бог оставляет человека тогда, когда он сделает что-либо против своего устроения.

Поучение 14. Все, случающееся с нами, бывает или по благоволению Божию, или попустительно.

ПОСЛУШАНИЕ

Поучение 1. Послушание избавляет человека от греха и смерти, и примеры, подтверждающие сие.

Поучение 1. Послушание должно быть совокуплено со смирением.

Поучение 1. Как высоко ценил послушание св. Василий Великий?

Поучение 1, 5. Предавший себя в послушание Отцам имеет беспечалие и покой.

Поучение 4. Исполняя какое-либо дело (послушание), должно стараться сохранить при этом и душевное свое устроение.

Поучение 4. Как должно исполнять послушание, и как поступать, если возникнет смущение?

Поучение 17. Как должно вести себя, находящемуся в послушании?

Поучение 19. Кто полагается на свой разум и свое суждение, тот не может повиноваться.

ПОСТ

Поучение 15. Как и почему установлен пост св. Четыредесятницы?

Поучение 15. Как должен поступать желающий в течение св. Четыредесятницы очиститься от грехов всего года?

ПРАЗДНИКИ (Пасха, Пятидесятница и проч.)

Поучение 15. Почему Господь воссел на жребя при входе в Иерусалим, и мы встречаем Его в день сего праздника с пальмовыми ветвями?

Поучение 20. Как должны мы, по словам св. Григория, совершать праздничные песнопения и в особенности праздник Пасхи?

Поучение 20. Что значит Пасха Христова?

Поучение 15. Что означается тем, что мы не преклоняем колен в продолжении св. Пятидесятницы?

Поучение 21. Как должно праздновать память св. мучеников?

ПРИСТРАСТИЕ

Поучение 1. Почему не должно иметь пристрастия к вещам?

Поучение 18. Чтобы не впасть в раздражительность и злопамятность, не должно иметь пристрастия к вещам.

ПРОИЗВОЛ (произволение)

Поучение 16. Каждый получает пользу, или вред от своего душевного состояния; примеры, подтверждающие сие.

Поучение 16. Если захотим, можем во всяком деле получать пользу и вред.

Поучение 20. От нашего произволения зависит наше спасение.

ПРОМЫСЛ

Поучение 7, 13. Ничего не бывает с нами без промысла Божия.

Поучение 7. При всем, случающемся с нами, мы должны взирать горе и предаваться Божию промыслу.

Поучение 7. Замечательный пример преданности воле Божией.

Поучение 12. Хорошо уповать при каждом деле на Бога, ибо ничего не бывает с нами без воли Божией.

Поучение 13, 17. Бог знает, что нам полезно, и сообразно с сим устрояет все, касающееся до нас, даже и самое маловажное.

Поучение 14. Все, случающееся с нами, бывает или по благоволению Божию, или попустительно.

Все, касающееся до нас, должно предоставить Богу и полагаться на Его промысл.

ПУТЬ

Почему тесный путь в то же время может быть назван и пространным?

Поучение 5. Человек тогда только видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю.

Надежда на Бога есть путь безопасный и самый твердый.

Р.

РАЗУМ

Поучение 5. Чему подвергается человек, который следует своей воле и своему разуму (оправданию)?

Поучение 19. Кто полагается на свой разум и свое суждение, тот не может повиноваться.

С.

САМОЛЮБИЕ

Самолюбие – корень всех страстей – врачуется отсечением своей воли.

СВЯТЫЙ

Поучение 1. Святые смиренною жизнию соединяли себя с Богом.

Поучение 2. Каждый из Святых шествовал путем смиренномудрия.

Поучение 2. Святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными, и пример, поясняющий сие.

Поучение 2. Святые убегают человеческой славы.

Поучение 6. Как Святые обращаются с согрешающими.

Поучение 20, 21. Как Святые умерщвляли себя и приносили себя в жертву.

Поучение 21. Почему св. мученики называются жертвами одушевленными и всесожжениями словесными?

Поучение 21. Соблюдением заповедей Святые приближаются к Богу.

СЕРДЦЕ

Поучение 1. Без сокрушения сердца невозможно освободиться от зла и приобрести добродетели.

Поучение 16. От чего рождается в нас добросердечие?

Поучение 19. Человек страстный не должен веровать своему сердцу.

Поучение 13.Сисой. Изречение Аввы Сисоя о страстях.

СКОРБИ (оскорбления)

Поучение 1. От чего человек по падении подвергся всем скорбям?

Поучение 7. Почему мы переносим иногда оскорбление без смущения?

Поучение 7. Жалкий пример того, как один брат из презрения к ближним переносил наносимые ему от них оскорбления.

Поучение 7. Мы не переносим оскорблений, потому что мы не укоряем самих себя.

Поучение 7. Оскорбляющие нас только показывают нам сокровенные в нас страсти.

Поучение 7. Если скорбим о том, что не получаем нужной нам вещи, то как поступать нам в таком случае.

Поучение 7. Все, что ни случается с нами скорбного, мы терпим за грехи наши.

Поучение 7. Кому уподобляется человек, обвиняющий людей в своих скорбях.

Поучение 10. Как должно поступать, когда кто-либо нас оскорбляет?

Поучение 12. Некоторые по малодушию при случающихся скорбях тяготятся жизнию; но это неразумно.

Поучение 12. Мы должны благодарить Бога, если сподобляемся немного поскорбеть здесь, дабы обрести малый покой.

Поучение 13, Бог не презирает ни малейшей скорби нашей.

Поучение 13. Почему мы отягощаемся скорбями?

Поучение 13. Как должно переносить искушения и скорби.

Поучение 13. Душа чрез скорби входит в св. покой.

Поучение 13. Скорби привлекают к душе милость Божию.

Поучение 19. Великий подвиг – не судить оскорбляющих нас и не мстить им.

Кто нам досадит, за того мы должны молиться Богу, как за благодетеля и врача сластолюбия нашего.

Как должно переносить находящие на нас скорби, если имеем грехи, и как, если не имеем их?

Кто ненавидит оскорбляющих его, тот ненавидит покой о Христе.

СМИРЕНИЕ

Чрез отсечение своей воли св. Дорофей научился лучшему способу возвыситься – смирению.

Поучение 2. Одно только смирение бывает выше всех сетей диавольских и избегает их.

Поучение 1. Чрез смиренномудрие можно быть помилованным.

Поучение 1. От смиренномудрия рождается послушание.

Поучение 1. В чем состоит истинное смиренномудрие?

Поучение 1. В смиренномудрии заключается: всякая радость, слава и покой, а в гордости все противное.

Поучение 1. Смиренномудрие оживляет (нас), а высокомудрие умерщвляет.

Поучение 1. Чада смиренномудрия суть: самоукорение, недоверие своему разуму и ненависть к своей воле.

Поучение 1. Без смирения нельзя повиноваться заповедям и достигнуть чего-либо благого.

Поучение 1. Святые смиренною жизнию соединили себя с Богом.

Поучение 2. Прежде всего нужно смиренномудрие и почему?

Поучение 2. Смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника.

Поучение 2. Никакая добродетель не может быть совершена без смиренномудрия.

Поучение 2. Каждый из Святых шествовал путем смиренномудрия.

Поучение 2. Смирение одно может нас ввести в Царство Божие, но только медленно.

Поучение 2. Свойства смирения.

Поучение 2. Смирение ни на кого не гневается и никого не прогневляет.

Поучение 2. Смирение одно только сопротивляется тщеславию.

Поучение 2. Оно привлекает в душу благодать Божию.

Поучение 2. Оно покрывает душу от всякой страсти и от всякого искушения.

Поучение 2. Смиренный, в случае скорби, прибегает к самоукорению, и чрез то получает спокойствие.

Поучение 2. Два вида смирения и в чем они состоят.

Поучение 2. Совершенное смирение рождается в душе от исполнения заповедей.

Поучение 2, 14. Чем более человек приближается к Богу, тем более видит себя грешным, и пример, поясняющий сие.

Поучение 2. Беседа Аввы Зосимы с софистом о приобретении смирения.

Поучение 2. Смирению нельзя научиться из одних слов, но оно приобретается опытом и делами.

Поучение 2, 5. Слова Аввы Агафона, как образец смирения.

Поучение 2, 14. В чем состоит путь к смирению?

Поучение 2. Какая польза от того, чтобы считать себя ниже всех.

Поучение 2. По мере того как человек смиряется, он получает помощь от Бога и преуспевает.

Поучение 2. Смирение избавляет человека от многих зол и покрывает его от всяких искушений.

Поучение 4. Примеры смиренномудрия и терпения Аввы Дорофея.

Поучение 8. Изречение Аввы Зосима о смирении.

Поучение 9. Осуждать себя есть дело смирения.

Поучение 10. Что должен знать молящийся Богу: "Господи, дай мне смирение", и как Бог дает нам оное.

Поучение 12. Если мы сделаем что-либо доброе, то должны покрыть оное смиренномудрием.

Поучение 14. Всякая добродетель без смирения не есть добродетель.

Поучение 14. Нельзя спастись без смиренномудрия.

Поучение 14. Для совершения добродетели нужно смирение.

Поучение 14. Кто разумно смиряется.

Поучение 17. Кто ненавидит поношение, тот ненавидит смирение.

Поучение 19. Не презирать даяния ближнего есть дело смиренномудрия.

СМУЩЕНИЕ

Поучение 13. Смущение есть дело неразумия и гордости и от чего оно происходит?

Поучение 13. Не должно смущаться и тогда, когда тревожит нас страсть.

СОВЕСТЬ

Поучение 3. Совесть есть нечто Божественное, всеянное в нас от Бога.Поучение 3. Последуя совести, Патриархи и Святые, бывшие прежде Закона, угодили Богу.

Поучение 3. Что сделалось нужным тогда, когда люди попрали совесть.

Поучение 3. В нашей воле состоит повиноваться совести или попирать ее и пренебрегать ею.

Поучение 3. Совесть в Евангелии (Мат. 5, 25, 26) называется соперником, и почему?

Поучение 3. Не должно попирать совести и в самом малом, и почему?

Поучение 3. Как должно хранить совесть свою в отношении к Богу?

Поучение 3. Что значит хранить совесть свою в отношении к ближнему?

Поучение 3. В чем состоит хранение совести в отношении к вещам?

Поучение 3. Монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в чем-нибудь.

Поучение 4. Хранение совести в отношении к ближнему рождает смиренномудрие.

Поучение 17. Должно хранить совесть свою во всем.

Поучение 18. Что мы должны думать, когда исполним какое-либо дело по силе своей и совести?

Поучение 4.Спор. Не должно спорить и соблазнять брата.

СТРАСТИ

Поучение 1. Исполнением заповедей человек очищается не только от грехов, но и от страстей.

Поучение 1. Различие между грехами и страстями.

Поучение 2. Смирение покрывает душу от всякой страсти.

Поучение 8, 11. Должно отсекать страсти, пока они еще не возросли.

Поучение 10. Человек может находиться в трех состояниях относительно страсти: он или действует по страсти, или сопротивляется страсти, или искореняет ее.

Поучение 10. Иногда человек удерживается от одной страсти по внушению другой.

Поучение 10. Кто разумно искореняет страсть?

Поучение 10. Кому подобны: действующий по страсти и искореняющий оную?

Поучение 11. Каждая страсть имеет врачевством противоположную ей заповедь.

Поучение 11. Беседа одного Старца с учениками своими об искоренении страстей, подтвержденная сравнением.

Поучение 11. Если страсти укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их.

Поучение 11. Толкование текста: дщи Вавилоня окаянная и проч. (Пс. 136, 8, 9) по отношению к страстям.

Поучение 11. Жалкий пример того, как страсть может обратиться человеку в навык.

Поучение 11. Авва Нистерой сказал: "кто увлекается страстию, тот будет рабом страсти".

Поучение 11. Сколь пагубно хотя одну страсть обратить себе в навык.

Поучение 12. Что сказал Евагрий о том, кто предается страстям и желает скорее умереть?

Поучение 12. Должно подвизаться не только против страстей, но и против причин их.

Поучение 12. Должно очищать душу от страстей и насаждать в ней добродетели.

Поучение 12. Каждая страсть имеет противоположную ей добродетель.

Поучение 12. Страсти не принадлежат нам по естеству, но душа, по сластолюбию уклонившись от добродетели, водворяет в себе страсти.

Поучение 13. Не должно смущаться и тогда, когда тревожит нас страсть.

Поучение 13. Невозможно, чтобы тот, кто исполняет страсти, не имел от них скорби.

Поучение 13. Изречение Аввы Сисоя о страстях.

Поучение 13. Человеку удобнее бороться со страстию, пока он еще не исполнил ее на деле, нежели после того, как он продастся ей.

Поучение 13. Толкование слов: внегда прозябоша грешницы, яко трава и проч. (Пс. 91, 8), по отношению к страстям.

Поучение 13. Сравнение исхода Израильтян из Египта с освобождением души из плена страстей и греха.

Поучение 13. Когда диавол видит, что Бог умилосердился над душею и готов ее помиловать, тогда он (диавол) сильнее борет ее и отягощает страстями.

Поучение 14. Служащий больным освобождается от страстей и от браней.

Поучение 18. Как должно бороться со страстными помыслами?

Поучение 18. Страстные помыслы должно исповедывать, и какая от сего польза?

Поучение 19. Человек страстный не должен верить своему сердцу.

Поучение 19. С каким намерением должно желать избавления от страстей?

Поучение 19. Какой признак того, что мы добровольно исполняем страсть.

СТРАХ БОЖИЙ

Поучение 4. Два вида страха: первоначальный и совершенный, и в чем оные состоят?

Поучение 4. Совершенного страха нельзя достигнуть иначе, как только первоначальным страхом.

Поучение 4. Как человек приобретает страх Божий.

Поучение 4. Дерзость отгоняет от души страх Божий.

Поучение 14. Страх Божий побуждает душу к хранению заповедей.

Поучение 18. Почему Авва Пимен сказал, что бояться Бога есть одна из трех главных добродетелей.

СУД БОЖИЙ

Поучение 6. Бог не всех людей судит одинаково, и почему?

Поучение 6. Пример, показывающий различие суда Божия о людях.

Поучение 12. Слова св. Иоанна Златоустого о последнем суде.

Т.

Поучение 20.Таинство. Какова сила таинства смерти Христовой.

ТЕРПЕНИЕ

Поучение 4. Примеры терпения и смиренномудрия Аввы Дорофея.

Поучение 7. Почему мы переносим иногда оскорбления без смущения?

Поучение 7. Пример того, как один брат из презрения к ближним переносил наносимые ему от них оскорбления.

Поучение 7. Замечательный пример терпения и кротости одного больного Старца.

Поучение 7. Пример терпения и кротости в истории пророка Давида.

Поучение 14. Без терпения и мужества никто не может совершить ни одной добродетели.

Поучение 18. Как должно поступать тому, кто подвергся клевете?

Кто нам досадит, за того должны мы молиться, как за благодетеля и за врача сластолюбия нашего.

ТРУД

Поучение 2, 14. Телесные труды ведут к смирению, если совершаются разумно.

ТЩЕСЛАВИЕ

Поучение 2. Одно только смирение противится тщеславию.

Поучение 10. Действия страсти тщеславия.

Поучение 12. Делая доброе, надобно удаляться тщеславия.

Поучение 18. Не должно выказывать себя ни в слове, ни в деле.

У.

УКОРЕНИЕ (самоукорение)

Поучение 2. Смиренный, в случае скорби, прибегает к самоукорению и чрез то получает спокойствие.

Поучение 7. Мы неравнодушно переносим оскорбления, потому что не укоряем себя.

Поучение 7. Как необходимо каждому из нас самоукорение.

Поучение 7. Авва Пимен говорил, что укоряющий себя никогда не смущается.

Поучение 7. Как поступать тому, кто не находит причины к самоукорению.

Поучение 7. Пример вреда от недостатка самоукорения.

Поучение 7. Какой вред происходит от того, что мы укоряем ближних наших?

Поучение 7. Изречения св. Антония и Аввы Пимена о самоукорении.

Поучение 7. Без самоукорения человеку трудно устоять в добродетели.

Поучение 6.Уничижение. В чем состоит уничижение (нами) ближнего?

Поучение 11.Усердие. Замечательное видение одного прозорливого Старца о усердных и ленивых к Божественной службе.

Х.

Поучение 2.Хула происходит от гордости.

Ч.

Поучение 1. В каком состоянии находился человек в раю?

Поучение 1. Почему Бог изгнал человека из рая?

Поучение 11. Каким образом человек должен постепенно очищать себя?

Поучение 12. Невозможно человеку не пожать того, что он посеял.

Поучение 12. Что значит: сотворим человека по образу нашему и подобию? (Быт. 2, 26).

Поучение 12. Бог оставляет человека, когда он сделает что-либо против своего устроения.

Поучение 12. Человек никогда не должен быть без заботы о своем спасении.

Поучение 13. И один помысл может удалить человека от Бога.

Поучение 16. От чего рождается в человеке добросердечие.

Поучение 15.Чревоугодие. Два вида чревоугодия, и в чем они состоят?

Алфавитный указатель наставлений,

содержащихся в творениях

преподобного Аввы Дорофея

А.

АГАФОН

Поучение 2, 5. Слова Аввы Агафона, как образец смирения.

Поучение 4. Изречение Аввы Агафона о дерзости.

Поучение 1.Адам, если бы покаялся после падения, мог бы быть помилован.

Поучение 6.Аммон. Как св. Аммон любовию исправил брата?

АНТОНИЙ

Поучение 2. Св. Антоний видел сети диавола, распростертыми повсюду.

Поучение у. Св. Антоний говорил: "я уже не боюсь Бога, но люблю Его".

Послание Аввы Дорофея. Св. Антоний сказал: "в царство небесное никто не войдет без искушений".

Поучение 7. Изречение св. Антония о самоукорении.

Поучение 10.Арсений. Св. Арсений всегда говорил себе: "Арсений, зачем ты вышел из мира?"

Б.

Поучение 2.Благодать. Смирение привлекает в душу благодать Божию.

Поучение 13, 17.Благодарение. Мы должны благодарить Бога за все случающееся с нами и все принимать без смущения.

Как поступать после того, когда скажешь брату что-либо полезное?

Должно говорить не по тщеславию, но со смирением и страхом Божиим.

Если кто из Старцев спросит о чем-либо, то как ему отвечать?

Чтобы не увлекаться излишне разговором и не впадать чрез то в славолюбие, должно избегать многословия.

Неполезны беседы должно прекращать.

Что рождается от пустых бесед.

Желающий быть иноком хранит себя от пустых бесед.

Благодарение. Если кто-либо окажет другому благодеяние, и тот будет благодарить его, должно ли ему отвечать, и как?

Всякий должен с благодарением терпеть все, что по необходимости постигает его.

Благодать. Если не знаешь полезного, то последуй знающему: это есть смирение, и получишь благодать Божию.

Ближний брать Какое расположение должно иметь к брату, объяснившему наш поступок Авве?

Как поступать при встрече с ближним?

Если будешь сострадать ближним, то сам получишь помощь.

Как избавиться от бесполезных посещений?

Как поступать, если кто-либо из ближних просит нас о чем-либо, не противном воле Божией?

Каким образом должно исправлять ближних?

Сколько должно давать ближнему, когда смущает скупость или тщеславие?

Бог жаждет видеть спасение наше.

Брань. Брани делают человека искусным.

Брат. Как поступать, когда видим, что брат делает что-либо несогласно с нашею волею?

Должно объяснять Авве о поступках других братий, но когда и как это делать?

Как поступать, если дело, в котором нет греха, соблазняет брата?

Как поступать, если случится обидеть брата словом, и он не поймет сего?

Если братия, находящиеся в одном послушании с нами, в чем-либо согрешат, то как их исправлять без смущения?

Когда и как должно делать брату поклон, прося прощения?

В.

Василий. Как св. Василий Великий говорит о благотворении ближнему?

Св. Василий говорит, что человеку, пристрастному к чему-либо настоящему, невозможно быть учеником Господним.

Воля. Как достигнуть отсечения своей воли?

Отсечение своей воли есть кровопролитие.

Отсечение своей воли вменяется человеку в жертву.

Что значит отвергнуться себя и взять крест свой?

Кто хочет быть иноком, тот ни в чем отнюдь не должен иметь своей воли.

Кто по истине желает быть учеником Христовым, тот ни в чем не имеет власти над самим собою.

Живущий в общежитии ни в чем не имеет власти поступать по своей воле.

Отсечение своей воли состоит и в том, чтобы не спорить из желания поставить на своем.

Врачевание. Врачебные книги можно читать тому, кто служит больным.

Врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым.

Мы должны надеяться не на врачевания, но на Бога, Который умерщвляет и оживотворяет.

Г.

Гордость. Должно беречься высокоумия, чтобы не потерять всего.

Безмолвие подает человеку повод к высокоумию, прежде нежели он приобретет себя, т. е. будет непорочен.

Гордость и самооправдание препятствуют покаянию.

Грех. Должно испытывать свои согрешения.

Д.

ДЕМОНЫ (диавол)

Бог не попускает демонам выше меры нападать на человека и не дает им полной воли над ним.

Произносить запрещения на демонов есть дело мужей великих.

Диавол прельщает нас под видом добра.

ДЕРЗНОВЕНИЕ (свободное обращение)

Свобода в обращении есть причина всех зол в человеке.

Свободное обращение есть мать страстей.

Свободного обращения нельзя обуздать без болезни сердечной, без трезвения и плача.

Добро. Все, что делаем доброго, должно скрывать.

Если не будем думать, что мы сделали что-либо доброе, то награда наша сохранится в целости.

Добродетель. В чем состоит средний путь (добродетели), безопасный от падения?

Дела. Должно призывать Бога при всяком деле, и как это исполнять?

Когда призовем имя Божие при каком-либо деле и все еще сомневаемся, то как поступать?

Когда видишь, что не хорошо делается что-нибудь, должно ли сказать о сем делающему?

Ж.

Жертва. Отсечение своей воли вменяется человеку в жертву.

З.

Забвение. Забвение рождается от нерадения.

Забвение изгоняет теплоту и молитву.

Когда человек увлечется и рассеется, то должен воззывать себя к началу пути.

Как избавиться от забвения и пленения помыслов.

Заповеди. Как поступать, когда забудем данные от Отца заповедь или совет?

Когда нарушим заповедь, должно спешить к покаянию и не предаваться нерадению.

Зло. Что помогает нам исторгнуть из себя внутреннее зло и чисто покаяться.

Знание. Когда предстоит случай выказать свое знание, должно молчать.

И.

Исаия. Какую доверенность имели многие в Авве Исаии.

Имение. Кто предал душу свою Отцам (духовным), тот не должен сомневаться предать им маловажное (т. е. имение), чтобы самому быть без попечения.

К.

Келлия. Если, пребывая в келлии, рассеиваемся мысленно, то должно укорять себя и повергать немощь свою пред Богом.

Книги. Врачебные книги можно читать тому, кто служит больным.

М.

Милость. Милостыня. К творению милости надобно приучать сердце.

Как Василий Великий говорит о благотворении ближнему?

Молитва. Как должно молиться во время плотской брани?

Чрез сердечное болезнование можно приобрести всегдашнюю теплоту и молитву.

Забвение изгоняет теплоту и молитву.

К молитве Отцев должно присоединять и собственное старание.

Должно непрестанно говорить: "Иисусе, помоги мне", и Он поможет нам.

Немощные должны противиться страстным помыслам, призыванием имени Иисусова.

Страсти суть демоны и изгоняются призыванием имени Иисусова.

Иметь заповедь (от Отца) и стараться сохранять ее – в сем заключается и повиновение, и память Божия.

Каждый, по мере своей, может сохранять память Божию.

Молчание. Многоглаголание оскверняет человека.

Языка нельзя обуздать без болезни сердечной, без трезвения и плача.

Хорошо говорить Бога ради и хорошо молчать Бога ради.

Кто говорит Бога ради и кто молчит Бога ради?

Монах. В чем состоит делание монаха?

Тот монах, кто исполняет дело монашеское.

Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чем не должен иметь своей воли.

Желающий быть иноком хранит себя от пустых бесед.

Как поступать монаху, когда ему что-либо подарят?

Н.

Настоятель. Если послушание, которое нам назначают, превосходит наши силы, то должно объяснить о сем настоятелю.

Должно объяснять Авве (настоятелю) о поступках других братий, но когда и как это должно делать?

Неверие. Не переносить бесчестия есть дело неверия?

Недоумение. Как поступать в случае недоумения при внезапном вопросе?

Немощь. Как должно подвизаться тому, кто немощен телом?

Нерадение. Когда нарушена заповедь, должно спешить к покаянию и не предаваться нерадению.

Нистерой. Что говорил о себе Авва Нистерой?

Нищета. Как нищих ублажает Господь?

О.

Общежитие. Живущие в общежитии суть как бы одно тело.

Живущий в общежитии ни в чем не имеет власти поступать по своей воле.

Все, что принадлежит общежитию, есть Божие.

Отречение. В чем состоит совершенное отречение?

Слова: се мы оставихом вся и вслед Тебе идохом (Матф. 19, 27) относятся не только к имениям, и к помыслам и желаниям.

Отцы. Кто предал душу свою Отцам (духовным), тот не должен сомневаться предать им маловажное (т. е. имение).

Молитвы Отцев общежития помогают живущим в нем.

Как поступать, когда забудем данные от Отцев заповедь или совет?

К молитве Отцев должно присоединять и собственное старание.

Отчаяние есть великая радость диаволу.

П.

Печаль. От чего рождается в сердце печаль по Богу?

Пища. Ее не должно вкушать с услаждением.

Принимая пищу, должно благодарить Бога и осуждать себя, как недостойного.

Плач. Плач удаляет от нас свободу в обращении.

Плач омывает человека от грехов, и как оного можно достигнуть?

Есть ли сердечный плач без слез?

Как сохранить плач, когда находимся среди людей и служим другим?

Плотская брань. От чего происходит плотская брань и как поступать во время оной?

Как распознать, своею ли похотию искушается человек или врагом?

Какой признак согласия с сею страстию?

Во время плотской брани должно уклоняться от лица, к которому имеем влечение.

Для избавления от постыдных страстей не должно ни с кем обращаться свободно, особенно же с теми, к кому сердце склоняется по страсти.

Подозрения. Не приписывай никому того, чего не знаешь неверно, ибо это погибель душевная.

Покаяние. Как должно полагать начало покаяния?

Кто хотя падает, но восстает, тем не овладеет нерадение, но Бог приведет его в устроение усердных делателей.

Когда нарушим заповедь, должно спешить к покаянию и не предаваться нерадению.

Гордость и самооправдание препятствуют покаянию.

Поклон. Как поступать тому, кто, делая поклон при других, краснеет по тщеславию?

Нужно ли делать поклон, когда просим прощения у младших?

Когда и как должно делать брату поклон, прося прощения?

Помыслы. Не должно покоряться помыслам, всеваемым от демонов.

Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы.

Как избавиться от пленения помыслов и от забвения?

Кто чистосердечно объясняет свои помыслы (Авве), тот не должен обращать внимания на слова других.

Что значит внимать своим помыслам, и когда должно сие делать?

Как должно противиться страстным помыслам?

Произносить запрещение на страстные помыслы есть дело мужей великих.

Немощные должны противиться страстным помыслам чрез призывание имени Иисусова.

Не должно молчать о своих помыслах, но объяснять о них Отцам духовным.

Скрывающий свои помыслы пребывает неисцелен.

Послушание состоит в том, чтобы не иметь своей воли.

Попечение ради Бога (послушание) есть духовное делание.

Когда повелят что-либо, не должно противоречить, но исполнять с послушанием, ибо это приводит к смирению.

Если послушание, которое нам назначают, превосходит наши силы, то должно объяснить о сем настоятелю.

Иметь заповедь (от Отца) и стараться сохранить ее, всем заключается и повиновение.

При послушании не должно унывать, падая и восставая, ползаясь и укоряя себя.

Если братия, находящиеся с нами в одном послушании, в чем-либо согрешать, то как их исправлять без смущения?

Похвала. Если кого-либо хвалят, то должен ли он отвечать?

Что должно сказать соблазнившемуся молчанием в ответ на похвалу?

Почему некоторые из святых смиренно отвечали на похвалу?

Приветливость. В чем состоит приветливость?

Пристрастие. Как поступать, когда, имея надобность в какой-либо вещи, чувствуешь к ней пристрастие?

Р.

Рассуждение. Без болезни сердечной никто не получает дарования различать помыслы.

В чем должен состоять сердечный труд человека для того, чтобы достигнуть дара рассуждения?

С.

СВОБОДНОЕ ОБРАЩЕНИЕ (см. дерзновение)

Сердце.Чрез сердечное болезнование можно приобрести всегдашнюю теплоту и молитву.

Всякое дарование получается чрез болезнование сердца.

В чем состоит сокрушение сердца?

От чего рождается в сердце печаль по Богу?

Славолюбие. Чтобы не увлекаться излишне разговором и не впадать чрез то в славолюбие, должно избегать многословия.

Смирение. Смирение расторгает все сети вражеские.

Смирение не падает, но воздвигает от падения тех, которые имеют его.

Оно есть орудие, искореняющее все плевелы с поля Владыки.

Почитай себя за ничто, и мысль твоя не будет смущаться.

Смирение охраняет глаза от развлечения и всего человека от всякого зла.

Что значит вменять себя ни во что?

Если кто считает себя ниже всей твари, а действия его не соответствуют сему, то как о сем думать.

Каким путем можно скорее достигнуть спасения: трудами или смирением?

Труд без смирения суетен и не вменяется ни во что.

Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает цели.

Имеющий смирение с уничижением также достигает оной.

Кто имеет одно только смирение, тот, хотя и успевает, но не так скоро.

В чем состоит истинное смирение?

Как поступать желающим приобрести истинное смирение?

Для приобретения смирения недостаточно одного самоуничижения, но нужно перенести и внешние поношения и досады от людей.

Для приобретения смирения не должно самому собою вызываться на исполнение низких дел, но исполнять повелеваемое.

Что приводит к смирению?

Все страсти препобеждает смирение, которое всякий приобретает трудом.

Кто желает смирения и не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения.

В безмолвии должно иметь смирение.

Чем более человек нисходит в смирение, тем более преуспевает.

Если не знаешь полезного, то последуй знающим, это есть смирение, – и получишь благодать Божию.

Смущение. Ничего не должно говорить со смущением, ибо зло не рождает добра.

Соблазн. Если соблазним кого-либо, то понесем (за сие) осуждение.

Сон. Кто достиг меры духовного возраста, тот не упояется чувственным сном, но только пользуется естественным.

Сострадание. Если будем сострадать ближним, то и сами получим помощь.

В чем состоит сострадание к ближнему.

СТРАННИЧЕСТВО (странник)

В чем состоит странничество.

Как обращаться со странником.

Страсти. Без труда и сокрушения сердечного никто не может избавиться от страстей и угодить Богу.

Должно попирать страсти, чтобы они не попрали нас.

Все страсти препобеждает смирение.

Страсти суть те же скорби.

В отношении всякой страсти нет ничего полезнее, как призывать имя Божие.

Страсти суть демоны и изгоняются призыванием имени Иисусова.

Почему мы побеждаемся страстями и не получаем силы преодолевать их?

Страх Божий. Должно говорить (брату полезное) со страхом Божиим.

Стыд. Помышляя о всенародном стыде пред Господом, мы вменим человеческий стыд ни во что.

Т.

Терпение. Всякий должен с благодарением терпеть все, что по необходимости постигает его.

Труд. Каким путем можно скорее достигнуть спасения: трудами или смирением?

Труд без смирения суетен и не вменяется ни во что.

Кто соединяет смирение с трудом, тот скоро достигает цели.

Уничижение заменяет труд.

Тщеславие. Как освободиться от тщеславия.

Самопроизвольный вызов на исполнение низких дел приводит к тщеславию.

Когда кто думает, что он отвечает смиренно, то это уже есть тщеславие.

Боязнию тщеславия не должно удерживаться от того, чтобы сказать брату полезное.

О тщеславии вообще.

Как поступать тому, кто, делая поклон при других, краснеет по тщеславию?

Только те могут быть свободны от славолюбия и тщеславия, которые совлеклись ветхого человека.

У.

Укорение себя. Бог попускает на нас искушения для того, чтобы мы укоряли себя.

Если мы, пребывания в келлии, рассеиваемся мыслями, то должны укорять себя и повергать немощь свою пред Богом.

Уничижение. Имеющий смирение с уничижением достигает цели (т. е. преуспеяния духовного).

Уничижение заменяет труд.

Что есть уничижение?

Уничижение бывает двоякого рода.

Ч.

ЧЕЛОВЕК (человекоугодие)

Человек должен привнести свое усилие и старание, а покров, милость и подаяние силы зависит от Бога.

Если человек не отсечет плотского мудрования и не сделается несколько настойчивым ради Бога, то впадет в человекоугодие.

Чревоугодие. Чревоугодия нельзя обуздать без болезни сердечной, без трезвления и плача.

Чувства. Должно обуздывать органы чувств своих.

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова