Эмиль Дюркгейм
Воспоминания о нем Жильсона;
Из книги: Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения.
Антология. / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. – М.:
Канон+, 1998. – 432 с. – (История философии в памятниках)
Эмиль Дюркгейм (Emile Durkheim) родился в 1858 г. в
Эпинале (Лотарингия). В 1882 г. он закончил Высшую Нормальную школу Париже
и стал преподавать философию в лицеях. В 1886-1902 гг. од читал лекции в Бордоском
университете, а с 1902 г. был профессором в Сорбонне, где возглавил одну из первых
в мире кафедр социологии. В 1898-1913 гг. Э. Дюркгейм издавал журнал «Социологический
ежегодник». Сотрудники журнала, приверженцы социологических воззрений Э. Дюркгейма,
составили ядро так называемой «французской социологической школы», занимающей
ведущее место в европейской социологии до 30-х годов ХХ в. Умер Э. Дюркгейм в
1917 г. в Фонтебло под Парижем.
Среди работ Э. Дюркгейма, посвященных изучению религии, следует особо выделить
его последнюю книгу «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемистическая система
в Австралии» (1912).
Э. Дюркгейм отстаивал специфический характер социальной
реальности и ее первостепенное значение в формировании и регуляции сознания и
поведения человека. Исходя из этого, он открыто провозгласил религию социальным
явлением. В противовес существующим в его время концепциям происхождения религии
Э. Дюркгейм доказывал, что никакие наблюдения человека ни над внешней, ни над
своей собственной природой не могли породить религиозных верований. Эти верования
могли зародиться только в обществе, в сфере коллективных представлений, которые
человек получает не из своего личного опыта, но которые навязываются ему общественной
средой. Э. Дюркгейм отводил религии важную роль в жизни общества и утверждал,
что она будет существовать до тех пор, пока существует человечество, изменяя лишь
свои формы.
Включенный в антологию фрагмент содержит введение и первую
главу книги Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни». В нем формулируются
исходные теоретико методологические принципы религиоведческой концепции Э. Дюркгейма
и дается определение религии.
Оттуда же: глава 1. Элементарные формы религиозной
жизни.